Канон святому преподобному Арсению Комельскому, Вологодскому
Припев: Преподо́бне о́тче Арсéние, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 06 сентября (24 августа ст. ст.)
Глас 2.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Го́споди Иису́се Христе́, отве́рзи ми́ устне́ недосто́йнеи и да́ждь ми́ орга́н све́тлогласен досто́йно воспе́ти све́тлую па́мять уго́дника Твоего́, Арсе́ния преподо́бна.
Госпо́дня словеса́ услы́шав, тогда́ су́щая вся́ оста́вль, и во у́м сво́й прия́т сло́во Бо́жие, и бы́сть сосу́д избра́н Свята́го Ду́ха, того́ ра́ди обре́л еси́ спасе́ние души́ свое́й.
Госпо́дню зако́ну повину́яся, о́тче, усе́рдно к мы́сленным влече́ся дея́нием, побежда́я бесо́вская ополче́ния и де́йства всегда́шним Боже́ственным посо́бием.
Богоро́дичен: Госпо́дню ма́терь воспева́ем Тя́, Пречи́стая Богоро́дице Де́во. От вра́г наве́та на́с, Чи́стая, Своя́ рабы́, сохрани́ вся́ невре́дно, ве́рно сла́вящия Тя́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня, я́ко кри́н, Го́споди, язы́ческая неплодя́щая Це́рковь прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.
Процве́л еси́, преподо́бне Арсе́ние, о́тче на́ш, в по́стнических труде́х и во бде́ниих, я́ко фи́никс Дави́дский, ду́шу свою́ с те́лом очи́стив, и до конца́ подвиза́ся благи́м житие́м свои́м, всеблаже́нне.
Процве́л еси́, Арсе́ние преподо́бне, восприя́тием Свята́го Ду́ха, и, роди́телей любве́ возгнуша́вся, сла́дкую пи́щу от себе́ отри́нул еси́, и еди́ну за́поведь Христо́ву возлюби́л еси́, блаже́нне и Богому́дре.
Процве́л еси́ житие́м свои́м светосия́нно, и яви́ся пресве́тло пребыва́ние твое́, Святы́м Ду́хом бесо́вское кова́рство до конца́ посрами́л еси́, преблаже́нне Арсе́ние и пусты́нником украше́ние.
Богоро́дичен: Пе́сньми Боже́ственными почти́м Тя́, ро́ждшую Бо́га, вопло́щшагося из Тебе́ и па́че со́лнечных лу́ч возсия́вшаго, жи́ти бо с челове́ки благоизво́лил е́сть.
Седа́лен, гла́с 8:
Простри́ дла́ни свои́ ко Всеми́лостивому Спа́су Христу́, преподо́бне о́тче Арсе́ние, Ему́же, от ю́ности до́бре потруди́вся, и угоди́, и тре́бующим твое́й по́мощи пода́й неоску́дное утеше́ние, и устне́ свои́ простри́ на моли́тву, и́миже Бо́га хвали́, и на́с, ча́д свои́х, на благоразу́мие наста́ви, и ускори́ на по́мощь на́шу, и изба́ви на́с от находя́щих бе́д и зо́л и вся́кия ну́жды, и моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти чту́щим пресла́вную святу́ю па́мять твою́ спасти́ся душа́м на́шим.
Богоро́дичен: Я́ко Всенепоро́чная Неве́ста Творца́, я́ко Неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Всепе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рно жили́ще и де́монов игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от си́х злоде́йствия мя́ изба́вити, све́тло жили́ще доброде́тельми соде́лавши, Светода́тельная и Нетле́нная, разжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни А́нгел, но Са́м, Го́споди, вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя́, челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Преподо́бне о́тче Арсе́ние, ше́ствия твоя́ напра́вишася ко спасе́ния пути́ наставле́нием Боже́ственнаго Ду́ха, И́же в тя́ все́льшагося, блаже́нне.
