Канон святому преподобному Кириллу, игумену Челмогорскому и Каргопольскому, чудотворцу

Припев: Преподо́бне о́тче Крири́лле, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 21 декабря (08 декабря ст. ст.)

Глас 4.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Лю́тыми страстьми́ жития́ побежда́ем е́смь окая́нный а́з и сего́ ра́ди молю́ Тя́, Христе́ Бо́же, от си́х изба́витися, я́ко да досто́йно возмогу́ восхвали́ти Твоего́ уго́дника, Кири́лла преподо́бнаго.

Лю́тых мя́ смуще́ний свободи́, о́тче, да, наставля́ем твои́ми моли́твами, све́тло воспою́ твое́ торжество́, Кири́лле преподо́бне.

Разуме́х, преподо́бне, а́з свое́ недосто́инство и со стра́хом косну́хся к твоему́ хвале́нию, но ты́, блаже́нне, приими́ с ве́рою тебе́ приноси́мое хвале́ние, о́тче Кири́лле.

Богоро́дичен: Пречи́стая Богоро́дице, Ты́ ми́ бу́ди кре́пкая Помо́щнице, рабу́ Твоему́, и изба́ви ду́шу мою́ от се́ти диа́воли, и спаси́ мя́, лю́те потопля́ема волна́ми грехо́вными, моли́твами Твоего́ уго́дника, Кири́лла.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

От неразу́мия страсте́й мои́х возведи́ мя́, свя́те, и да́руй ми́ све́т у́мный, да возмогу́, недосто́йный, от гру́баго ума́ моего́ худо́е сие́ плете́ние принести́ к похвале́нию чуде́с пресла́внаго твоего́ торжества́.

Ве́ру в души́ неоску́дну име́л еси́, преподо́бне, и да́нный ти́ тала́нт трудолю́бно возде́лал еси́, да все́м на́м пода́си да́р, разли́чно боля́щим, душе́вных страсте́й и теле́сных боле́зней исцеле́ние, творя́щим святу́ю па́мять твою́.

Процве́л еси́, я́ко ке́др, в пусты́не непроходи́мей, о́тче преподо́бне Кири́лле, приноша́я плоды́ ду́ха, во мно́зе терпе́нии те́ло свое́ удруча́я, от бесо́в и злы́х челове́к прие́мля озлобле́ние, и си́х ра́ди прия́т ве́чное насле́дие.

Богоро́дичен: А́з, Де́во Свята́я Богоро́дице, наде́жду име́я на Тя́, спасу́ся, потреби́, Влады́чице, враги́ души́ мое́й и наста́ви мя́ на пу́ть жи́зни, да, спа́сся, вопию́ Ти́: ра́дуйся, Помо́щнице ми́ру и наде́ждо ве́рным; ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Седа́лен, гла́с 8:

Всели́ся, преподо́бне, в пусты́ню и поживе́ в не́й во а́лчбе мно́зе и в про́чих злострада́ниих, не дая́ поко́я те́лу своему́ и зе́млю де́лая свои́ма рука́ма, за е́же получи́ти бу́дущий поко́й, но получи́л еси́ о́ную ра́дость лю́бящим Бо́га, ты́ же помина́й ча́д свои́х и не забу́ди, я́ко обеща́ся, да вси́ вопие́м ти́: о́тче Кири́лле преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Прибе́жище су́щим в напа́стех лю́тых, премене́ние к Бо́гу, согреша́ющим спасе́ние, Пречи́стая Влады́чице, спаси́ на́с от вся́каго обстоя́ния, и озлобле́ния челове́ческаго, и стра́шнаго муче́ния, и страсте́й безче́стия, несумне́нною ве́рою Тя́ при́сно призыва́ющих, Де́во Всепе́тая, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти благоче́стно сла́вящим Тя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Боже́ственною Пресвята́го ду́ха блиста́яся благода́тию, светоно́сне о́тче Кири́лле, честно́е творя́щих твое́ успе́ние све́тлою твое́ю моли́твою страсте́й на́ших мглу́ очи́сти.

Я́коже со́лнце на земли́, доброде́телей просвеще́ннем просия́л еси́ в пусты́ни, все́х ду́ши, преподо́бне, духо́вною благода́тию просвеща́я.

Победи́в плотска́го наве́та мудрова́ния, Ду́ха Свята́го благода́ть прия́л еси́ отгоня́ти неду́ги и боля́щия греха́ми цели́ти ду́ши, о́тче Кири́лле досточу́дне.

Богоро́дичен: Неискусобра́чно родила́ еси́, Де́во, и по Рождестве́ я́вльшися де́вствующи па́ки, те́мже гла́сы немо́лчными, е́же ра́дуйся, Влады́чице, ве́рою несумне́нною Тебе́ вопие́м.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Боже́ственною любо́вию, о́тче Кири́лле, распаля́ем, не убоя́лся еси́ долготы́ пу́тныя, в непроходи́мую пусты́ню до́йде, ниже́ та́мо нечести́вых челове́к супротивле́ния и о изгна́нии от ме́ста того́, но с любо́вию вся́ претерпе́л еси́.

