Канон святому блаженному мученику Алексию Елнатскому
Припев: Святы́й му́чениче Алекси́е, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 25 сентября (12 сентября ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́, чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
Сло́ве Бо́жий и А́гнче Непоро́чный, да́руй ми́ сло́во, во е́же восхвали́ти уго́дника Твоего́, и́же предлежи́т зде́ те́лом, ду́хом же А́нгелом сликовству́ет при́сно.
О Го́споде помо́щник на́м бу́ди, блаже́нне, изыма́я на́с скорбе́й и боле́зней, собла́знов же, нестрое́ний и бе́д, жела́ния серде́ц на́ших во благи́х исполня́я.
Еги́петския котлы́ благоде́нствия презре́в и ми́ру кичли́вому посмея́вся, Алекси́е му́дре, ре́ки му́тных во́д жите́йских неврежде́нно преше́л еси́, Бо́гу побе́дную пе́снь воспева́я.
Богоро́дичен: Тли́тель у́бо дре́вле и братоуби́йца яви́ся Ка́ин, пре́жде от Бо́га прокля́ся. Что́ же сотворю́ а́з, вседе́рзый, ду́шу свою́ лю́те погуби́вый! Но да́ждь ми́, Влады́чице, пре́жде конца́ покая́ние.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Наготу́ и хла́д терпя́, и стра́х мучи́телей любо́вию превозмога́я, судьбы́ Бо́жия лю́дем предвозвести́л еси́, блаже́нне, и пу́ть пра́вый показа́л еси́.
От младе́нства смиренному́дрие стяжа́в, любо́вию Бо́жиею обогати́лся еси́, умо́м же горе́ вознося́ся, лице́ Госпо́дне чи́сте зре́л еси́.
Ча́да твоя́ есмы́, свя́тче Бо́жий, не оста́ви на́с си́рых, оба́че на по́мощь к на́м притецы́ и научи́ доброде́тельми Го́спода сла́вити.
Богоро́дичен: Кре́пость ве́дый Ма́терния Твоея́ моли́твы к Сы́ну и Того́ мно́гое благоутро́бие, к Тебе́ приступа́ю, Пречи́стая, стра́хом одержи́мь и любо́вию понужда́емь.
Седа́лен, гла́с 6:
Моли́теся Бо́гу, непреста́нно призыва́л еси́, свя́те, моли́теся, и убо́йтеся гне́ва Его́. Те́мже не облени́мся, правосла́внии, да не иску́сим па́ки долготерпе́ния Бо́жия, но воззове́м те́плою ве́рою и неле́ностною моли́твою: согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом, Го́споди, не оста́ви на́с, во уны́нии су́щих, но спаси́ на́с, Алекси́я пра́веднаго мольба́ми.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
То́чию изы́де сла́ва по́двиг твои́х, блаже́нне, врази́ Госпо́дни воста́ша погуби́ти тя́, ду́ха бо Христо́ва в тебе́ не терпя́ху и зло́бою зело́ распаля́хуся.
Иоа́нна, возлю́бленнаго ученика́ Спа́сова, слы́шав, глаго́люща, а́ще кто́ лю́бит ми́р, не́сть любве́ О́тчи в не́м: ми́р и ле́сть его́ возненави́дел еси́, яре́м Христо́в возло́жь на ся́, ра́дуяся.
Сро́дство и име́ние Христа́ ра́ди оста́вил еси́, свя́те Алекси́е, и теле́сная одея́ния презре́л еси́. Да́ждь и на́м сицево́е небреже́ние о преходя́щих и су́етных.
Богоро́дичен: Ада́м у́бо преступи́ еди́ну за́поведь и изгна́нию подпаде́: ка́ко же воспла́чу а́з прегреше́ний мои́х бе́здну? Оба́че к Тебе́, о Ма́ти Бо́жия, моли́твы простира́ю: моли́, Всечи́стая, Сы́на Твоего́ и Бо́га, поми́ловатися души́ мое́й.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́, Го́споди, спаси́ ны́: Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.
Земле́ный и пе́рстный име́ю у́м, блаже́нне, просвети́ мя́ к Небе́сным и ве́чным, тебе́ бо стяжа́х те́пла моли́твенника.
Осмея́ние и руга́ние пи́ща тебе́ бы́сть, блаже́нне, питие́ же сла́дкое богомы́слие и смиренному́дрие, глаго́л же проро́ческий я́ко оде́жда вмени́ся.
Вла́сть беззако́нную и богобо́рную облича́я, лю́ди поуча́л еси́ име́ния тле́нная и непостоя́нная презира́ти, Небе́сная же сокро́вища доброде́телей стяжа́ти.
Богоро́дичен: Иса́ву поревнова́в лю́тому во чревобе́сии, ду́шу и те́ло оскверни́в невоздержа́нием и нечистото́ю, к Тебе́, о Де́во, прибега́ю, заступи́ мя́ и изба́ви ве́чных му́к.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, Многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.
Чу́ден в терпе́нии и во упова́нии не посра́млен, Еди́наго Царя́ Христа́ во́ин бы́л еси́, блаже́нне, малоду́шныя утвержда́я во испове́дании дерзнове́ннем.
Ри́з совле́клся еси́, свя́те Алекси́е, взыва́я: довле́ет ми́ ри́за Креще́ния, и наготу́ и хла́д превозмо́гл еси́, побежда́я естества́ чи́н.
Уста́ непреста́нно движа́ в моли́тве, без нея́же ника́коже возмо́жет челове́к понести́ ни еди́ныя тяготы́ Христа́ ра́ди, венце́м на Небесе́х увя́злся еси́, блаже́нне.
Богоро́дичен: Сокруша́ема мно́жеством прегреше́ний и во отча́янии су́ща, не оста́ви мя́, Влады́чице, но возведи́ кре́пкою руко́ю Твое́ю.
