Канон святому преподобному Пахомию Нерехтскому, Сыпановскому, Костромскому
Припев: Преподо́бне о́тче на́ш Пахо́мие, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 28 мая (15 мая ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Наста́ви мя́, Го́споди Бо́же мо́й, да возмогу́ благоче́стно уго́дника Твоего́, преподо́бнаго Пахо́мия, сла́вное и честно́е восхвали́ти торжество́.
Отве́рзи ми́, Го́споди, у́м мо́й и да́руй ми́ смы́сл, е́же хвале́ние принести́ Твоему́ уго́днику, преподо́бному Пахо́мию.
Живоно́сным ору́жием кре́стным прии́м на враги́ ополче́ние, озари́ у́м мо́й, молю́ся, оби́льно всю́ зе́млю напая́я сло́вом уче́ния, а́ки прему́др чинонача́льник на́ш.
Богоро́дичен: Пресу́щное Сло́во существо́ прии́м, от чи́стых крове́й Твои́х богосоде́ла, на́с нетле́ния изба́ви, Чи́стая, сего́ ра́ди Тя́ при́сно сла́вим.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди, Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Боле́зньми свои́ми бразду́ душе́вную, му́дре Пахо́мие, до́бре соде́ла и кла́с безстра́стия чу́ден израсти́л еси́.
Кро́тостию смиря́шеся, молча́нием украша́шеся, у́м всегда́ в вы́шних име́я, во пло́ти а́нгельски, о́тче, пожи́л еси́.
А́ще и в ми́ре су́щая, о́тче Пахо́мие, преоби́дел еси́, но та́мо преми́рная и нетле́нная стяжа́л еси́, иде́же гла́с пра́зднующих и ра́йское наслажде́ние.
Богоро́дичен: Спа́са Ро́ждшая, спаси́ мя́, и́же в бу́ре все́х сласте́й обурева́ема, Христа́, тишину́, моли́ о пою́щих Тя́.
Седа́лен, гла́с 4:
Всено́щное стоя́ние и ва́ра дневна́го тяготу́ понесе́ и мно́гии труды́ показа́ и сего́ ра́ди уго́дник бы́сть, блаже́нне Пахо́мие, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Богоро́дичен: Чи́стая, Всенепоро́чная и Неискусобра́чная же, Еди́на Безле́тнаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия в ле́та поро́ждши, Сего́ со святы́ми и честны́ми патриа́рхи, с ученики́, и проро́ки, и преподо́бными моли́ дарова́ти на́м очище́ние и ве́лию ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.
Егда́ прии́де в пусты́ню и еди́н с Бо́гом безмо́лвствуя, дре́вие, возра́стшее от земли́, собесе́дники себе́ име́яше, до́ндеже снидо́шася к тебе́ бра́тия.
Христа́ Животво́рца оде́яся ме́ртвостию и стопа́м Его́ после́дуя, те́мже Ему́ предстоя́ и моли́твою благода́ть восприя́.
Зарю́ невече́рнюю вну́трь в се́рдцы прии́м, и от нея́ просия́л еси́, и всестра́стную мглу́ потреби́л еси́.
Богоро́дичен: Чистоте́ жили́ще, селе́ние Влады́ки все́х и проро́ком все́м сбытие́, Благодарова́нная Чи́стая, пою́щия Тя́ уще́дри.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, И́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Егда́ в жи́зни се́й бы́сть стро́ящий в пусты́ни оби́тель, Бо́г же ви́де твоя́ труды́ и дая́ше благода́ть, мно́зи лю́дие помога́ше ти́.
Боже́ственным манове́нием, о́тче, плотско́е житие́ отри́нув, после́довал еси́ любо́вию зову́щему Христу́, преподо́бне Пахо́мие.
Преблаже́нне, Богоприя́тне о́тче на́ш Пахо́мие, непреста́нно ста́до твое́ вопие́т ти́: моли́твами свои́ми ко Го́споду спаси́ на́с, мо́лим тя́.
