Канон святому преподобному Льву Оптинскому
Припе́в: Преподо́бне о́тче Львé, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 24 октября (11 октября ст. ст.)
Глас 2.
Пе́снь 1
Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.
Ра́зум да́ждь на́м, Всеси́льне Го́споди, досто́йно воспе́ти уго́дника Твоего́, Льва́ прему́драго, ста́рца О́птинскаго, чистоты́ и милосе́рдия ева́нгельскаго испо́лненнаго и ду́хом прему́дрости све́тло укра́шеннаго.
А́нгельски на земли́ пожи́в, преподо́бне, и, служе́ние ста́рческое, я́ко кре́ст, благопослу́шне от Го́спода прии́м, му́дрый наста́вник мно́гим и́ноком и миря́ном яви́лся еси́.
Ду́хом Бо́жиим наставля́емь, та́йну челове́ческаго се́рдца проразумева́л еси́, смиренному́дрый уго́дниче о́тче Льве́, те́мже и мно́гия лю́ди к Небе́сному Ца́рствию приве́л еси́.
Богоро́дичен: Упова́ние на́ше и похвало́, Де́во Чи́стая, Христа́ Спа́са моли́, оставле́ние прегреше́ний на́м пода́ти, ве́рою и любо́вию Тя́ почита́ющим.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко кри́н, Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.
И́стину ева́нгельскую возлюби́в и ку́плю жите́йскую оста́вив, к мона́шескому житию́ устреми́лся еси́, преподо́бне, нищету́ духо́вную стяжа́в и му́жественне греху́ противоста́в, горды́ню злоко́зненнаго врага́ посрами́л еси́.
Свою́ во́лю нивочто́же вменя́я, о́тче преподо́бне, пустыннолю́бцу Фео́дору после́довал еси́ и, сла́дость послуша́ния и поко́й безмо́лвия вкуси́в, страсте́й треволне́ние, богоблаже́нне, укроти́л еси́.
Я́ко сы́н послуша́ния и учени́к добронра́вный, богому́дре Льве́, преда́ние оте́ческое насле́довал еси́, его́же преподо́бный Паи́сий, я́ко боже́ственныя кла́сы собра́.
Богоро́дичен: Ли́цы А́нгельстии пою́т Тя́, Богора́дованная Влады́чице, Херуви́ми же и Серафи́ми досто́йно славосло́вят, не пре́зри и хвалы́ земноро́дных, воспева́ющих Тя́.
Седа́лен, гла́с 4:
Я́ко стра́ж Бо́жий, вои́стинну яви́лся еси́, о́тче Льве́, ста́до твое́ неусы́пно и бо́дренне сохраня́я, и ны́не огради́ на́с моли́твами твои́ми, ве́рою и любо́вию па́мять твою́ соверша́ющих.
Богоро́дичен: Я́ко Боже́ственный Ми́р, Спа́са Христа́, поро́ждши, Де́во Чи́стая, ми́р ми́рови и спасе́ние все́м подала́ еси́, те́мже и жи́знь на́шу умири́ и ду́ши спаси́, я́ко Блага́я.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Огне́м очи́щся та́йнаго зре́ния, поя́ проро́к челове́ков новоде́йство, возглаша́ет гла́с, Ду́хом пле́щущ, воплоще́ние явля́ющь неизрече́нна Сло́ва, И́мже си́льных держа́вы сотро́шася.
Все́м приходя́щим к тебе́ наста́вник му́дрый яви́лся еси́, о́тче Льве́, и просла́вися житие́ твое́, умертви́в бо мудрова́ния плотска́я, глуби́ны ве́дения, широты́ любве́ и высоты́ смире́ния дости́гл еси́.
Егда́ к Бо́гу любо́вию возгоре́лся еси́ и усе́рдно Тому́ послужи́ти восхоте́л еси́, тогда́, я́ко зе́млю и пе́пел себе́ вменя́я, в пусты́ню безмо́лвия удали́лся еси́, о́тче преподо́бне.
Свети́льник све́тел в пусты́ни яви́вся, мра́к бесо́вский дале́че прогна́л еси́, моли́тву же непреста́нную в се́рдце, я́ко ме́чь в руце́, име́я, де́монов зло́бу посрами́л еси́.
Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу тве́рду ве́мы и Богороди́тельницу и́стинную испове́дуем, я́ко Бо́га Сло́ва неизрече́нно родила́ еси́, Мари́е Де́во, те́мже спаса́й Тя́ призыва́ющия.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо, Влады́ко, к Светонача́льнику Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения, приведе́ние и́мамы.
А́нгельскаго жития́ взыску́я, на стезю́ и́ночества невозвра́тным по́мыслом ступи́л еси́ и, му́дрость отце́в преподо́бных стяжа́в, наста́вник и уте́шитель мно́гим яви́лся еси́, богоблаже́нне.
Ра́достно дне́сь сла́вит оби́тель Валаа́мская по́стническия труды́ твоя́, о́тче Льве́, зде́ бо и́ноческия по́двиги со преподо́бным Фео́дором подъя́л еси́, и ны́не с ни́м на Небеси́ ку́пно ра́дуешися.
Чистоту́ се́рдца и у́м све́тел стяжа́л еси́, о́тче, де́лы благи́ми и чудесы́, я́ко свети́льник многосве́тлый, сия́я, и пре́лести тьму́ богодарова́нным ти́ разсужде́нием изобличи́л еси́.
Ели́цы ку́пли ра́ди духо́вныя к тебе́ прихожда́ху, зла́том смиренному́дрия обогаща́хуся, те́мже и на́шу нищету́ уще́дри, о́тче Льве́, ева́нгельских доброде́телей вели́кое сокро́вище стяжа́вый.
Богоро́дичен: Све́тлый О́блаче, Со́лнце ми́ра, Го́спода Иису́са, носи́вши, покры́й ми́р от собла́знов, и зе́ницы оче́с духо́вных просвети́, во е́же сла́ву Твою́ мы́сленно зре́ти и любо́вию пе́ти Тя́, Всеблаже́нная.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Во глубине́ грехо́вней содержи́мь е́смь, Спа́се, и в пучи́не жите́йстей обурева́емь: но я́коже Ио́ну от зве́ря, и мене́ от страсте́й возведи́, и спаси́ мя.
Те́сным путе́м ше́ствуя, житие́ богоуго́дне испра́вил еси́, преподо́бне, в О́птину же пу́стынь всели́вся, духо́вный вертогра́д устро́ил еси́.
Ве́лиих искуше́ний пучи́ну преплы́в, би́сер у́мныя моли́твы, я́ко до́бр купе́ц, обре́л еси́ и пу́стынь О́птинскую, я́ко духо́вную сокро́вищницу, зла́том оте́ческаго преда́ния обогати́л еси́, о́тче Льве́.
Адама́нт тве́рд в терпе́нии искуше́ний де́монских, на тя́ воздвиза́емых, яви́лся еси́, преподо́бне, те́мже боле́зни и труды́, ско́рби и гоне́ния, я́ко И́ов, кро́тко претерпе́л еси́, на Бо́га упова́я.
Оте́ческою любо́вию в боле́знех и ско́рбех су́щих покрыва́л еси́ и му́чимых от духо́в нечи́стых исцеля́л еси́ си́лою на тебе́ почи́вшаго Всесвята́го Ду́ха.
Послушли́в и рачи́телен, я́ко пчела́ боже́ственная, бы́в, некта́р духо́вный собра́л еси́, богому́дре Льве́, и́мже ча́да церко́вная и мона́шествующих собо́ры препита́л еси́.
Богоро́дичен: Тве́рду ве́ру да́ждь ми́, Влады́чице, я́ко мно́гими прило́ги смяте́ся се́рдце мое́, ве́тром бесо́вских искуше́ний обурева́емо, но упра́ви ше́ствие мое́, Богоневе́сто, Ты́ бо при́стань оти́шная рабо́м Твои́м.
