Канон святому преподобному Иакову Железноборовскому
Припе́в: Преподо́бне о́тче Иáкове, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 24 апреля (11 апреля ст. ст.); 18 мая (05 мая ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.
Я́ко Безпло́тен, блаже́нне Иа́кове, на земли́ поживе́ и ны́не с ли́ки преподо́бных сочета́лся еси́, с ни́миже ра́дуяся, на́с, чту́щих тя́, помина́й, приснопа́мятне.
Греха́ми мно́гими помраче́нное мое́ се́рдце просвети́, блаже́нне Иа́кове, те́плыми моли́твами твои́ми.
Умо́м очище́нным Бо́гови порабо́тился еси́, целому́дрием теле́сным и чистото́ю ду́шу и те́ло свое́ просвети́л еси́, блаже́нне Иа́кове.
Богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во О́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ моея́ лю́тую исцели́ я́зву и серде́чную укроти́ боле́знь.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Ду́хом разжже́н бы́в, Иа́кове о́тче, труды́ подъя́л еси́, возвы́сився смире́нием, горды́ню бесо́вскую смири́л еси́, преподо́бне, сла́ва и́ноком и утвержде́ние.
По у́зкому пути́ ходи́л еси́ в житии́ свое́м, простра́ннаго пути́ удаля́яся, о́тче, неви́димаго зми́я посрами́л еси́, смире́нием огражда́яся.
Моле́бный гла́с мо́й услы́ши, о́тче Иа́кове преблаже́нне, не забу́ди раба́ твоего́, воспева́ющаго честны́я твоя́ по́двиги.
Богоро́дичен: Уста́ви неуста́вное се́рдце мое́, Чи́стая Ма́ти Бо́жия, Сы́ну Твоему́ моля́щися при́сно о рабе́ Твое́м.
Седа́лен, гла́с 8:
Ра́зума тве́рдостию украша́яся, плотски́я тя́гости отве́рг, зми́еву горды́ню попра́л еси́ и, оби́тель бы́в избра́нная Свято́му Ду́ху, неукло́нным ра́зумом порабо́тился еси́ Христу́, всеблаже́нне Иа́кове. Того́ моли́ грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Я́ко еди́ну в жена́х Де́ву Тя́ обре́тше, без се́мени ро́ждшую Бо́га пло́тию, вся́ блажи́м Тя́, ро́ди челове́честии: Сло́во бо всели́ся в Тя́ Боже́ственное, Его́же, я́ко Младе́нца, пита́ла еси́, Зижди́теля и Го́спода; те́мже А́нгельский собо́р и челове́ческий ро́д досто́йно сла́вим пречи́стое рождество́ Твое́, и мы́ вси́ согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́нием на́шим оставле́ние дарова́ти восхваля́ющим Тя́.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Все́л еси́ на ко́ни, апо́столы Твоя́, Го́споди, и прия́л еси́ рука́ма Твои́ма узды́ и́х, и спасе́ние бы́сть ежде́ние Твое́ ве́рно пою́щим: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Ходи́л еси́ в путе́х пра́вых, и, та́ко неукло́нно ше́ствуя, дости́гл еси́, блаже́нне, широты́ ра́йския, и А́нгельским лико́м сочета́лся еси́.
В пусты́ню жела́нием, преподо́бне, всели́вся, подвиза́лся еси́ кре́пкими по́двиги, поще́нием и моли́твами де́нь и но́щь ко Го́споду, научи́ ны́ вопи́ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Хра́м Бо́гови боголе́пен воздви́гл еси́ и то́й во и́мя рождества́ Предте́чи именова́л еси́, в не́мже сла́вится при́сно честно́е и́мя твое́, Иа́кове преподо́бне.
Богоро́дичен: Ра́дуйся, Влады́чице Де́во, це́рквам еси́ красо́та и ве́рным похвала́ и держа́ва, непреста́нно моли́ся, Богоро́дице, Сы́ну Своему́ сохрани́ти правосла́вныя лю́ди от вся́каго зла́го обстоя́ния.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.
