Канон святым преподобным отцам Зосиме, Савватию и Герману Соловецким (на пренесение мощей)
Припев: Преподóбнии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, моли́те Бóга о на́с.
Память: 30 апреля (17 апреля ст. ст.); 12 августа (30 июля ст. ст.); 21 августа (08 августа ст. ст.); 10 октября (27 сентября ст. ст.)
Глас 2.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Просвеще́нием Трисо́лнечнаго Божества́ озари́вшеся, прему́дрии, свети́ла яви́стеся осиява́юща всю́ду: те́м и на́с, страстьми́ омраче́нных, просвеще́нием благода́ти озари́ти помоли́теся и су́щаго получи́ти спасе́ния.
Све́том Боже́ственныя благода́ти просвеща́еми, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преблаже́ннии, ве́рно светоно́сную ва́шу па́мять торжеству́ющих просвети́те и от тьмы́ грехо́вныя моли́твами ва́шими, преподо́бнии, изба́вите.
Ду́ху Свято́му хра́ми, прему́дрии, бы́сте, и к Нему́ все́ духо́вное жела́ние обрати́сте, и сего́ ра́ди кро́тких зе́млю насле́довасте. Те́мже бу́рю страсте́й на́ших укроти́те, преподо́бнии, да в тишине́ боже́ственней песносло́вим ва́ша по́двиги.
Богоро́дичен: Лю́тыми страсте́й наве́ты обурева́емь е́смь, Отрокови́це, и прило́ги грехо́вными погружа́емь; к Твоему́ еди́ному ти́хому и невла́емому приста́нищу любо́вию прибега́ю, Всепе́тая: уще́дривши спаси́ мя́, Присноде́во.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́ бо ся́ ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.
Высото́ю смире́ния украша́еми, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преподо́бнии, все́ жела́ние ко Влады́це своему́ простро́сте, я́ростная же движе́ния на враги́ вооружи́сте, со изря́дными де́лы свои́ми, посто́м и моли́твами.
Пло́тей свои́х воста́ния кре́пким поще́нием, преподо́бнии, умертви́вше, оби́телище бы́сте Влады́чне; Его́же умоли́те изба́витися скорбе́й и мучи́тельства страсте́й с ве́рою притека́ющим к ва́м, преблаже́ннии.
Иму́ща споспешеству́ющу боже́ственную си́лу, исцеле́ния безчи́сленная источа́ют мо́щи ва́ша, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преподо́бнии: отгоня́ют от челове́к боле́зни теле́сныя и душе́вныя стра́сти врачу́ют по́двиги ва́шими, всечестни́и.
Богоро́дичен: Тружда́ет мя́ бу́ря грехо́вная и возмуще́ние безме́стных помышле́ний: умилосе́рдися, Всенепоро́чная, и ру́ку ми́ по́мощи я́ко ми́лостива простри́, да спасе́н велича́ю Тя́.
Седа́лен, гла́с 4:
Жите́йское мо́ре воздержа́нием безбе́дно преплы́сте и ко приста́нищу мы́сленному безстра́стия, ра́дующеся, доидо́сте, преподо́бнии отцы́ на́ши Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, богому́дрии и преблаже́ннии; моли́те Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м, Го́споди, вопло́щся и спа́сл еси́ всего́ мя́ челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Умо́м и душе́ю предочи́стившеся, преподо́бнии, пре́лесть душепа́губную всеконе́чне от себе́ отверго́сте и, чу́вства своя́ к нему́тней тишине́ упра́вивше, во ото́к морски́й, прему́дрии, всели́стеся, воспева́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Зако́ном Писа́ния Свяще́ннаго и ра́зуму святы́х поуча́ющеся, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преподо́бнии, вся́кия доброде́тели о́бразу навыко́сте, му́дрей пчеле́ подо́бящеся, и прия́телище изря́дно Ду́ху Свято́му, прему́дрии, бы́сте, воспева́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Вся́ческими, преподо́бнии, светя́щеся чудоде́йствы и боже́ственною озаря́еми благода́тию, все́м позна́стеся сокро́вище исцеле́ний неистощи́мо, страсте́й отгоня́ете омраче́ние и вра́жия низлага́ете ополче́ния, воспева́юще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Богоро́дичен: Из утро́бы Твоея́, Чи́стая Отрокови́це, возсия́в Боже́ственное Со́лнце, су́щия во тьме́ многобо́жия просвети́ и в се́ни сме́ртней седя́щия, Влады́чице, осия́, Ему́же воспева́юще зове́м: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвеще́ние во тьме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя́ сия́нием Твои́м, ино́го бо, ра́зве Тебе́, бо́га не зна́ю.
Те́сный пу́ть простра́нному предпоче́тше, во ото́це морсте́м вся́ческая утесне́ния ра́достию претерпева́ли есте́, преподо́бнии, боже́ственными же поуче́нии ду́ши своя́ очища́юще, на добро́ту Бо́жию неизглаго́ланную при́сно взира́ли есте́, преблаже́ннии.
Незло́биви, и кро́тцы, и ми́лостиви бы́сте, преподо́бнии, вся́ зло́бы и стре́лы вра́жия до конца́ погу́бльше; те́мже, благода́ть от Бо́га свы́ше прие́мше, ми́лостивно на́с посеща́йте, любо́вию святу́ю па́мять ва́шу почита́ющих.
Я́ко вели́кое со́лнце, вели́чием по́двиг ва́ших возсия́сте на́м, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преподо́бнии, земны́я осиява́юще концы́ и вся́ просвеща́юще све́том богоразу́мия. Те́мже мо́лим вы́: просвети́те на́ш ра́зум, отцы́ преблаже́ннии.
Богоро́дичен: От мно́жества востаю́щих на ны́ в боле́зни исчезе́ живо́т на́ш, погрязо́хом в про́пасти безчи́сленных согреше́ний. Спаси́ ны́, Влады́чице, и возведи́ я́ко ми́лостива, Всенепоро́чная, Тебе́ бо и́мамы Еди́ну Предста́тельницу непобеди́му, раби́ Твои́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.
Ева́нгельски, преподо́бнии, Христа́ возлю́бльше, ми́ра отврати́стеся, в непроходи́мыя же и в пусты́я ото́ки заше́дше, Еди́ному Влады́це своему́ прилепи́стеся, от Него́же и трудо́м воздая́ние прие́мше, животу́ ве́чному я́ве причасти́стеся, за пою́щия вы́ моли́теся.
Богому́дрыми по́мыслы преудобри́вшеся, преподо́бнии, и вся́, я́же на земли́ льстя́щая, я́ко уме́ты вмени́вше, к нестаре́ющему преста́вистеся блаже́нству. Ны́не с ли́ки во све́те безпло́тных си́л о Бо́зе при́сно сликовству́ете, преблаже́ннии.
