Канон святому праведному Алексию Мечеву, пресвитеру Московскому
Припев: Святы́й пра́ведный о́тче Алекси́е, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 22 июня (09 июня ст. ст.); 29 сентября (16 сентября ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́ ра́дуяся Тоя́ чудеса́.
Се́ ны́не приступа́ю восхвали́ти свети́льника Бо́жия Алекси́я, ста́рца Моско́вскаго. Укрепи́, Влады́ко Христе́, и напра́ви се́рдце и у́м воспе́ти досто́йно свята́го уго́дника Твоего́.
Кто́ возглаго́лет труды́ и по́двиги твоя́, о́тче Алекси́е, ты́ бо, при́сно в служе́нии бли́жним пребыва́я, Всевы́шнему неизме́нно ду́хом предстоя́л еси́ и, в ми́ре пожи́в, преми́рен яви́лся еси́.
С безпло́тными ли́ки пе́сньми немо́лчными Святу́ю Тро́ицу воспева́ти сподо́бился еси́, Ца́рствия Небе́снаго насле́дниче Алекси́е, те́мже и о прославля́ющих тя́ моли́, во е́же спасти́ся на́м.
Богоро́дичен: Его́же трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми, во объя́тиих носи́ла еси́, Де́во Пречи́стая, Того́ со дерзнове́нием моли́ спасти́ любо́вию пою́щих Тя́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Боже́ственней Твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.
На ми́лость Бо́жию упова́я, святи́тель Филаре́т о рожде́нии твое́м усе́рдно моля́шеся у Престо́ла Влады́чня, избра́нника тя́ Христо́ва прови́дя, о́тче, еще́ бы́вшу ти́ во утро́бе ма́терней.
Я́ко до́брая о́трасль, от роди́телей благочести́вых прозя́бл еси́, пресла́вне, от ни́хже ве́ру кре́пкую и любо́вь нелицеме́рную к Бо́гу и бли́жним восприя́л еси́.
Ревну́я вели́кому наста́внику, пла́менному свети́льнику Бо́жию Филаре́ту, и подвиго́м и трудо́м того́ после́дуя, Спа́су Христу́ благоугоди́л еси́, о́тче пра́ведне.
Богоро́дичен: Глаго́лы благове́щения ра́доватися Пречи́стей Де́ве Арха́нгел повеле́, ра́дость бо Тоя́ Рождества́ растворя́ет печа́ль Ада́мову и ве́сь ро́д челове́ческий возво́дит к весе́лию ве́чному.
Конда́к, гла́с 2:
Ве́лия труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, пра́ведный о́тче Алекси́е, и, от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прие́м, беды́ и ско́рби людски́я, я́ко вери́ги, на ра́мо свое́ возложи́л еси́. Мы́ же, ве́дуще тя́ моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Седа́лен, гла́с 8:
Яви́ Госпо́дь ве́лию ми́лость лю́дем Ру́сския земли́ и посла́ тя́, о́тче Алекси́е, избра́нника Своего́, луча́ми све́та Боже́ственнаго просвеща́ющаго сердца́, во отча́янии и ско́рбех су́щая.
Богоро́дичен: О Ма́ти Бо́га Сло́ва, ка́ко возмо́жем изглаго́лати Пречи́стое Твое́ Рождество́, или́ ки́ими словесы́ просла́вим непости́жное милосе́рдие Бо́жие и Твою́, Пренепоро́чная, любо́вь к ро́ду на́шему, ко спасе́нию возведе́нному Кресто́м Сы́на Твоего́.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Седя́й в сла́ве, на Престо́ле Божества́ во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный, нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.
Измла́да Христа́ возлюби́в и всеце́ло ду́шу в ру́це Его́ преда́в, кро́ток и послушли́в бы́л еси́, во́лю же ма́тере твоея́ исполня́я, на пу́ть свяще́нства вступи́л еси́ и в не́м трудолю́бно подвиза́лся еси́.
А́нгели сослужа́ху ти́, о́тче, егда́ в безлю́днем хра́ме неуста́нно моли́твы возноси́л еси́ у Престо́ла Бо́жия. Те́мже, укрепля́яся ду́хом и распала́яся любо́вию Боже́ственною, даро́в вы́шших сподо́бился еси́.
Ра́доватися повеле́ ти́ па́стырь Кроншта́дтский, егда́ све́т помрачи́ся во о́чию твое́ю от рыда́ний го́рьких и сле́з по успе́нии супру́жницы ве́рныя, то́йже, к по́двигу ста́рчества тя́ призыва́я, рече́: отве́ржися себе́ и отве́рзи се́рдце прия́ти тя́жкия ско́рби и беды́ людски́я.
Богоро́дичен: К Засту́пнице и Влады́чице, и Ма́тери Спа́са на́шего сле́зно возопии́м: разреши́, Пресвята́я, боле́зни и ско́рби, утоли́ вся́кия ну́жды и печа́ли, да возра́дуемся и возвесели́мся о Го́споде.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, Неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим Тя́ ми́р подава́ющая.
Яре́м ста́рчества в терпе́нии носи́вше и любо́вь ко Христу́, бли́жним и дру́г ко дру́гу име́вше, пра́ведне Алекси́е и преподо́бне Анато́лие О́птинский, ны́не в несконча́емей ра́дости торжеству́ете и мо́лите спасти́ся сла́вящим вы́.
Ви́дя по́двиги и труды́ твоя́, ста́рче Алекси́е, скитонача́льник О́птинский Феодо́сий восклица́ше: еди́ному сие́ не под си́лу е́сть; Госпо́дь ти́ помога́ет, о́тче.
Дре́вним отце́м насле́дниче и О́птинским подви́жником собесе́дниче, светозаре́нием доброде́телей сия́я, во гра́де, я́ко в пусты́ни безво́дней, подвиза́лся еси́, слеза́ми и моли́твами ту́ю ороша́я.
Богоро́дичен: Де́во Пречи́стая, Ду́ха Свята́го Прия́телище, приими́ моли́твы на́с гре́шных, очи́сти вся́кую скве́рну душе́вную, да просвети́мся непристу́пным све́том сла́вы Сы́на Твоего́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.
Ра́дости испо́лнишася Моско́встии лю́дие, обре́тше в тебе́ засту́пника непрело́жнаго: пла́чущаго с пла́чущими и вражду́ющих примиря́ющаго, взе́млющаго на плещи́ своя́ не́мощи челове́ческия и утоля́ющаго ско́рбь и печа́ль.