Просвеща́я у́м сво́й Боже́ственными словесы́, теле́сных страсте́й устрани́лся еси́ и, превы́ше бы́в земны́х, соблю́л еси́ о́браз в себе́ Боже́ственный не омраче́н.
Не забу́ди, блаже́нне Иа́кове, посеща́ти ча́д твои́х, соверша́ющих свяще́нную па́мять твою́, я́ко да твои́ми моли́твами изба́вимся вся́кия ну́жды и печа́ли.
Но́щь грехо́вная покры́ла мя́ е́сть, но озари́ мя́ покая́нием, преподо́бне, да омы́ю скве́рну грехо́вную окая́нныя моея́ души́.
Богоро́дичен: Всесве́тлым озарена́ еси́ све́том, Богора́дованная Ма́ти: Ты́ бо честне́йши родила́ еси́ Христа́ все́х Бо́га, Его́же моли́, да изба́вит ны́ от вся́ких напа́стей.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.
Ма́слина вои́стинну Бо́жия плодови́та бы́в труды́ твои́ми, моли́ся, Иа́кове преподо́бне, за ве́рно на по́мощь призыва́ющих тя́.
Земны́й А́нгел и Небе́сный челове́к бы́л еси́, преподо́бне, и учи́тель умиле́ния, ми́лования струя́, и исто́чник чудесе́м.
Сле́зными пото́ки и тру́дными по́ты у́глия сла́дости грехо́вныя погаси́л еси́. Те́мже в чудесе́х сла́вна тя́ показа́ Госпо́дь, Иа́кове блаже́нне, и украси́ вы́шними дарова́нии.
Богоро́дичен: Умертви́ся сме́рть Тобо́ю и а́дово жа́ло притупи́ся, Ма́ти Чи́стая: Ты́ бо Безсме́ртнаго Влады́ку Христа́ пло́тию ми́рови родила́ еси́.
Конда́к, гла́с 8.
Серде́чная о́чи, досточу́дне, ко Го́споду впери́в и теле́сныя стра́сти из ко́рене исторга́я, неболе́зненную жи́знь в боле́знех восприя́л еси́, преподо́бне, боле́знем же лю́тым дае́ши исцеле́ние прося́щим с ве́рою у тебе́, те́мже мо́лим тя́, досточу́дне, исцели́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти́: ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре, о́тче на́ш.
И́кос:
Покая́ния две́ри отве́рзи ми́, всеблаже́нне, да омы́ю скве́рну окая́нныя моея́ души́ и те́ла моего́ вся́ чу́вства очи́сти, да зову́ ти́ благода́рственная: ра́дуйся, по́стником вои́стинну преди́вное удобре́ние; ра́дуйся, исто́чниче пресла́дкий, напая́ющий ве́рных сердца́ уче́ньми. Ра́дуйся, но́щь на́шего неразу́мия отгна́вый смиренному́дрием; ра́дуйся, прелюби́мая весно́, израсти́вшая на́м нелицеме́рную любо́вь. Ра́дуйся, прекра́сный кри́не, любвеоби́льным взо́ром ко Го́споду влеки́й; ра́дуйся, чудесы́ свои́ми мно́гих удивля́яй. Ра́дуйся, возжеле́нная соверши́вый; ра́дуйся, ве́рным по Бо́зе кре́пкая наде́ждо. Ра́дуйся, се́рдцем свои́м прилепля́яйся ко Христу́ де́нь и но́щь; ра́дуйся, оби́тели своея́ храни́телю. Ра́дуйся, па́стырю и нача́льниче слове́сных ове́ц. Ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре о́тче на́ш.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: А́нгелом о́троки из огня́ спасы́й и гремя́щую пе́щь преложи́вый на ро́су, благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
А́нгельским житие́м, блаже́нне Иа́кове, пожи́л еси́, труды́ подвиго́в твои́х умно́жил еси́ и процве́л еси́, я́ко фи́никс, воспева́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
Восхваля́я тя́, о́тче Иа́кове преподо́бне, взыва́ем ти́: моли́ Христа́ Бо́га лука́вства диа́воля изба́вити на́с, воспева́ющих: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
В путе́х жития́ заблу́ждшаго и зимо́ю грехо́вною олядене́вшаго, согре́й мя́, Иа́кове преподо́бне, и научи́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Прия́ла еси́ вои́стинну Боже́ственное Сло́во во чре́во Свое́ и Сие́ па́че естества́, Пречи́стая, родила́ еси́. Его́же моли́ изба́вити от бе́д ра́б Твои́х, вопию́щих: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: От Отца́ пре́жде ве́к Рожде́ннаго и от Ма́тере в после́дняя Воплоще́ннаго, свяще́нницы, благослови́те, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
И́нок и́стинен бы́л еси́, простра́ннаго пути́ удаля́яся, широты́ ра́йския дости́гл еси́ и та́мо дре́ву живо́тному причаща́ешися во ве́ки.
