Канон святому преподобному Патапию Фивскому, Константинопольскому

Припев: Преподо́бне о́тче Пата́пие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 21 декабря (08 декабря ст. ст.)

Глас 2.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Све́тлаго твоего́ жития́ све́тлая хотя́щу исправле́ния похвали́ти, молю́ся тебе́, преподо́бне, лучу́ богатода́тну с небесе́ ми дарова́ти Го́споду помоли́ся, о́блак отгоня́щу неве́дения моего́, Пата́пие.

Еги́птяны пе́рвее глубино́ю покры́вый Боже́ственным манове́нием, я́ко из глубины́ мирска́го смеше́ния тя́ восприи́м, просвети́ Боже́ственными осия́нии и всесве́тлу тя́ показа́ звезду́, о́тче преподо́бне.

Разже́гся, я́ко у́гль мы́сленный, теплото́ю Ду́ха, мра́з де́монский ты́ растопи́л еси́, разжже́нныя же стре́лы грехо́вныя угаси́л еси́, преподо́бне, и к безстра́стия высоте́ возве́лся еси́ чисте́йш.

Богоро́дичен: Дре́вния избавле́ние кля́твы ми́ру подава́я, Изба́витель из Тебе́, Де́во, ражда́ется, Челове́к бы́в, и́же преподо́бнаго Пата́пия показа́ исто́чник исцеле́ний все́м, ве́рою к нему́ прири́щущим.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня я́ко кри́н Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Сле́з тече́ньми напои́в изря́дно душе́вную твою́ бразду́, пшени́цу боже́ственную прине́сл еси́ дея́ний, в жи́тницах вы́шних соблюда́ему.

Любо́вию вооружа́емь, я́коже мече́м, преподо́бне, и щито́м покрыва́емь, боже́ственным твои́м смире́нием де́монов полки́ потреби́л еси́.

Воздержа́ния цве́том, я́коже кри́н, процве́л еси́, благово́нствуя, преподо́бне, сердца́ воспева́ющих тя́ и соверша́ющих ве́рою па́мять твою́.

Богоро́дичен: На объя́тиих носи́мь ро́ждшия Тя́, Го́споди, еги́петския и́долы си́лою Твое́ю сокруши́л еси́, из него́же мно́жество преподо́бных прозябе́.

Седа́лен, гла́с 8.

Воздержа́ния по́ты по́стническими угаси́л еси́ пла́мень страсте́й, все́м источи́в чуде́с пучи́ну, и в не́й, я́коже вторы́й Моисе́й, потопи́л еси́ ле́стная стремле́ния де́монов полки́. Те́мже, соше́дшеся, по до́лгу почита́ем всечестну́ю па́мять твою́ моле́бную, преподо́бне богоно́се Пата́пие: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Ми́лостиваго Сло́ва и милосе́рдаго я́ко ро́ждшая, Влады́чице все́х, поми́луй вся́, к Тебе́ прибега́ющия, и напа́стей, и боле́зней, и вся́каго озлобле́ния, и ве́чнующаго пла́мене свободи́, я́ко да благода́рственно мно́гих щедро́т Твои́х бога́тство просла́вим и безме́рную ми́лость, и вопие́м Ти́ всегда́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти покланя́ющимся ве́рою Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: Де́ва и Ма́ти Изба́вителя, Кресту́ предстоя́щи, боле́зненно со слеза́ми рыда́ющи, ма́терски вопия́ше: что́ стра́нное сие́ и пресла́вное, Сы́не, источа́яй все́м челове́ком безстра́стие, посреде́ осужде́нною на Кресте́ распя́тся, в ре́бра пробода́емь и же́лчию напоя́емь от ру́к, я́же созда́? Но воста́ни и да́руй прегреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственная Твоя́ страда́ния.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Бе́здна те́плых твои́х сле́з потопи́ де́монская во́инства и грехо́вныя во́лны, пучи́на же чуде́с су́щим во глубине́ страсте́й показа́ся.

Смире́ние, бде́ние, и спротяже́нную моли́тву, и любо́вь нелицеме́рну, и ве́ру, и наде́жду стяжа́в, бы́л еси́ собесе́дник небе́сным а́нгелом, о́тче преподо́бне.

Успи́л еси́ страсте́й многообра́зных волне́ния боже́ственными восхожде́нии и непреста́нными очище́нии. Те́мже к невече́рнему сия́нию по успе́нии отше́л еси́.

Богоро́дичен: Возсия́л еси́ из Де́вы, я́ко из о́блака со́лнце, зве́зды озаря́ющия показа́в преподо́бныя Твоя́, ми́ру и страсте́м распе́ншихся, Ще́дре, си́лою Твое́ю.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, возсия́й ми́ зарю́ боже́ственными преподо́бнаго Твоего́ моли́твами, разори́ о́блаки окая́нныя души́ моея́, одожди́ ми струю́ оставле́ния: ино́го бо, ра́зве Тебе́, Бо́га не ве́м.

Скве́рны страсте́й очи́стив о́ко мы́сленное, о́тче богоно́се, воздержа́нием, боже́ственною же моли́твою ты́ отве́рзл еси́ зе́ницы ослепле́нныя и разори́л еси́ сия́нием исцеле́ний лю́тых омраче́ние.

Здра́вие душе́вное, здра́вие теле́сное, вси́ незави́стную благода́ть, прииди́те, почерпе́м, я́ко от исто́чника, боже́ственныя ра́ки му́драго Пата́пия: чудеса́ бо источа́ет, я́ко во́ды, ве́рою несомне́нною к нему́ притека́ющим.

Богоро́дичен: Да́теля жи́зни, вся́ческих содержа́щего, родила́ еси́ неизрече́нным Рождество́м, во святы́х сла́вимаго, Отрокови́це, и на преподо́бных почива́ющаго, Его́же о на́с моли́, Богоневе́сто.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Светле́йшими у́м просвеща́яй, о́тче, восхожд́нии, я́коже безпло́тен, с пло́тию пожи́л еси́, не умокри́вся грехми́, Пата́пие.

Илию́ Фесви́тянина подража́я и после́дуя Иоа́нну Предте́чи, в пусты́ню пе́рвее всели́лся еси́, безмо́лвием у́м очи́стив.

Из Еги́пта свети́льник богоза́рнейший, в Константи́нове гра́де сия́нием исцеле́ний просвеща́емь, облиста́л еси́, светле́йший о́тче Пата́пие.