Преподо́бне о́тче Арсе́ние, ты́ хра́м Пресвяты́я Богоро́дицы воздви́гл еси́, и уго́дно Е́й послужи́л еси́, и огра́ду и́ночествующим во спасе́ние созда́.
Преподо́бне о́тче Арсе́ние, ты́ бы́сть и́ноком наста́вник, име́л бо еси́ ра́зум, му́дростию устро́ен, и кра́сно чистото́ю сия́я, благи́м смире́нием.
Богоро́дичен: Прииди́те, вси́ воспои́м Богоро́дицу Чи́стую и, ве́рно моля́щеся, возопии́м Е́й: не преда́ждь на́с враго́м во изможде́ние и моли́твами Свои́ми спаси́ на́с.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо, Влады́ко, к Светонача́льнику, Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения /приведе́ние и́мамы.
Хода́тай ты́ к Бо́гу, преподо́бне, бы́в, Живоно́сный Кре́ст на ра́мо свое́ взе́м, после́довал еси́ Ему́ ти́хим и безмо́лвным житие́м, того́ ра́ди всели́ся душа́ твоя́ в се́ла Небе́сная.
Хода́тай ты́, блаже́нне Арсе́ние, до конца́ бы́в, возлюби́л еси́ еди́наго Бо́га, разже́гся заре́ю мы́сленною, ревну́я житие́м свои́м в чудесе́х свои́х вели́кому Се́ргию преподо́бному.
Хоте́вше тя́ окая́ннии бе́сове от сего́ свята́го ме́ста отлучи́ти, иногда́ же на тя́ люде́й вооружи́ша, ты́ же, блаже́нне, оты́де в да́льную пусты́ню, Бо́г же тебе́ возврати́ в пребыва́ние твое́.
Богоро́дичен: Христиа́ном Засту́пницу, ве́рнии, ублажа́ем: укрепи́ на́с, Влады́чице, недосто́йных ра́б Свои́х, и гра́д на́ш соблюди́ и жи́тельство сие́ моли́твами уго́дника Твоего́ Арсе́ния преподо́бнаго.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.
В пусты́ни, я́ко во огра́де, поживе́, блаже́нне, моли́твы непреста́нныя, я́ко ме́ч в руце́, име́л еси́ и всю́ бесо́вскую я́рость до конца́ сокруши́л еси́.
Влады́це своему́ подо́бяся, воздержа́ние и терпе́ние стяжа́, ве́ру и любо́вь и́стинну и всено́щное стоя́ние возлюби́, моли́твы, и сле́зы, и воздыха́ние в се́рдцы име́я, блаже́нне.
В па́мять твою́ ра́достно веселя́тся и лику́ют и́ноческая собра́ния, вопию́ще тебе́: помина́й на́с всегда́, почита́ющих тя́, преблаже́нне Арсе́ние.
Богоро́дичен: В бе́здне грехо́вней одержи́м е́смь а́з, окая́нный, и припа́даю к Тебе́, Влады́чице: приими́ моли́твы на́ша, и сохрани́ на́с от вся́каго наве́та вра́жия, и спаси́ на́с.
Конда́к, гла́с 8.
Жите́йския молвы́ отбе́г, и в пусты́ню всели́лся еси́, и та́мо житие́м жесто́ким пожи́л еси́, и зве́ря свире́паго а́ркуда моли́твами укроти́л еси́, и мно́гим бы́л еси́ наста́вник ко спасе́нию, и того́ ра́ди получи́л еси́ жи́знь ве́чную на Небесе́х. Всегда́ зря́ Святу́ю Тро́ицу, моли́ изба́витися на́м от бе́д, да зове́м ти́: ра́дуйся, о́тче на́ш Арсе́ние, пусты́нный жи́телю.
