Канон святому блаженному Лаврентию Калужскому, Христа ради юродивому

Припе́в: Святы́й пра́ведный Лавре́нтие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 23 августа (10 августа ст. ст.)

Глас 2.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть: препросла́вленный Госпо́дь сла́вно бо просла́вися.

Высоко́ житие́ име́я и восхожде́нии боже́ственными ве́сь све́тел бы́в, просвеще́ние ми́ испроси́, похваля́ющему честны́я твоя́ по́двиги, и́миже до́бре пожи́в, получи́л еси́, и́хже наде́ялся еси́, блаже́нне Лавре́нтие.

Мироуха́нная любя́ уче́ния и во чте́нии святы́х писа́ний упражня́яся, сласте́й уклони́лся еси́, блаже́нне, смра́дных и безче́стных, и облагово́нился еси́, боже́ственными дарова́нии удобря́яся.

Дрема́ние ве́ждома от души́, блаже́нне, отгна́л еси́, бдя́ и Бо́гу приединева́яся всено́щными стоя́нии, непрекло́нен ну́ждами есте́ственными, те́мже ко дню́ невече́рнему преше́л еси́.

Богоро́дичен: Я́ко черто́г одушевле́нный Бо́жий и кади́льницу разу́мнаго и светоно́снаго у́гля, Приснора́дованную блажи́м Богоро́дицу, зову́ще: ра́дуйся, Хода́таице спасе́ннаго воззва́ния.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́ бо ся́ ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Глаго́лом живото́чным внима́я, испи́л еси́ во́ду спасе́ния, возгнуша́вся го́рькаго греха́, и, поя́, глаго́лал еси́ Бо́гу, Лавре́нтие: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Ми́лование стяжа́л еси́ христоподо́бно, разда́л еси́ бога́тство тре́бующим, Небе́сное бога́тство хода́тайствующее тебе́, его́же и получи́л еси́, вопия́, Лавре́нтие: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Присво́ився Зижди́телю любо́вию боже́ственною, прия́л еси́ Небе́сное насле́дие, Дре́ва живо́тнаго получи́ти сподо́бился еси́, блаже́нне, боготворе́нием обожа́яся и поя́, сла́вне: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Богоро́дичен: Су́щи А́нгел святе́йши, Зижди́теля А́нгелов во Твою́ боку́ носи́ла еси́ и родила́ еси́, Богома́ти, на избавле́ние челове́ком, пою́щим Ти́: я́ко не́сть Пречи́сты, ра́зве Тебе́, Влады́чице.

Седа́лен свята́го, гла́с 4:

Благоволи́в благи́ми дея́нии, искуси́лся еси́, я́ко зла́то в пещи́, напа́стьми, Лавре́нтие сла́вне. Те́мже и по сме́рти источа́еши чудеса́ бога́тно, я́ко во́ды, неду́ги уставля́еши. О на́с при́сно моли́ся, я́ко да согреше́ний проще́ние прии́мем.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Чи́стая Всенепоро́чная и Неискусому́жная, И́же еди́на безле́тнаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия в ле́то ро́ждши, Сего́ со святы́ми и честны́ми патриа́рхи, и му́ченики, и проро́ки, преподо́бными моли́ дарова́ти на́м очище́ние и ве́лию ми́лость.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни А́нгел, но Са́м, Го́споди, воплоще́н, и спа́сл еси́ всего́ мя́, челове́ка. Те́м зову́ Ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Повеле́ния оте́ческая храня́ невреди́мо, правове́рным смы́слом ты́ от ю́ности име́л еси́ житие́ чи́сто и ми́лостивен нра́в, досточу́дне.

Ни смуще́ние мирско́е, ни вла́сти держа́ние, ни сла́ва вре́менная твоего́ к Бо́гу раче́ния, Лавре́нтие, преврати́, но благоволи́л еси́ вои́стинну боже́ственным дея́нием.

