Канон святым преподобным Григорию и Кассиану Авнежским
Припев: Преподо́бнии отцы́, моли́те Бо́га о на́с.
Память: 28 июня (15 июня ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пое́м пе́снь побе́дную Еди́ному Бо́гу, сотво́ршему пресла́вная: дре́вле бо фарао́на со всево́инством в мо́ри погрузи́.
Посли́ свы́ше благода́ть Ду́ха Твоего́, Христе́ Спа́се, и отве́рзи ми́ устне́, я́ко да возмогу́ по достоя́нию воспе́ти просла́вльшия Тя́ преподо́бныя.
Просвети́выйся благода́тию Свое́ю, Го́споди, просвети́ ми́ се́рдце и у́м, да воспою́ Ти́, Христе́, хвалу́ в па́мять Григо́рия и Кассиа́на, преподо́бных Твои́х.
Трисия́нным све́том Божества́ просвети́вшеся, преподо́бнии, мра́чную тьму́ грехо́в отгна́сте, покая́ния све́тлую зарю́ пода́ти пою́щему ва́с моли́теся.
Богоро́дичен: Звезда́, я́же от Иа́кова, возсия́ из Тебе́, Чи́стая, я́ко Бо́г, изчита́я мно́жество преподо́бных зве́зд, те́мже Того́ сия́ньми отыми́ мои́х грехо́в тьму́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею Ипоста́сною Му́дростию, Христе́, не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.
И́же над все́ми су́щаго Еди́наго Бо́га возлюби́сте вседу́шно, преподо́бнии, сего́ ра́ди ви́димая вся́, яќо не су́щая, преоби́десте и Того́ Еди́наго Христа́ приобрето́сте.
О земны́х все́х, яќо преходя́щих, небрего́сте, отцы́ всему́дрии, и сего́ ра́ди Небе́сных бла́г сподо́бистеся, и́же от ве́ка угото́ва Бо́г лю́бящим Его́.
А́нгельским житие́м на земли́ пожи́вше, Григо́рие и Кассиа́не пресла́внии, нестяжа́ние возлюби́сте, те́мже Небе́сное бога́тство от Бо́га прия́ли есте́, прему́дрии.
Богоро́дичен: Его́же пло́тию родила́ еси́, все́х Бо́га, я́ко Сы́на Своего́ моли́, разреше́ние зо́л мои́х да́ти ми́ от жите́йских обстоя́ний.
Седа́лен, гла́с 8.
Сле́з ва́ших тече́нием, преподо́бнии, погаси́ли есте́ пла́мень страсте́м, и источи́ли есте́ ре́ки чудесе́м исцеле́ния, и прия́сте от Бо́га Небе́сная наслажде́ния и со А́нгелы вселе́ние. Те́м, соше́дшеся по до́лгу, почита́ем всечестну́ю и моле́бную па́мять ва́шу, преблаже́ннии Богоно́снии отцы́ Григо́рие и Кассиа́не, моли́те Христа́ Бо́га согреше́нием оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.
Богоро́дичен: Я́ко Де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую, Бо́га пло́тию вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии, О́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́ и я́ко Младе́нца дои́ши Зижди́теля и Го́спода, те́м а́нгельский и челове́ческий ро́д досто́йно сла́вим пресвято́е рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му рождеству́ Твоему́.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Неизсле́дный Бо́жий Сове́т, е́же от Де́вы воплоще́ния Тебе́, Вы́шняго, проро́к Авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Сокро́вище нетле́нное цельба́м дне́сь на́м от Бо́га дарова́ся явле́нием честны́х моще́й ва́ших, Григо́рие и Кассиа́не преподо́бнии.
Авраа́му поревнова́сте пра́отцу, преподо́бнии, вся́ своя́ оста́вльше и в пусты́ню всели́стеся, я́коже о́н в зе́млю обетова́ния.
Фарисе́йское киче́ние возненави́девше, преподо́бнии, и мытаре́ву смире́нию ревну́юще, те́мже и Госпо́дь сла́вою превознесе́ ва́с.
