Канон святому преподобному Герасиму Вологодскому
Припев: Преподо́бне о́тче Гера́симе, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 17 марта (04 марта ст. ст.)
Глас 1.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пе́снь побе́дную пои́м вси́ Бо́гу, сотво́ршему ди́вная чудеса́ мы́шцею высо́кою и спа́сшему Изра́иля, я́ко просла́вися.
Боже́ственную па́мять твою́, Богому́дре о́тче, ве́рно пра́зднующе, все́х Го́спода при́сно сла́вим, тя́ просла́вльшаго мно́гими чудесы́, Богому́дре о́тче Гера́симе.
У́м тво́й манове́нием Боже́ственным, всему́дре, обожа́емь, всеконе́чно отврати́ся страсте́й пло́ти и А́нгела тя́ на земли́ показа́, всеблаже́нне Гера́симе.
Подъя́л еси́ по́стничества боле́зни, о́тче, и стра́сти умертви́л еси́ пло́ти неудободержа́нныя, и в безстра́стие, я́ко во оде́жду све́тлу, я́ве оде́ялся еси́.
Богоро́дичен: Зачала́ еси́, Пречи́стая, неизрече́нным сло́вом, вся́ Содержа́щаго земны́я концы́, и Сего́ родила́ еси́. Его́же моли́ приле́жно поми́ловати на́с.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Да утверди́тся се́рдце мое́ в во́ли Твое́й, Христе́ Бо́же, И́же над вода́ми Не́бо утвержде́й второ́е и основа́вый на вода́х зе́млю, Всеси́льне.
Де́лы честны́ми и исправле́нии доброде́тельными, о́тче, просия́л еси́, я́ко звезда́ всесве́тлая, мона́шествующих собо́ру и просвети́л еси́ чуде́сными сия́нии подсо́лнечную.
Си́лою благода́ти Ду́ха враги́ безпло́тныя низложи́л еси́, и возне́слся еси́ благосла́вно смире́нною му́дростию, и чуде́с соде́тель, о́тче Гера́симе, бы́л еси́.
Ра́мень у́д твои́х воздержа́нием Христу́, о́тче, пожи́л еси́, Кресто́м сме́рть попра́вшему и исцеле́ний оби́льно благода́тию тя́ обогати́вшему.
Богоро́дичен: Исцели́ я́звы души́ моея́, Влады́чице, и ума́ испра́ви движе́ния к Боже́ственней во́ле из Тебе́ воплоти́вшегося Сло́ва, молю́ся.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ду́хом прови́дя, проро́че Авваку́ме, Словесе́ воплоще́ние, пропове́дал еси́, вопия́: внегда́ прибли́житися ле́том – позна́ешися, внегда́ приити́ вре́мени – пока́жешися. Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Ка́плями твои́х сле́з напои́вся, дре́во яви́лся еси́, Гера́симе, плодови́то, му́дре, плоды́ принося́ доброде́телей благово́нныя, и чудеса́ безчи́сленная источа́вши. Те́мже благоче́стно тя́ почита́ем.
Я́ко Боже́ственный зри́тся ра́й, му́дре, хра́м, име́яй твои́х моще́й ра́ку, цветы́ разли́чны принося́ чуде́с, и́миже сердца́ наслажда́ются ве́рою, Гера́симе, при́сно хва́лящих тя́.
Слепы́я просвеща́еши и уставля́еши лю́тыя челове́ков неду́ги в сла́ву Христо́ву, от Него́же благода́тию чуде́с обогати́вся, возвеличи́лся еси́, просвети́лся еси́ и просла́вился еси́, сла́вою мона́шествующих, Гера́симе, о́тче на́ш.
Богоро́дичен: Свята́я Богоро́дице, освяти́ ны́, Я́же Пресвята́го ро́ждши пло́тию, уподо́битися восхоте́вша челове́ком, и Небе́снаго жи́тельства вся́ покажи́, Пречи́стая, прича́стники моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Тво́й ми́р да́ждь на́м, Сы́не Бо́жий: ино́го бо, ра́зве Тебе́, бо́га не зна́ем, И́мя Твое́ имену́ем, я́ко Бо́г живы́х и ме́ртвых еси́.