О, чу́до! ка́ко от еди́наго тобо́ю призыва́ния иногда́ злотво́рцы разбо́йницы, прише́дше на тя́, восхоте́ша сме́рти преда́ти тя́, ви́девши чу́до пресла́вно от о́браза Богома́тере, посрами́шася.

Све́ту вели́ку я́ко неве́стник ны́не предстои́ши, о́тче Кири́лле, блаже́нне, помина́й изря́дное свое́ достоя́ние, е́же мно́гими труды́, о́тче, стяжа́л еси́.

Богоро́дичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́, Де́во, утвержде́ние и наде́жду на́шему спасе́нию, Богоневе́сто, стяжа́хом.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Пожру́ Ти́ со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею Кро́вию.

Ра́лом Богому́дрых слове́с твои́х, о́тче преподо́бне, олядене́вшая чу́дска язы́ка люде́й сердца́ возде́ловая, и Боже́ственное се́мя покая́ния в ни́х все́яв, пло́д зре́лый своему́ Влады́це, блаже́нне, прине́сл еси́.

Быстрина́ми медото́чных слове́с твои́х чу́дскаго язы́ка диа́вольскую пре́лесть и и́дольское служе́ние, преподо́бне Кири́лле, угаси́л еси́, Боже́ственными уче́ниями ве́рно сердца́ и́х утверди́л еси́.

И́же к Бо́гу жела́нием страсте́й успи́л еси́ воста́ния и всено́щным стоя́нием дарова́ния восприя́л еси́ ви́дети су́щая та́мо неизрече́нныя добро́ты, Кири́лле чу́дне.

Богоро́дичен: О, чу́до, и́же все́х чуде́с нове́йши, ка́ко Де́вая во утро́бе И́же вся́ческая Содержа́щаго сло́вом неискусому́жно прие́мши и нете́сно вмести́вши.

Конда́к, гла́с 8.

От ю́ности, преподо́бне, вся́ оста́вль жите́йская, кра́сная же и ле́потная, и в пусты́ню всели́вся, усе́рдно после́довал еси́ Зва́вшему тебе́, преблаже́нне, в труде́х же и посте́х, о́тче, те́ло свое́ изнури́л еси́, отоню́дуже тя́ па́стыря Свои́м овца́м до́бре устроя́ет всебога́тый Госпо́дь, Кири́лле чудоде́йственниче, моли́ Христа́ Бо́га о приходя́щих с ве́рою и прося́щих свои́х согреше́ний оставле́ние дарова́ти, чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

И́кос:

Уясни́ ми́ язы́к и укрепи́ мо́й у́м, Христе́ Бо́же, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, пода́ждь ми́ бла́г язы́к глаго́лати на похвалу́ и моле́ние Твоего́ уго́дника, и свещу́ умиле́ния, ю́же, воздрема́вся, угаси́х нераде́нием, но моли́твами преподо́бнаго Кири́лла возжги́, и не отлучи́ мене́, Христе́, многосогре́шша, ли́ка преподо́бных Твои́х, все́ у́бо упова́ние к Тебе́ возлага́ю, Ты́ бо и гра́д на́ш сохраня́еши и святу́ю оби́тель моли́твами преподо́бнаго, прося́щим согреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять его́.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Поще́нием огради́вся от ю́ности, преподо́бне, те́м те́ло свое́ украша́я и благопоко́рну ду́шу соде́ловая, к сему́ же и стра́сти побежда́я, без стуже́ния от си́х пребы́л еси́, поя́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Нищету́ самово́льную Христа́ ра́ди стяжа́в, и от все́х жите́йских безыме́нен бы́л еси́, доброде́тельми обогати́вся, и мно́гих к ре́вности научи́ пе́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Позна́л еси́, о́тче преблаже́нне, кова́рствия лука́ваго де́мона, хотя́щаго ке́ллию твою́ во е́зеро воврещи́, и сего́ до конца́ низложи́л еси́, и на́с на моли́тву воздви́гни дне́сь, да ве́рою лику́ем, па́мять твою́ пою́ще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Ми́лостива мне́ Судию́ и Сы́на Своего́, Богоро́дице Де́во, и Изба́вителя лю́тых мои́х согреше́ний Твои́ми моли́твами бы́ти в Де́нь Суда́, Ма́ти, сотвори́, к Тебе́ бо Еди́ной упова́ние возлага́ю.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Смире́ние стяжа́в попремно́гу и чистоту́ теле́сную, я́коже подоба́ет святы́м, и и́стинное же целому́дрие вельми́ удержа́л еси́ и ско́рбных нанесе́ние, ра́дуяся прие́мля, поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Стра́х Бо́жий стяжа́в в себе́ и си́м показа́в чу́вства своя́, е́же не преступи́ти свои́х уста́в, ни повреди́тися от си́х у́мному де́ланию, Бо́гови угоди́в, во смире́нии поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Со зверьми́ ди́виими в пусты́не, преподо́бне, живы́й, приходя́ще к тебе́, кро́тцы быва́ху от благода́ти Бо́жия, пребыва́ющия в тебе́, но повеле́нию твоему́ повинова́хуся, поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Ты́ Еди́на во все́х ро́дех, Де́во Пречи́стая Ма́ти, яви́ся Бо́гу, Ты́ Божеству́ бы́сть пребыва́ние, Всенепоро́чная, не опали́ся Огне́м непристу́пнаго Све́та, те́мже Тя́ вси́ благослови́м, Мари́е Богоневе́сто.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя го́ры, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вши разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Пребы́вшу ти́, о́тче Кири́лле, мно́га ле́та в пусты́не в безмо́лвии, и поще́нии, и все́х ско́рбных в терпе́нии и попремно́гу Бо́гу угоди́вшу, отню́дуже и О́н тя́ прославля́ет, я́ко Своего́ уго́дника.

