Канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
Припев: Святы́й апо́столе и евангели́сте Иоа́нне, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 21 мая (08 мая ст. ст.)
Глас 2.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.
Ца́рство Небе́сное, блаже́нне, е́же пропове́дал еси́, восприи́м и Сло́ву собесе́дник бы́в Небе́сному, ве́рующия честно́му твоему́ пропове́данию и богосло́вию твои́ми моли́твами сохрани́.
Кре́пок смы́сл явля́я, о все́х небре́гл еси́ су́щих на земли́ и у́з естества́ и, Сло́ву, всему́дре, слове́сне же и у́мне сопребыва́я, от безслове́сия безслове́сне живу́щия свободи́л еси́.
Небе́сных ра́зум прии́м богослове́снейше, Бо́га Сло́ва пропове́дал еси́: в нача́ле бе́ Сло́во, и Сло́во бе́ к Своему́ Роди́телю, и Бо́г бе́ Сло́во, благовеству́я, научи́л еси́.
Богоро́дичен: Отрокови́ц боже́ственных ли́к, боже́ственнейше в жена́х Тя́ до́брую воспева́ют, Богоро́дице Влады́чице, добро́тами укра́шену Божества́, добротвори́тельное бо Сло́во па́че сло́ва родила́ еси́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко кри́н, Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.
Тро́ицы яви́л еси́ богосло́вным язы́ком твои́м, ю́же па́че ума́ та́йну, Иоа́нне богоблаже́нне, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.
Язы́к тво́й бы́сть Пи́сьменника тро́сть, Всесвята́го Ду́ха, богопи́санно зна́менующий честно́е твое́ и боже́ственное Ева́нгелие.
Му́дрости ты́ бе́здну поче́рпл еси́, всему́дре, возле́г богому́дренным дерзнове́нием на Прему́дрости Исто́чнице, и Сего́ богопропове́дник бы́л еси́.
Богоро́дичен: Еди́ну Де́вствующую и Ма́терь чти́м, я́ко спасе́ния Хода́таицу бы́вшу на́м, Всенепоро́чная, и ми́р изба́вльшую моли́твами Твои́ми.
Седа́лен, гла́с 8.
Прему́дрости на пе́рси возле́г и ра́зуму су́щих научи́вся, боже́ственно возгреме́л еси́: в нача́ле бе́ Сло́во, до́бре написа́в пе́рвый безнача́льное рождество́, и пропове́дал еси́ все́м Сло́ва воплоще́ние. Те́мже и язы́ком, я́ко мре́жею, улови́в язы́ки, благода́тию Ду́ха изуча́еши концы́ и просвеща́еши чудесы́, Богосло́ве апо́столе, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни А́нгел, но Са́м, Го́споди, вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя́ челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Сло́во тя́ Богосло́ва досто́йно показа́, Того́ Божества́ тайнонаучи́в, преизя́щнейше, и е́же по челове́ку строе́нию научи́в неизрече́нному.
У́м боже́ствен и де́вственно те́ло стяжа́в, хра́м бы́л еси́ живы́й же и одушевле́нный, сла́вне, и жили́ще Всепе́тыя Тро́ицы свяще́ннейшее.
Сыновство́м Пречи́стыя Де́вы почествова́лся еси́, де́вственниче блаже́нне, и бра́т показа́лся еси́ Избра́вшему тя́ и ученика́ Богосло́ва Соверши́вшему.
Богоро́дичен: Исцеля́я Е́вы дре́внее преступле́ние, в Тя́, Всенепоро́чную и Пречи́стую, всели́ся Пребоже́ственный, всего́ мя́ челове́ка вообрази́ти па́дша.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо, Влады́ко, к Светонача́льнику, Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения приведе́ние и́мамы.
Небе́сный у́м, Богосло́ве, яви́лся еси́ благода́тию, ве́сь све́т бы́в е́же к Началосве́ту приближе́нием и чи́стым твои́м зре́нием, е́же к Нему́, обожа́емь.
Умо́м чи́стым, и святы́ми устна́ми, богодохнове́нне, и пречи́стыми усты́ твое́ Ева́нгелие пропове́дал еси́ и о́бщее спасе́ние все́м ве́рным предложи́л еси́.
Со Христо́м живы́й от младе́нства, орга́н благода́ти от Него́ предложе́н бы́л еси́, богосло́вии изобуча́емь и Тро́ичестей сла́ве па́че естества́ науча́емь.
Богоро́дичен: Глаго́лы Твоя́ помина́юще, Тя́ ны́не блажи́м: Тобо́ю, Всенепоро́чная, блаже́нство неизрече́нное и жи́знь нестаре́ющуюся и́стинно прия́хом.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.