Миродохнове́н бы́в Боже́ственными доброде́тельми, источа́еши, всему́дре, и по успе́нии ми́ро чуде́с благово́нное, почита́емь ве́рными челове́ки, любо́вию честву́ющими тя́.
Велича́йшими показа́нии чуде́с, Гера́симе всему́дре, просия́л еси́, и пре́жде кончи́ны, досточу́дне, и по изше́ствии, и по свяще́нном твое́м погребе́нии.
Свя́то соверши́в твое́ житие́ о Христе́, Гера́симе Богому́дре, о́тче на́ш, со святы́ми всели́лся еси́ и ны́не освяща́еши ве́рою честву́ющия тя́.
Богоро́дичен: Кре́пость ве́рных и преподо́бных была́ еси́ держа́ва: Тобо́ю бо, Чи́стая, все́м истеко́ша лу́чшая, и на земли́ живу́щим и к Небеси́ восходя́щим.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Проро́ка Ио́ну подража́я, вопию́: живо́т мо́й, Бла́же, свободи́ из тли́ и спаси́ мя́, Спа́се ми́ра, зову́ща: сла́ва Тебе́.
Исправля́еши, о́тче, хромы́я, просвеща́еши слепы́я, ходи́ти же твори́ши разсла́бленныя и отгоня́еши лука́выя ду́хи, Гера́симе преподо́бне.
Струя́ истека́ет при́сно, я́ко от исто́чника чи́ста, от честны́х моще́й твои́х исцеле́ний бога́тно, блаже́нне, страсте́й изсуша́ющи вся́к пото́к.
Чу́ден чудоде́латель и пода́тель исцеле́ний и́стинен, о́тче Гера́симе, я́влься, сохраня́й при́сно к тебе́ притека́ющия, избавля́й от бе́д моли́твами твои́ми, свя́те.
Богоро́дичен: На Тя́, я́ко до́ждь на руно́, соше́д, Богоро́дице, Спа́с, изсуши́ я́ве то́ки безбо́жия, ду́ши же напои́в при́сно чту́щих Тя́.
Конда́к, гла́с 8:
От ю́ности, прему́дре, мирски́й мяте́ж оста́вил еси́, и многоце́нныя ри́зы тле́нныя возненави́дел еси́, и святу́ю оде́жду а́нгельскую любе́зно восприя́л еси́, и ту́ соблю́л еси́ в чи́стой со́вести и во благи́х де́лех, и до преставле́ния своего́ бы́сть Боже́ственнаго ра́ди жития́ Тро́ицы селе́ние и просвети́л еси́ ве́рою приходя́щия к тебе́; те́мже вси́ зове́м ти́: ра́дуйся, о́тче Гера́симе всечестны́й.
И́кос:
Чу́дно и пресла́вно житие́ твое́, Богому́дре о́тче Гера́симе, соверши́л еси́: изволе́нием бо Бо́жиим оте́чество и ро́д оста́вил еси́, и из полу́денных стра́н, богоспаса́емаго гра́да Ки́ева, в полу́нощную страну́, на ме́сто гра́да на́шего Во́логды, дости́гл еси́, и в не́м, пречестну́ю оби́тель соста́вив, водвори́лся еси́. Проре́кл же, я́ко и́стинный проро́к; гра́ду зде́ вели́кому бы́ти. В то́й же оби́тели богоуго́дно в безчи́сленных злострада́ниих пожи́в, преста́вился еси́, жи́в же сы́й, и по преставле́нии многоразли́чная чудеса́ в по́льзу ве́рных источа́еши. Те́мже, предстоя́ще честно́му гро́бу твоему́, ра́достно вопие́м ти́: ра́дуйся, о́тче Гера́симе пречестны́й.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Су́щим в пещи́ отроко́м Твои́м, Спа́се, не прикосну́ся, ниже́ стужи́ о́гнь. Тогда́ трие́, я́ко еди́неми усты́, поя́ху и благословля́ху, глаго́люще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Священноде́йствовал еси́ уче́нием по́стническаго воздержа́ния, ве́сь Христо́во показа́ся, о́тче, благово́ние, и ве́рных ли́ца благово́нствуеши при́сно, чудоде́йствуяй па́че ума́.