Богоро́дичен: На о́блаце ле́гце седя́й, дре́вле во Еги́пет Христо́с прии́де и, низложи́в и́долы, и преподо́бных ли́ки собра́.

Конда́к, гла́с 3.

Хра́м тво́й, свя́те, духо́вное врачевство́ лю́дие обре́тше, со тща́нием к нему́ приходя́ще, цельбу́ неду́гов про́сят прия́ти, реше́ние же в житии́ прегреше́нных: ты́ бо все́х су́щих в ну́ждах предста́тель яви́лся еси́, Пата́пие преподо́бне.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Огне́м мы́сленным разже́гл еси́ душе́вная чу́вствия, о́гнь грехо́вный испепели́л еси́ соде́йством Ду́ха и светови́ден яви́лся еси́, воспева́я, Пата́пие: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Слепы́я воочи́вый соде́йством Боже́ственным, богоблаже́нне, стра́сти разли́чныя исцели́л еси́ и боже́ственными призыва́нии полки́ лука́выя де́монов отгна́л еси́, воспева́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Чуде́с глубина́, врачева́ний река́, исто́чник непреста́нен, струя́, ника́коже оскуде́ема, тво́й гро́б показа́ся, о́тче, ве́рно приступа́ющим и те́пле взыва́ющим: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Обожа́ет мя́ из Тебе́, Де́во, пребоже́ственный Бо́г, ра́бий зра́к прие́м, обновля́ет же стези́ зна́ния, я́коже преде́лы естества́, мно́жество мона́хов и преподо́бных приве́д, пою́щих: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Очи́стив тя́ сама́го от ти́ны страсте́й попече́нием, светле́йше яви́лся еси́, о́тче, прия́телище Бо́жие, взыва́я: по́йте Го́спода и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Устро́ив твою́ жи́знь боголе́пно, преподо́бне о́тче, строи́тель показа́лся еси́, служи́в до́бре потре́бам святы́х, преподо́бне, с ни́миже сподо́бился еси́ Вы́шняго насле́дия.

Ко Го́споду моли́твами очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, те́плою твое́ю моли́твою от треволне́ния страсте́й, и боле́зней, и скорбе́й изба́ви тя́ досто́йно, Пата́пие, чту́щия.

Богоро́дичен: Я́же онебеси́вшая на́ше земно́е и тле́нное, Чи́стая, существо́, а́нгелов сла́ва и преподо́бных ра́дость, еди́на тва́рей Влады́чица, я́ко Бо́га ро́ждшая, да пое́тся во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Де́нь спаси́тельный — па́мять твоя́ возсия́, су́щая во тме́ сердца́ просвеща́ющий и страсте́й мглу́ реша́щий, сы́ны све́та показу́яй, о́тче, ны́не чту́щия тя́, Госпо́дня уго́дника.

Фиве́анов прозябе́ние, пусты́ни хвале́ние, мона́шествующих сла́ву и благоле́пие, византи́йскаго свети́льника, на земли́ а́нгела я́вльшася, Пата́пия вси́ досто́йно ублажи́м.

А́нгелов собесе́дник, преподо́бных равностоя́тель, проро́ков и апо́столов, му́чеников, иера́рхов, преподо́бне, соприча́стник бы́в, и Честне́й Тро́ице служа́ ума́ чистото́ю, о все́х на́с моли́ся.

Богоро́дичен: Вели́кое та́инство, е́же па́че ума́, рождества́ Твоего́, ужаса́ет а́нгелы, Богора́дованная, услажда́ет преподо́бных собо́ры, Чи́стая, свяще́нныя весели́т отцы́, боже́ственно пою́щия Тя́, Богоро́дице Неискусобра́чная.

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ постла̀ и҆ногда̀ фараѡни́тское всево́инство преѡрꙋже́ннаѧ си́ла, вопло́щшеесѧ же сло́во всеѕло́бный грѣ́хъ потреби́ло є҆́сть: препросла́вленный гдⷭ҇ь, сла́внѡ бо просла́висѧ.

Свѣ́тлагѡ твоегѡ̀ житїѧ̀, свѣ̑тлаѧ хотѧ́щꙋ и҆справлє́нїѧ похвали́ти, молю́сѧ тебѣ̀, прпⷣбне, лꙋчꙋ̀ богатода́тнꙋ съ нб҃се́ ми дарова́ти, гдⷭ҇ꙋ, помоли́сѧ, ѻ҆́блакъ ѿгонѧ́щꙋ невѣ́дѣнїѧ моегѡ̀, пата́пїе.

Є҆гѵ́птѧны пе́рвѣе глꙋбино́ю покры́вый бжⷭ҇твеннымъ манове́нїемъ, ꙗ҆́кѡ и҆зъ глꙋбины̀ мїрска́гѡ смѣше́нїѧ тѧ̀ воспрїи́мъ, просвѣтѝ бжⷭ҇твенными ѡ҆сїѧ̑нїи, и҆ всесвѣ́тлꙋ тѧ̀ показа̀ ѕвѣздꙋ̀, ѻ҆́тче прпⷣбне.

Разже́гсѧ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́гль мы́сленный, теплото́ю дх҃а, мра́зъ де́мѡнскїй ты̀ растопи́лъ є҆сѝ: разжжє́нныѧ же стрѣ́лы грѣхѡ́вныѧ ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ, прпⷣбне, и҆ къ безстра́стїѧ высотѣ̀ возве́лсѧ є҆сѝ чистѣ́йшъ.

Дре́внїѧ и҆збавле́нїе клѧ́твы мі́рꙋ подава́ѧ и҆зба́витель, и҆зъ тебє̀, дв҃о, ражда́етсѧ, чл҃вѣ́къ бы́въ, и҆́же прпⷣбнаго пата́пїа показа̀ и҆сто́чникъ и҆сцѣле́нїй всѣ̑мъ, вѣ́рою къ немꙋ̀ прири́щꙋщымъ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Процвѣла̀ є҆́сть пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́кѡ крі́нъ, гдⷭ҇и, ꙗ҆зы́ческаѧ неплодѧ́щаѧ цр҃ковь прише́ствїемъ твои́мъ, въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.

Сле́зъ тече́ньми напои́въ и҆зрѧ́днѡ дꙋше́внꙋю твою̀ браздꙋ̀, пшени́цꙋ бжⷭ҇твеннꙋю прине́слъ є҆сѝ дѣѧ́нїй, въ жи́тницахъ вы́шнихъ соблюда́емꙋ.