Богоро́дичен: Оскверне́ннаго мя́ ка́лом греха́ моли́тв Твои́х окропи́ иссо́пом и омы́й скве́рну страсте́й мои́х, Влады́чице, и яви́ Ду́ху Свято́му жили́ще.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия Сла́вы сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.
Ка́менем ве́ры утверди́вшеся, святи́и, вра́жеских ве́тр не убоя́стеся и припре́ния мы́сленных ре́к к душе́вней ва́шей хра́мине.
Сказа́ти кто́ возмо́жет бы́вшая ва́ша чудеса́, преподо́бнии, слепы́я бо просвеща́ете, исцеля́ете неду́жныя, к ва́м притека́ющия.
У́глия стра́стная ту́чею сле́з свои́х погаси́сте, преподо́бнии, пло́ти моея́ мы́сленная распале́ния, молю́ся, погаси́те моли́твами свои́ми, пресла́внии.
Богоро́дичен: Ра́й жи́зни, Богоро́дице, су́щий, сме́рти грехо́вныя и страсте́й многообра́зных изба́ви мя́, раба́ Твоего́, вско́ре.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.
Ду́ха Свята́го помава́нием, преподо́бнии, ле́гце преидо́сте мо́ре жития́ сего́, волна́ми вра́жиими не влада́еми, соблюдо́сте теле́сныя ва́ши корабли́.
Еги́пта страсте́й избего́сте, прему́дрии, и мо́ре мы́сленное жития́ многомяте́жнаго преидо́сте, и в зе́млю ра́йскаго обетова́ния, ра́дующеся, всели́стеся.
Сла́вящая Мя́ просла́влю Са́м,– рече́ Госпо́дь, те́мже и просла́ви ва́с, е́же твори́ти на земли́ зна́мения и чудеса́ пресла́вная.
Богоро́дичен: Це́рковь Тя́ Бо́жию и пала́ту душе́вную преподо́бных ли́к разуме́в, мо́лит Тя́, Еди́ну, отъи́мшую на́ше поноше́ние.
Конда́к, гла́с 4.
И́же плотска́я мудрова́ния Ду́хови повину́вше и вся́, я́же на земли́, презре́вше, Христу́, Еди́ному Бо́гу, прилепи́вшеся, святи́и, и Того́ ра́ди в пусты́ню всели́шася, источа́ете ны́не исцеле́ния с ве́рою притека́ющим к моще́м ва́шим, поле́зная на́м проси́те от Бо́га моли́твами ва́шими богоприя́тными, Григо́рие и Кассиа́не преподо́бнии.
И́кос:
Свяще́нная и Богому́драя дво́ице оте́ц пречу́дная, на земли́ до́бре подви́гшеся, целому́дренно и пра́ведно пожи́вшая, по́стнически испыта́вшеся, любо́вию и наде́ждею вооружи́вшеся и ве́рою огради́вшеся, разори́ша хи́трости вра́жия кова́рствия и, с ли́ки святы́х все́х Царя́ Христа́ Престо́лу предстоя́ще, Его́же све́том просвеща́еми, подо́бными венцы́ венча́стеся, во все́м ми́ре чуде́сными заря́ми блиста́юще, поле́зная на́м проси́те от Бо́га моли́твами ва́шими богоприя́тными, Григо́рие и Кассиа́не преподо́бнии.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри Богому́дрии па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Сокро́вище бы́ша мне́вшему, свеща́ горя́щая яви́стеся, преподо́бнии, те́мже отемне́нное грехи́ се́рдце мое́ све́том моли́тв ва́ших, святи́и, просвети́те, да пою́ всегда́: препе́тый отце́м Бо́г, благослове́н еси́.
Разреши́, Григо́рие преподо́бне, моли́твами свои́ми ду́шу мою́, свя́занную прило́ги льсти́ваго, я́коже разреши́л еси́ свя́заннаго, я́ко да благода́рственно пою́: препе́тый отце́м Бо́г, благослове́н еси́.