Терпе́ние стяжа́в мно́гое, воздержа́ние, ве́ру и любо́вь и́стинну, яви́лся еси́ оте́ц сиро́т, вдови́ц предста́тель, сострада́телен и смире́н, Гера́симе, мона́хов сла́во и похвало́.
Твоему́ удиви́ся по́лк злоу́мных всено́щному стоя́нию и моли́твенному бде́нию, слеза́м и воздыха́нию, к Зижди́телю и́стинный любве́, и́миже низложи́л еси́ те́х, Гера́симе, кова́рствия.
Богоро́дичен: Ка́ко пита́вши млеко́м Сы́на безо́тча, пита́ющаго вся́кое дыха́ние, Ма́ти Чи́стая? Ка́ко на рука́х но́сиши Содержа́щаго вся́? Па́че ума́ чудесе́! Те́мже пое́м при́сно вели́чия Твоя́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Его́же ужаса́ются А́нгели и вся́ во́инства, я́ко Творца́ и Го́спода, по́йте, свяще́нницы, просла́вите, о́троцы, благослови́те, лю́дие, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Подо́бно преподо́бная, всеблаже́нне, соверша́я, преподо́бным сочета́лся еси́ и все́м избра́нным; с ни́ми же тя́ почита́ем и моще́м твои́м покланя́емся, Гера́симе, о́тче Богоно́сне.
Ума́ чистоту́ стяжа́в, му́дре, Ду́ха Свята́го зерца́ло бы́л еси́ красно́, сего́ явле́ния прие́мля и лю́ди просвеща́я твои́ми уче́нии.
Ви́дится пресла́вное, всеблаже́нне, тобо́ю соверша́емое. От цельбоно́сных моще́й твои́х тре́бующий врачева́ния с благодаре́нием зе́льным здра́вии возвраща́ются.
Богоро́дичен: Воплоти́ся Безпло́тный из Тебе́ боголе́пно; Его́же моли́, Пречи́стая, стра́сти моя́ умертви́ти и оживи́ти мою́ умерщвле́нную ду́шу греха́ми.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Светоно́сный о́блак, в о́ньже все́х Влады́ка, я́ко до́ждь с небесе́ на руно́, сни́де и воплоти́ся на́с ра́ди, бы́в Челове́к, Безнача́льный, велича́ем вси́ я́ко Ма́терь Бо́га на́шего Чи́стую.
Стопа́м после́дуя, Богоно́сне, благоче́стно и преподо́бно пожи́вшим на земли́, кро́ток, незло́бив яви́лся еси́, сострада́телен, и смире́н, и ти́х, о́тче Гера́симе, и любве́ испо́лнен Боже́ственный, сего́ ра́ди тя́ восхваля́ем.
Я́ко благово́нное ми́ро, я́ко пречи́стый кри́н, я́ко шипо́к, о́тче, благоцвету́щ, благово́ние испуска́еши от честны́х моще́й твои́х, безчи́сленными врачева́нии злосмра́дныя неду́ги отгоня́я ве́рою приступа́ющих тебе́ те́пле.
Тя́, па́стыря Боже́ственнаго и подража́теля Вели́каго Началопа́стыря Христа́, мо́лим, Богому́дре Гера́симе: тре́бующих твоего́ заступле́ния спаси́ от неду́г и лука́вых волко́в святы́ми хода́тайствы при́сно.
Богоро́дичен: Грехолюби́в сы́й, в нераде́нии живы́й, и суди́ща, Чи́стая, неумы́тнаго трепе́щу, на не́мже мя́ соблюди́ Твои́ми святы́ми мольба́ми, Богоневе́сто, неосужде́нно, да, я́ко Предста́тельницу, при́сно ублажа́ю Тя́.
