Канон святителю Василию Острожскому
Припев: Святи́телю о́тче Васи́лие, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 12 мая (29 апреля ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
С вы́шними ли́ки, я́ко святи́тель и служи́тель Бо́жий, предста́л еси́, па́стырю до́брый Захо́лмии, до́бре упа́сши вруче́нное ти́ ста́до, о на́с приле́жно моли́ся, получи́ти ве́чных бла́г моли́твами твои́ми, о́тче Васи́лие.
Избра́н бы́в от Го́спода служи́ти свято́му Ева́нгелию че́стно, преблаже́нне, захо́лмийстии лю́дие, стяжа́в тя́ па́стыря, вразумля́хуся уче́нии твои́ми, свя́те Васи́лие.
Ра́зумом Бо́жиим обогаща́емь, сло́во живо́тно от се́рдца источи́л еси́, напая́я ду́ши и сердца́ ве́рных, олядене́вшия страстьми́, чуде́с заря́ми твои́ми, богоблаже́нне Васи́лие.
Просвети́ ду́шу и се́рдце мое́, молю́ся Ти́, Светода́вче, тва́ри Соде́телю, пода́ждь мне́ да́р пе́ния воспева́ти Твоего́ уго́дника, пресла́внаго Васи́лия, научи́вшаго на́с твори́ти во́лю Твою́, Бо́же мо́й.
Обре́л еси́ небе́сную прему́дрость, я́ко вруче́нный ти́ тала́нт, и́же умножа́я, богоно́сне Васи́лие, разори́л еси́ де́монов ле́сти и умудри́л лю́ди боже́ственным уче́нием.
Зачина́ется Преве́чный, и обновля́ется естество́ на́ше, рожде́ннаго от Отрокови́цы пропове́дуя, име́ющаго два́ естества́ во еди́ней ипоста́си.
Богоро́дичен: Свяще́ннейший ли́к проро́чески проявля́ше издале́ча хотя́щей Ти́ бы́ти и́стинней Ма́тери Бо́жией, те́мже и мы́, сла́вяще Тя́, воспева́ем, я́ко Вы́шшую херуви́м и всея́ тва́ри, Богома́ти.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Да утверди́тся се́рдце мое́ в во́ли Твое́й, Христе́ Бо́же, И́же над вода́ми Не́бо утвержде́й второ́е, основа́вый на вода́х зе́млю, Всеси́льне.
Иска́пает Боже́ственная сла́дость из у́ст твои́х, о́тче Васи́лие, па́ству твою́ напои́л еси́, христоимени́тыя лю́ди, блаже́нне Васи́лие.
Гро́б, иде́же лежи́т честно́е те́ло твое́, благово́ние источа́ет, я́коже ра́й Бо́жий, облагоуха́я ве́рныя и служа́щия в оби́тели твое́й, те́мже, ра́дуяся, пресла́вне, не забу́ди и на́с, о́тче Васи́лие.
Скендери́йская у́бо страна́ прие́млет те́ло твое́, ду́х же тво́й отхо́дит в Вы́шний Иерусали́м, иде́же лику́ет с проро́ки, апо́столы и все́ми святы́ми, с ни́ми же ку́пно моли́ся о на́с Человеколю́бцу Бо́гу, богоблаже́нне Васи́лие.
Святи́телю Васи́лие, уче́ньми свои́х святы́х у́ст, из у́ст неприя́зненных волко́в, лю́ди своя́ изба́вил еси́ и приве́л Творцу́, подава́я все́м да́р исцеле́ния.
Сло́во Безнача́льное, во пло́ти явле́нное, дарова́вшее на́м па́стыря и учи́теля, я́коже просла́вил еси́, Христе́, Своего́ слугу́, не забу́ди па́ству его́, я́же прославля́ет своего́ иера́рха, ди́внаго во святы́х Твои́х, блаже́ннаго Васи́лия.
Богоро́дичен: Разуме́ти, Чи́стая, рождества́ Твоего́ неизрече́нныя глуби́ны недоуме́ет у́м челове́ческий, Бо́г бо Себе́ смири́в щедро́ты ра́ди, во чре́ве Твое́м, всего́ мя́ обнови́.
Седа́лен:
Правосла́вно, свя́те Васи́лие, Це́рковь Христо́ву упа́сл еси́, ерети́ческия отгоня́я го́рькия пле́велы, сего́ ра́ди в вы́шних водворя́ешися, блаже́нне.
Богоро́дичен: Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего, из Тебе́ воплоти́вшагося, Богоро́дице Де́во, велича́я, ублажа́ем Тя́, Чи́стая Богоневе́сто.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.
Ты́, о́тче свяще́нне Васи́лие, испо́лнен Свята́го Ду́ха, лука́выя ду́хи отгна́л еси́, духо́вными ве́ры уче́ньми твои́ми просвеща́я ста́до твое́.
Еди́ницу Несозда́нную богосло́вствуя, в Трие́х Ли́цы разделя́ему, несеко́мую и несме́сну, просвеща́еши свяще́нным богосло́вием ста́до твое́, блаже́нне Васи́лие.
Нача́льный богогла́сен Бо́жиим прича́стием яви́лся еси́, о́тче Васи́лие, просвеща́еши омраче́нныя, я́ко рачи́тель доброде́тели, науча́я сла́вящия па́мять твою́.
Возше́л еси́ на ле́ствицу доброде́телей, блаже́нне, показу́я пу́ть спасе́ния своему́ ста́ду, сего́ ра́ди правосла́внии лю́дие от Захо́лмии, Скенде́рии и Че́рныя Го́ры, почита́я тя́, лобыза́ют святы́я мо́щи твоя́, о́тче Васи́лие.
Естество́м несказа́ннаго, милосе́рдием пребога́таго, Христа́ просла́вил еси́ на земли́, пребога́те о́тче, те́мже и просла́влен, наслажда́ешися блаже́нства, свя́те Васи́лие.