Сокро́вища тле́юща иска́вша иногда́ отри́нусте, от гро́ба ва́шего, святи́и, разсла́бивше, и па́ки пока́явшуся здра́вия сокро́вища нетле́ния пода́сте, пою́щу: отце́м Бо́г, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Раздери́, Де́во Чи́стая, Твоего́ Сы́на ору́жием мои́х грехо́в рукописа́ние и спаси́ мя́, пою́ща: препе́тый оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Изба́вителю все́х, Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.
Разсла́бленнаго иногда́, моля́щася, святи́и, возста́висте и сего́ быстре́е ходи́ти напра́висте. И мене́, ослабе́вша благи́ми дея́нии, моля́щася, укрепи́те ко благодея́нием, да взыва́ю: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Ослепле́ны зе́ницы души́ моея́ просвети́те све́том моли́тв ва́ших, преподо́бнии, и́же слепы́х просвети́сте дре́вле, с ни́миже да пою́ всегда́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Отрокови́цу, ю́же на земли́ пове́ржену, боле́знующу, иногда́ явле́нием ва́шим, святи́и, возста́висте и здра́вие соверше́нно пода́сте, не к тому́ такова́я бы́ти, е́й реко́сте.
Согни́вша и возсмерде́вша, ра́ны души́ моея́ неисце́льныя моли́твами ва́шими, святи́и, исцели́те, я́коже согни́вша и смердя́ща иногда́ здра́ва показа́сте, да пою́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: Изба́влься кля́твы пе́рвыя Тобо́ю, Пречи́стая Богома́ти Благослове́нная, Влады́чице Благода́тная, те́м ве́рою пою́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть; Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.
Певце́м, и́же пою́щим ва́с и честно́е обре́тение ва́ше торжеству́ющим, моли́твами ва́шими от вра́г мы́сленных и ви́димых изба́вится моли́теся, преподо́бнии.
Я́ко кри́н, в по́стнических удо́лиих процвето́сте, Григо́рие и Кассиа́не, дне́сь пра́ведным удобре́ние показа́стеся, благода́тию Ду́ха сия́юще и озаря́юще ве́рно пою́щих свяще́нное ва́ше торжество́.
Си́лою Бо́жиею укрепля́еми, неви́димаго врага́ шата́ния не́мощна показа́сте и в чудесе́х сла́вни от Бо́га яви́стеся, те́мже ва́ше почита́ем обре́тение.
Богоро́дичен: Спаси́, Богоро́дице, и́же к Тебе́ прибега́ющих от бе́д, и паде́жа греха́, и бу́ри теле́сных страсте́й, и волне́ний ну́ждных печа́ли и жития́, и зло́бы лука́вствия.
Свети́лен:
Я́ко два́ свети́ла, возсия́сте в пусты́ни, зе́млю Ру́сскую просвеща́ете заря́ми чуде́с, преподо́бнии, во тьме́ грехо́вней су́щия ны́ озари́те све́том И́же в ва́с Су́щаго Бо́жия Ду́ха.
Богоро́дичен: И́же от Бо́га ми́рови по́данным благи́м Ты́ вина́ бы́сть, Богоро́дице, ны́не ми́лостива сотвори́ о о́бщем спасе́нии на́шем благопреме́ннаго Бо́га.
Краткие жития преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских
Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле. 15 июня 1392 года мученически скончались в Авнежской обители при набеге татар. Мощи преподобномучеников обретены в 1524 году. В 1560 году по благословению Макария, митрополита Московского и всея Руси († 1564), игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников.
Полные жития преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских
Когда преподобный Стефан (память 14/27 июля), постриженик Киево-Печерской Лавры, устроил свою обитель Махрищскую, недалеко от того места жил землевладелец Григорий, человек грамотный и начитанный. Он часто посещал преподобного Стефана, слушал его беседы, присматривался к образу жизни старца и наконец, видя в нем истинного раба Божия, пожертвовал ему земли и все свое имение на устроение обители и сам постригся в ней.