И́кос:
Ева́нгельский гла́с услы́шав, ми́р оста́вль, возлюби́л еси́ Христо́вы Боже́ственныя за́поведи и, сла́дкия пи́щи оша́явся, му́дре, поще́ние и воздержа́ние изве́стно показа́, пусты́нное житие́ возлюби́л еси́, мы́ же вопие́м ти́: ра́дуйся, ра́зума дарова́ние прия́л еси́; ра́дуйся, Арсе́ние преподо́бне, Небе́сный челове́че и земны́й а́нгеле; ра́дуйся, притека́ющим к тебе́ хода́тай бы́в ко спасе́нию; ра́дуйся, стране́ на́шей похвало́ и утвержде́ние; ра́дуйся, я́ко твои́х ра́ди моли́тв бе́сове сопроти́внии побежда́ются; ра́дуйся, я́ко с ве́рою прося́щим да́руеши да́р, от Го́спода дарова́нный ти́, исцеле́ния; ра́дуйся, Арсе́ние преподо́бне, пусты́нный жи́телю.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть, Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й благослове́н и препросла́влен.
Блаже́нне Арсе́ние, ты́ ми́лованием безме́рным украша́емь, и нищелю́бием мно́гим удобря́емь, и ти́х ду́хом бы́л еси́, о́тче, поя́ Христо́ви: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Блаже́нне Арсе́ние, ты́, все́м жела́нием ко Христу́ иды́й, доса́ды, и безче́стия, и я́звы, преподо́бне, терпе́л еси́, Христу́ Бо́гу пе́снь непреста́нную поя́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Блаже́нне Арсе́ние, безмо́лвно свою́ сконча́л еси́ оте́ческую жи́знь, не стяжа́в, просвеща́лся и воздержа́нием украша́яся, поя́ Христо́ви: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Без се́мене, Всенепоро́чная, родила́ еси́ Христа́ Бо́га на́шего, освяще́ние, и избавле́ние, и оставле́ние грехо́в ве́рным хода́тайством Твои́м подаю́щаго, мольба́ми Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, я́ко еди́н Многоми́лостив.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Преблаже́нне о́тче Арсе́ние, тече́нием твои́х усте́н медото́чных слове́с, я́коже Боже́ственным исцеле́нием, напая́еши хва́лящия тя́, поя́ Бо́гови: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Преблаже́нне о́тче Арсе́ние, я́ко со́лнце многосве́тло от восто́ка, возсия́л еси́ заря́ми доброде́телей и чуде́с твои́х сия́ние бога́тно просте́рл еси́, поя́ Бо́гови: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Преблаже́нне о́тче Арсе́ние, ты́ зве́ря свире́паго моли́твами укроти́л еси́, о́н же смире́н быва́ше, ничто́же ти́ ско́рбная показу́я, но и повеле́нию твоему́ повину́яся. Те́мже вопие́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: Просвеще́ние на́м, рабо́м Свои́м, испроси́, Препе́тая Богоро́дице Де́во, мольбы́ все́х прие́млющи, те́м вси́ а́нгельски зове́м Ти́, Богора́дованная, все́х Влады́чице.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Боже́ственными блиста́яся сия́нии, свети́льник бы́л еси́, наставля́я с ве́рою к тебе́ приходя́щих, блаже́нне и Богому́дре Арсе́ние, плотски́я стра́сти Влады́чнею си́лою умертви́л еси́.
Богому́дре свяще́нниче, к све́ту незаходи́мому преше́л еси́, светови́ден бы́в доброде́тельми, всели́лся еси́, ра́дуяся, иде́же преподо́бных ду́си, и о ста́де свое́м моли́ся.
Благода́тию Боже́ственнаго Ду́ха напая́ема, приноша́ет честна́я ра́ка твоя́ исцеле́ние. Прииди́те и почерпи́те, вси́ ве́рнии лю́дие, и освяти́те ду́ши, и от неду́г очи́ститеся моли́твами преподо́бнаго.
Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, упова́ние на́м, гре́шным, Ты́ бо породи́ красне́йша па́че все́х сыно́в челове́ческих и и́стиннаго Бо́га, се́ уже́ ви́дима на́шим существо́м, я́ко Челове́к, спаса́я челове́ки.
Свети́лен:
А́нгельское житие́ поживе́, уда́лил еси́ себе́ все́х кра́сных жития́, водвори́ся во дво́рех за́поведей Госпо́дних и со А́нгелы всегда́ ра́дуешися.
Богоро́дичен: Богоро́дицу пе́сньми почти́м немо́лчными, благоче́стно пое́м, вопию́ще: ра́дуйся, А́нгелом ра́досте и преподо́бным похвало́.
Краткое житие преподобного Арсения Комельского
Родился в Москве во второй половине XV века. Уже в отроческих летах преподобный желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и принял монашеский постриг.
В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам, с усердием выполняя монастырские послушания на скотном дворе и в хлебной. По своему смирению он считал себя последним и слугой для всех. Трудами и постом преподобный Арсений изнурял свою тело, умерщвляя страсти, и в то же время он старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания и душеспасительных книг, которые святой переписывал для своего монастыря и для других церквей.
В 1525–1527 гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете: носил ветхую одежду, служил всем и трудился более всех.
В 1527 г., стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в комельский лес. Здесь, на берегу реки Кохтыш, святой основал обитель в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. 24 августа 1550 г., причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений мирно отошел ко Господу. Вскоре после праведной его кончины у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней.
Полное житие преподобного Арсения Комельского
Преподобный Арсений родился в Москве в последней половине XV веха, но в котором именно году – неизвестно, по происхождению был из рода бояр Сахарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по правам рождения мог иметь в ней большие успехи, приобрести честь и богатство. Его юное сердце, еще не связанное никакими житейскими узами, свободное от всех мирских пристрастий, горело любовью к одному Богу, стремилось всецело посвятить себя на служение Ему. И обитель Св. Троицы, прославленная подвигами своего основателя преподобного Сергия, уже причисленного тогда к лику святых, представлялась ему лучшим для того местом, поэтому юный боярин и принял в ней иноческое пострижение.
Нелегка была жизнь для молодых и новоначальных иноков в многолюдной обители Сергиевой. Кроме строгого исполнения обязательного для всех повседневного монашеского правила, каждый инок должен был пройти длинный ряд различных послушаний, начиная с самых низших и трудных: службы на скотном дворе, в монастырских огородах и полях, привратником, в поварне и на хлебне, в братской трапезе и церкви. При этом инок совершенно отрекался от своей воли и подчинял себя воле старца-наставника, пока наконец достигал права пользоваться услугами других в тишине своей келлии.
Молодой инок Арсений совершенно предал себя иноческим трудам, со всем усердием и с юношеским жаром он начал проходить монастырские послушания: в числе первых приходил в церковь и всегда первым являлся на послушаниях, охотно исполняя и то, чего не успевали или не хотели сделать другие, по своему смирению считая себя последним в обители и слугою всех. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвою, чтением душеполезных книг и переписыванием их, то для своего монастыря, то для других церквей. Как драгоценный памятник его трудов, доныне сохранилось в его обители Евангелие, написанное им в Сергиевом монастыре в 1506 году, на котором можно прочитать такую смиренную надпись: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов». Такая примерная труженическая жизнь и высокие добродетели не могли не снискать ему всеобщей любви и уважения. И когда в 1525 году, в сентябре месяце, игумен Порфирий отказался от управления монастырем, все братия единогласно избрали преподобного Арсения на его место как самого достойного. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному подвижнику тяжелым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания, ради моления и ради слез братии. В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищете и посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться более других. Отечески заботясь о довольстве и успокоении братии, преподобный Арсений забывал о самом себе и не замечал того, что одежда его покрыта заплатами и хуже всех, даже тогда, когда встречал и принимал приходивших в монастырь князей и бояр. «Что это значит, что игумен ваш ходит в такой худой одежде?» – спрашивал братию великий князь Василий Иоаннович, увидевши Арсения во время посещения обители едва не в рубище. «Наставник наш – истинный раб Божий и живет в Боге; он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие», – сказали в ответ братия и просили великого князя, чтобы убедил их игумена остаться с ними. Василию Иоанновичу и самому было жаль, если обитель лишится такого настоятеля, поэтому он стал просить преподобного Арсения остаться в обители, на что тот и согласился, постыдившись огорчить отказом высокого посетителя, хотя и сильно желал удалиться в пустыню.