Богоро́дичен: Кля́тва прама́тере на́шея Е́вы разори́ся Тобо́ю, Богома́ти, Ты́ бо на́м Исто́чника спасе́ния родила́ еси́, И́стины присносу́щаго Живота́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Бо́жиим све́том озаря́емь, лю́бящих Бо́га ду́ши озари́л еси́, свя́те, просвеща́я и́х богове́дением сло́ва открове́нна, и́мже просвети́ и на́с, чту́щих святоле́пную па́мять твою́, Васи́лие.
Боже́ственным све́том и чи́стым по́мыслом возвыша́яся, непоро́чен яви́лся еси́ слуга́ Христа́ Спа́са, о́тче Васи́лие, сего́ ра́ди моли́ся и о ста́де свое́м, спасти́ся ему́ от злы́х наве́тов ага́рянских.
Благода́тию призыва́емь, разруши́л еси́ и́дольския безбо́жия словесы́ Ева́нгельскими; я́коже име́я дерзнове́ние, защити́ и на́с моли́твами твои́ми, блаже́нне Васи́лие, от злы́х обстоя́ний, наве́тующих на ны́.
Мно́гим чудотворе́нием утеша́я ста́до свое́ правосла́вное, ше́ствовал еси́ ко Афо́нстей горе́, и отту́ду возвраща́яся, благовести́л еси́ лю́дем свято́е уче́ние Христо́во, и́мже просвеща́й и на́с, священнотаи́нниче Васи́лие.
Бо́жиим определе́нием прише́л еси́ в Остро́жскую страну́, пото́м же посети́л еси́ Скендери́йскую о́бласть, поучи́в ю́ зако́ну Бо́жию, те́мже и лю́дие ве́рнии, живу́щии в ни́х, прие́мше тя́, хва́лят тя́ и велича́ют я́ко своего́ предста́теля, о́тче Васи́лие.
Щито́м Правосла́вия охраня́еши лю́ди своя́ от па́губных е́ресей, блаже́нне Васи́лие, огражда́я и́х от злово́ния благоуха́нием богоно́сных моще́й твои́х, до́брый па́стырю Васи́лие.
Богоро́дичен: По стра́ннем рождестве́ Твое́м, пребыла́ еси́ де́вою, Мари́е Богоневе́сто, мо́лимся Ти́: чу́дным покро́вом Твои́м спаси́ неду́гующия и защити́ правосла́вныя лю́ди Твоя́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Проро́ка Ио́ну подража́я, вопию́: живо́т мо́й, Бла́же, свободи́ из тли́, и спаси́ мя, Спа́се ми́ра, зову́ща: сла́ва Тебе́.
Язы́к тво́й, Ду́хом изощре́н разу́мно, я́ко тро́сть скоропи́сца, написа́ в се́рдца благочести́вых сло́во бога́тное и всесвяще́нное Бо́жиим манове́нием, о́тче блаже́ннейший Васи́лие.
Поуча́яся Боже́ственным, вше́л еси́ во Свята́я святы́х, просвеща́я Ду́хом ве́рныя, я́ко Тро́ическою заре́ю освяще́н, о́тче Васи́лие.
Ко спасе́нию устроя́я люде́й Бо́жиих, Я́вльшагося во пло́ти пропове́дуеши, па́стырю, и я́ко учи́тель Захолми́йский и Черного́рский, наставля́еши ста́до твое́, Те́мже, уго́дниче Бо́жий, спаси́ служа́щия и приходя́щия в оби́тели твое́й, и́же усе́рдно лобыза́ют честну́ю ра́ку моще́й твои́х.
От напа́стей и разли́чных бе́д и скорбе́й, наноси́мых ве́рным от лука́вых, изба́ви ны́, о́тче, я́ко уго́дник Христо́в, чту́щия свято́е твое́ успе́ние, блаже́нне Васи́лие.
Заступле́ние ве́рным и весе́лие ра́достное печа́льным, обогати́ ны духо́вною ра́достию, жела́ющия и прося́щия твоего́ заступле́ния, новоявле́нне Васи́лие.
Богоро́дичен: Ты́ была́ еси́, Де́во Всепе́тая, две́рь Царя́ Небе́снаго и хра́м сла́вы Его́, отве́рзи и на́м две́ри милосе́рдия и введи́ на́с моли́твами Твои́ми в жили́ще сла́вы Небе́сныя.
Конда́к:
Я́ко от младе́нства себе́ порабо́тив Го́сподеви, посто́м и бде́нием свое́ те́ло удруча́я, му́дре, сосу́д че́стен Ду́ху Пресвято́му яви́лся еси́, сего́ ра́ди поставля́ет тя́ па́стырем Своея́ Це́ркви, ю́же до́бре па́сл еси́. Те́мже ко Го́споду отхо́диши, Его́же возлюби́л еси́. Мо́лимся ти́, помяни́ и на́с, ве́рою чту́щих святу́ю па́мять твою́, да вси́ зове́м ти́: ра́дуйся, всече́стне о́тче Васи́лие.