Конда́к, гла́с 6:
Христо́вою любо́вию распала́емь, не убоя́лся еси́ веще́ственнаго огня́, терпе́нием твои́м врага́ посрами́в, се́рдце мучи́телево уязви́л еси́ кро́ткими твои́ми глаго́лы, провеща́я гне́в Бо́жий, пра́ведно гряду́щий на́нь, и о проще́нии все́х, блаже́нне, моля́ся. Те́мже тебе́ припа́даем и те́пле вопие́м: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду.
И́кос:
Пропове́дует ве́сь Елна́тская труды́ и по́двиги твоя́, богому́дре Алекси́е, е́же ко Го́споду раче́ние те́плое, о лю́дех боле́знование серде́чное, моле́ние непреста́нное, сле́з исто́чницы, ри́з совлече́ние, и пи́щи лише́ние, и вся́каго мирска́го пристра́стия отложе́ние, еще́ же руга́ния и безче́стия от злы́х челове́к, в темни́це заключе́ние и ну́ждную сме́рть. Но вся́ сия́ претерпе́л еси́ ра́дуяся, Си́мона блаже́ннаго стопа́м после́дуя, с ни́мже ны́не в дому́ О́тчем водворя́ешися, Алекси́е, уго́дниче Христо́в. Те́мже тебе́ припа́даем и те́пле вопие́м: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно, и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Суету́, я́ко пра́х, от ногу́ твое́ю оттря́сл еси́, ника́коже то́й порабо́тився, вла́сть су́етную и неве́сту земну́ю отри́нув, чи́сте ду́шу твою́ Христо́ви предста́вил еси́.
Разуме́ние писа́ний и кни́жныя му́дрости де́лом показу́я, да́ра проро́чествия сподо́бился еси́ и, сие́ гада́тельно лю́дем известву́я, до конца́ в по́двизе непоколеби́мь пребы́л еси́.
Пре́жде юро́дства по́двигом затво́ра кре́пко подвиза́яся и пра́вило ве́ры непосты́дное явля́я, Бо́гу твоему́ ра́бство не премени́л еси́ на свобо́ду су́етную сыно́в ве́ка сего́.
Богоро́дичен: Омрачи́хся окая́нный мно́жеством безме́рных зо́л, измени́хся душе́вным о́ком и умо́м, погуби́х пе́рвую добро́ту и чу́жд бы́х сыновства́ Влады́чня. Ты́ же, Пречи́стая Де́во, све́та Твоего́ заря́ми просвети́ мя́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Богоглаго́ливии о́троцы в пещи́, со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Воззови́ о на́с ко Го́споду гла́сом кре́пким, блаже́нне Алекси́е, я́коже Моисе́й о лю́дех свои́х в пусты́ни, да изба́вимся от вла́сти лю́таго мироде́ржца.
И́мже о́бразом жела́ет еле́нь на исто́чники водны́я, си́це и ты́, всегда́ подвиза́яся, жела́л еси́ еди́наго на потре́бу, вся́ за́поведи в ми́ре соблюда́я и се́рдце моли́твою при́сно согрева́я.
А́ще и отше́л еси́ во оби́тели Небе́сныя, оба́че земна́я обита́лища, чту́щая тя́, не оста́вил еси́, те́мже благода́рне ублажа́ешися ве́рных гла́сы.
Любве́ стяжа́ния, смиренному́дрия взыска́ния и ве́ры ве́лия сподо́би на́с, по́двиги жития́ твоего́ чту́щих, Алекси́е блаже́нне.
Богоро́дичен: Егда́ ду́х мо́й и́мать с пло́тию разлучи́тися, Влады́чице, тогда́ не пре́зри мене́, обе́ты попра́вшаго, но изба́ви ди́вно ко́зней лю́таго мироде́ржца и губи́теля.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от Деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.
Кто́ не удиви́тся терпе́нию твоему́, блаже́нне? Ты́ бо, грехо́внаго ра́бства отрица́яся и разреши́тися пло́ти жела́я, раскале́нныя пли́нфы небре́гл еси́.
Сла́вою Боже́ственною облиста́емь, предста́тельствуеши к Бо́гу за чту́щия тя́, Алекси́е блаже́нне, те́мже мо́лим тя́: моли́твою твое́ю напа́сти отжени́ и кова́рство духо́в зло́бы разори́.
И ра́ны врачу́еши, и моли́твы слы́шиши, и на по́мощь к на́м, призыва́ющим тя́, ско́ро прибега́еши, бла́же, засту́пниче ве́рный.
Богоро́дичен: Е́зеро о́гненное угото́вах себе́ житие́м блу́дным и скве́рным, Влады́чице, со́вестное жже́ние пре́жде гее́нны нестерпи́мо ми́ е́сть, те́мже молю́ся: не оста́ви раба́ Твоего́, пра́веднаго Алекси́я мольба́ми.
Свети́лен:
Све́т Христо́в осия́ тя́, Алекси́е чу́дне, совле́клся бо еси́ ве́тхаго челове́ка и яви́лся еси́ но́в, ду́хом горя́. И ны́не в ли́це новому́ченик предстои́ши Святе́й Тро́ице и зе́млю на́шу просвеща́еши чудесы́.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Колесницегони́телѧ фараѡ́нѧ погрꙋзѝ, чꙋдотворѧ́й и҆ногда̀ мѡѷсе́йскїй же́злъ, крⷭ҇тоѻбра́знѡ порази́въ, и҆ раздѣли́въ мо́ре, і҆и҃лѧ же бѣглеца̀, пѣшехо́дца сп҃сѐ, пѣ́снь бг҃ови воспѣва́юща.
Сло́ве бж҃їй и҆ а҆́гнче непоро́чный, да́рꙋй мѝ сло́во, во є҆́же восхвали́ти ᲂу҆го́дника твоего̀, и҆́же предлежи́тъ здѣ̀ тѣ́ломъ, дꙋ́хомъ же а҆́гг҃лѡмъ сликовствꙋ́етъ при́снѡ. ѽ гдⷭ҇ѣ помо́щникъ на́мъ бꙋ́ди, бл҃же́нне, и҆з̾има́ѧ на́съ скорбе́й и҆ болѣ́зней, собла́знѡвъ же, нестрое́нїй и҆ бѣ́дъ, жела̑нїѧ серде́цъ на́шихъ во бл҃ги́хъ и҆сполнѧ́ѧ.
