Канон святому преподобному Леониду Устьнедумскому, иеромонаху
Припе́в: Преподо́бне о́тче Леони́де, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 30 июля (17 июля ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца, спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
Умертви́в плотска́я мудрова́ния, подвиза́яся многоле́тне в труде́х тя́жких и слеза́х, смире́нием Христу́, на́с ра́ди смири́вшемуся, подража́в, со А́нгелы ны́не пе́снь Бо́гу вопие́ши, Леони́де преподо́бне.
Го́рести уедине́ния возлюби́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, блаже́нне, обре́т в пусты́ни небе́сный поко́й и сла́дость духо́вную, и на высоту́ безстра́стия возше́л еси́.
О́тче избра́нный и чудотво́рче, свя́тостию жития́ твоего́, я́ко свети́льник све́тлый, украша́еши кра́й се́верный, мра́чныя си́лы де́монския, я́ко паучи́ну, разоря́я.
Богоро́дичен: Де́во, родила́ еси́ Законода́вца, Бо́га и Челове́ка бы́вша; Того́, я́ко Бла́га, моли́, Всенепоро́чная, на́ша беззако́ния презре́ти и спасе́ние дарова́ти.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
Небе́снаго оте́чества взыска́вый, свя́те, о́браз бы́л еси́ ученико́м твои́м, уча́ си́х отлуча́тися мирска́го пристра́стия и во спасе́ние и́х ду́ши привлека́я.
И́же а́нгела о́бразом, земна́го су́ща естество́м, зря́ще тя́, о́тче преподо́бне, прославля́ем Го́спода, просла́вльшаго тя́, вопию́ще Ему́ пе́снь трисвяту́ю.
Кра́й тво́й Пошехо́нский оста́вив, свя́те, стопы́ своя́ в Кожеезе́рскую оби́тель напра́вил еси́, избра́в мона́шеское житие́ се́рдцем твои́м, к Бо́гу пламене́ющим.
Богоро́дичен: Ужасе́ся не́бо, ви́дяще Тя́, Богоро́дице, Херуви́мов и Серафи́мов превы́шши, Ты́ бо еди́на прия́ла еси́ Невмести́маго Бо́га во чре́ве Твое́м; те́мже Тя́ вси́, ве́рнии, Чи́стая, пе́сньми ублажа́ем.
Седа́лен, гла́с 4.
Пу́ть широ́кий, веду́щий в па́губу, презре́в, о́тче, Христу́ от души́ после́довал еси́, терни́стым путе́м в Небе́сное Ца́рство ше́ствовав, наде́ждею ве́чных бла́г се́рдце свое́ увеселя́я, преподо́бне Леони́де, моли́ Бо́га о спасе́нии на́шем.
Богоро́дичен: Сло́во Тя́ челове́ческое не мо́жет, Де́во, восхвали́ти досто́йно, из Тебе́ бо без се́мене Жизнода́вец Христо́с воплоти́тися благоволи́, Пречи́стая, Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Тле́нная и преходя́щая оста́вив, о́тче Богому́дре, хра́м Ду́ха Свята́го бы́л еси́ и жи́зненных во́д исто́чник, по́стников утвержде́ние и мона́шествующих весе́лие.
Вся́к де́нь слеза́ми зе́млю ороша́я, взира́л еси́, Леони́де преподо́бне, на Кре́ст Христо́в, до́ндеже изсуши́л еси́ душевре́дных страсте́й пучи́ну, те́мже па́мять твою́ чти́м, достоблаже́нне.
Отца́ Небе́снаго уго́дниче, ты́ ра́зум чи́ст стяжа́л еси́, моли́твою и посто́м ко́зни вра́жия побежда́я, помози́ и на́м, смире́нный подви́жниче, житие́ непоро́чно возлюби́ти.
Богоро́дичен: Еди́н Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь, из Тебе́ прозябе́, Чи́стая, Цве́т Нетле́нный, спасе́ние да́руяй всему́ челове́честву.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Ма́тере Бо́жия послу́шник бы́в, из оби́тели Солове́цкия в пу́стынь Морже́вскую пресели́лся еси́, иде́же, труды́ к трудо́м прилага́я, бога́тство доброде́телей стяжа́л еси́, преподо́бне.