Конда́к, гла́с 6:
Те́сным путе́м в житии́ твое́м ше́ствуя, на высоту́ доброде́телей возше́л еси́ и, благода́ть па́стырства от Бо́га прии́м, слове́сныя о́вцы до́бре упа́сл еси́ и ста́рчеству тве́рдое основа́ние во оби́тели О́птинстей положи́л еси́. Те́мже ны́не, преподо́бне о́тче Льве́, предстоя́ Пресвяте́й Тро́ице, моли́ спасти́ся благоче́стно тя́ почита́ющим.
И́кос:
И́стиннаго смире́ния и послуша́ния де́латель бы́в, да́р благода́ти Бо́жия стяжа́л еси́ и, же́зл ста́рчества от Благода́теля вся́ческих прии́м, Христо́во ста́до слове́сных ове́ц на па́житех благоче́стия упа́сл еси́ и мона́шествующих до́бре наста́вил еси́. Те́мже по блаже́ннем преставле́нии твое́м, Престо́лу Святы́я Тро́ицы во сла́ве ны́не предстоя́, моли́ спасти́ся благоче́стно тя́ почита́ющим.
Пе́снь 7
Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния: посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Иску́с подъя́л еси́, богому́дре Льве́, жития́ по́стническаго и взыску́ющим о́наго и́стинный путево́ждь яви́лся еси́, наставля́я и́х взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Неду́зи врачу́ются и де́мони отбега́ют моли́твами твои́ми, о́тче Льве́, те́мже мно́зии с ве́рою к ра́це моще́й твои́х притека́ют и благода́рне вопию́т: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Собо́р О́птинский тобо́ю хва́лится, преподо́бне, ты́ бо, я́ко ка́мень непоколеби́м во искуше́ниих пребыва́я, на Ка́мени ве́ры утвержда́тися науча́л еси́, взыва́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
К тебе́, преподо́бне, притека́ют ве́рнии, я́ко любве́ Христо́вы испо́лнен бы́в, оте́ц сиро́т и вдова́м засту́пник, ни́щим пита́тель и наста́вник заблу́ждшим яви́лся еси́, пою́щим: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
А́ще и мно́гия ско́рби терпе́л еси́, оба́че не оста́вил еси́ прибега́ющих к тебе́, глаго́ля: а́ще и в изгна́ние пойду́, или́ во о́гнь, а́з бу́ду то́йже, взыва́яй: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Госпоже́ и Цари́це А́нгелов, ца́рствующи при́сно на Небесе́х, гра́ды и ве́си земли́ Ру́сския покрыва́й, Богороди́тельнице, и ро́г правосла́вных возвы́си, вопию́щих: благослове́нна еси́, Де́во Пренепоро́чная.
Пе́снь 8
Ирмо́с: В купине́ Моисе́ю Де́вы чу́до, на Сина́йстей горе́, прообрази́вшаго иногда́, по́йте, благослови́те, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
О́птинский ски́т, я́коже ра́йский са́д, возде́лал еси́, в не́мже ученики́ твоя́ взрасти́л еси́, и́же благода́тне процвето́ша и зе́млю Ру́сскую арома́ты моли́твенными облагоуха́ша.
Гоне́ния благоду́шне претерпе́л еси́, я́же лука́вый за́вистию воздви́же на тя́ оглаго́ланием от челове́к, за оби́дящих и претя́щих ти́ кро́тко моли́лся еси́, о́тче Льве́ преподо́бне, в незло́бии Христу́ подража́я.
Ле́сть обличи́л еси́, богому́дре, и, пре́лести тьму́ потреби́в, ду́ши от пле́на бесо́вскаго изба́вил еси́, те́мже и исцеле́ния пода́ждь к ра́це моще́й твои́х притека́ющим и превознося́щим Христа́ во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Ада́мово воззва́ние и Е́вино избавле́ние, Мари́е Де́во, потщи́ся спасти́ ве́рныя лю́ди Твоя́, пою́щия и превознося́щия Тя́ во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
В зе́млю кро́тких всели́лся еси́, незло́бив сы́й, и, доброде́тельми преукра́шен, с Вы́шними лику́еши, те́мже спаса́й на́с предста́тельством твои́м, о́тче богохва́льне.
Источа́ет благово́ния, я́ко кри́н, ра́ка честны́х моще́й твои́х, вразумля́ющи ве́рныя благоуха́ние ра́йскаго селе́ния взыска́ти, о́тче Льве́ достосла́вне.
Заре́ю Ду́ха облиста́емь, в пусты́ни О́птинстей све́тло просия́л еси́, о́тче преподо́бне, те́мже и доны́не сия́еши во тьме́ грехо́вней пребыва́ющим.
Небе́сная дарова́ния прии́м, прозрева́л еси́ бу́дущая, я́ко настоя́щая, те́мже, мно́гия в ве́ре утверди́в, ко спасе́нию приве́л еси́. Моли́, преподо́бне, с про́чими отцы́ в ми́ре соблюсти́ оби́тель на́шу, пе́сньми собо́р ста́рцев О́птинских ны́не прославля́ющих.
Богоро́дичен: Оте́чество на́ше заступи́, Влады́чице, и по́мощь пода́й стра́ждущим, си́рыя приими́ под кро́в Тво́й честны́й и ду́ши озло́бленныя умири́, Богоблагода́тная. Ты́ бо еси́ спасе́ние ве́рою Тя́ велича́ющих.
Свети́лен:
Боже́ственным Све́том просвеще́н, све́том доброде́телей све́тло просия́л еси́, о́тче Льве́, и на све́щнице о́птинстей поста́влен, ны́не просвеща́еши все́х ве́рно к тебе́ прибега́ющих.
Богоро́дичен: Моли́твами Пречи́стыя Ма́тере Твоея́ и все́х проро́ков, и му́чеников, и свяще́нных учени́к, Сло́ве Бо́жий, пода́ждь на́м ми́р и очище́ние прегреше́ний.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ постла̀ и҆ногда̀ фараѡни́тское всево́инство преѡрꙋже́ннаѧ си́ла, вопло́щшеесѧ же сло́во всеѕло́бный грѣ́хъ потреби́ло є҆́сть, препросла́вленный гдⷭ҇ь, сла́внѡ бо просла́висѧ.
Ра́зꙋмъ да́ждь на́мъ, всеси́льне гдⷭ҇и, досто́йнѡ воспѣ́ти ᲂу҆го́дника твоего̀ льва̀ премꙋ́драго, ста́рца ѻ҆́птинскаго, чистоты̀ и҆ млⷭ҇рдїѧ є҆ѵⷢ҇льскагѡ и҆спо́лненнаго и҆ дꙋ́хомъ премꙋ́дрости свѣ́тлѡ ᲂу҆кра́шеннаго.
А҆́гг҃льски на землѝ пожи́въ, прпⷣбне, и҆ слꙋже́нїе ста́рческое, ꙗ҆́кѡ крⷭ҇тъ, бл҃гопослꙋ́шнѣ ѿ гдⷭ҇а прїи́мъ, мꙋ́дрый наста́вникъ мнѡ́гимъ и҆́нокѡмъ и҆ мїрѧ́нѡмъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ.
Дх҃омъ бж҃їимъ наставлѧ́емь, та́йнꙋ человѣ́ческагѡ се́рдца проразꙋмѣва́лъ є҆сѝ, смиренномꙋ́дрый ᲂу҆го́дниче ѻ҆́тче львѐ, тѣ́мже и҆ мнѡ́гїѧ лю́ди къ нбⷭ҇номꙋ црⷭ҇твїю приве́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Оу҆пова́нїе на́ше и҆ похвало̀, дв҃о чⷭ҇таѧ, хрⷭ҇та̀ сп҃са молѝ, ѡ҆ставле́нїе прегрѣше́нїй на́мъ пода́ти, вѣ́рою и҆ любо́вїю тѧ̀ почита́ющымъ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Процвѣла̀ є҆́сть пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́кѡ крі́нъ, гдⷭ҇и, ꙗ҆зы́ческаѧ неплодѧ́щаѧ цр҃ковь, прише́ствїемъ твои́мъ, въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.