Є҆гѵ́пєтскїѧ котлы̀ бл҃годе́нствїѧ презрѣ́въ и҆ мі́рꙋ кичли́вомꙋ посмѣѧ́всѧ, а҆леѯі́е мꙋ́дре, рѣ́ки мꙋ́тныхъ во́дъ жите́йскихъ неврежде́ннѡ преше́лъ є҆сѝ, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь воспѣва́ѧ.
Бг҃оро́диченъ: Тли́тель ᲂу҆́бѡ дре́вле и҆ братоꙋбі́йца ꙗ҆ви́сѧ ка́їнъ, пре́жде ѿ бг҃а проклѧ́сѧ. что̀ же сотворю̀ а҆́зъ, вседе́рзый, дꙋ́шꙋ свою̀ лю́тѣ погꙋби́вый! но да́ждь мѝ, влⷣчце, пре́жде конца̀ покаѧ́нїе.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Нбⷭ҇нагѡ крꙋ́га верхотво́рче гдⷭ҇и, и҆ цр҃кве зижди́телю, ты̀ менѐ ᲂу҆твердѝ въ любвѝ твое́й, жела́нїй кра́ю, вѣ́рныхъ ᲂу҆твержде́нїе, є҆ди́не чл҃вѣколю́бче.
Наготꙋ̀ и҆ хла́дъ терпѧ̀, и҆ стра́хъ мꙋчи́телей любо́вїю превозмога́ѧ, сꙋдьбы̑ бж҃їѧ лю́демъ предвозвѣсти́лъ є҆сѝ, бл҃же́нне, и҆ пꙋ́ть пра́вый показа́лъ є҆сѝ.
Ѿ младе́нства смиренномꙋ́дрїе стѧжа́въ, любо́вїю бж҃їею ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ, ᲂу҆мо́мъ же горѣ̀ возносѧ́сѧ, лицѐ гдⷭ҇не чи́стѣ зрѣ́лъ є҆сѝ.
Ча̑да твоѧ̀ є҆смы̀, ст҃че бж҃їй, не ѡ҆ста́ви на́съ си́рыхъ, ѻ҆ба́че на по́мощь къ на́мъ притецы̀ и҆ наꙋчѝ добродѣ́тельми гдⷭ҇а сла́вити.
Бг҃оро́диченъ: Крѣ́пость вѣ́дый мт҃рнїѧ твоеѧ̀ мл҃твы къ сн҃ꙋ и҆ тогѡ̀ мно́гое бл҃гоꙋтро́бїе, къ тебѣ̀ пристꙋпа́ю, пречⷭ҇таѧ, стра́хомъ ѡ҆держи́мь и҆ любо́вїю понꙋжда́емь.
Сѣда́ленъ, гла́съ ѕ҃:
Моли́тесѧ бг҃ꙋ, непреста́ннѡ призыва́лъ є҆сѝ, ст҃е, моли́тесѧ, и҆ ᲂу҆бо́йтесѧ гнѣ́ва є҆гѡ̀. тѣ́мже не ѡ҆блѣни́мсѧ, правосла́внїи, да не и҆скꙋ́симъ па́ки долготерпѣ́нїѧ бж҃їѧ, но воззове́мъ те́плою вѣ́рою и҆ нелѣ́ностною мл҃твою: согрѣши́хомъ, беззако́нновахомъ, непра́вдовахомъ, гдⷭ҇и, не ѡ҆ста́ви на́съ, во ᲂу҆ны́нїи сꙋ́щихъ, но сп҃сѝ на́съ, а҆леѯі́а првⷣнагѡ мольба́ми.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Оу҆слы́шахъ, гдⷭ҇и, смотре́нїѧ твоегѡ̀ та́инство, разꙋмѣ́хъ дѣла̀ твоѧ̀, и҆ просла́вихъ твоѐ бжⷭ҇тво̀.
То́чїю и҆зы́де сла́ва пѡ́двигъ твои́хъ, бл҃же́нне, вразѝ гдⷭ҇ни воста́ша погꙋби́ти тѧ̀, дх҃а бо хрⷭ҇то́ва въ тебѣ̀ не терпѧ́хꙋ и҆ ѕло́бою ѕѣлѡ̀ распалѧ́хꙋсѧ.
І҆ѡа́нна, возлю́бленнаго ᲂу҆ч҃нка̀ сп҃сова, слы́шавъ, глаго́люща, а҆́ще кто̀ лю́битъ мі́ръ, нѣ́сть любвѐ ѻ҆́ч҃и въ не́мъ: мі́ръ и҆ ле́сть є҆гѡ̀ возненави́дѣлъ є҆сѝ, ꙗ҆ре́мъ хрⷭ҇то́въ возло́жь на сѧ̀, ра́дꙋѧсѧ.
Сро́дство и҆ и҆мѣ́нїе хрⷭ҇та̀ ра́ди ѡ҆ста́вилъ є҆сѝ, ст҃е а҆леѯі́е, и҆ тѣлє́снаѧ ѡ҆дѣѧ́нїѧ презрѣ́лъ є҆сѝ. да́ждь и҆ на́мъ сицево́е небреже́нїе ѡ҆ преходѧ́щихъ и҆ сꙋ́етныхъ.
Бг҃оро́диченъ: А҆да́мъ ᲂу҆́бѡ престꙋпѝ є҆ди́нꙋ за́повѣдь и҆ и҆згна́нїю подпадѐ: ка́кѡ же воспла́чꙋ а҆́зъ прегрѣше́нїй мои́хъ бе́зднꙋ: ѻ҆ба́че къ тебѣ̀, ѽ мт҃и бж҃їѧ, мл҃твы простира́ю: молѝ, всечⷭ҇таѧ, сн҃а твоего̀ и҆ бг҃а, поми́ловатисѧ дꙋшѝ мое́й.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Оу҆́тренююще вопїе́мъ тѝ, гдⷭ҇и, сп҃сѝ ны̀: ты́ бо є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, ра́звѣ тебє̀ и҆но́гѡ не вѣ́мы.
Земле́ный и҆ пе́рстный и҆мѣ́ю ᲂу҆́мъ, бл҃же́нне, просвѣтѝ мѧ̀ къ нбⷭ҇нымъ и҆ вѣ̑чнымъ, тебѐ бо стѧжа́хъ те́пла мл҃твенника.
Ѡ҆смѣѧ́нїе и҆ рꙋга́нїе пи́ща тебѣ̀ бы́сть, бл҃же́нне, питїѐ же сла́дкое бг҃омы́слїе и҆ смиренномꙋ́дрїе, глаго́лъ же прⷪ҇ро́ческїй ꙗ҆́кѡ ѻ҆де́жда вмѣни́сѧ.
Вла́сть беззако́ннꙋю и҆ бг҃обо́рнꙋю ѡ҆блича́ѧ, лю́ди поꙋча́лъ є҆сѝ и҆мѣ̑нїѧ тлѣ̑ннаѧ и҆ непостоѧ́ннаѧ презира́ти, нбⷭ҇наѧ же сокрѡ́вища добродѣ́телей стѧжа́ти.
Бг҃оро́диченъ: И҆са́ѵꙋ поревнова́въ лю́томꙋ во чревобѣ́сїи, дꙋ́шꙋ и҆ тѣ́ло ѡ҆скверни́въ невоздержа́нїемъ и҆ нечистото́ю, къ тебѣ̀, ѡ҆ дв҃о, прибѣга́ю, застꙋпѝ мѧ̀ и҆ и҆зба́ви вѣ́чныхъ мꙋ́къ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Ри́зꙋ мнѣ̀ пода́ждь свѣ́тлꙋ, ѡ҆дѣѧ́йсѧ свѣ́томъ ꙗ҆́кѡ ри́зою, многомлⷭ҇тиве хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ.
Чꙋ́денъ въ терпѣ́нїи и҆ во ᲂу҆пова́нїи не посра́мленъ, є҆ди́нагѡ цр҃ѧ̀ хрⷭ҇та̀ во́инъ бы́лъ є҆сѝ, бл҃же́нне, малодꙋ̑шныѧ ᲂу҆твержда́ѧ во и҆сповѣ́данїи дерзнове́ннѣмъ.
Ри́зъ совле́клсѧ є҆сѝ, ст҃е а҆леѯі́е, взыва́ѧ: довлѣ́етъ мѝ ри́за кр҃ще́нїѧ, и҆ наготꙋ̀ и҆ хла́дъ превозмо́глъ є҆сѝ, побѣжда́ѧ є҆стества̀ чи́нъ.
Оу҆ста̀ непреста́ннѡ движѧ̀ въ мл҃твѣ, без̾ неѧ́же ника́коже возмо́жетъ человѣ́къ понестѝ ни є҆ди́ныѧ тѧготы̀ хрⷭ҇та̀ ра́ди, вѣнце́мъ на нб҃сѣ́хъ ᲂу҆вѧ́злсѧ є҆сѝ, бл҃же́нне.
Бг҃оро́диченъ: Сокрꙋша́ема мно́жествомъ прегрѣше́нїй и҆ во ѿча́ѧнїи сꙋ́ща, не ѡ҆ста́ви мѧ̀, влⷣчце, но возведѝ крѣ́пкою рꙋко́ю твое́ю.
Конда́къ, гла́съ ѕ҃:
Хрⷭ҇то́вою любо́вїю распала́емь, не ᲂу҆боѧ́лсѧ є҆сѝ веще́ственнагѡ ѻ҆гнѧ̀, терпѣ́нїемъ твои́мъ врага̀ посрами́въ, се́рдце мꙋчи́телево ᲂу҆ѧзви́лъ є҆сѝ кро́ткими твои́ми глагѡ́лы, провѣща́ѧ гнѣ́въ бж҃їй, пра́веднѡ грѧдꙋ́щїй на́нь, и҆ ѡ҆ проще́нїи всѣ́хъ, бл҃же́нне, молѧ́сѧ. тѣ́мже тебѣ̀ припа́даемъ и҆ те́плѣ вопїе́мъ: не премолчѝ за ны̀ ко гдⷭ҇ꙋ.
І҆́косъ:
Проповѣ́дꙋетъ ве́сь є҆лна́тскаѧ трꙋды̀ и҆ по́двиги твоѧ̀, бг҃омꙋ́дре а҆леѯі́е, є҆́же ко гдⷭ҇ꙋ раче́нїе те́плое, ѡ҆ лю́дехъ болѣ́знованїе серде́чное, моле́нїе непреста́нное, сле́зъ и҆сто́чницы, ри́зъ совлече́нїе, и҆ пи́щи лише́нїе, и҆ всѧ́кагѡ мїрска́гѡ пристра́стїѧ ѿложе́нїе, є҆щѐ же рꙋга̑нїѧ и҆ безчє́стїѧ ѿ ѕлы́хъ человѣ̑къ, въ темни́цѣ заключе́нїе и҆ нꙋ́жднꙋю сме́рть. но всѧ̀ сїѧ̀ претерпѣ́лъ є҆сѝ ра́дꙋѧсѧ, сі́мѡна бл҃же́ннагѡ стопа́мъ послѣ́дꙋѧ, съ ни́мже ны́нѣ въ домꙋ̀ ѻ҆́ч҃емъ водворѧ́ешисѧ, а҆леѯі́е, ᲂу҆го́дниче хрⷭ҇то́въ. тѣ́мже тебѣ̀ припа́даемъ и҆ те́плѣ вопїе́мъ: не премолчѝ за ны̀ ко гдⷭ҇ꙋ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́троцы є҆вре́йстїи въ пещѝ попра́ша пла́мень дерзнове́ннѡ, и҆ на ро́сꙋ ѻ҆́гнь преложи́ша, вопїю́ще: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е, во вѣ́ки.
Сꙋетꙋ̀, ꙗ҆́кѡ пра́хъ, ѿ ногꙋ̀ твоє́ю ѿтрѧ́слъ є҆сѝ, ника́коже то́й порабо́тивсѧ, вла́сть сꙋ́етнꙋю и҆ невѣ́стꙋ земнꙋ́ю ѿри́нꙋвъ, чи́стѣ дꙋ́шꙋ твою̀ хрⷭ҇то́ви предста́вилъ є҆сѝ.
Разꙋмѣ́нїе писа́нїй и҆ кни́жныѧ мꙋ́дрости дѣ́ломъ показꙋ́ѧ, да́ра прⷪ҇ро́чествїѧ сподо́билсѧ є҆сѝ, и҆ сїѐ гада́тельнѡ лю́демъ и҆звѣствꙋ́ѧ, до конца̀ въ по́двизѣ непоколеби́мь пребы́лъ є҆сѝ.
Пре́жде ю҆ро́дства по́двигомъ затво́ра крѣ́пкѡ подвиза́ѧсѧ и҆ пра́вило вѣ́ры непосты́дное ꙗ҆влѧ́ѧ, бг҃ꙋ твоемꙋ̀ ра́бство не премѣни́лъ є҆сѝ на свобо́дꙋ сꙋ́етнꙋю сынѡ́въ вѣ́ка сегѡ̀.
Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆мрачи́хсѧ ѻ҆каѧ́нный мно́жествомъ безмѣ́рныхъ ѕѡ́лъ, и҆змѣни́хсѧ дꙋше́внымъ ѻ҆́комъ и҆ ᲂу҆мо́мъ, погꙋби́хъ пе́рвꙋю добро́тꙋ и҆ чꙋ́ждъ бы́хъ сыновства̀ влⷣчнѧ. ты́ же, пречⷭ҇таѧ дв҃о, свѣ́та твоегѡ̀ зарѧ́ми просвѣтѝ мѧ̀.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Бг҃оглаго́ливїи ѻ҆́троцы въ пещѝ, со ѻ҆гне́мъ пла́мень попира́юще, поѧ́хꙋ: бл҃гослови́те, дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Воззовѝ ѡ҆ на́съ ко гдⷭ҇ꙋ гла́сомъ крѣ́пкимъ, бл҃же́нне а҆леѯі́е, ꙗ҆́коже мѡѷсе́й ѡ҆ лю́дехъ свои́хъ въ пꙋсты́ни, да и҆зба́вимсѧ ѿ вла́сти лю́тагѡ мїроде́ржца.
И҆́мже ѻ҆́бразомъ жела́етъ є҆ле́нь на и҆сто́чники водны̑ѧ, си́це и҆ ты̀, всегда̀ подвиза́ѧсѧ, жела́лъ є҆сѝ є҆ди́нагѡ на потре́бꙋ, всѧ̀ за́пѡвѣди въ ми́рѣ соблюда́ѧ и҆ се́рдце мл҃твою при́снѡ согрѣва́ѧ.
А҆́ще и҆ ѿше́лъ є҆сѝ во ѻ҆би́тєли нбⷭ҇ныѧ, ѻ҆ба́че земна̑ѧ ѡ҆бита̑лища, чтꙋ̑щаѧ тѧ̀, не ѡ҆ста́вилъ є҆сѝ, тѣ́мже бл҃года́рнѣ ᲂу҆бл҃жа́ешисѧ вѣ́рныхъ гла̑сы.
Любвѐ стѧжа́нїѧ, смиренномꙋ́дрїѧ взыска́нїѧ, и҆ вѣ́ры ве́лїѧ сподо́би на́съ, по́двиги житїѧ̀ твоегѡ̀ чтꙋ́щихъ, а҆леѯі́е бл҃же́нне.
Бг҃оро́диченъ: Є҆гда̀ дꙋ́хъ мо́й и҆́мать съ пло́тїю разлꙋчи́тисѧ, влⷣчце, тогда̀ не пре́зри менє̀, ѻ҆бѣ́ты попра́вшагѡ, но и҆зба́ви ди́внѡ ко́зней лю́тагѡ мїроде́ржца и҆ гꙋби́телѧ.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Оу҆страши́сѧ всѧ́къ слꙋ́хъ неизрече́нна бж҃їѧ снизхожде́нїѧ, ꙗ҆́кѡ вы́шнїй во́лею сни́де да́же и҆ до пло́ти, ѿ дв҃и́ческагѡ чре́ва бы́сть чл҃вѣ́къ: тѣ́мже пречⷭ҇тꙋю бцⷣꙋ вѣ́рнїи велича́емъ.
Кто̀ не ᲂу҆диви́тсѧ терпѣ́нїю твоемꙋ̀, бл҃же́нне: ты́ бо, грѣхо́внагѡ ра́бства ѿрица́ѧсѧ и҆ разрѣши́тисѧ пло́ти жела́ѧ, раскалє́нныѧ плі̑нѳы небре́глъ є҆сѝ.
Сла́вою бжⷭ҇твенною ѡ҆блиста́емь, предста́тельствꙋеши къ бг҃ꙋ за чтꙋ́щыѧ тѧ̀, а҆леѯі́е бл҃же́нне, тѣ́мже мо́лимъ тѧ̀: мл҃твою твое́ю напа̑сти ѿженѝ и҆ кова́рство дꙋхѡ́въ ѕло́бы разорѝ.
И҆ ра̑ны врачꙋ́еши, и҆ мл҃твы слы́шиши, и҆ на по́мощь къ на́мъ, призыва́ющымъ тѧ̀, ско́рѡ прибѣга́еши, бл҃же, застꙋ́пниче вѣ́рный.
Бг҃оро́диченъ: Є҆́зеро ѻ҆́гненное ᲂу҆гото́вахъ себѣ̀ житїе́мъ блꙋ́днымъ и҆ скве́рнымъ, влⷣчце, со́вѣстное жже́нїе пре́жде гее́нны нестерпи́мо мѝ є҆́сть, тѣ́мже молю́сѧ: не ѡ҆ста́ви раба̀ твоего̀, првⷣнагѡ а҆леѯі́а мольба́ми.
Свѣти́ленъ:
Свѣ́тъ хрⷭ҇то́въ ѡ҆сїѧ̀ тѧ̀, а҆леѯі́е чꙋ́дне, совле́клсѧ бо є҆сѝ ве́тхагѡ человѣ́ка и҆ ꙗ҆ви́лъ сѧ̀ є҆сѝ но́въ, дꙋ́хомъ горѧ̀. и҆ ны́нѣ въ ли́цѣ новомч҃нкъ предстои́ши ст҃ѣ́й трⷪ҇цѣ и҆ зе́млю на́шꙋ просвѣща́еши чꙋдесы̀.
Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии[1]. Места эти известны тем, что здесь в XVI веке подвизался блаженный Симон Юрьевецкий[2]. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту подвигов его, но оказались сходны пути блаженного Симона и Алексея Ивановича, которого в местах его жизни почитают за праведность. Деревня Каурчиха расположена между ключиком блаженного Симона Юрьевецкого и селом Ёлнать: здесь, в Никольском храме, отец Алексея был старостой.
Когда пришло время Алексею жениться, он подыскал невесту и хотел было обручиться с ней, но неожиданное обстоятельство изменило его намерение.
В те времена молодежь собиралась по деревням на беседы. Благочестивые люди смотрели на эти беседы неодобрительно. Были там и рассказы нецеломудренные, и вольное обращение, и веселье зачастую переходило границы христианского благочестия. И попросил Алексей свою невесту не посещать эти беседы, но девушка не послушалась благоразумного юноши. Задумался он: если, будучи невестой, она не послушалась, то что же будет, когда она станет женой. И глубже задумался – над временем, над происходящим вокруг. Чуткая душа ощущала, что рушилось устроение всей русской жизни, как бы кто могучей рукой расшатывал все ее здание. Началась Первая мировая война и она ударила по всему сокрушительно. На войну народ уходил одним – возвращался другим. И хотя война шла далеко и недокатчиво было поначалу ее эхо до глухих костромских деревень, но сердце твердило, что быть беде! И беде большой!
Отложил Алексей Иванович сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. На левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца, расположилась старинная пустынь, основанная в XVII веке в память блаженного Симона Юрьевецкого. С трех сторон окружена она озерами, с четвертой – песчаными возвышенностями. Два чудотворных образа в пустыни – Иерусалимской Божией Матери, с которым каждый год ходили с крестными ходами, и священномученика Антипы[3].
Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу.
Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого или в своей келье, или на ключике блаженного Симона. Вода здесь стекает по склону глубокого оврага, поросшего со всех сторон густым лесом, надежно укрывавшим от посторонних глаз.
Наступил март 1917 года, рухнули вековые устои государственной жизни России, и эхо от этого падения покатилось по всей земле русской.
Не было в дореволюционной России на каждую деревню исправника, не стояла полиция по селам, да и власти государственной в селах и деревнях не было, а собирались крестьяне на мирские сходки и вопросы мира решали сами. Но появилась в Петрограде новая власть и слала указы, чтобы и в селах образовывали такую же власть, сельсоветы. А власть, если уж и должна быть какая, то не иначе, как справедливая, святая. И кому и быть тогда председателем сельсовета, как не Алексею Ивановичу. Став председателем, он не переменил своих обычаев – по-прежнему много молился, посещал церковные службы, и если приходилось решать какие сельские вопросы, то он решал их не выходя из храма.
Через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.
То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Видя его нелепое поведение, крестьяне смеялись на ним, но он не обращал на это внимания. Рассерженные, они стали гнать его, блаженный уходил, а затем возвращался и все повторялось сначала. Прошел год, и на этих полях появился советский чиновник, и все тогда вспомнили Алексея Ивановича.
Еще никто из крестьян не знал, что будут высылать, да и понять это было трудно, – как это тебя из твоего собственного дома без какой бы то ни было вины выгонят, – а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Ко многим его странностям привыкли за год крестьяне, но такого еще не было. Голый идет Алексей Иванович по Парфенову, направляясь в гости к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Дивились такому событию крестьяне, дивились торговцы. Немного прошло времени, и в село приехали представители властей и вывезли имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.
Бывало, придет блаженный в какое-нибудь село, выберет дом и начинает его мерить. Суетится, считает. И так намеряет, такую назовет несуразную цифру, что ни под какой размер не подходит. Окружающие смотрят, смеются. Но проходит время, и хозяина дома арестовывают и дают ему срок – столько лет, сколько названо было блаженным.
Зима. Небо сверкает пронзительной голубизной, ослепительно сияет солнце, плывут по небу чуть розоватые облака. И только дорога темнеет посреди белоснежных полей.
Пустынен в этот час путь. Лишь нужда погонит кого из дому. Одиноко выделяется фигура блаженного, который поспешно идет по дороге в деревню Середкино. Без единой тряпицы на теле, направляясь к дому, где живет Анастасия с мужем Геннадием. Взошел на крыльцо, легонько постучал. Анастасия открыла и едва с кулаками не бросилась:
– У, бесстыдник! Да когда же ты прекратишь нас позорить!
– Молчи, баба, – остановил ее Геннадий и пригласил Алексея Ивановича в дом, а затем, повернувшись к жене, строго, серьезно сказал:
– Дай ему самую лучшую одежду, какая у нас есть.
Одежда была принесена, Алексей Иванович оделся, распрощался с хозяевами и вышел на улицу. Здесь, неподалеку от крыльца, он разделся, аккуратно сложил на снегу одежду и пошел из деревни; долго недоумевали хозяева, обнаружив ее. А в конце зимы пришли представители власти выгонять их из дома. Выгнали в нижнем белье, не разрешив взять даже легкой одежды.
Вспомнила теперь Анастасия блаженного:
– Да что же он прямо тогда не сказал! – сокрушалась она.
В другой раз Алексей Иванович пришел к сестре Анне. И не говоря ни слова, стал собирать вещи. Ходил по комнатам, что-то разыскивал, а что находил, складывал на стол. И как набрался полный стол, он схватил шапку и убежал. Поняла Анна, что это какой-то знак, предвестие, что эти вещи надо отдельно хранить, и спрятала их подальше; когда пришла комиссия и отобрала имущество, только эти вещи и сохранились.
Любил блаженный заходить в лесное село Селезенево, любил бывать в Парфенове, бочком спускающемся к реке Ёлнать. Здесь в одном доме он хранил мешок с книгами. Заходил блаженный к Бобковым – посидеть, чаю попить, отдохнуть. Но однажды, войдя в дом, Алексей Иванович не сел за стол и чай пить не стал, а забрался на печку. Лежит он на печи и молчит. Молчат и хозяева – привыкли уже здесь к его странностям. Полежав некоторое время, он сошел вниз, вышел на крыльцо, сел на верхнюю ступеньку и сидя спустился по лестнице. Затем взобрался на стоящую во дворе телегу и лег. Лежал и чуть слышно стонал. Долго ли он так лежал – неизвестно, но когда вышли посмотреть, его уже не было.
Через две недели хозяйка дома, вынимая из печи большой чугун с кипятком, опрокинула его весь на себя и обварилась так, что не могла идти. С крыльца ей пришлось сидя спускаться, а уже внизу ее подняли и положили на телегу, и часа два еще она пролежала, прежде чем отвезли в больницу.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. В это трудное время старостой храма, по единодушному решению прихожан, был избран Павел Иванович Байдин. Он родился в селе Ёлнать в благочестивой крестьянской семье. Когда вырос, крестьянствовал в своем хозяйстве, а когда его отобрали, стал работать в колхозе. И странно ему было видеть, как многие из ничего не знающей, не имеющей опыта жизни молодежи, назначенные начальниками, не жалеют ни людей, ни скотину, ни землю.
Однажды во время службы вошел в храм блаженный Алексей – на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись. Прошло время... и власти распорядились закрыть храм. Призвали Павла Ивановича и потребовали от храма ключи. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно.
Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован и заключен в Кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенес тягот следствия и скончался. Тело исповедника было отдано родственникам и погребено на кладбище села Ёлнать.
После ареста старосты храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах. Дым и чад стояли в оскверненном храме – власти перестраивали его под клуб.
Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески старавшимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал.
Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.
Однажды шел Алексей Иванович вскрай поля. Погода стояла тихая, небо безоблачное. Мужики с бабами жали на поле лен. Остановился блаженный неподалеку от мужиков и вдруг, показав на небо и сокрушенно покачав головой, серьезно, громко сказал:
– Ой, молитесь Богу! Ой, как загремит! Как загремит! Молитесь Богу!
И ничего не поясняя – дальше пошел. А мужики это вспомнили, когда началась Финская война и их взяли на фронт.
Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошел он как-то к сестре Анне и сказал:
– А ты мне лапотки приготовь.
– Так возьми, – ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.
Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.
Анне Беземировой из Каурчихи, когда та была еще ребенком, блаженный говорил:
– Дай четверть, дай четверть...
– Что такое Алексей Иванович говорит?.. – смущалась девочка.
Объяснилось это через много лет, когда она вышла замуж за пьяницу, который частенько повторял те слова.
В 1931 году выслали Николая Васильевича, тестя Дмитрия Михайловича (племянника Алексея Ивановича). Был он уже в преклонных летах, и семья не чаяла его увидеть живым.
Как-то пришел Алексей Иванович к племяннику. Дома была только жена его Анна Николаевна.
Блаженный не любил быть без дела и здесь быстро нашел себе занятие и, казалось, весь в него погрузился, не говоря ни слова; Анна Николаевна уже и забыла, что он здесь. А блаженный вдруг поднял голову и как бы невзначай, между делом, спросил:
– Коля не собирается домой?
– Какой Коля? – не поняла она.
– Да папа, – просто ответил блаженный.
Та от неожиданности руками всплеснула.
– Да что ты, дядя Леша, разве он может теперь с Урала приехать?
– А может быть... может быть... – задумчиво покачал головой блаженный.
Через день Николай вернулся домой.
Когда у Анны Николаевны родился сын, то поскольку дело было перед зимним Николой, младенца решили назвать Николаем.
Алексея Ивановича пригласили быть крестным, он согласился. Запрягли лошадь и отправились в церковь – крестить. Блаженный не поехал, пошел по своему обыкновению пешком. Младенца крестили; через два дня собирались праздновать день его Ангела. Не заметили, как появился в этот день в доме своего крестника Алексей Иванович. Молча вошел, постоял и, ни слова не говоря, лег на пол, руки сложил на груди и лежал тихо, будто и впрямь неживой.
С недоумением и растерянностью глядели родные на Алексея Ивановича. Но он так же тихо ушел, ничего не сказав. И забыли про это Анна Николаевна с мужем. Вспомнили только через сорок два года, когда Николай был найден мертвым в городском саду Кинешмы, и они увидели его лежащим в той самой позе, в какой лежал когда-то блаженный.
Идет блаженный Алексей по дороге и молитву поет. Впереди пустая дорога, и позади – никого. Но знает уже блаженный, что скачет на лошади вслед за ним племянник его, Николай. Из родных он был ему ближе всех. С малолетства был рядом – и когда блаженный в отдельной келье подвизался, и когда был председателем сельсовета... А теперь и сам Николай председатель сельсовета в Жуковке. И принуждают его власти, чтобы он закрыл храм, будто по желанию верующих. Но знает блаженный, что не закроет племянник храма, устранится от этого дела и даже на краткое время в тюрьму попадет.