Богоро́дичен: Ме́сто освяще́ния и мы́сленную трапе́зу, Чи́стая, Хле́б – Христа́ – Жи́знь все́х прие́мшую, пое́м Тя́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостива.
Ка́плями по́тов твои́х, преподо́бне, враго́в ополче́ния попра́л и дости́гл еси́ А́нгельский невеще́ственныя ли́ки.
Хра́м бы́в Трисо́лнечнаго Божества́, стра́шныя куми́ры потреби́л еси́, преподо́бне Пахо́мие, от ни́хже и на́с изба́ви.
Терпе́ние и моли́тву стяжа́в, держа́вна смире́ния испо́лнь и тве́рдо любле́ние ко Христу́, о́тче, стяжа́л еси́.
Богоро́дичен: Богоро́дице, Ро́ждшая незаходи́мое Со́лнце, всего́ мя́ просвети́, омраче́ннаго страстьми́.
Конда́к, гла́с 4:
В пусты́ни безмо́лвствуя, еди́нствующу тя́, Богоно́се, взыску́ющу ти́ Го́спода, Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни, и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ не́колико бра́тии, с ни́миже ти́ моля́щуся Го́сподеви, Тро́ице прече́стен хра́м воздви́же, в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие, моли́ся о спасе́нии ду́ш на́ших.
И́кос:
Пусты́нный граждани́н, о́тче, показа́ся, оста́вил оте́чество свое́ гра́д Влади́мир и честну́ю оби́тель царя́ Константи́на и хожда́ше по страна́м мно́гим и по честны́м оби́телем и, Бо́гом наставля́емь, дои́де в пусты́ню и в не́й селе́ние сотвори́. Мы́ же к тебе́ сицева́я рце́м: ра́дуйся, преподо́бне о́тче Пахо́мие, и́же в пусты́ни Тро́ице прече́стен хра́м созда́вый и в не́м Бо́жие славосло́вие устро́и и о́бщее житие́ соста́ви; ра́дуйся, поуча́я ве́рныя ко спасе́нию; ра́дуйся, стра́нным корми́телю, па́че всего́ прилежа́вый о церко́вном строе́нии; ра́дуйся, распространи́вый пусты́ню и многочелове́чну устро́и ю́; ра́дуйся, устро́ивый общежи́тельный монасты́рь, нарица́емый на Сыпа́нове; ра́дуйся, я́ко Бо́г тебе́ показа́ наста́вника о́бласти гра́да Костромы́; ра́дуйся, я́ко вели́кий гра́д Кострома́ тобо́ю хва́лится, име́я мо́щи твоя́ во о́бласти свое́й; ра́дуйся, я́ко нарица́емому ме́сту Не́рехте хвала́ и утвержде́ние; ра́дуйся, преподо́бне Пахо́мие, моли́ся о спасе́нии ду́ш на́ших.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Умертви́ пло́ти свое́й мудрова́ние, Богоно́се, и де́йством Свята́го Ду́ха, Пахо́мие, отце́м собесе́дник яви́ся и непреста́нно вопие́ши: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Яви́лся еси́ отгони́тель духово́м нечи́стым, Боже́ственнаго Ду́ха селе́ние чи́сто бы́л еси́, взыва́ше: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Хва́лится, преподо́бне, гра́д тво́й, я́ко во о́бласти его́ сокрове́нны бы́ста мо́щи твоя́ и я́ко добра́ граждани́на от Бо́га прия́л е́сть.