И́кос:
Воспое́м ны́не хвала́ми святи́теля, па́стыря и учи́теля Захолми́йскаго, Скендери́йскаго, Че́рныя горы́ и Примо́рия, я́ко да моли́твами его́ изба́вимся нече́стия и наве́тов лука́ваго, и́бо о́н яви́ся лю́дем свои́м нескве́рнен и нетле́нен, прине́сши Христу́ себе́ в непоро́чную же́ртву, Бо́гу благоприя́тну, я́ко святи́тель, освяще́н те́лом и душе́ю, те́мже, ве́рнии лю́дие, прииди́те и восхвали́те Це́ркви и́стиннаго предста́теля, до́бляго побо́рника ве́ры Правосла́вныя, преди́внаго чудотво́рца, ми́лостиваго моли́твенника о душа́х на́ших, пресла́внаго Васи́лия.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла а́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Просвеща́емь благода́тию по Боже́ственному манове́нию, бы́л еси́ светода́тельная звезда́, в после́днее вре́мя просия́в заря́ми, му́дре, пою́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Святе́йшая Це́рковь озари́ тя, во е́же украси́ти ю́ доброде́тельными дея́ньми, живу́щей в тебе́ Неразде́льней Тро́ице, Е́йже вопие́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Вещми́ су́етными ве́сь у́м челове́ческий обуя́, ему́же да́ждь цельбу́ сло́вом твои́м, Васи́лие, науча́я лю́ди пе́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Диви́мся пресла́вным чудесе́м твои́м, блаже́нне Васи́лие, и́миже неду́ги исцеля́еши и от бе́д избавля́еши, те́мже, повину́яся веле́нию твоему́, вопие́м Го́сподеви: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
На́шему смире́нию бу́ди засту́пник, о́тче Васи́лие, и науча́й на́с всегда́ пе́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Седя́й в не́дрех неопи́санно Бо́га Отца́, ны́не, Пречи́стая, почи́ в не́дрех Твои́х опи́санно, Твои́м обложе́н зра́ком спасе́ния ра́ди на́шего, Ему́же усе́рдно вопие́м: Препе́тый и Превозноси́мый во ве́ки.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Го́рдаго зми́я твои́м смире́нием сте́рл еси́, блаже́нне Васи́лие, возвыша́яся Бо́гу свои́м честны́м ра́зумом; те́мже тя́ чти́м, Христа́ превознося́ще во ве́ки.
Богосло́вствуя о воплоще́нном Сло́ве, лю́ди своя́ от рабо́ты и ле́сти спа́сл еси́, отгони́вый ага́рянская безбо́жия, о́тче Васи́лие.
Возра́сл еси́, я́ко цве́т благоуха́ния, в Захо́лмии, о́тче богоно́сне, Скенде́рия же, тя́ прие́мля, все́м прино́сит, я́ко во́ни, целе́бныя да́ры.
Иска́павый Бо́жия благода́ти сла́дость, я́ко гора́ ма́слина, те́ло твое́ слу́жит оби́тели твое́й, е́юже хва́лимся, воспева́юще дела́ Бо́жия.
Лико́в преми́рных приснотеку́щий светоно́сный исто́чник, благода́ти хра́м, Пречи́стая Де́во, сохрани́ на́с моли́твами уго́дника Бо́жия Васи́лия.
Богоро́дичен: Избавля́еши на́с пе́рвыя кля́твы Твои́м Рождество́м, Благослове́нная Отрокови́це, сего́ ра́ди вопие́м Ти́ гла́сом Гаврии́ла: ра́дуйся, Вино́вная все́х спасе́нию.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
В земли́ кро́тких яви́лся еси́, о́тче Васи́лие, кро́ток, и незло́бив бы́в, с вы́шними совокупля́яся во́инствы, я́ко доброде́тельными светлостьми́ укра́шен, блаже́нне.
Престо́л украша́я све́тло во все́х, да́же посреде́ злочести́вых градо́в, в ни́хже пожи́в, я́ко А́нгел, святи́тельством пома́зан, о́тче богому́дре.
Па́мять твоя́ дне́сь составля́ет пра́здник, апо́стольский ли́к и му́ченический собо́р ра́дуется, пра́ведных похвало́, свети́ло Черного́рское, е́же ве́рнии, пе́сньми восхваля́юще, вопию́т ти́: изба́ви на́с от вся́ких напа́стей и бе́д, блаже́нне Васи́лие.
Пресла́вная па́мять твоя́ на́м возсия́, просвеща́ющи ве́рных, и́же мо́лятся ти́, да помяне́ши и́х и моли́твами твои́ми изба́виши вся́ лю́ди твоя́, о́тче му́дре Васи́лие.
Умертви́ на́ша плотски́я стра́сти и по́хоти, уста́ви бу́рю душе́вных волне́ний, укрепи́ же все́х на́с, и́же ве́рою и любо́вию почита́ют блаже́нную па́мять твою́, новоявле́нне Васи́лие.
Богоро́дичен: Я́коже ка́пля небе́сная, во Твое́ чре́во, о Пресвята́я Де́во, до́ждь сни́де, изсуша́я пото́ки льсти́выя, и все́м ве́рующим избавле́ние Тобо́ю, Пречи́стая, дарова́ся.
Свети́лен:
Сла́вно красу́ется дне́сь светоза́рное торжество́ во святе́й сла́ве лица́ Бо́жия, я́ко прии́де де́нь па́мяти святи́теля, его́же велича́юще, мо́лим: да помяне́т по и́мени служа́щих во оби́тели его́ и все́х на́с, хва́лящих па́мять его́.
Богоро́дичен: На Тя́, Пречи́стая, упова́ние к Бо́гу возлага́ем, моля́щеся Ти́: да от Христа́ Го́спода испро́сиши на́м невреди́мым до конца́ сохрани́тися.
Святитель Василий Острожский – один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев – наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В 70-х – 80-х годах прошлого века в день Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) собиралось со всех сербских земель около 15 тысяч человек, что составляло 1/10 часть тогдашнего населения Черногории.
Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 г. у набожных родителей Петра и Анастасии Йованович и при Крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему. Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна – Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и святых отцов, а также полезным светским наукам.
Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана.
Из монастыря Тврдош св. Василий направился в Черногорию, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий (по прозвищу Корнетский владыка) задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории при попустительстве Мардария иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.
Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду, новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки". Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".
После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских потурченцев и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.
Вскоре св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.
На Афоне Cв. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращени его в Печ патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638 г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше.
Вернувшись в родные края, святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.