До́м духо́вный доброде́тели бы́л еси́, и правоты́ пра́вило испра́вил еси́, Иа́кове пречу́дне, и бу́дущих бла́г сподо́бился, дре́ву живо́тному причаща́ешися во ве́ки.
Лико́м преподо́бных сочета́лся еси́, и по́стническим житие́м украси́лся еси́, Иа́кове преподо́бне, и ны́не в ра́йских оби́телех дре́ву живо́тному причаща́ешися во ве́ки.
Богоро́дичен: В ле́тех бы́вша, от Отца́ же безле́тно возсия́вшаго, Богома́ти, на́м родила́ еси́. Его́же моли́ спасти́ пою́щия Тя́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.
Чи́стое и кра́сное храни́лище доброде́телей бы́л еси́, Иа́кове блаже́нне, те́мже тя́ непреста́нно велича́ем.
От се́рдца боле́знь, от о́чию сле́зы, от души́ покая́ние приими́, преподо́бне, и ко Го́споду те́пле принеси́, я́ко да непреста́нно тя́ велича́ем.
Всече́стне о́тче Иа́кове, сохрани́ певца́ своего́ неви́димою си́лою от находя́щих бе́д и скорбе́й, изба́ви же и все́х, почита́ющих свяще́нную па́мять твою́, и наста́ви на пу́ть покая́ния, я́ко да получи́м у Го́спода ве́лию ми́лость и тя́ непреста́нно велича́ем.
Богоро́дичен: А́нгели и Арха́нгели, проро́цы и апо́столи и ве́сь ли́к преподо́бных с блаже́нным Иа́ковом ко Христу́ приле́жно и с Пречи́стою Его́ Ма́терию, за ве́сь ми́р моли́теся, да ва́с при́сно велича́ем.
Свети́лен.
Ду́х Святы́й тя́, преподо́бне Иа́кове, оби́тель Себе́ сотвори́, и, на тебе́ почива́яй, насле́дника тя́ Ца́рствию учини́ Небе́сному и ли́ку преподо́бническому причте́, и по успе́нии твое́м сла́вна тя́ показа́, преподо́бне, моли́ся о спасе́нии ду́ш на́ших.
Богоро́дичен: Еди́н Чи́стый, Еди́н Госпо́дь, Тя́ еди́ну избра́, честне́йшу всея́ тва́ри, Пренепоро́чная, от чи́стых крове́й Твои́х воплоти́тися.
Скудны и недостаточны сведения о преподобном. До нашего времени дошли лишь известия, что преподобный Иаков, мирское имя которого не сохранилось в летописях (существует версия, что он был крещен Иоанном), родился в XIV столетии в благочестивой и весьма достаточной семье галичских дворян Амосовых. Глубокая и искренняя настроенность благочестивых людей того времени, к числу которых принадлежали родители Иакова, имела решающее влияние на весь его духовный склад.