Свети́лен:
Всесвята́я твоя́ па́мять, я́коже со́лнце ве́лие, возсия́вши све́тло, озаря́ет тва́рь, и́же соверша́юще, благоче́стно вопие́м ти́, Богому́дре Гера́симе: моли́твами твои́ми, все́х мы́сли озари́в, от вся́ких обстоя́ний покры́й и сохрани́ на́с.
Богоро́дичен: Гла́с Тебе́ прино́сим Гаврии́лов, ра́дующеся: ра́дуйся, преподо́бных сла́во и все́х ве́рных спасе́ние, Ея́же ра́ди обожи́хомся, Богоро́дице Присноде́во.
Краткое житие преподобного Герасима Вологодского
Монашеское пострижение принял в Киевской Гнилецкой Успенской обители, где проводил дни свои в непрестанных трудах и глубокой сердечной молитве. Из послушания братии он принял сан иеромонаха.
По достижении духовной зрелости преподобный Герасим отправился на север Руси и пришел на реку Вологду. Здесь он построил себе хижину и в тишине уединения предался богомыслию, непрестанной молитве и псалмопению. Постепенно сближаясь с местными жителями, преподобный пожелал для их душевного спасения построить храм во имя Пресвятой Троицы и основать при нем обитель. Благодаря терпению и неустанным трудам святого создается первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровский монастырь.
Во время своей жизни преподобный Герасим просвещал светом евангельского учения Вологодский край: одних обращал из язычества в православие, других укреплял в вере и поддерживал в соблюдении заповедей Христовых. Скончался преподобный 4 марта 1178 г., и после смерти мощи его стали источником благодатных даров и исцелений. Причем святой сам являлся больным, совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.
Полное житие преподобного Герасима Вологодского
Преподобный Герасим был одним из первых подвижников Вологодского края; но сам он не был вологодским уроженцем.
Преподобный родился в Киеве. Еще в детских летах он помышлял о жизни отшельнической. Возмужавши, он решил принять пострижение в монашество, для чего и отправился в одну находившуюся невдалеке от Киева обитель, именовавшуюся Гнилецкой, или Глинецкой. Придя сюда, преподобный обратился с просьбой к насельникам этой пустыни принять его в свое общество. Видя усердное желание преподобного, гнилецкие подвижники приняли его в свое общество и после непродолжительного искуса (испытания) облекли его в монашеское одеяние.
Под руководством гнилецких старцев, опытных в жизни духовной, преподобный Герасим начал усердно подвизаться в трудах иноческих. Потом, смиряя свое тело и укрепляясь молитвой, юный подвижник преуспевал все более и более, совершенствовался с каждым днем в добродетелях.
Когда подвижник достиг возраста, потребного для получения сана священного (не менее 30-ти лет), подвизавшиеся с ним братия предложили ему принять на себя сан пресвитера.
Герасим из смирения не хотел принять на себя великого сана, но, уступая настойчивым просьбам братии, должен был исполнить их желание.
В сане пресвитера преподобный еще с большим усердием начал подвизаться в трудах иноческой жизни. Помня слова Спасителя: «ему же дано будет много, много взыщется от него», святой Герасим не старался скрывать данного ему от Бога таланта доброделания, но приумножал его.
Подобно светильнику, святой Герасим светил всем своей доброй жизнью, каждодневно приносил Богу Бескровную Жертву, с великим благоговением и страхом подвизаясь беспрестанно в молитве и посте. При этом подвижник заботился не только о своем личном спасении, но и о спасении ближних своих. Горя истинно христианским желанием быть полезным для других, он оставил страну Киевскую и решил идти на дальний север, в область Вологодскую, для просвещения ее светом веры Христовой.