И҆́стинꙋ є҆ѵⷢ҇льскꙋю возлюби́въ и҆ кꙋ́плю жите́йскꙋю ѡ҆ста́вивъ, къ мона́шескомꙋ житїю̀ ᲂу҆стреми́лсѧ є҆сѝ, прпⷣбне, нищетꙋ̀ дꙋхо́внꙋю стѧжа́въ и҆ мꙋ́жественнѣ грѣхꙋ̀ противоста́въ, горды́ню ѕлоко́зненнагѡ врага̀ посрами́лъ є҆сѝ.
Свою̀ во́лю нивочто́же вмѣнѧ́ѧ, ѻ҆́тче прпⷣбне, пꙋстыннолю́бцꙋ ѳео́дѡрꙋ послѣ́довалъ є҆сѝ, и҆ сла́дость послꙋша́нїѧ и҆ поко́й безмо́лвїѧ вкꙋси́въ, страсте́й треволне́нїе, бг҃обл҃же́нне, ᲂу҆кроти́лъ є҆сѝ.
Ꙗ҆́кѡ сы́нъ послꙋша́нїѧ и҆ ᲂу҆чени́къ добронра́вный, бг҃омꙋ́дре львѐ, преда́нїе ѻ҆те́ческое наслѣ́довалъ є҆сѝ, є҆го́же прпⷣбный паі́сїй, ꙗ҆́кѡ бжⷭ҇твєнныѧ кла́сы собра̀.
Бг҃оро́диченъ: Ли́цы а҆́гг҃льстїи пою́тъ тѧ̀, бг҃ора́дованнаѧ влⷣчце, херꙋві́ми же и҆ серафі́ми досто́йнѡ славосло́вѧтъ, не пре́зри и҆ хвалы̑ земноро́дныхъ, воспѣва́ющихъ тѧ̀.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃:
Ꙗ҆́кѡ стра́жъ бж҃їй, вои́стиннꙋ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче львѐ, ста́до твоѐ неꙋсы́пнѡ и҆ бо́дреннѣ сохранѧ́ѧ, и҆ ны́нѣ ѡ҆градѝ на́съ мл҃твами твои́ми, вѣ́рою и҆ любо́вїю па́мѧть твою̀ соверша́ющихъ.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ бжⷭ҇твенный мі́ръ, сп҃са хрⷭ҇та̀, поро́ждши, дв҃о чⷭ҇таѧ, ми́ръ мі́рови и҆ сп҃се́нїе всѣ̑мъ подала̀ є҆сѝ, тѣ́мже и҆ жи́знь на́шꙋ ᲂу҆мирѝ и҆ дꙋ́шы сп҃сѝ, ꙗ҆́кѡ бл҃га́ѧ.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆гне́мъ ѡ҆чи́щсѧ та́йнагѡ зрѣ́нїѧ, поѧ̀ прⷪ҇ро́къ человѣ́кѡвъ новодѣ́йство, возглаша́етъ гла́съ, дх҃омъ пле́щꙋщъ, воплоще́нїе ꙗ҆влѧ́ющь неизрече́нна сло́ва, и҆́мже си́льныхъ держа̑вы сотро́шасѧ.
Всѣ̑мъ приходѧ́щымъ къ тебѣ̀ наста́вникъ мꙋ́дрый ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче львѐ, и҆ просла́висѧ житїѐ твоѐ, ᲂу҆мертви́въ бо мꙋдрова̑нїѧ плотска̑ѧ, глꙋби́ны вѣ́дѣнїѧ, широты̀ любвѐ и҆ высоты̀ смире́нїѧ дости́глъ є҆сѝ.
Є҆гда̀ къ бг҃ꙋ любо́вїю возгорѣ́лсѧ є҆сѝ и҆ ᲂу҆се́рднѡ томꙋ̀ послꙋжи́ти восхотѣ́лъ є҆сѝ, тогда̀, ꙗ҆́кѡ зе́млю и҆ пе́пелъ себѐ вмѣнѧ́ѧ, въ пꙋсты́ню безмо́лвїѧ ᲂу҆дали́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче прпⷣбне.
Свѣти́льникъ свѣ́телъ въ пꙋсты́ни ꙗ҆ви́всѧ, мра́къ бѣсо́вскїй дале́че прогна́лъ є҆сѝ, мл҃твꙋ же непреста́ннꙋю въ се́рдцѣ, ꙗ҆́кѡ ме́чь въ рꙋцѣ̀, и҆мѣ́ѧ, де́монѡвъ ѕло́бꙋ посрами́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Тѧ̀ предста́тельницꙋ тве́рдꙋ вѣ́мы и҆ бг҃ороди́тельницꙋ и҆́стиннꙋю и҆сповѣ́дꙋемъ, ꙗ҆́кѡ бг҃а сло́ва неизрече́нно родила̀ є҆сѝ, мр҃і́е дв҃о, тѣ́мже сп҃са́й тѧ̀ призыва́ющыѧ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Хода́тай бг҃ꙋ и҆ человѣ́кѡмъ бы́лъ є҆сѝ, хрⷭ҇тѐ бж҃е: тобо́ю бо, влⷣко, къ свѣтонача́льникꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ твоемꙋ̀, ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ, приведе́нїе и҆́мамы.
А҆́гг҃льскагѡ житїѧ̀ взыскꙋ́ѧ, на стезю̀ и҆́ночества невозвра́тнымъ по́мысломъ стꙋпи́лъ є҆сѝ, и҆ мꙋ́дрость ѻ҆тцє́въ прпⷣбныхъ стѧжа́въ, наста́вникъ и҆ ᲂу҆тѣ́шитель мнѡ́гимъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, бг҃обл҃же́нне.
Ра́достнѡ дне́сь сла́витъ ѻ҆би́тель валаа́мскаѧ по́стничєскїѧ трꙋды̀ твоѧ̑, ѻ҆́тче львѐ, здѣ́ бо и҆́ночєскїѧ по́двиги со прпⷣбнымъ ѳео́дѡромъ под̾ѧ́лъ є҆сѝ, и҆ ны́нѣ съ ни́мъ на нб҃сѝ кꙋ́пнѡ ра́дꙋешисѧ.
Чистотꙋ̀ се́рдца и҆ ᲂу҆́мъ свѣ́телъ стѧжа́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче, дѣ́лы бл҃ги́ми и҆ чꙋдесы̀, ꙗ҆́кѡ свѣти́льникъ многосвѣ́тлый, сїѧ́ѧ, и҆ пре́лести тьмꙋ̀ бг҃одарова́ннымъ тѝ разсꙋжде́нїемъ и҆з̾ѡбличи́лъ є҆сѝ.
Є҆ли́цы кꙋ́пли ра́ди дꙋхо́вныѧ къ тебѣ̀ прихожда́хꙋ, зла́томъ смиренномꙋ́дрїѧ ѡ҆богаща́хꙋсѧ, тѣ́мже и҆ на́шꙋ нищетꙋ̀ ᲂу҆ще́дри, ѻ҆́тче львѐ, є҆ѵⷢ҇льскихъ добродѣ́телей вели́кое сокро́вище стѧжа́вый.
Бг҃оро́диченъ: Свѣ́тлый ѻ҆́блаче, сл҃нце мі́ра, гдⷭ҇а і҆и҃са, носи́вши, покры́й мі́ръ ѿ собла́знѡвъ, и҆ зѣ̑ницы ѻ҆че́съ дꙋхо́вныхъ просвѣтѝ, во є҆́же сла́вꙋ твою̀ мы́сленнѡ зрѣ́ти и҆ любо́вїю пѣ́ти тѧ̀, всебл҃же́ннаѧ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ грѣхо́внѣй содержи́мь є҆́смь, сп҃се, и҆ въ пꙋчи́нѣ жите́йстѣй ѡ҆бꙋрева́емь: но ꙗ҆́коже і҆ѡ́нꙋ ѿ ѕвѣ́рѧ, и҆ менѐ ѿ страсте́й возведѝ, и҆ сп҃си́ мѧ.