Любо́вїю воѡрꙋжа́емь, ꙗ҆́коже мече́мъ, прпⷣбне, и҆ щито́мъ покрыва́емь, бжⷭ҇твеннымъ твои́мъ смире́нїемъ де́мѡнѡвъ полкѝ потреби́лъ є҆сѝ.

Воздержа́нїѧ цвѣ́томъ, ꙗ҆́коже крі́нъ, процвѣ́лъ є҆сѝ, благово́нствꙋѧ, прпⷣбне, сердца̀ воспѣва́ющихъ тѧ̀, и҆ соверша́ющихъ вѣ́рою па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: На ѡ҆б̾ѧ́тїихъ носи́мь ро́ждшїѧ тѧ̀, гдⷭ҇и, є҆гѵ́петскїѧ і҆́дѡлы си́лою твое́ю сокрꙋши́лъ є҆сѝ, и҆зъ негѡ́же мно́жество прпⷣбныхъ прозѧбѐ.

Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.

Воздержа́нїѧ пѡ́ты по́стническими ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ пла́мень страсте́й, всѣ̑мъ и҆сточи́въ чꙋде́съ пꙋчи́нꙋ, и҆ въ не́й, ꙗ҆́коже вторы́й мѡѷсе́й, потопи́лъ є҆сѝ лє́стнаѧ стремлє́нїѧ де́мѡнѡвъ полкѝ. тѣ́мже, соше́дшесѧ, по до́лгꙋ почита́емъ всечестнꙋ́ю па́мѧть твою̀ моле́бнꙋю, прпⷣбне бг҃оно́се пата́пїе: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти чтꙋ́щымъ любо́вїю свѧтꙋ́ю па́мѧть твою̀.

Бг҃оро́диченъ: Ми́лостиваго сло́ва и҆ милосе́рдаго ꙗ҆́кѡ ро́ждшаѧ, влⷣчце всѣ́хъ, поми́лꙋй всѧ̑, къ тебѣ̀ прибѣга́ющыѧ, и҆ напа́стей и҆ болѣ́зней, и҆ всѧ́кагѡ ѡ҆ѕлобле́нїѧ, и҆ вѣ́чнꙋющагѡ пла́мене свободѝ: ꙗ҆́кѡ да благода́рственнѡ мно́гихъ щедро́тъ твои́хъ бога́тство просла́вимъ, и҆ безмѣ́рнꙋю ми́лость, и҆ вопїе́мъ тѝ всегда̀: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе пода́ти покланѧ́ющымсѧ вѣ́рою ржⷭ҇твꙋ̀ твоемꙋ̀.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Дв҃а и҆ мт҃и и҆зба́вителѧ крⷭ҇тꙋ̀ предстоѧ́щи, болѣ́зненнѡ со слеза́ми рыда́ющи, мт҃рски вопїѧ́ше: что̀ стра́нное сїѐ и҆ пресла́вное, сн҃е, и҆сточа́ѧй всѣ̑мъ человѣ́кѡмъ безстра́стїе посредѣ̀ ѡ҆сꙋждє́ною на крⷭ҇тѣ̀ распѧ́тсѧ, въ рє́бра пробода́емь и҆ же́лчїю напоѧ́емь ѿ рꙋ́къ, ꙗ҆̀же созда̀; но воста́ни, и҆ да́рꙋй прегрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе вѣ́рою пою́щымъ бжⷭ҇твєннаѧ твоѧ̑ страда̑нїѧ.

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы, не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ, гдⷭ҇и, вопло́щсѧ, и҆ спа́слъ є҆сѝ всего́ мѧ человѣ́ка. тѣ́мъ зовꙋ́ ти: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

Бе́здна те́плыхъ твои́хъ сле́зъ потопѝ де́мѡнскаѧ вѡ́инства и҆ грѣхѡ́вныѧ вѡ́лны: пꙋчи́на же чꙋде́съ сꙋ́щымъ во глꙋбинѣ̀ страсте́й показа́сѧ.

Смире́нїе, бдѣ́нїе, и҆ спротѧже́ннꙋю моли́твꙋ, и҆ любо́вь нелицемѣ́рнꙋ, и҆ вѣ́рꙋ и҆ наде́ждꙋ стѧжа́въ, бы́лъ є҆сѝ собесѣ́дникъ нбⷭ҇нымъ а҆́гг҃лѡмъ, ѻ҆́тче прпⷣбне.

Оу҆спи́лъ є҆сѝ страсте́й многоѻбра́зныхъ волнє́нїѧ бж҃е́ственными восхождє́нїи и҆ непреста́нными ѡ҆чищє́нїи. тѣ́мже къ невече́рнемꙋ сїѧ́нїю по ᲂу҆спе́нїи ѿше́лъ є҆сѝ.

Бг҃оро́диченъ: Возсїѧ́лъ є҆сѝ и҆зъ дв҃ы, ꙗ҆́кѡ и҆зъ ѻ҆́блака со́лнце, ѕвѣ́зды ѡ҆зарѧ́ющыѧ показа́въ прпⷣбныѧ твоѧ̑, мі́рꙋ и҆ страсте́мъ распе́ншихсѧ, ще́дре, си́лою твое́ю.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Просвѣще́нїе во тмѣ̀ лежа́щихъ, спасе́нїе ѿча́ѧнныхъ, хрⷭ҇тѐ сп҃се мо́й, къ тебѣ̀ ᲂу҆́тренюю цр҃ю̀ ми́ра, просвѣти́ мѧ сїѧ́нїемъ твои́мъ, и҆но́гѡ бо, ра́звѣ тебє̀, бо́га не зна́ю.

Просвѣще́нїе во тмѣ̀ лежа́щихъ, возсїѧ́й мѝ зарю̀ бжⷭ҇твенными прпⷣбнагѡ твоегѡ̀ моли́твами, разорѝ ѻ҆́блаки ѻ҆каѧ́нныѧ дꙋшѝ моеѧ̀, ѡ҆дожди́ ми стрꙋю̀ ѡ҆ставле́нїѧ: и҆но́гѡ бо, ра́звѣ тебє̀ бо́га не вѣ́мъ.