Еще в самых юных летах отрок обнаружил особое стремление к благочестивой жизни. Как пишет А. Воскресенский, "оставляя свойственные его возрасту игры и забавы, он прежде всякого учения возгорается любовию к Богу, когда же, с достижением школьнаго возраста, изучает грамоту, – пред ним отрывается чудный, до того времени неведомый ему мир. Благочестивый отрок нашел пищу для ума и чистаго сердца своего в житиях святых; они интересовали, увлекали его. Здесь он видел полную правду, здесь созерцал высокий идеальный мир, к которому так рвется человеческое сердце. Под их влиянием в отроке развилось высокое духовное настроение, душа его всецело была устремлена к горнему небесному отечеству, он уже и теперь являлся как бы отрешившимся от обыденной жизни, будучи юным подвижником".
Необычный в юном отроке образ жизни отчасти тревожил его добродетельных родителей, не знавших, какой избранный сосуд благодатный готовится миру Божию в нем. «Чадо! – говорили они сыну, – для чего ты так изнуряешь себя в таких юных летах?» Но юный в летах, а опытный в духовной жизни и мудрости отрок кротко выслушивал замечания своих родителей и отвечал им: «Родители мои! Непонятны мне слова ваши. Много я читал Божественных книг, но нигде не встречал того, чтобы родители желали худого своим детям, а всегда лучшего. Что же может быть лучше для человека, как не получение Царства Небесного? Кто доброю своею жизнию угодил Богу, и отвергшись мира последовал Христу, те и от Него получили наследие Царства Небесного, почему и я стремлюсь подражать их подвигам». Удивлялись родители мудрым ответам отрока и в конце концов предоставили ему возможность идти тем путем, который он избрал для себя сам.
Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков без тени сожаления роздал его нуждающимся в благовременной помощи. "Для него ясна была цель его жизни, давно им намеченная, к которой он стремился всем существом своим. Цель эта была – иночество. Просвещенный житиями святых Божих человеков, увлеченный высотою их жизни – добродетелей и подвигов, он сознавал, что, приступая к работанию Господу на этом поприще, ему необходим благонадежный, мудрый и многоопытный руководитель-наставник, который мог бы привести его к дверям Царствия Божия и ввести в ограду небесную.
И Господь послал ему такого наставника. Как светлое лучезарное светило в то время сиял своими великими добродетелями и обилием живших в нем чрезвычайных даров благодатных великий авва Cepгий, в дебрях Радонежских создавший свою обитель. Это была поистине школа Христова, в которой под руководством своего отца и наставника воспитывался целый сонм чудных подвижников, отрешившихся от всяких земных попечений и стремившихся к обогащению душ своих сокровищами неветшающими, негиблемыми. К сему-то великому отцу иночествующих и пришел осиротевший, добровольно ради Христа обнищавший, пламенно стремившийся к достижению совершенства духовнаго благоговейный юноша, повергшийся к стопам Богоноснаго и моливший о сопричислении себя к его избранному стаду".
Предание говорит нам, что, пройдя под руководством преподобного Сергия Радонежского школу иноческого послушания и с благословения великого аввы Сергия, Иаков удаляется из его обители для ведения монашествующей жизни в безмолвии. Влекомый понятной любовью к родному Галичу, продвигаясь глухими лесами далее и далее к северу, преподобный Иаков достигает, наконец, затерявшегося в глубине многовекового лесного бора незначительного селения Железный Борок в 40 верстах от Галича, получившего свое название от залежей железной руды, здесь находившихся, разработкой которой и занимались местные жители.
"Утомленный путник решается отдохнуть вблизи него, выбрав себе удобное место на левом берегу лесной речки Тебзы, с тем, чтобы потом продолжать свой путь. Но не так судил Господь. Едва сладкий сон смежил усталыя его очи, как яркое блистание чуднаго небеснаго света озарило то место, где он лежал. Глубоко внимательный ко всему с ним случающемуся в жизни, преподобный с чувством глубокаго благоговения уразумел в только что бывшем ему видении знамение особеннаго благоволения Божия к этому месту".