В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил Восточную и Западную Герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом св. Василия.
Турецкие притеснения вынудили святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.
Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах, и Господь, по предсказанию св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.
Неустанно подвизаясь в посте и молитве, святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671 г. мирно предал свою душу в руки Господа в своей келлии. Из скалы, у которой находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого монахи погребли в Введенской церкви.
Чудеса святителя Василия Острожского
Исцеление тяжелобольной женщины
В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжелобольную женщину по имени Лена Юнчай из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия.
Личное свидетельство об исцелении в Остроге
В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка. После этого мне предложили лечь на двадцать дней в больницу, а потом, по письменному согласию родителей, меня должны были оперировать. Несмотря на сильные боли, которые с каждым часом становились все невыносимее, я не соглашался на операцию и пошел домой. Придя домой, я лег в постель, с которой никуда не мог сдвинуться. В том же году в марте месяце, находясь на одре болезни, я видел один необычный сон. Мне снилось, что я иду по совершенно мне неизвестной дороге. Из-за неизвестности пути меня объял великий страх, который усилился, когда я с этой дороги свернул к одной маленькой пещере, наполненной мраком. Внезапно в ней появился неизвестный мне человек и спросил, почему я плачу? Я ответил ему, что мне страшно, потому что никого нет со мной. Тогда он сказал мне, чтобы я шел с ним, и я пошел. Мы дошли до небольших ворот, которые были закрыты. Неизвестный человек открыл их, и мы оба вошли внутрь. Помещение было красивым и очень светлым, хотя я нигде не видел лампы. Тогда он сказал мне: «Здесь ты будешь ночевать. Это дом святого Василия».
После этих слов я пробудился ото сна, глубоко потрясенный увиденным. Этот сон я тут же рассказал своим родителям, которые согласились, чтобы я сразу пошел в Острог. Так вместе с матерью, хоть и тяжело больной и изнеможенный, я в первый раз отправился в Острог. В монастыре я переночевал у святого две ночи. Ежедневно надо мной читалась молитва. Мне сразу стало легче, а спустя два дня я совершенно исцелился и веселый и здоровый отправился к себе домой. Радость моих родителей была безгранична. Из благодарности святому отцу Василию за исцеление я пришел и в этом году со своим дядей Дашей Цмиляничем и матерью Милей. Я всегда молюсь Богу и святому Василию, чтобы и впредь хранили меня и всех моих родных от всякой напасти».
Исцеление от нервного расстройства
Молодая девушка из окрестностей Бара Вера Й., работавшая служащей, в 1950 году внезапно заболела каким-то тяжелым нервным расстройством и была не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Обеспокоенные родители водили ее по разным врачам и искали помощи у лучших специалистов невропатологов в клиниках Белграда и Загреба, но, к сожалению, безуспешно. Изо дня в день состояние ее здоровья стремительно ухудшалось. Когда уже была потеряна всякая надежда на выздоровление, мать решила, втайне от соседей, отвести ее в Острог. В начале зимы того же года они отправилась в путь. С огромным трудом им удалось преодолеть расстояние от Нижнего монастыря до Верхнего. Девушку охватила сильная слабость. Пытаясь вернуться назад, она дергалась, как бесноватая. С большими усилиями ее довели до Верхнего монастыря, где над ней была прочитана молитва о здравии. Ночевать они остались там же, в Верхнем монастыре, и на следующее утро девушка, к великому изумлению своей матери и всех присутствующих, оказалась совершенно здорова. Она вернулась радостная к себе домой и уже через несколько дней вернулась к своим служебным обязанностям.
Исцеление тяжелобольной мусульманки
6 мая 1964 года мусульмане Асиб Гушо и Шевка Зайко привели тяжелобольную, также мусульманку, Фатиму. Фатима была тяжелобольной. Целых пять лет она страдала от каких-то ужасных судорог по всему телу. От болей несчастная приходила в бессознательное состояние и в муках кричала и ругала своих близких. За эти пять лет тяжелой болезни, переходившей в умопомрачение, они обошли с больной всех врачей, лекарей и травников, но исцеления и помощи не было.
Родственники слышали о том, что в Остроге бывают исцеления от таких болезней, и Асиб вместе с соседом Шевкой привели ее в Верхний монастырь. Когда они подвели ее к церкви, в которой почивает тело св. Василия, больная громко закричала: «Не хочу туда входить». Так повторилось несколько раз. При этом она пыталась вернуться назад. Хранитель мощей открыл им церковь, а потом и раку св.Василия, и помог подвести больную к мощам. Им удалось это сделать с большим трудом. Держа больную за руки, родственники убедили ее поцеловать мощи святого. Как только она это сделала, тело ее было охвачено сильными судорогами и дрожью, так что на Фатиму было страшно смотреть. Когда больная немного успокоилась, над ней была прочитана молитва, по совершении которой ее вновь охватили страшные судороги, от которых ее бросило в жар. Но это состояние продлилось недолго. Неожиданно на глазах у всех она совершенно успокоилась, склонилась у раки святителя и стала молиться. Прошло немного времени, и Фатима встала со словами: «Слава Богу и святому Василию – я здорова. У меня ничего не болит».
Сказав это, она припала к раке святого и стала ее целовать. Присутствовавшие, удивленные такой милостью Божией, возблагодарили Бога и Его угодника за это чудесное исцеление.
В эту ночь больная совершенно спокойно провела в Остроге, а когда рассвело, она первая пришла на утреню, чтобы еще раз поблагодарить Бога, исцелившего ее по молитвам св.Василия.
Исцеление освященным сахаром
Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им.
