Канон святителю Арсению I Сербскому
Припев: Святи́телю, о́тче Арсéние, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 12 сентября (30 августа ст. ст.); 10 ноября (28 октября ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Помо́щник и Покрови́тель бы́сть мне́ во спасе́ние, Се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́, Бо́г отца́ моего́, и вознесу́ Его́: сла́вно бо просла́вися.
Бо́же Спа́се мо́й, отве́рзи мои́ устне́ и язы́к мо́й уясни́, я́ко да воспою́ па́мять иера́рха Твоего́, его́же на земли́ удиви́л еси́ сла́вно сла́вити Тя́: сла́вно бо просла́вися.
И́же превы́шняя держа́щи, в небе́сная се́ла водворя́ше тя́ му́дрость Бо́жия, де́тели дарова́ний тебе́ воздаю́щи, го́рних все́льника сотворя́ет, Го́споду пою́ща: сла́вно бо просла́вися.
Боже́ственная краси́лища, веселя́ще свяще́ннаго твоего́ зра́ка, в вы́шняя вселя́ют поко́ища, к Боже́ственней трапе́зе, Го́споду пою́ща: сла́вно бо просла́вися.
Богоро́дичен: Окова́нных Свободи́теля, Богоро́дице, и те́мных Просвети́теля чре́во Твое́ пречи́стое вмести́. Его́же рождество́м и́дольския ле́сти свобо́ждшеся, И́стинную навыко́хом воспева́ти Бо́жию Ма́терь.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Утверди́, Го́споди, на ка́мени за́поведей Твои́х подви́гшееся се́рдце мое́, я́ко еди́н Свя́т еси́ и Госпо́дь.
Просвеще́ние де́тели твоея́ Боже́ственных каса́яся, от земны́х к па́мяти возво́дит вы́шняго жела́ния, преводя́ от тли́ в жи́знь неконе́чную.
Па́мять твоя́ пребыва́ет, святи́телю, и кро́тость се́рдца твоего́ в ро́д и ро́д, се́й уподобля́еми, боже́ственныя твоея́ сла́вы насыща́ющеся, досто́йно тя́ воспева́ем.
Пре́йде се́нь зако́на, изнемо́гши, де́лом благовествова́ния твоего́, Христо́с И́стина, сия́ющи, вся́ просвеща́ет, ве́рою па́мять твою́, святи́телю, пра́зднующия.
Богоро́дичен: Све́та Боже́ственнаго Заря́ из чре́ва Твоего́ просия́, ве́рных благоуха́юща: Сего́ благово́ние получи́вше, омраче́ния свободи́хомся Тобо́ю, Богоро́дице Пречи́стая.
Седа́лен, гла́с 4
Дне́сь иера́рха па́мять возсия́ на́м, солнцеобра́зно луча́ми сия́ющи, све́та явле́ние все́м простира́ет, и все́м велегла́сно вопие́т и глаго́лет: прииди́те, жела́емых наслади́мся.
Богоро́дичен: Те́плое заступле́ние су́щих в беда́х, и помо́щницу на́шу, и к Бо́гу премене́ние, Е́юже тли́ изба́вихомся, Богоро́дицу, ве́рнии, ублажа́ем.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: услы́шах слу́х Тво́й и убоя́хся, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Возсия́вый све́т и Просвеще́й у́тро, показа́ тя де́нь, освяще́нне о́тче Арсе́ние, уче́нием Божества́ Его́, вся́ к све́ту Того́ возводя́щаго. И́мже просвеща́ема духо́вная твоя́ ча́да, па́мять твою́ пра́зднуем.
Жития́ архиере́йства твоего́ о́бразы, сопе́рника не иму́ще, без свиде́телей облича́ют тя́: плотска́я бо духо́вным покори́в, отхожде́нием свои́м в небе́сная всели́ся, иде́же ликовству́я, преблаже́нне Арсе́ние, све́том Боже́ственным просвети́ любо́вию пою́щия тя́.
Чуде́с, и́хже сподо́бился еси́ от Влады́ки твоего́, преподо́бне, зря́ще, боже́ственная твоя́ ча́да, духо́вныя сла́дости насыща́емся, тя́ предста́теля иму́ще к Нему́, прича́стия Боже́ственнаго сподо́би на́с улучи́ти, мо́лимся.
Богоро́дичен: Чре́во де́вственное но́сит, Еде́мская две́рь отверза́ется, а́бие ве́рных со́нмы дерза́юще вхо́дят, и́стинную Богоро́дицу ве́рно восхваля́ют, Рожде́нному от Нея́ зову́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Ми́р мно́г лю́бящим Тя́, Христе́, и но́щь просвеще́ния в пи́щи слове́с Твои́х: сего́ ра́ди от но́щи у́тренююще, про́сим ми́лости от Тебе́, Человеколю́бче.
Вседе́тельная и всемогу́щая му́дрость, и си́ла Влады́чня, столпа́ и́стинна тя́ пресвяще́ннаго сотво́рши, до́м создала́ е́сть, Боже́ственныя огра́ды Его́ наполня́ющь и ерети́ческая шата́ния прогоня́ющь, Арсе́ние преблаже́нне, те́м тя́ восхваля́ем.
Возсия́в от небе́с благоле́пие Вы́шняго, приме́сом святи́тельства обло́ж тя́, небе́сныя трапе́зы состо́льника сотвори́, ны́нешняго же пода́теля ве́рным показа́, свяще́нне, вопию́ща: про́сим ми́лости от Тебе́, Человеколю́бче.
Светоли́тия Боже́ственнаго испо́лнившися, пресвяще́нная твоя́ глава́ сла́дости язы́ка удержа́ти не возмо́же: а́ще бо и в землена́я сни́де, но ду́хом в небе́сная дости́же, о́тче Арсе́ние, ми́р испроси́ душа́м на́шим.
Богоро́дичен: Пра́дедняя кля́тва разреши́ся и прама́терняя боле́знь исцели́ся, Пречи́стая, чре́ва Твоего́ Рождество́м: безсе́менно бо заче́нши, Сло́во родила́ еси́. Ему́же приле́жно моли́ся спасти́ ны.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Возопи́х все́м се́рдцем мои́м к Ще́дрому Бо́гу, и услы́ша мя́ от а́да преиспо́дняго, и возведе́ от тли́ живо́т мо́й.
Боже́ственныя сла́вы путеше́ствия де́лы явля́юще, земна́я прово́дят с весе́лием, небе́сная же ра́дуются, прие́млюще ду́хом пресвяще́ннаго Арсе́ния.
Благослове́н пло́д богоприя́тный, Боже́ственнаго Ду́ха де́тельми сия́я, и преиспо́дняя мрачи́т, в торжество́ иера́рха собира́ющияся просвеща́ет вои́стину: гряди́те, ве́рнии, просвети́мся.
Гра́дняго ше́ствия тече́ние провосхища́я, ве́дяй предстои́т Арсе́ний, зовы́й: гряди́те, ча́да, стра́ху Госпо́дню научи́теся, я́коже рече́ Госпо́дь: я́ко кро́ток е́смь и смире́н се́рдцем, и обря́щете поко́й душа́м ва́шим.
Богоро́дичен: Искони́ проро́чествия о Тебе́ прореко́ша, ны́не же на Тебе́ испо́лнишася, Пречи́стая: о́в бо Тя́ руно́ пронарече́, на него́же сни́де Сло́во Бо́жие, ны́не же Ты́, Де́во, родила́ еси́ Го́спода.
Конда́к, гла́с 2.
В пи́щи слове́с твои́х, богоно́се Арсе́ние, разу́мно ча́да твоя́ пита́я, язы́ком хваля́, устна́ми же пе́ние принося́, веща́нием зовы́й: Христе́, Ты́ еси́ Све́т неизрече́нный.
И́кос:
Сла́дкое твое́ веща́ние в послушество́ прихо́дит, громо́вными о́бразы простира́яся, в добропослуша́ние ну́дит, неизрече́нныя ра́дости о́бщники увещава́я: прииди́те, ча́да, глаго́ля, возвели́чите Го́спода со мно́ю. Его́же сла́дости насыща́ющеся, в небе́сная се́ла водвори́мся и све́тлости сподо́бимся, веща́нием зову́ще: Христе́, Ты́ еси́ Све́т неизрече́нный.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Неизрече́нное чу́до, в пещи́ Изба́вивый преподо́бныя о́троки из пла́мене, во гро́бе ме́ртв бездыха́нен полага́ется во спасе́ние на́с пою́щих: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.
А́ще и земна́я превосхо́дит, вы́шним каса́яся, благода́тию духо́вною с си́ми совокупля́яся, неизрече́нныя ра́дости наполня́ет, сы́ны све́та сотворя́ет, пою́щия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Жите́йская уныва́ют и боже́ственная красу́ются, небе́сная торжеству́ют, архиере́йский тво́й ду́х прие́млюще, земна́я попра́вша и в небе́сных лику́юща, с весе́лием поя́ху: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Де́тели боже́ственнаго твоего́ ду́ха разширя́юще вхо́ды, боже́ственная ча́да твоя́ веду́т в живо́т. И́хже, жела́юще, про́сим: моли́ о на́с, пресвяще́нне Арсе́ние.