На месте чудного видения он водрузил Крест Христов и, испросив разрешения у жителей ближайшего селения Борок, собственными руками срубил и устроил себе малую тесную келлию, в которой и поселился для пустынных подвигов. Одному Богу ведомы его духовные подвиги, о которых лишь отчасти свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени его железные вериги и тяжелый крест, которые он возлагал на себя во изнеможение плоти и спасения духа. Кроме того, памятником его тяжких телесных трудов служат существующие и в настоящее время два довольно больших пруда. До недавнего времени существовал и колодец, выкопанный его руками. Находящееся в 15 верстах от монастыря Святое озеро также приписывается преданием трудам преподобного.
Но безмолвное житие преподобного Иакова скоро было нарушено людьми, начавшими приходить в безмолвную пустыню подвижника, чтобы получить его благословение и испросить его молитв о себе и своих близких. Преподобный Иаков после нескольких бесплодных попыток остановить народное к нему стремление, видя в совершающихся событиях волю Божию, не дерзнул пререкать ей и стал беспрепятственно принимать к себе всех, искавших его духовной помощи. Таким образом составилось малое иноческое братство, жившее в отдельных малых келлиях, более или менее удаленных одна от другой. И только в известное время пустынножители соединялись на общественную молитву и на общие работы послушания, состоявшие, главным образом, в расчистке леса и приспособлении расчищенных мест для пашни.
Преподобный Иаков имел над этим иноческим братством исключительное влияние. Нравственное воздействие его на своих сподвижников было велико и благотворно: недаром же люди оставляли дома и семейства свои, недаром иноки уходили из благоустроенных монастырей в пустыню к молодому подвижнику, богатому духовною нищетою и крепкою верою в Бога и его Промысл.
Пустынное братство с каждым днем умножалось в количестве. Не доставало ему только храма Божия, чтобы быть настоящей иноческой обителью. Тогда преп. Иаков отправился в Москву, где около 1390 года от митрополита Киприана получил чин иеромонаха и грамоту на строительство храма.
И через короткое время выросла в до того времени глухой лесной чаще небольшая деревянная церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Совершив это главное и безотлагательно необходимое для своего юного братства дело, преподобный учредил для братии общежитие, заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим.
Великие подвиги самоумерщвления, самопроизвольной нищеты, чистота сердца, непрестанная пламенная молитва и возношение ума и сердца к Богу сделали из преподобного Иакова великий сосуд благодати. Искренний и верный раб своего владыки Христа, он удостаивается от Него великих благодатных даров: силы и власти над демонами, чудной прозорливости и дара чудотворений.
В 1415 году, в период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника».
Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование.
В 1420 г. вся Костромская область подверглась моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее кратким и ужасающим выражением: «поля остались несжатыми», так как заботиться об этом было уже некому. В эту тяжелую годину общественного бедствия преп. Иаков широко открыл врата своей обители для всех бедствующих, устремившихся к нему не только из ближних, но из весьма отдаленных мест. И всякий приходивший сюда встречал со стороны сострадательного подвижника и горячо участливое к себе отношение, и так ему необходимую в данный момент вещественную помощь. В том именно великая нравственная заслуга преподобного, что в минуту безысходной беды он своим словом утешения вливал надежду в истерзанные сердца близких к отчаянию.
Вскоре и самой Железноборовской обители суждено было испить чашу бедствия. В 1429 г. казанские татары, напав на Кострому, сожгли ее, разграбили, перебили многих жителей и многих несчастных увели в плен. Один из отрядов проник и в глухую местность, где расположена была обитель преподобного Иакова. Сам преподобный и братия удалились вглубь лесного бора. Когда опасность миновала, и иноки возвратились на прежнее место, то вместо благоустроенной обители они увидели здесь картину полного разрушения. Необходимо было снова созидать то, что некогда было сделано с великим трудом. И бесприютные иноки под водительством своего преп. первоначальника немедленно приступили к восстановлению сожженных варварами зданий.
