Канон святому священномученику Феодоту Анкирскому и с ним семи девам
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Память: 31 мая (18 мая ст. ст.); 20 июня (07 июня ст. ст.); 29 сентября (16 сентября ст. ст.); 19 ноября (06 ноября ст. ст.); 20 ноября (07 ноября ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, пресла́вно погрузи́вшему фарао́на в мо́ри, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.
Пое́м Го́сподеви, челове́ческую не́мощь на неви́димаго врага́ укре́пльшему и побе́дами венча́вшему.
Богода́нную, страстоте́рпче, побе́ду прие́мь, не побежде́н супоста́ты яви́лся еси́, Феодо́те сла́вне, те́х побежда́я.
Чистоты́ боже́ственныя добро́тою укра́шени, в суди́лище, я́коже в неве́стник, де́вы внидо́сте, пою́ще Жениха́ Христа́.
Богоро́дичен: Бы́хом, Богоро́дице, Твои́м Рождество́м вси́ о́бщницы боже́ственныя сла́вы, и́же любо́вию сла́вяще Ма́терь Тя́ все́х Бо́га.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: В Го́споде Бо́зе мое́м се́рдце мое́ утверди́ся, те́м немощству́ющии препоя́сашася си́лою.
О Го́споде Бо́зе твое́м укре́плься, му́чениче Феодо́те, враги́ супроти́вныя и́стиною уничижи́л еси́.
Дебельство́ плотско́е воздержа́нием отло́жше, к высоте́, страстоте́рпцы, страда́ния впери́стеся.
К ласка́нием враго́в слу́ха не прикло́ньше, пострада́сте зако́нно, зако́нов боже́ственных послу́шавше.
Богоро́дичен: На ка́мени, Де́во, Твое́ю наде́ждею утвержде́ни, ника́коже треволне́нием искуше́ний поколеби́мся.
Седа́лен, гла́с 4.
Все́м служи́тель, Ду́хом Боже́ственным пома́зався, бы́л еси́, сла́вне, и, пострада́в тве́рдо, вельми́ просла́вился еси́. Те́мже тя́, соше́дшеся, Феодо́те, почита́ем, ве́рою соверша́юще святу́ю твою́ па́мять, в не́йже моли́твами твои́ми вся́ спаса́й.
Богоро́дичен: Де́во Всенепоро́чная, Я́же Пресу́щнаго Бо́га ро́ждшая, со безпло́тными Того́ непреста́нно моли́ оставле́ние прегреше́ний и исправле́ние жития́ да́ти на́м пре́жде конца́, ве́рою и любо́вию пою́щим Тя́ по до́лгу, еди́на Всепе́тая.
Крестобогоро́дичен: На Кресте́ Тя́ возвы́шена я́ко узре́ Пречи́стая Ма́ти Твоя́, Сло́ве Бо́жий, ма́терски рыда́ющи, веща́ше: что́ но́вое и стра́нное сие́ чу́до, Сы́не Мо́й? Ка́ко, Жи́знь все́х, вкуша́еши сме́рти, оживи́ти ме́ртвыя хотя́, я́ко Милосе́рд?
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах слу́х Твоего́ смотре́ния, я́ко от Де́вы роди́лся еси́, ро́ждшую не опали́в: и просла́вих, Спа́се, снизхожде́ние Твое́.
Ты́, кровьми́ страда́льческими, я́коже в мо́ри, гони́теля, му́чениче, погру́жь, в нетле́нне наслажде́нии весели́шися, поя́ Христа́ Венцеда́вца.
Просия́ благохва́льный ли́к страстоте́рпиц, се́дмь му́дрых де́в, многосве́тлы свещи́ вже́гше, в Христо́ве боже́ственнем черто́зе.
Богоро́дичен: Я́ко вене́ц Тя́ мы́сленный, де́вы страстоте́рпицы иму́ще, о Тебе́, Де́во, хва́лятся, пою́ще Сы́на и Бо́га Твоего́, Жениха́ и Влады́ку.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Возсия́вый Све́т, и просвети́вый у́тро, и показа́вый де́нь, сла́ва Тебе́, сла́ва Тебе́, Иису́се, Сы́не Бо́жий.