Поще́нием насажде́н бы́в, я́ко дре́во при вода́х, блаже́нне Кири́лле, воздержа́ния процве́л еси́ доброде́тельми свои́ми, и в ме́ру дости́г во́зраста исполне́ния Христо́ва, и духо́внаго соверше́ния получи́л еси́, я́ко же мо́щно челове́ку.

Ты́ у́бо, преподо́бне о́тче, хотя́ утаи́тися от челове́к и еди́н Еди́ному Бо́гу безмо́лвствовати, но не оста́ви О́н тебе́ неве́дома бы́ти, но все́м, тре́бующим спасе́ния, я́ве показа́ тя́, житие́ твое́ доброде́тельное, на по́льзу хотя́щим стопа́м твои́м после́довати.

Богоро́дичен: И́же все́ми владе́ющи тва́рьми, лю́дем Твои́м да́руй побе́ду и одоле́ние на непокори́выя язы́ки, да Тя́, я́ко Богоро́дицу, велича́ем.

Свети́лен:

По́стнический яви́ся свети́льник, блаже́нне о́тче Кири́лле, после́дуя стопа́м преподо́бных Анто́ния и Варлаа́ма, отту́ду научи́вся и показа́ся чу́ден свети́льник, в се́верных страна́х ны́не предстои́ши во Све́те Святы́я Тро́ицы, ра́дуяся.

Сла́ва, и ны́не: Велича́ем Ма́терь Бо́га на́шего, тебе́, преподо́бне, сохра́ньшую, Ю́же вси́ ро́ди блажа́т от ны́не и до ве́ка, Ю́же и мы́, гре́шнии, воспева́ем, велича́юще: ра́дуйся, Обра́дованная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Краткое житие преподобного Кирилла Челмогорского, просветителя чуди

Про­све­ти­тель чу­ди. Ро­дил­ся в го­ро­де Бе­ло­озе­ре. При­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Рим­ля­ни­на († 1147 г.; па­мять 3/16 ав­гу­ста), где шесть лет про­хо­дил раз­лич­ные по­слу­ша­ния, а за­тем, по­сле трех­лет­не­го стран­ство­ва­ния по пу­сты­ням, по­се­лил­ся в ди­кой Кар­го­поль­ской сто­роне.

Здесь по ука­за­нию свы­ше он из­брал для по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния го­ру Чел­му. Мно­го скор­бей при­шлось ис­пы­тать пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу от чу­ди, но его све­то­нос­ная по­движ­ни­че­ская жизнь и крот­кие на­став­ле­ния рас­по­ло­жи­ли мно­гих к при­ня­тию Свя­то­го Кре­ще­ния. В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Ки­рилл устро­ил оби­тель и храм в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня. Пре­по­доб­ный про­вел на Челм­ной го­ре 52 го­да и скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти, в воз­расте 82 лет.

Полное житие преподобного Кирилла Челмогорского, просветителя чуди

Пре­по­доб­ный Ки­рилл Чел­мен­ский под­ви­зал­ся в XIV сто­ле­тии.

Он ро­дил­ся в кон­це XIII ве­ка (го­дом его рож­де­ния ука­зы­ва­ют 1286 г.). 20-ти лет от ро­ду пре­по­доб­ный оста­вил мир и по­се­лил­ся в Нов­го­род­ском мо­на­сты­ре прп. Ан­то­ния Рим­ля­ни­на, где и при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. Шесть лет про­был но­во­по­стри­жен­ный по­движ­ник в оби­те­ли прп. Ан­то­ния, а по­том от­пра­вил­ся стран­ство­вать по дру­гим мо­на­сты­рям и хо­дил в те­че­ние трех лет. Пе­ре­хо­дя с од­но­го ме­ста на дру­гое, стран­ник при­шел, на­ко­нец, в 1316 го­ду на го­ру Чел­му (в Кар­го­поль­ском уез­де, в 53 вер­стах от го­ро­да, при устье ре­ки Чел­мы, над озе­ром Чел­мо­зе­ром). В то вре­мя ему ис­пол­ни­лось 30 лет. Три го­да под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный уеди­нен­но в пу­сты­ни. По­том при­шел к нему дру­гой по­движ­ник, по име­ни Кор­ни­лий, род­ной брат его. Но, про­жив на Чел­ме немно­го вре­ме­ни, Кор­ни­лий оста­вил бра­та, а сам уда­лил­ся для по­дви­га без­мол­вия в дру­гую пу­сты­ню. Прп. Ки­рилл сно­ва остал­ся один на го­ре Чел­ме и с боль­шим усер­ди­ем про­дол­жал ра­бо­тать Гос­по­ду.