И действительно, это помогает, в чем нас убеждает следующий случай. 15 августа 1962 года в Верхнем монастыре Божидар Шиякович со своей женой Славкой рассказал следующее: «Наш сын Видомир был тяжело болен какой-то болезнью головы, от которой он ужасно страдал целых два года. За это время мы искали лечения у разных врачей и обошли многие больницы. Врачи давали разные лекарства и назначали уколы, но все было бесполезно. Головная боль не прекращалась.
В позапрошлом году мать моей жены, Илинка Новакович, отправилась в Острог поклониться и помолиться свт. Василию. Мы дали ей килограмм кускового сахара, чтобы его поставили под кивот свт. Василия и над ним была прочитана молитва о здравии Видомира, что она и сделала. Вернувшись домой, она принесла нам и этот сахар.
Мы несколько дней давали его Видомиру, веря, что освященный в Остроге сахар поможет. Мы не знаем, как и каким образом, но знаем: когда он съел этот сахар, то полностью выздоровел, и до сего дня его голова больше никогда не болела. Мы пришли поблагодарить Бога и свт. Василия за исцеление сына».
Завет перед ракой
В декабре 1962 года к раке свт. Василия вместе со своей старой матерью приступил Н. из Бара. Он попросил священномонаха, хранителя святой раки, прочитать молитву о здравии. По окончании молитвы человек, лицо которого выражало внутреннее страдание и какую-то странное беспокойство, со слезами на глазах обратился к священнику со словами: «Отче, я горький пьяница. Все, что зарабатываю, трачу на выпивку. Помимо этого, живу беспорядочной, бесчестной жизнью. Не уважаю и не принимаю ничьи советы. Позавчера я с такого же грязного дела пришел домой поздно и сразу лег спать. Ночью, было это во сне или наяву, это я не смогу Вам объяснить, передо мной появился лик, в котором я узнал св. Василия, и он, укоряя меня, сказал: «Пойди в монастырь Острог и у раки дай обещание, что больше не будешь пить и жить беспорядочно!» Потом видение исчезло. С того дня и до сих пор этот образ и слова не выходят у меня из головы, и я неспокоен. Что-то непрестанно гонит меня и говорит: иди, сделай, что тебе велено. Я больше не мог выдержать и вот пришел помолиться Богу, поклониться свт. Василию и чтобы дать здесь обещание, что больше никогда не буду пьянствовать и буду жить порядочно. Позвольте мне, отец, сказать вам еще кое-что, – добавил Н., – когда я у себя дома принял решение пойти в Острог и дать этот священный завет, я ощутил некую радость и силу, так что не могу это сейчас высказать. И еще кое-что скажу вам, отец. Моему решению пойти в Острог больше всего была удивлена и обрадована моя мать, которая со слезами на глазах пала на колени и проговорила: «Слава Тебе и хвала, великий острожский святой, когда ты смиловался и призрел на мой дом».
Н. покидал Острог другим человеком. Печаль у него сменилась на радость, а беспокойство на душевный покой. Во время расставания он сказал: «С сегодняшнего дня я и мой дом будем славить Бога и свт. Василия, как умеем, прося, чтобы Господь помог нам и сохранил нас от всякого зла».
После сна под ракой с мощами немой заговорил
13 июля 1961 года Радомир Пантович из села Градца рассказал в Верхнем монастыре свой случай: «В 1929 году я тяжело заболел. Вследствие болезни я потерял и возможность говорить. Все попытки излечиться и вернуть дар речи были бесплодными. Тогда отец решил отвести меня в Острог. С большим трудом мы достигли Верхнего монастыря, где приступили ко святому. Здесь монах прочел за меня молитву, после которой я остался немного вздремнуть в церкви. Я лег и заснул, а когда проснулся, то был совершенно здоров. Я не чувствовал, чтобы у меня что-нибудь болело и, к моей великой радости, мог говорить. Монах и мой отец были немало удивлены, как и остальные присутствовавшие. После этого все мы вместе возблагодарили Бога и святого Василия за исцеление. Вместе с отцом я вернулся домой здоровый и веселый. На следующий год я пришел поблагодарить святителя, что делаю и сейчас, спустя тридцать лет, и буду делать, пока жив и в силах. Буду приходить в Острог на поклонение и в благодарность великому чудотворцу святому Василию».
Исцеление душевнобольного
Среди многочисленных паломников, приходящих в летние месяцы поклониться святому Василию, был и Славко Йованович, который, придя 4 августа 1961 года из Сараево, рассказал про исцеление своего брата.
«Мой брат, – рассказывает Славно, – по имени Радивое был тяжелый душевнобольной. Официально он был сумасшедшим. Болезнь его началась где-то в 1948 году. Около 5–6 месяцев он провел в больнице в Сараево, но какого бы то ни было улучшения и надежды на выздоровление не было. Мои родители решили взять его из больницы и отвести сюда, в Острог, ко святому Василию. Хотя врачам это и не нравилось, они все же отпустили его. Может быть, им было приятно, что они, хотя бы на короткое время, освободятся от одного тяжелобольного. Мои родители повели больного брата связанным в Острог, веря, что найдут здесь исцеление.
Когда его привели в Верхний монастырь к раке святого Василия и пособоровали, ему сразу стало лучше. С его рук сняли веревки, и на следующий день они радостные вернулись домой, благодаря святому Василию, подавшему моему брату здоровье и исцеление. Когда они добрались до дома в нашем местечке Зубач под Сараево, все местные жители и родные, видя Радивоя здоровым и в полном рассудке, были немало удивлены. Позднее Радивой женился, и сейчас у него своя семья. Он работает столяром и постоянно благодарит Бога и Его угодника, святого Василия Острожского».
Исцеление сумасшедшей девушки из Воеводины
Восемнадцатилетняя девушка Даница С. из одного села в окрестностях Зренянина неожиданно повредилась рассудком. Обнаружив заболевание, родные стали искать помощи у врача. Но все старания помочь ей были бесполезны. Изо дня в день ее состояние было все хуже и невыносимее не только для ее родителей, но и для соседей. Единственным средством для того, чтобы она не беспокоила окружающих, было поместить девушку в психиатрическую больницу. Но прежде, чем это сделать, ее отец решил употребить единственное оставшееся средство – отвести ее в монастырь Острог, невзирая на все трудности предстоящего пути.