Егда́ приспе́ вре́мя испыта́ний и во́лны нече́стия обыдо́ша зе́млю Ру́сскую, тогда́, Боже́ственныя любве́ испо́лнен, омраче́нная сердца́ просвеща́л еси́ и науча́л еси́ лю́ди во Христе́ обрета́ти спасе́ние.
Оте́ческую любо́вь явля́я ча́дом твои́м, о́тче блаже́нне, моли́твою неду́жныя исцеля́л еси́ и от гла́да, сме́рти и напа́сти защища́л еси́. Не преста́й и ны́не моли́тися за ны́, укрепи́ во испыта́ниих, изба́ви от не́нависти и вся́кия зло́бы, милосе́рдие Бо́жие призыва́я.
Богоро́дичен: Гряду́щия беды́ оте́честву на́шему предвозвеща́хуся, из о́чию бо ико́ны Пречи́стыя Богоро́дицы Фео́доровския сле́зы истека́ху, пра́ведным Алекси́ем и все́ми предстоя́щими во хра́ме на моли́тве зри́мыя.
Конда́к, гла́с 8:
Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́, в моли́тве же и доброде́лании подвиза́яся, дара́ми духо́вными обогати́лся еси́ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́, помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е. Те́мже ве́ру на́шу укрепи́, любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́ и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.
И́кос:
Пра́ведне о́тче Алекси́е, ста́рче Моско́вский и все́х правосла́вных ра́дование! Кто́, зря́ светоле́пное лице́ твое́ и сия́ние о́чею твое́ю, благогове́ния не испо́лнися. Или́ кто́, слы́ша смиренному́дрыя ре́чи твоя́, не умили́ся, возжела́я в де́лании угоди́ти Бо́гу. Или́ кто́, во мра́к отча́яния впады́й и уте́шен тобо́ю бы́в, не пока́яся. Или́ кто́, гневли́в и злоречи́в сы́й, ти́хостию нра́ва твоего́ не преложи́ся. Те́мже, свяще́нную па́мять твою́ пра́зднующе, мо́лим тя́: ве́ру на́шу укрепи́, любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́ и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии па́че Созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
На вся́кое проше́ние моли́твою отвещава́л еси́, ста́рче богому́дре, душе́ю сокруше́нною и ду́хом смире́нным Милосе́рдому Влады́це предстоя́. Моли́ся и ны́не, хода́таю на́ш, о вопию́щих ве́рно: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Душа́ твоя́ чистото́ю и све́тлостию сия́я, о́тче незло́биве, да́ром сле́зным обогати́ся: Бо́г ми́лостив, ча́до, и мы́ сы́нове Его́ есмы́,— со умиле́нием глаго́лал еси́, науча́я взыва́ти: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Бо́г даде́ мне́ тве́рду де́тску ве́ру,— в простоте́ пове́дал еси́, о́тче пра́ведне. Вои́стину, посреде́ злонра́вия богоме́рзкаго ве́ра твоя́ мно́гия ко спасе́нию приведе́ и научи́ воспева́ти: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Милосе́рдая Ма́ти, не пре́зри недосто́йная моле́ния на́ша, со святы́ми покрови́тели хра́ма сего́ моля́щи Сы́на Твоего́ спасти́ все́х, воспева́ющих Тя́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́, Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
В погребе́нии мое́м ра́дость обря́щете,— проро́чески ре́кл еси́, о́тче. Сие́ же испо́лнися, егда́ у гро́ба твоего́ патриа́ршее благослове́ние препо́дано бы́сть ча́дом твои́м, взыва́ющим: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
И́щущим тебе́ обрета́ешися ско́рый помо́щник и подае́ши благода́тную по́мощь, ты́ бо не́когда боля́щаго Алекса́ндра здра́ва сотвори́л еси́, и сы́на ма́тери возврати́л еси́ и от напра́сныя сме́рти изба́вил еси́. Посети́ и на́с, о́тче, твое́ю по́мощию, пою́щих: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
Святы́я Твоя́, Го́споди, с со́нмом безпло́тных а́нгельски воспева́ют Тя́. С ни́миже но́вый уго́дник, ста́рец Моско́вский Алекси́й, совозсия́л е́сть, вопия́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Всенепоро́чная, я́звы души́ моея́ исцели́, сла́сти пло́ти утоли́, у́м от вся́каго вре́да умири́ и вра́жиих напа́стей изба́ви превознося́щих Тя́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.
Помози́, те́плый моли́твенниче на́ш, не малоду́шествовати во испыта́ниих кре́стных и сохрани́ти ве́рность Христу́, Его́же ра́ди ты́ гото́в бы́л еси́ му́ки и сме́рть прия́ти, я́коже и священному́ченик Се́ргий, сы́н тво́й.
Бу́ди на́м па́стырь до́брый, науча́я любви́ и ве́ре, и па́дающия не уста́ни воздвиза́ти, приведи́ ны́, о́тче пра́ведный, во оби́тели Небе́сныя, иде́же ты́ в ра́дости непреста́нней пребыва́еши.
Воспева́ем богоуго́дное житие́ твое́, о́тче Алекси́е, в не́мже, я́ко ве́рный ра́б Госпо́день, ве́рен бы́л еси́. Научи́ на́с, лука́вых и злонра́вных, неле́ностно Христу́ рабо́тати, да вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего.
Богоро́дичен: Воспева́ем Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ма́ти Всесвята́я, Де́во Пречи́стая, Его́же без истле́ния родила́ еси́ на спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Свети́лен:
Во све́те незаходи́мем, о́тче Алекси́е досточу́дне, ны́не предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы со А́нгелы и все́ми святы́ми и мо́лиши о на́с, ве́рою ублажа́ющих тя́.
Сла́ва, и ны́не: Благода́тная Богоро́дице Де́во, предстоя́щи Престо́лу Сы́на и Бо́га Твоего́, моли́ о на́с, на ми́лость Его́ упова́ющих.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Ѿве́рзꙋ ᲂу҆ста̀ моѧ̑, и҆ напо́лнѧтсѧ дх҃а, и҆ сло́во ѿры́гнꙋ цр҃и́цѣ мт҃ри, и҆ ꙗ҆влю́сѧ свѣ́тлѡ торжествꙋ́ѧ, и҆ воспою̀ ра́дꙋѧсѧ тоѧ̀ чꙋдеса̀.