Тѣ́снымъ пꙋте́мъ ше́ствꙋѧ, житїѐ бг҃оꙋго́днѣ и҆спра́вилъ є҆сѝ, прпⷣбне, въ ѻ҆́птинꙋ же пꙋ́стынь всели́всѧ, дꙋхо́вный вертогра́дъ ᲂу҆стро́илъ є҆сѝ.
Ве́лїихъ и҆скꙋше́нїй пꙋчи́нꙋ преплы́въ, би́серъ ᲂу҆́мныѧ мл҃твы, ꙗ҆́кѡ до́бръ кꙋпе́цъ, ѡ҆брѣ́лъ є҆сѝ и҆ пꙋ́стынь ѻ҆́птинскꙋю, ꙗ҆́кѡ дꙋхо́внꙋю сокро́вищницꙋ, зла́томъ ѻ҆те́ческагѡ преда́нїѧ ѡ҆богати́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче львѐ.
А҆дама́нтъ тве́рдъ въ терпѣ́нїи и҆скꙋше́нїй де́монскихъ, на тѧ̀ воздвиза́емыхъ, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, прпⷣбне, тѣ́мже болѣ̑зни и҆ трꙋды̀, скѡ́рби и҆ гонє́нїѧ, ꙗ҆́кѡ і҆́ѡвъ, кро́ткѡ претерпѣ́лъ є҆сѝ, на бг҃а ᲂу҆пова́ѧ.
Ѻ҆те́ческою любо́вїю въ болѣ́знехъ и҆ ско́рбехъ сꙋ́щихъ покрыва́лъ є҆сѝ и҆ мꙋ́чимыхъ ѿ дꙋхѡ́въ нечи́стыхъ и҆сцѣлѧ́лъ є҆сѝ си́лою на тебѣ̀ почи́вшагѡ всест҃а́гѡ дх҃а.
Послꙋшли́въ и҆ рачи́теленъ, ꙗ҆́кѡ пчела̀ бжⷭ҇твеннаѧ, бы́въ, некта́ръ дꙋхо́вный собра́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре львѐ, и҆́мже ча̑да цр҃кѡ́внаѧ и҆ мона́шествꙋющихъ собо́ры препита́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Тве́рдꙋ вѣ́рꙋ да́ждь мѝ, влⷣчце, ꙗ҆́кѡ мно́гими прилѡ́ги смѧте́сѧ се́рдце моѐ, вѣ́тромъ бѣсо́вскихъ и҆скꙋше́нїй ѡ҆бꙋрева́емо, но ᲂу҆пра́ви ше́ствїе моѐ, бг҃оневѣ́сто, ты́ бо при́стань ѡ҆ти́шнаѧ рабѡ́мъ твои̑мъ.
Конда́къ, гла́съ ѕ҃:
Тѣ́снымъ пꙋте́мъ въ житїѝ твое́мъ ше́ствꙋѧ, на высотꙋ̀ добродѣ́телей возше́лъ є҆сѝ, и҆ бл҃года́ть па́стырства ѿ бг҃а прїи́мъ, словє́сныѧ ѻ҆́вцы до́брѣ ᲂу҆па́слъ є҆сѝ и҆ ста́рчествꙋ тве́рдое ѡ҆снова́нїе во ѻ҆би́тєли ѻ҆́птинстѣй положи́лъ є҆сѝ. тѣ́мже ны́нѣ, прпⷣбне ѻ҆́тче львѐ, предстоѧ̀ прест҃ѣ́й трⷪ҇цѣ, молѝ сп҃сти́сѧ бл҃гоче́стнѡ тѧ̀ почита́ющымъ.
І҆́косъ:
И҆́стиннагѡ смире́нїѧ и҆ послꙋша́нїѧ дѣ́латель бы́въ, да́ръ бл҃года́ти бж҃їѧ стѧжа́лъ є҆сѝ, и҆ же́злъ ста́рчества ѿ бл҃года́телѧ всѧ́ческихъ прїи́мъ, хрⷭ҇то́во ста́до слове́сныхъ ѻ҆ве́цъ на па́житехъ бл҃гоче́стїѧ ᲂу҆па́слъ є҆сѝ и҆ мона́шествꙋющихъ до́брѣ наста́вилъ є҆сѝ. тѣ́мже по бл҃же́ннѣмъ преставле́нїи твое́мъ, прⷭ҇то́лꙋ ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы во сла́вѣ ны́нѣ предстоѧ̀, молѝ сп҃сти́сѧ бл҃гоче́стнѡ тѧ̀ почита́ющымъ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́бразꙋ злато́мꙋ на по́лѣ деи́рѣ слꙋжи́мꙋ, трїѐ твоѝ ѻ҆́троцы небрего́ша безбо́жнагѡ велѣ́нїѧ: посредѣ́ же ѻ҆гнѧ̀ вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
И҆скꙋ́съ под̾ѧ́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре львѐ, житїѧ̀ по́стническагѡ и҆ взыскꙋ́ющымъ ѻ҆́нагѡ и҆́стинный пꙋтево́ждь ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, наставлѧ́ѧ и҆́хъ взыва́ти: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Недꙋ́зи врачꙋ́ютсѧ и҆ де́мони ѿбѣга́ютъ мл҃твами твои́ми, ѻ҆́тче львѐ, тѣ́мже мно́зїи съ вѣ́рою къ ра́цѣ моще́й твои́хъ притека́ютъ и҆ бл҃года́рнѣ вопїю́тъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Собо́ръ ѻ҆́птинскїй тобо́ю хва́литсѧ, прпⷣбне, ты́ бо, ꙗ҆́кѡ ка́мень непоколеби́мъ во и҆скꙋше́нїихъ пребыва́ѧ, на ка́мени вѣ́ры ᲂу҆твержда́тисѧ наꙋча́лъ є҆сѝ, взыва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Къ тебѣ̀, прпⷣбне, притека́ютъ вѣ́рнїи, ꙗ҆́кѡ любвѐ хрⷭ҇то́вы и҆спо́лненъ бы́въ, ѻ҆те́цъ сиро́тъ и҆ вдова́мъ застꙋ́пникъ, ни́щымъ пита́тель и҆ наста́вникъ заблꙋ́ждшымъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, пою́щымъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
А҆́ще и҆ мнѡ́гїѧ скѡ́рби терпѣ́лъ є҆сѝ, ѻ҆ба́че не ѡ҆ста́вилъ є҆сѝ прибѣга́ющихъ къ тебѣ̀, глаго́лѧ: а҆́ще и҆ въ и҆згна́нїе пойдꙋ̀, и҆лѝ во ѻ҆́гнь, а҆́зъ бꙋ́дꙋ то́йже, взыва́ѧй: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Бг҃оро́диченъ: Гпⷭ҇жѐ и҆ цари́цѣ а҆́гг҃лѡвъ, црⷭ҇твꙋющи при́снѡ на нб҃сѣ́хъ, гра́ды и҆ вє́си землѝ рꙋ́сскїѧ покрыва́й, бг҃ороди́тельнице, и҆ ро́гъ правосла́вныхъ возвы́си, вопїю́щихъ: бл҃гослове́нна є҆сѝ, дв҃о пренепоро́чнаѧ.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Въ кꙋпинѣ̀ мѡѷсе́ю дв҃ы чꙋ́до, на сїна́йстѣй горѣ̀ проѡбрази́вшаго и҆ногда̀, по́йте, бл҃гослови́те, и҆ превозно́сите во всѧ̑ вѣ́ки.
Ѻ҆́птинскїй ски́тъ, ꙗ҆́коже ра́йскїй са́дъ, воздѣ́лалъ є҆сѝ, въ не́мже ᲂу҆ченикѝ твоѧ̑ взрасти́лъ є҆сѝ, и҆̀же бл҃года́тнѣ процвѣто́ша и҆ зе́млю рꙋ́сскꙋю а҆рѡма̑ты мл҃твенными ѡ҆бл҃гоꙋха́ша.