Иису́с, Бо́г мо́й и Госпо́дь, твою́ чистоту́ прии́м и всесоверше́нную свя́тость, бра́та тя́ Богосло́ве, прия́т.
Венча́в свя́то житие́ твое́, си́це упова́в, Му́дрости возле́гл еси́ на пе́рси, сла́вне, и благода́ть отту́ду извле́кл еси́.
Вели́кая и боже́ственная сия́ния богосло́вия твоего́ всю́ просвети́ша, сла́вне, вселе́нную и све́том Трисо́лнечным озари́ша.
Богоро́дичен: Не́бо простры́й во́лею, Не́бо земно́е ино́е распростре́ Тя́, Богома́ти Чи́стая, и, из Тебе́ возсия́в яви́ся.
Конда́к, гла́с 2.
Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто́ пове́сть? То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния, и мо́лишися о душа́х на́ших, я́ко Богосло́в и дру́г Христо́в.
И́кос.
Высоты́ небе́сныя уве́дети и мо́ря глубины́ испыта́ти де́рзостно е́сть и непости́жно, я́коже бо зве́зды исчи́слити и примо́рский песо́к невозмо́жно отню́д, си́це ниже́ я́же Богосло́вова рещи́ дово́льно: толи́цеми того́ венцы́ Христо́с, его́же возлюби́, венча́, Ему́же и на пе́рси возле́г и на Та́йней ве́чери с Ни́м яде́, я́ко Богосло́в и дру́г Христо́в.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть, Христо́с же простре́ богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, сы́й Благослове́н и Препросла́влен.
Боже́ственным сия́я светоли́тием, Ду́ха Свята́го я́сно богосло́вил еси́, исходя́ща из Безнача́льнаго Отца́ и почива́юща в Сы́не неотхо́дно, я́ко Единосу́щна.
В тебе́, блаже́нне, положи́ пра́вды Со́лнце селе́ние, не́бо приснодви́жимо тя́ соде́лавый и богосло́вным твои́м язы́ком пропове́дуемый Христо́с, возлю́бленне, препросла́вленный.
Глаго́л твои́х си́ла, боже́ственное веща́ние изы́де, всеблаже́нне досточу́дне, и преми́рное твое́ Ева́нгелие всю́ объя́ше зе́млю догма́тов вели́чеством.
Богоро́дичен: Пречи́стое зача́тие, нетле́нно Рождество́ Ты́ Еди́на показа́ла еси́, Де́ва пребы́вши: Бо́га бо зачала́ еси́, над все́ми Су́щаго, Чи́стая, Челове́ка бы́вша, ве́рных на спасе́ние и избавле́ние.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Я́коже мо́лния све́тлая проходя́щи, вселе́нней, блаже́нне, яви́лся еси́, чистоты́ све́тлостию, де́вства же блиста́нием, и благоче́стия догма́ты ми́р просвеща́я, возлю́бленне Христу́ Бо́гу.
Те́ло, и ду́шу, и у́м очи́стив, благовести́л еси́ Небе́сное Христо́во Ева́нгелие, и, А́нгелом единожи́тель на Небесе́х бы́в, зове́ши ны́не: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сто́лп све́тел, возложе́ние же боже́ственно Небе́снаго хра́ма бы́л еси́, и престо́л чу́вствия, и му́дрости прия́телище, богосло́вия орга́н, поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: Да кля́тву пе́рвую истреби́ши, и сме́ртное осужде́ние дре́вле прама́тере, из Де́вы Богома́тере Сло́ве Бо́жий роди́лся еси́, все́м дарова́в безсме́ртие неги́блемо.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Ны́не не в гада́ниих, но лице́м к лицу́, сла́дости пото́к зре́ти удосто́ился еси́, и реку́ ми́ра, и исто́чник безсме́ртия, и́мже ны́не напая́емь, наслажда́ешися обоже́ния.
Назе́мное проси́л еси́ седа́лище прия́ти от Христа́, но О́н тебе́ пе́рси Своя́ да́рует, на ня́же возле́г, Богосло́ве, тве́рдым и пребыва́ющим седе́нием до́брым обогати́лся еси́, апо́столов украше́ние.
Му́дрости погаси́л еси́ е́ллинския безбо́жное, в нача́ле бе́ Сло́во, му́дре провеща́в, и к Бо́гу бе́ Сло́во, и и́стинно Бо́г бе́ Сло́во, И́мже вся́ бы́ша, ви́димая же и неви́димая.
Богоро́дичен: Я́ко у́тро обрела́ся еси́ у́треннее в но́щи жития́, де́вства заря́ми облиста́ющи, восто́к Со́лнца мы́сленнаго пра́вды на́м я́вльшая, Богома́ти Всечи́стая.
Свети́лен.