Сѐ ны́нѣ пристꙋпа́ю восхвали́ти свѣти́льника бж҃їѧ а҆леѯі́а, ста́рца моско́вскаго. ᲂу҆крѣпѝ, влⷣко хрⷭ҇тѐ, и҆ напра́ви се́рдце и҆ ᲂу҆́мъ воспѣ́ти досто́йнѡ ст҃а́го ᲂу҆го́дника твоего̀.
Кто̀ возглаго́летъ трꙋды̀ и҆ по́двиги твоѧ̑, ѻ҆́тче а҆леѯі́е, ты́ бо, при́снѡ въ слꙋже́нїи бли̑жнимъ пребыва́ѧ, всевы́шнемꙋ неизмѣ́ннѡ дꙋ́хомъ предстоѧ́лъ є҆сѝ, и҆ въ мі́рѣ пожи́въ, премі́ренъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ.
Съ безпло́тными ли̑ки пѣ́сньми немо́лчными ст҃ꙋ́ю трⷪ҇цꙋ воспѣва́ти сподо́билсѧ є҆сѝ, црⷭ҇твїѧ нбⷭ҇нагѡ наслѣ́дниче а҆леѯі́е, тѣ́мже и҆ ѡ҆ прославлѧ́ющихъ тѧ̀ молѝ, во є҆́же сп҃сти́сѧ на́мъ.
Бг҃оро́диченъ: Є҆гѡ́же трепе́щꙋтъ херꙋві́ми и҆ серафі́ми, во ѡ҆б̾ѧ́тїихъ носи́ла є҆сѝ, дв҃о пречⷭ҇таѧ, того̀ со дерзнове́нїемъ молѝ сп҃стѝ любо́вїю пою́щихъ тѧ̀.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Твоѧ̑ пѣсносло́вцы, бцⷣе, живы́й и҆ незави́стный и҆сто́чниче, ли́къ себѣ̀ совокꙋ́пльшыѧ, дх҃о́внѡ ᲂу҆твердѝ, въ бжⷭ҇твеннѣй твое́й сла́вѣ вѣнцє́въ сла́вы сподо́би.
На млⷭ҇ть бж҃їю ᲂу҆пова́ѧ, ст҃и́тель фїларе́тъ ѡ҆ рожде́нїи твое́мъ ᲂу҆се́рднѡ молѧ́шесѧ ᲂу҆ прⷭ҇то́ла влⷣчнѧ, и҆збра́нника тѧ̀ хрⷭ҇то́ва прови́дѧ, ѻ҆́тче, є҆щѐ бы́вшꙋ тѝ во ᲂу҆тро́бѣ ма́терней.
Ꙗ҆́кѡ до́браѧ ѻ҆́трасль, ѿ роди́телей бл҃гочести́выхъ прозѧ́блъ є҆сѝ, пресла́вне, ѿ ни́хже вѣ́рꙋ крѣ́пкꙋю и҆ любо́вь нелицемѣ́рнꙋю къ бг҃ꙋ и҆ бли̑жнимъ воспрїѧ́лъ є҆сѝ.
Ревнꙋ́ѧ вели́комꙋ наста́вникꙋ, пла́менномꙋ свѣти́льникꙋ бж҃їю фїларе́тꙋ, и҆ подвигѡ́мъ и҆ трꙋдѡ́мъ тогѡ̀ послѣ́дꙋѧ, сп҃сꙋ хрⷭ҇тꙋ̀ бл҃гоꙋгоди́лъ є҆сѝ, ѻ҆́тче првⷣне.
Бг҃оро́диченъ: Глагѡ́лы бл҃говѣ́щенїѧ ра́доватисѧ пречⷭ҇тѣй дв҃ѣ а҆рха́гг҃лъ повелѣ̀, ра́дость бо тоѧ̀ ржⷭ҇тва̀ растворѧ́етъ печа́ль а҆да́мовꙋ и҆ ве́сь ро́дъ человѣ́ческїй возво́дитъ къ весе́лїю вѣ́чномꙋ.
Конда́къ, гла́съ в҃:
Вє́лїѧ трꙋды̀ любвѐ и҆ млⷭ҇рдїѧ под̾ѧ́лъ є҆сѝ, првⷣный ѻ҆́тче а҆леѯі́е, и҆ ѿ ст҃а́гѡ па́стырѧ кроншта́дтскагѡ бл҃гослове́нїе на по́мощь стра́ждꙋщымъ прїе́мъ, бѣды̑ и҆ скѡ́рби людскі̑ѧ, ꙗ҆́кѡ вери̑ги, на ра́мо своѐ возложи́лъ є҆сѝ. мы̀ же, вѣ́дꙋще тѧ̀ мл҃твенника дерзнове́нна ко гдⷭ҇ꙋ, со ᲂу҆миле́нїемъ зове́мъ тѝ: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а сп҃сти́сѧ дꙋша́мъ на́шымъ.
Сѣда́ленъ, гла́съ и҃:
Ꙗ҆вѝ гдⷭ҇ь ве́лїю млⷭ҇ть лю́демъ рꙋ́сскїѧ землѝ и҆ посла̀ тѧ̀, ѻ҆́тче а҆леѯі́е, и҆збра́нника своего̀, лꙋча́ми свѣ́та бжⷭ҇твеннагѡ просвѣща́ющаго сердца̀, во ѿча́ѧнїи и҆ ско́рбехъ сꙋ̑щаѧ.
Бг҃оро́диченъ: ѽ мт҃и бг҃а сло́ва, ка́кѡ возмо́жемъ и҆зглаго́лати пречⷭ҇тое твоѐ ржⷭ҇тво̀, и҆лѝ кі́ими словесы̀ просла́вимъ непости́жное млⷭ҇рдїе бж҃їе и҆ твою̀, пренепоро́чнаѧ, любо́вь къ ро́дꙋ на́шемꙋ, ко сп҃се́нїю возведе́нномꙋ крⷭ҇то́мъ сн҃а твоегѡ̀.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Сѣдѧ́й въ сла́вѣ, на прⷭ҇то́лѣ бжⷭ҇тва̀, во ѻ҆́блацѣ ле́гцѣ, прїи́де і҆и҃съ пребжⷭ҇твенный, нетлѣ́нною дла́нїю, и҆ сп҃сѐ зовꙋ́щыѧ: сла́ва, хрⷭ҇тѐ, си́лѣ твое́й.