Умо́м вы́ну на Небесе́х пребыва́я, бу́рю искуше́ний и бе́д от челове́к зло́бных с кро́тостию претерпева́л еси́, преподо́бне, труды́ ве́лия подъя́в, ужа́лен бы́сть змие́ю, но безвре́ден пребы́л еси́, моли́твою к Бо́гу укрепля́емь.
Госпо́дню во́лю сотвори́вый, и́ны твори́ти во́лю Бо́жию науча́л еси́, ли́ка и́ноческаго предстоя́телю богому́дрый, бра́тии твоея́ о́тче чадолюби́вый и ми́лостивый.
Богоро́дичен: О стено́ и заступле́ние на́ше, Де́во Пречи́стая, Твое́ю сла́вою Боже́ственною хва́лящеся, Тя́ ублажа́ем, Ты́ бо на́ших ду́ш еси́ ра́дость и весе́лие, Чи́стая.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
Све́тло и изве́стно твое́ житие́, преподо́бне Леони́де, яви́ся кра́ю Прилу́зскому, доброде́тели ева́нгельския испо́лнено, ве́рности и любве́ ко Христу́ Человеколю́бцу.
Па́мять твою́ творя́щим, о́тче, не преста́й моли́ти Творца́ и Изба́вителя долго́в разреше́ние дарова́ти и восприя́ти блаже́нство небе́сное.
О Христе́ укрепля́емь, свя́те Леони́де, по́двигов ме́сто издале́ча облобыза́л еси́, с ико́ною Одиги́трии на реку́ Лу́зу прише́д, ту́ водвори́ся, да оби́тель чу́дную воздви́гнеши.
Богоро́дичен: Де́ва Всенепоро́чная, рождество́м из Тебе́ Бо́га и Спа́са зако́н изнемо́же и пре́йде се́нь, па́че ума́ яви́вшейся благода́ти, Всепе́тая.
Конда́к, гла́с 8:
Все́ свое́ умно́жив жела́ние и к Бо́гу впери́в и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довав, в пусты́ню всели́ся и в не́й мно́гия труды́ в Бо́зе показа́л еси́. В непрохо́дных ме́стех исто́чники водны́я ископа́л еси́ и умертви́л еси́ по́двиги твои́ми теле́сная мудрова́ния, мно́гим пу́ть бы́л еси́ ко спасе́нию. Те́мже мо́лим тя́: спаси́ на́с и я́же собра́, му́дре, да зове́м ти́: ра́дуйся, Леони́де преподо́бне, пусты́нный жи́телю.
И́кос:
Светопода́тельна свети́льника, пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́ща и мра́к страсте́й на́ших луча́ми моли́тв твои́х разгоня́юща, ви́дим тя́, преподо́бне о́тче Леони́де. Озари́ сия́нием духо́вным и на́ша сердца́, блаже́нне, да достодо́лжно вопие́м ти́ си́це: ра́дуйся, лучу́ пресве́тлый, от Со́лнца Христа́ возсия́вый; ра́дуйся, и по преставле́нии твое́м с на́ми пребыва́еши. Ра́дуйся, хра́м Пресвяты́я Богоро́дицы и оби́тель в че́сть Ея́ Введе́ния постро́ивый; ра́дуйся, украси́вый ме́сто сие́ и́ноческим песнопе́нием. Ра́дуйся, се́й хра́м, мо́щи твоя́ и реку́ Неду́му на́м в зало́г любве́ твоея́ оста́вивый; ра́дуйся, преподо́бне о́тче на́ш Леони́де, пусты́нный жи́телю.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́. Сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
И́стины ревни́тель и стена́ кре́пкая ве́рным бы́л еси́, о́тче, защища́я и́х от лжи́ и клеветы́ зави́стника, де́монския стре́лы угаша́я, и боле́зни исцеля́я, и науча́я все́х воспева́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́щь искуше́ний проше́л еси́, преподо́бне, и ороси́ тя́ благода́ть Боже́ственная, напая́ющи се́рдце любо́вию и благоче́стием и все́м показу́ющи тя́ подви́жника ди́вна, зову́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
О сла́вне Леони́де, ты́ на земли́ я́ко безпло́тен пожи́л еси́ и ны́не со А́нгелы пе́снь Бо́гу немо́лчно вопие́ши. Те́м тя́ ве́рою почита́ем, досточу́дне.