Гонє́нїѧ бл҃годꙋ́шнѣ претерпѣ́лъ є҆сѝ, ꙗ҆̀же лꙋка́вый за́вистїю воздви́же на тѧ̀ ѡ҆глаго́ланїемъ ѿ человѣ̑къ, за ѡ҆би́дѧщихъ и҆ претѧ́щихъ тѝ кро́ткѡ моли́лсѧ є҆сѝ, ѻ҆́тче львѐ прпⷣбне, въ неѕло́бїи хрⷭ҇тꙋ̀ подража́ѧ.
Ле́сть ѡ҆бличи́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре, и҆ пре́лести тьмꙋ̀ потреби́въ, дꙋ́шы ѿ плѣ́на бѣсо́вскагѡ и҆зба́вилъ є҆сѝ, тѣ́мже и҆ и҆сцѣлє́нїѧ пода́ждь къ ра́цѣ моще́й твои́хъ притека́ющымъ и҆ превозносѧ́щымъ хрⷭ҇та̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: А҆да́мово воззва́нїе и҆ є҆́ѵино и҆збавле́нїе, мр҃і́е дв҃о, потщи́сѧ сп҃стѝ вѣ̑рныѧ лю́ди твоѧ̑, пою́щыѧ и҆ превозносѧ́щыѧ тѧ̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щьсѧ ѿ дв҃ы на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ. тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.
Въ зе́млю кро́ткихъ всели́лсѧ є҆сѝ, неѕло́бивъ сы́й, и҆ добродѣ́тельми преꙋкра́шенъ, съ вы́шними ликꙋ́еши, тѣ́мже сп҃са́й на́съ предста́тельствомъ твои́мъ, ѻ҆́тче бг҃охва́льне.
И҆сточа́етъ бл҃говѡ́нїѧ, ꙗ҆́кѡ крі́нъ, ра́ка чⷭ҇тны́хъ моще́й твои́хъ, вразꙋмлѧ́ющи вѣ̑рныѧ бл҃гоꙋха́нїе ра́йскагѡ селе́нїѧ взыска́ти, ѻ҆́тче львѐ достосла́вне.
Заре́ю дх҃а ѡ҆блиста́емь, въ пꙋсты́ни ѻ҆́птинстѣй свѣ́тлѡ просїѧ́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче прпⷣбне, тѣ́мже и҆ доны́нѣ сїѧ́еши во тьмѣ̀ грѣхо́внѣй пребыва́ющымъ.
Нбⷭ҇наѧ дарова̑нїѧ прїи́мъ, прозрѣва́лъ є҆сѝ бꙋ̑дꙋщаѧ, ꙗ҆́кѡ настоѧ̑щаѧ, тѣ́мже, мнѡ́гїѧ въ вѣ́рѣ ᲂу҆тверди́въ, ко сп҃се́нїю приве́лъ є҆сѝ. молѝ, прпⷣбне, съ про́чими ѻ҆тцы̑ въ ми́рѣ соблюстѝ ѻ҆би́тель на́шꙋ, пѣ́сньми собо́ръ ста́рцєвъ ѻ҆́птинскихъ ны́нѣ прославлѧ́ющихъ.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆те́чество на́ше застꙋпѝ, влⷣчце, и҆ по́мощь пода́й стра́ждꙋщымъ, си̑рыѧ прїимѝ под̾ кро́въ тво́й чⷭ҇тны́й и҆ дꙋ́шы ѡ҆ѕло́блєнныѧ ᲂу҆мирѝ, бг҃обл҃года́тнаѧ. ты́ бо є҆сѝ сп҃се́нїе вѣ́рою тѧ̀ велича́ющихъ.
Свѣти́ленъ:
Бжⷭ҇твеннымъ свѣ́томъ просвѣще́нъ, свѣ́томъ добродѣ́телей свѣ́тлѡ просїѧ́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче львѐ, и҆ на свѣ́щницѣ ѻ҆́птинстѣй поста́вленъ, ны́нѣ просвѣща́еши всѣ́хъ вѣ́рнѡ къ тебѣ̀ прибѣга́ющихъ.
Бг҃оро́диченъ: Мл҃твами пречⷭ҇тыѧ мт҃ре твоеѧ̀ и҆ всѣ́хъ прⷪ҇ро́кѡвъ, и҆ мч҃нкѡвъ, и҆ сщ҃е́нныхъ ᲂу҆ч҃ни́къ, сло́ве бж҃їй, пода́ждь на́мъ ми́ръ и҆ ѡ҆чище́нїе прегрѣше́нїй.
Первый приснопамятный оптинский старец Лев (Наголкин) родился в г. Карачеве Орловской губ., и в святом крещении наречен был Львом. В миру он вращался в купеческом быту и служил приказчиком в пеньковом деле, возил пеньку для сбыта на дальние расстояния. Однажды юноша подвергся нападению от волка, который вырвал у него из ноги огромный кусок. Будучи необычайно сильным и смелым, Лев засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. Старец Лев прихрамывал после этого всю жизнь.
Сметливый и в высшей степени способный приказчик во время переездов сталкивался с представителями всех классов общества. Он хорошо освоился с манерами и бытом каждого из них. Этот опыт пригодился ему в годы старчествования, когда к нему приходили и раскрывали душу самые разные люди, знатные и незнатные.
Начало монашеской жизни преп. Лев положил в Оптиной Пустыни, но потом перешел в Белобережскую Пустынь, где в то время настоятельствовал известный афонский подвижник о. Василий Кишкин. Вскоре Лев принял монашеский постриг с именем Леонид. Здесь он прошел искус обучения монашеским добродетелям: послушанию, терпению и всем внешним подвигам. В 1804 г. он стал преемником о. Василия. Еще до назначения своего настоятелем, преподобный прожил некоторое время в Чолнском монастыре, где встретился с учеником старца Паисия Величковского о. Феодором и стал его преданным последователем. Старец Феодор обучал преп. Леонида высшему монашескому деланию, этой «науке из наук и искусству из искусств», как зовется подвиг непрестанной молитвы, посредством которой происходит очищение сердца от страстей. В это же время преподобный познакомился с инспектором Орловской семинарии игуменом Филаретом, будущим митрополитом Киевским. Это обстоятельство имело для старца значение в его последующей жизни.
Как только старец Леонид был назначен настоятелем Белобережской Пустыни, о. Феодор перешел к нему на жительство. Впоследствии оба подвижника во многих скитаниях прожили совместно около двадцати лет. Под руководством о. Феодора преп. Леонид достиг высоких духовных дарований.
В Белых Берегах о. Феодора постигла продолжительная болезнь, после которой построили ему уединенную келью в лесной глуши, в двух верстах от обители, где он и поселился с о. Клеопой. К этим великим подвижникам вскоре присоединился и сам преподобный, сложивший с себя звание настоятеля в 1808 году. Здесь в пустынном безмолвии он принял келейно пострижение в схиму и наречен был Львом. Вскоре после этого старцы Лев и Клеопа переселились в Валаамский монастырь, а в 1812 году к ним присоединился и старец Феодор.
Около шести лет прожили великие старцы в Валаамском скиту, где им вначале жилось хорошо, как об этом писал о. Феодор: «Взаправду можно похвалиться милосердием Божиим на нас, недостойных, явленным: привел нас в место безмолвное, спокойное, от человеков удаленное, молвы свобожденное». Тамошний юродивый Антон Иванович сказал: «Торговали хорошо». То есть привлекли к себе мудростью и смирением многих братий, которые к ним стали ходить за духовным руководством. Им удалось спасти от глубокого отчаяния келиарха монастыря о. Евдокима, который, исполняя внешние подвиги, не мог справиться с такими страстями, как гнев и пр. Старцы указали ему истинный путь к отверзению сердца, и он понял смиренную науку отцов, начал смиряться, возрождаться и впоследствии сам стал учителем братии. Имена Леонида и Феодора всегда были на его устах. Игумен монастыря о. Иннокентий вознегодовал, что старцы отняли у него его ученика, и обратился с жалобой к Петербургскому митрополиту Амвросию. Из Петербурга приехала комиссия, старцы были оправданы, а игумену было сделано строгое внушение. Но зная человеческую природу, старцы побоялись оставаться на Валааме, в особенности после посещения монастыря князем Голициным, который оказал им особое внимание. Они перебрались в Александро-Свирский монастырь.