Первая половина XV века омрачилась для русских людей длительной междоусобицей за великокняжеский престол. В 1425 году скончался Московский князь Василий Дмитриевич, на престол вступил его сын Василий Васильевич (Василий II Темный), рождение которого было в свое время предсказано преподобным. Святитель Московский Фотий поддерживал нового великого князя, желая упрочить и новую форму престолонаследия – не от старшего брата к младшему, а от отца к сыну. Брат же покойного Василия Дмитриевича, Галичский князь Юрий Шемяка, претендовавший на великое княжение по старому способу престолонаследия, вместе со своими сыновьями начал борьбу за московское княжение. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы.
В 1433 году Юрий Шемяка, нарушив заключенный с великим князем клятвенный мир, захватил Москву. Василий Васильевич бежал в Кострому. Пребывая в Костромских пределах, великий князь Василий неоднократно посещал Железноборовскую обитель, находя для себя в беседах с преподобным Иаковом утешение и душевную пользу. В одно из посещений великий князь отдал преподобному свою кольчугу. Снимая ее с себя, он тем показал, что уже не на свои силы полагается, а на помощь свыше по молитвам преподобного.
Незадолго до кончины преподобный Иаков принял сан игумена Железноборовского монастыря, предположительно, от святого митрополита Московского и всея Руси Ионы. По одной версии, после многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и, будучи уже в преклонных летах, поехал в Москву, где был облечен священным саном. Вскоре после возвращения он почил 11 апреля 1442 года.
Другая версия датой смерти преподобного Иакова называет 1451 год. Святитель Иона, желая прекратить междоусобицу, в сопровождении собора святителей и целого войска в 1448 г. ходил в Галич для увещания преступного Шемяки. По пути он посещал Железноборовский монастырь и, согласно этой версии, посвятил преподобного в игуменский сан.
Дата смерти 11 апреля 1442 г. считается сейчас наиболее вероятной и указана в большинстве источников о жизни святого Иакова и в церковном календаре.
Впав в предсмертную болезнь и чувствуя близость кончины, преподобный Иаков назначил братии игуменом одного из своих учеников – Досифея.
С умилением братия слушала последние поучительные слова своего наставника и, припавши к нему, со слезами просила у него прощения и всегдашнего покровительства своей обители. «Хотя и разлучаешься с нами телом, будь близок к нам духом», – говорили иноки. «Бог не оставит вас, дети мои, и место сие, – отвечал преподобный и, вздохнув, продолжил: – Дети мои! Входите в живот узким путем и прискорбным, а пространный путь вводит в погибель».
Приобщившись Святых Таин и преподав братии благословение, святой предал свою душу Богу. Тело его было погребено в основанной им обители. На гробницу преподобного положили его каменный крест и вериги – свидетельство молитвенных подвигов.
Спустя 156 лет по кончине преподобного Иакова смиренный Железноборовский игумен Иосиф собирает существовавшие краткие записи и устные предания и дает верующим свой добросовестный труд, носящий на себе печать ясной достоверности и чуждый примеси фантастических прикрас. С тех пор житие преподобного Иакова, писаное Иосифом, настоятельствовавшим здесь в 1598–99 годах, сделалось настольною книгой для почитателей священной памяти преподобного, хотя всенародная вера в него получила непререкаемое подтверждение гораздо позднее, а именно, 5 мая 1613 года, когда были открываемы и свидетельствуемы нетленные мощи угодника Христова.
Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского
После преставления преподобного его честные мощи были положены под спудом в основанной им обители. Как при жизни святой, согласно летописям, творил множество чудес, так и по кончине гробница преподобного Иакова прославилась исцелениями и чудотворениями.
По преданию, польско-литовские войска разорили дотла монастырь, сожгли и надгробную часовню преп. Иакова. Однако волею Божией это злодейство обернулось противоположной стороной: 5 мая 1613 г. при восстановлении монастырских храмов было обретено нетленное тело преподобного. «Как светлое солнце среди непроглядного мрака и скорби, Господь даровал братии и верующим это благодатное и радостное утешение».