В то время многие окрестные монастыри и пустыни были подчинены Троицкому монастырю, и игумен Троицкий наблюдал за их хозяйством и образом жизни братии. Преподобный Арсений и эту обязанность старался исполнять в точности. Несмотря на то, что многолюдство его собственного монастыря требовало неусыпных трудов и надзора со стороны игумена, он находил еще время посещать и эти монастыри, чтобы лично наблюдать за ними и собственным примером руководить братию. Особенно он любил посещать обитель современника Сергия преподобного Стефана Махрищского, находившуюся в 35-ти верстах от Троицкой, чтобы в ее пустынном безмолвии хотя несколько успокоиться и приобрести новые силы к прохождению своей многотрудной должности. Там однажды махрищский игумен Иона объявил ему, что благоговейный инок Герман, уже столетний старец, вышедши ночью из своей келлии, увидел огонь, горящий под древесными ветвями над местом погребения преподобного Стефана, и тогда, ужаснувшись необычайности явления, поспешил сказать ему о том, что и он сам из окна своей келлии увидел тот огонь, как бы луч света, сиявший от могилы Стефана. Преподобный Арсений, приняв это за знамение благодати Божией, дарованной преподобному Стефану, приказал поставить над его могилой гробницу, осенять ее покровом и возжечь пред ней большую свечу, затем, совершив соборне Божественную литургию, установил, чтобы с тех пор ежегодно праздновалась в обители память преподобного.
Если бы преподобный Арсений не был возведен на высокую степень игумена и оставался по-прежнему в числе братства, не обращая на себя особенного внимания других, то, может быть, он и не подумал бы никогда оставить Троицкую обитель, в которой принял иноческое пострижение, дал обещание пребывать до смерти и провел уже столько лет. Но начальство над братией, неизбежные отношения с богатыми и сильными мира, всеобщий почет и уважение, оказываемое ему как преемнику Сергиеву, лежало тяжелым бременем на смиренной душе подвижника. Часто вспоминал он о своей прежней жизни, когда, ничем не развлекаемый и заботясь только о самом себе, он мог всецело предаваться богомыслию, любовь к пустыни и безмолвию начала возгораться в его сердце все более и более, пока наконец преподобный, будучи не в силах противиться влечению своего сердца и зная, что великий князь и все братия не согласятся отпустить его, решился тайно оставить свое место и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя на служение единому Богу.
Наслышавшись о неизмеримых лесах севера и зная, что еще при преподобном Сергии и с его благословения из Троицкого монастыря ушли туда некоторые и основали там собственные монастыри и пустыни, преподобный Арсений в 1527 (или в 1529) году вышел из монастыря и направил свой путь в эту сторону, для него совершенно неизвестную. Он обошел много лесов и пустынных дебрей, ища для себя удобного места, и наконец, руководимый Промыслом, достиг Вологодской страны. Здесь, незадолго пред тем временем (около 1525 года), в расстоянии 40 верст к северо-западу от г. Вологды, в верховьях малой речки Бабайки явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия, преподобный Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона, и, соорудив себе малую келлию, стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но со времени явления св. иконы пустынное место перестало быть безмолвным от множества приходивших туда богомольцев, поэтому, пробыв здесь несколько времени, он оставил свою келлию в основание будущей Мяслянской пустыни и снова пошел странствовать по болотам и дебрям Комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он Сам указал ему место для жительства.