Богоро́дичен: Спаси́ мя́, Ма́ти Спа́сова, содержи́ма глубино́ю согреше́ний, да Твое́ заступле́ние велича́ем, Чи́стая, и Сы́на Твоего́, Христа́, Бо́га на́шего: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Ви́де у́бо преподо́бный оби́тель устро́ену, и яви́ся ле́пота церко́вная соста́влена, и па́ки от земли́ к Небе́сным взы́ти тща́ся и все́х пе́ти науча́я: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
По успе́нии твое́м не́кий бра́т бори́м бы́сть по́мыслом душевре́дным, и́же пло́ть на ду́х вою́ет, ты́ же явле́нием свои́м сего́ исцели́, Христо́ви вопия́: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Блаже́нне Богогла́се, прово́диши пою́щия тя́ ко Христу́ очище́ны от тиме́ния стра́стнаго моли́твами твои́ми, вопию́щих, Пахо́мие, и глаго́лющих: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Ты́ Ада́ма, Де́во, па́дшаго Дщи́ яви́ся, Бо́жия же Ма́ти, обнови́вшаго мое́ существо́, Его́же пое́м и превозно́сим во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти: Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с Небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Сла́ву Вседержи́теля жела́я ви́дети, обнови́л еси́ души́ кре́пость и сла́вою обогати́ся Небе́сною.
Честно́е украше́ние благода́ти, о́тче преподо́бне Пахо́мие, испроси́ свяще́нником на́шим, во́ином во бране́х кре́пость и здра́вие телесе́м, я́ко да непреста́нно тя́ велича́ем.
Пра́веден и непоро́чен, о́тче, бы́л еси́, Бо́гови послужи́л еси́ в преподо́бии, те́мже почи́ла е́сть Тро́ица в се́рдце твое́м, Ея́же ны́не наслажда́ешися, досточу́дне.
Богоро́дичен: Тя́ дре́вле Авваку́м прови́де го́ру несеко́мую, из Нея́же Бо́г яви́ся, истле́вшия ны́ обнови́ла е́сть.
Свети́лен:
Устро́ивый оби́тель и созда́ хра́мы Бо́жия и собра́вый и́нок мно́жества, в моли́твах прилежа́ Го́сподеви и ны́не, со дерзнове́нием предстоя́ Христо́ви, моли́ся о ста́де свое́м, Пахо́мие, о́тче на́ш.
Богоро́дичен: Еди́н Чи́стый, Еди́н Госпо́дь Тя́ Еди́ну избра́, Чисте́йшу всея́ тва́ри, Пренепоро́чная, от чи́стых крове́й Твои́х воплоти́ся.
Краткое житие преподобного Пахомия Нерехтского
Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Семи лет он был отдан в учение, поэтому с детства хорошо знал Божественное Писание. Тяготясь суетностью тленного мира, он принял постриг в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Стремясь к безмолвному пустынному житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии. Преподобный скончался в 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей. Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 23 марта – в день преставления.
Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского
Преподобный Пахомий родился в первой четверти XIV века в городе Владимире на Клязьме. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с именем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, – говорит древний жизнеописатель преподобного, – и затрепетала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. – Дух Святый вел его на этот путь».
Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неутомимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою.
Так прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алексий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.
Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от братии, оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и удаляется в костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта. С собою принес подвижник из имущества только две книги: «Правильную книжицу» и Псалтирь.
Нерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она представляла собой, вероятно, значительное промышленное селение. В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного странноприимного мужа и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место нашел преподобный в двух верстах от селения на восток: оно отличалось красотой, было возвышенно и поросло лесом: вокруг него протекало две реки – Солоница и ее приток, речка Гридевка. Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Плененный красотою Сыпанова, подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства. С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них святого, и усердно помогали преподобному Пахомию в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келлию самому подвижнику. Преподобный на свои и на собранные с народа средства написал образ Живоначальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпою народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен. Разошелся народ по домам, а преподобный в своей келлии молился Богу, благодарил Его за успешное начатие дела и сказал: «Здесь покой мой; здесь я вселюсь и стану жить, и пусть будет то, что угодно Богу».
Жители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к преподобному Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Преподобный усердно трудился с приходившими мирянами, благодарил жертвователей. Пример нерехтчан нашел подражателей среди окрестных жителей, которые также трудились с Пахомием. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители.