Я́ко душе́ю де́вственна тя́ и те́лом, блаже́нне, Сло́во избра́, Богосло́ве де́вственниче, и Того́ Божества́ чу́дна показа́ писца́ и слугу́, и́же и от земли́ преста́вился еси́, не у́мер, но в Бо́зе жи́в и безсме́ртен пребыва́я.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ постла̀ и҆ногда̀ фараѡни́тское всево́инство преѡрꙋже́ннаѧ си́ла, вопло́щшеесѧ же сло́во всеѕло́бный грѣ́хъ потреби́ло є҆́сть: препросла́вленный гдⷭ҇ь, сла́внѡ бо просла́висѧ.
Црⷭ҇тво нбⷭ҇ное, бл҃же́нне, є҆́же проповѣ́далъ є҆сѝ, воспрїи́мъ, и҆ сло́вꙋ собесѣ́дникъ бы́въ нбⷭ҇номꙋ, вѣ́рꙋющыѧ честно́мꙋ твоемꙋ̀ проповѣ́данїю, и҆ бг҃осло́вїю, твои́ми моли́твами сохранѝ.
Крѣ́покъ смы́слъ ꙗ҆влѧ́ѧ, ѡ҆ всѣ́хъ небре́глъ є҆сѝ сꙋ́щихъ на землѝ, и҆ ᲂу҆́зъ є҆стества̀: и҆ сло́вꙋ, всемꙋ́дре, слове́снѣ же и҆ ᲂу҆́мнѣ сопребыва́ѧ, ѿ безслове́сїѧ безслове́снѣ живꙋ́щыѧ свободи́лъ є҆сѝ.
Нбⷭ҇ныхъ ра́зꙋмъ прїи́мъ бг҃ослове́снѣйше, бг҃а сло́ва проповѣ́далъ є҆сѝ: въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, и҆ сло́во бѣ̀ къ своемꙋ̀ роди́телю, и҆ бг҃ъ бѣ̀ сло́во, благовѣствꙋ́ѧ наꙋчи́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆трокови́цъ бжⷭ҇твенныхъ ли́къ бжⷭ҇твеннѣйше въ жена́хъ тѧ̀ до́брꙋю воспѣва́ютъ, бцⷣе влⷣчце, добро́тами ᲂу҆кра́шенꙋ бжⷭ҇тва̀: добротвори́тельное бо сло́во па́че сло́ва родила̀ є҆сѝ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Процвѣла̀ є҆́сть пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́кѡ крі́нъ, гдⷭ҇и, ꙗ҆зы́ческаѧ неплодѧ́щаѧ цр҃ковь прише́ствїемъ твои́мъ, въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.
Трⷪ҇цы ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ бг҃осло́внымъ ѧ҆зы́комъ твои́мъ, ю҆́же па́че ᲂу҆ма̀ та́йнꙋ, і҆ѡа́нне бг҃обл҃же́нне: въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.
Ѧ҆зы́къ тво́й бы́сть пи́сменника тро́сть всест҃а́гѡ дх҃а, бг҃опи́саннѡ зна́менꙋющїй честно́е твоѐ и҆ бжⷭ҇твенное є҆ѵⷢ҇лїе.
Мꙋ́дрости ты̀ бе́зднꙋ поче́рплъ є҆сѝ, всемꙋ́дре, возле́гъ бг҃омꙋ́дреннымъ дерзнове́нїемъ на премꙋ́дрости и҆сто́чницѣ: и҆ сегѡ̀ бг҃опроповѣ́дникъ бы́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Є҆ди́нꙋ дѣ́вствꙋющꙋю и҆ мт҃рь чти́мъ, ꙗ҆́кѡ спасе́нїѧ хода́таицꙋ бы́вшꙋ на́мъ, всенепоро́чнаѧ, и҆ мі́ръ и҆зба́вльшꙋю моли́твами твои́ми.
Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.
Премꙋ́дрости на пе́рси возле́гъ, и҆ ра́зꙋмꙋ сꙋ́щихъ наꙋчи́всѧ, бжⷭ҇твеннѡ возгремѣ́лъ є҆сѝ: въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, до́брѣ написа́въ пе́рвый безнача́льное ржⷭ҇тво̀, и҆ проповѣ́далъ є҆сѝ всѣ̑мъ сло́ва воплоще́нїе. тѣ́мже и҆ ѧ҆зы́комъ ꙗ҆́кѡ мре́жею ᲂу҆лови́въ ꙗ҆зы́ки, бл҃года́тїю дх҃а и҆зꙋча́еши концы̀, и҆ просвѣща́еши чꙋдесы̀, бг҃осло́ве а҆пⷭ҇ле, молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе дарова́ти пра́зднꙋющымъ любо́вїю свѧтꙋ́ю па́мѧть твою̀.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы, не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ, гдⷭ҇и, вопло́щсѧ, и҆ спа́слъ є҆сѝ всего́ мѧ человѣ́ка. тѣ́мъ зовꙋ́ ти: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.