И через некоторое время в густой чаще леса, у слияния речек Лежа и Кохтыш, в 40 верстах от Вологды, с его плеч сорвало ношу. Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел необыкновенный свет, озаривший окрестность. Уразумев откровение Божие, святой Арсений на месте явления света построил себе небольшую келлию и начал подвизаться в посте и молитве, дни проводя в труде, а ночи – в бдении. Он думал, что зашел в такую лесную глушь, в которой никто уже его не потревожит и не нарушит его безмолвия, но, видно, нет на земле такого места, где бы искушение не могло постигнуть человека. «Видевше себе беси поругани бываемы от блаженнаго Арсения и изгоними от места того святаго, воздвигоша брань на него и многа искушения и досаждения святый претерпе от них», – говорит описатель его жития. Не возмогши победить подвижника сами, невидимые враги насылали на него видимых в лице окрестных жителей, возбуждая в них зависть и гнев против святого. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной и рыбной ловли, сочли себе помехой уединенную келлию пустынника, опасаясь, чтобы со временем она не разрослась в монастырское общежитие и не овладела окрестными землями. Чтобы изгнать его из пустыни и удержать за собой землю, они стали наносить преподобному различные обиды и притеснения. Смиренный старец противопоставлял им сначала христианское терпение и кротость, стараясь победить их злобу своей любовью; потом, когда притеснения сделались слишком часты и невыносимы, так что однажды злые люди, пришедши в келлию и не заставши в ней самого Арсения, убили жившего с ним келейного его старца, тогда он, по слову апостола, дал место гневу (Рим.12,19) и, оставивши Комельскую пустыню, удалился оттуда верст за тридцать в дикий Шилегонский лес, на речку Шингор. Полное уединение этого места вполне соответствовало сердечному влечению святого Арсения служить Господу в безвестной пустыни. И, прилагая труды к трудам и подвиги к подвигам, блаженный подвижник, как огнем, горел любовью к Богу, вперив к небу ум свой. Но сколько ни нравилась ему эта уединенная жизнь и как он ни рад был своему безмолвию, оно скоро должно было прекратиться.
Господь, не желая доле оставлять светильника Своего как бы под спудом, восхотел, чтобы это духовное сокровище обогатило и других и чтобы подвиги его послужили примером и назиданием для многих. Крестьянин Алексей Охотин один раз пришел в Шилегонский лес с собаками ловить зверей, и собаки отбежали от него, и он, отыскивая их, нечаянно набрел на келлию отшельника. Старец принял его с отеческой любовью и стал спрашивать у него, как он нашел его келлию, так как преподобный до него не видел в лесу ни одного человека и не знал, далеко ли находятся селения. Когда охотник рассказал ему подробно обо всем, то преподобный, видя в нем человека простого и доброго, долго беседовал с ним, поучая страху Божию, и, отпуская, он велел ему искать собак по речке Шингоре на мысу Кривике и при этом сказал: «Там найдешь их с большой добычей». Удивился охотник прозорливости старца, когда в самом деле нашел своих собак с добычей именно на том месте, где сказал ему преподобный. Добычей, пойманной собаками, была дорогой цены лисица, с которой охотник тотчас же возвратился к келлии старца и просил его принять ее в дар, но старец отказался от подарка и посоветовал жертвователю употребить цену ее на милостыню. Через этого охотника келлия Арсения сделалась известной, и один за другим стали приходить к нему из окрестности для духовных бесед монахи и миряне. Старец всех принимал с отеческой любовью, поучал всем сердцем любить Господа, пролившего за нас кровь Свою на Кресте, и ближних как самих себя. Когда некоторые из посетителей, желая постоянно иметь его своим наставником и руководителем в духовной жизни, стали принимать от него пострижение и селиться близ его келлии, преподобный Арсений водрузил крест и построил часовню для общей молитвы. Таким образом в дремучем Шилегонском лесу составилось братство любителей безмолвия и основалась пустыня, известная впоследствии под названием Александро-Коровиной (позднее Троицкая пустынская церковь).