Богоро́дичен: Две́рь Тя́ заключе́нную нарече́ проро́к, Чи́стая, ю́же никто́же про́йде, то́кмо Бо́г еди́н, отверза́я на́м па́ки еде́мския вхо́ды, ве́рно сла́вящим Тя́, Богоро́дице.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: За зако́ны оте́ческия блаже́ннии в Вавило́не ю́ноши предбе́дствующе, царю́ющаго оплева́ша повеле́ние безу́мное, и, совоку́плени и́мже, не свари́шася огне́м, Держа́вствующему досто́йную воспева́ху пе́снь: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Све́том Боже́ственным озаря́ема, благоуха́нием цвету́щи, свяще́нная па́мять твоя́, Арсе́ние, просвеща́ет ве́рныя, созыва́ющи вопи́ти: Го́спода воспева́йте дела́ и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Жела́емых сы́тости боже́ственная твоя́ ча́да напо́лнитися прося́ще, благоукраше́нною твое́ю па́мятию прохлажда́еми, и, веселя́щеся, ве́рно пою́т Просла́вльшаго па́мять твою́, иера́рше, взыва́юще: Го́спода воспева́йте дела́ и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Па́мять твоя́ ве́чная, архиере́е, кро́тость и смире́ние се́рдца твоего́ возвеща́ющи, в ню́же собира́еми, просвеще́ния Боже́ственнаго хода́тайством твои́м наде́ющеся получи́ти жела́емых, весе́лием зову́ще: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Неоску́дныя то́ки милосе́рдия источа́ющи призыва́ющим Тя́, Влады́чице, и пе́сньми хва́лящих Тя́, Чи́стая, не оста́ви моля́щихся Тебе́, Ца́рствия Сы́на Твоего́ сподо́би, вопию́щия ве́рою: Го́спода воспева́йте дела́ и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Стра́нствия Влады́чня и безсме́ртныя трапе́зы на го́рнем ме́сте, высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те, наслади́мся, возше́дша Сло́ва, от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.
Тече́ньми премине́ землена́я твоя́ жи́знь, и небе́снаго тя́ селе́ния не оста́ви, и́бо не потче́ся нога́ пло́ти твоея́, дрема́ния ду́х тебе́ не одоле́, храня́щу тя́ Бо́гу. Те́мже моли́ за ны́ Го́спода, пресвяще́нне о́тче Арсе́ние.
Небе́снии ли́цы ра́дуются, мы́ же, землени́и, славосло́вим: де́монская кре́пость исчезе́, пресвяще́ннаго твоего́ ду́ха вы́спрь ви́дяще водворя́ема в небе́сная селе́ния, о хва́лящих тя́ моли́, свяще́нне Арсе́ние.
Тро́ичен: Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ве́рою покланя́емся, Тричи́сленное Еди́нство сла́вяще и с любо́вию воспева́юще, глаго́лем: моли́твами иера́рха Твоего́ Арсе́ния, поми́луй и сохрани́ вся́ ны́.
Богоро́дичен: Дре́вним преступле́нием введе́ в па́губу пра́баба естество́ земно́е: Рождества́ же Твоего́ чревоноше́нием, Пречи́стая, па́ки к Бо́гу примири́хомся. Его́же сла́вяще, Тебе́, Де́во, велича́ем.
Свети́лен.
Святи́телю преста́вльшуся, собра́шася наро́ди погребсти́ те́ло его́, а́нгели же веселя́щеся, приима́ху ду́шу его́, вселя́ющуюся во святы́я дворы́.
Богоро́дичен: Держа́вным Твои́м покро́вом от вра́г наве́та рабы́ Твоя́ сохрани́, Чи́стая, вся́ ны́ невре́дны, Тя́ бо стяжа́хом еди́ну прибе́жище в ско́рбех.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Помо́щникъ и҆ покрови́тель бы́сть мнѣ̀ во спасе́нїе, се́й мо́й бг҃ъ, и҆ просла́влю є҆го̀, бг҃ъ ѻ҆тца̀ моегѡ̀, и҆ вознесꙋ̀ є҆го̀: сла́внѡ бо просла́висѧ.
Бж҃е сп҃се мо́й, ѿве́рзи моѝ ᲂу҆стнѣ̀, и҆ ѧ҆зы́къ мо́й ᲂу҆ѧснѝ, ꙗ҆́кѡ да воспою̀ па́мѧть і҆ера́рха твоегѡ̀, є҆го́же на землѝ ᲂу҆диви́лъ є҆сѝ сла́внѡ сла́вити тѧ̀: сла́внѡ бо просла́висѧ.
И҆́же превы̑шнѧѧ держа́щи, въ нбⷭ҇наѧ се́ла водворѧ́ше тѧ̀ мꙋ́дрость бж҃їѧ, дѣ́тєли дарова́нїй тебѣ̀ воздаю́щи, го́рнихъ все́льника сотворѧ́етъ, гдⷭ҇ꙋ пою́ща: сла́внѡ бо просла́висѧ.
Бжⷭ҇твєннаѧ краси̑лища, веселѧ́ще свѧще́ннагѡ твоегѡ̀ зра́ка, въ вы̑шнѧѧ вселѧ́ютъ покѡ́ища, къ бжⷭ҇твеннѣй трапе́зѣ, гдⷭ҇ꙋ пою́ща: сла́внѡ бо просла́висѧ.
Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆кова́нныхъ свободи́телѧ, бцⷣе, и҆ те́мныхъ просвѣти́телѧ чре́во твоѐ пречⷭ҇тое вмѣстѝ. є҆гѡ́же ржⷭ҇тво́мъ і҆́дѡльскїѧ ле́сти свобо́ждшесѧ, и҆́стиннꙋю навыко́хомъ воспѣва́ти бж҃їю мт҃рь.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Оу҆твердѝ, гдⷭ҇и, на ка́мени за́повѣдей твои́хъ подви́гшеесѧ срⷣце моѐ, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ ст҃ъ є҆сѝ и҆ гдⷭ҇ь.
Просвѣще́нїе дѣ́тели твоеѧ̀ бжⷭ҇твенныхъ каса́ѧсѧ, ѿ земны́хъ къ па́мѧти возво́дитъ вы́шнѧгѡ жела́нїѧ, преводѧ̀ ѿ тлѝ въ жи́знь неконе́чнꙋю.
Па́мѧть твоѧ̀ пребыва́етъ, ст҃и́телю, и҆ кро́тость се́рдца твоегѡ̀ въ ро́дъ и҆ ро́дъ, се́й ᲂу҆подоблѧ́еми, бжⷭ҇твенныѧ твоеѧ̀ сла́вы насыща́ющесѧ, досто́йнѡ тѧ̀ воспѣва́емъ.
Пре́йде сѣ́нь зако́на, и҆знемо́гши, дѣ́ломъ благовѣствова́нїѧ твоегѡ̀, хрⷭ҇то́съ и҆́стина, сїѧ́ющи, всѧ̑ просвѣща́етъ, вѣ́рою па́мѧть твою̀, ст҃и́телю, пра́зднꙋющыѧ.
Бг҃оро́диченъ: Свѣ́та бжⷭ҇твеннагѡ зарѧ̀ и҆зъ чре́ва твоегѡ̀ просїѧ̀ вѣ́рныхъ благоꙋха́юща: сегѡ̀ благово́нїе полꙋчи́вше, ѡ҆мраче́нїѧ свободи́хомсѧ тобо́ю, бцⷣе пречⷭ҇таѧ.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃.
Дне́сь і҆ера́рха па́мѧть возсїѧ̀ на́мъ, солнцеѻбра́знѡ лꙋча́ми сїѧ́ющи, свѣ́та ꙗ҆вле́нїе всѣ̑мъ простира́етъ, и҆ всѣ̑мъ велегла́снѡ вопїе́тъ и҆ глаго́летъ: прїиди́те, жела́емыхъ наслади́мсѧ.
Бг҃оро́диченъ: Те́плое застꙋпле́нїе сꙋ́щихъ въ бѣда́хъ, и҆ помо́щницꙋ на́шꙋ, и҆ къ бг҃ꙋ премѣне́нїе, є҆́юже тлѝ и҆зба́вихомсѧ, бцⷣꙋ, вѣ́рнїи, ᲂу҆блажа́емъ.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Оу҆слы́ша прⷪ҇ро́къ, прише́ствїе твоѐ, гдⷭ҇и, и҆ ᲂу҆боѧ́сѧ, ꙗ҆́кѡ хо́щеши ѿ дв҃ы роди́тисѧ и҆ чл҃вѣ́кѡмъ ꙗ҆ви́тисѧ, и҆ глаго́лаше: ᲂу҆слы́шахъ слꙋ́хъ тво́й, и҆ ᲂу҆боѧ́хсѧ: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.