Стра́нна и пресла́вна, преподо́бнии, о Бо́зе содева́юще чудеса́, все́м, и́же в мо́ри пла́вающим и зле́ стра́ждущим, призыва́еми ско́ро предстае́те, от бе́д избавля́юще; и на́с, бе́дствующих лю́те и напа́стьми одержи́мых, ми́лостивно предста́вше спаса́йте, преблаже́ннии.
Богоро́дичен: Греха́ тя́жкое бре́мя, е́же отяготе́ на мне́, Пречи́стая, облегчи́: Ты́ бо еси́ Предста́тельница гре́шником пресла́вная, Изба́вителя и Спа́са ро́ждши земны́м.
Конда́к, гла́с 2:
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии, и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́, боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́ и, непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ в рука́х иму́ще, кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния; благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги ду́ш и теле́с притека́ющих ко святы́м моще́м ва́шим, чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду. Те́м зове́м ва́м: ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, мона́хом украше́ние.
И́кос:
Кто́ дово́лен изрещи́ ва́ша чудодея́ния, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане? Мы́ у́бо, ра́достию и боже́ственною любо́вию почита́юще всехва́льную и всечестну́ю па́мять ва́шу, от непости́жнаго ума́ на́шего недосто́йнии, ма́лое сие́ пе́ние прино́сим: ра́дуйтеся, испо́лненнии Христо́вы красоты́, и пресве́тла от Него́ и преизоби́льна восприи́мшии ве́чнующая воздая́ния: телесы́ у́бо ва́с морски́й о́стров прия́т, ду́ши же са́мое Не́бо, иде́же по́чести трудо́в свои́х, прехва́льнии, восприя́сте от Христа́ все́х Царя́ и Бо́га. Те́мже мо́лим вы́: посеща́йте ми́лостивно и моли́те непреста́нно о все́х на́с, преподо́бнии отцы́ на́ши Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, мона́хом украше́ние.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: о́бразу злато́му, на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
В моли́твах бо́дренное, и в поще́ниих кре́пкое, и терпе́ние во искуше́ниих неосла́бное, ума́ чистото́ю, преподо́бнии, показа́сте, земли́ бо и земны́х досто́йно отсту́пльше, Небе́сное обрето́сте наслажде́ние, воспева́юще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пло́д духо́вный и же́ртву непоро́чную, житие́ свое́, преподо́бнии, Влады́це принесо́сте, в воздержа́нии бо вся́цем пожи́сте, от Него́же и по́чести трудо́м я́ко подвигополо́жницы восприе́мше, де́йствуете пресла́вная чудеса́, воспева́юще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Страстьми́ коле́блющихся и бу́рею грехо́вною, преподо́бнии, погружа́емых, я́ко вели́кое к Бо́гу дерзнове́ние иму́ще, руково́дствуйте и всегда́, прему́дрии, сохраня́йте почита́ющих ва́с благоче́стно, я́ко да воспева́ем: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Изба́ви на́с от напа́стей и скорбе́й, и печа́лей разли́чных, и иноплеме́нных наше́ствия, и междоусо́бныя бра́ни, Влады́чице Всепе́тая, я́ко да Тя́ сла́вим и Сы́ну Твоему́ взыва́ем: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
В пребыва́лища при́сно живу́щая всели́стеся, преподо́бнии, нетле́нных бла́г наслажда́ющеся и Трисо́лнечныя све́тлости исполня́ющеся. На́с, призыва́ющих вы́, те́плым предста́тельством ва́шим от все́х лю́тых спаса́йте, пою́щих: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
На́м, любо́вию почита́ющим ва́с и честно́е ва́ше соверша́ющим торжество́, Христо́вы уго́дницы Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане, преподо́бнии отцы́, согреше́нием испроси́те оставле́ние, и страсте́й премене́ние, и Боже́ственнаго све́та осия́ние, пою́щим: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Тро́ичен: О Пребезнача́льное естество́ и Триипоста́сное еди́нство, о́тче и Сы́не и Ду́ше Пресвяты́й, приими́ о на́с моли́твенники Твоя́ преподо́бныя уго́дники и пода́ждь прегреше́нием разреше́ние, и житию́ исправле́ние, и злы́х отчужде́ние, и сподо́би ны́ в ми́ре воспева́ти Твою́ держа́ву: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: Я́ко Еди́на ро́ждшая безсе́менным рождество́м Христа́ Бо́га, Ма́ти Безневе́стная Чи́стая, Сего́ ми́лостива сотвори́, Влады́чице, спасти́ рабы́ Твоя́ от наси́лия и мучи́тельства вра́жия, вопию́щия Христу́ Сы́ну Твоему́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Вы́спрь к Бо́гу иму́ще мы́сль, Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане преподо́бнии, земна́я оста́вльше, Небе́сная восприя́сте, Бо́гу и Спа́су ва́с вельми́ просла́вльшу, трудо́в ра́ди ва́ших и воздержа́ния неосла́бнаго. Сего́ ра́ди почита́ем ва́с, преблаже́ннии.
и́хже бла́г, преподо́бнии, получи́сте и Небе́сныя сла́вы, ея́же от Бо́га сподо́бистеся, и Ему́же вы́ну предстоя́ще, моли́теся и на́м неотлуче́нным бы́ти, мо́лим вы́, ра́достию и боже́ственною любо́вию почита́ющим по́двиги ва́ша, всечестни́и.
О боже́ственнии и богому́дрии отцы́ Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане! Ми́рови ми́р от Бо́га низпосла́тися испроси́те, Це́рквам соедине́ние, святе́й оби́тели ва́шей утвержде́ние и все́м правосла́вным христиа́ном предста́тельство и спасе́ние, преблаже́ннии.
Богоро́дичен: Пощади́ мя́, Христе́ Спа́се, пощади́ моли́твами Ро́ждшия Тя́, и все́х святы́х Твои́х, егда́ ся́деши суди́ти дело́м мои́м, беззако́ния и грехи́ моя́ пре́зри, я́ко Еди́н безгре́шен. Ми́р же пода́ждь и спасе́ние воспева́ющим Тя́, Ми́лостиве Бо́же и Человеколю́бче.