Менее чем через два месяца после торжества Костромы и всей Средней России, очищенной от поляков и обрадованной избранием себе законного царя, Церковь праздновала обретение святых мощей преподобного Иакова. В этом священном событии было явное знамение благоволения Божия к России и к восстановленному роду законных царей русских в лице воцарившегося Михаила Федоровича, покровителем которого как бы являлся преподобный, бывший молитвенником и другом предков рода его – великих князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича. И сам царь Михаил Федорович сознавал эту милость Божию к себе, явленную в новооткрытых мощах угодника Божия, а потому и обители оказал знаки благоговейного своего царственного внимания.
Два Евангелия, напечатанные по благословению первого всероссийского патриарха Иова, напрестольный крест, икона Всемилостивого Спаса, окованная вызолоченным серебром, и икона преподобного Иакова, написанная, по преданию, при жизни Михаила Федоровича – все это дары благочестивого царя.
Кроме того, обретение нетленных святых мощей преподобного сопровождалось еще и другим весьма важным событием. Хотя память преподобного и была благоговейно почитаема верующими, хотя существовало и иконное его изображение, и совершаемо ему было пение молебное, но еще не было ни одного храма, посвященного его имени, ни в монастыре, ни в каком-либо другом месте. Теперь же, когда святыня мощей его явилась миру, с благословения Казанского митрополита Ефрема, в звании верховного архипастыря управлявшего Российской Церковью и венчавшего на царство Михаила Федоровича, восстанавливаемый в обители храм посвящен был имени ее первоначальника.
Однако по неизвестной причине в 1647 г. в монастыре произошел пожар, жертвою которого сделалась Иоано-Предтеченская церковь с приделом преподобного Иакова. В 1667 г. была вновь построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова. Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма.
Судьба мощей преподобного
В 1927 году монастырь был закрыт. В храмах обители устроили зернохранилище и колхозную тракторную мастерскую.
Интересна судьба святых мощей преподобного Иакова. По свидетельству последних насельников монастыря, в период проведения советским государством акций по «освидетельствованию» мощей честные останки преподобного были ими выкопаны и перепрятаны на территории обители.
Приведем свидетельство одного, явно настроенного против религии, очевидца вскрытия мощей и суда над насельниками монастыря, который в то время описывал происходившее так: «Прошли в церковь, двери изнутри заперли на засов и приступили к работе. Отняли прикрепленную к полу решетку. Сняли с гробницы парчовое покрывало, а затем и икону с изображением Иакова. Гробница оказалась окованной медными окрашенными под серебро листами, оборвали и оттащили в сторону обшивку. Там оказался сделанный из сосновых досок большой ящик, весьма похожий на опрокинутый вверх дном хлебный ларь. Здесь, под этим ларем, по нашему мнению, должен был находиться и гроб. Рабочие при помощи ломов оторвали ларь от пола, приподняли – там было пусто. Чистый, из отличного соснового теса пол почти не потемнел. Но было ясно видно, что пол под гробницей от общего пола в церкви был постлан отдельно.При помощи топоров выбрали пол. Пусто и там. Попробовали ломом – там твердый грунт. Когда лопатами счистили песок, там оказался большой, во всю величину гробницы, кирпичный свод, снаружи очень похожий на свод большой русской печи. Там-то, под этим сводом, ожидали, и похоронен Иаков. Ломами начали бить свод, это дело оказалось нелегкое: свод был сделан из прочнейшего, очень крупного кирпича на извести, и толщина свода оказалась более аршина. Но вот, наконец, в своде пробита дыра. Всем с нетерпением хотелось увидеть, как сохранились гроб и тело Иакова, захороненные тут более 500 лет назад. Надо было видеть, как члены комиссии, сгорая от нетерпения, вытягивали шеи, стараясь увидеть, что находится внутри свода. При помощи зажженной свечи заглянули внутрь склепа – там тоже ничего нет – чистый, желтый, сухой, хорошо разровненный песок. Когда свод был разобран, в песке нашли несколько отлично сохранившихся щепок да две медные монеты с вензелем Екатерины II. Очевидно, склеп был построен уже после екатерининских времен, т.е. через 200–250 лет после предполагаемого погребения. Пробовали копать землю. Выкопали примерно на 1,5 метра. После того, как акт вскрытия всеми членами комиссии был подписан, церковные двери были открыты, и тысячи людей один за другим прошли перед вскрытой гробницей…»
Таким образом, попытка эта не увенчалась успехом.