И҆змла́да хрⷭ҇та̀ возлюби́въ и҆ всецѣ́лѡ дꙋ́шꙋ въ рꙋ́цѣ є҆гѡ̀ преда́въ, кро́токъ и҆ послꙋшли́въ бы́лъ є҆сѝ, во́лю же ма́тере твоеѧ̀ и҆сполнѧ́ѧ, на пꙋ́ть сщ҃е́нства встꙋпи́лъ є҆сѝ и҆ въ не́мъ трꙋдолю́бнѡ подвиза́лсѧ є҆сѝ.
А҆́гг҃ли сослꙋжа́хꙋ тѝ, ѻ҆́тче, є҆гда̀ въ безлю́днѣмъ хра́мѣ неꙋста́ннѡ мл҃твы возноси́лъ є҆сѝ ᲂу҆ прⷭ҇то́ла бж҃їѧ. тѣ́мже, ᲂу҆крѣплѧ́ѧсѧ дꙋ́хомъ и҆ распала́ѧсѧ любо́вїю бжⷭ҇твенною, дарѡ́въ вы́шшихъ сподо́билсѧ є҆сѝ.
Ра́доватисѧ повелѣ̀ тѝ па́стырь кроншта́дтскїй, є҆гда̀ свѣ́тъ помрачи́сѧ во ѻ҆́чїю твоє́ю ѿ рыда́нїй го́рькихъ и҆ сле́зъ по ᲂу҆спе́нїи сꙋпрꙋ́жницы вѣ́рныѧ, то́йже, къ по́двигꙋ ста́рчества тѧ̀ призыва́ѧ, речѐ: ѿве́ржисѧ себѐ и҆ ѿве́рзи се́рдце прїѧ́ти тѧ̑жкїѧ скѡ́рби и҆ бѣды̑ людскі̑ѧ.
Бг҃оро́диченъ: Къ застꙋ́пницѣ и҆ влⷣчцѣ, и҆ мт҃ри сп҃са на́шегѡ сле́знѡ возопїи́мъ: разрѣшѝ, прест҃а́ѧ, болѣ̑зни и҆ скѡ́рби, ᲂу҆толѝ всѧ̑кїѧ нꙋ̑жды и҆ печа̑ли, да возра́дꙋемсѧ и҆ возвесели́мсѧ ѡ҆ гдⷭ҇ѣ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Оу҆жасо́шасѧ всѧ́чєскаѧ ѡ҆ бжⷭ҇твеннѣй сла́вѣ твое́й: ты́ бо, неискꙋсобра́чнаѧ дв҃о, и҆мѣ́ла є҆сѝ во ᲂу҆тро́бѣ над̾ всѣ́ми бг҃а, и҆ родила̀ є҆сѝ безлѣ́тнаго сн҃а, всѣ̑мъ воспѣва́ющымъ тѧ̀ мі́ръ подава́ющаѧ.
Ꙗ҆ре́мъ ста́рчества въ терпѣ́нїи носи́вше и҆ любо́вь ко хрⷭ҇тꙋ̀, бли̑жнимъ и҆ дрꙋ́гъ ко дрꙋ́гꙋ и҆мѣ́вше, првⷣне а҆леѯі́е и҆ прпⷣбне а҆нато́лїе ѻ҆́птинскїй, ны́нѣ въ несконча́емѣй ра́дости торжествꙋ́ете и҆ мо́лите сп҃сти́сѧ сла́вѧщымъ вы̀.
Ви́дѧ по́двиги и҆ трꙋды̀ твоѧ̑, ста́рче а҆леѯі́е, скитонача́льникъ ѻ҆́птинскїй ѳеодо́сїй восклица́ше: є҆ди́номꙋ сїѐ не под̾ си́лꙋ є҆́сть. гдⷭ҇ь тѝ помога́етъ, ѻ҆́тче.
Дрє́внимъ ѻ҆тцє́мъ наслѣ́дниче и҆ ѻ҆́птинскимъ подви́жникѡмъ собесѣ́дниче, свѣтозаре́нїемъ добродѣ́телей сїѧ́ѧ, во гра́дѣ, ꙗ҆́кѡ въ пꙋсты́ни безво́днѣй, подвиза́лсѧ є҆сѝ, слеза́ми и҆ мл҃твами тꙋ́ю ѡ҆роша́ѧ.
Бг҃оро́диченъ: Дв҃о пречⷭ҇таѧ, дх҃а ст҃а́гѡ прїѧ́телище, прїимѝ мл҃твы на́съ грѣ́шныхъ, ѡ҆чи́сти всѧ́кꙋю скве́рнꙋ дꙋше́внꙋю, да просвѣти́мсѧ непристꙋ́пнымъ свѣ́томъ сла́вы сн҃а твоегѡ̀.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Бжⷭ҇твенное сїѐ и҆ всечтⷭ҇но́е соверша́юще пра́зднество, бг҃омꙋ́дрїи, бг҃омт҃ре, прїиди́те рꙋка́ми воспле́щимъ, ѿ неѧ̀ ро́ждшагосѧ бг҃а сла́вимъ.
Ра́дости и҆спо́лнишасѧ моско́встїи лю́дїе, ѡ҆брѣ́тше въ тебѣ̀ застꙋ́пника непрело́жнаго: пла́чꙋщаго съ пла́чꙋщими и҆ враждꙋ́ющихъ примирѧ́ющаго, взе́млющаго на плещы̀ своѧ̑ не́мѡщи человѣ́чєскїѧ и҆ ᲂу҆толѧ́ющаго ско́рбь и҆ печа́ль.
Є҆гда̀ приспѣ̀ вре́мѧ и҆спыта́нїй и҆ во́лны нече́стїѧ ѡ҆быдо́ша зе́млю рꙋ́сскꙋю, тогда̀, бжⷭ҇твенныѧ любвѐ и҆спо́лненъ, ѡ҆мрачє́ннаѧ сердца̀ просвѣща́лъ є҆сѝ и҆ наꙋча́лъ є҆сѝ лю́ди во хрⷭ҇тѣ̀ ѡ҆брѣта́ти сп҃се́нїе.