В июне 1958 года отец с дочерью, руки которой были связаны крепкой веревкой, собрался в Острог. Он не жалел труда и средств, лишь бы только его больная дочь получила исцеление. После трудного путешествия они добрались до Нижнего монастыря, а оттуда пешком продолжили путь в Верхний. Когда они приблизились к нему, девушка, к великому удивлению своего отца, совершенно нормально сказала, что чувствует себя легче, попросив освободить ей руки. Отец сделал это, заметив, что дочь нормально выглядит и разговаривает. Исполненный благодарности Богу и святому Василию, отец подвел исцеленную дочь к раке с мощами святителя. Он попросил духовника, хранителя раки, прочитать над больной молитву о здравии. По совершении молитвы девушка сказала отцу, к его невыразимой радости, что чувствует себя совершенно здоровой, и попросила его оставить на раке пожертвование за свое чудесное и скорое выздоровление.
Чудесная помощь святителя Василия Острожского, явленная иноверным
Необычные роды
В черногорской Цмнице сохранилась память о том, как одна турчанка родила в доме священника. Эта история произошла в 70-е годы XIX века в селе Г. Барского среза.
Дело было так. Однажды поп Йоко из этого села был по какому-то делу в Скадаре (современная Албания) и там, сидя в дворовой кофейне, он услышал разговор о том, что в одном ближайших сел есть женщина, которая беременна уже более года и никак не может родить. Односельчане смотрели на это как на наказание Божье не только хозяину дома, но и всему селу. Услышав о таком неслыханном деле, отец Йоко тут же попросил присутствующих жителей того села, чтобы муж женщины и все село позволили ему отвести несчастную в монастырь Острог, откуда он надеется вернуть ее живой и здоровой вместе с новорожденным.
Услышав такое предложение, односельчане решили вместе со священником доставить бедную женщину в Острог и отвезли ее по Скадарскому озеру до дома попа Йоко. На следующий день они пошли под Острог, где отец Йоко вместе с монахом совершил молебен о несчастной женщине.
На следующее утро турчанка вернулись в священнический дом, где на третий день у нее начались схватки, и она родила красивого и здорового мальчика. Десять дней счастливая мать вместе с попадьей возились с новорожденным, а затем все с великой радостью вернулись в Скадар.
Отец ребенка, благодаря Бога и святого Василия, позвал священника Йоко на угощение в свой дом, где они побратались в знак вечной дружбы.
Это свидетельство было записано в 60-х гг. XX века Максимом Йововичем.
Исцеление ослепшего турка
15 января 1961 года иеромонах Серафим Кашич записал в монастырскую летопись Острога рассказ Симо Томова Станишича из села Поточила, засвидетельствованный его собственноручной подписью.
По словам Симо, его отец Томо и дядя Рашо, как и многие старые люди из тех мест, рассказывали ему со слов своих отцов историю о чудесном исцелении одного ослепшего турка.
Этот богатый турок из Скадара, управлявший, по словам некоторых, Скадарским краем, совершенно ослеп и долгое время ничего не видел. Он посещал многие мусульманские святыни, а под конец решил посетить и монастырь Острог, чтобы помолиться здесь Богу и чудотворцу Василию, потому что много был наслышан о заступничестве святого.
Когда знатный турок добрался до Верхнего монастыря, монах – хранитель раки подвел его к мощам святителя. Турок поцеловал святыню, а монах прочитал над ним молитву и, подведя его к каменному сосуду, зачерпнул оттуда воды, которой турок умылся. Умывшись, турок сказал монаху и сопровождавшим его, что ощущает перед своими глазами свет. Приехавшие попросили монаха позволить им остаться переночевать в монастыре и были гостеприимно приняты на ночлег.
На следующий день, когда рассвело, турок уже прозрел и сам пошел за монахом поклониться святому Василию. Затем он вновь умылся водой из каменного сосуда и стал собираться со своими спутниками обратно в Скадар. Из благодарности и благоговения к Острожскому святителю исцеленный не хотел ехать на коне и пошел до самого Скадара пешком.
А после своего возвращения домой он послал монастырю богатые подарки. К сожалению, за давностью лет имя этого турка в народной памяти не сохранилось.
Исцеление бесноватого мусульманина
Пенсионер из Бара Петар П. в 40-х гг. XX века рассказывал Максиму Йововичу следующий случай.
В августе 1905 года он находился вместе со своей женой в Остроге. Среди множества других посетителей его внимание привлек один связанный цепью бесноватый мусульманин из Боснии, которого водили двое крепких мужчин. Несчастный рвался, рычал и пытался освободиться от цепи, но у него ничего не получалось.
Бесноватого подвели к святым мощам, где священник прочел над ним молитву и помазал его маслом из лампады. Когда больной немного успокоился, то начал дремать и отчетливо проговорил: «Пустите меня, не бойтесь! Этот наверху приказал, чтобы я выздоровел!» Изнемогая от усталости, он упал на плиты около раки и тут же заснул.
Священник приказал не трогать его, пока он не проснется сам. Так мусульманин и проспал целый день и ночь. Через 24 часа он встал сам и в добром расположении духа, веселый и здоровый вернулся домой. По словам Петара, это чудесное исцеление оставило на него и всех присутствовавших неизгладимое впечатление.
Исцеление молодого албанца
Филипп Зекович из Никшича поведал иеромонаху Серафиму Кашичу об одном случае исцеления, свидетелем которого он был сам, и засвидетельствовал истинность своих слов собственноручной подписью в летописи Острога.