Сквє́рны страсте́й ѡ҆чи́стивъ ѻ҆́ко мы́сленное, ѻ҆́тче бг҃оно́се, воздержа́нїемъ: бжⷭ҇твенною же моли́твою ты̀ ѿве́рзлъ є҆сѝ зѣ̑ницы ѡ҆слѣплє́нныѧ, и҆ разори́лъ є҆сѝ сїѧ́нїемъ и҆сцѣле́нїй лю́тыхъ ѡ҆мраче́нїе.

Здра́вїе дꙋше́вное, здра́вїе тѣле́сное, всѝ незави́стнꙋю бл҃года́ть прїиди́те, почерпе́мъ: ꙗ҆́кѡ ѿ и҆сто́чника бжⷭ҇твенныѧ ра́ки мꙋ́драгѡ пата́пїа: чꙋдеса́ бо и҆сточа́етъ, ꙗ҆́кѡ во́ды, вѣ́рою несомнѣ́нною къ немꙋ̀ притека́ющымъ.

Бг҃оро́диченъ: Да́телѧ жи́зни всѧ́ческихъ содержа́щаго родила̀ є҆сѝ неизрече́ннымъ ржⷭ҇тво́мъ, во ст҃ы́хъ сла́вимаго, ѻ҆трокови́це, и҆ на прпⷣбныхъ почива́ющаго, є҆го́же ѡ҆ на́съ молѝ, бг҃оневѣ́сто.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.

Свѣтлѣ́йшими ᲂу҆́мъ просвѣща́ѧй, ѻ҆́тче, восхождє́нїи, ꙗ҆́коже безпло́тенъ съ пло́тїю по́жилъ є҆сѝ не ᲂу҆мокри́всѧ грѣхмѝ, пата́пїе.

И҆лїю̀ ѳесві́тѧнина подража́ѧ, и҆ послѣ́дꙋѧ і҆ѡа́ннꙋ прⷣте́чи, въ пꙋсты́ню пе́рвѣе всели́лсѧ є҆сѝ, безмо́лвїемъ ᲂу҆́мъ ѡ҆чи́стивъ.

И҆зъ є҆гѵ́пта свѣти́льникъ бг҃оза́рнѣйшїй, въ кѡнстанті́новѣ гра́дѣ сїѧ́нїемъ и҆сцѣле́нїй просвѣща́емь ѡ҆блиста́лъ є҆сѝ, свѣтлѣ́йшїй ѻ҆́тче пата́пїе.

Бг҃оро́диченъ: На ѻ҆́блацѣ ле́гцѣ сѣдѧ́й, дре́вле во є҆гѵ́петъ хрⷭ҇то́съ прїи́де, и҆ низложи́въ і҆́дѡлы, и҆ прпⷣбныхъ ли́ки собра̀.

Конда́къ гла́съ г҃.

Хра́мъ тво́й, ст҃е, дꙋхо́вное врачевство̀ лю́дїе ѡ҆брѣ́тше, со тща́нїемъ къ немꙋ̀ приходѧ́ще, цѣльбꙋ̀ недꙋ́гѡвъ про́сѧтъ прїѧ́ти, рѣше́нїе же въ житїѝ прегрѣше́нныхъ: ты́ бо всѣ́хъ сꙋ́щихъ въ нꙋ́ждахъ предста́тель ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, пата́пїе преподо́бне.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ѻ҆́бразꙋ злато́мꙋ, на по́лѣ деи́рѣ слꙋжи́мꙋ, трїѐ твоѝ ѻ҆́троцы небрего́ша безбо́жнагѡ велѣ́нїѧ, посредѣ́ же ѻ҆гнѧ̀ вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Ѻ҆гне́мъ мы́сленнымъ разже́глъ є҆сѝ дꙋшє́внаѧ чꙋ̑вствїѧ, ѻ҆́гнь грѣхо́вный и҆спепели́лъ є҆сѝ содѣ́йствомъ дх҃а, и҆ свѣтови́дѣнъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, воспѣва́ѧ, пата́пїе: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Слѣпы̑ѧ воѡчи́вый содѣ́йствомъ бжⷭ҇твеннымъ, бг҃облаже́нне, стра̑сти разли̑чныѧ и҆сцѣли́лъ є҆сѝ, и҆ бжⷭ҇твенными призыва̑нїи полкѝ лꙋка̑выѧ де́мѡнѡвъ ѿгна́лъ є҆сѝ, воспѣва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Чꙋде́съ глꙋбина̀, врачева́нїй рѣка̀, и҆сто́чникъ непреста́ненъ, стрꙋѧ̀, ника́коже ѡ҆скꙋдѣ́ема, тво́й гро́бъ показа́сѧ, ѻ҆́тче, вѣ́рнѡ пристꙋпа́ющымъ и҆ те́плѣ взыва́ющымъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆божа́етъ мѧ̀ и҆зъ тебє̀, дв҃о, пребжⷭ҇твенный бг҃ъ, ра́бїй зра́къ прїе́мъ, ѡ҆бновлѧ́етъ же стєзѝ зна́нїѧ, ꙗ҆́коже предѣ́лы є҆стества̀, мно́жество мона́хѡвъ и҆ преподо́бныхъ приве́дъ пою́щихъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Въ пе́щь ѻ҆́гненнꙋю ко ѻ҆трокѡ́мъ є҆врє́йскимъ снизше́дшаго и҆ пла́мень въ ро́сꙋ прело́жшаго бг҃а, по́йте дѣла̀, ꙗ҆́кѡ гдⷭ҇а, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Ѡ҆чи́стивъ тѧ̀ сама́го ѿ ти́ны страсте́й попече́нїемъ, свѣтлѣ́йше ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче, прїѧ́телище бж҃їе, взыва́ѧ: по́йте гдⷭ҇а, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Оу҆стро́ивъ твою̀ жи́знь бг҃олѣ́пнѡ, прпⷣбне ѻ҆́тче, строи́тель показа́лсѧ є҆сѝ, слꙋжи́въ до́брѣ потре́бамъ ст҃ы́хъ, прпⷣбне, съ ни́миже сподо́билсѧ є҆сѝ вы́шнѧгѡ наслѣ́дїѧ.

Ко гдⷭ҇ꙋ моли́твами ѡ҆чи́сти ны̀ ѿ всѧ́кїѧ скве́рны, те́плою твое́ю моли́твою ѿ треволне́нїѧ страсте́й и҆ болѣ́зней и҆ скорбе́й и҆зба́ви, тѧ̀ досто́йнѡ, пата́пїе, чтꙋ́щыѧ.

Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́же ѡ҆небеси́вшаѧ на́ше земно́е и҆ тлѣ́нное, чⷭ҇таѧ, сꙋщество̀, а҆́гг҃лѡвъ сла́ва и҆ прпⷣбныхъ ра́дость, є҆ди́на тва́рей влⷣчца, ꙗ҆́кѡ бг҃а ро́ждшаѧ, да пое́тсѧ во вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щсѧ ѿ дв҃ы, на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ. тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.

Де́нь спаси́тельный па́мѧть твоѧ̀ возсїѧ̀, сꙋ̑щаѧ во тмѣ̀ сердца̀ просвѣща́ющїй, и҆ страсте́й мглꙋ̀ рѣша́щїй, сы́ны свѣ́та показꙋ́ѧй, ѻ҆́тче, ны́нѣ чтꙋ́щыѧ тѧ̀ гдⷭ҇нѧ ᲂу҆го́дника.

Ѳиве́анѡвъ прозѧбе́нїе, пꙋсты́ни хвале́нїе, мона́шествꙋющихъ сла́вꙋ и҆ благолѣ́пїе, вѷзанті́йскаго свѣти́льника, на землѝ а҆́гг҃ла ꙗ҆́вльшасѧ, пата́пїа всѝ досто́йнѡ ᲂу҆блажи́мъ.

А҆́гг҃лѡвъ собесѣ́дникъ, прпⷣбныхъ равностоѧ́тель, прⷪ҇ро́кѡвъ и҆ а҆пⷭ҇лѡвъ, мꙋ́ченикѡвъ, і҆ера́рхѡвъ, прпⷣбне, соприча́стникъ бы́въ, и҆ чⷭ҇тнѣ́й трⷪ҇цѣ слꙋжѧ̀ ᲂу҆ма̀ чистото́ю, ѡ҆ всѣ́хъ на́съ моли́сѧ.

Бг҃оро́диченъ: Вели́кое та́инство, є҆́же па́че ᲂу҆ма̀ ржⷭ҇тва̀ твоегѡ̀, ᲂу҆жаса́етъ а҆́гг҃лы, бг҃ора́дованнаѧ, ᲂу҆слажда́етъ прпⷣбныхъ собо́ры, чи́стаѧ свѧщє́нныѧ весели́тъ ѻ҆тцы̀, бжⷭ҇твеннѡ пою́щыѧ тѧ̀, бцⷣе неискꙋсобра́чнаѧ.

Городок Лутракион гнездится у подножия Геранийских гор напротив знаменитого Коринфского канала и города Коринф. Высоко над этим городком, возвышаясь над синими водами Коринфского залива, стоит монастырь преп. Патапия, подобно жемчужине в оправе из скал. Здесь покоятся чудотворные мощи преподобного Патапия, святого четвертого века.

Преподобный Патапий родился в 380 году в египетском городе Фивы. Его отец был правителем области, выходцем из известной в Египте семьи, врачом и философом по образованию. Он и его жена отличались истинным благочестием. Они побуждали сына изучать Священное Писание, особенно Евангелие. Когда он стал старше, родители пригласили из Александрии знаменитых наставников, для обучения мальчика естественным наукам, математике, философии и риторике.

Учась, Патапий пришел к осознанию того, насколько все в мире непрочно и преходяще, и поэтому его все больше влекло к подвижнической жизни. Учения Климента (223 г.) и Оригена (253 г.) и история духовной борьбы, которую они вели, исполнили его сердце благоговением и покаянием, так же как и жития святителя Афанасия (373 г.) и преподобного Антония Великого (356 г.), которые были почти его современники. Желая уподобится им, он часто уходил из города в пустыню, где жило множество подвижников. У них он научился вникать во внутреннюю жизнь и движения души.

До нас дошел рассказ об одном эпизоде из отроческих лет Святого, в котором молодой человек по имени Аммон упал с высокой скалы вместе со своим верблюдом. Оба получили травмы. Тринадцатилетний отрок Патапий набрел на них в пустыне и ухаживал за молодым человеком до рассвета, пока родители и слуги, выйдя на поиски мальчика, не нашли их. Патапий спас своими молитвами Аммона, который иначе умер бы от полученных травм. За ночь исцелился и верблюд. Аммон впоследствии рассказывал, что видел ослепительный свет, был словно укутан этим светом, и его сила согрела и возвратила умирающего к жизни. Аммон, став после этого преданным товарищем Святого, много лет служил ему.

По прошествии некоторого времени, отец отвез Патапия в Александрию, в знаменитую катехизаторскую школу. Здесь на Патапия оказал большое влияние слепой учитель по имени Дидим, от общения с которым его желание следовать путем мудрости и добродетели усилилось. Это был тот самый Дидим, которому преподобный Антоний Великий сказал: “Не скорби о том, что ты лишен телесных очей. Они хороши только для мух и комаров. Тебе же следует радоваться, что имеешь очи души, что твоему внутреннему взору открылась Божественная небесная красота”.

К тому времени, когда Патапий закончил учебу в Александрии и вернулся в Фивы, его отец уже скончался. К своему огорчению Патапий узнал, что теперь ему предстоит занять должность управляющего финансами своей провинции. Юноша не хотел принимать это назначение и стал умолять мать отпустить его в пустыню, где он мог бы вести жизнь подвижника. Она, вероятно, дала ему на это благословение, поскольку Патапий отправился прямо в монастырь Тавенниси, центр монашества в Фиваиде, и там посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец. Когда слух о его учености и добродетели достиг других стран, из Фив к нему прислали делегацию с просьбой дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, по смирению, отказался. Боясь впасть в гордость, он тайно ушел из монастыря в далекую пустыню.

Эпидемия чумы

Пока Патапий был в пустыне, город Фивы поразила страшная эпидемия чумы. Много жителей города погибло. Оставшиеся были в ужасе и, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили его спасти их от этого бедствия. Однако Патапий не хотел идти в город, где его славили бы как знаменитого чудотворца, и ответил твердым отказом. Ночью же он тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили тогда анахореты. Он входил, никем не узнанный, в дома, где были заболевшие, и тихо молился вместе с ними, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди стали искать посланного им от Бога врача, но его нигде не было: он покинул город так же тихо, как пришел. Тогда жители города поняли, что это был сын их родной земли, монах Патапий.