В 1820 году государь Александр I объезжал северные свои владения. Путь его пролегал вблизи Александро-Свирского монастыря. Жившие там старцы о. Феодор и преп. Леонид почтительно предложили своему настоятелю приготовиться к встрече государя, хотя в его маршруте монастырь этот не был обозначен. Отец настоятель прислушался к совету старцев и в день, указанный ими, ожидал императора у ворот. Между тем государь на пути, по своему обыкновению, расспрашивал о местности и ее жителях у ямщиков – иногда сам, иногда через кучера Илью, неизменного своего возницу. Приближаясь к дороге, где поставлен был крест в знак близости монастыря и для указания к нему пути, государь спросил: «Что это за крест?». Узнав же, что недалеко Свирский монастырь, он велел туда ехать. При этом начал расспрашивать, – каково в монастыре и каковы братия. Ямщик, нередко туда ходивший, отвечал, что ныне стало лучше прежнего. «Отчего?» – спросил государь. «Недавно поселились там старцы о. Феодор и о. Лев; теперь и на клиросе поют получше, и во всем более порядка». Государь, слыхавший от князя Голицина эти имена, пожелал со старцами познакомиться. Между тем ожидавшие царя, испытанные скорбями старцы сотворили между собою краткое совещание, как поступить, если государю угодно будет посетить их, и решили, чтобы не вызывать у братии зависти, молчать. Подъехав к монастырю, государь удивился встрече: «Разве ждали меня?». Настоятель сказал, что вышел навстречу по совету старцев. Приложившись к мощам, царь спросил: «Где здесь о. Феодор и о. Лев?». Старцы несколько выдались, но на все вопросы императора отвечали сдержанно и отрывисто. Государь это заметил и прекратил вопросы, но пожелал принять благословение от о. Феодора. «Я монах непосвященный, – сказал смиренный старец, – я просто мужик». Царь вежливо откланялся и поехал в дальнейший путь.
Во время пребывания в Александро-Свирском монастыре преп. Леонид однажды ездил по делам в Петербург и из рассказа о его пребывании в столице видно, что уже тогда он был истинным прозорливым старцем, обладателем многих духовных дарований. Он посещал там одну духовную дочь, которую спас от неправильного духовного устроения, именуемого прелестью. Однажды старец пришел к ней и потребовал, чтобы она немедленно переехала на новую квартиру, которую ей предлагали и от которой она отказывалась. Старец настоял на своем. Ночью в старую ее квартиру забрался ее бывший слуга с целью ограбления и убийства. Его намерение было потом доказано.
Когда скончался великий старец о. Феодор, преп. Леонид не сразу прибыл в Оптину Пустынь, куда его призывали епископ Филарет Калужский и преп. Моисей – настоятель обители. Сначала его удерживали в Александро-Свирском монастыре, потом он пробыл некоторое время в Площанской Пустыни, где находился преп. Макарий – его будущий помощник во время старчествования в Оптинском скиту и впоследствии его преемник в старчестве.
Наконец, в Оптину Пустынь (1829 г.) прибыл основатель знаменитого ее старчества – той духовной школы, откуда вышла вся плеяда последующих старцев. Заслуга преп. Леонида не ограничивается только основанием старчества, им был дан тот импульс, который вдохновлял последующие поколения старцев в течение целых ста лет – до самого конца жизни и процветания знаменитой Оптиной Пустыни. Великие старцы преп. Макарий и преп. Амвросий, были его учениками.
Старец Леонид прибыл в Оптину Пустынь уже на склоне лет. Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший баснословной силой, сохранивший до старости, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях. Его исключительный ум, соединенный с прозорливостью, давал ему возможность видеть людей насквозь. Душа старца была преисполнена великой любви и жалости к человечеству, но действия его иногда были резки и стремительны. О преп. Леониде нельзя судить как об обычном человеке, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему осознать и почувствовать свою несостоятельность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец знал, каким способом достигнуть своей цели.
Жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на старца Леонида, так его насквозь и увидит. Был этот барин высокий, тучный. Приезжает он раз к старцу, когда у него было много народа. А у преподобного был обычай, когда он хотел произвести на кого особое впечатление, то загородит глаза левой рукой, точно от солнца, приставив ее козырьком ко лбу. Так поступил он при входе этого барина и сказал: «Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Леонида, а сам, шельма, семнадцать лет не был у исповеди и Св. Причащения». Барин затрясся, как лист, и после каялся и плакал, что – грешник неверующий и, действительно, семнадцать лет не исповедывался и не причащался Св. Христовых Таин.
Другой случай. Приехал в Оптину помещик П. и, увидев старца, подумал про себя: «Что же это говорят, что он необыкновенный человек! Такой же, как и прочие, необыкновенного ничего не видно». Вдруг старец говорит ему: «Тебе все дома строить. Здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо такое-то!» Нужно заметить,что П. по пути в Оптину увидел такую красивую местность, что вздумал выстроить там дом и составлял в уме план, какой он должен быть и сколько в нем окон, в чем и обличил его старец. Когда же П. стал исповедываться, преподобный напомнил ему забытый им грех, который он даже за грех не считал.
Еще однажды был случай, когда один приезжий господин объявил старцу, что приехал на него «посмотреть». Старец встал с места и стал поворачиваться перед ним: «Вот, изволите посмотреть меня». Господин пожаловался на него настоятелю, который ему возразил, что старец святой, и по его словам был ему и ответ. Приезжий после этого немедленно вернулся к преподобному, кланялся ему земно и говорил: «Простите, батюшка, я не сумел вам объяснить о себе». Старец выслал из кельи присутствующих и беседовал с приезжим два часа. После этого тот прожил в Оптиной месяц, часто ходил к старцу, потом писал ему письма, объясняя, что он был в отчаянном положении и что старец оживил и воскресил его.
Славный и знаменитый герой Отечественной войны, находясь по пути со своей частью поблизости от Оптиной Пустыни, заглянул в скит к старцу Леониду. Старец спросил у него его фамилию.
– Кульнев, – отвечал генерал, – я остался после отца малолетним, поступил в учебное заведение, окончил курс наук и с того времени нахожусь на службе.
– А где же ваша матушка?
– Право, не знаю, в живых ли она, или нет. Для меня, впрочем, это все равно.
– Как так? Хорош же вы сынок.
– А что же? Она мне ничего не оставила, все имение раздала, потому я и потерял ее из виду.
– Ах, генерал, генерал! Что мелешь? Мать тебе ничего не оставила, а все прожила. И как это ты говоришь, что все она раздала? А вот об этом-то ты и не подумаешь, что она едва могла перенести удар лишения твоего родителя, а своего супруга: и с этого времени и до настоящего стоит перед Богом, как неугасимая свеча, и как чистая жертва посвятила свою жизнь на всякое злострадание и нищету за благо своего единственного сына Николушки. Вот уже около тридцати лет она проходит такой самоотверженный подвиг. Неужели же эти ее молитвы для своего Николушки не наследство? У многих генералов при всех изысканных средствах дети не лучше прохвостов, а Николушка и без средств, да вот генерал!