Возсїѧ́вый свѣ́тъ и҆ просвѣще́й ᲂу҆́тро, показа́ тѧ де́нь, ѡ҆свѧще́нне ѻ҆́тче а҆рсе́нїе, ᲂу҆че́нїемъ бжⷭ҇тва̀ є҆гѡ̀ всѧ̑ къ свѣ́тꙋ тогѡ̀ возводѧ́щаго. и҆́мже просвѣща́єма дꙋхѡ́внаѧ твоѧ̑ ча̑да, па́мѧть твою̀ пра́зднꙋемъ.
Житїѧ̀ а҆рхїере́йства твоегѡ̀ ѻ҆́бразы, сопе́рника не и҆мꙋ́ще, безъ свидѣ́телей ѡ҆блича́ютъ тѧ̀: плотска̑ѧ бо дꙋхѡ́внымъ покори́въ, ѿхожде́нїемъ свои́мъ въ нбⷭ҇наѧ всели́сѧ, и҆дѣ́же ликовствꙋ́ѧ, пребл҃же́нне а҆рсе́нїе, свѣ́томъ бжⷭ҇твеннымъ просвѣтѝ любо́вїю пою́щыѧ тѧ̀.
Чꙋде́съ, и҆́хже сподо́билсѧ є҆сѝ ѿ влⷣки твоегѡ̀, прпⷣбне, зрѧ́ще бжⷭ҇твєннаѧ твоѧ̑ ча̑да, дꙋхо́вныѧ сла́дости насыща́емсѧ, тѧ̀ предста́телѧ и҆мꙋ́ще къ немꙋ̀, прича́стїѧ бжⷭ҇твеннагѡ сподо́би на́съ ᲂу҆лꙋчи́ти, мо́лимсѧ.
Бг҃оро́диченъ: Чре́во дѣ́вственное но́ситъ, є҆де́мскаѧ две́рь ѿверза́етсѧ, а҆́бїе вѣ́рныхъ со́нмы дерза́юще вхо́дѧтъ, и҆́стиннꙋю бцⷣꙋ вѣ́рнѡ восхвалѧ́ютъ, рожде́нномꙋ ѿ неѧ̀: зовꙋ́ще: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Ми́ръ мно́гъ лю́бѧщымъ тѧ̀, хрⷭ҇тѐ, и҆ но́щь просвѣще́нїѧ въ пи́щи слове́съ твои́хъ: сегѡ̀ ра́ди ѿ но́щи ᲂу҆́тренююще, про́симъ ми́лости ѿ тебє̀, чл҃вѣколю́бче.
Вседѣ́тельнаѧ и҆ всемогꙋ́щаѧ мꙋ́дрость и҆ си́ла влⷣчнѧ, столпа̀ и҆́стинна тѧ̀ пресвѧще́ннаго сотво́рши, до́мъ создала̀ є҆́сть, бжⷭ҇твєнныѧ ѡ҆гра̑ды є҆гѡ̀ наполнѧ́ющь, и҆ є҆реті́чєскаѧ шата̑нїѧ прогонѧ́ющь, а҆рсе́нїе пребл҃же́нне: тѣ́мъ тѧ̀ восхвалѧ́емъ.
Возсїѧ́въ ѿ нб҃съ благолѣ́пїе вы́шнѧгѡ, примѣ́сомъ ст҃и́тельства ѡ҆бло́жъ тѧ̀, нбⷭ҇ныѧ трапе́зы состо́льника сотворѝ, ны́нѣшнѧгѡ же пода́телѧ вѣ̑рнымъ показа̀, сщ҃е́нне, вопїю́ща: про́симъ ми́лости ѿ тебє̀, чл҃вѣколю́бче.
Свѣтоли́тїѧ бжⷭ҇твеннагѡ и҆спо́лнившисѧ, пресвѧще́ннаѧ твоѧ̀ глава̀ сла́дости ѧ҆зы́ка ᲂу҆держа́ти не возмо́же: а҆́ще бо и҆ въ землена́ѧ сни́де, но дꙋ́хомъ въ нбⷭ҇наѧ дости́же, ѻ҆́тче а҆рсе́нїе, ми́ръ и҆спросѝ дꙋша́мъ на́шымъ.
Бг҃оро́диченъ: Пра́дѣднѧѧ клѧ́тва разрѣши́сѧ и҆ прама́тернѧѧ болѣ́знь и҆сцѣли́сѧ, пречⷭ҇таѧ, чре́ва твоегѡ̀ ржⷭ҇тво́мъ: безсѣ́меннѡ бо заче́нши, сло́во родила̀ є҆сѝ. є҆мꙋ́же прилѣ́жнѡ моли́сѧ спасти́ ны.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Возопи́хъ всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ къ ще́дромꙋ бг҃ꙋ, и҆ ᲂу҆слы́ша мѧ̀ ѿ а҆́да преиспо́днѧгѡ, и҆ возведѐ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й.
Бжⷭ҇твенныѧ сла́вы пꙋтеше́ствїѧ дѣ́лы ꙗ҆влѧ́юще, земна̑ѧ прово́дѧтъ съ весе́лїемъ: нбⷭ҇наѧ же ра́дꙋютсѧ, прїе́млюще дꙋ́хомъ пресвѧще́ннаго а҆рсе́нїа.
Благослове́нъ пло́дъ бг҃опрїѧ́тный, бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а дѣ́тельми сїѧ́ѧ, и҆ преиспѡ́днѧѧ мрачи́тъ, въ торжество̀ і҆ера́рха собира́ющыѧсѧ просвѣща́етъ вои́стиннꙋ: грѧди́те, вѣ́рнїи, просвѣти́мсѧ.
Гра́днѧгѡ ше́ствїѧ тече́нїе провосхища́ѧ, вѣ́дѧй предстои́тъ а҆рсе́нїй, зовы́й: грѧди́те, ча̑да, стра́хꙋ гдⷭ҇ню наꙋчи́тесѧ, ꙗ҆́коже речѐ гдⷭ҇ь: ꙗ҆́кѡ кро́токъ є҆́смь и҆ смире́нъ се́рдцемъ, и҆ ѡ҆брѧ́щете поко́й дꙋша́мъ ва́шымъ.
Бг҃оро́диченъ: И҆сконѝ прⷪ҇ро́чєствїѧ ѡ҆ тебѣ̀ прореко́ша, ны́нѣ же на тебѣ̀ и҆спо́лнишасѧ, пречⷭ҇таѧ: ѻ҆́въ бо тѧ̀ рꙋно̀ пронаречѐ, на него́же сни́де сло́во бж҃їе, ны́нѣ же ты̀, дв҃о, родила̀ є҆сѝ гдⷭ҇а.
Конда́къ, гла́съ в҃.
Въ пи́щи слове́съ твои́хъ, бг҃оно́се а҆рсе́нїе, разꙋ́мнѡ ча̑да твоѧ̑ пита́ѧ, ѧ҆зы́комъ хвалѧ̀, ᲂу҆стна́ми же пѣ́нїе приносѧ̀, вѣща́нїемъ зовы́й: хрⷭ҇тѐ, ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ неизрече́нный.
І҆́косъ:
Сла́дкое твоѐ вѣща́нїе въ послꙋшество̀ прихо́дитъ, громо́вными ѻ҆́бразы простира́ѧсѧ, въ добропослꙋша́нїе нꙋ́дитъ, неизрече́нныѧ ра́дости ѻ҆́бщники ᲂу҆вѣщава́ѧ: прїиди́те, ча̑да, глаго́лѧ, возвели́чите гдⷭ҇а со мно́ю. є҆гѡ́же сла́дости насыща́ющесѧ, въ нбⷭ҇наѧ се́ла водвори́мсѧ и҆ свѣ́тлости сподо́бимсѧ, вѣща́нїемъ зовꙋ́ще: хрⷭ҇тѐ, ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ неизрече́нный.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Неизрече́нное чꙋ́до, въ пещѝ и҆зба́вивый прпⷣбныѧ ѻ҆́троки и҆зъ пла́мене, во гро́бѣ ме́ртвъ бездыха́ненъ полага́етсѧ, во спасе́нїе на́съ пою́щихъ: и҆зба́вителю бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
А҆́ще и҆ земна̑ѧ превосхо́дитъ, вы̑шнимъ каса́ѧсѧ, бл҃года́тїю дꙋхо́вною съ си́ми совокꙋплѧ́ѧсѧ, неизрече́нныѧ ра́дости наполнѧ́етъ, сы́ны свѣ́та сотворѧ́етъ пою́щыѧ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Житє́йскаѧ ᲂу҆ныва́ютъ, и҆ бжⷭ҇твєннаѧ красꙋ́ютсѧ, небє́снаѧ торжествꙋ́ютъ, а҆рхїере́йскїй тво́й дꙋ́хъ прїе́млюще, земна̑ѧ попра́вша и҆ въ нбⷭ҇ныхъ ликꙋ́юща, съ весе́лїемъ поѧ́хꙋ: ѻ҆тє́цъ на́шихъ бж҃е, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
Дѣ́тели бжⷭ҇твеннагѡ твоегѡ̀ дꙋ́ха, разширѧ́юще вхо́ды, бжⷭ҇твєннаѧ ча̑да твоѧ̑ ведꙋ́тъ въ живо́тъ. и҆́хже жела́юще, про́симъ: молѝ ѡ҆ на́съ, пресвѧще́нне а҆рсе́нїе.