Ѻ҆те́ческꙋю любо́вь ꙗ҆влѧ́ѧ ча́дѡмъ твои̑мъ, ѻ҆́тче бл҃же́нне, мл҃твою недꙋ̑жныѧ и҆сцѣлѧ́лъ є҆сѝ и҆ ѿ гла́да, сме́рти и҆ напа́сти защища́лъ є҆сѝ. не преста́й и҆ ны́нѣ моли́тисѧ за ны̀, ᲂу҆крѣпѝ во и҆спыта́нїихъ, и҆зба́ви ѿ не́нависти и҆ всѧ́кїѧ ѕло́бы, млⷭ҇рдїе бж҃їе призыва́ѧ.
Бг҃оро́диченъ: Грѧдꙋ́щыѧ бѣды̑ ѻ҆те́чествꙋ на́шемꙋ предвозвѣща́хꙋсѧ, и҆з̾ ѻ҆́чїю бо і҆кѡ́ны пречⷭ҇тыѧ бцⷣы ѳео́дѡровскїѧ сле́зы и҆стека́хꙋ, првⷣнымъ а҆леѯі́емъ и҆ всѣ́ми предстоѧ́щими во хра́мѣ на мл҃твѣ зри̑мыѧ.
Конда́къ, гла́съ и҃:
Простото́ю вѣ́ры высоты̀ смире́нїѧ дости́глъ є҆сѝ, въ мл҃твѣ же и҆ добродѣ́ланїи подвиза́ѧсѧ, дара́ми дꙋхо́вными ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ и҆ свѣ́томъ хрⷭ҇то́вымъ просвѣти́лсѧ є҆сѝ, помо́щниче и҆ ᲂу҆тѣ́шителю ѻ҆́тче а҆леѯі́е. тѣ́мже вѣ́рꙋ на́шꙋ ᲂу҆крѣпѝ, любвѝ ко гдⷭ҇ꙋ и҆ бли̑жнимъ наꙋчѝ и҆ ко сп҃се́нїю приведѝ мл҃твами твои́ми.
І҆́косъ:
Првⷣне ѻ҆́тче а҆леѯі́е, ста́рче моско́вскїй и҆ всѣ́хъ правосла́вныхъ ра́дованїе! кто̀, зрѧ̀ свѣтолѣ́пное лицѐ твоѐ и҆ сїѧ́нїе ѻ҆́чею твоє́ю, бл҃гоговѣ́нїѧ не и҆спо́лнисѧ. и҆лѝ кто̀, слы́ша смиренномꙋ̑дрыѧ рѣ̑чи твоѧ̑, не ᲂу҆мили́сѧ, возжела́ѧ въ дѣ́ланїи ᲂу҆годи́ти бг҃ꙋ. и҆лѝ кто̀, во мра́къ ѿча́ѧнїѧ впады́й и҆ ᲂу҆тѣ́шенъ тобо́ю бы́въ, не пока́ѧсѧ. и҆лѝ кто̀, гнѣвли́въ и҆ ѕлорѣчи́въ сы́й, ти́хостїю нра́ва твоегѡ̀ не преложи́сѧ. тѣ́мже, сщ҃е́ннꙋю па́мѧть твою̀ пра́зднꙋюще, мо́лимъ тѧ̀: вѣ́рꙋ на́шꙋ ᲂу҆крѣпѝ, любвѝ ко гдⷭ҇ꙋ и҆ бли̑жнимъ наꙋчѝ и҆ ко сп҃се́нїю приведѝ мл҃твами твои́ми.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Не послꙋжи́ша тва́ри бг҃омꙋ́дрїи па́че созда́вшагѡ, но ѻ҆́гненное преще́нїе мꙋ́жески попра́вше, ра́довахꙋсѧ пою́ще: препѣ́тый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь и҆ бг҃ъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
На всѧ́кое проше́нїе мл҃твою ѿвѣщава́лъ є҆сѝ, ста́рче бг҃омꙋ́дре, дꙋше́ю сокрꙋше́нною и҆ дꙋ́хомъ смире́ннымъ млⷭ҇рдомꙋ влⷣцѣ предстоѧ̀. моли́сѧ и҆ ны́нѣ, хода́таю на́шъ, ѡ҆ вопїю́щихъ вѣ́рнѡ: препѣ́тый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь и҆ бг҃ъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
Дꙋша̀ твоѧ̀ чистото́ю и҆ свѣ́тлостїю сїѧ́ѧ, ѻ҆́тче неѕло́биве, да́ромъ сле́знымъ ѡ҆богати́сѧ: бг҃ъ млⷭ҇тивъ, ча́до, и҆ мы̀ сы́нове є҆гѡ̀ є҆смы̀, со ᲂу҆миле́нїемъ глаго́лалъ є҆сѝ, наꙋча́ѧ взыва́ти: препѣ́тый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь и҆ бг҃ъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
Бг҃ъ дадѐ мнѣ̀ тве́рдꙋ дѣ́тскꙋ вѣ́рꙋ, въ простотѣ̀ повѣ́далъ є҆сѝ, ѻ҆́тче првⷣне. вои́стиннꙋ, посредѣ̀ ѕлонра́вїѧ бг҃оме́рзкагѡ вѣ́ра твоѧ̀ мнѡ́гїѧ ко сп҃се́нїю приведѐ и҆ наꙋчѝ воспѣва́ти: препѣ́тый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь и҆ бг҃ъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Млⷭ҇рдаѧ мт҃и, не пре́зри недостѡ́йнаѧ молє́нїѧ на̑ша, со ст҃ы́ми покрови́тєли хра́ма сегѡ̀ молѧ́щи сн҃а твоего̀ сп҃стѝ всѣ́хъ, воспѣва́ющихъ тѧ̀.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́троки бл҃гочести̑выѧ въ пещѝ, ржⷭ҇тво̀ бг҃оро́дичо сп҃сло̀ є҆́сть. тогда̀ ᲂу҆́бѡ ѡ҆бразꙋ́емое, ны́нѣ же дѣ́йствꙋемое, вселе́ннꙋю всю̀ воздвиза́етъ пѣ́ти тебѣ̀: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
Въ погребе́нїи мое́мъ ра́дость ѡ҆брѧ́щете, прⷪ҇ро́чески ре́клъ є҆сѝ, ѻ҆́тче. сїѐ же и҆спо́лнисѧ, є҆гда̀ ᲂу҆ гро́ба твоегѡ̀ патрїа́ршее бл҃гослове́нїе препо́дано бы́сть ча́дѡмъ твои̑мъ, взыва́ющымъ: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
И҆́щꙋщымъ тебѐ ѡ҆брѣта́ешисѧ ско́рый помо́щникъ и҆ подае́ши бл҃года́тнꙋю по́мощь, ты́ бо нѣ́когда болѧ́щаго а҆леѯа́ндра здра́ва сотвори́лъ є҆сѝ, и҆ сы́на ма́тери возврати́лъ є҆сѝ и҆ ѿ напра́сныѧ сме́рти и҆зба́вилъ є҆сѝ. посѣтѝ и҆ на́съ, ѻ҆́тче, твое́ю по́мощїю, пою́щихъ: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
Ст҃ы̑ѧ твоѧ̑, гдⷭ҇и, съ со́нмомъ безпло́тныхъ а҆́гг҃льски воспѣва́ютъ тѧ̀. съ ни́миже но́вый ᲂу҆го́дникъ, ста́рецъ моско́вскїй а҆леѯі́й, совозсїѧ́лъ є҆́сть, вопїѧ̀: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: Мт҃и бж҃їѧ всенепоро́чнаѧ, ꙗ҆́звы дꙋшѝ моеѧ̀ и҆сцѣлѝ, сла̑сти пло́ти ᲂу҆толѝ, ᲂу҆́мъ ѿ всѧ́кагѡ вре́да ᲂу҆мирѝ и҆ вра́жїихъ напа́стей и҆зба́ви превозносѧ́щихъ тѧ̀ во вѣ́ки.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Всѧ́къ земноро́дный да взыгра́етсѧ дх҃омъ просвѣща́емь, да торжествꙋ́етъ же безпло́тныхъ ᲂу҆мѡ́въ є҆стество̀, почита́ющее сщ҃е́нное торжество̀ бг҃омт҃ре, и҆ да вопїе́тъ: ра́дꙋйсѧ, всебл҃же́ннаѧ бцⷣе, чⷭ҇таѧ приснодв҃о.
