Канон святому преподобному Стефану Махрищскому
Припев: Преподо́бне о́тче Стефа́не, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 27 июля (14 июля ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.
Сло́во ми́ пода́ждь, Сло́ве Бо́жий, во отверзе́ние недосто́йных у́ст мои́х, и очи́сти се́рдце мое́, я́ко да возмогу́ по достоя́нию воспе́ти преподо́бнаго Твоего́.
Его́же Са́м просла́вил еси́, Христе́ Спа́се мо́й, просла́вити да́руй ми́ честно́е торжество́ Стефа́на преподо́бнаго, Твоего́ уго́дника, нача́льника мона́хов и оби́тели утвержде́ние.
Триипоста́сным Све́том Божества́ просвети́л еси́ се́рдце, преподо́бне, от ю́ности мирска́го пристра́стия возгнуша́вся, и Небе́сная восприя́л еси́ наслажде́ния.
Богоро́дичен: Без се́мене О́тчею во́лею от Боже́ственнаго Ду́ха Бо́жия Ты́ зача́т Сы́на, пло́тию родила́ еси́ на́шего ра́ди спасе́ния.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Боже́ственней Твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.
Возмуще́ния мо́ря жите́йскаго избе́г, преподо́бне Стефа́не, в пусты́ню безмо́лвия по́стническаго пребыва́ния всели́лся еси́, ра́дуяся, блаже́нне.
Воздержа́нием пло́ть свою́ и бде́нии ча́стыми удручи́л еси́, преподо́бне, и, пусты́нная претерпе́в озлобле́ния, стремле́ния лю́тых страсте́й уста́вил еси́, Стефа́не.
На па́житех живо́тных слове́сное ста́до ученико́в твои́х му́дре упа́сл еси́ и на зла́це воздержа́ния, Стефа́не, от волко́в мы́сленных невреди́мо сохрани́л еси́.
Богоро́дичен: Ве́дуще, благоче́стно пропове́дуем Тя́ и́стинную Ма́терь Бо́жию, Пренепоро́чная: Тобо́ю бо к на́м Зижди́тель прибли́жися.
Седа́лен, гла́с 8.
Оте́чество свое́ оста́вил еси́, преподо́бне, я́коже Авраа́м други́й, пресе́льник бы́в, и в пусты́ню всели́лся еси́, кре́ст сво́й взе́м, Христу́ после́довав, пло́ть свою́ воздержа́нием, и труды́, и пусты́нными озлобле́нии умертви́л еси́, и ста́до мона́хов собра́л еси́, и по сме́рти от Бо́га благода́ть прия́л еси́ неду́ги исцеля́ти с ве́рою приходя́щим к честне́й твое́й ра́це, Стефа́не преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га согреше́нием оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Во искуше́ния многоплете́нная впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержу́ся безчи́сленных мои́х прегреше́ний и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, притека́ю. Те́м, Пресвята́я, из Тебе́ Вопло́щшагося без се́мене моли́ о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно пою́щих Тя́, согреше́ний оставле́ние и́м дарова́ти.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Седя́й в Сла́ве на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный Нетле́нною Дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.
Оте́чество свое́, я́коже иногда́ Авраа́м, оста́вил еси́, преподо́бне Стефа́не, и, на зе́млю обетова́нную пресели́вся, Го́рняго Иерусали́ма насле́дник изря́ден показа́лся еси́, Богому́дре.
Страннолю́бие, я́коже Авраа́м пра́отец дре́вле, стяжа́л еси́, и, я́коже о́н, служи́тель и дру́г Бо́гу нарече́ся, и Сего́ ты́ в се́рдце твое́м чистоты́ ра́ди жития́ твоего́ всели́л еси́, Стефа́не.
Заря́ми чуде́с облиста́лся еси́, Стефа́не Богоприя́тне, грехми́ отемне́нное се́рдце мое́ све́том твои́х моли́тв просвети́, я́ко да и а́з благода́рственно воспою́ па́мять твою́.
Богоро́дичен: Сни́де, я́ко до́ждь на руно́, во утро́бу Твою́ Госпо́дь, я́коже рече́ дре́вле проро́к, Всенепоро́чная, Ему́же взыва́ем: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят Сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия Сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.
Влады́це своему́ Христу́ подо́бяся, во́льную стра́сть претерпе́вшему, распя́лся еси́ ми́рови и страсте́м, Стефа́не Богоприя́тне, и ны́не све́тло прославля́ешися, лику́я во Ца́рствии Его́.