От ча́ши, му́дре, души́ твоея́, пролива́я вино́ уче́ния, сердца́ возвесели́л еси́ благочести́вых, Феодо́те сла́вне.
Воздержа́ния, честны́я, напи́вшеся росы́, цве́ты чистоты́ разу́мно израсти́сте и Христо́во благово́ние яви́стеся.
Плотски́я боле́зни, я́ко наслажде́ние, де́вы Влады́чния ра́ди любве́ вменя́юще, Его́ ра́ди до́бле пострада́ша.
Богоро́дичен: Изба́вльшеся пре́лести и́дольскаго беше́ния Рождество́м Твои́м боже́ственным, Тя́ пое́м, Чи́стая, благи́х вину́ и Хода́таицу.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Я́коже проро́ка Ио́ну от ки́та изба́вил еси́, Христе́ Бо́же, и мене́ из глубины́ прегреше́ний возведи́ и спаси́ мя́, еди́не Человеколю́бче.
Я́коже приста́нище тя́ боже́ственно ве́рнии, Феодо́те, обре́тше, злочести́вых треволне́ния уклони́шася, пою́ще ко́рмчию Христа́.
Любле́нием Зижди́теля, есте́ственную укрепи́ша не́мощь, па́че есте́ственныя страстоте́рпицы по́двиги, и о се́м до́бре претерпе́ша.
Седмосве́тлаго свети́льника равночи́сленны свещи́ вже́гше, я́коже в черто́зе, де́вы, внидо́сте в по́двиг страда́ния.
Богоро́дичен: Земля́ от кля́твы изба́вися дре́вния, Де́во, Рождество́м Твои́м со живу́щими на не́й. Вину́ благослове́ния, всегда́ сла́вим Тя́.
Конда́к, гла́с 2.
Страда́льчески подвиза́вся до́бре, со сострада́льцы твои́ми, Феодо́те, и венцы́ по́чести прия́сте с честны́ми страстоте́рпицами де́вами. Те́мже Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о все́х на́с.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Глаго́лавый на горе́ с Моисе́ом и о́браз де́вства явле́й в купине́, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Кова́рствия враго́в, страстоте́рпче, му́дростию духо́вною изоблича́я, от си́х пре́лести спа́сл еси́ пострада́вшия с тобо́ю му́ченики.
Нетле́нных бла́г любо́вию, де́вы, окрили́вше помышле́ния, по́двиги взыдо́сте к си́м, воспева́юще Христа́.
Зло́бы обрета́теля, страстоте́рпицы, ника́коже ле́стию прекло́ньшеся, це́лу Зижди́теля, сла́вныя, за́поведь соблюдо́сте.
Богоро́дичен: Ви́дети сла́ву из Тебе́ Рожде́ннаго и сея́ наслади́тися с му́ченики, Тя́, Пречи́стая, пою́щия, Сего́ при́сно умоли́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Царя́ Христа́, Его́же испове́даша плене́ннии о́троцы, в пещи́ глаго́люще ве́лиим гла́сом: вся́ дела́, по́йте Го́спода.
Благоде́теля Христа́ име́я, Феодо́те, в боле́знех страда́ния, соблюда́юща и укрепля́юща при́сно тя́ во все́м, пачеесте́ственныя по́двиги подъя́л еси́, поя́ Самого́ Бо́га и Царя́.
Благоволе́нием Христа́ до́брыя де́вы, ду́ши услади́вше, во сле́д Сего́ теча́ху, пострада́вше до́блественно, и в ра́дости вопия́ху: Тя́ превозноша́ем, Христе́, во ве́ки.
Соде́телю вся́ческих, Ты́ не́мощь укрепи́л еси́, Сло́ве, же́нскаго естества́ во страда́ниих, я́ко Бо́г, те́мже, до́бре страда́вше, поя́ху святы́я Тя́, Бо́га и Царя́.