Свети́лен:
Мирска́го пристра́стия, я́ко скве́рны уклони́вшеся и а́лчбою пло́ть умертви́вше, блаже́ннии, Небе́сною сла́вою со а́нгелы обогати́стеся, те́мже непреста́нно о на́с моли́те Христа́ Бо́га, преподо́бнии отцы́ на́ши Зоси́мо, Савва́тие и Ге́рмане.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Грѧди́те лю́дїе пои́мъ пѣ́снь хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ, раздѣ́льшемꙋ мо́ре, и҆ наста́вльшемꙋ лю́ди, ꙗ҆̀же и҆зведѐ и҆з̾ рабо́ты є҆гѵ́петскїѧ, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.
Просвѣще́нїемъ трисл҃нечнагѡ бжⷭ҇тва̀ ѡ҆зари́вшесѧ, премꙋ́дрїи, свѣти̑ла ꙗ҆ви́стесѧ ѡ҆сїѧва̑юща всю́дꙋ: тѣ́мъ и҆ на́съ, страстьмѝ ѡ҆мраче́нныхъ, просвѣще́нїемъ бл҃года́ти ѡ҆зари́ти помоли́тесѧ и҆ сꙋ́щагѡ полꙋчи́ти сп҃се́нїѧ.
Свѣ́томъ бжⷭ҇твенныѧ бл҃года́ти просвѣща́еми, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане пребл҃же́ннїи, вѣ́рнѡ свѣтоно́снꙋю ва́шꙋ па́мѧть торжествꙋ́ющихъ, просвѣти́те и҆ ѿ тьмы̀ грѣхо́вныѧ, мл҃твами ва́шими прпⷣбнїи и҆зба́вите.
Дх҃ꙋ ст҃о́мꙋ хра́ми премꙋ́дрїи бы́сте, и҆ къ немꙋ̀ всѐ дꙋхо́вное жела́нїе ѡ҆брати́сте, и҆ сегѡ̀ ра́ди кро́ткихъ зе́млю наслѣ́довасте. тѣ́мже бꙋ́рю прпⷣбнїи страсте́й на́шихъ ᲂу҆кроти́те, прпⷣбнїи, да въ тишинѣ̀ бжⷭ҇твеннѣй, пѣсносло́вимъ ва́шѧ по́двиги.
Бг҃оро́диченъ: Лю́тыми страсте́й навѣ̑ты, ѡ҆бꙋрева́емь є҆́смь ѻ҆трокови́це, и҆ прилѡ́ги грѣхо́вными погрꙋжа́емь: къ твоемꙋ̀ є҆ди́номꙋ ти́хомꙋ и҆ невла́емомꙋ приста́нищꙋ, любо́вїю прибѣга́ю всепѣ́таѧ, ᲂу҆ще́дривши сп҃сѝ мѧ̀ приснодв҃о.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: На ка́мени мѧ̀ вѣ́ры ᲂу҆тверди́въ, разшири́лъ є҆сѝ ᲂу҆ста̀ моѧ̑ на врагѝ моѧ̑ возвеселѝ бо сѧ̀ дꙋ́хъ мо́й, внегда̀ пѣ́ти: нѣ́сть ст҃ъ, ꙗ҆́коже бг҃ъ на́шъ, и҆ нѣ́сть првⷣенъ, па́че тебє̀ гдⷭ҇и.
Высото́ю смире́нїѧ ᲂу҆краша́еми, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане, прпⷣбнїи, всѐ жела́нїе ко влⷣцѣ своемꙋ̀ простро́сте, ꙗ҆́рѡстнаѧ же движє́нїѧ на врагѝ воѻрꙋжи́сте, со и҆зрѧ́дными дѣ́лы свои́ми, посто́мъ и҆ мл҃твами.
Пло́тей свои́хъ воста̑нїѧ, крѣ́пкимъ поще́нїемъ прпⷣбнїи ᲂу҆мертви́вше, ѻ҆би́телище бы́сте влⷣчне: є҆го́же ᲂу҆моли́те и҆зба́витисѧ скорбе́й, и҆ мꙋчи́тельства страсте́й, съ вѣ́рою притека́ющымъ къ ва́мъ пребл҃же́ннїи.
И҆мꙋ́ща споспѣшествꙋ́ющꙋ бжⷭ҇твеннꙋю си́лꙋ, и҆сцѣлє́нїѧ безчи́слєннаѧ и҆сточа́ютъ мо́щи ва́шѧ, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане прпⷣбнїи: ѿгонѧ́ютъ ѿ человѣ̑къ болѣ̑зни тѣлє́сныѧ, и҆ дꙋшє́вныѧ стра̑сти врачꙋ́ютъ, пѡ́двиги ва́шими всечⷭ҇тні́и.
Бг҃оро́диченъ: Трꙋжда́етъ мѧ̀ бꙋ́рѧ грѣхо́внаѧ, и҆ возмꙋще́нїе безмѣ́стныхъ помышле́нїй: ᲂу҆млⷭ҇рдисѧ всенепоро́чнаѧ, и҆ рꙋ́кꙋ мѝ по́мощи ꙗ҆́кѡ млⷭ҇тива прострѝ, да сп҃се́нъ велича́ю тѧ̀.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃:
Жите́йское мо́ре воздержа́нїемъ безбѣ́днѡ преплы́сте, и҆ ко приста́нищꙋ мы́сленномꙋ безстра́стїѧ ра́дꙋющесѧ доидо́сте, прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀ на́ши зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане, бг҃омꙋ́дрїи и҆ пребл҃же́ннїи: моли́те хрⷭ҇та̀ бг҃а, сп҃сти́сѧ дꙋша́мъ на́шымъ.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы, не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ гдⷭ҇и вопло́щьсѧ, и҆ сп҃слъ є҆сѝ всего̀ мѧ̀ человѣ́ка. тѣ́мъ зовꙋ̀ тѝ: сла́ва си́лѣ твое́й гдⷭ҇и.
Оу҆мо́мъ и҆ дꙋше́ю пред̾ѡчи́стившесѧ прпⷣбнїи, пре́лесть дꙋшепа́гꙋбнꙋю всеконе́чнѣ ѿ себє̀ ѿверго́сте, и҆ чꙋ̑вства своѧ̑ къ немꙋ́тнѣй тишинѣ̀ ᲂу҆пра́вивше, во ѡ҆то́къ морскі́й премꙋ́дрїи всели́стесѧ, воспѣва́юще: сла́ва си́лѣ твое́й гдⷭ҇и.
Зако́номъ писа́нїѧ сщ҃е́ннагѡ и҆ ра́зꙋмꙋ ст҃ы́хъ поꙋча́ющесѧ, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане прпⷣбнїи: всѧ́кїѧ добродѣ́тели ѻ҆́бразꙋ навыко́сте, мꙋ́дрѣй пчелѣ̀ подо́бѧщесѧ, и҆ прїѧ́телище и҆зрѧ́дно дх҃ꙋ ст҃о́мꙋ премꙋ́дрїи бы́сте, воспѣва́юще: сла́ва си́лѣ твое́й гдⷭ҇и.