Исцеление игумена

Весть о нем разлетелась по всей Фиваиде, благоговейное почитание его как наставника и чудотворца росло, и в его келью в пустыне начали приходить монахи, иногда вместе со своими игуменами, желая получить духовное наставление и руководство. Однажды тяжело заболел игумен одного из пустынных монастырей, отец Серапион. Братья принесли его к Патапию, умоляя исцелить его. Святой преклонил колена вместе с монахами и стал просить Господа об исцелении Его верного раба, и когда Патапий, протянув руку, коснулся болящего, тот исцелился. Святой пытался скрыть это и другие чудеса, свершавшиеся по его молитве, но вскоре люди о них узнали, начали приходить к нему отовсюду и приводить недужных и страждущих как телесно, так и душевно.

Исцеление парализованного ребенка

У одной молодой вдовы единственный сын был парализован. Мать, услышав о монахе-чудотворце, с помощью соседки посадила мальчика и его младшую сестру на ослика и повезла к Святому в надежде на исцеление. Однако добирались они очень долго, поскольку не знали точно, где находится келья подвижника. Наконец они приблизились к месту, где преподобный Патапий молился, высоко на склоне горы. Святой, увидев их, поспешил вниз. Он спросил, что они ищут. Мать и ее спутница ответили: “Мы ищем монаха Патапия. Пожалуйста, отведи нас к нему, чтобы он исцелил это дитя”. Святой пожалел их; он опустился на колени и стал умолять Господа исцелить малыша. И вот ребенок встал на ноги и начал ходить, и женщины поняли, что перед ними не кто иной, как сам святой Патапий.

Разрушение идолов

В то время, когда преподобный Патапий только поселился в пустыне, патриархом Александрийским стал человек по имени Кирилл — один из тех, с кем он вместе учился в Александрии в катехизаторской школе. Однако в те времена в Египте еще процветал языческий магический культ. Храм этого культа был местом проведения языческих обрядов, причем жертвы, как понимали христиане, приносились самому сатане. Патриарх, естественно, хотел разрушить этот центр бесовского поклонения. Для этого он решил устроить крестный ход с несением мощей святых бессребреников Кира и Иоанна, а также дев-мучениц Феоктисты, Феодоты и Евдоксии и их матери Афанасии. Патриарх просил святого Патапия прибыть в Александрию для участия в этом шествии. Со всех концов страны собрались огромные толпы народа: монахов, клириков и мирян. Через шесть дней после начала этого крестного хода процессия прибыла в деревню Менути, где и были положены святые мощи. Тотчас же начали совершаться чудеса. Каменный идол развалился на части по благодати, исходившей от мощей святых Кира и Иоанна. В связи с тем, что по предстательству святых бессребреников произошло великое множество чудес, деревню и всю ту местность стали называть “Абба Кир”. Это название сохранилось и поныне (Абукир).

Встретившись во время этого шествия, патриарх Кирилл и благодатный инок Патапий получили возможность обсудить насущные проблемы Православия. Они хорошо понимали, что власти Константинополя слишком часто вмешиваются в дела Церкви, и столичному архиепископу крайне необходим совет мудрых и надежных клириков. Патриарх Кирилл предложил Патапию как более способному из них двоих поехать в Константинополь в качестве советника, но Святой отказался и возвратился в пустыню. К нему продолжали приходить люди, искавшие руководства и исцеления, а ученики Патапия начали строить поблизости свои собственные кельи.

Поездка в Константинополь

В 428 году Преподобный, оставив братию, все же отправился в Константинополь — возможно, потому что не имел уже в пустыне столь необходимого ему покоя и уединения. В пути его корабль попал в ужасный шторм. Мачта сломалась и ударила капитана, в результате чего судно осталось без управления. Пассажиры в панике сбились в кучу на палубе. Вдруг с кормы раздался голос, приказывавший им спуститься в трюм, чтобы дать команде возможность без помех предпринять действия по спасению корабля. Это был голос монаха Патапия, взявшего на себя задачу управления кораблем. К утру шторм стал стихать. Поднявшись на палубу, пассажиры увидели, что от гибели их спас святой Патапий, причем оказалось, что не пострадал даже капитан, которого все считали умершим.

Сечнути

Во время того же плавания заболел один из членов команды, гребец-египтянин по имени Сечнути. Он попросил Патапия как своего земляка оказать ему помощь. Весь день Святой ухаживал за ним, а вечером, оставив его на попечение других, уединился для молитвенного бдения. В ту ночь снова штормило, лил дождь и порывами дул сильный ветер. Команде и пассажирам с трудом удавалось удерживать корабль на плаву. В такой обстановке о Сечнути забыли, а утром все пришли в ужас, обнаружив, что больного смыло волной в море. В крайнем расстройстве пассажиры начали обвинять друг друга в небрежности. Святой в это время молча, с задумчивым видом сидел в стороне, будто ничего не слышал. Приближалась ночь. Шторм усиливался, грозя кораблю новыми бедствиями, и капитан принял решение пристать к критскому берегу, чтобы там переждать бурю. На закате они наконец бросили якорь в маленькой бухте. И тут, к своему изумлению, они увидели, что на берегу их ждет Сечнути. Отвечая на расспросы, он рассказал: “Когда волны смыли меня за борт, я увидел, что лежу на спине дельфина, который и привез меня в эту бухту”.

Команда и пассажиры поняли, что своим спасением Сечнути обязан молитвам преподобного Патапия, и все дружно преклонили колена, чтобы принять его благословение. Сечнути умолял Патапия взять его к себе в ученики, и Святой согласился. Капитан корабля был язычником, но видя происшедшее, пожелал стать христианином. Патапий поговорил с ним о Христе и Церкви, пока они стояли в бухте, укрывшись от шторма, и крестил его. Они оставались на острове до установления ясной, тихой погоды, а потом продолжили плавание. Все славили и благодарили Бога за то, что Он послал им на помощь святого человека.

Коринф

Когда корабль проплывал мимо Коринфа, капитан сказал Святому: “Отче, мы проплываем мимо моего дома. Я бы хотел повидаться с семьей и рассказать им, что стал христианином. Может быть, и они крестятся”. Так они оказались в коринфском местечке Афнеон. Местные христиане просили святого Патапия остаться у них. Столетия спустя, после обретения мощей святого Патапия, в этих местах будут особо почитать его память. А когда он жил здесь, правители области, будучи христианами, просили его стать их епископом, но он, как и прежде, отказался.