Сло́во тѧ̀ бг҃осло́ва досто́йнѡ показа̀, тогѡ̀ бжⷭ҇тва̀ тайнонаꙋчи́въ преизѧ́щнѣйше, и҆ є҆́же по человѣ́кꙋ строе́нїю наꙋчи́въ неизрече́нномꙋ.
Оу҆́мъ бжⷭ҇твенъ, и҆ дѣ́вственно тѣ́ло стѧжа́въ, хра́мъ бы́лъ є҆сѝ, живы́й же и҆ ѡ҆дꙋшевле́нный, сла́вне, и҆ жили́ще всепѣ́тыѧ трⷪ҇цы свѧще́ннѣйшее.
Сыновство́мъ пречⷭ҇тыѧ дв҃ы почествова́лсѧ є҆сѝ, дѣ́вственниче блаже́нне, и҆ бра́тъ показа́лсѧ є҆сѝ и҆збра́вшемꙋ тѧ̀, и҆ ᲂу҆ч҃ника̀ бг҃осло́ва соверши́вшемꙋ.
Бг҃оро́диченъ: И҆сцѣлѧ́ѧ є҆́ѵы дре́внее престꙋпле́нїе, въ тѧ̀, всенепоро́чнꙋю и҆ пречⷭ҇тꙋю, всели́сѧ пребжⷭ҇твенный, всего́ мѧ человѣ́ка воѡбрази́ти па́дша.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Хода́тай бг҃ꙋ и҆ человѣ́кѡмъ бы́лъ є҆сѝ, хрⷭ҇тѐ бж҃е: тобо́ю бо, влⷣко, къ свѣтонача́льникꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ твоемꙋ̀, ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ приведе́нїе и҆́мамы.
Нбⷭ҇ный ᲂу҆́мъ, бг҃осло́ве, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ бл҃года́тїю, ве́сь свѣ́тъ бы́въ, є҆́же къ началосвѣ́тꙋ приближе́нїемъ, и҆ чи́стымъ твои́мъ зрѣ́нїемъ, є҆́же къ немꙋ̀, ѡ҆божа́емь.
Оу҆мо́мъ чи́стымъ, и҆ ст҃ы́ми ᲂу҆стна́ми, бг҃одохнове́нне, и҆ пречи́стыми ᲂу҆сты̀ твоѐ є҆ѵⷢ҇лїе проповѣ́далъ є҆сѝ: и҆ ѻ҆́бщее спасе́нїе всѣ̑мъ вѣ̑рнымъ предложи́лъ є҆сѝ.
Со хрⷭ҇то́мъ живы́й ѿ младе́нства, ѻ҆рга́нъ бл҃года́ти ѿ негѡ̀ предложе́нъ бы́лъ є҆сѝ, бг҃ослѡ́вїи и҆з̾ѡбꙋча́емь, и҆ трⷪ҇честѣй сла́вѣ па́че є҆стества̀ наꙋча́емь.
Бг҃оро́диченъ: Глаго́лы твоѧ̑ помина́юще, тѧ̀ ны́нѣ блажи́мъ: тобо́ю, всенепоро́чнаѧ, блаже́нство неизрече́нное, и҆ жи́знь нестарѣ́ющꙋюсѧ и҆́стиннѡ прїѧ́хомъ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.
І҆и҃съ, бг҃ъ мо́й и҆ гдⷭ҇ь, твою̀ чистотꙋ̀ прїи́мъ, и҆ всесоверше́ннꙋю свѧ́тость, бра́та тѧ̀, бг҃осло́ве, прїѧ́тъ.
Вѣнча́въ свѧ́тѡ житїѐ твоѐ, си́це ᲂу҆пова́въ, мꙋ́дрости возле́гъ є҆сѝ на пе́рси, сла́вне, и҆ бл҃года́ть ѿтꙋ́дꙋ и҆звле́клъ є҆сѝ.
Вели̑каѧ и҆ бжⷭ҇твєннаѧ сїѧ̑нїѧ бг҃осло́вїѧ твоегѡ̀, всю̀ просвѣти́ша, сла́вне, вселе́ннꙋю, и҆ свѣ́томъ трисо́лнечнымъ ѡ҆зари́ша.
Бг҃оро́диченъ: Нб҃о простры́й во́лею, не́бо земно́е и҆но́е распростре́ тѧ, бг҃ома́ти чⷭ҇таѧ, и҆ и҆зъ тебє̀ возсїѧ́въ, ꙗ҆ви́сѧ.
Конда́къ, гла́съ в҃.