Всѧ́ческими прпⷣбнїи свѣтѧ́щесѧ чꙋдодѣ́йствы, и҆ бжⷭ҇твенною ѡ҆зарѧ́еми бл҃года́тїю, всѣ̑мъ позна́стесѧ сокро́вище и҆сцѣле́нїй неистощи́мо, страсте́й ѿгонѧ́ете ѡ҆мраче́нїе, и҆ вра̑жїѧ низлага́ете ѡ҆полчє́нїѧ, воспѣва́юще: сла́ва си́лѣ твое́й гдⷭ҇и.
Бг҃оро́диченъ: И҆з̾ ᲂу҆тро́бы твоеѧ̀ чⷭ҇таѧ ѻ҆трокови́це, возсїѧ́въ бжⷭ҇твенное сл҃нце, сꙋ́щыѧ во тьмѣ̀ многобо́жїѧ просвѣтѝ, и҆ въ сѣ́ни сме́ртнѣй сѣдѧ́щыѧ влⷣчце, ѡ҆сїѧ̀, є҆мꙋ́же воспѣва́юще зове́мъ: сла́ва си́лѣ твое́й гдⷭ҇и.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Просвѣще́нїе во тьмѣ̀ лежа́щихъ, сп҃се́нїе ѿча́ѧнныхъ хрⷭ҇тѐ сп҃се мо́й, къ тебѣ̀ ᲂу҆́тренюю цр҃ю̀ ми́ра, просвѣтѝ мѧ̀ сїѧ́нїемъ твои́мъ: и҆но́гѡ бо ра́звѣ тебє̀ бг҃а не зна́ю.
Тѣ́сный пꙋ́ть простра́нномꙋ предпоче́тше, во ѡ҆то́цѣ морстѣ́мъ всѧ́чєскаѧ ᲂу҆тѣснє́нїѧ, ра́достїю претерпѣва́ли є҆стѐ, прпⷣбнїи, бжⷭ҇твенными же поꙋчє́нїи дꙋ́шы своѧ̑ ѡ҆чища́юще, на добро́тꙋ бж҃їю неизглаго́ланнꙋю, при́снѡ взира́ли є҆стѐ пребл҃же́ннїи.
Неѕло́биви и҆ кро́тцы и҆ млⷭ҇тиви бы́сте, прпⷣбнїи, всѧ̑ ѕлѡ́бы и҆ стрѣ́лы вра̑жїѧ до конца̀ погꙋ́бльше: тѣ́мже бл҃года́ть ѿ бг҃а свы́ше прїе́мше, млⷭ҇тивнѡ на́съ посѣща́йте, любо́вїю ст҃ꙋ́ю па́мѧть ва́шꙋ почита́ющихъ.
Ꙗ҆́кѡ вели́кое со́лнце, вели́чїемъ пѡ́двигъ ва́шихъ возсїѧ́сте на́мъ, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане прпⷣбнїи, земны̑ѧ ѡ҆сїѧва́юще концы̀, и҆ всѧ̑ просвѣща́юще свѣ́томъ бг҃оразꙋ́мїѧ. тѣ́мже мо́лимъ вы̀: просвѣти́те на́шъ ра́зꙋмъ ѻ҆тцы̀ пребл҃же́ннїи.
Бг҃оро́диченъ: Ѿ мно́жества востаю́щихъ на ны̀, въ болѣ́зни и҆счезѐ живо́тъ на́шъ, погрѧзо́хомъ въ про́пасти безчи́сленныхъ согрѣше́нїй. сп҃сѝ ны̀ влⷣчце и҆ возведѝ ꙗ҆́кѡ млⷭ҇тива всенепоро́чнаѧ: тебє̀ бо и҆́мамы є҆ди́нꙋ предста́тельницꙋ непобѣди́мꙋ, рабѝ твоѝ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю млⷭ҇рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ, ѿ тлѝ бж҃е мѧ̀ возведѝ.
Є҆ѵⷢ҇льски прпⷣбнїи хрⷭ҇та̀ возлю́бльше, мі́ра ѿврати́стесѧ, въ непроходи̑мыѧ же, и҆ въ пꙋсты̑ѧ ѡ҆то́ки заше́дше, є҆ди́номꙋ влⷣцѣ своемꙋ̀ прилѣпи́стесѧ: ѿ негѡ́же и҆ трꙋдѡ́мъ воздаѧ́нїе прїе́мше, животꙋ̀ вѣ́чномꙋ ꙗ҆́вѣ причасти́стесѧ, за пою́щыѧ вы̀ моли́тесѧ.
Бг҃омꙋ́дрыми пѡ́мыслы преꙋдобри́вшесѧ прпⷣбнїи, и҆ всѧ̑ ꙗ҆̀же на землѝ льстѧ̑щаѧ, ꙗ҆́кѡ ᲂу҆ме́ты вмѣни́вше, къ нестарѣ́ющемꙋ преста́вистесѧ бл҃же́нствꙋ. ны́нѣ съ ли̑ки во свѣ́тѣ безпло́тныхъ си́лъ, ѡ҆ бз҃ѣ при́снѡ сликовствꙋ́ете пребл҃же́ннїи.
Стра̑нна и҆ пресла̑вна прпⷣбнїи ѡ҆ бз҃ѣ содѣва́юще чꙋдеса̀, всѣ̑мъ и҆̀же въ мо́ри пла́вающымъ, и҆ ѕлѣ̀ стра́ждꙋщымъ, призыва́еми, ско́рѡ предстае́те, ѿ бѣ́дъ и҆збавлѧ́юще: и҆ на́съ бѣ́дствꙋющихъ лю́тѣ, и҆ напа́стьми ѡ҆держи́мыхъ, млⷭ҇тивнѡ предста́вше сп҃са́йте пребл҃же́ннїи.
Бг҃оро́диченъ: Грѣха̀ тѧ́жкое бре́мѧ, є҆́же ѡ҆тѧготѣ̀ на мнѣ̀ пречⷭ҇таѧ, ѡ҆блегчѝ: ты́ бо є҆сѝ предста́тельница грѣ́шникѡмъ пресла́внаѧ, и҆зба́вителѧ и҆ сп҃са ро́ждши земны̑мъ.