Прп. Стефан полюбил Григория как родного сына, приблизил его к себе и немало радовался успехам его в духовной жизни. По просьбе святого игумена Суздальский епископ Алексий рукоположил Григория во пресвитера. Но не на Махре, близ его родины, а в другой далекой стороне Промысл готовил Григорию место для подвигов.
Братья Юрковские, жившие недалеко от монастыря, опасаясь, что земли, которыми они владели, отданы будут прп. Стефану, пользовавшемуся благоволением великого князя и известностью в Москве, подняли на преподобного самое злостное гонение и грозились убить, если он не уйдет из их стороны. Всегда кроткий и смиренный Стефан, давая место гневу, поручил свою обитель заведованию старца Илии и ночью, взявши с собою одного только ученика своего Григория, вышел из монастыря. Странники пошли в неведомую для них страну искать себе места для водворения. Преподобному Стефану уже не первый раз приводилось странствовать и бегать злобы людской. А блаженный Григорий, всецело преданный своему наставнику, готов был идти за ним хоть на край света. Переходя из пустыни в пустыню, из дебри в дебрь и углубляясь все далее и далее к северу, странники дошли до глухих лесов и топких болот вологодских. Они остановились недалеко от реки Сухоны, на речке Авнеге. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым, они срубили небольшую церковь во имя Святой Троицы, а вскоре затем и другую – во имя великомученика Георгия, себе же построили около них келлии. Мало-помалу стали приходить к ним люди, искавшие иноческой жизни, и таким образом с благословения Ростовского владыки устроился монастырь. Скорому его устройству много способствовал своими щедрыми подаяниями местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич. Он не жалел своего богатства на украшение храмов, созданных пустынниками, на приобретение всего необходимого для братии и на заведение общежития. Сам Константин любил посещать старцев пустынников, слушать их назидательные духовные беседы. И чем ближе знакомился с ними, тем более прилеплялся к ним. Наконец, он решился оставить мир и просил у преподобного Стефана пострижения. Блаженный старец, провидя в нем доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина и, назвавши его при пострижении Кассианом, поручил руководству ученика своего Григория. Новый инок во всем подражал своему руководителю. Оба они много радовали преподобного Стефана и служили примером для братии.
Вследствие стройного порядка, заведенного прп. Стефаном, отеческой его заботливости и мудрого управления Авнежская обитель скоро пришла в цветущее состояние, сделалась любимым местом богомолья для окрестных жителей, слава о ней распространилась далеко и дошла до Москвы. Великий князь Димитрий Иоаннович, услышав, что знакомый ему старец Стефан устроил себе пустыню в Вологодских пределах, послал ему книги и другие пожертвования для обители, но самому преподобному велел явиться в Москву и затем возвратиться в обитель Махрищскую. Ученики преподобного как громом поражены были этой вестью, много пролили слез о предстоявшей им разлуке с учителем, не хотели расставаться с ним и отпускать его от себя, но не смели противиться воле державного. Оставляя Авнегу, прп. Стефан назначил вместо себя настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил иноку Кассиану, заповедав им заботиться о братии и ни в чем не изменять заведенного им в обители порядка. Новые начальники монастыря свято исполняли завет своего учителя. К несчастью, скоро разразился над ней страшный удар, повергший обитель на долгое время в запустение.
Промыслу Божию было угодно, чтобы преподобные Григорий и Кассиан увенчались еще и мученическими венцами. Спустя шесть лет по оставлении преподобным Стефаном Авнеги, в 1392 году, толпы вятчан и казанских татар, грабившие и опустошавшие Вологодские пределы, внезапно 15 июня напали на Авнежскую обитель и предали ее пламени. Кто мог, спасся бегством, а прпп. Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после страшного набега окрестные жители, возвратившись из лесов, где спасались от варваров, с честью похоронили тела преподобных на церковном пепелище. Так как место это считалось собственностью Махрищского монастыря и небезопасным от нападения врагов, то оно и не было занято никем из окрестных жителей и по кончине преподобных подвижников совсем запустело и заросло лесом.