Свя­тая жизнь от­шель­ни­ка в пу­стын­ном уеди­не­нии все-та­ки не укры­лась от лю­дей. Сла­ва о пре­по­доб­ном Ки­рил­ле как о ве­ли­ком по­движ­ни­ке про­ник­ла в окрест­ные се­ла. И к пре­по­доб­но­му на­ча­ли при­хо­дить мно­гие хри­сти­ане за бла­го­сло­ве­ни­ем, ра­ди на­зи­да­ния и ду­хов­ной поль­зы. Но не од­ни пра­во­слав­ные по­лу­ча­ли поль­зу от ду­хов­ных да­ров пре­по­доб­но­го. Его вли­я­ние про­сти­ра­лось и на тех окрест­ных жи­те­лей, ко­то­рые еще не бы­ли про­све­ще­ны све­том Хри­сто­вой ве­ры. В окрест­ных ме­стах Чел­мы жи­ла чудь – фин­ское пле­мя, имев­шее свой язык и свою язы­че­скую ве­ру. Хри­сти­ан сре­ди чу­ди то­гда по­чти не бы­ло. И вот тру­да­ми прп. Ки­рил­ла хри­сти­ан­ство сре­ди них ста­ло успеш­но рас­про­ст­ра­нять­ся. Мно­гие чу­ди­ны вско­ре при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Но­во­кре­ще­ные при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и слу­ша­ли его на­став­ле­ния о ве­ре, о Свя­том Кре­ще­нии и о всех за­по­ве­дях Бо­жи­их.

Так в по­сте, мо­лит­ве и апо­столь­ских тру­дах прп. Ки­рилл про­жил в пу­стыне 52 го­да. В глу­бо­кой ста­ро­сти, 82-х лет, он ото­шел к Гос­по­ду. Бла­жен­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го по­сле­до­ва­ла 8 де­каб­ря 1368 го­да.

Спу­стя несколь­ко лет по­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го ста­ли при­хо­дить на Чел­му ис­ка­те­ли пу­стын­но­го по­дви­га. Два та­ких по­движ­ни­ка устро­и­ли гроб­ни­цу над мо­ги­лой свя­то­го. Но они ско­ро ушли из Чел­мен­ской пу­сты­ни. Про­шло еще несколь­ко лет, и в пу­стыне прп. Ки­рил­ла по­се­лил­ся иеро­мо­нах Ар­се­ний. К нему ста­ли со­би­рать­ся бо­го­лю­би­вые пу­стын­но­люб­цы. Об­ра­зо­ва­лась об­щи­на в 24 че­ло­ве­ка. Спо­движ­ни­ки по­стро­и­ли храм во имя Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня, за­ве­ли паш­ни и ого­ро­ды. Так воз­ник мо­на­стырь. Од­на­ко вско­ре его по­стиг­ло несча­стье: цер­ковь от мол­нии сго­ре­ла. Бра­тия воз­двиг­ли дру­гой храм, теп­лый, во имя Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К нему при­стро­и­ли тра­пе­зу. В но­вую оби­тель, или пу­стынь, на­ча­ли сте­кать­ся по­чи­та­те­ли прп. Ки­рил­ла для по­кло­не­ния его мо­щам, при­но­ся сю­да све­чи, фими­ам и все необ­хо­ди­мое для пу­стын­ни­ков.

Меж­ду тем при мо­щах пре­по­доб­но­го на­ча­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и сла­ва о но­вом чу­до­твор­це рас­про­стра­ни­лась по Свя­той Ру­си. По­это­му Чел­мо­гор­ская оби­тель быст­ро умно­жа­лась, и Успен­ская цер­ковь ста­ла тес­на. То­гда бра­тия сво­и­ми тру­да­ми и с по­мо­щью усерд­ных ми­рян вы­стро­и­ли бо­лее об­шир­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня с при­де­лом во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Это про­изо­шло в 1419 го­ду. Бра­тии в оби­те­ли бы­ло то­гда до 80 че­ло­век. Они вы­стро­и­ли се­бе кел­лии, и оби­тель пре­вра­ти­лась в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, ко­то­рый стал на­зы­вать­ся Чел­мо­гор­ским.

Гос­подь про­сла­вил прп. Ки­рил­ла мно­ги­ми чу­де­са­ми. Рас­ска­жем лишь о немно­гих из них.