Конда́къ, гла́съ в҃:
Хрⷭ҇то́вою любо́вїю ᲂу҆ѧзви́вшесѧ прпⷣбнїи, и҆ тогѡ̀ крⷭ҇тъ на ра́мо взе́мше понеслѝ є҆стѐ, бжⷭ҇твеннѣ воѡрꙋжи́вшесѧ на неви̑димыѧ врагѝ, и҆ непреста̑нныѧ мл҃твы ꙗ҆́кѡ копїѐ въ рꙋка́хъ и҆мꙋ́ще, крѣ́пкѡ побѣди́ли є҆стѐ бѣсѡ́вскаѧ ѡ҆полчє́нїѧ: бл҃года́ть гдⷭ҇ню прїе́мше цѣли́ти недꙋ́ги дꙋ́шъ и҆ тѣле́съ, притека́ющихъ ко ст҃ы̑мъ моще́мъ ва́шымъ, чꙋде́съ лꙋчы̀ и҆спꙋща́ете всю́дꙋ. тѣ́мъ зове́мъ ва́мъ: ра́дꙋйтесѧ прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀ на́ши зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане, мона́хѡмъ ᲂу҆краше́нїе.
І҆́косъ:
Кто̀ дово́ленъ и҆зрещѝ ва̑ша чꙋдодѣѧ̑нїѧ, прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀ зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане: мы̀ ᲂу҆́бѡ ра́достїю и҆ бжⷭ҇твенною любо́вїю почита́юще всехва́льнꙋю и҆ всечⷭ҇тнꙋ́ю па́мѧть ва́шꙋ, ѿ непости́жнагѡ ᲂу҆ма̀ на́шегѡ недосто́йнїи, ма́лое сїѐ пѣ́нїе прино́симъ: ра́дꙋйтесѧ и҆спо́лненнїи хрⷭ҇то́вы красоты̀, и҆ пресвѣ̑тла ѿ негѡ̀ и҆ преиз̾ѻби̑льна воспрїи́мшїи вѣ̑чнꙋющаѧ воздаѧ̑нїѧ: тѣлесы̀ ᲂу҆́бѡ ва́съ морскі́й ѻ҆́стровъ прїѧ́тъ, дꙋ́шы же са́мое нб҃о, и҆дѣ́же по́чєсти трꙋдѡ́въ свои́хъ прехва́льнїи воспрїѧ́сте ѿ хрⷭ҇та̀ всѣ́хъ цр҃ѧ̀ и҆ бг҃а. тѣ́мже мо́лимъ вы̀: посѣща́йте млⷭ҇тивнѡ, и҆ моли́те непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ, прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀ на́ши зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане, мона́хѡмъ ᲂу҆краше́нїе.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́бразꙋ злато́мꙋ на по́лѣ деи́рѣ слꙋжи́мꙋ, трїѐ твоѝ ѻ҆́троцы небрего́ша безбо́жнагѡ велѣ́нїѧ, посредѣ̀ же ѻ҆гнѧ̀ вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Въ мл҃твахъ бо́дренное, и҆ въ поще́нїихъ крѣ́пкое, и҆ терпѣ́нїе во и҆скꙋше́нїихъ неѡсла́бное, ᲂу҆ма̀ чистото́ю прпⷣбнїи показа́сте, землѝ бо и҆ земны́хъ досто́йнѡ ѿстꙋ́пльше, нбⷭ҇ное ѡ҆брѣто́сте наслажде́нїе, воспѣва́юще: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Пло́дъ дꙋхо́вный, и҆ же́ртвꙋ непоро́чнꙋю, житїѐ своѐ прпⷣбнїи влⷣцѣ принесо́сте, въ воздержа́нїи бо всѧ́цѣмъ пожи́сте, ѿ негѡ́же и҆ по́чєсти трꙋдѡ́мъ ꙗ҆́кѡ подвигополѡ́жницы воспрїе́мше, дѣ́йствꙋете пресла̑внаѧ чꙋдеса̀, воспѣва́юще: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Страстьмѝ коле́блющихсѧ, и҆ бꙋ́рею грѣхо́вною прпⷣбнїи погрꙋжа́емыхъ, ꙗ҆́кѡ вели́кое къ бг҃ꙋ дерзнове́нїе и҆мꙋ́ще, рꙋково́дствꙋйте, и҆ всегда̀ премꙋ́дрїи сохранѧ́йте, почита́ющихъ ва́съ бл҃гоче́стнѡ, ꙗ҆́кѡ да воспѣва́емъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Бг҃оро́диченъ: И҆зба́ви на́съ ѿ напа́стей и҆ скорбе́й, и҆ печа́лей разли́чныхъ, и҆ и҆ноплеме́нныхъ наше́ствїѧ, и҆ междоꙋсо́бныѧ бра́ни, влⷣчце всепѣ́таѧ, ꙗ҆́кѡ да тѧ̀ сла́вимъ, и҆ сн҃ꙋ твоемꙋ̀ взыва́емъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Пе́щь и҆ногда̀ ѻ҆́гненнаѧ въ вавѷлѡ́нѣ, дѣ̑йства раздѣлѧ́ше, бж҃їимъ велѣ́нїемъ халдє́и ѡ҆палѧ́ющаѧ, вѣ̑рныѧ же ѡ҆роша́ющаѧ, пою́щыѧ: бл҃гослови́те всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ гдⷭ҇а.
Въ пребыва̑лища при́снѡ живꙋ́щаѧ всели́стесѧ прпⷣбнїи, нетлѣ́нныхъ бла̑гъ наслажда́ющесѧ, и҆ трисл҃нечныѧ свѣ́тлости и҆сполнѧ́ющесѧ, на́съ призыва́ющихъ вы̀, те́плымъ предста́тельствомъ ва́шимъ, ѿ всѣ́хъ лю́тыхъ сп҃са́йте пою́щихъ: бл҃гослови́те всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ гдⷭ҇а.
На́мъ, любо́вїю почита́ющымъ ва́съ, и҆ чтⷭ҇но́е ва́ше соверша́ющымъ торжество̀, хрⷭ҇тѡ́вы ᲂу҆гѡ́дницы, зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане, прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀, согрѣше́нїємъ и҆спроси́те ѡ҆ставле́нїе, и҆ страсте́й премѣне́нїе, и҆ бжⷭ҇твеннагѡ свѣ́та ѡ҆сїѧ́нїе пою́щымъ: бл҃гослови́те всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ гдⷭ҇а.