После продолжительного и трудного странствования по лесам и болотам преподобный достиг, наконец, 19 августа 1147 года берегов реки Вологды. На месте нынешнего города Вологды тогда было небольшое селение или посад с церковью Воскресения Христова. Герасим выбрал себе для жительства глухой лес, отделявшийся от посада Вологды ручейком Кайсаровым. Здесь, в полуверсте от реки Вологды, среди лесной чащи, преподобный Герасим устроил скромную келлию и в тишине уединения, никем и ничем не развлекаемый и никому не ведомый, всецело предался богомыслию и подвигам суровой отшельнической жизни, дни и ночи проводя в молитвах и псалмопении.
Мало-помалу келлия преподобного Герасима становилась известной жителям посада Вологды. Видя святую жизнь отшельника, многие из поселян приходили к нему, прося его молитвы и совета. И сам преподобный, ближе познакомившись с жителями Вологды и увидев их недостаточные познания в вере Христовой, так как христианство в то время только начало распространяться в обширном Заволжском крае, возгорелся пламенным желанием послужить делу душевного спасения их. С этой целью преподобный решил построить здесь храм во имя Пресвятой Троицы, намереваясь в то же время основать при нем и обитель.
С юношеским одушевлением и неутомимым усердием начал преподобный Герасим рубить лес и очищать место для постройки. Но когда он обратился за помощью и содействием к тамошним жителям, то его просьба была встречена на первых порах довольно холодно. Из числа соседних и ближних крестьян сначала не нашлось никого, кто бы захотел поселиться с ним, принять монашеское пострижение и разделить с ним его труды, тем более, что на севере Руси тогда не было еще ни одной обители монашеской, и для обитателей Вологды это дело казалось новым и неслыханным.
Но преподобный Герасим не только не нашел в жителях дальнего севера сочувствия своему святому делу, но встретил даже противодействие со стороны одного тамошнего богатого землевладельца. Несмотря на то, что землевладелец был христианином, он по причине своей чрезмерной скупости сначала не хотел отдать преподобному землю, необходимую для храма и монастыря; земля в то время ценилась очень дешево, в особенности в том глухом краю.
Тяжело было переносить ревностному подвижнику такое несочувственное и холодное отношение к осуществлению его святого намерения – создать Божий храм и обитель. Однако преподобный не пал духом и не отчаялся в успехе своего предприятия, но, вооружившись терпением, еще с большим усердием и ревностью продолжал начатое, трудясь каждый день с утра до вечера.
Между тем слух о намерении преподобного старца построить храм Божий и при нем монастырь распространился по окрестности. Строгая подвижническая жизнь преподобного, его мужество, твердость и терпение удивляли и изумляли окружавших его поселян и прославили его. Его отеческие беседы и наставления, дышавшие истинно христианской любовью, все более и более привлекали к нему сердца их. Одни пожелали содействовать преподобному в его трудах по постройке церкви и обители, другие захотели под его старческим руководством подвизаться и сожительствовать ему. Так вскоре был устроен храм во имя Живоначальной Троицы и вместе с тем создан первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровский монастырь.
До нас не дошло никаких сведений о жизни и деятельности преподобного Герасима по устроении им храма и обители до самой блаженной его кончины, последовавшей в 1178 году. Но, без сомнения, в эти тридцать лет он совершил много подвигов, просвещая страну Вологодскую светом своих добродетелей и учения евангельского.
Более четырех веков процветала потом обитель Пресвятой Троицы, привлекая множество богомольцев к цельбоносному гробу своего основателя, подававшего исцеления всем с верою к нему прибегавшим. Но в 1612 году, когда было совершено нападение польско-литовских шаек на город Вологду, обитель преподобного Герасима была совершенно опустошена и разорена. Жители разоренной Вологды по удалении неприятеля занялись возобновлением и устройством своих домов, но забыли об обители. Тогда преподобный позаботился о том, чтобы место, освященное его трудами и подвигами, не пришло в совершенное забвение: он чудесно открыл и указал, где покоятся его святые мощи, и через это снова явил для страны вологодской и для всей России неисчерпаемый источник благодатных даров и исцелений. Случилось это так. Одна женщина, проживавшая в Вологде, была 12 лет слепой. Чудотворец явился ей во сне и сказал: «Попроси кого-либо отвести себя ко мне, в прежде бывший Троицкий монастырь, в верхнем посаде, и над гробом моим отслужи панихиду; если исполнишь это, будешь здорова».