Иеро­мо­нах Гер­ман, под­ви­зав­ший­ся 30 лет в оби­те­ли, впал в пред­смерт­ную бо­лезнь. К боль­но­му раз при­шел его зять Ве­не­дикт. Гер­ман пред­ло­жил ему взять с мо­на­стыр­ско­го дво­ра две ско­ти­ны. Ве­не­дикт по­бла­го­да­рил Гер­ма­на и возв­ра­тил­ся до­мой. Ко­гда боль­ной остал­ся один, позд­но ве­че­ром он уви­дел сле­ду­ю­щее: в кел­лии бы­ло свет­ло как днем, пе­ред ико­на­ми бы­ла за­жже­на све­ча, в уг­лу сто­ит ста­рец в ино­че­ской одеж­де и мо­лит­ся Бо­гу. По окон­ча­нии мо­лит­вы ста­рец об­ра­тил­ся к ино­ку с та­ки­ми сло­ва­ми: «Иеро­мо­нах Гер­ман! Пре­льстил­ся ты су­е­тою ми­ра се­го. Вме­сто то­го, чтобы со­зи­дать, ты рас­хи­ща­ешь, гу­бя свою ду­шу и ду­ши тех, ко­то­рым по­веле­ва­ешь брать мо­на­стыр­ское. Ду­ма­ешь вос­пол­нить их ни­ще­ту, но они силь­нее об­ни­ща­ют. За­чем ты де­ла­ешь это? За­чем мо­нас­тыр­ское со­кро­ви­ще разо­ря­ешь и ве­лишь зятю сво­е­му и до­че­ри брать мо­на­стыр­скую ско­ти­ну? Ве­ли­кий грех при­ем­лешь ты на се­бя и тяж­кое осуж­де­ние».

Ска­зав это, чуд­ный ста­рец стал неви­дим. Гер­ман же по­чув­ство­вал страх и тре­пет. На дру­гой день утром к нему опять при­шел зять. Гер­ман рас­ска­зал ему о ви­де­нии пре­по­доб­но­го и все, что го­во­рил ему чу­до­тво­рец. По­том, об­ра­тив­шись к Ве­не­дик­ту, Гер­ман дал та­кое за­ве­ща­ние: «Ча­до мое, Гос­по­да ра­ди по­сле мо­ей смер­ти не бе­ри из мо­на­сты­ря то, что я поз­во­лил те­бе взять. Бе­ре­гись, да не по­гиб­нут ду­ши на­ши по сло­ву пре­по­доб­но­го». От этих слов Ве­не­дикт при­шел в ужас. А боль­ной ста­рец про­дол­жал: «И не толь­ко не бе­ри­те ни­че­го из оби­те­ли, но и са­ми пе­ки­тесь о сем свя­том ме­сте». Ска­зав­ши это, Гер­ман скон­чал­ся. Так прп. Ки­рилл охра­нял от рас­хи­ще­ния свою оби­тель.

В пят­на­дца­ти по­при­щах от оби­те­ли на­хо­ди­лось се­ло Ля­ди­ны, в ко­то­ром в по­ло­вине XVII сто­ле­тия жил свя­щен­ник Иоанн, знав­ший ико­но­пис­ное ху­до­же­ство. По­чи­тая прп. Ки­рил­ла, Иоанн же­лал на­пи­сать его об­раз. И вско­ре он удо­сто­ил­ся ви­де­ния во сне. Он ви­дел, буд­то на­хо­дит­ся в Чел­мо­гор­ской оби­те­ли в цер­ков­ном при­тво­ре, в са­мой же церк­ви – лик свя­ти­те­лей и пре­по­доб­ных со мно­же­ством свя­щен­ни­ков и ино­ков со­вер­ша­ют мо­ле­бен. И вот один из диа­ко­нов по­до­шел к Иоан­ну и ска­зал: «Смот­ри сие; что ты ви­дишь, так и на­пи­ши; по­мо­жет те­бе Бог, ес­ли ты за­хо­чешь ис­пол­нить это». При этом он ука­зал на ико­ну, изо­бра­жа­ю­щую мно­гих свя­тых, по­сре­ди ко­то­рой вы­де­лял­ся один, и, об­ра­щая на него вни­ма­ние Иоан­на, диа­кон про­дол­жал: «Ес­ли же­ла­ешь на­пи­сать об­раз Ки­рил­ла Чел­мо­гор­ско­го, то пи­ши его та­ким, как ви­дишь на этой иконе». Иоанн при­сталь­но всмот­рел­ся в лик свя­то­го и за­пом­нил его чер­ты. По­сле ви­де­ния он мог бы на­пи­сать об­раз свя­то­го. Но про­хо­дил день за днем, а ему все не уда­ва­лось осу­ще­ствить сво­е­го же­ла­ния.