Помозѝ, те́плый мл҃твенниче на́шъ, не малодꙋ́шествовати во и҆спыта́нїихъ крⷭ҇тныхъ и҆ сохрани́ти вѣ́рность хрⷭ҇тꙋ̀, є҆го́же ра́ди ты̀ гото́въ бы́лъ є҆сѝ мꙋ̑ки и҆ сме́рть прїѧ́ти, ꙗ҆́коже и҆ сщ҃енномч҃нкъ се́ргїй, сы́нъ тво́й.
Бꙋ́ди на́мъ па́стырь до́брый, наꙋча́ѧ любвѝ и҆ вѣ́рѣ, и҆ па́дающыѧ не ᲂу҆ста́ни воздвиза́ти, приведѝ ны̀, ѻ҆́тче првⷣный, во ѻ҆би́тєли нбⷭ҇ныѧ, и҆дѣ́же ты̀ въ ра́дости непреста́ннѣй пребыва́еши.
Воспѣва́емъ бг҃оꙋго́дное житїѐ твоѐ, ѻ҆́тче а҆леѯі́е, въ не́мже, ꙗ҆́кѡ вѣ́рный ра́бъ гдⷭ҇ень, вѣ́ренъ бы́лъ є҆сѝ. наꙋчѝ на́съ, лꙋка́выхъ и҆ ѕлонра́вныхъ, нелѣ́ностнѡ хрⷭ҇тꙋ̀ рабо́тати, да вни́демъ въ ра́дость гдⷭ҇а на́шегѡ.
Бг҃оро́диченъ: Воспѣва́емъ сн҃а твоего̀ и҆ бг҃а на́шего, мт҃и всест҃а́ѧ, дв҃о пречⷭ҇таѧ, є҆го́же без̾ и҆стлѣ́нїѧ родила̀ є҆сѝ на сп҃се́нїе на́ше и҆ ѡ҆бновле́нїе.
Свѣти́ленъ:
Во свѣ́тѣ незаходи́мѣмъ, ѻ҆́тче а҆леѯі́е досточꙋ́дне, ны́нѣ предстои́ши прⷭ҇то́лꙋ ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы со а҆́гг҃лы и҆ всѣ́ми ст҃ы́ми и҆ мо́лиши ѡ҆ на́съ, вѣ́рою ᲂу҆бл҃жа́ющихъ тѧ̀.
Сла́ва, и҆ ны́нѣ: Бл҃года́тнаѧ бцⷣе дв҃о, предстоѧ́щи прⷭ҇то́лꙋ сн҃а и҆ бг҃а твоего̀, молѝ ѡ҆ на́съ, на млⷭ҇ть є҆гѡ̀ ᲂу҆пова́ющихъ.
Святой праведный Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.
Отец его, Алексей Иванович Мечёв, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.
Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.
В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», – спросил он. – «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. – «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо», – сказал он; потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».
Алексей Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостью: родился мальчик.
В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат.
Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми – сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.
Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. Все это выходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.
Вместе со многими товарищами по классу Алексей Мечёв имел желание поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», – заявила она с твердостью.
Тяжело было Алексею оставить свою мечту: деятельность врача представлялась ему наиболее плодотворной в служении людям. Со слезами прощался он с друзьями, но пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.
По окончании семинарии Алексей Мечёв был 14 октября 1880 года определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.
Уже будучи священником, отец Алексий, услышав о смерти отца Георгия, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.
Потом отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» – батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», – учил он в дальнейшем своих духовных детей.
В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона.
Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене отец Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки.
В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.
Приходил батюшка в храм почти с пяти часов утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и другим образам, он, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литургия. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, – рассказывал впоследствии батюшка. – Один протоиерей говорил мне: "Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь – пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь"». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно. Описан случай, когда стоявшему на посту городовому показалось подозрительным поведение неизвестной женщины в очень ранний час на берегу Москвы-реки. Подойдя, он узнал, что женщина пришла в отчаяние от тягот жизни, хотела утопиться. Он убедил ее оставить это намерение и пойти на Маросейку к отцу Алексию. Скорбящие,обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.
Жизнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально тяжела, плохими часто бывали и бытовые условия. Маленький деревянный домик, в котором помещалась семья отца Алексия, был ветхим, полусгнившим; стоявшие вплотную соседние двухэтажные дома затеняли окна. В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро.
Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», – спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. – «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего... А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.
Отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае. Указание, как поступить в конкретном деле, батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, настаивал на своем, то отец Алексий устранялся от дальнейшего разговора, не объяснял, к чему приведет неразумное желание, даже не повторял первоначально сказанного. Мог иногда дать и требуемое от него благословение. Лицам же, пришедшим с покаянным чувством и преисполненным доверия, он оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них перед Господом об избавлении от трудностей и бед.
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. И его приглашали на требы в критические моменты. Приезжая в готовую развалиться семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния. Это рассеивало тучи злобы, и виноватые начинали чувствовать в своих поступках неправоту. Надлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспоминая слова отца Алексия и глубже заглядывая в свою смягчившуюся душу, мог наконец увидеть, что его рассказы имели прямое к нему отношение, и понять, какой новый путь он для него намечал.
В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла. В течение 13 лет отец Алексий преподавал детям Закон Божий в частной женской гимназии Е.В. Винклер.
Благословив на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, батюшка способствовал этим возрождению в дальнейшем древнерусской иконописи, которая находилась в забвении несколько столетий, уступив место живописи.
Богослужения в храме отец Алексий стал совершать в ту пору не только утром, но и вечером (вечерню и утреню).
Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. То, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Он не пользовался ораторскими приемами, сосредоточивал внимание слушателей на евангельских событиях, житии святых, сам оставаясь полностью в тени.
Молитва отца Алексия никогда не прекращалась. На своем примере батюшка показал, что при житейском шуме и суете города можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле.
Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода, он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими... Когда предстанешь перед Богом, все они воздвигнут за тебя руки, и ты спасешься».
Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению владыки Арсения (Жадановского) в храм отца Алексия. Появилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.
В эти годы начали служить на Маросейке получившие образование ревностные молодые священники и диаконы, в их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в Великий Четверток 1919 года. Они помогали и в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. Но нагрузка на отца Алексия все возрастала. Слишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта, построенном перед Первой мировой войной известным издателем И.Д. Сытиным. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что?.. Я – убогий...» – говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».
Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывая у него глубокое, искреннее смущение.
По хлопотам чудовских сестер в 1920 году Святейший Патриарх Тихон удостоил батюшку награды – права ношения креста с украшениями. Священники и прихожане собрались вечером в храм, чтобы поздравить его. Отец Алексий, обычно улыбчивый, радостный, выглядел встревоженным и огорченным. После краткого молебна он обратился к народу с сокрушением, говоря о своем недостоинстве, и, заливаясь горькими слезами, просил прощения и поклонился в землю. Все увидели, что, принимая эту награду, он действительно чувствовал себя недостойным ее.
Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники – старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Отец Феодосий, приехав как-то в Москву, посетил маросейский храм. Был за богослужением, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, подробно совершается поминовение, как много людей ожидает приема. И сказал отцу Алексию: «На все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному это сверх сил. Господь вам помогает».
Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Отношение духовенства к батюшке было весьма различно. Многие признавали его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последователями, но немало было и тех, кто критиковал его.
В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.
Гроб с телом отца Алексия был доставлен в храм Николая Чудотворца в Кленниках на лошади в среду 14/27 июня в девятом часу утра. Церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили одна за другой петь панихиды и прощаться с почившим. Это длилось до самого утра следующего дня, чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться. Служили вечером две заупокойные всенощные: одну в церкви и другую во дворе. Литургию и отпевание совершал во главе сонма духовенства архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря, – об этом просил в своем письме незадолго до смерти отец Алексий. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 7/20 июня был освобожден и смог исполнить желание батюшки.
Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру – всем будет радость». Литию служил архимандрит Анемподист. Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Отец Алексий говорил при жизни своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями, бедами, нуждами. И многие шли к нему на Лазаревское кладбище.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 15/28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа.
Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Благодаря рассказам о полученной помощи, а позднее и публикациям, множество людей узнали об отце Алексии и, прося его заступничества в своих бедах и трудных житейских обстоятельствах, бывали утешены батюшкой.
Регулярно приходилось добавлять земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца Алексия уносили ее с собой...
В первую годовщину смерти отца Алексия маросейская община предложила всем, кто пожелает, написать о своих встречах с батюшкой, на что многие откликнулись. Воспоминания эти были неравноценны; но в некоторых из них засвидетельствованы случаи прозорливости, примеры чудес, знамений и молитвенной помощи старца.
У одной женщины из Тулы пропал единственный сын. Полгода не было от него вестей; мать была в тяжелом стоянии. Кто-то посоветовал ей обратиться к отцу Алексию. Она приехала в Москву, пришла прямо в храм Николая Чудотворца в Кленниках и в конце литургии вместе со всеми пошла прикладываться ко кресту. Еще несколько молящихся отделяло ее от батюшки, которого она в первый раз видела, когда он протянул ей крест через головы шедших впереди нее и внушительно сказал: «Молись как за живого». От неожиданности растерявшись, она смутилась и постеснялась подойти вторично. Не имея сил успокоиться, обратилась к священнику, хорошо знавшему батюшку, и тот привел ее к нему домой. Едва она вошла в комнату и взяла благословение, как батюшка, не слышав еще ни одного ее слова, а она от волнения и душивших ее слез не могла говорить, взял ее за плечо и, с любовью и лаской смотря ей в глаза, промолвил: «Счастливая мать, счастливая мать! О чем ты плачешь? Тебе говорю: он жив!» Затем, подойдя к письменному столику, начал перебирать лежавшие на нем бумажные иконочки, приговаривая: «Вот тоже на днях была у меня мать: все о сыне беспокоится, а он преспокойно служит в Софии на табачной фабрике. Ну, Бог благословит», – и с этими словами благословил ее иконочкой. Это было на Светлой неделе. В конце сентября она получила от сына из Болгарии письмо, где он сообщал, что служит в Софии на табачной фабрике.
Ольга Серафимовна, человек из высших слоев общества, глубоко верующий и церковный, была начальницей приюта для сирот, состоявшего под попечительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Часто бывала она в храме Николая Чудотворца в Кленниках у батюшки отца Алексия. И он бывал по ее приглашению в приюте.
Однажды вместе с нею собралась к обедне в этот храм одна из ее подчиненных служащих, смотрительница приюта. После литургии, подходя к кресту, Ольга Серафимовна подумала: «А что, если батюшка скажет мне сейчас что-нибудь такое, что уронит мое достоинство и авторитет в глазах моей подчиненной?» Опасаясь этого, она предложила своей сослуживице пойти впереди нее, но та не захотела. Увидев Ольгу Серафимовну, батюшка высоко поднял крест и, широким твердым жестом благословляя ее, громко, отрывисто произнес: «Ольга!.. Мудрая!..» – потом, нагнувшись к самому ее уху, шепотом ласково добавил: «Дура, это я только для других сказал...» – и, с обычной благостной улыбкой посмотрев на нее, продолжал давать крест подходившим.