Богоро́дичен: Новоде́тель челове́ча естества́, Чи́стая, из Тебе́ бо челове́ческое поне́сл, я́ко Человеколю́бец Бо́г и Творе́ц, естество́ созда́ на́ше, испове́дающих Тя́, вои́стинну Богоро́дицу.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Безсе́менное Рождество́ Твое́, Богоро́дице Чи́стая, Христа́ Бо́га на́шего пе́сньми немо́лчными велича́ем.
Преле́стныя полки́ победи́, сла́вне, си́лою духо́вною и прия́т вене́ц побе́ды, Феодо́те.
Я́ко ма́сти, чудеса́ дыха́я, все́х благоуха́еши, Феодо́те, ве́рою и любо́вию тя́ сла́вящия.
Заре́ю сия́юще чистоты́, красны́ показа́стеся добро́тою во страда́нии, доброде́вы.
Мольбу́ седмосве́тлую, честны́я, вже́гше, на́с наста́вите к незаходи́мому све́ту Христа́ Бо́га.
Богоро́дичен: Па́че вся́кия любве́ Твое́ жела́ние, Пречи́стая, су́щи, привлачи́т мя́ вопи́ти Тебе́ непреста́нно: ра́дуйся, Влады́чице.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Пои́мъ гдⷭ҇еви, пресла́внѡ погрꙋзи́вшемꙋ фараѡ́на въ мо́ри, пѣ́снь побѣ́днꙋю, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.
Пое́мъ гдⷭ҇еви, человѣ́ческꙋю не́мощь на неви́димаго врага̀ ᲂу҆крѣ́пльшемꙋ, и҆ побѣ́дами вѣнча́вшемꙋ.
Бг҃ода́ннꙋю, стрⷭ҇тоте́рпче, побѣ́дꙋ прїе́мь, не побѣжде́нъ сꙋпоста́ты ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѳеодо́те сла́вне, тѣ́хъ побѣжда́ѧ.
Чистоты̀ бжⷭ҇твенныѧ добро́тою ᲂу҆кра́шени, въ сꙋди́лище ꙗ҆́коже въ невѣ́стникъ, дѣ̑вы внидо́сте, пою́ще жениха̀ хрⷭ҇та̀.
Бг҃оро́диченъ: Бы́хомъ, бцⷣе, твои́мъ ржⷭ҇тво́мъ всѝ ѻ҆́бщницы бжⷭ҇твенныѧ сла́вы, и҆̀же любо́вїю сла́вѧще, мт҃рь тѧ̀ всѣ́хъ бг҃а.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Въ гдⷭ҇ѣ бз҃ѣ мое́мъ се́рдце моѐ ᲂу҆тверди́сѧ: тѣ́мъ немощствꙋ́ющїи препоѧ́сашасѧ си́лою.
Ѡ҆ гдⷭ҇ѣ бз҃ѣ твое́мъ ᲂу҆крѣ́пльсѧ, мꙋ́чениче ѳеодо́те, врагѝ сꙋпроти̑вныѧ и҆́стиною ᲂу҆ничижи́лъ є҆сѝ.
Дебельство̀ плотско́е воздержа́нїемъ ѿло́жше, къ высотѣ̀, страстоте́рпцы, страда́нїѧ впери́стесѧ.
Къ ласка́нїємъ врагѡ́въ слꙋ́ха не прикло́ньше, пострада́сте зако́ннѡ, зако́нѡвъ бжⷭ҇твенныхъ послꙋ́шавше.
Бг҃оро́диченъ: На ка́мени, дв҃о, твое́ю наде́ждею ᲂу҆твержде́ни, ника́коже треволне́нїемъ и҆скꙋше́нїй поколеби́мсѧ.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃.