Вели́чїѧ твоѧ̑, дѣ́вственниче, кто̀ повѣ́сть; то́чиши бо чꙋдеса̀, и҆ и҆злива́еши и҆сцѣлє́нїѧ, и҆ мо́лишисѧ ѡ҆ дꙋша́хъ на́шихъ, ꙗ҆́кѡ бг҃осло́въ и҆ дрꙋ́гъ хрⷭ҇то́въ.
І҆́косъ.
Высоты̀ нбⷭ҇ныѧ ᲂу҆вѣ́дѣти, и҆ мо́рѧ глꙋбины̑ и҆спыта́ти де́рзостно є҆́сть и҆ непости́жно: ꙗ҆́коже бо ѕвѣ́зды и҆счи́слити, и҆ примо́рскїй песо́къ невозмо́жно ѿню́дъ, си́це нижѐ ꙗ҆̀же бг҃осло́вова рещѝ дово́льно: толи́цѣми того̀ вѣнцы̑ хрⷭ҇то́съ, є҆го́же возлюбѝ, вѣнча̀: є҆мꙋ́же и҆ на пе́рси возле́гъ, и҆ на та́йнѣй ве́чери съ ни́мъ ꙗ҆дѐ, ꙗ҆́кѡ бг҃осло́въ и҆ дрꙋ́гъ хрⷭ҇то́въ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Бг҃опроти́вное велѣ́нїе беззако́ннꙋющагѡ мꙋчи́телѧ высо́къ пла́мень вознесло̀ є҆́сть: хрⷭ҇то́съ же прострѐ бг҃очести̑вымъ ѻ҆трокѡ́мъ ро́сꙋ дх҃о́внꙋю, сы́й бл҃гослове́нъ и҆ препросла́вленъ.
Бжⷭ҇твеннымъ сїѧ́ѧ свѣтоли́тїемъ, дх҃а ст҃а́го ꙗ҆́снѡ бг҃ослови́лъ є҆сѝ, и҆сходѧ́ща и҆зъ безнача́льнагѡ ѻ҆ц҃а̀, и҆ почива́юща въ сн҃ѣ неѿхо́днѡ, ꙗ҆́кѡ є҆диносꙋ́щна.
Въ тебѣ̀, бл҃же́нне, положѝ пра́вды сл҃нце селе́нїе: не́бо приснодви́жимо тѧ̀ содѣ́лавый и҆ бг҃осло́внымъ твои́мъ ѧ҆зы́комъ проповѣ́дꙋемый хрⷭ҇то́съ, возлю́бленне, препросла́вленный.
Глагѡ́лъ твои́хъ си́ла, бжⷭ҇твенное вѣща́нїе и҆зы́де, всебл҃же́нне досточꙋ́дне, и҆ премі́рное твоѐ є҆ѵⷢ҇лїе всю̀ ѡ҆б̾ѧ́ше зе́млю, догма́тѡвъ вели́чествомъ.
Бг҃оро́диченъ: Пречⷭ҇тое зача́тїе, нетлѣ́нно ржⷭ҇тво̀ ты̀ є҆ди́на показа́ла є҆сѝ, дв҃а пребы́вши: бг҃а бо зачала̀ є҆сѝ на́дъ всѣ́ми сꙋ́щаго, чⷭ҇таѧ, чл҃вѣ́ка бы́вша, вѣ́рныхъ на спасе́нїе и҆ и҆збавле́нїе.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Пе́щь и҆ногда̀ ѻ҆́гненнаѧ въ вавѷлѡ́нѣ дѣ́йства раздѣлѧ́ше, бж҃їимъ велѣ́нїемъ халдє́и ѡ҆палѧ́ющаѧ, вѣ̑рныѧ же ѡ҆роша́ющаѧ, пою́щыѧ: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Ꙗ҆́коже мо́лнїѧ свѣ́тлаѧ проходѧ́щи, вселе́ннѣй, бл҃же́нне, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, чистоты̀ свѣ́тлостїю, дѣ́вства же блиста́нїемъ, и҆ благоче́стїѧ догма́ты, мі́ръ просвѣща́ѧ, возлю́бленне хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ.
Тѣ́ло и҆ дꙋ́шꙋ, и҆ ᲂу҆́мъ ѡ҆чи́стивъ, благовѣсти́лъ є҆сѝ нбⷭ҇ное хрⷭ҇то́во є҆ѵⷢ҇лїе: и҆ а҆́гг҃лѡмъ є҆диножи́тель на нб҃сѣ́хъ бы́въ, зове́ши ны́нѣ: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Сто́лпъ свѣ́телъ, возложе́нїе же бжⷭ҇твенно нбⷭ҇нагѡ хра́ма бы́лъ є҆сѝ, и҆ престо́лъ чꙋ́вствїѧ, и҆ мꙋ́дрости прїѧ́телище, бг҃осло́вїѧ ѻ҆рга́нъ, поѧ̀: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Бг҃оро́диченъ: Да клѧ́твꙋ пе́рвꙋю и҆стреби́ши, и҆ сме́ртное ѡ҆сꙋжде́нїе дре́вле прама́тере, и҆зъ дв҃ы бг҃ома́тере, сло́ве бж҃їй, роди́лсѧ є҆сѝ, всѣ̑мъ дарова́въ безсме́ртїе неги́блемо.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щсѧ ѿ дв҃ы на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ. тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.