Потом будет война, война страшная – и в каких только смертельных обстоятельствах не придется ему побывать, и везде молитва дяди его оградит. Перед самой отправкой на фронт блаженный Алексей явится ему – уже после кончины своей – и скажет:
– Не бойся, Коля, я всегда буду с тобой.
Вернувшись после войны домой, Николай задумает развестись с женой, и ему снова тогда явится блаженный. Возьмет его за руку, подведет его к двери комнаты, откроет ее, и за нею он увидит свою жену. Показывая на нее, блаженный скажет:
– Вот, это я тебе жену привел.
И вслед за этим исчезнет. Исчезнут и у Николая мысли оставить жену. Впрочем, до всего этого было еще долго, шел только 1936 год.
Скачет Николай по пустой дороге. Смотрит, кто-то знакомый впереди. Уж, не дядя ли? Давно он, занятый сельсоветскими делами, его не видел. Видно, неспроста эта встреча.
Приблизился, ход замедлил. Молча пошли. Николай молчит – что он блаженному может сказать? И блаженный молчит. И вдруг, как бы перебивая ход собственных мыслей, Алексей Иванович спросил:
– А ты, Коля, придешь меня хоронить?
– А ты разве собираешься умирать? – удивился тот. И было чему – Алексею Ивановичу едва минуло пятьдесят, был он крепок и ничем не болел.
Глянул на него блаженный взглядом таким, точно желал, чтобы Николай навсегда эту встречу запомнил. А затем махнул рукой и сказал:
– Да нет, какой умирать! – и быстрей зашагал.
Через год Николай нес гроб с телом Алексея Ивановича на кладбище.
Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на этот раз не миновать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз пойти попрощаться с домом, с родными.
Собрав скудное свое имущество в мешок, он направился в Каурчиху. Кругом поля, лес далекий, не видный с дороги глубокий овраг, источник блаженного Симона Юрьевецкого, Ёлнать переливается серебряными блестками. Перейдя неглубокий овражек, Алексей Иванович подошел к дому. На огороде стояла его келейка – пустая теперь, нежилая, в родительском доме Дмитрий Михайлович и Анна Николаевна с детьми. Это был май 1937 года. Благоуханием и пением птиц разливалась над землею весна.
Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:
– Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?
Тот ничего не ответил, выложил из мешка вещи, распорядился, кому что отдать.
Почувствовав необыкновенное, притихли домашние.
А блаженный вплотную сел к печке, голову к ней прислонил и тихонько запел:
В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла.
Своему родному сыну передачу принесла..
Анна Николаевна руками всплеснула:
– Ой, Алексей Иванович, опять ты эту песню запел, опять, наверное, будут гнать?..
Пообедали вместе, затем блаженный, помолился, низко-низко поклонился домашним и сказал:
– За все я вам уплачу, Дмитрий Михайлович, за все я вам уплачу! – И прибавил: «Чай придешь меня хоронить-то?»
– Да что ты, дядя Леша, про похороны; я еще раньше тебя умру.
– Нет, придешь! – уверенно ответил блаженный.
И еще до утра они разговаривали, а утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать.
Камеры Кинешемской тюрьмы в те годы были переполнены избыточно – священники и монахи, старосты храмов и подвижники благочестия, верующие женщины, не пожелавшие отдать в безбожную колхозную упряжку ни себя, ни детей, и дети, по голодной колхозной жизни пытавшиеся прокормиться колосками с колхозного поля. И разорявшие страну коммунисты, и коснеющие в преступлениях воры, и закоренелые убийцы. Все они были перемешаны и втиснуты в камеры. Алексея Ивановича поместили к преступникам. Эти камеры были подобны вавилонскому плену, китову чреву, и блаженный молился теперь днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал.
– Дедушка, да ты, наверное, кушать хочешь? – спрашивали его сокамерники.
– Кушайте, кушайте, это все для вас, – отвечал Алексей Иванович. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.
Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и ее начальник пришел во время допроса поглядеть на блаженного.
– Все говорят, что ты святой, – сказал он, – ты что скажешь?
– Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек.
– Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит есть за что. Тебя за что посадили?
– Так Богу угодно, — кротко ответил блаженный.
Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал:
– Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!
Начальник тюрьмы удивился, но домой не поспешил, а когда пришел, то увидел, что жена его повесилась. С этого времени он стал искать случая отпустить блаженного на свободу.
Но Господу было угодно иное. Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался.
Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.
12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 329–340
Примечания
[1] Ныне Юрьевецкий район Ивановской области.
[2] Блаженный Симон скончался в 1584 году и был похоронен в Юрьевецком Богоявленском монастыре, с 1741 года ставшем приходской церковью. Блаженный при жизни и по кончине прославился множеством чудес. В 1635 году патриарху Иосифу было послано житие блаженного Симона, написанное по рассказам людей, знавших блаженного. Патриарх благословил "ради терпеливого жития и чудес блаженного Симона... написать лик его иконным писанием на доске, с сиянием вокруг головы... и почитать его с прочими святыми". Службы блаженному Симону сначала правили по общей Минее, а с 1666 года по особо составленной. В 1722 году город Юрьевец посетил архиепископ Нижегородский Питирим, к епархии которого тогда относился город. Он обратил внимание на гробницу блаженного Симона и запретил отправлять ему службы как святому, а приказал петь по нему панихиды, забрав с собой и житие. В 1741 году снова стало обсуждаться в Святейшем Синоде дело о блаженном Симоне, ввиду обнаруженных иконописных изображений праведника. Чем кончилось дело, осталось неизвестным, потому что все документы, к нему относящиеся, хранились в консисторском архиве в Костроме и были уничтожены пожаром 1887 года. В середине XIX века само собой возродилось почитание блаженного, нашли список его жития и составленную ему службу. Был открыт доступ и к самой гробнице. Во время гонений от безбожников храм был закрыт, а здание отдано под музей. В настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви.
[3] В тридцатых годах на этом месте была сеть концлагерей, заключенные которых строили плотины и каналы на Волге. Ныне Кривоезерская пустынь и часть города Юрьевца затоплены.
Источник: http://www.fond.ru