Бг҃оро́диченъ: Две́рь тѧ̀ заключе́ннꙋю наречѐ прⷪ҇ро́къ, чⷭ҇таѧ, ю҆́же никто́же про́йде, то́кмѡ бг҃ъ є҆ди́нъ, ѿверза́ѧ на́мъ па́ки є҆дє́мскїѧ вхо́ды, вѣ́рнѡ сла́вѧщымъ тѧ̀, бцⷣе.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: За зако́ны ѻ҆ч҃єскїѧ бл҃же́ннїи въ вавѷлѡ́нѣ ю҆́ношы предбѣ́дствꙋюще, царю́ющагѡ ѡ҆плева́ша повелѣ́нїе безꙋ́мное, и҆ совокꙋ́плени и҆́мже не свари́шасѧ ѻ҆гне́мъ, держа́вствꙋющемꙋ досто́йнꙋю воспѣва́хꙋ пѣ́снь: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Свѣ́томъ бжⷭ҇твеннымъ ѡ҆зарѧ́ема, благоꙋха́нїемъ цвѣтꙋ́щи, свѧще́ннаѧ па́мѧть твоѧ̀, а҆рсе́нїе, просвѣща́етъ вѣ̑рныѧ, созыва́ющи вопи́ти: гдⷭ҇а воспѣва́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во вѣ́ки.
Жела́емыхъ сы́тости бжⷭ҇твєннаѧ твоѧ̑ ча̑да напо́лнитисѧ просѧ́ще, благоꙋкраше́нною твое́ю па́мѧтїю прохлажда́еми, и҆̀, веселѧ́щесѧ, вѣ́рнѡ пою́тъ просла́вльшаго па́мѧть твою̀, і҆ера́рше, взыва́юще: гдⷭ҇а воспѣва́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во вѣ́ки.
Па́мѧть твоѧ̀ вѣ́чнаѧ, а҆рхїере́е, кро́тость и҆ смире́нїе се́рдца твоегѡ̀ возвѣща́ющи, въ ню́же собира́еми, просвѣще́нїѧ бжⷭ҇твеннагѡ хода́тайствомъ твои́мъ надѣ́ющесѧ полꙋчи́ти жела́емыхъ, весе́лїемъ зовꙋ́ще: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: Неѡскꙋ̑дныѧ то́ки милосе́рдїѧ и҆сточа́ющи призыва́ющымъ тѧ̀, влⷣчце, и҆ пѣ́сньми хва́лѧщихъ тѧ̀, чⷭ҇таѧ, не ѡ҆ста́ви молѧ́щихсѧ тебѣ̀, црⷭ҇твїѧ сн҃а твоегѡ̀ сподо́би вопїю́щыѧ вѣ́рою: гдⷭ҇а воспѣва́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во вѣ́ки.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Стра́нствїѧ влⷣчнѧ и҆ безсме́ртныѧ трапе́зы на го́рнѣмъ ме́стѣ, высо́кими ᲂу҆мы̑, вѣ́рнїи, прїиди́те наслади́мсѧ, возше́дша сло́ва, ѿ сло́ва наꙋчи́вшесѧ, є҆го́же велича́емъ.
Тече́ньми преминѐ землена́ѧ твоѧ̀ жи́знь, и҆ нбⷭ҇нагѡ тѧ̀ селе́нїѧ не ѡ҆ста́ви, и҆́бо не потче́сѧ нога̀ пло́ти твоеѧ̀, дрема́нїѧ дꙋ́хъ тебє̀ не ѡ҆долѣ̀, хранѧ́щꙋ тѧ̀ бг҃ꙋ. тѣ́мже молѝ за ны̀ гдⷭ҇а, пресвѧще́нне ѻ҆́тче а҆рсе́нїе.
Нбⷭ҇нїи ли́цы ра́дꙋютсѧ, мы́ же землені́и славосло́вимъ, де́мѡнскаѧ крѣ́пость и҆счезѐ, пресвѧще́ннагѡ твоегѡ̀ дꙋ́ха вы́спрь ви́дѧще водворѧ́ема въ нбⷭ҇наѧ селє́нїѧ, ѡ҆ хва́лѧщихъ тѧ̀ молѝ, свѧще́нне а҆рсе́нїе.
Трⷪ҇ченъ: Ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ сн҃ꙋ и҆ ст҃о́мꙋ дх҃ꙋ вѣ́рою покланѧ́емсѧ, тричи́сленное є҆ди́нство сла́вѧще, и҆ съ любо́вїю воспѣва́юще, глаго́лемъ: моли́твами і҆ера́рха твоегѡ̀ а҆рсе́нїа поми́лꙋй, и҆ сохранѝ всѧ̑ ны̀.
Бг҃оро́диченъ: Дре́внимъ престꙋпле́нїемъ введѐ въ па́гꙋбꙋ пра́баба є҆стество̀ земно́е: ржⷭ҇тва́ же твоегѡ̀ чревоноше́нїемъ, пречⷭ҇таѧ, па́ки къ бг҃ꙋ примири́хомсѧ. є҆го́же сла́вѧще, тебѐ, дв҃о, велича́емъ.
Свѣти́ленъ.
Ст҃и́телю преста́вльшꙋсѧ, собра́шасѧ наро́ди погребстѝ тѣ́ло є҆гѡ̀: а҆́гг҃ли же, веселѧ́щесѧ, прїима́хꙋ дꙋ́шꙋ є҆гѡ̀, вселѧ́юще во ст҃ы̑ѧ дворы̀.
Бг҃оро́диченъ: Держа́внымъ твои́мъ покро́вомъ, ѿ вра̑гъ навѣ́та рабы̑ твоѧ̑ сохранѝ, чⷭ҇таѧ, всѧ̑ ны̀ невре́дны: тѧ́ бо стѧжа́хомъ є҆ди́нꙋ прибѣ́жище въ ско́рбехъ.
Краткое житие святителя Арсения, архиепископа Сербского
Личность святого Арсения имела великое значение в истории Сербской Церкви и Церкви Вселенской. Именно он смог сберечь и передать уже своим преемникам традиции святого Саввы Сербского как его ближайший ученик и преемник. Кроме того, именно благодаря ему Косово стало еще до Косовской битвы духовным центром для сербов. Здесь сербские влыдыки возводили свои задужбины – новые обители во спасение своей души. В XVI–XVIII веках Печ стал духовной столицей и для всех православных славян Балкан, ибо все они входили в обновленную Печскую патриархию.
Святой Савва, когда нависла опасность вторжения татар на Балканы, благословил своего лучшего ученика найти на юге державы новое, более безопасное место для Сербской архиепископии. Тогда-то святой Арсений и облюбовал город Печ в Косово для этой высокой цели. В Печи он построил церковь святых апостолов, освятив навсегда это место своей благодатной личностью. С тех пор этот монастырь и храм, в котором были поставлены мощи святого, стали духовным центром всего сербского народа, и именно здесь Сербская архиепископия переросла в патриархию, чтобы потом, во время турецкого ига, объединить всех православных славян Балкан.
Полное житие святителя Арсения, архиепископа Сербского
После святого Саввы архиепископом Сербским стал святой Арсений. О нем, христолюбивый читатель, нам предстоит много рассказать, ибо в житии его немало чудес. Я, смиренный и недостойный раб Твой, Спасе Христе, молю Твое человеколюбие, да по молитвам святого отца нашего Арсения пошлешь мне благодать Святого Духа, дабы достойно восхвалить его жизнь. Он, украсившись учением евангельским, был вознесен до небес и ныне освещает соборы православных благодатью Святого Духа. Во блаженном упокоении своем он унаследовал вечную жизнь в Пресвятой Троице с праведниками, которые с древних времен служили Богу. С ранних лет благодать Духа Святого почивала на нем и сулила в будущем нетленные блага в жизни вечной. Надеясь на Господа, прилепившись к Нему всем своим глубоким разумом и великодушным сердцем, он стал хранителем Закона Божиего и учителем благочестия, совершая чудеса милостью возлюбившего его Христа, прославившего святого в безконечные веки. Как же, видя столь великую благодать Божию, почивающую на нем, не рассказать нам с похвалами о его житии, исполненном любви к Богу?!