Трⷪ҇ченъ: Ѽ пребезнача́льное є҆стество̀, и҆ трїѷпоста́сное є҆ди́нство, ѻ҆́ч҃е и҆ сн҃е и҆ дш҃е прест҃ы́й, прїимѝ ѡ҆ на́съ мл҃твенники твоѧ̑ прпⷣбныѧ ᲂу҆го́дники, и҆ пода́ждь прегрѣше́нїємъ разрѣше́нїе, и҆ житїю̀ и҆справле́нїе, и҆ ѕлы́хъ ѿчꙋжде́нїе, и҆ сподо́би ны̀ въ ми́рѣ воспѣва́ти твою̀ держа́вꙋ: бл҃гослови́те всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ гдⷭ҇а.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ є҆ди́на ро́ждшаѧ безсѣ́меннымъ ржⷭ҇тво́мъ хрⷭ҇та̀ бг҃а, мт҃и безневѣ́стнаѧ чⷭ҇таѧ, сего̀ млⷭ҇тива сотворѝ влⷣчце, сп҃стѝ рабы̑ твоѧ̑ ѿ наси́лїѧ и҆ мꙋчи́тельства вра́жїѧ, вопїю́щыѧ хрⷭ҇тꙋ̀ сн҃ꙋ твоемꙋ̀: бл҃гослови́те всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ гдⷭ҇а.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щьсѧ ѿ дв҃ы на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ: тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.
Вы́спрь къ бг҃ꙋ и҆мꙋ́ще мы́сль зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане прпⷣбнїи, земна̑ѧ ѡ҆ста́вльше, нбⷭ҇наѧ воспрїѧ́сте, бг҃ꙋ и҆ сп҃сꙋ ва́съ вельмѝ просла́вльшꙋ, трꙋдѡ́въ ра́ди ва́шихъ, и҆ воздержа́нїѧ неѡсла́бнагѡ: сегѡ̀ ра́ди почита́емъ ва́съ пребл҃же́ннїи.
И҆̀хже бла̑гъ прпⷣбнїи полꙋчи́сте, и҆ нбⷭ҇ныѧ сла́вы, є҆ѧ́же ѿ бг҃а сподо́бистесѧ, и҆ є҆мꙋ́же вы́нꙋ предстоѧ́ще, моли́тесѧ и҆ на́мъ неѿлꙋчє́ннымъ бы́ти, мо́лимъ вы̀, ра́достїю и҆ бжⷭ҇твенною любо́вїю почита́ющымъ по́двиги ва́шѧ всечⷭ҇тні́и.
Ѽ бжⷭ҇твеннїи и҆ бг҃омꙋ́дрїи ѻ҆тцы̀ зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане! мі́рови ми́ръ ѿ бг҃а низпосла́тисѧ и҆спроси́те, цр҃квамъ соедине́нїе, ст҃ѣ́й ѻ҆би́тели ва́шей ᲂу҆твержде́нїе и҆ всѣ̑мъ правосла̑внымъ хрⷭ҇тїа́нѡмъ предста́тельство и҆ сп҃се́нїе, пребл҃же́ннїи.
Бг҃оро́диченъ: Пощадѝ мѧ̀ хрⷭ҇тѐ сп҃се, пощадѝ мл҃твами ро́ждшїѧ тѧ̀, и҆ всѣ́хъ ст҃ы́хъ твои́хъ: є҆гда̀ сѧ́деши сꙋди́ти дѣлѡ́мъ мои̑мъ, беззакѡ́нїѧ и҆ грѣхѝ моѧ̑ пре́зри, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ безгрѣ́шенъ. ми́ръ же пода́ждь и҆ сп҃се́нїе воспѣва́ющымъ тѧ̀, млⷭ҇тиве бж҃е и҆ чл҃вѣколю́бче.
Свѣти́ленъ:
Мїрска́гѡ пристра́стїѧ, ꙗ҆́кѡ скве́рны ᲂу҆клони́вшесѧ, и҆ а҆́лчбою пло́ть ᲂу҆мертви́вше бл҃же́ннїи, нбⷭ҇ною сла́вою со а҆́гг҃лы ѡ҆богати́стесѧ: тѣ́мже непреста́ннѡ ѡ҆ на́съ моли́те хрⷭ҇та̀ бг҃а, прпⷣбнїи ѻ҆тцы̀ на́ши зѡсі́мо, савва́тїе и҆ ге́рмане.
Краткое житие преподобного Зосимы, игумена Соловецкого
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келлию и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.
Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462–1505) бояре были казнены.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма († 17 апреля 1478). Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел, ему усвоено даже именование "пчельник". К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом.
Полное житие преподобного Зосимы, игумена Соловецкого
В 1436 году пр. Зосима похоронил родителей, роздал наследство бедным, и вместе с преп. Германом Соловецким отправился к Соловецкому острову. Путешествие их было благополучно, и они пристали к острову близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их. Господь утешил их пророчественным видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. Удивлённый этим видением, пустынник поспешил в кущу. О. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил его, не видел ли он чего-либо необыкновенного? Пр. Зосима рассказал ему всё, что видел. При этом святой Герман, вспомнив о чудесном прогнании мирян с острова ещё при Савватии и о пророчестве, что здесь будут жить иноки, сказал пр. Зосиме: "Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберёт множество монахов". Рассказ о. Германа о событии при Савватии утешил пр. Зосиму, и они решились строить монастырь. Помолившись Богу, пустынники принялись рубить лес для построек, поставили ограду и келлии. Своими руками они добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю. Но эти телесные труды нисколько не ослабляли молитвенных подвигов их.
Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель населенною иноками. По окончании зимы Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение, а также привез достаточное количество пищи и мрежи для рыбной ловли. Вскоре Марк принял монашеское пострижение и был первым учеником преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий пр. Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих. Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие. Таким образом основалась Соловецкая обитель, доныне сохраняемая милостию Божиею, несмотря на все пережитые ею испытания.
Устроив монастырь, пр. Зосима послал одного инока в Новгород к архиепископу Ионе с просьбою о назначении игумена и за благословением на освящение храма. Святитель Иона определил Соловецким игуменом иеромонаха Павла, который по прибытии в Соловки освятил церковь Преображения Господня. Но этот игумен, не вынося трудностей пустынной жизни, скоро возвратился в Новгород. То же случилось и с преемником его – игуменом Феодосием. Тогда братия Соловецкого монастыря положили на общем совете – не брать себе игуменов из других монастырей, а избирать из среды своей. Приводя в исполнение своё решение, они отправили к новгородскому архиепископу посланных с просьбою, чтобы он призвал отца их – Зосиму и рукоположил его в священство и игуменство, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца. Святитель Иона Новгородский так и сделал: вызвав к себе письмом преподобного, убедил его принять священство и игуменство. Получив для своей обители богатые жертвы граждан, состоящие из денег, одежд, сосудов, съестных припасов, преподобный с честью был отпущен владыкою в Соловки. С радостию братия приветствовали возвращение своего уважаемого и любимого настоятеля. Знамение благодати Божией ещё более усилило общее почтение к препод. игумену. Когда он совершал в своей обители первую литургию, то лицо его светилось, как лицо Ангела, и церковь исполнилась особенного благовония. Преподобный по окончании богослужения благословил просфорою некоторых купцов, бывших в то время в обители, а они, выйдя из церкви, по неосторожности обронили её. Проходя мимо, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел, что это просфора, потерянная купцами. Подняв её, инок принёс к преподобному игумену и, к немалому удивлению всех, рассказал своё видение.