Ны́нѣ не въ гада́нїихъ, но лице́мъ къ лицꙋ̀, сла́дости пото́къ зрѣ́ти ᲂу҆досто́илсѧ є҆сѝ: и҆ рѣкꙋ̀ ми́ра, и҆ и҆сто́чникъ безсме́ртїѧ: и҆́мже ны́нѣ напаѧ́емь, наслажда́ешисѧ ѡ҆боже́нїѧ.
Назе́мное проси́лъ є҆сѝ сѣда́лище прїѧ́ти ѿ хрⷭ҇та̀, но ѻ҆́нъ тебѣ̀ пе́рси своѧ̑ да́рꙋетъ: на нѧ́же возле́гъ, бг҃осло́ве, тве́рдымъ и҆ пребыва́ющимъ сѣдѣ́нїемъ до́брымъ ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ, а҆пⷭ҇лѡвъ ᲂу҆краше́нїе.
Мꙋ́дрости погаси́лъ є҆сѝ є҆́ллинскїѧ безбо́жное, въ нача́лѣ бѣ̀ сло́во, мꙋ́дре провѣща́въ, и҆ къ бг҃ꙋ бѣ̀ сло́во, и҆ и҆́стиннѡ бг҃ъ бѣ̀ сло́во, и҆́мже всѧ̑ бы́ша, ви̑димаѧ же и҆ неви̑димаѧ.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ ᲂу҆́трѡ ѡ҆брѣла́сѧ є҆сѝ ᲂу҆́треннее въ нощѝ житїѧ̀, дѣ́вства зарѧ́ми ѡ҆блиста́ющи, восто́къ сл҃нца мы́сленнагѡ пра́вды на́мъ ꙗ҆́вльшаѧ, бг҃ома́ти всечⷭ҇таѧ.
Свѣти́ленъ.
Ꙗ҆́кѡ дꙋше́ю дѣ́вственна тѧ̀, и҆ тѣ́ломъ бл҃же́нне сло́во и҆збра̀, бг҃осло́ве дѣ́вственниче, и҆ тогѡ̀ бжⷭ҇тва̀ чꙋ́дна показа̀ писца̀ и҆ слꙋгꙋ̀, и҆́же и҆ ѿ землѝ преста́вилсѧ є҆сѝ, не ᲂу҆́меръ, но въ бз҃ѣ жи́въ, и҆ безсме́ртенъ пребыва́ѧ.
Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр.1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "Сынов Грома" – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Полное житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал Сыном Громовым, был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Согласно православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.
Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли "возлюбленным учеником" Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным. Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о скором предательстве, именно святой апостол Иоанн, который "возлежал у груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал: "Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смерти, воскресения и вознесения Христа Иоанн взял Матерь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения.
Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию святого апостола Иоанна, принятому в Греции, он принял свой жребий с тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем малодушии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иерусалима, вознести Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после чего все с миром разошлись.
Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором, одним из первых семи диаконов, который стал и его первым агиографом. Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в кораблекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три человека, находившихся на борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой Иоанн пропал без вести. Прохор, скорбя, отправился в Ефес пешком. Спустя четырнадцать дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему великому изумлению увидел, как о берег разбилась огромная волна и вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес.
Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием в Ефесе стала встреча со злонравной женщиной по имени Романа. Она страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями, владельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив Иоанна и Прохора, она предложила им работу – топить огонь в бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить святого Иоанна. Так продолжалось много дней, и в конце концов Романе пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их своими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в обоснованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения этими двумя людьми.
Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды, когда туда зашел единственный сын Диоскорида Домн, бесы задушили его. Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к апостолу и стала умолять его о помощи, святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес. Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и Домном. Они стали первыми христианами Ефеса.
После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пирующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападавшие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась огромная мощная струя пара. Из присутствовавших двести человек упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян приняли крещение.
Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем временем известие о разрушении храма дошло до императора Домициана (81–96 гг.). Императору доложили, что некий колдун поверг в прах главный храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи, привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут апостол остался невредим. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос.
Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо следить вовсю – он колдун и творит ужасные дела". На пути к Патмосу один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они поклоняются. Они стали называть имена своих многочисленных богов, а он вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал стражник, и апостол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти утонувшего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам апостола смытого за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем по молитвам апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды, получила свежую воду, и получил исцеление человек, больной дизентерией. Стражники и команда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал: "Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам велели, чтобы император не наказал вас". Когда они приплыли на Патмос, к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней апостол наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром.
Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что апостол навел на него чары, а потом сам юноша по внушению диавола прислал им письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил дать ему возможность послать Аполлониду письмо, и правитель согласился, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес вышел из него, и юноша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась. Сам правитель стал христианином после того, как оставил службу.
По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных недугов, бесплодные женщины получали способность к деторождению, неверующие обретали веру. Храмы Аполлона и Диониса на Патмосе рассыпались в прах, как только апостол начал молиться. Большую часть времени, прожитого в изгнании, он провел, убеждая людей оставить тщету язычества и обратить взоры ко Христу.
В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в переводе с греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бесами. Многие жители острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его прийти в город и отомстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона, связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух бесов, чтобы один напал на святого, а второй сообщил хозяину о судьбе первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали призраки в виде тех усопших, после чего все восславили Кинопса. Волхв стал похваляться своей властью перед апостолом Иоанном, но апостол спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто", и призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на молитве на том самом месте, где его избивали.
Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его. Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпускайте ни его, ни остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома, море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством заставил Кинопса и их родных исчезнуть. Однако все остальные в толпе настаивали, что надо дождаться возвращения волхва.
Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разойтись, поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от палящего солнца, голода и жажды, и в конце концов у них умерли трое маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на обман, и скорбя об ожесточении их сердец, Иоанн молился Господу об их спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он воскресил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к ногам апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился домой вместе с Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе почти все жители острова обратились ко Христу.
В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел император Нерва (96–98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению христианского учения, ни преследовать самих христиан. Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский сенат аннулировали приговор Домициана и освободили Иоанна. Получив свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к отплытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, просили его оставить им письменное изложение христианской веры, чтобы им не отклоняться от истинного учения.
Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пустынный холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня. Когда Прохор возвратился, апостол попросил его встать справа от себя. Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля. Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...". Так начинается Евангелие по Иоанну. Прохор пишет, что они провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать Иоанну, отправлявшемуся в Ефес.
Священное Предание и церковные писатели первых веков – святой Климент Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсевий – утверждают, что Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется подождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога. Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически описывающее события, которые должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение.
Вот как начинается Апокалипсис:
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию" (Откр.1:9-11).
Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его следующими словами:
"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.22:16-17, 20)
Апокалипсис – это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова. Среди книг Нового Завета есть также три послания святого Иоанна Богослова.
Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши, который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому времени уже умер, но сам Домн радушно принимал святого у себя в Ефесе до конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн продолжал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному стаду. По возвращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив ему обучить юношу основам веры, а сам отправился дальше. Эта история, известная под названием "Святой Иоанн и разбойник", имеет следующее продолжение:
А потом случилось так, что некие праздные и беспутные юноши, познавшие зло, развратили этого новообращенного христианина и увели его от епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем стал у них главарем, самым жестоким и кровавым из всех.
Прошли годы, и вот как-то раз пресвитеры той церкви позвали к себе апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы апостол сказал епископу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище, которое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам апостола. Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека, которого оставил на тебя". Старенький епископ с плачем и стенаниями ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спросил: "Как он умер?" "Он умер для Бога, – сказал епископ, – он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников".
Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему".
Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в поле их зрения, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще можешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя, как Господь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!" Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача, и Иоанн со слезами обнял его.
Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в строгом воздержании, питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих проповедей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы помочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Детки, любите друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: "Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную".
Когда апостолу Иоанну было более ста лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и попросил их следовать за ним, захватив с собой лопаты. Он привел их в одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: "Копайте вашими лопатами могилу в форме креста в длину моего роста". Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору: "Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умолял их продолжать и закопать его по шею. После этого произнес: "Принесите тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощайтесь со мной в последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он отослал их, благословив, а они оплакивали своего возлюбленного отца и учителя.
Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о случившемся, умоляли отвести их к могиле. Прохор с другими учениками повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин.21,22) И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь".
Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая на протяжении многих лет могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.
Память святого Иоанна празднуется 8 мая и 26 сентября, в день его кончины.
По преданию, Прохор стал епископом Никомидии. День его памяти – 28 июля.
Явления и чудеса апостола и евангелиста Иоанна Богослова
И в греческой Синаксари, и в русских "Житиях Святых" святителя Димитрия Ростовского описаны случаи явлений святого апостола Иоанна Богослова и его помощи людям.