Вряд ли можно сомневаться, что святые мощи преподобного, торжественно обретенные в 1613 году и принародно положенные под спуд, куда-то исчезли просто так. Известно, что в 20-е годы XX столетия было вскрыто множество мощей святых угодников, которые затем сдавались в музеи и музейные запасники, где обычно бесследно исчезали. Достаточно вспомнить уже современные (10–15-летней давности) обретения мощей преподобных Александра Свирского, Серафима Саровского. Поэтому свидетельства последних насельников обители вполне достойны доверия, и можно с большой долей достоверности считать, что святые мощи преподобного Иакова и ныне пребывают в его обители. Наиболее достоверное предположение – безбожники просто не нашли мощи, сокрытые в земле в месте, которое было известно лишь приблизительно. Что же касается приведенного свидетельства очевидца о вскрытии гробницы святого, то неудивительно, что монахи, перепрятав мощи и сокрыв их от поругания, утаили от суда этот факт.
Рака и сень над мощами
Первоначально для поклонения святым мощам в Храме Рождества Богородицы было устроено изящное резное и вызолоченное надгробие.
Более поздняя рака, наиболее часто воспроизводимая в литературе и дошедшая до нас в дореволюционных фотографиях и описаниях, относится уже к 1837 г.
Описание ее следующее: «чеканная и медно-посеребренная, по существующей надписи на ней, устроенная в 1837 году, с четырьмя медно-позлащенными столпцами, находящаяся в сквозной арке, соединяющей Рождество-Богородицкий и Иаковлевский храмы. С трех сторон ея вычеканены события из земной и загробной жизни Преподобнаго, а с восточной – осмиконечный крест. Она помещается под деревянною благолепною сенью, местами вызолоченною и имеющею эмалевые украшения. Под этой священной гробницею в течение почти пяти веков верующие припадали до праха земного, моля Угодника Божия, зде, в недрах земли, телом почивающего, духом же ликующаго на небесах, да будет о них теплый и усердный предстатель ко Господу, скорый избавитель от бед и скорбей и благосердный врачеватель от обдержащих их болезней душевных и телесных. В 1912 году рака вновь посеребрена при игумене Мелхесидеке и покрыта стеклянным футляром».
В 1860-х гг. рака преподобного Иакова и верхняя серебряная риза были «вызолочены червонным золотом через огонь, а вокруг нея, на всем пространстве верхней доски, вновь сделаны оклады апплике; картины событий из жизни Преподобного прочищены и сделаны над ними соответствующие надписи».
«Вокруг раки слова, с юга: «Первое пророчество Преподобнаго Иакова Князю Василию Дмитриевичу, что он скорбяше и посла к Преподобному Иакову да молит Бога о Княгине его и о разрешении и о рождении Василия, и да будет ей живот»; с запада: «как исцелил села Молвитина крестьянина Кондрата Иванова»; с севера: «Третье чудо, как исцелил Вологодской округи крестьянскую девку именем Ефросинью. Не видела света от рождения своего и привезена к Преподобному и абие прозре».
Сама гробница, как и множество других реликвий, вероятно, была уничтожена в первые годы после революции в ходе работ по изъятию церковных ценностей Исполнительным комитетом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В настоящее время изготовлена новая рака и сень по образцу старой благодаря имеющейся фотофиксации. Они установлены в восстанавливаемом после более полувекового разрушения Храме Рождества Богородицы на том же месте, где стояли и прежде.
См. также:
- Иаков Железноборовский, преподобный – прославление проф. С.И. Смирнов
- Преподобный Иаков Железноборовский мон. Таисия (Карцова)
- Память преподобного Иакова Железноборовского иером. Макарий Симонопетрский