Исто́чник исцеле́ний показа́ся ра́ка моще́й твои́х, Стефа́не, к не́йже вси́ с ве́рою притека́ющии разли́чных неду́г и страсте́й избавля́ются богоприя́тными твои́ми моли́твами.
Во пло́ти ме́ртвенней безпло́тным подо́бяся, жития́ чистото́ю, Богому́дре, безпло́тных вра́г мы́сленная ополче́ния, Стефа́не, до конца́ низложи́л еси́.
Богоро́дичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ держа́ву и наде́жду на́шему спасе́нию, Богома́ти, стяжа́хом.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
В пусты́нях всели́лся еси́, бе́гая сла́вы су́етныя, я́коже дре́вле вели́кий Анто́ний, те́мже обре́те Боже́ственную кончи́ну и по сме́рти сия́еши чудесы́, преподо́бне.
Кто́ изрещи́ возмо́жет труды́ твоя́ и бде́ния, Богому́дре Стефа́не, и́хже ра́ди возме́здие от Бо́га по достоя́нию восприя́л еси́, по свое́й сме́рти разли́чныя неду́ги исцеля́ти.
Те́ло свое́ моли́твами и посто́м удручи́л еси́, ду́шу же свою́ благодея́нии просвети́л еси́ и се́рдце свое́ от скве́рн плотски́х очи́стил еси́, те́мже прия́телище Ду́ху Пресвято́му, Стефа́не, показа́ся.
Богоро́дичен: О чу́до, все́х чуде́с превы́шшее: я́ко Де́ва, во чре́ве вся́ческая Содержа́щаго сло́вом неискусому́жно прии́мши, без истле́ния родила́ еси́.
Конда́к, гла́с 8.
Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся, блаже́нную жи́знь соверши́л еси́, в пусты́ню, я́ко во гра́д, всели́вся, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га исцеля́ти неду́ги приходя́щим к честне́й твое́й ра́це и все́х возвыша́ти к Боже́ственней высоте́, те́мже, име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́: ра́дуйся, преподо́бне Стефа́не, по́стником удобре́ние.
И́кос:
Разу́мнаго свети́льника, вся́ озаря́юща чудесы́ исцеле́ний, во смире́нии и кро́тости Влады́ки все́х Христа́ подража́теля и столпа́ утвержде́ния, и́ноком наста́вника, равноа́нгельно на земли́ пожи́вша, неви́димыя враги́ си́лою кре́стною до́бльственне низложи́вша и плотска́я мудрова́ния ду́хови повину́вша, в страннолю́бии же и в ми́лостыни неоску́днаго и в благодея́ниих прекра́снаго, преподо́бнаго Се́ргия спо́стника же и собесе́дника, Боже́ственнаго кри́на, в пусты́нных удо́лиих процве́тшаго, восхва́лим, зову́ще: ра́дуйся, преподо́бне Стефа́не, по́стником основа́ние.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Я́коже Ло́т Содо́ма дре́вле, латы́нскаго злове́рия избежа́в, а́ки в Сиго́р, в Моско́вскую зе́млю, кре́пко соблюда́ющую и́стинное правове́рие, прише́л еси́, Стефа́не, вопия́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Си́лою Христо́вою вооружи́вся, преподо́бне, стра́шен яви́лся еси́ бесо́м и над страстьми́ воцари́лся еси́, взе́м кре́ст сво́й, после́дуя Христо́ви и вопия́: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Собра́нное тобо́ю слове́сное ста́до весели́тся дне́сь в па́мять твою́, Стефа́не Богому́дре, посреде́ иму́ще честны́я твоя́ мо́щи, источа́ющия струи́ исцеле́ний, преподо́бне, зову́щим: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Благослове́н Пло́д благослове́ннаго чре́ва Твоего́, Его́же благословя́т Небе́сныя си́лы и преподо́бных собо́ри, на́с изба́вльшаго кля́твы дре́вния, Благослове́нная.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Изба́вителю все́х, Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.
Оби́лием благода́ти и одожде́нием слове́с твои́х серде́чныя бразды́ учени́к твои́х напои́л еси́, Стефа́не, и в си́х мно́г пло́д Влады́це Христу́ возрасти́л еси́, Богому́дре.