В 1524 году при великом князе Василии Иоанновиче, когда иго татар было уже свергнуто и окраины России успокоились от их набегов, авнежский крестьянин Гавриил вырубил для себя в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где 132 года назад находился монастырь. Но когда он стал жечь подсеку, чтобы очистить место, то увидел, что небольшое пространство земли на середине подсеки осталось нетронутым от огня, несмотря на то, что оно густо было покрыто сухим лесом и хворостом. Вскоре после этого он передал свою подсеку другому крестьянину Феодору, который и поселился тут в оставленной Гавриилом избе. На том месте, которого не мог выжечь Гавриил, Феодору каждую ночь стали казаться огни, как бы свечи горели. Полагая, что тут лежит клад, Феодор ночью, тайно от своих домашних, отправился добывать клад. Раскопал землю на том месте, где светился огонек, но, к удивлению и ужасу своему, нашел два гроба, еще совершенно целые. Крестясь и творя молитву от страха, Феодор не осмелился их открыть и поспешил снова закидать землей. «Тут был лес, – думал растерявшийся крестьянин, поспешно удаляясь от страшного места, – и никто не помнит, чтобы на том месте было когда-либо жительство или кладбище, откуда же взялись гробы? И если эти покойники похоронены давно, в незапамятные времена, и лес вырос уже после, то отчего же гробы их целы? Видно, тут что-нибудь неспроста», – рассудил крестьянин, входя в свою избу. Когда он лег спать, во сне явился ему старец среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы, и велел в первые три воскресные дня сходить к трем ближним церквам, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, была построена церковь св. великомученика Георгия. На вопрос Феодора явившемуся, кто он, старец назвался Григорием. Светолепный вид старца и все слова его так отчетливо запечатлелись в его памяти, что ему казалось, будто он видел и говорил с ним наяву. Феодор исполнил в точности все ему приказанное, но на его слова не обратили внимания. И не в точности исполнили они повеленное, а только соорудили на том месте часовню вместо церкви.
И затем последовали при гробах преподобных Григория и Кассиана многие чудеса и исцеления. Но крестьянин Гавриил, по прозванию Ушак, тот самый, который вырубил лес на месте бывшей обители, считал это место своей собственностью и сломал часовню. Но Бог поругаем не бывает. Вскоре после разрушения часовни на Гавриила напал такой страх и ужас, что он лишился ума и как дикий зверь бродил по лесам, пока через 10 месяцев, пришедши в сознание, не исповедал своего греха и не испросил себе прощение при гробе преподобных.
В 1560 году по благословению Макария, митрополита Московского и всея Руси († 1563), игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников. Он же царским иждивением построил вместо часовни два храма: Пресвятой Троицы и великомученика Георгия. Митрополит Макарий с собором епископов установил совершать память преподобных 15 июня и велел епископу Пермскому Иоасафу освидетельствовать мощи. При открытии гробницы святые мощи были найдены совершенно нетленными. Сопутствовавший епископу игумен Лопотова монастыря Иларион, который был одержим неверием в святость подвижников Авнежских, расшибся дорогой от падения с лошади, но получил исцеление от святых мощей.
Авнежский монастырь состоял сперва за Махрищским и управлялся посылаемыми оттуда игуменами и строителями, а в 1612 году был приписан к Троицкой Лавре. В 1764 году Троицкий Авнежский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую, но придел Троицкого храма остался посвященным имени преподобных.
Краткие жития преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских
Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле. 15 июня 1392 года мученически скончались в Авнежской обители при набеге татар. Мощи преподобномучеников обретены в 1524 году. В 1560 году по благословению Макария, митрополита Московского и всея Руси († 1564), игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников.