Мой святой господин! Я смиренно пытаюсь возвестить о делах жизни твоей и нахожусь в недоумении, из-за безчисленных чудес твоих как бы плавая мыслями во многих речных струях и не зная, откуда начать. Но, надеясь на твои богоугодные молитвы, начну, веруя, что ты направишь меня в нужную сторону невыразимой благодатью, дарованной тебе свыше Богом. Итак, начнем о Господе повесть о чудесных делах твоей жизни, столь драгоценных для благочестивых слушателей. Блаженный отец наш и учитель, святый Христов Арсений был рожден в земле Сремской. Его родители были правыми в вере и добродетельными людьми. Святой Арсений еще в материнской утробе был осенен Духом Святым и с детства являлся чистой и непорочной жертвой Богу, никогда не предаваясь славе и мирской суете. Божественный всемудрый свет осиял его сердце, и он прозрел умными очами сердечными, что этот мир с его мятежной пустой славой преходящ и здесь лишь печаль, ропот и скорбь; всем же праведникам, возлюбившим Господа, уготована жизнь вечная и радость безкрайняя. Уразумев это, он мудро позаботился о душе своей, отрекся от всей красоты и удовольствий этой временной жизни, оставил отца и матерь, братьев и сестер, родных и друзей, оставил дом, богатство – весь мир оставил и с детства стяжал Ангельскую чистоту души. В сладость ему были слова Господни: «Кто не оставит отца или матерь, поля и дома ради имени Моего, не может быть Моим учеником; кто любит отца, или матерь более Меня, не достоин Меня» (См.: Мф.19,29; Лк.14,26). Веруя слову Божиему, он в твердом разуме и с нелицемерной любовию ко Господу устремился по узкому пути, ведущему в Царствие Небесное, цветя невинностью, препоясавшись молитвою и постом, так что уневестился Христу, как об этом говорит пророк Давид: Благо мне есть прилепиться ко Господу, и на Него возложу упование мое. А Господь сказал: Кто любит Меня, того и Я возлюблю, и явлюсь ему и поселюсь в нем и он будет мне сын, а я буду ему Отец.
Возжелал того и сей блаженный муж, от детства возлюбив жизнь монашескую, разгораясь Духом Святым и непрестанно молясь Господу, чтобы удостоил его чина монашеского, чего и достиг по воле Божией. Став монахом, он начал утверждаться в великих добродетелях, оставшись в них верен и неизменен, так что ничего худого и злого не приобрел. По виду он был Ангел и по разуму, по делам своим – воистину святой муж, с верою, надеждою и любовию не разлученный. О всех его добрых делах и мудрых советах и писаниях душеспасительных не в силах я рассказать достойно.
В то время был святой Савва первым архиепископом Сербской земли, по завету Отца Небесного правя народом Божиим по заповедям апостолов и святых отцов, – так во дни сего святого мужа в отечестве нашем просияла вера правая и совершенная. Банею водною Крещения он омыл народы, некогда жившие во тьме греховной, все обновляя верой, и соделал их сынами света, возвестив прощение грехов.
О сем преосвященном слышал и святой Арсений. Убедившись твердо в святости его жизни, в том, как святой Савва силою Божией проповедует покаяние, вводит человеколюбие, учит мудрости, просвещает всех приходящих к нему, он исполнился несказанной радости и решился безотлагательно пойти к светильнику Церкви, который тогда светил из своей архиепископии в месте, называемом Жича.
Когда он пришел в монастырь, то нашел там одного из монахов, которого и упросил доложить о нем святому Савве, все рассказав о себе: и откуда он, и какова цель его прихода. Передано было о нем святому, который повелел привести пришельца к себе. Когда тот вошел, то первосвятитель Сербский, имея в себе великую благодать Духа Святого, прозрел своим прозорливым взором все способности и добродетели его сердца. Потому принял его с любовью и поучал об узком и тесном пути, которым следует идти в мире этом, дабы войти в небесные обители Царства Божиего с жизнью вечной. Этим путем шел и сам святой Савва. Потом начал он спрашивать пришедшего: «Для чего ты пришел сюда?» И сей блаженный отвечал ему: «Я слышал о добрых делах твоей светлости, что принимаешь всякого пришедшего к тебе и всем даешь богоразумное поучение. Для того и я обратился к святой твоей милости, надеясь, что примешь меня». Услышав это, святой Савва с благодарностью принял его и благословил работать в монастыре вместе с братией – да будет искусен во всяком деле, и тогда уже доверит ему большее, что впоследствии и исполнилось.
Действом Святого Духа Савва возвел его к свету Божественного разума и подобно медоточивому источнику напоил его сердце непрестанными поучениями. С самого начала блаженный господин мой Арсений принял смиренномудрие и послушание и с этим жил среди братии. Ища помощи Всевышнего, во всяком послушании он превосходил всех, молился неустанно, никогда не нарушал устав и правило церковное, никогда не опаздывал на богослужение. Видел он постоянно невыразимые подвиги и труды своего учителя – святого Саввы и подражал ему с ревностью, с великим смирением и кротостью живя в доме Божием. Он ограничивал себя и в хлебе, и в воде, и даже то принимал в строго определенное время и никогда не давал телу своему достаточно сна и покоя. Возжелав войти в Царство Божие как истинный гражданин Небесного Иерусалима, он говорил себе: "Ох! убогая и грехолюбивая душа моя! Подвизайся, чтобы угодить Господу! Ведь знаешь, что твое время исчезает в суете и ждут тебя лютые муки, а ты все еще не готова! Неужели не знаешь, что ты сама себя продала Господу, ведь ценою Его Честной Крови ты искуплена от законного проклятия! Возжелай же соединиться с безконечно прекрасным Богом, для чего подвизайся и сверши, что должно, следуя за Ним, работая только для Него. Слушай богоотца и пророка Давида, который говорит: Милость Твоя превыше жизни моей" (Пс.22,6). Так святой Арсений блаженно и непорочно пребывал в законе Господнем, в посте и слезах стяжав силу духовную, ревностно исполняя каждое послушание, так что в скором времени его житие превзошло житие всех монахов этого монастыря.
Святой Савва, видя благодать, которую он стяжал, и подвиги, радовался о нем и молился Богу, чтобы Всевышний еще более утвердил его в добродетели, и начал постоянно проверять, искушать своего ученика, дабы увидеть, как он себя поведет. Не один раз, когда братия собирались на трапезу во время обеда или ужина и когда блаженный Арсений был с ними, он вместо питья находил уксус, а вместо хорошей еды малопригодную. Но святой никогда не возмущался, а с благодарностью все принимал как должное. Он и не желал никогда есть вкусную и приятную пищу, но говорил словами Давидовыми: Увяло сердце мое, как трава, ибо забыл есть хлеб мой и питье мое со слезами (см.: Пс.101,10-12). Чудесное смотрение Божие о нем продолжалось изо дня в день, и благодать все более преображала его, чтобы он обогатился Божественным разумом и украсился Небесной славой. Видя эту великую благодать Божию, святой Савва взял блаженного в свою келлию, чтобы он всегда находился рядом и, подвизаясь, достиг еще большего духовного совершенства. Блаженный Арсений, как истинный ученик Христов, имея разум, от ранней юности слушался слов Божиих, а ныне и святой Савва стал его учителем. Потому, упиваясь сладостными поучениями отца духовного, расцветала его боголюбивая душа в келлии святого Саввы подвигами и добродетелями. Всех других монахов превзошел трудами своими избранник Божий, и Всеведущий Бог за его служение в вере и чистоте даровал ему свет истины Своей, стремление к славе небесной, к житию праведников и подвижников, что и сбылось вскоре. Взяв подвиг выше сил своих, превозмогая голод и жажду, молясь днем и ночью по уставу, он забыл свои первые труды перед новыми, ибо они далеко превосходили их.
По прошествии некоторого времени святой Савва решил доверить ему храм Божий, видя, что он достоин этого высокого служения. Призвав его к себе и дав мудрое поучение, объяснив все уставы церковные, он захотел ввести его в совершенство во всем: дал ключи церковные из рук своих с благословением: «Иди, чадо с миром, наслаждайся безконечного веселия в Боге и приучи ум свой к покаянию, украшайся добрыми делами, вооружаясь постом против врага невидимого до конца дней твоих. Да не погибнет сокровище души твоей – бойся Владыку, сотворившего тебя, чтобы не постыдиться в день Его славного Второго Пришествия. Пусть же всемогущая десница Вседержителя укрепит тебя на пути сем в воле Его».