Спу­стя три го­да Иоан­ну бы­ло вто­рое ви­де­ние. Ве­ли­ким по­стом по­сле все­нощ­но­го бде­ния он лег от­дох­нуть, утом­лен­ный служ­бой. И сно­ва уви­дел во сне, что на­хо­дит­ся в Чел­мо­гор­ской оби­те­ли и мо­лит­ся у гро­ба прп. Ки­рил­ла. Спу­стя немно­го он ви­дит са­мо­го чу­до­твор­ца спя­щим во гро­бе в ино­че­ской одеж­де. Ру­ка свя­то­го бы­ла при­под­ня­та квер­ху и воз­ло­же­на на гла­ву. Свя­той об­ра­тил­ся к Иоан­ну с та­ки­ми сло­ва­ми: «Смот­ри на ме­ня. Ты же­ла­ешь на­пи­сать мой об­раз – пи­ши так, как ме­ня ви­дишь. Ста­рай­ся и по­нуж­дай се­бя на это де­ло». По­сле этих слов Иоанн проснул­ся, объ­ятый стра­хом и тре­пе­том. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он от­пра­вил­ся в Кар­го­поль и рас­ска­зал о сво­ем ви­де­нии од­но­му иерею. Тот одоб­рил его на­ме­ре­ние на­пи­сать об­раз пре­по­доб­но­го и по­ве­дал ему, что и сам он ви­дел во сне свя­то­го имен­но та­ким, ка­ким он явил­ся Иоан­ну. За­тем Иоанн со­об­щил о том же неко­то­рым стар­цам и, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние их, ско­ро на­пи­сал об­раз прп. Ки­рил­ла, на ко­то­ром изо­бра­зил чу­до­твор­ца си­дя­щим, как его ви­дел. За­тем от­дал этот об­раз в Чел­мо­гор­скую оби­тель, что слу­чи­лось в июне ме­ся­це 1656 го­да.

При оби­те­ли прп. Ки­рил­ла про­жи­ва­ла доб­ро­де­тель­ная ино­ки­ня Мар­фа, ко­то­рая ис­пол­ня­ла раз­лич­ные мо­на­стыр­ские служ­бы. В те­че­ние мно­го­лет­ней жиз­ни при мо­на­сты­ре ей при­шлось слы­шать и ви­деть мно­го чу­дес, со­вер­шен­ных свя­тым угод­ни­ком. И вот ка­кое чу­до рас­ска­за­ла она жиз­не­опи­са­те­лю пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла.

В Чел­мо­гор­скую оби­тель по­жерт­во­ва­ли ко­ня. Вско­ре конь про­пал. Мно­го ис­ка­ли его, но ни­где не мог­ли най­ти. Про­шло со­рок дней, уже по­те­ря­ли вся­кую на­деж­ду най­ти его и ре­ши­ли, что конь или укра­ден злы­ми людь­ми, или съе­ден зве­ря­ми. Вдруг в од­ну суб­бо­ту ве­че­ром, ко­гда со­вер­ша­лось все­нощ­ное бде­ние, Мар­фа, ра­бо­тав­шая в это вре­мя на скот­ном дво­ре, уви­де­ла, что про­пав­ший конь воз­вра­ща­ет­ся на мо­на­стыр­ский двор, а сле­дом за ним идет инок в баг­ро­вид­ной одеж­де. Ко­гда конь по­до­шел к во­ро­там, ста­рец от­во­рил их и впу­стил его, а сам по­шел к мо­на­сты­рю. Ко­гда окон­чи­лась служ­ба, иеро­мо­нах Ми­са­ил при­шел на скот­ный двор. Уви­дев ко­ня, он уди­вил­ся, по­том спро­сил Мар­фу, кто при­вел его. Она же от­ве­ча­ла: «Я ду­ма­ла, что ты, от­че, при­гнал его к во­ро­там, а сам на­пра­вил­ся к мо­на­сты­рю». То­гда Ми­са­ил до­га­дал­ся, что это сде­лал прп. Ки­рилл, по­шел в цер­ковь и воз­дал бла­го­да­ре­ние Бо­гу у гро­ба пре­по­доб­но­го за то, что Он да­ро­вал оби­те­ли за­ступ­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка и див­но­го хра­ни­те­ля не толь­ко лю­дей, но и ско­тов.

Кре­стья­нин Иоанн Шмы­гин, жив­ший в Кар­го­поль­ской во­ло­сти, по на­у­ще­нию диа­во­ла возы­мел злое на­ме­ре­ние обо­красть цер­ковь Чел­мо­гор­ской оби­те­ли и по­хи­тить каз­ну мо­на­стыр­скую. Он вы­ждал удоб­ное вре­мя и на­пра­вил­ся к оби­те­ли, ко­то­рая на­хо­ди­лась в со­ро­ка вер­стах от его се­ла. Немно­го не до­хо­дя до мо­на­сты­ря, зло­умыш­лен­ник скрыл­ся в лес­ной ча­ще, чтобы до­ждать­ся но­чи. На­сту­пи­ла ночь, и он вдруг уви­дел ино­ка в баг­ро­вид­ной одеж­де, иду­ще­го пря­мо к нему. Ста­рец по­до­шел к Иоан­ну и оста­но­вил­ся. Ви­дя, что нель­зя скрыть­ся, кре­стья­нин по­чув­ство­вал ве­ли­кий страх. Ста­рец же ска­зал ему: «Иоанн! За­чем ты за­мыс­лил это? За­чем дер­за­ешь на церк­ви оби­те­ли мо­ей? Удер­жись от та­ко­го де­ла и по­кай­ся в сво­ем со­гре­ше­нии. Знай, что ни та­тие, ни хищ­ни­цы Цар­ствия Бо­жия не на­сле­ду­ют. Ес­ли же ты не оста­вишь сво­е­го на­ме­ре­ния, по­гиб­нешь лю­той смер­тью на зем­ле и в бу­ду­щем ве­ке при­мешь му­ку веч­ную». Ска­зав это, инок стал неви­дим. Иоанн по­нял, что пе­ред ним был сам пре­по­доб­ный. Одер­жи­мый ве­ли­ким стра­хом, он воз­вра­тил­ся об­рат­но и рас­ска­зал о быв­шем ему яв­ле­нии чу­до­твор­ца.