Полные жития преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских
Когда преподобный Стефан (память 14/27 июля), постриженик Киево-Печерской Лавры, устроил свою обитель Махрищскую, недалеко от того места жил землевладелец Григорий, человек грамотный и начитанный. Он часто посещал преподобного Стефана, слушал его беседы, присматривался к образу жизни старца и наконец, видя в нем истинного раба Божия, пожертвовал ему земли и все свое имение на устроение обители и сам постригся в ней.
Прп. Стефан полюбил Григория как родного сына, приблизил его к себе и немало радовался успехам его в духовной жизни. По просьбе святого игумена Суздальский епископ Алексий рукоположил Григория во пресвитера. Но не на Махре, близ его родины, а в другой далекой стороне Промысл готовил Григорию место для подвигов.
Братья Юрковские, жившие недалеко от монастыря, опасаясь, что земли, которыми они владели, отданы будут прп. Стефану, пользовавшемуся благоволением великого князя и известностью в Москве, подняли на преподобного самое злостное гонение и грозились убить, если он не уйдет из их стороны. Всегда кроткий и смиренный Стефан, давая место гневу, поручил свою обитель заведованию старца Илии и ночью, взявши с собою одного только ученика своего Григория, вышел из монастыря. Странники пошли в неведомую для них страну искать себе места для водворения. Преподобному Стефану уже не первый раз приводилось странствовать и бегать злобы людской. А блаженный Григорий, всецело преданный своему наставнику, готов был идти за ним хоть на край света. Переходя из пустыни в пустыню, из дебри в дебрь и углубляясь все далее и далее к северу, странники дошли до глухих лесов и топких болот вологодских. Они остановились недалеко от реки Сухоны, на речке Авнеге. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым, они срубили небольшую церковь во имя Святой Троицы, а вскоре затем и другую – во имя великомученика Георгия, себе же построили около них келлии. Мало-помалу стали приходить к ним люди, искавшие иноческой жизни, и таким образом с благословения Ростовского владыки устроился монастырь. Скорому его устройству много способствовал своими щедрыми подаяниями местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич. Он не жалел своего богатства на украшение храмов, созданных пустынниками, на приобретение всего необходимого для братии и на заведение общежития. Сам Константин любил посещать старцев пустынников, слушать их назидательные духовные беседы. И чем ближе знакомился с ними, тем более прилеплялся к ним. Наконец, он решился оставить мир и просил у преподобного Стефана пострижения. Блаженный старец, провидя в нем доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина и, назвавши его при пострижении Кассианом, поручил руководству ученика своего Григория. Новый инок во всем подражал своему руководителю. Оба они много радовали преподобного Стефана и служили примером для братии.
Вследствие стройного порядка, заведенного прп. Стефаном, отеческой его заботливости и мудрого управления Авнежская обитель скоро пришла в цветущее состояние, сделалась любимым местом богомолья для окрестных жителей, слава о ней распространилась далеко и дошла до Москвы. Великий князь Димитрий Иоаннович, услышав, что знакомый ему старец Стефан устроил себе пустыню в Вологодских пределах, послал ему книги и другие пожертвования для обители, но самому преподобному велел явиться в Москву и затем возвратиться в обитель Махрищскую. Ученики преподобного как громом поражены были этой вестью, много пролили слез о предстоявшей им разлуке с учителем, не хотели расставаться с ним и отпускать его от себя, но не смели противиться воле державного. Оставляя Авнегу, прп. Стефан назначил вместо себя настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил иноку Кассиану, заповедав им заботиться о братии и ни в чем не изменять заведенного им в обители порядка. Новые начальники монастыря свято исполняли завет своего учителя. К несчастью, скоро разразился над ней страшный удар, повергший обитель на долгое время в запустение.