Глубоко потрясли Кульнева эти простые, но и правдивые старческие слова. Обратившись к св.иконам, он зарыдал. Затем генерал при безчисленных благодарностях спросил адрес своей матери. А прибыв к ней, он на коленях подполз к ее кровати и целовал у нее руки и ноги… Старушка чуть не умерла от радости…
Очень характерен рассказ одного афонского монаха, о. Парфения, посетившего старца Леонида. Монах был одет в мирскую одежду, однако старец, называя его афонским монахом, запретил ему становиться перед собой на колени, как это делали миряне. Среди присутствующих был человек, который, по его словам, пришел «получить душеполезное наставление», но, вопрошенный старцем, сознался, что не исполнил прежнее старческое приказание. Он не бросил курение, как приказал ему о. Леонид. Преподобный грозно велел вытолкать этого человека вон из кельи. Потом пришли три женщины в слезах, которые привели одну лишившуюся ума и рассудка. Они просили о больной помолиться. Старец надел на себя епитрахиль, возложил конец епитрахили и свои руки на главу болящей и, прочитав молитву, трижды перекрестил ее главу и приказал отвести в гостиницу. Сие делал он сидя, потому что уже не мог встать, был болен и доживал последние свои дни. Когда о. Парфений посетил старца на другой день, вчерашняя больная пришла совершенно здоровой, а выгнанный господин пришел просить прощения. Старец его простил, и повторил свое приказание. Афонский монах ужаснулся, что старец, не боясь вреда для себя, творит исцеления. Преподобный ответил: «Я сие сотворил не своей властью, но это сделалось по вере приходящих, и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении, а сам я человек грешный».
Чудеса, совершаемые старцем, были безчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его. «Случилось мне однажды, – писал иеромонах Леонид (Кавелин, будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры), – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. По дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь о старце Леониде. На вопрос, откуда вы его знаете, они отвечали: «Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, больше отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Иначе относились к старцу некоторые духовные лица, в том числе калужский епархиальный архиерей преосв. Николай, который творил много неприятностей Оптиной Пустыни. Этот епископ имел твердое намерение сослать старца Леонида в Соловецкий монастырь для заключения. Предыдущий же епископ Калужский Никанор, будущий митрополит С.-Петербургский, уважал старца. В бытность преподобного в Калуге встречные лица, узнав его, становились на колени и кланялись ему в ноги. Увидев это, начальник полиции решил, что дело нечисто и сделал соответственное донесение епископу Никанору. Владыка вызвал к себе старца и на вопрос, как он верует, старец спел ему Символ веры по-киевски, т.е. начиная с низкой ноты и повышая тон до самой высокой. По пословице «рыбак рыбака видит издалека», добрый владыка понял, кого он видит перед собой и почему старцу кланяются в землю. Он задержал старца у себя в течение нескольких дней, ухаживал за ним, угощал его, так что старец два дня не ел, вернувшись домой. К сожалению, этот добрый архипастырь правил в Калуге недолго, тогда как епископ Николай правил долго и даже пережил старца.
Старчествование преп. Леонида продолжалось в Оптиной Пустыни с 1829 и до года его кончины, последовавшей в 1841 г., т.е. двенадцать лет. Этот промежуток времени старец переживал как почти непрерывное гонение. Когда он прибыл в Оптину Пустынь, игумен Моисей передал ему духовное руководство братией, а сам занялся исключительно хозяйственной частью и ничего не предпринимал без старческого благословения. Так же относился к старцу Леониду и брат игумена, скитоначальник Антоний.
Против старца восстал некто о. Вассиан, который себя считал старожилом в монастыре и не признавал старческого руководства. Этот о. Вассиан признавал только внешние подвиги умерщвления плоти. Подобный ему инок описан Достоевским в романе «Братья Карамазовы» под именем Ферапонта. Вассиан стал писать доносы на старца.
Однако в течение первых шести лет гонения еще не принимали крутого характера. Но с течением времени дело стало принимать более угрожающий оборот. Так, еще к начальному периоду относится запись некой Паши Труновой, сестры Павла Трунова, старцева ученика. Она рассказывает, что однажды в бытность ее в Оптиной Пустыни, старец Леонид запретил ей прийти к нему назавтра, так как «будет суд». «Кого же будут судить?», – спросила Паша. «Да меня же», – ответил старец. На другой день следователи допрашивали весь монастырь, но все показания благоприятствовали преподобному. Это было начало. С 1835 г., и особенно в 1836 г., гонения усилились. Кроме всех ложных донесений, калужский преосвященный получил еще через московскую тайную полицию анонимный донос с обвинениями по адресу старца и настоятеля. Говорилось, что последний несправедливо оказывает скитским старцам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит причиняет монастырю большой урон, и если он не уничтожится, то древняя обитель разорится и т.д. Следствием этого доноса было то, что настоятель был вызван для объяснений, а старцу Леониду было запрещено носить схиму, т.к. он был пострижен келейно, и строжайше запрещено принимать посетителей.
Старца перевели из скита в монастырь и там переселяли из кельи в келью. Преподобный относился к этим невзгодам с полным благодушием; с пением «Достойно есть…» он самолично переносил на новое место икону «Владимирской» Божией Матери – благословение преп. Паисия Величковского старцу Феодору. «Однажды игумен Моисей, – говорит жизнеописатель преп. Леонида, – проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед кельей старца, между тем как последовало из Калуги повеление архиерея никого не пускать к нему. Отец игумен вошел к старцу в келью и сказал: «Отец Леонид! Как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец отпустил тех, с кем занимался, и велел келейникам внести к себе калеку, который в это время лежал у дверей кельи. Его принесли и положили перед ним. Отец игумен в недоумении смотрел на него. «Вот, – начал старец свою речь, – посмотрите на этого человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то-то и то-то, и за все это он теперь страдает – он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принимать? Что вы на это скажете?». Слушая преподобного и смотря на лежащего перед ним страдальца, о. игумен содрогнулся. «Но преосвященный, – промолвил он, – грозит послать вас под начало». «Ну так что же, – ответил старец, – хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид! Я к себе никого не зову: кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародье многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?».
Отец игумен Моисей ничего на это не мог возразить и молча удалился, предоставляя старцу жить и действовать, как укажет ему Сам Бог.
Старцу пришлось бы туго если бы не заступничество обоих митрополитов Филаретов. Митрополит Киевский защитил старца, находясь на чреде в Синоде, а также посетив Оптину Пустынь, где оказывал преподобному в присутствии епархиального архиерея особые знаки уважения. К митрополиту Филарету Московскому прибег письменно старец о. Макарий через епископа Игнатия Брянчанинова, который в юности был учеником преп. Леонида. Митрополит Филарет написал калужскому епископу: «Ересь предполагать в о. Леониде нет причины».
Незадолго до смерти старца опять возникли гонения на него и на монашествующих женских обителей, духовных дочерей оптинских старцев. Монахини были изгнаны.
Это гонение было основано на невероятном невежестве. Старца называли масоном, а святоотеческие книги, такие как творения Аввы Дорофея, данные им монашествующим, – «чернокнижием». Однако перед самой кончиной его монахини были оправданы, так что старец вздохнул свободно. Впоследствии лучшие ученицы преп. Леонида заняли начальственные должности в монастырях.
С первых чисел сентября 1841 года старец стал ослабевать и проболел пять недель.
Исцеления больных и бесноватых
Принимая отеческое участие во всех нуждах обращавшихся к нему, преп. Леонид, кроме душевного назидания, не отказывался подавать им помощь и в телесных болезнях, указывая некоторым на испытанные народные средства. Преимущественно, он употреблял для лечения так называемую горькую воду, которой у него выходило в день иногда до полутора ушата. Горькую воду не переставали в обители приготовлять и раздавать больным и после кончины старца, но после него эта вода потеряла ту многоцелебную силу, чтобы помогать от всяких болезней, хотя от некоторых болезней помогает.
Некоторых из приходивших к нему больных старец отсылал к мощам Святителя Митрофана Воронежского, и бывали примеры, что болящие, прошедши сотни верст, исцелялись на пути и, подобно самарянину, возвращались благодарить целителя.