Тогда преподобный Пахомий отправился с одним из братий в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Святитель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого, вел с ним душеполезную беседу, без замедления дал благословенную грамоту и антиминс. По возвращении из Москвы преподобный еще ревностнее спешил окончить Троицкий храм, еще усерднее работали с ним нерехтчане и окрестные жители. Вскоре храм был готов, украшен иконами, снабжен книгами и торжественно освящен при участии ближайшего духовенства и при стечении множества народа.
Окончив храм, преподобный Пахомий заботливо устраивает монастырь. Братия и многие посетители обители ставят братские келлии. Монастырь обносят стеною. Для пропитания братии заводится хлебопашество: вырубается окрестный лес, выжигается заросль и появляются поля, засеянные рожью, житом и овсом. Все это делал преподобный затем, чтобы братия не были праздными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей. Этого мало. Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, преподобный Пахомий поставил за монастырской стеною гостиницу для «гостей», то есть приходящих в обитель богомольцев. Исполняя долг гостеприимства, подвижник кормил пришельцев монастырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу. Вместе с внешним шло и внутреннее устроение Пахомиевой обители. Подвижник дал ей строгий общежительный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца и екклесиарха. В конце концов Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие монастыри стали ставить его в образец себе. Это вызывало и более усердные жертвы окрестных христолюбцев: они давали святому на строение монастыря, каждый от своего имения, кто сколько мог. Один зажиточный нерехтчанин пожертвовал монастырю два колокола, третий устроил подвижник на собственные средства.
В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасении души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувствовал приближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное наставление: «Братия! – начал подвижник, – ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем».
В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!»
Преподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженика Владимирского Рождественского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав монастыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скорби и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того преподобный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», – и скончался. Это было в 1384 году.
Погребение останков угодника Божия было очень торжественно, при большом стечении народа. Честные мощи преподобного положены были по правую сторону алтаря Троицкого собора. Когда в Сыпанове строили каменную церковь на месте деревянной, 6 мая 1675 года они обретены нетленными, но оставлены под спудом. Потом над ними был устроен придел во имя угодника Божия. Теперь его святые мощи почивают на левой стороне Пахомиевского придела, против северных врат алтаря. Красивая металлическая рака возвышается над ними, а поверх ее положен образ преподобного Пахомия.
Господь Бог прославил Своего угодника даром чудотворений как при жизни его, так и по смерти.
В Нерехте во дни преподобного Пахомия проживал человек, преданный неумеренному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыслицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно. 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крестный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водоосвящение, и осенил его крестом. Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его. После литургии Пахомий дал исцеленному просфору, и он навсегда избавился от своей болезни.
Инок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного и много помогавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после кончины святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему. Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению преподобного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утомленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне светолепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую,как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Господь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего».
При этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных».
Проснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удостоверение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сохраняется доныне.
В селе Иванькове близ Костромы в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки преподобного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного.
В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живописец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне преподобный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.
Рассказывают, что преподобный Пахомий еще раз явился живописцу перед тем, как писать ему на стене изображение угодника Божия. Пробудившись, Соколов немедленно взялся за кисть, чтобы не забыть черты лица преподобного Пахомия.
В 1843 и 1892 гг. жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехтского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг.
С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор. Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и деревням прихода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немедленно выздоравливали. В Нерехту икона преподобного принесена была в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболевших, – всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням.
Через пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик. Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совершенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось. Один врач и жена его смеялись над приверженностью православных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались.
В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота.
К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало. Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана.
«Во сне ясно увидала я, — рассказывала сыпановскому священнику Елизавета, — будто молюсь в Пахомиев день, 15 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние. Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помолиться об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благодарить угодника».
Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринархом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля – в день кончины, и 15/28 мая – в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение богомольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закрытого в 1764 году монастыря.