Благословив его таковыми словами, преосвященный поручил ему все дела и потребы церковные. Приняв эту власть от преосвященного, его молитвами с помощью Божией, он не только не бросил подвижничества своего, но напротив – стал подвизаться еще более. Сбылись на нем слова Христовы: «Дух Господень дышит, где хочет» (см. Ин.3,15), и дыхание Духа Божиего сделало все возможным для блаженного Арсения, так что многие удивлялись, говоря: «Откуда у него такая мудрость, разум несказанный? Как он учит нас всему и по его словам все претворяется во благо?» Не знали они, что все это от благодати Божией, обильно излившейся на святого Арсения и изумившей его неизреченными чудесами по богоотцу Давиду, говорящему: Святым, сущим на земле Его, сотвори чудно Господь Свою волю в них. Его благодатная душа явила себя украшением святого храма Божиего, ибо он заботился о храме как о своей собственной душе, никогда не нарушая предания и устава церковного, но еще более их утвердив. Смирялся же он все более, совершая любую работу и распиная тело свое, дабы мысли не обращались к суете земной чести и славы. Молился блаженный: «Господи, да не возгордится сердце мое, да не возносится, да не возвеличится надо мною!»
Так, процветая смирением, управлял блаженный храмом Божиим, а преосвященный Савва всегда стоял в церкви на таком месте, откуда мог все хорошо видеть. И видел преосвященный, что Арсений делает все как следует и преуспевает все более, считая весь великий труд свой за радость. Видя, что он подвизается все более и более, святой Савва поставил его екклесиархом великой соборной церкви архиепископии Сербской в монастыре Жича, дав все в монастыре под власть его, заповедав не оставлять заботы о Божией Церкви, которая является матерью многим церквам.
Увидел богоизбранный Арсений, что объяла его милость Божия, что возвысила его и поставила рядом с блаженными отцами, и тогда еще более усилил свой подвиг молитвенный, молясь и день, и ночь. Увеличив молитвенное правило свое, он никогда не оставлял его, взыскав Христа. Видя, что он исполняет заповеди Господни, восхваляли его люди, ибо всякое дело удавалось ему. Так начала разноситься слава его богоугодного жития, и возлюбили блаженного Арсения и краль, и вельможи, слыша о многих добрых делах его. И преосвященный Савва еще более возлюбил сего святого мужа, оказывая ему многую честь. А святой Арсений, как и во дни юности своей, не предал сердце свое чести и славе земной, будучи чужд всему суетному, по заповеди Христовой апостолам: не берите с собой ни злата, ни серебра. Так поступал и сей блаженный, явившись в последние времена на земле как новый апостол Христов. Видишь, любезный читатель, что тем, кто любит Бога, все обращается во благо, как это произошло и с сим блаженным мужем. Благодать Божия всегда приходит вовремя, быстро приводя таковых людей к величайшей чести и славе.
Преосвященный отец наш Савва, живя жизнью безтелесного Ангела, истинный проповедник благочестия и учитель истины, отрекшись от мира, возжелал посетить святые места, чтобы видеть благую жизнь тех, кто посвятил себя Господу. И стал он тогда размышлять в себе, что необходимо на престоле архиепископии Сербской оставить вместо себя достойного мужа, который будет пастырем и учителем. Много же размышляя об этом, святой Савва не нашел другого мужа, кроме сего блаженного Арсения, которого научил всяческой добродетели.
Видя, что Арсений в силах быть истинным исполнителем воли Отца Небесного, исполняя все сказанное в Евангелии Христовом и приводя к этому народ, он призвал его и открыл мысль свою: «Возлюбленное мое во Христе чадо, Арсение! Выслушай разумно слова мои, ибо они не во вред душе твоей! Если их сохранишь в глубине души и они всегда будут в твоей памяти, то не бойся тогда искушений лукавого. Ты знаешь, возлюбленный ученик мой, что с тех пор, как ты пришел к нам по воле Божией, покинув родных и родину, не ослабла в тебе вера. Всему благому научился ты здесь и приучил сердце свое к добродетели, так что можешь во всем быть угоден Господу. Вот, знай теперь, что я устремляюсь на путь, который мне показал Господь, и не хочу разочароваться в тебе. Оставляю тебя вместо себя управителем святой веры и пастырем овец Христовых – чад отечества моего». Когда это услышал от преосвященного Арсений, то обуял его великий трепет, и, помыслив, что это лишь некое испытание, он долго не мог сказать ничего, ожидая новых слов от святого Саввы, но наконец, как бы воспрянув от сна, ответил: «Господин мой святый! Что это значит? Что такое ты говоришь? – не разумеет того ум мой!»
И снова преосвященный говорит ему: «Отбрось всякий страх, чадо, и послушай меня – я тебе говорю правду. Я отправляюсь в дорогу, как уже сказал тебе, и о тебе мне открыто, что ты будешь управителем этого святого престола, который мне даровал Господь». Блаженный же отвечал преосвященному: «Господин мой святый! Оставь меня, я грешен и недостоин такой участи. Но если такова воля твоя, то возьми меня с собой туда, куда идешь, ибо я не хочу расставаться с тобой, моим благодетелем и учителем». Преосвященный сказал: «Бог мне явил тебя достойным для всякого дела доброго, не упорствуй, не противься благодати Духа Святого, ибо недостойно бежать от исполнения заповеди Божией». Видя, что не может противиться повелению преосвященного, Арсений ответил: «Да будет воля Божия и твоей святости».
После этой беседы повелел святой отец наш Савва собраться в его славную архиепископию Жичу всем чадам державы его, от малого до великого. Когда же собрались все, то сказал им: «Чада мои возлюбленные, знайте, что я ухожу от вас, чтобы пойти неразвращенным путем моего благого Владыки Спасителя Христа, а вас поручаю Господу, оставляя вместо себя этого блаженного мужа, да будет вам учитель и наставник, который сможет заботиться о всех ваших немощах». И когда все чада отечества его услышали эти слова, то стали горько плакать, с великой скорбью стеная и восклицая: «О благой наставник и благодетель! Преосвященный отец наш Савва! Почему ты теперь покидаешь нас, пастырю добрый! Ты показал нам, детям твоим, истинный пример всех добродетелей, неустанно питая наши души словесами духовными и приводя нас на путь к жизни вечной. Не оставляй же нас теперь сиротами, любящих тебя! Кого мы найдем вместо тебя, чтобы был такой же, как ты?!» И многие другие жалостные слова говорили преосвященному, чтобы он отказался от намерения своего.
В то время был кралем племянник святого Саввы Радослав. Он также долго умолял святого не оставлять его. Но святой Савва, праведник и сын праведника, от юности посвятил себя Богу и всегда видел Его своими духовными очами. В этом он превзошел древних праведников, чьи изображения были на росписях стен. Все они видели Бога различно: Исайя – на престоле, Иезекииль – на животных, Даниил – на облаках, Навуходоносор – в печи огненной. Его принял Авраам в своем доме, а Иаков Его не отпустил, пока Он не дал благословения. Задняя Божия видел Моисей на горе. А преосвященный Савва видел Господа не в одном только видении, а постоянно и все яснее очами разума, по слову богоотца Давида: Вижу Господа передо мною непрестанно, он с десной моей стороны, чтобы я не поколебался. К Господу стремился святой Савва, не обращая внимания на земное и желая теперь уйти как можно скорее, дабы многими задержками не подавать повода к еще большей скорби у чад своего отечества.
В некий особый день преосвященный отец наш Савва отслужил Божественную литургию со всеми епископами, иереями и диаконами по чину соборной церкви великой архиепископии. Был тут и благоверный краль Радослав, и целый собор земли Сербской, и преподобный отец наш Арсений был здесь для посвящения. По Божией воле был он здесь поставлен архиепископом рукой преосвященного отца нашего Саввы, который сделал для его поставления все необходимое. После того он был возведен на святой и божественный престол святого Саввы, и все его единодушно прославили, говоря: «Арсению, преосвященному архиепископу всей Сербской земли, многая лета!»
Когда же закончено было богослужение, народ увидел воистину зрелище Божие: как господин оставляет свой престол и идет за Христом. Тогда горько заплакал народ из-за этого расставания. Но поскольку скорбь была безполезна, то народ ободрился и невольно начал радоваться. В тот день отец наш Савва сотворил великое торжество с кралем Радославом и со всем собором отечества своего. Раздал многие дары всечестным епископам, игуменам и всем вельможам благочестивого краля. В тот день вся человеческая природа, которая была здесь, возвеселилась духовно и телесно.
Святой Савва непрестанно поучал блаженного Арсения, пока еще оставался здесь, в доме Спасителя, в месте, называемом Жича, в божественных правилах закона и преданиях к его духовной пользе, говоря: «Брате и чадо мое возлюбленное! Следи за самим собой и за всем стадом, над которым тебя поставил Дух Святый пастырем и учителем, чтобы ты пас Церковь Божию, Которую Господь стяжал честною Своею Кровию. Ты знаешь, как я подвизался во время своей жизни и как трудился для Церкви Христовой. После того мне суждено теперь завершить все, как обещал Владыка не только мне одному, но и всем тем, кто возлюбил просвещение Его. Сейчас я не знаю, увидишь ли ты меня еще в этом смертном теле, потому с любовию сердечной напомнил тебе о всяком добром деле, что тебе на духовную пользу».