Возне́сся боже́ственными поуче́нии вы́ну, врага́ смири́л еси́, исцеле́ния де́тель прия́л еси́, Лавре́нтие, судо́м пра́ведным вся́ческая Пра́вящаго.

Богоро́дичен: Препе́тая, во́инствы горе́ Препе́таго Бо́га родила́ еси́, Челове́ка вои́стинну бы́вша, Его́же за рабы́ Твоя́ моля́щи не преста́й, Присноде́во.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвеще́ние во тьме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́, Спа́се мои́, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя́ сия́нием Твои́м, ино́го бо, ра́зве Тебе́, бо́га не зна́ю.

Све́том чи́стым Святы́я Тро́ицы просвеще́н, зако́ном же Ея́ огражде́н, но́щь жите́йскую без претыка́ния преше́л еси́. Виде́нии боже́ственными возвыша́яся, блаже́нне, в боже́ственный живо́т всели́лся еси́.

Ны́не на тебе́ чу́до Бо́жие ви́дится, и у́жаса испо́лнено: ка́ко по погребе́нии вои́стинну надо́лзе соблюда́ется невреди́мо, блаже́нне, твое́ те́ло, во гро́бе лежа́ще! Судо́м, и́мже ве́сть Бо́г, прославля́яй тя́.

Блаже́нне Лавре́нтие, твое́ дерзнове́ние к Бо́гу и любо́вь, ю́же от се́рдца, к Тому́ име́ти благоволи́в, и́стинно имени́то же возсия́в пресла́вно боже́ственными светлостьми́, просвети́ ве́рных со́нмища.

Богоро́дичен: За ны́ из Тебе́ вопло́щшагося, Де́во Ма́ти, всегда́ моли́, благоче́стно Тя́ блажа́щим изба́витися бе́д, душетле́нных страсте́й, и печа́лей, и ве́чнующаго пла́мене муче́ния.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Ка́пли сла́дкия иска́павше, блаже́нне, по́т твои́х сла́дость и исцеле́ний сия́ния на хвалу́ Христа́ Бо́га на́шего.

Во дво́рех Бо́га процве́л еси́, виногра́д многопло́ден прозя́б и доброде́телей гро́здие Де́лателю, душа́м оби́лие пода́в.

Ца́рства Бо́жия возжеле́л еси́, над страстьми́ ца́рствовав, Лавре́нтие, и по произволе́нию лу́чшему ра́дость пра́ведных получи́л еси́.

Богоро́дичен: Избра́нно Бо́гу бы́вши, я́ко прекра́сное селе́ние и простра́нное, Сему́, Де́во, была́ еси́, и черто́г, и све́щник, и трапе́за.

Конда́к, гла́с 8:

Избра́нному и ди́вному в пра́ведницех, и́же у́бо от Христа́ да́р чуде́с прии́мшему, похва́льныя ны́не принесе́м глаго́лы, но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, Ю́же моли́ изба́витися от бе́д рабо́м твои́м, да зове́м ти́: ра́дуйся, Богому́дре Лавре́нтие.

И́кос:

Ка́ко возмогу́, гре́шный и скве́рный а́з душе́ю вку́пе и те́лом, исписа́ти во пло́ти су́щее равноа́нгелом житие́ твое́ и пресла́вная чудеса́, а́ще у́бо мно́зи прему́дрии не дости́гнут испове́дати мно́гаго твоего́ терпе́ния, и смире́ния, и те́плыя ко Христу́ любве́. Но оба́че, наде́яся на твое́ беззло́бие, о блаже́нне, си́це вопию́ ти́: ра́дуйся, пресве́тлая звездо́, от восто́ка доброде́телей возсия́вшая и вселе́нную чудесы́ озари́вшая. Ра́дуйся, возненави́девый роди́тельскую любо́вь, Христа́ же, еди́наго над все́ми су́щаго Бо́га, все́м се́рдцем возлюби́вый и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довавый. Ра́дуйся, я́ко бу́йственное и юро́дственное, е́же по апо́столу, жи́тельство избра́вый. Ра́дуйся, премени́вый тле́нная и настоя́щая наде́ждею бу́дущих бла́г. Ра́дуйся, дре́внему И́ову уподо́бивыйся терпе́нием. Ра́дуйся, страстоте́рпче Христо́в непобеди́мый, но при́сно победи́вый диа́вола твои́м смире́нием. Ра́дуйся, я́ко дре́вний о́н Ла́зарь ни́щий, ны́не почива́еши в не́дрех Авраа́млих. Ра́дуйся, и́же по отше́ствии ми́ра сего́ су́щих в беда́х и искуше́ниих гото́в обрета́яйся предста́тель и засту́пник. Ра́дуйся, везде́ призыва́ющия тя́ бы́стро предваря́яй, мо́лиши бо Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть. Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й благослове́н и препросла́влен.