Один че­ло­век из го­ро­да Кар­го­по­ля, неиз­вест­ный по име­ни, дол­гое вре­мя был бо­лен же­лу­доч­ной бо­лез­нью. Же­лая по­лу­чить ис­це­ле­ние, он при­шел в Чел­мо­гор­скую оби­тель. В это вре­мя шла ве­чер­ня. Но боль­ной не по­шел в храм к гро­бу пре­по­доб­но­го, а на­пра­вил­ся пря­мо на ноч­лег, где и рас­по­ло­жил­ся вме­сте с дру­ги­ми бо­го­моль­ца­ми. Ко­гда все усну­ли и он за­был­ся тон­ким сном, явил­ся ему све­то­леп­ный инок с жез­лом в ру­ке и ска­зал: «Раз­ве ты не зна­ешь, что кто при­хо­дит к вра­чу и про­гнев­ля­ет его, тот не по­лу­ча­ет ис­це­ле­ния. А ты, нера­зум­ный, идешь преж­де на ноч­лег, а не в цер­ковь Бо­жию». При этих сло­вах инок уда­рил его сво­им жез­лом. Боль­ной вско­чил и, кри­ча от стра­ха, стал на­но­сить уда­ры спя­щим бо­го­моль­цам. Ис­пу­ган­ные бо­го­моль­цы ста­ли го­во­рить ему: «Что слу­чи­лось с то­бой?» Он же рас­ска­зал им все, что бы­ло с ним в ви­де­нии. На дру­гой день боль­ной по­шел в цер­ковь ко гро­бу чу­до­твор­ца и здесь по со­вер­ше­нии мо­леб­на пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу по­лу­чил ис­це­ле­ние от сво­ей бо­лез­ни.

Один раз в су­хое лет­нее вре­мя по­сле служ­бы в Бо­го­яв­лен­ской церк­ви за­бы­ли за­га­сить го­ря­щую све­чу на па­ни­ка­ди­ле. Про­шло три дня, и ко­гда мо­на­стыр­ский ек­кле­си­арх во­шел в храм, то он уви­дел сле­ду­ю­щее. От го­ря­щей све­чи, упав­шей на гроб­ни­цу прп. Ки­рил­ла, затлел­ся верх­ний по­кров. На нем вы­го­рел шел­ко­вый крест, на­ши­тый на ткань по­кро­ва, ис­тле­ла и ткань, но да­лее огонь не рас­про­стра­нил­ся, хо­тя под сго­рев­шим по­кро­вом бы­ло еще два. Так Гос­подь спас от ог­ня оби­тель и гроб прп. Ки­рил­ла.