Богоро́дичен: Ю́же А́нгели воспе́ти не мо́гут по достоя́нию, мы́, земни́и, воспева́ем Тя́, Богоро́дице Де́во, и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Христоимени́тии лю́дие, дне́сь собра́вшеся на тво́й светоно́сный пра́здник, преподо́бне Леони́де, ча́ют улучи́ти моли́твами твои́ми ра́дость и весе́лие духо́вное, иму́ще тя́ засту́пника пред Бо́гом вели́каго и воспева́юще: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
Всеумиле́нное пе́ние прино́сим ти́, свя́те, жа́ждуще ми́лости от Тебе́ получи́ти. Ты́ же на́с посети́ и да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию исцели́, да Го́сподеви пое́м: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
А́нгели небе́снии ра́достно прия́ша ду́шу твою́, преподо́бне, во оби́тели ра́йския, иде́же Госпо́дь Сла́вы венча́ тя́ за поще́ние кре́пкое, моли́тву неле́ностную и терпе́ние во искуше́ниих. И ны́не мы́, тобо́ю укрепля́еми, зове́м: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Лю́дие ве́рнии вопию́т Ти́ непреста́нно: ра́дуйся, Чи́стая, из Тебе́ бо произы́де Спа́с на́ш, и́стинно облеки́йся во всего́ мя́, челове́ка, за милосе́рдие непостижи́мое, превозноси́мый Бо́г благослове́нный.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Учи́теля тя́ мона́шествующим показа́ благода́ть Ду́ха Свята́го, в тя́ всели́вшися, и лука́вых духо́в прогони́теля, и боле́зней цели́теля, и ду́ш врачева́теля пречу́днаго.
Све́та духо́внаго испо́лненный свети́льник бы́л еси́, преподо́бне Леони́де, озаря́я сердца́ к тебе́ притека́ющих и к Го́рнему оте́честву и́м пу́ть освеща́я.
И́же а́нгельскими пе́сньми прославля́емый Христо́с Подвигополо́жник ди́вна тя́ подви́жника на́м показа́, душетле́нных страсте́й победи́теля и и́стиннаго па́стыря ста́да слове́снаго.
Богоро́дичен: Ю́нице Всечи́стая, осия́нная Ду́хом Святы́м, родила́ еси́ на́м Христа́ Бо́га, Сло́во воплоще́нное: пе́снь сию́ приими́ от на́с, Де́во, благода́ть воздаю́щи многосве́тлую.
Свети́лен:
Ду́хом Всесвяты́м просвеща́емь и доброде́тельми облиста́емь, не оскверни́л еси́ души́ твоея́ добро́ту; в ста́рости масти́тей преста́вился еси́ ко Го́споду, окруже́нный ли́ком и́ноков, тобо́ю со́бранных. Ны́не о на́с, чту́щих всечестну́ю па́мять твою́, Христа́ Бо́га моли́, Леони́де, о́тче преподо́бне.
Сла́ва, и ны́не: Сла́вою Твое́ю Боже́ственною хва́лящеся, Тя́ ублажа́ем, я́коже прорекла́ еси́, Пречи́стая. Ты́ бо душа́м на́шим источа́еши весе́лие и ра́дование моли́твами уго́дника Твоего́.
Краткое житие преподобного Леонида Устьнедумского
Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошехонского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее в Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться. Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.
Полное житие преподобного Леонида Устьнедумского
Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению. До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю. Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода (Иак.5,7) своих трудов только от щедрот Отца Небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.
Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери. Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрия и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины. Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, положил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.
Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. После основания монастыря в 1565 году преподобным Серапионом († 27 июня 1611 г.) третьим игуменом в 1643–1646 гг. был там Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Для того, чтобы с первого же раза оставить мирские привычки, испытать все скорби и лишения и видеть на деле всю трудность и тесноту иноческого пути, не надобно было искать другого места, кроме этой, вновь возникавшей тогда обители, находившейся в стране бедной и суровой, окруженной водами пустынного озера и удаленной от жилищ человеческих. Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион. Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии. Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобного Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Благосклонно принятый игуменом, он прожил здесь три года как новоначальный, трудясь в пекарне. Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было необыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери. С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.
Пришедши туда, он не решился, однако, сказать настоятелю Корнилию (Кочергин; 1599–1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща о том, что он все еще не исполнил повеленного. Но Благая Мати Благаго Бога не прогневалась на то, что было допущено по неведению и недоумению, Она благоутробно снизошла и призрела на мольбы и слезы старца, в котором провидела будущего Своего усердного служителя, и явилась ему в четвертый раз, повелевая перенести Свою икону на назначенное Ею место. С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь». Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами. Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне, грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе. Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви).
Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хота никогда и не бывал в тех краях. На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности. Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет. Преподобный Леонид рассказал ему о бывших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы. Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию и затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окрестные жители, узнав о старце Леониде, стали приходить к пустыннику и молиться пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.
В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери, по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устроение обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители.
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. И с того времени, как от неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления и чудеса, что еще более прославило устрояющуюся обитель и наполнило ее братией. Прп. Леонид с отеческой любовью принимал приходивших к нему, служил для них живым образом строгого исполнения иноческих обязанностей и показал пример изумительного трудолюбия.
Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. И чтобы осушить его, почти 60-летний старец решился предпринять великий труд, который едва был по силам и нескольким молодым и сильным работникам. «И нача копать болото лесное, непроходимое до Чернаго озера, – повествует рукописная книга, – много трудився и скорби прият от солнечнаго зноя и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставляше. Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу. Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почив мало и уснув услыша глас: “Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”. Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть. И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской.
Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны.
Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером. Там на этом мысу он поставил крест и проводил здесь дни и ночи в молитве, «терпя великое досаждение от леснаго гнуса, от пауков и комаров». Многие, проходя мимо и видя его сидящим у креста в лесу и покрытого лесным гнусом, удивлялись его добровольному страданию, другие смеялись над ним и называли суетным его терпение. Старец говорил им на то: «Здесь у креста будет монастырь, будут церкви и звон, будет много людей и пашни, и мне умереть на сем месте». Когда братия, жалея его, приходили звать его в монастырь, он иногда возвращался с ними, иногда же, несмотря на все их просьбы и мольбы, оставался тут, чтобы продолжать свои подвиги. Предсказание святого исполнилось еще при его жизни.
Канал, проведенный неимоверными трудами преподобного Леонида (и названный им рекою Недумою), значительно осушил болота, но Луза весной во время разлива часто выходила из берегов и затопляла монастырь, стоявший на низком месте. В иные годы вода стояла по несколько дней не только в келлиях, но даже и в церкви, вливалась в амбары, кладовые и портила монастырские припасы. Избавиться от этого почти ежегодного бедствия не было другого средства, как перенести монастырь на более возвышенное место. Сильно скорбел об этом преподобный Леонид и не хотел умереть, пока не перенесет монастыря на излюбленное им место, на высокий мыс Черного озера, и не упокоит там братию. Поэтому, пригласив в монастырь Григория, сына Никиты Назарова, и других влиятельных людей из окрестных жителей, он объявил им о своем желании перенести монастырь на мыс Черного озера и просил их помощи в этом деле. Когда строитель, братия и все приглашенные в монастырь крестьяне единогласно одобрили его намерение и изъявили готовность помочь ему, то старец просил их пригласить народ. И в назначенный день, совершив в церкви молебное пение, поднял чудотворную икону Божией Матери и в сопровождении всей братии и множества народа перенес ее на мыс и, поставив у креста, начал рубить лес для постройки церкви. Примеру старца последовали братия и все пришедшие по приглашению крестьяне и вскоре нарубили лесу на церковь и на другие монастырские постройки.
А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница – свидетель подвижнических трудов святого.