«Это было в 1911 году на Троицын день, когда в Остроге собирается больше всего богомольцев. Я сам тогда был там и видел, как привезли на коне одного молодого человека из Северной Албании, у которого были связаны руки и ноги.
Это было в воскресенье, а на следующий день в понедельник этого же самого человека, до этого крепко связанного, я видел совершенно здоровым и нормальным. Это видел и весь собравшийся народ. Исцеленный постоянно молился Богу и крестился.
С этого времени я почти каждый год посещал монастырь Острог».
Исцеление анатолийского хаджи
По свидетельству Байро Б. из Старого Бара, в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. В Баре с корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия). Это был высокого роста, худощавый и очень бледный человек. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на то, что он был довольно богат, он так и не смог найти необходимых лекарств.
Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что видел сон о том, что должен пойти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его отправиться в столь далекое путешествие.
Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественностью этой редкой святыни и красотой окружавшей ее природы, которая его просто очаровала. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, после чего ходжа действительно почувствовал, что здоров. Благодарный ходжа оставил в монастыре большое пожертвование и свои костыли и вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки.
Так ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, невзирая на свое вероисповедание.
Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим Кашич.
Исцеление сумасшедшей албанки
Крестьянин из Албании Зефа Сиништович рассказывал отцу Максиму Йововичу об исцелении своей соседки Дроны Бершич.
Дрона была выдана замуж за довольно богатого человека из близлежащего села, но затем повредилась рассудком и постоянно совершала грубые выходки в отношении домашних и ближайших соседей. Опасности для окружающих она не представляла, но ее частые припадки были невыносимы и для нее самой, и для близких. Муж часто водил ее к врачу, но это не приносило успеха.
Когда решили вести ее в Острог, муж не хотел и слышать об этом – как это его жена пойдет к «влашскому святому другой веры». Но все же в июле 1930 года ее повел в Острог кум Дода Кальевич, уроженец тех же мест.
Они, как это было принято, приступили в раке с мощами, а потом попросили священника прочитать особую молитву над больной. В присутствии нескольких паломников после прочитанной молитвы больная вышла наружу совершенно нормальной. Все были удивлены и поражены столь быстрым выздоровлением и Божией милостью, которая изливается на несчастных и больных.
Свидетельство албанца Зефы Сиништовича, крестьянина из Груда в Албании, записано Максимом Йововичем.
Исцеление брачной пары мусульман
Хайдар Ш. из села Кравари рассказывал: «Мой сосед, Ислам Д., состоятельный и умелый хозяин, в 1928 году женился на здоровой взрослой девушке Хаве из того же села. Не прошло и полгода со свадьбы, как однажды одновременно заболели и муж и его молодая супруга: они оба были скорченными настолько, что подбородком могли коснуться своих колен. Они лечились по советам и направлениям югославских и албанских врачей, искали помощи и совета у хаджей и попов из ближних и дальних окрестностей, но ничто им не помогало, и на протяжении долгих двенадцати лет они продолжали мучиться от сильных болей на горе своих родных.
В 1940 году по совету своих друзей они отправились в монастырь Острог, чтобы поискать помощи великого чудотворца Василия.
От Скадара до Плавницы они плыли на корабле, а оттуда добрались на поезде до Подгорицы. Доехав до Нижнего монастыря, они с великими муками стали подниматься пешком в Верхний Острог, так что эта дорога заняла у них более половины дня.
Добравшись наконец до Верхнего монастыря, они вместе с другими паломниками приступили к раке с мощами святого. Когда священник читал молитву о здравии больных, Ислам со своей женой, по совету священника, лежали под ракой и так там и уснули.
Проснувшись спустя три часа, они почувствовали облегчение и смогли встать на ноги, выпрямившись, как абсолютно здоровые…
На следующий день они вернулись пешком домой к великой радости своих домочадцев и всего села. Впоследствии у них родились здоровые дети, и они жили счастливо. В благодарность Богу и святому Василию супруги часто посещали эту великую православную святыню».
Свидетельство Хайдара Ш. из села Кравари записал Максим Йовович.
Исцеление умалишенного албанского мальчика
Саид Ч. из села Р. рассказал следующее:
«Вся округа в нашем крае знает о чудесном исцелении десятилетнего сынишки моего соседа, который несколько лет был совершенно умалишенным. Из его уст нельзя было услышать ни единого слова. Он постоянно стонал и ревел в бессознательном состоянии.
В 1950 году отец привел его пешком в монастырь Острог и попросил монаха прочитать над больным молитву о выздоровлении. После вечерней молитвы мальчик под богослужение заснул перед ракой, под которой его с большим трудом заставляли лечь.
Когда он проснулся и встал, то его взгляд казался намного более осознанным, но он не мог ничего говорить. После чтения утренних молитв, перед тем, как отправиться домой, мальчик заговорил и отчетливо сказал на албанском языке: «Я голоден, дайте мне хлеба!»
К великой радости родителей и остальных присутствующих, сынок вернулся домой веселый и здоровый. В 1959 году он пошел в армию на срочную службу как способный и здоровый рекрут».
Свидетельство записано Максимом Йововичем.
Исцеление девочки-католички
Петар Ч. из села С. Барского среза, долгое время лечил свою восьмилетнюю дочь, но ни один врач не мог ей ничем помочь. Девочка заболела и слегла в постель в 1942 году, так что не могла уже даже встать на ноги. Ее ножки совершенно иссохли, и врачи только разводили руками, говоря, что всякое лечение уже бессмысленно. Так как в тех краях религиозная терпимость между католиками и православными с давних пор на завидной высоте, родители не считали для себя зазорным с великим упованием на Бога обратиться за помощью к Острожскому чудотворцу святому Василию в надежде, что их ребенку станет легче.
К этой мысли они пришли после того, как мать однажды намазала девочку маслом, принесенным из Острога, когда у нее была высокая температура, и после этого горячка быстро прошла.