С умножением братий прежняя деревянная церковь оказалась тесною. Пр. Зосима построил новую, больших размеров, в честь Успения Божией Матери, а также поставил много келлий и распространил монастырь. Кроме того, в благословение увеличивающейся обители своей он решился перенести мощи преподобного Савватия, скончавшегося на реке Выге и погребённого при тамошней часовне. В этом намерении преподобный окончательно утвердился посланием иноков Кирилло-Белоезерского монастыря. "Мы слышали, – писали иноки, – от пришельцев из вашей страны о Соловецком острове, что он издревле был необитаем, по причине неудобства морского пути, а теперь на этом острове, по воле Божией и ходатайству Пресвятой Богородицы, вашим старанием сооружён монастырь честнаго Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, собралось множество братии и всё устроилось прекрасно. Только вы лишены одного блага – именно забыт вами преподобный Савватий, прежде вас живший на этом месте, скончавшийся в посте и труде, подобно древним преподобным отцам, совершенный в добродетели. Он всею душою возлюбил Христа, удалился от мира и получил блаженную кончину. Некоторые иноки нашего монастыря, будучи в Новгороде, слышали повествование боголюбивого Иоанна, как он на реке Выге сподобился видеть преподобного Савватия и получить от него духовное наставление, и, по кончине, похоронил его с игуменом Нафанаилом. Рассказал Иоанн нашим братиям, как Бог по молитвам преподобного Савватия чудесно сохранил его с братом Феодором от потопления в море. Мы слышали, что у гроба его совершились и другие знамения и чудеса. Он угодник Божий, и мы свидетели добродетельной жизни его, потому что этот блаженный отец довольно пожил с нами в Кирилловском монастыре. Поэтому мы даем вам духовный совет – не лишайтесь такого дара, поспешите перенести к себе преподобного и блаженного Савватия, чтобы мощи его находились там, где он потрудился много лет".
Такое послание как нельзя более согласовалось с желанием самого препод. Зосимы и соловецкой братии. Приготовив корабль, они отправились с попутным ветром на поморское прибрежье. Достигнув реки Выги и откопав гроб препод. Савватия, они нашли мощи нетленными, невредимою и самую одежду – в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней соловецкие иноки перенесли св. раку на корабль и с попутным ветром благополучно достигли своей обители. Первоначально честные мощи были положены в земле, за алтарём Успенского собора, и над ними устроена часовня. Многие болящие, приходя сюда с верою, получали исцеления по молитвам преподобного.
О. Зосима каждую ночь горячо молился в этой часовне, и часто утренняя заря заставала его на молитве. Купец Иоанн, бывший при погребении Савватия, и с братом своим Феодором, имея к нему особенную любовь, написал образ преподобного и с щедрым подаянием вручил его игумену Зосиме. С благоговением приняв и лобызав изображение первоначальника Соловецкого, о. Зосима поставил его в надгробной часовне и обратился к преподобному со следующими словами: "Хотя ты и окончил временную жизнь телом, но не отступай от нас духом, руководствуй нас ко Христу Богу, наставляя соблюдать заповеди Господни, носить крест свой и последовать нашему Владыке. Имея дерзновение ко Христу и Пречистой Богоматери, будь молитвенником и ходатаем о нас недостойных, жительствующих в этой обители, которою ты начальствуешь; будь помощником и заступником пред Богом нашему братству, чтобы мы по твоим молитвам пребыли невредимыми от злых духов и людей, прославляя св. Троицу, Отца, Сына и Св. Духа".
Пред смертью старец (схимонах Зосима Соловецкий) поболел и долго, однако, не решался принимать схиму. Он думал, что если выздоровеет, то ему, как схимнику, которых, как почтеннейших старцев, естественно, уважали, уже не дадут работать наряду с братией, а работать ему хотелось до последнего вздоха на благо родной обители. Какая поучительная черта подвижнического характера, особенно для тех, кто стремится к высшим санам и чинам в надежде на приятный покой! (Олонецкие Епарх. Ведом., 1910 г., № 14-й)
Преподобный Зосима, достигнув маститой старости и предчувствуя приближение кончины, стал приготовляться к переходу в вечность. Он устроил себе гроб и часто со слезами смотрел на него, памятуя свою смерть. Когда постигла его болезнь, то, призвав братию, говорил им: "Вот я отхожу из этой временной жизни, а вас предаю всемилостивому Богу и Пречистой Богородице; скажите, кого желаете иметь игуменом вместо меня!" При этом случае выразилась общая любовь учеников к своему учителю. Все со слезами говорили умирающему игумену своему: "Мы хотели бы, отец наш, с тобою быть погребёнными, но это не во власти нашей; пусть же Тот, Кто возвестил тебе отшествие из этой жизни, Христос Бог наш, пусть Он даст нам чрез тебя наставника, который управлял бы нами ко спасению; да почиют над нами благословение и молитвы твои – позаботившись о нас в этой жизни, не оставляй нас сирыми по отшествии твоему к Богу". Преподобный отвечал: "Я сказал вам, дети, что предаю вас в руки Господа и Пречистой Богородицы, а так как вы относительно игумена возложили свое упование на Бога, Пречистую Богоматерь и мое смирение, то да будет вам игуменом Арсений – он способен к управлению монастырём и братиею", – этими словами преподобный Зосима вручил игуменство благочестивому иноку Арсению. "Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем св. обители этой, и всей братии, собранной любовию к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе и других монастырских обычаев, уставленных мною; пусть всё это будет целым и ненарушимым. Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей Своих, молитвами Пречистой госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника Своего препод. Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрёл благодать пред Богом, когда по моём отшествии обитель распространится, соберётся множество братии, это место процветёт духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости".