После этого преосвященный отец наш Савва подготовил все, что ему было необходимо в пути, а благоверный краль Радослав даровал преосвященному много добра, золото без числа и остальное, что было нужно, во множестве. Всегда горя любовью ко Христу, святый Савва отправился в путь из своей славной архиепископии, ведомый Духом Святым, даровав мир и благословение благоверному кралю и всей земле его державы. Провожаем детьми отечества своего, епископами и игуменами со многими слезами, он пришел в свою державу, в место, находящееся на берегу моря и называемое Старый Град. Здесь он хотел сесть в ладью и путешествовать далее по пучине морской.
Оставшись на несколько дней, пока не придет за ним ладья, он увидел потом, что все готово к отплытию, встал и пошел к морю. Множество народа собралось на берегу возле него, с печалью расставаясь со своим учителем и наставником. Видя, что они не хотят отпускать его, толпятся вокруг и причитают, он неожиданно быстро взошел в ладью и приказал отплыть на малое расстояние от берега. Так он уподобился Христу, который также, когда его теснил народ, вошел в ладью и начал с моря учить их, как об этом рассказывается в Евангелии. Также и преосвященный, стоя в ладье, утешал чад своих, даруя им мир и благословение. Особое благословение он дал кралю Радославу и преосвященному архиепископу Арсению, благословил землю отечества своего, помолясь об его укреплении. И другие многие духовные беседы и поучения он говорил детям своим, и, расставаясь с печалью, начал свой путь по морской пучине. С того времени много трудов и подвигов он совершил, посещая святые места, как об этом написано в его житии.
После этого господин мой преосвященный архиепископ Арсений начал пасти вверенное ему стадо, поучая мудрыми и благими словами: «Вы, друзья мои и чада возлюбленные о Господе! Помните, что мы – пришельцы на этой чужой земле, в которой малое время живем как смертные. Нас ожидает иная жизнь, а мы не готовы и не можем отвечать безсмертному Царю, который будет судить нас за все, что мы совершили: и явное, и тайное. Приближается конец жизни нашей, наши годы неустойчивы – ускользают как паутина и, как цветы и листва, увядают и пропадают. Не знаем мы, в какой день и час придут к нам посланные Им, говоря: «Встань! Зовет тебя!» Тогда уже не будет времени на покаяние!!!
Нет сейчас с нами нашего доброго наставника и учителя, который ушел от нас, но его поучения всегда с нами. Имея же мало времени, будем заботиться о душах наших и носить тяготы друг друга, имея одну общую волю, одно благочестивое желание, одну святую любовь! Если мы выполним поучения нашего дорогого учителя, то не будем отдалены от Царствия Небесного и с Господом пребудем в безконечные веки».
Преосвященный Арсений еще при жизни выглядел как Ангел Божий. За его великие труды и подвиги Господь его удостоил стать еще на земле Херувимом по природе души своей. О великой церкви, которую мы зовем дом Спасов, в великой архиепископии он заботился неустанно, украшая ее, подобно золоту, славословиями. Божественная благодать, о учитель, почивала на языке твоем, и из уст твоих, как животворная река из Едема, истекали богоразумные речи, напояющие и просвещающие сердца слушающих.
Многие цари соседних держав и богобоязненные люди в разных краях и землях слышали о его богоугодном и непорочном житии и, возлюбив святого, многие дары и подношения ему даровали. Если же кто говорил против него или досаждал и не просил сразу же прощения у святого, то наказывался безвременной смертью. Благодатью Божией, силою Святого Духа преосвященный Арсений многие годы провел в сане данного ему Богом архиерейства, со столь многими добродетелями, и подвигами, и трудами проводя жизнь свою, что невозможно в одной повести все это описать. Преблагой Бог захотел призвать к Себе святого от этих безчисленных трудов и тягот в вечную жизнь, в селения райские, где безконечно ликуют праведники. Приблизилось время, которое ожидает каждого из земнородных, время часа смертного. Преосвященный начал тяжко болеть, и болезнь эта продолжалась три года, особенно усилившись перед кончиной. Святой не мог служить Божественную литургию, не мог даже сам дойти до храма, но, хотя его тело было расслаблено тяжелой болезнью, он не оставлял исполнения уставов церковных и подвижничества, подвизаясь и в немощи телесной. Когда пришло время его преставления, он находился в месте, называемом Чрнча. Здесь его болезнь настолько усилилась, что он уразумел близость часа смертного и, горько плача, говорил: «Горе мне, сладчайший мой Иисусе, что я удалился от славы Твоей, не послушался Твоей Божественной заповеди! Живя в суете этого мира, я, обманувшись, потерял время, данное на покаяние! И вот хочет меня рассечь смерть, хочет погубить непотребное тело мое! Что мне делать, несчастному!? Кто меня избавит от лютого огня, который не гаснет во тьме кромешной, когда придет Господь судит мир?!» Призвав к себе чад духовных, которые находились здесь, святой сказал: «Приблизился конец жизни моей, возлюбленные! – сегодня или завтра мы расстанемся. Но возвеличите Господа со мною, да насладится душа моя о Господе, слыша божественные пения пред Творцом моим Христом. Я уже не буду вас больше видеть в этой жизни, и не будет у нас с вами больше духовных бесед здесь».
Услышав такие слова, дети духовные впали в великую скорбь и начали горько плакать, печально глядя на своего доброго пастыря и учителя, готовящегося предстать Богу, и, по повелению отца духовного, начали петь Богу хвалебные и благодарственные песнопения.
Бог безконечный и безначальный от юности избрал святого Арсения для великого служения и удостоил его еще в земной жизни встретиться со святыми и Ангелами. Перед его отшествием на небо Бог послал к нему Ангелов Своих в телесном облике, дабы они изрекли ему душеполезные слова, а он увидел это умными очами сердца и, поняв их приход, возрадовался. И в один из дней пришли три юноши, как странники, и вошли во двор поклониться святой церкви и здесь сели перед храмом Божиим.
Преосвященный прозрел очами умными их приход и, подозвав одного из учеников своих, сказал: «Чадо, тут извне сидят три странника чудесного облика. Пойди, призови их ко мне». Когда они вошли в келлию, где на своем одре лежал преосвященный, то, поклонившись ему, сказали: «Мир тебе, угодниче Божий!» А он им отвечал: «Мир и вам, рабы Божии, приветствую вас, посетивших мою немощь!»
Они сели перед преосвященным и начали долгую духовную беседу, а потом хотели уходить. Преосвященный же повелел дать им обильную милостыню, а также и все, что им могло бы быть необходимо. Они, взяв благословение, вышли. Тогда повелел преосвященный их возвратить из-за одного слова в беседе, но вышедшие вслед за ними не нашли путников, ибо те стали невидимы. Тогда уразумел преосвященный, что это были Ангелы Божии, и великую хвалу воздал Господу своему. После этого он помолился возлюбленному им Христу за себя, и за благоверного краля, и всю державу его, и всех духовных чад своих, которые были при его преставлении, дал им благословение и лобызал с любовию. После же причастился Святых Тайн и так со славой предал дух свой Господу. Тогда великая скорбь обуяла всех его чад духовных, которые проливали горькие горючие слезы, видя преставление своего благого хранителя и наставника. Они лобызали его непорочное тело, окропляя его слезами многими и с дивным и прекрасным божественным пением отпели его, ибо были здесь и преосвященные епископы, и честные игумены.
Когда же собралось великое множество его духовной паствы – собор великий, то с почестями, подобающими святителю, взяли его честное и святое тело и понесли к храму святых апостолов, где приготовили место для погребения. Несли и ночью тело святого, с молитвою и славословием непрестанным, и принесли в дом святых апостолов. Учинив все по обычаю, воспели за упокой души праведника псалмы и песни духовные, положив его в раку из камня, которую он сам подготовил для себя. После же разошлись каждый в свой дом, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, размышляя о блаженном упокоении святого, прославленного Богом, как все мыслили.
По прошествии нескольких лет тело его все лежало в гробе, ожидая милости и неизреченной славы от всемилосердного Бога, и различные чудесные видения и знамения бывали за это время у раки с его честными мощами. Однажды же ночью, когда не было ни ветра, ни бури, а стояла великая тишина и сияли звезды, в самую полночь, в церкви, где стояли мощи, раздался гром, как бы нисходящий от неба к телу святому, так что все бывшие в монастыре помыслили, что обвалился купол храма, и с великим трепетом прибежали, зажгли свечи и вошли в храм. Подойдя же к раке с мощами святого, увидели, что она вся разошлась сверху донизу и из нее исходит несказанный аромат, которым наполнилась вся церковь Божия, так что все, обоняя аромат благодати Божией, воспели хвалу Господу, вовеки превозносимому.