Всѣ̑мъ слꙋжи́тель, дх҃омъ бжⷭ҇твеннымъ пома́завсѧ, бы́лъ є҆сѝ, сла́вне, и҆ пострада́въ тве́рдѡ, вельмѝ просла́вилсѧ є҆сѝ. тѣ́мже тѧ̀ соше́дшесѧ, ѳеодо́те, почита́емъ, вѣ́рою соверша́юще свѧтꙋ́ю твою̀ па́мѧть: въ не́йже моли́твами твои́ми всѧ̑ спаса́й.
Бг҃оро́диченъ: Дв҃о всенепоро́чнаѧ, ꙗ҆́же пресꙋ́щнаго бг҃а ро́ждшаѧ, со безпло́тными того̀ непреста́ннѡ молѝ, ѡ҆ставле́нїе прегрѣше́нїй, и҆ и҆справле́нїе житїѧ̀ да́ти на́мъ пре́жде конца̀, вѣ́рою и҆ любо́вїю пою́щымъ тѧ̀ по до́лгꙋ, є҆ди́на всепѣ́таѧ.
Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: На крⷭ҇тѣ̀ тѧ̀ возвы́шена ꙗ҆́кѡ ᲂу҆зрѣ̀ пречⷭ҇таѧ мт҃и твоѧ̀, сло́ве бж҃їй, мт҃рски рыда́ющи вѣща́ше: что̀ но́вое и҆ стра́нное сїѐ чꙋ́до, сн҃е мо́й; ка́кѡ, жи́знь всѣ́хъ, вкꙋша́еши сме́рти, ѡ҆живи́ти мє́ртвыѧ хотѧ̀, ꙗ҆́кѡ милосе́рдъ;
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Оу҆слы́шахъ слꙋ́хъ твоегѡ̀ смотре́нїѧ, ꙗ҆́кѡ ѿ дв҃ы роди́лсѧ є҆сѝ, ро́ждшꙋю не ѡ҆пали́въ, и҆ просла́вихъ, сп҃се, снизхожде́нїе твоѐ.
Ты̀ кровьмѝ страда́льческими, ꙗ҆́коже въ мо́ри, гони́телѧ, мꙋ́чениче, погрꙋ́жь, въ нетлѣ́ннѣ наслажде́нїи весели́шисѧ, поѧ̀ хрⷭ҇та̀ вѣнцеда́вца.
Просїѧ̀ благохва́льный ли́къ страстоте́рпицъ, се́дмь мꙋ́дрыхъ дѣ́въ, многосвѣ̑тлы свѣщы̀ вже́гше, въ хрⷭ҇то́вѣ бжⷭ҇твеннѣмъ черто́зѣ.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ вѣне́цъ тѧ̀ мы́сленный дѣ̑вы страстотє́рпицы и҆мꙋ́ще, ѡ҆ тебѣ̀, дв҃о, хва́лѧтсѧ, пою́ще сн҃а и҆ бг҃а твоего̀, жениха̀ и҆ влⷣкꙋ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Возсїѧ́вый свѣ́тъ и҆ просвѣти́вый ᲂу҆́тро, и҆ показа́вый де́нь, сла́ва тебѣ̀, сла́ва тебѣ̀, і҆и҃се сн҃е бж҃їй.
Ѿ ча́ши, мꙋ́дре, дꙋшѝ твоеѧ̀, пролива́ѧ вїно̀ ᲂу҆че́нїѧ, сердца̀ возвесели́лъ є҆сѝ благочести́выхъ, ѳеодо́те сла́вне.
Воздержа́нїѧ, честны̑ѧ, напи́вшесѧ росы̀, цвѣ́ты чистоты̀ разꙋ́мнѡ и҆зрасти́сте, и҆ хрⷭ҇то́во благово́нїе ꙗ҆ви́стесѧ.
Плотскі̑ѧ болѣ̑зни, ꙗ҆́кѡ наслажде́нїе, дѣ̑вы, влⷣчнїѧ ра́ди любвѐ вмѣнѧ́юще, є҆гѡ̀ ра́ди до́блѣ пострада́ша.