Ме́ртвость твоя́ живоно́сною яви́ся, преподо́бне Стефа́не, Христа́ ра́ди, Его́же Престо́лу со дерзнове́нием предстоя́, моли́ся о чту́щих честну́ю па́мять твою́.
Я́ко незави́стну благода́ть имы́й от Бо́га, преподо́бне, пресла́вная чудеса́ источа́еши с ве́рою притека́ющим к ра́це честны́х моще́й твои́х.
Богоро́дичен: Вода́ еси́ неисчерпа́емая, Де́во, от нея́же вси́, пию́ще, благода́ти исполня́емся, душе́ю и те́лом освяща́еми.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть; Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови Благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.
Побе́дное одоле́ние оте́честву на́шему на проти́вныя да́руй моли́твами твои́ми, Стефа́не преподо́бне, и Це́рквам единомы́слие устро́й, да непреста́нно в пе́снех па́мять твою́ почита́ем.
О чту́щих честну́ю па́мять твою́ любо́вию моли́ся, Стефа́не преподо́бне, изба́витися вра́г мы́сленных и ви́димых, да ктому́ мно́жае тя́ в пе́снех непреста́нно велича́ем.
От недосто́йных мои́х усте́н приноси́мое ти́ ма́лое от усе́рдия хвале́ние приими́, Богоблаже́нне, и огня́ ве́чнаго изба́витися моли́ся, да непреста́нно честну́ю твою́ па́мять почита́ю.
Богоро́дичен: Ра́дуйся и весели́ся, Неве́сто Царя́ Вели́каго, созерца́ющая све́тло Твоего́ Жениха́ красоты́, па́че зла́та сия́юща, Его́же пою́ще, велича́ем.
Свети́лен.
Ты́ яви́лся еси́, Богому́дре о́тче, сто́лп доброде́телей и преподо́бным сла́ва и украше́ние, те́мже помина́й чту́щих честну́ю твою́ па́мять.
Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу вси́ иму́ще, гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Моли́ся благопремени́тельна сотвори́ти на́м Сы́на Твоего́ ма́терними Твои́ми моли́твами.
Краткое житие преподобного Стефана Махрищского
Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Родом из Киева. Принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Вследствие усиления гонений на православных со стороны католиков, ища безмолвия, святой удалился в местечко Махрище (в 35 верстах от Троице-Сергиевой Лавры) и здесь не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, основал обитель в честь Св. Троицы.
Ненависть соседних владельцев земли заставила преподобного Стефана удалиться на реку Авнежу, где в 60 верстах от Вологды святой основал другую обитель Св. Троицы.
Вернувшись в Махрищскую обитель, св. Стефан учредил в ней общежитие и подвизался до своей кончины, последовавшей в 1406 г.
В 1550 г. были обретены нетленные мощи преподобного, прославившиеся многими чудесами. Одно из них произошло, вероятно, в 1557 г., когда по молитве к преподобному произошло чудесное умножение хлеба на 2000 богомольцев, и остатков собрали столько, что братия питалась еще три месяца.
Полное житие преподобного Стефана Махрищского
Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем – польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской Лавры и отправился на север, в православную Москву.
Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Иоанна II (1353–1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского († 1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.
Устроенная преподобным Стефаном обитель чрезвычайно распространилась, руководимая им по уставу общежития. Неленостно кроткими и тихими наставлениями поучал братию преподобный о путях спасения, о благочинии церковном и обязанностях инока, напоминая им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес» (Ис.66,2). Еще более, чем словом, поучал игумен примером, ничем не отличаясь от братии в одежде и пище, облеченный в рубище, как бы один из последних, первенствуя только на молитве, ибо всех предупреждал в храме Божием и никому не уступал в трудах. Не только иноки, но и миряне стекались к нему из окрестностей для духовного совета, посещал для назидательной беседы и преподобный Сергий Радонежский, Лавра которого уже возникала по соседству, в сорока верстах от Махрищи. Но однажды пришел к преподобному Стефану великий сподвижник Сергий, утаив от него вину своего прихода – огорчение от братии, вынудившее его удалиться на время от своей обители. Узнав о пришествии преподобного Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било церковное и встретил его со своей братией, ибо единодушны были оба труженика; единую волю творили они Господа своего и дружно возделывали духовную бразду, посевая в ней семя словесное. Встретившись, поклонились они взаимно до земли, прося друг у друга молитв и благословения, вместе вошли они в церковь для краткой молитвы. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищской обители, обходя с ним пустыню и веселясь духовно о ее процветании. Наконец, открыл преподобный Сергий ему желание своего сердца: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустынные места». Преподобный Стефан с любовью исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного ученика своего Симона, проводил его до источника, за три версты от обители. Позднее на месте расставания святых старцев, над источником, была поставлена часовня. Симон, обошедши с преподобным Сергием многие места пустынные, указал ему высокое прекрасное место на реке Киржачи. Оно полюбилось отшельнику Радонежскому, и там основал преподобный новую обитель во имя Благовещения Богоматери, где временно водворился, доколе братия первоначальной Лавры его не почувствовали горького лишения и разлуки с таким пастырем и не умолили его возвратиться, уже чрез посредство святителя Московского Алексия.