Кре́постию возмо́г Живода́вца, плотско́е удержа́л еси́ жела́ние, пребога́те, и у́м возвы́сил еси́ на Небе́сная, поя́ кре́пко: Сы́й благослове́н и препросла́влен.

Са́м неблагоро́ден сотвори́вся, благоро́дны нра́вы стяжа́л еси́ умо́м це́лым, поуче́нием же упражня́лся богодохнове́нных писа́ний, все́ жела́ние твое́ к Бо́гу Всеви́дцу, блаже́нне, возложи́л еси́.

Го́рнее ца́рство, Вы́шний гра́д, Бо́жий раи́, пра́ведных наслажде́ние и пи́щу несоде́янную, бога́тство некра́домое, све́т невече́рний обрести́ сподо́бился еси́, блаже́нне Лавре́нтие.

Богоро́дичен: Его́же породила́ еси́, Влады́чице, при́сно моли́ от рабо́ты изба́вити мя́ страсте́й, и осужде́ния, и стужа́ющаго ми́ лю́таго окамене́ния, и оскорбля́ющаго, Чи́стая, одержа́ния, Богора́дованная.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

О́гнь помышля́я стра́шный, пред Престо́лом Христо́вым хотя́щ изы́ти, умиле́нием се́рдца те́плы пролива́еши пото́ки сле́зныя, погаша́я те́ми страсте́й пе́щь, Лавре́нтие Богому́дре.

Любо́вию предложи́л еси́ твою́, му́дре, к Бо́гу ду́шу и к Тому́ прилепи́лся еси́, вопия́ пе́сненно: Христе́ мои́, Ты́ ны́не мя́ изба́ви страсте́й смертоно́сных во ве́ки.

Терпе́нием пожда́тель и се́рдцем смире́н ты́ ви́ден бы́л еси́, ми́лостив тре́бующим, обы́чай при́сно бла́г име́я и нра́в доброде́тельный, всече́стне, в ни́х же до́бре пожи́в, чуде́с то́чиши благода́ть.

Богоро́дичен: Ада́мов Соде́тель от крове́й Твои́х чи́стых зи́ждется и млеко́м пита́ется, пита́яй вся́кое дыха́ние, Де́во Богоро́дице. Те́м я́ко Ма́терь Тя́ Бо́жию прославля́ем.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щся от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Те́м Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.

Ви́дети жела́я сла́ву Бо́га на́шего, доброде́тельми богоразу́мия себе́ удобри́л еси́ и, свещу́ нося́, вше́л еси́ во све́тлый черто́г, со А́нгелы живы́й, ясне́е наслажда́яся Божества́.

Я́ко у́треннее со́лнце, взы́де па́мять твоя́, су́щия во мра́це сердца́ просвеща́ющи, ты́ бо све́та и дне́ яви́лся еси́ вои́стинну сы́н, Богому́дре Лавре́нтие, сего́ ра́ди тя́ почита́ем.