В то время был на престоле святого отца нашего Саввы преосвященный архиепископ Савва П. Он облекся в святительские одежды и со всечестными избранными монахами, иереями, диаконами, взяв кадила и светильники, с божественными песнопениями пришел к раке с мощами святого и повелел ее открыть. Откопав гроб, увидели невыразимую благодать Божию, которая свершилась над преосвященным, и, взяв его святые мощи, положили их в избранном ковчеге, так что они лежали на виду всех входящих в святую церковь Петра и Павла, где находятся и теперь. Так прославился святой Арсений, многие чудеса сотворив и поправ начальника злобы и врага рода человеческого.
Первое чудо он сотворил, явившись некому монаху, который был в доме святых апостолов, умирая от тяжкой болезни горла, так что люди удивлялись, говоря: «Как он может жить с такой лютой болезнью?» Поскольку же обрели мощи преосвященного с великим торжеством и хотели положить в кивот со славой, то собралось неисчислимое множество людей для лицезрения сего предивного чуда и было великое славословие в храме Божием. И сей больной монах припал к мощам святого Арсения, целовал их с любовию и, горько плача, говорил: «Угодниче Божий, святителю Христов Арсение! Смилуйся надо мною, грешным, угнетенным своими тяжкими грехами! Ты имеешь дерзновение ко Христу и прославлен Им, так что можешь исцелять немощи наши! Потому молю тебя, умилосердись надо мною и исцели от лютой болезни, объявшей меня!»
В тот же миг, как в некоем сонном видении, прошла его немощь и пришла к нему сила, так что, лишь коснувшись святых мощей, он уразумел, что ему даровано исцеление, и воскликнул громким голосом: «Благодарю тебя, господине мой святый, что чрез тебя получил я исцеление от моей лютой болезни! Посему славословлю и поклоняюсь величию святости твоей!»
И все видевшие это предивное чудо воспели хвалу всемилостивому Богу, прославившему после смерти Своего святителя чудесами. С того времени различные чудеса стали совершаться от его святых мощей, и во многих краях узнали о прославлении святого, и народы из разных мест приходили поклоняться его честным мощам.
Некоторый юноша, о котором говорили, что он из Сремской земли, был нем и глух, имея некую неизвестную болезнь внутри, так что все тело его иссохло, видны были только сухие кости с жилами, обтянутые почерневшей кожей. Услышав о чудотворениях святого Арсения, он прибыл в дом святых апостолов и здесь провел много времени, не отходя от раки с мощами святого. Ожидая прощения, вздыхая с горячими слезами из глубины сердечной, он внутренне молился об исцелении и никогда не опаздывал на богослужение. Однажды, как всегда, не отходя от раки с мощами святого, он молился на богослужении. Когда же завершилась вечерня, то монахи вышли из храма для пения молебного канона, а больной остался один у мощей. Тогда после своей обычной молитвы святому он вдруг вышел у всех на глазах из храма и сказал духовенству: «Простите меня, грешного, господа мои, святые отцы, ибо сейчас я принял прощение и исцеление по молитвам преосвященного!» И все, видевшие столь дивное чудо святого, воздали многую хвалу и великое благодарение Господу. Войдя же в храм, учинили Трисвятое и божественное пение у раки с честными мощами. Исцеленный, проведя немного времени в монастыре для укрепления тела, отошел в дом свой, радуясь. И начали непрестанно умножаться чудеса от мощей по воле Божией и желанию святого Арсения.
Во время преосвященного архиепископа Евстратия I ко дню памяти святого был великий недостаток вина в доме святых апостолов. Архиепископ Евстратий скорбел из-за этого оскудения и, призвав ключника, спросил его, не найдется ли хотя бы немного вина. Ключник отвечал: «Бог, видящий сердца каждого, знает, что нет ничего». Преосвященный же воззвал: «Бог – богатый милостью, насытивший пятью хлебами пять тысяч, а потом и семь тысяч насытивший и претворивший воду в вино в Кане Галилейской – да явит сейчас несказанное величие силы Своей по молитвам угодника Своего в прославление его имени!»
Во время всенощного бдения все, что следует по чину церковному, было совершено, и, когда взошло солнце, архиепископ Евстратий готовился совершить Божественную литургию со всечестными иереями и диаконами, как и подобает в день памяти блаженного святителя Арсения. Тогда параекклисиарх пошел к ключнику, дабы забрать вино в церковь для богослужения, и когда оба вошли в клеть, то ключник подошел к одной из больших бочек, где ранее держали вино, и нашел ее полной вина до самого верха.
Ужаснувшись от такого зрелища, он пришел к преосвященному и рассказал ему и всему собору духовенства об этом чуде: «Когда я вошел в клеть, чтобы взять вино для храма Божиего, то нашел одну большую бочку, которая ранее была пуста, полной вина до самого верха!» Услышав об этом, преосвященный и весь собор дома Стасова воздал благодарение Богу и Его святому Арсению, прославленному свыше такими чудесами. В тот день учинили великий праздник, и возвеселились духовно и телесно все люди, собравшиеся здесь, прославляя день памяти святого.
В то время, когда на престоле святого Саввы был преосвященный архиепископ Иаков, пришли два монаха из Греции в дом святых апостолов как друзья, возлюбившие жизнь иноческую. Подойдя к преосвященному, они сказали: «Молим твою святость, да дашь нам место для пребывания в уединении, ибо мы привыкли к этому и не можем жить вместе с братией». Преосвященный внял их прошению и нашел место для их пребывания – пещеру в скале, называемую Котрулица, близ реки Быстрица, и заповедал обустроить ее так, как им было нужно. Когда все было завершено, они поселились там, питаясь из монастыря святых апостолов. На каждый же праздник они приходили в монастырь и так в великом подвижничестве провели многие годы.
Начальник злобы и враг рода человеческого позавидовал им и однажды вверг младшего в некий неодолимый ужас, так что он побежал в гору, как будто гонимый бесом. Собрат его, увидев, что происходит, стал его догонять, чтобы удержать, настиг его на горе и, с трудом связав, привел в монастырь святых апостолов с великими усилиями, постоянно борясь в пути, чтобы тот не вырвался и опять не побежал в гору.
Народ, увидев это, взял больного монаха и ввел внутрь храма, где, помолившись Господу, его помазали святым маслом и дали ему пить воду, от креста благословленную. А старший собрат этого монаха привел несчастного к раке мощей святого отца нашего Арсения и с сильным плачем, ударяясь головой своей в поклонах, говорил: «Святый Христов! Посмотри на моего друга, как он страшно мучится из-за зависти лукавого! Но знаю, что ты имеешь власть побеждать его нападения и силою Святого Духа, Который поселился в тебе, прости и исцели моего возлюбленного брата и друга! Я буду здесь, у раки твоей, и умру с ним, если его не исцелишь!»
Тотчас же на глазах у всех больной упал рядом с мощами святого и как мертвый пролежал здесь много часов, а затем вскочил и произнес: «Святой Арсений сделал меня здоровым!» Затем исцеленный начал ходить по храму и кланяться святым иконам, благодаря святого Арсения. Получив исцеление, он со своим собратом пробыл в монастыре малое время, и затем оба снова вернулись в место своего подвижничества, радуясь о Господе.
Когда распространились вести о множестве чудес святого Арсения, то, услышав об этом, пришла в дом святых апостолов одна женщина, рука которой ссохлась и вросла внутрь тела. День и ночь она молилась перед святой церковью. Когда входили всечестные монахи со многим народом в храм Божий, она падала ниц и просила их: «Святые мои господа, помолитесь за меня, грешную!» Много времени она пробыла в этом монастыре, умоляя о прощении грехов и исцелении. Однажды во время Божественной литургии, когда духовенство с народом были в храме, эта женщина вошла в церковь и встала рядом с мощами святого и начала молиться с плачем. Во время чтения иереем Святого Евангелия она упала, и подумали, что это от усталости и скорби. Подойдя, хотели помочь ей подняться, но она была как мертвая, так что ее оставили лежать у мощей до завершения литургии. Когда начали выходить из храма, она встала, благодаря Бога, Владыку всех, и Его угодника святого Арсения.
Спросили ее отцы: «Видела ли ты какое-нибудь видение?» Она отвечала: «Простите, господа мои, я видела совсем немного. Находясь как бы во сне, я увидела, что ко мне подошел некий величественный муж в святительских ризах, так что я убоялась. Он же взял меня за больную руку и поднял, говоря: "Встань!" Поднявшись, я увидела, что исцелилась от своей болезни».
Увидев это чудо святого Арсения, прославили благодетеля всех Бога. Исцеленная женщина отправилась домой с такой же здоровой рукой, как и другая. Бог ведь не забывает трудов Своих рабов, которые Ему служат в этой временной жизни. И после смерти Он возвеличивает их память, так что и сухие кости праведников приносят исцеления больным. Таким образом Господь прославил и святого Арсения.
Дарованный ему Богом престол святого Саввы он держал тридцать лет, и за его великие труды и подвиги прибавил ему Бог к этому сроку еще три года. Его преставление вспоминается в октябре месяце, в 28-й день. Господу нашему Иисусу Христу слава и честь и поклонение со Отцем и Пресвятым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь.