Канон святому мученику Гавриилу Белостокскому, Слуцкому
Припев: Святы́й му́чениче Гаврии́ле, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 03 мая (20 апреля ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Ли́цы изра́ильтестии невла́жными стопа́ми по́нт Чермны́й и вла́жную глубину́ прогна́вше, вса́дники триста́ты, враги́, ви́дяще в не́й погруже́ны, с весе́лием поя́ху: пои́м Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.
Младе́нче и му́чениче, чудотво́рче и боле́зней цели́телю, Гаврии́ле, уго́дниче Христо́в, досто́йными словесы́ твоя́ по́двиги восхвали́ти недоуме́ю, оба́че твоего́ терпе́ния и незло́бия красото́ю умиля́юся, си́х дарова́ний прича́стника и мене́ покажи́, твоего́ моли́твенника.
Лю́дие росси́йстии от иуде́й уму́ченнаго младе́нца ви́девше, от псо́в же несмы́сленных, я́ко сокро́вище, охраня́ема, взыва́ху: Го́споди, того́ моли́твами поми́луй на́с.
А́нна смиренному́дренная, Гаврии́ла му́ченика ма́ти, со отце́м его́ Петро́м трудолюби́вым сле́зы на ра́дость преложи́ша, своего́ отроча́те уве́девше неувяда́емую сла́ву.
Богоро́дичен: Же́зл Ааро́нов прозя́бший, и́же от Иессе́я прообража́ше изра́стший ко́рень, Тя́, Пречи́стую, цве́т ми́ру возсия́вшую, Бо́га воплоще́нна, Его́же о на́с моля́щи не преста́й, Присноде́во, прибега́ющих к Тебе́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Я́ко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.
Добро́ бы́ло бы́сть ва́м не роди́тися, нечести́вии мучи́телие, зане́ отра́днее бу́дет Содо́му и Гомо́рру в Де́нь Су́дный, не́же Христо́ва испове́дника уби́йцем. Того́ моли́твами, Го́споди, утверди́ правосла́вных ве́ру.
Егда́ подписа́ние, е́же о твое́м муче́нии, от иуде́ев бы́вшем, му́чениче, сотвори́ша судии́ заблу́довстии, тогда́ исте́рзанное те́ло твое́ земле́ благоче́стно преда́ша лю́дие. Но проше́дшим три́десятим ле́том то́ежде тле́нию неприча́стно обрето́ша и Госпо́дне о тебе́ промышле́ние просла́виша.
Ни́щим и оби́димым бли́з е́сть Госпо́дь: То́й бо, от ни́щих роди́телей отъя́ти ча́до попусти́в нечести́вым, па́че царе́й земны́х безча́дныя прославля́ет, зане́ и ца́рие и святи́телие те́х отроча́ти моли́твенно преклоня́ют коле́на.
Богоро́дичен: Я́ко но́сиши на руку́, Мари́е, и от сосцу́ пита́еши Пита́ющаго вся́кое дыха́ние, Его́же, Богоро́дице, чту́ще, пропове́даем: моли́ся Ему́, Чи́стая, о все́х на́с.
Седа́лен, гла́с 8:
О, какова́я муче́ния твоя́, отроча́, Бо́гу возлю́бленное! О, какова́я терпе́ния твоего́ кре́пость, избоде́ние бо, и ме́дленное кро́ве испуща́ние, и пло́ти твоея́ раздира́ние за Христа́ прия́л еси́, но Того́ ра́ди засту́пник о стра́ждущих младе́нцех у Христа́ Бо́га явля́ешися, ма́тери твоея́, обезча́дствованней бы́вшей, все́м ма́терем, о ча́дех моля́щимся, уте́шитель быва́еши и мо́лишися при́сно о спасе́нии ду́ш на́ших.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах Твое́, Христе́, вои́стинну пресла́вное, я́ко безсме́ртен сы́й Бо́г уподо́бися сме́ртным челове́ком и пребы́сть, е́же бе́, и того́ ра́ди Твою́ сла́влю си́лу.
Царе́м и мучи́телем преклони́ша вы́и своя́ на убие́ние дре́внии му́ченицы, те́х подо́бник бы́сть Гаврии́л младе́нец, кро́вь свою́ непови́нную на истерза́ние отда́в иуде́ом жестокосе́рдым. Го́споди, того́ моли́твами вложи́ ре́вность о сла́ве Твое́й в ду́ши на́ша.
А́ще и в те́мней погребни́це заключи́ша тебе́ иуде́е, о му́чениче, а́ще и стра́шными му́ками тебе́ умертви́ша, но а́бие во све́тлый черто́г Госпо́день ду́х тво́й, ра́дуяся, всели́ся, иде́же со А́нгелы о сла́ве Госпо́дней дне́сь лику́ет.
Ми́лостив бу́ди к мои́м не́мощем, му́чениче святы́й Гаврии́ле, моего́ малоду́шия не возгнуша́вся, проще́ние ми́ от Го́спода испроси́, и́же себе́ за ве́ру Его́ не пощади́вый и в младе́нчестем телеси́ Того́ просла́вивый.
Богоро́дичен: Тебе́, Присноде́вую и вои́стинну еди́ну Богоро́дицу, сла́вим, Ю́же прообразова́ше Богови́дцу Моисе́ю неопа́льно, Пречи́стая, купина́, огню́ примеси́вшаяся.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвеще́ние Твое́, Го́споди, низпосли́ на́м и от мглы́ прегреше́ний разреши́ ны́, Бла́же, Тво́й ми́р да́руяй.
О́браз злострада́ния Гаврии́лова прии́мем, бра́тие, и своего́ о ве́ре нераде́ния устыди́мся, от убива́ющих те́ло не убои́мся, но Иму́щему вла́сть по убие́нии в гее́нну о́гненную вве́ргнути, Тому́ со стра́хом повини́мся, страстоте́рпца свята́го в по́мощь призыва́юще.
Лю́та е́сть му́ка, но сла́док ра́й, боле́зненно на земли́ безча́дие, но неисчерпа́емо утеше́ние на́ше, – роди́теля Гаврии́лова взыва́ху, – от земны́х бо печа́лей ча́до на́ше к ве́чной ра́дости пресели́ся.
И́же о боле́знех и му́ках ча́д свои́х скорбя́ще, роди́телие, с ве́рою ко гро́бу Гаврии́лову припади́те, е́сть бо засту́пник о ни́х пред Христо́м, я́ко кро́вь свою́ за испове́дание и́стинныя ве́ры излия́вый.
Богоро́дичен: Мучи́телей ра́зум де́вственное посрами́ чре́во: Младе́нец бо я́зву а́спидную душегу́бную испыта́ руко́ю и, отсту́пника го́рдаго низложи́в, ве́рным под но́зе покори́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.
Твои́х ра́б моле́ния не отве́ржи, младе́нче прему́дре, твое́ю сла́вою умиля́ющихся и твоя́ по́двиги со умиле́нным се́рдцем воспева́ющих, а́ще терпе́ния твоего́ не стяжа́вших, но испра́вити житие́ свое́ жела́ющих.
Вся́ческих сокро́вищ, и́миже земля́ украша́ется: зла́та, и би́сера, и ка́мений многоце́нных, честне́йша су́ть святы́х уго́дников нетле́нныя мо́щи, и́ми бо благода́тная си́ла Бо́жия де́йствует, сию́ у́бо на́м испроси́, уго́дниче Христо́в, во исцеле́ние ду́ш и теле́с на́ших.
А́ще и мно́гая гоне́ния правосла́внии христиа́не от иуде́й и от ерети́к прия́ша, о́крест сла́вныя оби́тели твоея́ живу́щии, оба́че стоя́ние твое́ о и́стинней ве́ре вспомина́юще, от прославле́ния и́стиннаго Бо́га и твоего́ предста́тельства ника́коже отпадо́ша.
Богоро́дичен: Дре́вле у́бо прельсти́ мя́ зми́й и умори́ мя́ прама́терию мое́ю Е́вою, ны́не же, Чи́стая, Тобо́ю Созда́вый мя́ из истле́ния воззва́л е́сть.
Конда́к, гла́с 6:
Оте́чество твое́ Зверки́ бы́сть, му́чениче Христо́в Гаврии́ле, иде́же от и́стых звере́й – иуде́ев восхище́н: а́бие роди́телей лише́н еси́, та́же вся́ поря́ду лю́те претерпе́в, в оте́чество Небе́сное пресели́лся еси́. Восхища́й и на́с зде́ от вся́ких напа́стей и скорбе́й и умоли́, мо́лим тя́, улучи́ти ве́чное насле́дие твое́.
И́кос:
Просла́вим, бра́тие, Гаврии́ла младе́нца, о Христе́ злострада́ния прия́вшаго, то́й бо, я́ко ягня́ незло́бивое, льсти́вому иуде́ю после́довав, из до́ма о́тча восхище́н бы́сть и в те́мную погре́бницу вве́ржен, ужа́сная же терза́ния и избоде́ние пло́ти своея́ претерпе́в надо́лзе, я́ко же́ртва чи́стая Тро́ице принесе́ся и мно́гая заступле́ния о моля́щихся ему́ чрез мно́гая ле́та показу́ет, вся́ приходя́щия в це́рковь его́ зра́ком нетле́ннаго телесе́ своего́ умиля́я. Тому́ у́бо возопии́м: умоли́, мо́лим тя́, улучи́ти и на́м ве́чное насле́дие твое́.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Ма́терей скорбя́щих уте́шителю, младе́нцев боля́щих цели́телю, Гаврии́ле, уго́дниче Христо́в, ду́шу мою́, скорбя́щую о гресе́х свои́х, уте́ши и исцели́ и сию́ над пло́тию госпожу́ моли́твою твое́ю соде́лай, своея́ пло́ти Христа́ ра́ди не пощади́вый.
Или́ не разуме́ете, нечести́вии иуде́и, я́ко Бо́га оте́ц ва́ших врага́ себе́ соде́ловаете, Того́ созда́ние непови́нное лю́те терза́юще и сицевы́м дея́нием приноси́ти ему́ слу́жбу мня́ще, безу́мнии. Го́споди, Гаврии́ла моли́твами ча́д и́х сердца́ умягчи́ и сердца́ на́ша от сицевы́я лю́тости изба́ви.
Слу́цк гра́д вои́стинну блаже́н е́сть, та́мо бо проше́дшим пяти́десятим шести́м ле́том положи́ся му́ченика Гаврии́ла нетле́нное те́ло, та́мо до дне́сь сле́зы, моли́твы и благодаре́ния пред гро́бом его́ от ма́терей о ча́дех свои́х излива́ются и все́х ве́рующих прие́млются моле́ния.
Богоро́дичен: Превы́шши тва́рей все́х еси́, я́ко Творца́ ро́ждши и Го́спода. Те́мже Ти́ вопию́, Богоро́дице: Благослове́нная, Госпо́дь си́л с Тобо́ю.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Ра́дующеся по осужде́нии мучи́тельстем о́троцы, я́ко да не бого́м скве́рным послу́жат все́м, но Живо́му Бо́гу, на о́гнь дерзну́ша, от А́нгела же ороша́еми, пе́снь поя́ху: дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пти́цы сыроя́дцы, над исте́рзанным те́лом му́ченика ре́юще, и пси́ гла́днии, сия́ отража́юще и те́ло му́ченика храня́ще, обличи́телие злодея́ния иуде́йскаго яви́шася, сла́вы же свята́го неми́и пропове́дницы.
А́ще и зве́рие гла́да своего́ о свято́м телесе́ утоли́ти не дерзну́ша, ка́ко у́бо зло́ба иуде́ев те́м насыща́шеся? Ка́ко ти́и, чу́до зря́ще, не пока́яшася? Зри́, о душе́ моя́, си́х ожесточе́ние, и ужасни́ся, и свято́му сему́ помоли́ся, да от вся́кия зло́бы тебе́ вы́ну огражда́ет.
Сле́зы умиле́ния о по́двизе и о сла́ве младе́нца и му́ченика пролива́юще, бра́тие, своего́ окая́нства воспла́чим и своего́ нераде́ния устыди́мся: а́ще бо та́ко Бо́гу угоди́ младе́нец ма́лый, почто́ мы́, му́жие, су́ще о се́м небрего́хом?
Богоро́дичен: От ребра́ Ада́мова созда́вый Тя́, от Твоего́ де́вства воплоти́ся, И́же все́х Госпо́дь, Его́же пою́ще, вопие́м: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: От земноро́дных ро́ждшися и Творца́ ро́ждшая, на́ша похвало́, Богоро́дице Чи́стая, Тя́, я́ко влады́чествующую тва́рьми, велича́ем.
И ны́не, уго́дниче Бо́жий Гаврии́ле, о наро́де росси́йстем бу́ди пред Го́сподом предста́тель, я́коже дре́вле: тогда́ бо от иуде́й и ерети́к муче́ния христиа́не приима́ху, ны́не же от обою́ собла́зном вдаю́тся лю́те, те́мже твоего́ стоя́ния да́руй на́м па́мять и о подража́нии тебе́ ре́вность благу́ю.
Мы́сленнаго уби́йцу души́ моея́, сию́ поглоти́ти и́щуща, побежда́ти помози́ ми, Бо́жий уго́дниче, те́ло свое́ на истерза́ние преда́вый, но ду́шу свою́ непоро́чну от те́х устраше́ния сохрани́вый и Христу́, а́ки да́р че́стен, страда́ния своя́ принесы́й и сего́ ра́ди от Него́ благода́ть прия́вый, во е́же моли́твы на́ша Престо́лу сла́вы Его́ при́сно возноси́ти.
Я́звы, на твое́ младе́нческое те́ло от иуде́й возложе́нныя, я́звы врагу́ спасе́ния на́шего яви́шася, де́монов победи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, от и́хже мучи́тельства изба́ви ду́ши на́ша и над те́х искуше́ний победи́тели предста́тельством твои́м яви́ на́с.
Богоро́дичен: От земноро́дных возра́стши и Зижди́теля ро́ждши, ра́дуйся, на́ша похвало́, Богоро́дице Чи́стая, Тя́, я́ко облада́ющую тва́рьми, велича́ем.
Свети́лен.
Пло́ть на растерза́ние иуде́ом вда́вшаго, ду́х же сво́й Бо́гу преда́вшаго, дне́сь воспои́м во младе́нцех му́ченика, того́ приводя́ще в моли́тву о умире́нии Це́ркви и о спасе́нии ду́ш на́ших.
Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого
Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки Белостокского уезда Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.
Через 30 лет после погребения мощи св. Гавриила оставались нетленными. В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока.
Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого
В сонме исчислимых лишь только Господом святых православной церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он – отроча чистейшее (как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте, и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31 мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29 июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть, и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943–1944 годах и введен в церковное употребление.
9–10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21–22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г. Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2–3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается: 20 апреля/3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице (собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9/22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в День Святого Духа.