Уже около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегонском лесу, довольный его безмолвием, как в 1538 году казанские татары неожиданно вторглись в Вологодские пределы, сжигая селения, а беззащитных жителей грабя, убивая и уводя некоторых с собою в неволю. Ужас распространился в стране, и жители, чтобы спастись от смерти, толпами бежали из селений в Шилегонский лес, где находилась пустыня преподобного, думая найти себе защиту в неприступности места, удаленного от дорог. Варвары хотели было проникнуть и туда вслед за бежавшими жителями, но были удержаны Промыслом по молитвам человека Божия, так что все те, которые искали себе убежища в его пустыни, остались невредимы. После ухода татар многие из жителей не захотели более возвратиться на пепелища своих жилищ и поселились со своими семействами близ келлии отшельников, вследствие чего любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения. Тогда Арсению пришла мысль опять идти в Комельский лес на прежнее свое место, и когда он объявил о своем намерении жившим с ним пустынникам, то один из учеников его, инок Герасим, не захотевши разлучиться со своим наставником, пожелал отправиться с ним.
Еще в 1530 году великим князем была выдана преподобному Арсению жалованная грамота, которой строго запрещалось всем около пустыни его в Комельском лесу на речке Кохтыше во все стороны на две версты рубить лес, ставить новые поселения, заниматься звероловством и обращать в свое владение землю или лес. Но, испытавши после того столько притеснений и обид, преподобный Арсений решился снова идти в Москву искать защиты от своеволия грубых людей и в 1539 году получил новую грамоту с большими правами и наделом земли уже на пять верст. Тогда, поручивши управление Шилегонской пустыней одному из своих учеников, преподобный Арсений с Герасимом отправился в Комельский лес, водворился на своем прежнем месте и стал рубить лес, расчищать и приготовлять землю под поля и огороды для будущей обители. Труд шел успешно, ибо препятствий со стороны жителей теперь уже не было. Но когда пустынники завели несколько голов рогатого скота, то стали их обижать медведи, чем причиняли подвижникам постоянный труд и беспокойство. Однажды, когда медведь напал на корову, прозорливый старец молитвой остановил и связал зверя, приказавши своему ученику идти и наказать его, чтобы он более не тревожил их. Герасим пошел и начал сечь зверя лозой, и медведь не только не рассвирепел и не бросился на него, но, как бы сознавая свою вину, поклонился ему до земли и ушел на свое место. С того времени звери перестали нападать на монастырский скот. Такова была вера и сила молитвы старца и истинно детская простота и послушание ученика!
Когда рядом с отшельником стали селиться иноки, преподобный Арсений по благословению епископа Вологодского Алексия (1525–1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Так возникла Комельская Ризоположенская обитель. Преподобный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам православной веры и правилам христианской жизни. Он часто сам ходил в селение, на покосы и проповедовал слово Божие. Не забывал святой Арсений и Шилегонской обители, которую также нередко посещал и назидал братию.
Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и помолиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины.
В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. Предчувствуя кончину, святой старец назначил преемником своего ученика Герасима и, затворившись в келлии, стал готовиться к смерти. Незадолго до кончины он преподал последнее наставление братии: любить друг друга и хранить монастырский устав. Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребли святого близ алтаря монастырского храма.
Вскоре после кончины преподобного от его гробницы стали совершаться чудесные исцеления болящих. Описание многочисленных чудес, входившее в житие преподобного, сгорело во время пожара в 1596 году. Позднее житие было восстановлено в кратком виде по сохранившимся записям иноком обители Иоанном.
Через 100 лет игумен Комельского монастыря Иоасаф (1656–1665) построил на месте прежнего храма новый, каменный, с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Арсения – над местом его погребения. Позднее над мощами преподобного была устроена гробница.