Сказав всё это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе; наконец, перекрестился и произнёс: "Мир вам!" После этого, подняв потухающие глаза вверх, проговорил: "Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придёшь во славе судить живых и мёртвых и воздать каждому по делам". Затем преподобный Зосима лег на одр и предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь. Это было 17 апреля 1478 г. Совершив отпевание, иноки похоронили своего игумена в гробе, который он сам приготовил, за алтарём Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилою часовню, в которой поставили св. иконы. Все верующие, притекая сюда с молитвою, получали по молитвам преподобного облегчение скорби и исцеление болезней. Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 году, положил, наряду с другими отечественными святыми, совершать память преподобного Зосимы в день его кончины 17 апреля. 8 августа 1566 года св. мощи его вместе с мощами преп. Савватия перенесены в придел, устроенный в честь сих чудотворцев. В настоящее время мощи преподобного Зосимы находятся в богато украшенной раке в Зосимо-Савватиевской церкви.
См. также:
- Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого свт. Димитрий Ростовский
- Зосима, преп. Соловецкий Д.А. Эристов
- Преподобный Зосима, игумен Соловецкий († 1478) мон. Таисия (Карцова)
- Зосима, игумен Соловецкий проф. С.И. Смирнов
- Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого иером. Макарий Симонопетрский
- Зосима, преподобный, игумен Соловецкого монастыря А.А. Половцов
Краткое житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
Полное житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за Причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).
См. также: "Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Жизнеописание преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжил свой подвиг в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выги, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители) преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место поcледних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.
Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию – 27 сентября/10 октября, Зосиме – 17/30 апреля.
Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Колычев; †1569), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей преподобных: икона – у гробницы святого Савватия, а крест – в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским († 1569; память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы «Пчельника» (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел. В день памяти преподобного Савватия (27 сентября/10 октября) обычно завершается уборка пчел в омшаник на зимовку.
Краткое житие преподобного Германа Соловецкого
Преподобный Герман Соловецкий был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия.
В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь.
Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.
В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Тайн и мирно предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах и совершили погребение в веси Ховроньиной на берегу реки Свири.
Через пять лет, при игумене Исаии, братия перенесли святые мощи преподобного Германа в Соловецкую обитель и положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.
С 1692 года по благословению патриарха Иоакима установлено церковное почитание преподобного Германа.
Ныне святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Полное житие преподобного Германа Соловецкого
Преподобный Герман был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Благочестивые родители не могли научить его грамоте, но воспитали ум и сердце сына в строгих правилах христианского благочестия. С юных лет, стремясь к богоугождению и спасению, он по достижении зрелого возраста посвятил себя всецело на служение Богу в иноческой жизни. Молва о чрезвычайном удобстве Соловецкого острова для пустынного подвижничества привлекла его на Беломорский берег, и с рыболовами летом, вероятно, 1428 года он посетил место своих будущих подвигов. Хотя Соловецкий остров вполне соответствовал влечениям его души и представлялся ему совершенно удобным для глубокого безмолвия, однако же он не решился остаться там на жительство один. По окончании лета прп. Герман возвратился с рыболовами на Поморский берег и, поселившись на реке Выге при часовне, подвизался в молитве и посте.
Полюбив Соловецкий остров, преподобный Герман сделался со временем проводником и сожителем первым обитателям его – преподобным Савватию († 1435; память 27 сентября/10 октября) и Зосиме († 1478; память 17/30 апреля). Удалившись из Валаамского монастыря и отыскивая более уединенное место, инок Савватий, объятый огнем Божественной любви и смиренномудрия, устремился к Белому морю с непреодолимым желанием достигнуть Соловецкого острова. На реке Выге он встретился с преподобным Германом, от которого еще более услышал об удобстве Соловецкого острова для пустынножительства. Заготовив ладью, съестные припасы и орудия для возделывания земли, около 1429 года оба подвижника переселились на пустынный Соловецкий остров. Под Секирной горой, на расстоянии одной версты от берега, они устроили келлию, где совершали спасительный подвиг пустынножительства. Здесь они были утешены особенным знамением, предвещавшим будущее предназначение острова, а именно: Господь благословил Соловецкий остров для уединенной монашеской жизни. Поэтому миряне не могли на нем долго оставаться. Но один рыбак дерзнул поселиться там с женой. Однажды в раннее воскресное утро преподобный Савватий услышал плач и стоны. И когда преподобный Герман пошел к месту, откуда они слышались, то увидел женщину в слезах, которая и рассказала ему, что два светлых юноши били ее, повелевая оставить остров, определенный по воле Божией для жительства иноков. После этого рыбак с женою отплыл с острова.
В суровом подвиге преподобные Герман и Савватий провели около шести лет. В 1435 году преподобный Герман уехал на Онегу за припасами, а преподобный Савватий отошел ко Господу. Но случилось это не на острове, а на реке Выге, куда преподобный Савватий приплыл в предчувствии кончины для причащения Св. Таин. Однако в скором времени Господь привел к преподобному Герману другого пустынника – юного отшельника Зосиму, который соорудил келлию на берегу пресноводного озера, в полуверсте от келлии преподобного Германа. С этого времени преподобный Герман сделался постоянным обитателем острова, участником молитвенных подвигов преподобного Зосимы и ревностным помощником его в основании монастыря. Будучи человеком некнижным, но убежденный в том, что жизнь великих подвижников весьма назидательна, прп. Герман впоследствии велел записать клирикам для памяти все, что он видел при жизни преподобного Савватия, о пришествии своем с ним на остров и о разных событиях из жизни блаженных отцов. Таких записок оставалось немало, ими воспользовался при составлении жития преподобных Зосимы и Савватия ученик преподобного Германа Досифей. Также преподобный завещал ученикам собирать в обитель книги.
Более пятидесяти лет провел преподобный Герман на суровом, холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах, стараясь как можно более быть полезным для обители. Но по нуждам монастыря часто путешествовал на твердую землю. Святая любовь не взирала ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, нелегкие особенно для старости. И самая смерть застигла его на службе обители. В 1479 году при игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, преподобный Герман был послан в Новгород по делам монастыря, в обители св. Антония Римлянина почувствовал близость кончины и после исповеди и причащения Св. Таин мирно предал дух свой Богу. Соловецкие иноки хотели перевезти тело святого старца в родную обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными и с честью положены с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя святителя и чудотворца Николая, рядом с мощами преподобного Савватия. Впоследствии над местом погребения преподобного Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени.
Около 1602 года преподобный Герман явился пресвитеру Григорию, служившему в городе Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Зосимой и Савватием и составить ему тропарь. Пресвитер Григорий исполнил повеление святого. Все с верою приходившие к иконе преподобного Германа получали исцеления от недугов.
Празднование преподобному по благословению патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674–1690) и архиепископа Холмогорского Афанасия совершается с 1692 года 30 июля/12 августа.
Сохранилось рукописное житие святого, составленное около 1627 года иноком Соловецкой обители. К житию приложено описание чудес, совершившихся от иконы преподобного Германа в Тотьме.