Бг҃оро́диченъ: И҆зба́вльшесѧ пре́лести і҆́дѡльскагѡ бѣше́нїѧ ржⷭ҇тво́мъ твои́мъ бжⷭ҇твеннымъ, тѧ̀ пое́мъ, чⷭ҇таѧ, благи́хъ винꙋ̀ и҆ хода́таицꙋ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Ꙗ҆́коже прⷪ҇ро́ка і҆ѡ́нꙋ ѿ ки́та и҆зба́вилъ є҆сѝ, хрⷭ҇тѐ бж҃е: и҆ менѐ и҆зъ глꙋбины̀ прегрѣше́нїй возведѝ, и҆ сп҃сѝ мѧ̀, є҆ди́не чл҃вѣколю́бче.
Ꙗ҆́коже приста́нище тѧ̀ бжⷭ҇твенно вѣ́рнїи, ѳеодо́те, ѡ҆брѣ́тше, ѕлочести́выхъ треволне́нїѧ ᲂу҆клони́шасѧ, пою́ще ко́рмчїю хрⷭ҇та̀.
Любле́нїемъ зижди́телѧ, є҆сте́ственнꙋю ᲂу҆крѣпи́ша не́мощь, па́че є҆сте́ствєнныѧ страстотє́рпицы по́двиги, и҆ ѡ҆ се́мъ до́брѣ претерпѣ́ша.
Седмосвѣ́тлагѡ свѣти́льника, равночи́слєнны свѣщы̀ вже́гше, ꙗ҆́коже въ черто́зѣ, дѣ̑вы, внидо́сте въ по́двигъ страда́нїѧ.
Бг҃оро́диченъ: Землѧ̀ ѿ клѧ́твы и҆зба́висѧ дре́внїѧ, дв҃о, ржⷭ҇тво́мъ твои́мъ, со живꙋ́щими на не́й: винꙋ̀ благослове́нїѧ всегда̀ сла́вимъ тѧ̀.
Конда́къ, гла́съ в҃.
Страда́льчески подвиза́всѧ до́брѣ, со сострада́льцы твои́ми, ѳеодо́те, и҆ вѣнцы̀ по́чести прїѧ́сте съ честны́ми страстоте́рпицами дѣ́вами. тѣ́мже хрⷭ҇та̀ бг҃а моли́те непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Глаго́лавый на горѣ̀ съ мѡѷсе́омъ, и҆ ѻ҆́бразъ дѣ́вства ꙗ҆вле́й въ кꙋпинѣ̀: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Кова̑рствїѧ врагѡ́въ, страстоте́рпче, мꙋ́дростїю дꙋхо́вною и҆з̾ѡблича́ѧ, ѿ си́хъ пре́лести спа́слъ є҆сѝ пострада́вшыѧ съ тобо́ю мꙋ́ченики.
Нетлѣ́нныхъ бл҃гъ любо́вїю, дѣ̑вы, ѡ҆крили́вше помышлє́нїѧ, пѡ́двиги взыдо́сте къ си̑мъ, воспѣва́юще хрⷭ҇та̀.
Ѕло́бы ѡ҆брѣта́телѧ, страстоте́рпицы, ника́коже ле́стїю прекло́ньшесѧ, цѣ́лꙋ зижди́телѧ, сла̑вныѧ, за́повѣдь соблюдо́сте.
Бг҃оро́диченъ: Ви́дѣти сла́вꙋ и҆зъ тебє̀ рожде́ннагѡ, и҆ сеѧ̀ наслади́тисѧ съ мꙋ́ченики, тѧ̀, пречⷭ҇таѧ, пою́щыѧ, сего̀ при́снѡ ᲂу҆молѝ.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Царѧ̀ хрⷭ҇та̀, є҆го́же и҆сповѣ́даша плѣне́ннїи ѻ҆́троцы, въ пещѝ глаго́люще ве́лїимъ гла́сомъ: всѧ̑ дѣла̀, по́йте гдⷭ҇а.
Бл҃годѣ́телѧ хрⷭ҇та̀ и҆мѣ́ѧ, ѳеодо́те, въ болѣ́знехъ страда́нїѧ, соблюда́юща и҆ ᲂу҆крѣплѧ́юща при́снѡ тѧ̀ во все́мъ, пачеесте́ствєнныѧ по́двиги под̾ѧ́лъ є҆сѝ, поѧ̀ самого̀ бг҃а и҆ цр҃ѧ̀.
Благоволе́нїемъ хрⷭ҇та̀ дѡ́брыѧ дѣ̑вы дꙋ́шы ᲂу҆слади́вше, во слѣ́дъ сегѡ̀ теча́хꙋ, пострада́вше до́блественнѡ, и҆ въ ра́дости вопїѧ́хꙋ: тѧ̀ превозноша́емъ, хрⷭ҇тѐ, во вѣ́ки.
Содѣ́телю всѧ́ческихъ, ты̀ не́мощь ᲂу҆крѣпи́лъ є҆сѝ, сло́ве, же́нскагѡ є҆стества̀ во страда́нїихъ, ꙗ҆́кѡ бг҃ъ: тѣ́мже до́брѣ страда́вше, поѧ́хꙋ ст҃ы̑ѧ тѧ̀ бг҃а и҆ цр҃ѧ̀.
Бг҃оро́диченъ: Новодѣ́тель человѣ́ча є҆стества̀, чⷭ҇таѧ, и҆зъ тебє̀ бо человѣ́ческое поне́слъ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣколю́бецъ бг҃ъ и҆ творе́цъ, є҆стество̀ созда̀ на́ше, и҆сповѣ́дающихъ тѧ̀ вои́стиннꙋ бцⷣꙋ.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Безсѣ́менное ржⷭ҇тво̀ твоѐ, бцⷣе чⷭ҇таѧ, хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шегѡ пѣ́сньми немо́лчными велича́емъ.
Прелє́стныѧ полкѝ побѣдѝ, сла́вне, си́лою дꙋхо́вною, и҆ прїѧ́тъ вѣне́цъ побѣ́ды, ѳеодо́те.
Ꙗ҆́кѡ ма̑сти чꙋдеса̀ дыха́ѧ, всѣ́хъ бл҃гоꙋха́еши, ѳеодо́те, вѣ́рою и҆ любо́вїю тѧ̀ сла́вѧщыѧ.
Заре́ю сїѧ́юще чистоты̀, красны̑ показа́стесѧ добро́тою во страда́нїи, добродѣ̑вы.
Мольбꙋ̀ седмосвѣ́тлꙋю, честны̑ѧ, вже́гше, на́съ наста́вите къ незаходи́момꙋ свѣ́тꙋ хрⷭ҇та̀ бг҃а.
Бг҃оро́диченъ: Па́че всѧ́кїѧ любвѐ твоѐ жела́нїе, пречⷭ҇таѧ, сꙋ́щи, привлачи́тъ мѧ̀ вопи́ти тебѣ̀ непреста́ннѡ: ра́дꙋйсѧ, влⷣчце.
Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии
Святой мученик[1] Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
См. также: "Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Примечание
[1] «В Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он – не священномученик, а мученик… Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185–186).
Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для греческой (ср.: Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27).
Святая великомученица Евфимия родилась в городе Халкидоне (Вифиния), в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы.
В 303 или 304 году, во время великого гонения при императоре Диоклетиане, правитель города Приск, бывший ярым противником христианства, велел собрать всех жителей на праздник в честь языческого бога Арея (Марса). Местная христианская община отказалась участвовать в празднестве и тайно совершала богослужение, за что ее члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а юную Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «Мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце».
После того как Евфимия отвергла предложения Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившийся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.
Тело Евфимии было взято ее родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над ее могилой был построен храм. При императоре Феодосии Великом мощи святой были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика, «в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок».
Полтора столетия спустя, когда христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в храме, где почивали мощи святой, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и представители святителя Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
См. также: "Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
См. также: "Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
См. также: "Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии" в изложении свт. Димитрия Ростовского.