Видение было столь живо и поразительно, что женщина та тотчас же пробудилась от сна и сказала, обратившись к преподобному, как бы видя его своими духовными очами перед собою: «Угодник Божий! Как могу я узнать то место, где ты почиваешь? Я слепа, да и место твое святое по грехам нашим при нашествии иноплеменников разорено».
Преподобный отвечал ей: «Если ты действительно веришь в мою помощь, то ты увидишь место это». И потом, взяв у нее платок, сказал ей: «На том месте, где найдешь завтра платок свой, там и проси отслужить панихиду».
На другой день рано утром слепая просила отвести себя в бывший Троицкий монастырь и, нашедши свой платок в северном углу монастыря, просила тут отслужить панихиду по преподобному Герасиму, после которой она прозрела. Таким путем снова сделалось известным место земных трудов и подвигов преподобного. Теперь уже многие, одержимые разными болезнями, стали приходить сюда для того, чтобы получить, по молитвам угодника Божия, исцеление от недугов своих.
За этим первым чудом, записанным в XVII столетии, потекли многие другие благодатные исцеления от гроба преподобного Герасима: вода, освященная в гробовой часовне, земля с могилы его мгновенно облегчали болезнь и возвращали здоровье страждущим. Не только все, приходившие в часовню с верой для поклонения гробу преподобного, получали просимое и выходили из нее здоровыми, но часто угодник Божий и сам являлся больным, до того совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.
Из числа многих чудес, совершенных преподобным Герасимом, приведем лишь те, которые записаны с большею подробностью и обстоятельностью.
Крестьянин Вологодского уезда Иаков Савелов долгое время был нездоров ногами. Болезнь становилась все более серьезной, так что, наконец, он слег в постель и был не в состоянии сдвинуться с места. Несмотря на усиленное лечение, помощи от врачей и знахарей Иаков не получил никакой. Когда больной не имел уже ни малейшей надежды на свое выздоровление, явился ему преподобный Герасим и говорит: «Иаков! Вели детям своим вести тебя ко мне в часовню, в Троицкий монастырь; у гроба моего отслужи панихиду, и милостью Божией ты будешь здоров».
Вскоре после явления преподобного Иаков почувствовал облегчение от недуга своего и, полагая, что он уже совершенно освободился от него, не счел нужным исполнить повеление святого и идти к его гробу.
Однако не прошло и двух недель после того, как крестьянин снова сделался нездоров и начал страдать гораздо сильнее прежнего. Когда, наконец, страдания вразумили его, привели его в сознание своей виновности перед преподобным, и он начал раскаиваться и жалеть о своем непослушании, тогда ему снова явился преподобный Герасим, повелевая немедленно исполнить свое прежнее приказание. На этот раз Иаков поспешил в Троицкую обитель и когда по совершении панихиды приложился к иконе, находившейся при гробе преподобного, и испил освященной воды, тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность за свое исцеление положил обещание написать икону преподобного и ежегодно в день его памяти приходить на поклонение к его гробу.
Житель Вологды Аникий был нездоров глазами и более года не мог выходить из своего дома по причине своей слепоты. Мать его, Антонина, по обещанию больного привела его в церковь Пресвятой Троицы, основанную преподобным Герасимом. По совершении здесь молебствия слепец приложился к иконе святого, твердо веруя в его чудодейственную помощь. Тотчас же слепой прозрел и возвратился домой без провожатого, славя Бога и угодника Его, заступника болящих – преподобного Герасима.
Игнатий, уроженец города Каргополя, проживавший в Вологде, работая в лесу, почувствовал нестерпимую зубную боль; мучимый ею, он принужден был оставить работу и возвратиться домой. По дороге он молился преподобному Герасиму, обещая мысленно сходить на поклонение его гробу, – и болезнь его мгновенно прошла.