Но в 1674 го­ду на­ка­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва в Чел­мо­гор­ской оби­те­ли слу­чил­ся по­жар: за­го­ре­лась цер­ковь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Иеро­мо­нах Ма­ка­рий, за­ме­тив­ший дым в церк­ви, по­бе­жал ту­шить по­жар. Ско­ро он по­нял, что по­га­сить пла­мя нель­зя, и бро­сил­ся вы­но­сить из церк­ви кни­ги, ико­ны и раз­лич­ную утварь. Он вбе­жал в ал­тарь, но там бы­ло так жар­ко и дым­но, что Ма­ка­рий, за­ды­ха­ясь, упал на пол за пре­сто­лом. Ско­ро при­бе­жа­ли мо­на­хи и окрест­ные по­се­ляне, но по­ту­шить по­жар не мог­ли. Ста­ли ис­кать Ма­ка­рия и, с тру­дом про­ник­ши в ал­тарь через ок­но, на­шли его без при­зна­ков жиз­ни. Вы­та­щи­ли его через ок­но из ал­та­ря, от­нес­ли в кел­лию и по­ло­жи­ли на од­ре. Спу­стя немно­го вре­ме­ни за­ме­ти­ли, что Ма­ка­рий сла­бо ды­шит. Дол­го боль­ной оста­вал­ся в по­сте­ли, не имея сил ни го­во­рить, ни смот­реть. И толь­ко по­том он стал бе­се­до­вать и по­не­мно­гу при­ни­мать пи­щу. Так он про­ле­жал око­ло 40 дней. В день празд­ни­ка Сре­те­ния Гос­под­ня боль­ной уви­дел, что к его од­ру при­бли­жа­ют­ся два бла­го­леп­ных ино­ка. Он по­кло­нил­ся им и при­нял бла­го­сло­ве­ние. Всмот­рев­шись при­сталь­но в ли­ца стар­цев, Ма­ка­рий узнал в од­ном из них прп. Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го (па­мять 25 июля/7 ав­гу­ста), а в дру­гом – прп. Ки­рил­ла Чел­мо­гор­ско­го. До­воль­но дол­го небес­ные го­сти стоя­ли над Ма­ка­ри­ем и смот­ре­ли на него. По­том ска­зал один дру­го­му: «Ви­дишь ли, брат, стар­ца се­го, ко­то­рый без по­мо­щи Бо­жи­ей хо­тел по­га­сить пла­мень и сам ед­ва не сго­рел?» Ста­рец, к ко­то­ро­му бы­ли об­ра­ще­ны эти сло­ва, по ви­ду Ма­ка­рий Жел­то­вод­ский, ска­зал: «Этот ста­рец наш: он у нас ста­вил­ся и в на­шей оби­те­ли обе­щал­ся слу­жить». Ки­рилл же от­ве­чал на это: «Нет, он наш, у нас те­перь слу­жит и тер­пит». По­том оба спро­си­ли Ма­ка­рия: «Ска­жи нам, ко­му из нас ты слу­жишь?» Боль­ной от­ве­чал: «Я обе­щал­ся слу­жить Ма­ка­рию, но из его оби­те­ли из­гнал ме­ня иеро­мо­нах Гри­го­рий; ныне же я слу­жу пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу». То­гда прп. Ки­рилл спро­сил боль­но­го: «Ма­ка­рий, хо­чешь ли быть жи­вым и здо­ро­вым?» «Да, чест­ный от­че», – от­ве­чал боль­ной. Ки­рилл взял свою ман­тию и, при­бли­зив­шись к Ма­ка­рию, ве­лел про­из­не­сти ему сло­ва: «Свет Хри­стов про­све­ща­ет всех». Сам же при­кос­нул­ся ман­ти­ей к гла­зам боль­но­го и по­тер их. Ма­ка­рий про­из­нес при­ка­зан­ные ему сло­ва и тот­час про­зрел, на­чал го­во­рить и слы­шать, как и преж­де.

У кли­ри­ка Иоан­на бы­ло двое де­тей: маль­чик двух с по­ло­ви­ной лет и де­воч­ка пя­ти лет. Од­на­жды де­ти иг­ра­ли на ко­ло­кольне. Вдруг под­ня­лась бу­ря и по­шел силь­ный дождь. Де­ти ис­пу­га­лись, и де­воч­ка, взяв­ши на ру­ки ма­лень­ко­го бра­та, по­нес­ла его по лест­ни­це вниз. Но де­ти со­рва­лись с лест­ни­цы и упа­ли на пол за­мерт­во. При­бе­жа­ли отец и мать. По­ра­жен­ные го­рем, в пер­вое вре­мя они про­из­но­си­ли толь­ко од­ни сло­ва: «Гос­по­ди, по­ми­луй», но по­том об­ра­ти­лись с мо­лит­вой к прп. Ки­рил­лу: «Пре­по­доб­ный от­че Ки­рил­ле! Будь теп­лым мо­лит­вен­ни­ком к Бо­гу и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри: вос­кре­си де­тей на­ших. Ты – но­вый све­тиль­ник, вос­си­яв­ший чу­де­са­ми в стра­нах на­ших, и хо­да­тай к Бо­гу. При­ми на­ши горь­кие вопли и сле­зы сер­деч­ные». Обе­зу­мев­шие от го­ря, они да­ли обет от­дать в оби­тель прп. Ки­рил­ла свою ско­ти­ну, ес­ли пре­по­доб­ный услы­шит их мо­лит­ву и вос­кре­сит де­тей. Пла­ча и мо­лясь свя­то­му, ро­ди­те­ли ме­та­лись око­ло сво­их несчаст­ных де­тей. Вдруг де­ти ра­зом встре­пе­ну­лись и как бы просну­лись от сна. У них мно­го вы­шло кро­ви и ли­ца их опух­ли, гла­за не гля­де­ли и уста по­чер­не­ли. Ро­ди­те­ли пе­ре­нес­ли их в свой дом и ста­ли уха­жи­вать за ни­ми. Вме­сте с тем они непре­стан­но мо­ли­лись Бо­гу и пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу о да­ро­ва­нии их де­тям вы­здо­ров­ле­ния: обе­ща­лись от­пра­вить­ся в мо­на­стырь и там воз­не­сти мо­лит­ву. И пре­по­доб­ный Ки­рилл услы­шал их мо­лит­ву: ско­ро де­ти вы­здо­ро­ве­ли.