Догмат о Святой Троице
Первое из известных нам явлений святого апостола Иоанна относится к третьему веку. Святой апостол Иоанн явился преподобному Григорию Неокесарийскому чудотворцу († 270). Преподобный Григорий был современником святой Макрины, бабушки святителей Василия Великого и Григория Нисского.
Во времена святого Григория Чудотворца возникли ереси Савелия и Павла Самосатского. Они еще не были осуждены церковным собором, и преподобный Григорий, глубоко обеспокоенный, молился о вразумлении, чтобы суметь разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Однажды ночью ему явились Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов в облачении епископском. Они пришли в сиянии Божественного света, и Матерь Божия, показывая на Григория, попросила святого апостола Иоанна научить его, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Преподобный Григорий, как некогда Прохор, собственноручно записал те слова, что продиктовал ему святой апостол Иоанн. По свидетельству святителя Григория Нисского, оригинал этой записи потом долгие годы хранился Неокесарийской Церковью. Это исповедание принимали как истинное отцы-каппадокийцы, святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин и святитель Григорий Нисский, оно вошло в ранний перевод работы Евсевия “История Церкви”, написанной в четвертом веке. Его одобрил Пятый Вселенский Собор 523 года.
Вот текст этого откровения:
Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Бессмертный Бессмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т.е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.
Молодой иконописец
Второй случай взят из Пролога. В одном малоазийском городе жил молодой христианин, в обязанности которого входил уход за гусями. У ворот города висела икона святого апостола Иоанна Богослова, и юноша каждый день проходил мимо нее утром и вечером со своими гусями. В простоте сердца он решил попытаться нарисовать подобную икону и долго пытался это сделать, рисуя ее на песке, но все его долгие попытки не увенчались успехом.
Однажды, когда юноша пас гусей, к нему подошел незнакомый человек и, узнав о его желании написать икону, дал ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить его иконописи. Юноша отправился в Константинополь и под невидимым руководством святого Иоанна вскоре превзошел своего учителя в иконописном искусстве.
Это, по-видимому, очень древняя история, поскольку святой апостол Иоанн, как и святой апостол Лука, издревле считается покровителем иконописцев. Например, в учебниках иконописи семнадцатого века мы находим следующую молитву апостолу Иоанну:
"О святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ".
По сведениям, содержащимся в “Великом Синаксари”, “Житиях Святых” святителя Димитрия Ростовского и даже житиях более поздних святых было много случаев, когда святой апостол Иоанн являлся, иногда вместе с Пресвятой Богородицей, чтобы оказать помощь или дать совет. Он приходил, например, к святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября), святителю Григорию Паламе (14 ноября), преподобному Авраамию Ростовскому (29 октября), старцу Матфею (12 апреля) (см. в житии святого Афанасия Эгинского) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января), которому, как и любимому ученику святого апостола Иоанна, при крещении было дано имя Прохор.
С жизнью святителя Иоанна Златоуста связано два случая явления святого апостола Иоанна Богослова. В первый раз апостол Иоанн Богослов поведал праведному иноку Исихию, что Златоуст станет избранным храмом Святого Духа и послужит делу спасения и освящения людей. В конце жизни сам святитель Иоанн Златоуст удостоился посещения апостола Иоанна Богослова. Апостол известил его о скорой кончине и о том, что перед ним откроются врата рая.
В явлении святителю Григорию Паламе Иоанн Богослов сказал: “Волею Владычицы Богородицы, отныне я непрестанно буду с тобой”.
В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что святой апостол Иоанн пришел к нему и дал ему свой посох, чтобы сокрушить языческого идола Велеса в городе Ростове и разбить его в прах.
В житии святого Афанасия Эгинского есть следующий эпизод: благочестивому старцу Матфею, построившему обитель для святой Афанасии с сестрами, святой апостол Иоанн Богослов явился во время литургии. Двое сослуживших Матфею священников также видели святого апостола Иоанна.
Однажды в Саровском монастыре тяжело заболел водянкой и на три с половиной года оказался прикован к постели послушник Саровского монастыря Прохор, будущий преподобный Серафим. Он чувствовал, что скоро умрет, но после принятия Святых Христовых Таин сподобился видения Матери Божией, святого Иоанна Богослова и святого апостола Петра. Матерь Божия сказала остальным: “Сей от рода нашего” и исцелила его.
Св. апостол Иоанн Богослов являлся и праведникам двадцатого века, в том числе отцу Николасу Планасу и молодой монахине Магдалине из обители святого Иоанна Богослова в Афинах. Она болела раком, и явившиеся ей Богородица, святой апостол Иоанн Богослов и святитель Нектарий Эгинский исцелили ее.
См. также: "Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова"; "Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова"; "Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов" в изложении свт. Димитрия Ростовского.