Многим страдавшим от недугов телесных, часто соединенных с душевными недугами и потому не всегда понятных для людей обыкновенных, о. Леонид подавал благодатную помощь, помазывая их елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье пред «Владимирской» иконой Божией Матери, которая, как мы уже сказали, была благословением старца схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия (ныне эта икона хранится в женском монастыре «Ново-Дивеево» в США). Употребляя это средство, старец, видимо, возлагал всю свою надежду на милость и помощь Божию, на заступление Царицы Небесной и на молитвы духовного своего отца. По вере старца и приходивших к нему, помазание это оказывало великую благодатную силу: через него многие получали исцеление в телесных недугах, утешение в скорбях и облегчение в душевных бранях. Но так как старец помазывал у страждущих женщин крестообразно не только чело, уста и ланиты, но иногда, также крестообразно, гортань и перси, то за сие он терпел большое нарекание от соблазнявшихся. Некоторые и из его учеников просили его оставить такой способ целения, но убедить его никак не могли. Конечно, силу и значение такого помазания знал лучше их преп. Леонид, когда употреблял оное до самой предсмертной своей болезни, и всегда благотворно.
Приводили к преп. Леониду и многих бесноватых. Было также не мало и таких, которые прежде и сами не знали, что они одержимы бесом, и только в присутствии старца, по обличении им таившейся в них прелести, начинали бесноваться. Так нередко бывало с теми из мирских неразумных подвижников, которые все спасение души своей поставляли в том, что облагались тяжелыми железными веригами, нисколько не помышляя об очищении сердца от страстей. Преп. Леонид приказывал с таких людей снимать вериги и, когда воля его исполнялась, у некоторых из них становилось явным беснование. На всех таких страдальцев старец возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из Требника, а сверх того, помазывал их елеем или давал им оный пить, и было очень много поразительных случаев чудесных исцелений. Некоторые говорили тогда, а может быть скажут и теперь: «Да это не трудно: и всякий может помазать елеем и прочесть заклинание». В ответ на такое возражение можно напомнить пример сыновей иудея Скевы, которые начали было по примеру св. апостола Павла изгонять духов именем Иисуса Христа: «Иисуса знаю, – отвечал бес, – и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян.19:15).
Приведена была к о. Леониду шестью человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца, упала пред ним и сильно закричала: «Вот, этот-то седой меня выгонит; был я в Киеве, в Москве, в Воронеже – никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец читал над нею молитву и мазал ее святым маслом из лампады Божией Матери. Вначале же, когда ее вели к старцу, она страшно упиралась, и наступила ему на ногу, так что до синеты оттоптала ему больной палец ноги, который после долго болел. После молитв старца бесноватая встала тихо и пошла. Потом ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая; и после смерти о. Леонида с верой брала с могилы его землю для других, от которой они тоже получали пользу.
«Вскоре по поступлении моем в Оптину Пустынь (около 1832 года), – рассказывал о. игумен П., – когда келейниками у о. Леонида были о. Геронтий, о. Макарий Грузинов и Павел Тамбовцев, привели к старцу бесноватую крестьянку, которая во время беснования говорила на иностранных языках, чему свидетелем был Павел Тамбовцев, несколько знавший иностранные языки. О. Леонид читал над нею раза три молитву, мазал ее елеем от неугасимой лампады пред иконой Божией Матери и давал ей пить это масло. В третий раз ее привели совсем в другом виде, и когда Тамбовцев попросил ее поговорить, как говорила она в прежние разы, на иностранных языках, она сказала: «И-и-и, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках? Я и по-русски-то едва говорю, и насилу хожу. Слава Богу, что прежняя болезнь прошла».
Рассказывал козельский житель С. И., который был одним из преданных учеников преп. Леонида. «В тридцатых годах я, как и теперь, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкой в своем домике. Лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и жил. В это время стоял у нас в доме солдат поляк, но потом отошел от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор и стащил колеса с нашей повозки. Объяснил я батюшке о. Леониду свое горе, и сказал, что знаю вора, и могу отыскать колеса. «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – отвечал батюшка. Это Бог тебя наказал: ты и понеси Божие наказание, и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Я последовал совету старца, и как он сказал, так все и сбылось. В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо, и хотел пройти с ним через огород, а с огорода идет к нему навстречу матушка. «Куда ты, – говорит, – это несешь?». Тот бросил мешок с мукой и убежал. Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова; мы решились продать ее. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы. Наконец, взял ее к себе. А в следующую затем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стояла наша корова – без сомнения, чтобы украсть ее, но ее уже там не было. Так опять Господь по молитвам старца избавил нас от напасти. После сего через много лет был со мной и третий подобный случай. Оканчивалась Страстная седмица и наступал праздник Пасхи. Мне почему-то пришло на мысль перенести все свои нужные вещи из своего домика к сестре соседке. Так я и сделал. А как наступил первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом, и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно, а теперь, сам не знаю отчего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю – окна повыставлены и дверь отперта. Ну, думаю себе, должно быть был недобрый человек. И, действительно, был, но так как все нужные вещи были перенесены к сестре, то он и ушел почти ни с чем. Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки о. Леонида, что если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».
«С детства у меня было большое желание жить в монастыре, – рассказывала монахиня О., – и в 1837 году, когда мне было двенадцать лет, просила я мать свою оставить меня в девичьем монастыре в Киеве, где мы были проездом. Она на это не согласилась, а обещала поместить меня в Борисовскую Пустынь, когда мне будет пятнадцать лет. Но вскоре после этого она скончалась. Отец же мой никак не хотел меня отпустить в монастырь раньше 35-летнего возраста.
Много я об этом скорбела, и в 1840 году, когда мне минуло пятнадцать лет, я очень опасалась, как бы участь моя не была решена против моего желания, и потому я уже хотела тайно уйти из родительского дома. Но одна моя тетка, которая была хорошо расположена ко мне, взяла меня к себе в дом, а потом уговорили отца моего поехать в Оптину Пустынь к батюшке о. Леониду и предоставить ему решить мою участь. Отец мой согласился. Когда мы явились к о. Леониду, он, никогда не знавши нас, назвал нас всех по имени и сказал, что давно ожидает таких гостей. При такой неожиданной встрече мы все стали в тупик, не зная, что отвечать. Потом мы поодиночке входили в его келью, и тут батюшка всем по устроению говорил настоящее, прошедшее и будущее. Меня впустили к нему после всех. В ожидании той минуты, когда мне нужно было к нему идти, я находилась в большом страхе, а вышла из его кельи покойной и с большим утешением душевным. Он меня благословил прямо в Борисовскую Пустынь, и за его молитвы родитель мой уже более не удерживал меня, но обеспечения денежного мне никакого не дал. А когда старца спросили, как я буду жить, его ответ был: «Она будет жить лучше лучших». Слова батюшки о. Леонида во всем сбылись. В 1841 году родитель мой сам привез меня в Борисовскую Пустынь, в которой и по сие время живу, и всегда на опыте видела и вижу над собой во всем Промысел Божий за святые молитвы старца».
«В 1839 году девица из дворян Щигровского уезда приехала к старцу о. Леониду за благословением, чтобы поступить в монастырь. Он сказал ей: «Подожди еще год, и тогда побывай у нас». Она поехала домой со скорбью, что долго ожидать, и боясь как бы в течение этого времени что-либо ей не по препятствовало. Также и приехавши домой, много скорбела и плакала. В этой скорби она два раза видела во сне, что старец дал ей кусок хлеба, в первый раз без соли, а во второй посоливши, и говорит: «Не скорби! Я сказал, что будешь в монастыре, только прежде побывай у меня». Когда минул год, она поехала в Оптину, и как только увидела о. Леонида, и не успела еще ничего передать ему, он ей сказал: «Ну, что скорбела и плакала? Ведь я дал тебе кусок хлеба, и ты съела, теперь будь покойна». Тут же она получила от него благословение поступить в монастырь.
У одной Тульской купчихи по кончине ее мужа осталась дочь девица, которую мать хотела отдать в замужество, и отправилась за благословением к о. Леониду. Он велел привезти ее к себе, сказав, что имеет для нее прекрасного жениха. Мать сама привезла дочь к старцу, а он благословил отвезти ее в Белевский девичий монастырь, в котором она скоро кончила жизнь.
Источник: сайт «Оптина Пустынь»