В Коринфе преподобный Патапий полюбил бывать в Геранийских горах, отделенных от Коринфа перешейком. У подножия этих гор, там, где сейчас стоит Лутракион, была пещерка, в которой однажды на пути в Патры ночевал святой апостол Андрей. В 1345 году, то есть более тысячи лет спустя, Император Иоанн Кантакузен построил над этой пещеркой храм в честь святого апостола Андрея. Этот храм и сейчас стоит здесь, рядом с горячими источниками. А во времена преподобного Патапия в пещерке был только небольшой скит с семью монахами. Патапий по их просьбе присоединился к ним и учил их аскетической жизни и молитве, чему сам научился в монастырях Египта.

Однако же, преподобный Патапий все еще стремился найти уединенное место, где можно было бы в молчании сердца предаваться умной молитве. Забравшись выше по склону Геранийских гор, он обнаружил еще одну пещеру, служившую первым христианам убежищем, в котором они укрывались от своих гонителей. Преподобный Патапий поселился в этой пещере, недалеко от своих учеников. Он так полюбил это тихое место, что однажды сказал братии: “Отцы мои, после моей кончины, где бы я ни умер, перевезите меня сюда и похороните в моей любимой пещере в Геранийских горах”. По неисповедимому Промыслу Божию, это желание Святого исполнилось через много столетий.

Вскоре Святой узнал, что недалеко в горах находится еще одна монашеская община, настоятеля которой считали старцем, и спустя какое-то время две общины объединились, чтобы вместе славить Бога и учиться духовной жизни под руководством святого Патапия.

Однажды ночью монах по имени Арсений сильно заболел. Это был ревностный инок, имевший огромную любовь ко Христу, и святой Патапий часто ставил его в пример остальным. Арсений владел ремеслом ткача, которому научил и иноков монастыря, чтобы они могли сами зарабатывать себе на жизнь. Как только святому Патапию сообщили о болезни Арсения, он тотчас вместе с братией отправился к нему в келью. Они горячо помолились о его выздоровлении, и Арсений в ту же ночь получил исцеление.

Константинополь

В 435 году, прожив около семи лет в Коринфе, преподобный Патапий покинул свой скит в Геранийских горах и продолжил путь в Константинополь. Вместе с ним поехал его первый ученик, монах Сечнути. В Константинополе они явились инкогнито во Влахернский монастырь. Патапий не сказал никому, кто он такой (его имя к тому времени было известно всему христианскому миру), а просто продолжал и там поститься, молиться и бодрствовать, и все считали его простым монахом. Ему назначили послушание — быть в монастыре привратником. Однажды, сидя у ворот, он увидел, что к монастырю приближается похоронная процессия. Умерла молодая женщина, и ее родители горько рыдали, оплакивая ее. Процессия поравнялась с воротами, где сидел Патапий, и вдруг усопшая поднялась, перекрестилась и с благоговейным страхом стала глядеть на Патапия, а потом подошла, опустилась на колени у его ног, и, целуя ему руки, назвала его по имени. Так братии монастыря, а также и всей столице, стало известно, кто живет рядом с ними.

Исцеление слепого

Когда Патапий жил в Константинополе, к нему однажды пришел человек, слепой от рождения, и попросил: “Умоляю тебя, святый Божий, дай свет очам моим”. Патапий ответил: “Как ты осмеливаешься просить меня о таком великом даре? Это дело не твари, а Творца”. Но слепой настаивал: “Если ты попросишь Бога, он позволит мне видеть свет!”. Видя веру этого человека, Святой перекрестил его и сказал: “Именем Иисуса Христа, просвещающего слепых и воскрешающего мертвых, повелеваю тебе: прозри!” Едва он договорил, как слепой стал видеть. Исполненный невыразимой радости, этот человек, всю жизнь проведший в темноте, ушел, славя Бога и Его верного раба Патапия.

Больной водянкой

В Константинополе жил человек, страдавший водянкой. Живот у него раздулся, как барабан, столичные врачи обогащались за его счет, но помочь ему не могли, и его ужасные страдания продолжались. Услышав от людей о святом Патапии, он пришел к нему, умоляя сжалиться над ним. Святой Патапий при виде его исполнился сострадания, так как у того был раздут не только живот, но и все тело, что причиняло ему нестерпимую боль. Святой Патапий осенил его крестным знамением, помазал маслом из лампады от иконы Спасителя, и произнес: “Христос Господь, исцелявший прокаженных, исцелит и тебя”. Когда он говорил, из тела больного естественным образом истекло огромное количество нечистой жидкости. Больной полностью исцелился, а очевидцы этого происшествия разнесли весть о нем за пределами страны.

Человек, одержимый нечистым духом

Один молодой человек был одержим особенно ужасным бесом. Иногда несчастный рвал на себе в клочья одежду, оставаясь совсем нагим. В другой раз он бросался в воду и едва не тонул. Однажды он шел по дороге, и вдруг бес потащил его к берегу, чтобы бросить в море. В это время, по Промыслу Божию, мимо шел преподобный Патапий. Бес при виде его сотряс молодого человека с такой силой, что глаза у него закатились, а изо рта пошла пена. Он, стуча зубами, дико смотрел на Преподобного. Когда Патапий приблизился, бес простонал: “Как я мучаюсь! Горе мне! Что Патапий делает здесь? Что будет со мной? Где мне искать другое жилище? Пойду ли я в город или в пустыню, Ты вторгаешься ко мне, Назарянин, и Своим Крестом заставляешь меня бежать. Если Ты коснешься им меня, я исчезну. Ты победил меня!” С этими словами бес высоко поднял молодого человека и со страшной силой швырнул на землю. Святой осенил несчастного крестом и сказал: “Иди, нечистый дух, далеко в пустыню. Так велит тебе Господь, той силой, которую ты сейчас призывал в осуждение себе!”

Когда он это произносил, юноша стал биться в судорогах, и бес вышел из него в виде облака черного дыма. Избавившись от одержимости, юноша вернулся домой, к своей семье, славя Бога за это чудо.