Промыслу Божию было угодно, чтобы преподобные Григорий и Кассиан увенчались еще и мученическими венцами. Спустя шесть лет по оставлении преподобным Стефаном Авнеги, в 1392 году, толпы вятчан и казанских татар, грабившие и опустошавшие Вологодские пределы, внезапно 15 июня напали на Авнежскую обитель и предали ее пламени. Кто мог, спасся бегством, а прпп. Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после страшного набега окрестные жители, возвратившись из лесов, где спасались от варваров, с честью похоронили тела преподобных на церковном пепелище. Так как место это считалось собственностью Махрищского монастыря и небезопасным от нападения врагов, то оно и не было занято никем из окрестных жителей и по кончине преподобных подвижников совсем запустело и заросло лесом.
В 1524 году при великом князе Василии Иоанновиче, когда иго татар было уже свергнуто и окраины России успокоились от их набегов, авнежский крестьянин Гавриил вырубил для себя в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где 132 года назад находился монастырь. Но когда он стал жечь подсеку, чтобы очистить место, то увидел, что небольшое пространство земли на середине подсеки осталось нетронутым от огня, несмотря на то, что оно густо было покрыто сухим лесом и хворостом. Вскоре после этого он передал свою подсеку другому крестьянину Феодору, который и поселился тут в оставленной Гавриилом избе. На том месте, которого не мог выжечь Гавриил, Феодору каждую ночь стали казаться огни, как бы свечи горели. Полагая, что тут лежит клад, Феодор ночью, тайно от своих домашних, отправился добывать клад. Раскопал землю на том месте, где светился огонек, но, к удивлению и ужасу своему, нашел два гроба, еще совершенно целые. Крестясь и творя молитву от страха, Феодор не осмелился их открыть и поспешил снова закидать землей. «Тут был лес, – думал растерявшийся крестьянин, поспешно удаляясь от страшного места, – и никто не помнит, чтобы на том месте было когда-либо жительство или кладбище, откуда же взялись гробы? И если эти покойники похоронены давно, в незапамятные времена, и лес вырос уже после, то отчего же гробы их целы? Видно, тут что-нибудь неспроста», – рассудил крестьянин, входя в свою избу. Когда он лег спать, во сне явился ему старец среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы, и велел в первые три воскресные дня сходить к трем ближним церквам, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, была построена церковь св. великомученика Георгия. На вопрос Феодора явившемуся, кто он, старец назвался Григорием. Светолепный вид старца и все слова его так отчетливо запечатлелись в его памяти, что ему казалось, будто он видел и говорил с ним наяву. Феодор исполнил в точности все ему приказанное, но на его слова не обратили внимания. И не в точности исполнили они повеленное, а только соорудили на том месте часовню вместо церкви.
И затем последовали при гробах преподобных Григория и Кассиана многие чудеса и исцеления. Но крестьянин Гавриил, по прозванию Ушак, тот самый, который вырубил лес на месте бывшей обители, считал это место своей собственностью и сломал часовню. Но Бог поругаем не бывает. Вскоре после разрушения часовни на Гавриила напал такой страх и ужас, что он лишился ума и как дикий зверь бродил по лесам, пока через 10 месяцев, пришедши в сознание, не исповедал своего греха и не испросил себе прощение при гробе преподобных.
В 1560 году по благословению Макария, митрополита Московского и всея Руси († 1563), игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников. Он же царским иждивением построил вместо часовни два храма: Пресвятой Троицы и великомученика Георгия. Митрополит Макарий с собором епископов установил совершать память преподобных 15 июня и велел епископу Пермскому Иоасафу освидетельствовать мощи. При открытии гробницы святые мощи были найдены совершенно нетленными. Сопутствовавший епископу игумен Лопотова монастыря Иларион, который был одержим неверием в святость подвижников Авнежских, расшибся дорогой от падения с лошади, но получил исцеление от святых мощей.
Авнежский монастырь состоял сперва за Махрищским и управлялся посылаемыми оттуда игуменами и строителями, а в 1612 году был приписан к Троицкой Лавре. В 1764 году Троицкий Авнежский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую, но придел Троицкого храма остался посвященным имени преподобных.