Получив исцеление и возвратясь домой, Игнатий в течение трех суток не вспомнил о своем обещании и не позаботился об исполнении его. На четвертый день у него опять заболели зубы, и настолько сильно, что все лицо его опухло; от нестерпимой боли он упал навзничь и лежал на земле долгое время как мертвый. Увидевши в таком положении Игнатия, жена его бросилась к нему с плачем и слезами, подымая его с земли. При этом она сказала ему с горечью: «Забыл ты свое обещание преподобному Герасиму и тем прогневал Господа!»
Услыхав это, Игнатий вспомнил о своем обете и тотчас же, нимало не медля, отправился в путь, намереваясь помолиться у гроба угодника Божия. В то же мгновение Игнатий почувствовал облегчение от своих страданий.
Дорогой ему пришло на ум, что, быть может, он напрасно трудится и что от молитвы его едва ли будет ему какая-нибудь польза. Но лишь только он подумал это, болезнь его снова начала усиливаться. Тогда Игнатий понял, что он не случайно подвергается болезни, что враг спасения нашего, диавол, старается искусить его и вселяет в его ум сомнение для того, чтобы лишить его благодатной помощи преподобного Герасима. Игнатий старался тогда побороть искусительные помыслы и утвердиться верою в угодника Божия, со слезами призывая его к себе в помощь.
К Троицкой церкви Игнатий пришел во время вечерни и по окончании ее просил отслужить панихиду в часовне при гробе преподобного Герасима. После панихиды Игнатий с верой приложился к иконе преподобного и испил освященной воды. Тотчас же он почувствовал себя совершенно здоровым.
Старица София из Вологды сильно страдала глазами и наконец совершенно потеряла зрение. Однажды ночью явился ей во сне преподобный Герасим и повелел отправиться к Троицкому монастырю, чтобы совершить там панихиду при его гробнице. Однако София не придала веры своему видению, почитая его мечтанием; на следующую ночь видение повторилось, и тогда старица велела вести себя к тому месту, где был Троицкий монастырь. Придя в часовню преподобного, она пала ниц перед его иконой, со слезами прося себе исцеления своего недуга. По окончании молебствия слепая София тотчас же прозрела и возвратилась в дом свой совершенно здоровой.
Священник одной из церквей Вологодской епархии Фома Андреев, прибыв к Троицкой церкви в 1666 году, просил местного священника Григория отслужить в часовне над гробом преподобного Герасима панихиду и после нее объявил, что год тому назад он был сильно нездоров и ничего не видел правым глазом более пяти недель. Услышав о чудесах, совершающихся при гробе преподобного, он стал призывать его себе на помощь, и когда однажды вечером, ложась спать, дал обещание сходить для молебствия ко гробу его, то поутру пробудился совершенно здоровым. В благодарность за исцеление он поставил для себя за правило ежегодно бывать у гроба чудотворца.
Много и других дивных и чудесных знамений сотворил Бог через Своего славного угодника преподобного Герасима.
В грамоте патриарха Адриана 1691–1692 гг. о месте упокоения угодника Божия говорится так: «А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробница, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина». Когда вместо панихид при гробе преподобного Герасима стали петь молебны, другими словами, когда началось местное празднование ему, остается неизвестным точно. Несомненно, это произошло после 1691 года и, может быть, до учреждения Святейшего Синода (1721 г.).
См. также:
- Герасим Вологодский, преподобный проф. С.И. Смирнов
- Преподобный Герасим Вологодский мон. Таисия (Карцова)
- Память преподобного Герасима Вологодского иером. Макарий Симонопетрский
- Герасим, преподобный Вологодский А.А. Половцов
- Герасим, преп. Вологодский Д.А. Эристов
- Память преподобного Герасима Вологодского свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)
- Житие Герасима Вологодского ред. Д. С. Лихачев
- Герасим Вологодский, иеромонах свящ. Сергий Широков