Однажды к батюшке на прием привели мальчика, приучившегося красть. Батюшка, сам отворивший дверь и еще ничего не слышавший о нем, строго ему сказал: «Ты зачем крадешь? Нехорошо красть».
Одна дама, по имени Вера, прислуживавшая в церкви,получила разрешение повидать батюшку во время его болезни. По дороге к нему она все думала: «Господи! Что мне делать, ведь у меня две сестры, обе нетрудоспособные, я их содержу, что же будет с ними, когда я умру?..» Только она вошла в комнату батюшки, он встретил ее словами: «Ах ты, Вера, да без веры, а еще косынку носишь, сестра церковная. Что ты все на себя берешь, предоставить Богу ничего не хочешь? Нет, ты вот что, оставь все эти сомнения за порогом и верь, что Бог лучше тебя сохранит твоих сестер».
Одна женщина пришла спросить у батюшки, не выйти ли ей замуж. Муж ее попал в плен к немцам в войну 1914 года. С тех пор прошло почти 9 лет, и нет о нем никаких вестей, к ней же сватается очень хороший человек. Вместо ответа батюшка рассказал: «Вот, дорогие, какие бывают случаи: одна женщина пришла ко мне и говорит: "Батюшка, благословите меня замуж выйти, так как мой муж много лет в плену и его, по-видимому, нет в живых. А сватается за меня очень хороший человек". Я ее не благословил, а она все же вышла замуж. Только повенчалась, через восемь-девять дней возвращается ее муж из плена. И вот два мужа, и с ними жена пришли разрешить вопрос, чья же она теперь жена. Вот какие бывают случаи...». Спрашивавшая испугалась и решила подождать, а через несколько дней неожиданно вернулся ее муж.
В одну из пятниц по окончании литургии к батюшке подошли две девушки, одетые в черное, с просьбой благословить их на поступление в монастырь. Одну из них он благословил охотно и дал большую просфору, а другой сказал: «А ты вернись домой, там ты нужна, и в монастырь тебя не благословляю». Девушка отошла смущенная и разочарованная. Окружающие полюбопытствовали, у кого и при каких условиях она живет. Девушка ответила, что живет с больной старушкой-мамой, которая и слышать не хочет об уходе дочери в монастырь, ведь тогда она останется совсем одна.
После молебна в среду подошла к батюшке женщина, упала ему в ноги и, рыдая, начала кричать: «Батюшка, помогите! Батюшка, спасите! Не могу больше жить на свете: последнего сына на войне убили», – и начала биться головой о подсвечник, что у иконы Святителя Николая. Подойдя, батюшка обратился к ней с такими словами: «Что ты делаешь, разве можно так отчаиваться. Вот великий заступник и молитвенник наш перед Господом». И, помогая ей подняться на ноги, тотчас начал молебен Святителю Николаю, а ей сказал: «Сделай три земных поклона. Молебен тебе стоять некогда. Я уж за тебя помолюсь один, а ты поезжай скорей домой, там тебя ждет великая радость». И женщина, ободренная батюшкой, побежала домой. На другой день, во время ранней литургии, которую совершал отец Алексий, шумно вбежала вчерашняя посетительница. Она желала как можно скорее увидеть батюшку, повторяя взволнованным голосом: «А где же батюшка?» Сообщила, что, придя вчера домой, она нашла на столе телеграмму от сына, в которой говорилось, чтобы она немедленно приехала на вокзал для встречи его. «Да вот он и сам идет», – указала она на входившего в тот момент молодого человека. Батюшка был вызван из алтаря. С рыданием упала перед ним женщина на колени и просила отслужить благодарственный молебен.
Великим постом после молебна подходит к отцу Алексию женщина: «Батюшка, помогите, скорби совсем замучили. Не успеешь пять проводить, как уж девять навстречу». Батюшка, пристально взглянув ей в лицо, спросил: «А давно ли ты причащалась?» Не ожидая такого вопроса, женщина смутилась и сбивчиво начала говорить: «Да вот недавно, батюшка, говела...» – «А как недавно? – повторил вопрос батюшка, – годика четыре уже будет?» – «Да нет, батюшка, я вот только прошлый год пропустила, да позапрошлый нездорова была». – «А перед этим годом ты в деревне была? Вот тебе и четыре года». Поняв, что батюшке известна вся ее жизнь, она стала перед ним на колени, прося прощения. «А что же ты у меня просишь? – заметил батюшка, – проси у Бога, Которого ты забыла. Вот потому-то тебя и скорби одолели».
Отец Сергий Дурылин, став с весны 1921 года настоятелем часовни Боголюбской иконы Божией Матери, продолжал служить на Маросейке в определенный день недели. Он рассказал, что в один из этих дней в 1922 году в храм пришла женщина, которая много плакала и поведала о себе, что она из Сибири, из города Тобольска. Во время гражданской войны у нее пропал сын; не знала она, жив он или мертв. Однажды, особенно наплакавшись в молитве к преподобному Серафиму и изнемогши от слез, она увидела во сне самого преподобного. Он рубил топориком дрова и, обернувшись, сказал: «А ты все плачешь? Поезжай в Москву на Маросейку к отцу Алексию Мечёву. Сын твой найдется».
И вот та, которая в Москве никогда не бывала, имени отца Алексия не слыхала, решилась на такой далекий и по тем временам трудный путь. Ехать приходилось то в товарном, то в пассажирском поезде. Бог знает, как добралась она. Нашла Маросейку, церковь и батюшку, на которого ей указал преподобный Серафим. Слезы радости и умиления текли по ее лицу. Уже после кончины батюшки стало известно, что эта женщина нашла тогда своего сына.
Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке. В дни памяти батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных делах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвования. На опыте известно, что когда в скорби обращаются к нему: «Батюшка отец Алексий, помоги», – помощь приходит очень скоро, отец Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему обращается.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В настоящее время мощи преподобного Алексия Мечёва находятся в Москве в храме святителя Николая в Кленниках.
Житие по журналу: Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-1. С. 34-43.