Исцеление жительницы Константинополя

Одна женщина, жительница Константинополя, страдала тяжелым заболеванием: вся грудь у нее была будто окаменевшая, с огромной гноящейся язвой, кишевшей личинками червей. Болезнь распространялась и уже дошла до сердца. Женщина знала, что жить ей осталось совсем недолго. Она болела много месяцев, прежде чем услышала о преподобном Патапии. За это время врачи съели все ее деньги, а черви — ее тело. Она пришла в монастырь и со слезами упала к ногам Святого, умоляя его помолиться за нее. “Исцели меня, слуга Господень, сжалься надо мной, несчастной, которую черви сожрут прежде, чем лягу во гроб. Мое тело так болит, что я жажду смерти”. Святой ответил: “Если ты имеешь чистую, не омраченную сомнениями веру в Бога, то будет тебе по вере твоей”. Глубокий вздох вырвался из самой глубины ее души: “Божий человек, тебе дана сила благодати Господней, и я умоляю тебя исцелить меня!” Святой велел ей показать ему язву. Зрелище это было поистине ужасным. Исполнившись сострадания, он сказал: “Правда, что твоя болезнь тяжела, и излечить ее трудно, но вера покрывает все, а надежда приносит исцеление. Иди же с миром. Твои страдания окончены”. В то же мгновение она получила исцеление, и Константинополь услышал еще об одном великом чуде по молитвам преподобного Патапия.

Кончина Преподобного

На восемьдесят третьем году жизни преподобного Патапия, когда пришло время ему оставить землю и переселиться в небесные обители, у одра его собрались ученики, скорбя о том, что его уже не будет с ними в этой жизни, и некому будет укреплять и поддерживать их.

“Отче, для чего оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Отечество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ наших?” Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привязанности к земной жизни. “Чада мои, — сказал он, — не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, поминая меня. Это принесет вам пользу”. Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности. Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Это случилось в 463 году. Ученики похоронили его в константинопольском храме святого Иоанна Предтечи.

С тех пор Церковь старалась сохранить для потомков эти рассказы о случаях из его жизни. После захвата Константинополя турками нетленные мощи Преподобного были перенесены в его пещерный скит в горах над Коринфом, как он сам просил почти за тысячу лет до того. Местные монахи знали о существовании этой пещеры. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом, на котором были изображены святые Патапий, Никон, Ипатий и св. Ипомона. Мощи святого Патапия укрыли за западной стеной пещеры, обратив их лицом к иконостасу.

Житие Преподобного и местонахождение пещерной часовни люди помнили и во времена турецкого ига. Местные христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, называли ее “пещерой святого Патапия”. Никто не знал о том, что здесь покоятся его мощи — вероятно, христиане, перенесшие их сюда, намеренно сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквернения. В любом случае, память об их присутствии в этом месте не сохранилась.

В начале двадцатого века местный священник, отец Константин Сосанис, часто приходил сюда, взбираясь по крутым скалам, чтобы послужить в этой скромной часовенке. Отец Константин был довольно высокого роста, и потолок часовни оказался для него слишком низок. Ему, вполне естественно, пришло в голову увеличить и восстановить часовню, в особенности алтарь, который был тесным. В 1904 году он решил начать реконструкцию и нанял работников из числа местных жителей, чтобы снести древнюю стену в западной части пещеры. Однако накануне того дня, когда они должны были начать работу, отцу Константину явился во сне некий монах и сказал: “Будь осторожен, снося стену, потому что с обратной ее стороны нахожусь я. Я — святой Патапий Египетский”. На следующий день при выполнении работ за стеной были обнаружены его нетленные мощи, покрытые листьями и издающие неземное благоухание. Листья, хотя они и были сорваны с деревьев за четыреста лет до того, оказались абсолютно свежими, будто только что сорванные. На груди Святого лежал большой деревянный крест, в руке — древний свиток, в котором говорилось, что эти мощи принадлежат преподобному Патапию Египетскому. Впоследствии в Константинополе (нынешнем Стамбуле) были найдены древние бумаги с описанием мощей преподобного Патапия, полностью совпадающим с тем, как выглядели мощи, обнаруженные отцом Константином Сосанисом.

После обретения мощей в течение какого-то времени любой мог подойти и приложиться к открытым мощам Преподобного. Некоторые местные христиане даже отрезали частицы, чтобы иметь святыню дома. Однако после того, как многим из этих людей явился во сне сам Святой, обличая их невежество и дерзость и требуя принести частицы обратно, они были поспешно возвращены.

С тех пор как были обретены мощи преподобного Патапия, многим он являлся во сне и в видениях. Он говорил им: “Идите в мой дом в Лутракионе”. По его предстательству сегодня происходит особенно много чудес исцеления от рака в разных концах света — в Греции, Швеции, Америке, Австралии.

В 1952 году греческий священник отец Нектарий Кириакос, горевший огромной любовью к преподобному Патапию и со студенческих лет, проведенных в Коринфе, знавший о его пещере и мощах, решил осуществить мечту всей своей жизни — построить на этом месте женский монастырь. Местное население с сомнением отнеслось к его замыслу, считая его абсурдным: на этой крутой скалистой горе не было ни воды, ни земли, годной для обработки. “Что будут есть эти девушки, — спрашивали его, — чертополох?” Тем не менее, отец Нектарий не отступался от своей цели, и однажды ему явился преподобный Патапий, обещая всячески ему помогать. Через некоторое время он явился настоятельнице одного монастыря недалеко от Афин и также пообещал помогать в этом нелегком деле.

Сначала сестры забирались в гору на мулах и месяцами не покидали пещеры, питаясь теми продуктами, что привезли с собой. Благодаря настойчивой решимости отца Нектария и молитвам преподобного Патапия, теперь здесь стоит новый красивый монастырь, врезанный в крутой горный склон. От Лутракиона к этому монастырю ведет специальная дорога паломников. Нынешняя настоятельница, старица Исидора, ежедневно вместе с сестрами служит полунощницу и утреню, начиная с 4:30 утра, а одна старенькая монахиня даже спит в храме возле святых мощей. Место за западной стеной, где были найдены мощи преподобного Патапия, будет находиться позади вас, если вы встанете лицом к алтарю. Мощи покоятся в красивой раке, освещенной десятками висячих золотых лампад, которые христиане жертвуют в благодарность за исцеление.

Один паломник рассказал мне: “Отправляясь в Лутракион, я ничего не знал о преподобном Патапии и его житии, мне посоветовал приехать сюда монах из другого монастыря, но когда я опустился на пол в земном поклоне перед ракой с мощами Святого, у меня возникло столь явственное ощущение его присутствия, приобщения к чему-то древнему и неземному, что я не мог заставить себя уйти и долго лежал, прижавшись лицом к полу пещеры. Моим единственным желанием было остаться там навсегда”.

Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции


См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Па­та­пия" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.