Му́дростию украша́яся и ра́зумом просвеща́яся, смире́нием се́рдца красу́яся, высото́ю жития́, досточу́дне, в разу́мныя дворы́ вше́л еси́, иде́же на́с помяни́, чту́щих тя́, блаже́нне Лавре́нтие.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще, вся́ озари́вшаго, и се́нь ви́дена была́ еси́, Богоблагода́тная, мо́ст и ле́ствица, на высоту́ земны́я возводя́щи, Де́во. Те́м Тя́ ублажа́ем и ве́рно велича́ем.

Свети́лен.

Удали́лся еси́, бе́гая, мирска́го сожи́тельства и Христу́, су́щему над все́ми Бо́гу на́шему, непоро́чным житие́м благоугоди́л еси́, всеблаже́нне Лавре́нтие, Его́же и ны́не моли́ о на́с, рабе́х твои́х, ве́рою пра́зднующих всечестну́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Прему́дрость Ипоста́сную, Сло́во О́тчее Присносу́щное, Врача́ челове́ком, Христа́, ро́ждшая, Де́во Пречи́стая, я́звы и стру́пы се́рдца моего́ исцели́, лю́тыя и многовре́менныя, и страстна́я взыгра́ния утиши́ пло́ти мое́й.

Краткое житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла­жен­ный Лав­рен­тий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Ка­луж­ский чу­до­тво­рец, жил в на­ча­ле ХVI ве­ка в по­лу­вер­сте от ста­рой Ка­лу­ги при лес­ном хра­ме в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва, сто­яв­шем на­вер­ху го­ры.

Из его хи­жи­ны был про­ко­пан под­зем­ный ход в цер­ковь, где он слу­шал бо­го­слу­же­ние. Бы­вал он и в до­ме Ка­луж­ско­го кня­зя Си­мео­на Иоан­но­ви­ча. Пред­по­ла­га­ют, что бла­жен­ный Лав­рен­тий про­ис­хо­дил от бо­яр­ско­го ро­да Хит­ро­вых, по­то­му что его име­нем на­чи­нал­ся их ро­до­вой по­мян­ник в Пе­ре­мышль­ском Лю­ти­ко­вом мо­на­сты­ре, на­хо­див­шем­ся в Ка­луж­ской епар­хии. Зи­мой и ле­том бла­жен­ный хо­дил бо­сой, в ру­баш­ке и ов­чин­ном ту­лу­пе. По­дви­га­ми са­мо­от­ре­че­ния он воз­вы­сил­ся до то­го, что еще при жиз­ни про­сла­вил­ся бла­го­дат­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми.

Ко­гда в мае 1512 го­да крым­ские та­та­ры на­па­ли на Ка­лу­гу, бла­жен­ный Лав­рен­тий, быв­ший в до­ме кня­зя, вне­зап­но за­кри­чал гром­ким го­ло­сом: "Дай­те мне мою се­ки­ру острую, псы на­па­ли на кня­зя Си­мео­на, на­до обо­ро­нить его!" Ска­зав это, он схва­тил то­пор и ушел. Вне­зап­но ока­зав­шись на на­са­де (ко­раб­ле) ря­дом с кня­зем, пра­вед­ный Лав­рен­тий укре­пил и обод­рил во­и­нов, и они в тот же час по­бе­ди­ли вра­га. С то­по­ром в ле­вой ру­ке, на­са­жен­ном на длин­ном то­по­ри­ще, он изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах. Ве­ро­ят­но, что князь Си­ме­он († 1518), обя­зан­ный пра­вед­ни­ку сво­им спа­се­ни­ем, устро­ил в его па­мять ино­че­скую оби­тель на ме­сте по­дви­гов свя­то­го.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Лав­рен­тий 10 ав­гу­ста 1515 г., оче­вид­но, в день сво­е­го те­зо­име­нит­ства. Из­вест­но, что па­мять свя­то­го чти­лась, кро­ме то­го, и 8 июля.