По освобождения Югославии от оккупантов родители решили отнести ребенка в Острог и, несмотря на то, что в это время были большие проблемы с транспортом, мать в августе 1945 года отправилась с ребенком в путь. С большими трудностями они, наконец, добрались до монастыря. Немного отдохнув, мать по совету монаха оставила ребенка на несколько часов под ракой с мощами святого Василия.
Девочка тут же заснула, а когда она проснулась, ей было намного легче, и она начала уже опираться на собственные ножки. На следующий день они с радостью вернулись домой, видя, что ребенок чувствует себя хорошо.
Совершенно здоровая девочка играла с детьми и посещала школу.
Записал Максим Йовович в 50-х гг. XX века.
Исцеление скорченной мусульманки
В 60-х гг. XX века Максим Йовович записал рассказ Радоша Ч. из Хорогоша в Воеводине.
«С давних пор, – рассказывал Радош, – я начал посещать наши величайшие святыни, особенно монастырь Острог, дивясь многим чудесным событиям, которые часто там случаются, и исцелениям больных, которые до того нигде не могли найти исцеления».
Весной 1948 года он пришел вечером в Верхний монастырь и переночевал в нем. На следующий день он своими глазами видел, как двое мусульман из Боснии, из окрестностей Рогатицы, привезли на коне больную женщину возрастом около 30 лет. У женщины были скорченные ноги, и она постоянно уже на протяжении нескольких лет лежала дома. Женщина совершенно не могла передвигаться на своих ногах, и сопровождавшие внесли ее в храм и устроили лежать около раки с мощами. Так она пролежала здесь около трех часов, и над ней были прочитаны положенные молитвы. После этого, к великому удивлению присутствующих, при выходе из церкви женщина с легкостью и не испытывая боли уже могла опираться на ноги. Однако ее спутники все же поддерживали ее за руки.
Через ночь ее уже не нужно было поддерживать, потому что она могла самостоятельно ходить и немного прогуливалась. На второй день, веселая и радостная, она вместе со своими спутниками отправилась домой, а позднее пришло известие от ее соседей, что она выздоровела полностью.
Рассказ одного мусульманина из Мркоевца о своем исцелении
Асан Б. из Барского среза рассказывал Максиму Йововичу:
«Я страдал от одной неизлечимой болезни, из-за которой врачи разводили надо мной руками. Я мучался много лет, так что жизнь мне была ненавистна. Я знал по преданиям моих предков, что многие наши земляки излечились от различных болезней, отправившись в Острог, чтобы поклониться и помолиться святому Василию чудотворцу. Решил и я, чтобы мои ближайшие родственники отвели меня в монастырь Острог.
Совершенно скорченного и неспособного сдвинуться с места, двое моих родственников отвезли меня туда весной 1932 года. Там я переночевал. На следующий день перед ракой надо мной была прочитана длинная молитва, а сам я по совету священника лег под раку. Некоторое время я слушал, как монах поминает в молитве мое имя и молится Богу о моем выздоровлении. В это время мной овладел какой-то глубокий сон, и я крепко заснул, не слыша уже ничего, что происходило около меня. Проспав два часа, я проснулся, чувствуя себя легким как перышко, и встал без чьей бы то ни было помощи на свои ноги. Я вернулся с сопровождавшими меня домой совершенно здоровым и вот сейчас как здоровый человек тружусь на всякой полевой и домашней работе и не таю своего чудесного исцеления, которое мне оказано по воле Божией, как и многим в монастыре Острог».
Скорченный мусульманин выздоровел
На Петров день 1926 года вместе с другими паломниками из Боснии в Остроге была и одна мусульманка со своим сыном. Сын с трех до 16 лет сильно болел и мог передвигаться только при помощи костылей, которые повсюду брал с собой. Самое разнообразное лечение не помогало.
Однажды ночью мать видела сон о том, как один неизвестный человек говорил ей, чтобы она искала выздоровления для своего сына у влашского святого в Остроге. Недолго думая, она собралась, и вместе с одним родственником и больным они отправились в путь.
После долгой дороги они добрались до монастыря и обратились к духовнику, который их принял и разместил вместе с другими паломниками. Там они оставались девять дней, постоянно молясь Богу, по совету священника. Больной с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше, а на десятый день отбросил костыли как совершенно уже ему не нужные и оставил их в монастыре. Так он, совершенно здоровый, вернулся домой, благодаря Бога за полученное исцеление. Благодарная мать, согласно данному завету, ежегодно приезжала в Острог и оставляла там щедрые пожертвования.
Записал Максим Йовович.
Исцеление сумасшедшего мусульманина
Ольга Г. из окрестностей Бара рассказывала иеромонаху Серафиму Кашичу.
«Когда в 1921 году моя свекровь пошла со своими соседками на поклонение в монастырь Острог, они встретили перед воротами Верхнего монастыря одного сумасшедшего мусульманина из Боснии. Этот больной был связан железными цепями, которые с осторожностью держали двое мужчин, водивших его повсюду. Он рвался и рычал странным голосом: «Уведите меня отсюда! Я не хочу приступать к гяурскому святому!»
На следующий день, рассматривая паломников у Нижнего монастыря, они видели того самого боснийца, как он сидел и пел под гусли и разговаривал с народом, как совершенно здоровый. Его спутники перед всеми присутствовавшими радостно рассказывали, как насилу втолкали его в монастырь, где перед ракой святого над ним была прочитана молитва. После молитв духовника больной успокоился и через несколько часов был отпущен на свободу.
Железные цепи, которыми он был связан, были оставлены в монастыре, где их можно увидеть и сейчас. Они служат убедительным свидетельством чудесного исцеления».
Перевод и составление Андрея Шестакова.
По книге «Свети Василиjе Острошки чудотворац»