Вскоре и самого Стефана постигло такое же искушение от братии, и он последовал смиренному примеру собеседника своего, преподобного Сергия. Некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена. Преподобный вскоре послал его к святителю Алексию, который рукоположил Григория во пресвитера и возвратил в обитель. Между тем присоединение к обители преподобного Стефана некоторых земель вызвало раздражение живших неподалеку четырех братьев Юрковских, опасавшихся, что их имение может отойти к монастырю. С целью заставить преподобного уйти из этих мест они грозили убить его. Никакие вразумления святого не помогали. Тогда преподобный Стефан, оставив вместо себя священноинока Илию, тайно оставил монастырь вместе с любимым учеником своим Григорием. В 60-ти верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первым пострижеником обители стал местный землевладелец Константин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием в 1392 году; память их 15/28 июня). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав о месте пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями. Преподобный Стефан, поручив паству свою преподобному Григорию, а келарную службу – преподобному Кассиану, пошел в царствующий град.
По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией, умолявшей его не оставлять их более и возвратиться к ним из столицы.
Милостиво принял его там святитель Алексий, глубоко уважавший его добродетель, и любитель благолепия церковного великий князь, который снабдил Махрищскую обитель многими землями и льготами и велел преподобному Стефану опять в ней водвориться.
Будучи в Москве, преподобный обрел там будущего светильника Российской Церкви. Юноша-сирота Косма, сродник великокняжеского боярина и окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова, славившегося богатством, мечтал быть иноком. Но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монастырь. Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Преподобный Стефан, провидя в юноше великого подвижника, постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский, † 1394; память 28 ноября/11 декабря) постриг его в мантию. Это был преподобный Кирилл Белоезерский († 1427; память 9/22 июня).
Вернувшись в Махрищскую обитель, преподобный Стефан ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. По временам он приходил для беседы к великому чудотворцу Сергию.
Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, чувствуя приближение своей кончины, он созвал духовное стадо и в последний раз поучил братию подвигам духовным, страху Божию и непрестанной памяти смертной, любви нелицемерной, воздержанию и конечному отречению от мира. И причастившись Святых Христовых Таин, предал преподобный Стефан чистую свою душу Богу июля в 14-й день 1406 года. Благоухание святой его жизни повеяло от святых его мощей, свидетельствуя о благоприятном предстательстве его пред лицем Божиим. Со слезами братия погребли его в созданной им обители Живоначальной Троицы.
Много лет после преставления блаженного Стефана жил в его обители некто благоговейный старец инок Герман, уже столетний, днем и ночью предстоявший в молитвах Богу. Однажды ночью вышел он из своей келлии и увидел над гробом преподобного огонь. Ужаснулся старец и поспешил возвестить о том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света, сиявший от гробницы. Пришел в то время из Лавры преподобного Сергия игумен Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией. Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и пред нею возжечь неугасимую лампаду. С того времени возобновилось почитание святого, уже почти забытого, и было установлено ежегодное ему празднование.
В 1550 году при постройке нового каменного храма во имя Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного параманда, найденного на персях мощей и вложенного в серебряный крест, последовали исцеления для прикасавшихся к нему с верою.
По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам, 1557 г.) был голод и в обители было мало хлеба. Игумен Варлаам (1557–1570), желая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть. С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи. Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить и разложить на столы. Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропитания, однако он исполнил повеление, и по молитве святого Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питались им три месяца.
Игумен Варлаам стал первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана. Он разыскал записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мощей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московского Макария († 1563; память 30 декабря/12 января) составил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была составлена также Симеоном Полоцким.