Про­слав­лен бла­жен­ный Лав­рен­тий, по-ви­ди­мо­му, во вто­рой по­ло­вине ХVI ве­ка. Так, царь Иоанн Гроз­ный в жа­ло­ван­ной гра­мо­те мо­на­сты­рю (1565 г.) пи­сал: "Мо­на­стырь Рож­де­ства Хри­сто­ва, где ле­жит Лав­рен­тий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый". В жи­тии пер­вое по­смерт­ное чу­до за­пи­са­но под 1621 го­дом – ис­це­ле­ние па­ра­лич­но­го бо­яри­на Ко­ло­гри­во­ва, ко­то­рый вы­здо­ро­вел по­сле со­вер­ше­ния мо­леб­на свя­то­му.

Полное житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла­жен­ный Лав­рен­тий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Ка­луж­ский на­чи­на­ет древ­ний се­мей­ный си­но­дик (по­мян­ник) бо­яр­ско­го ро­да Хит­ро­вых, на­хо­див­ший­ся в Пе­ре­мышль­ском Лю­ти­ко­вом мо­на­сты­ре Ка­луж­ской епар­хии. Это, как и дру­гие кос­вен­ные сви­де­тель­ства, го­во­рит о том, что бла­жен­ный Лав­рен­тий про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го ро­да.

В 1505 го­ду Ка­лу­га, на­хо­дя­ща­я­ся в 190 км к юго-за­па­ду от Моск­вы, ста­ла са­мо­сто­я­тель­ным кня­же­ством, за­ве­щан­ным Иоан­ном III (1462–1505) как удел сво­е­му сы­ну Си­мео­ну (1505–1518).

В до­ме это­го Ка­луж­ско­го кня­зя и жил по вре­ме­нам бла­жен­ный Лав­рен­тий. Глав­ное чу­до свя­то­го так­же свя­за­но с име­нем Си­мео­на Иоан­но­ви­ча. О жиз­ни са­мо­го кня­зя ле­то­пись го­во­рит так: «В ле­то 6995 (1487) ме­ся­ца мар­та в 21 день, в 7 час дни, ро­ди­ся ве­ли­ко­му кня­зю Ива­ну Ва­си­лье­ви­чу сын Си­ме­он». А через 25 лет он, уже Ка­луж­ский пра­ви­тель, «въс­хо­те бе­жа­ти в Лит­ву от бра­та сво­е­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча всеа Ру­си, и князь ве­ли­ки све­дав то, посла к нему и ве­лел ему у се­бя бы­ти, и хо­те на него опа­лу свою по­ло­жи­ти; князь же Се­мен Ива­но­вич за свою ви­ну на­чят би­ти че­лом го­су­да­рю ве­ли­ко­му кня­зю, и князь ве­ли­ки по­жа­ло­вал его по пе­ча­ло­ва­нию Си­мо­на мит­ро­по­ли­та всеа Ру­си и бра­тии сво­ей и вла­дык, и ви­ны ему от­дал; а лю­дей его, бо­яр и де­тей бо­яр­ских, всех пе­ре­ме­нил».

Через два го­да Си­ме­он Иоан­но­вич уже участ­во­вал в пред­при­ня­том ве­ли­ким кня­зем по­хо­де за воз­вра­ще­ние от по­ля­ков Смо­лен­ска: «1514 г. То­го же ле­та, июня 8, князь ве­ли­ки Ва­си­лей Ива­но­вич всея Ру­си по­шел с Моск­вы в тре­тей ра­тью (тре­тий по­ход) к гра­ду Смо­лен­ску, а с ним бра­тиа его князь Юрий и князь Се­мен Ива­но­ви­чи; (...) да и Смо­ленск взя».

То, что бра­тья по­ми­ри­лись окон­ча­тель­но, под­твер­жда­ет сле­ду­ю­щая за­пись ле­то­пис­ца: «1518. Тоя же вес­ны, мая, князь ве­ли­кий Ва­си­лей Ива­но­вич го­су­дарь всея Ру­си был во сво­ей вот­чине на Во­ло­це на Лам­ском, а с ним бра­тия его мен­шая, князь Се­мен Ива­но­вич да князь Он­дрей Ива­но­вич, на свою по­те­ху».

Но это бы­ло по­след­нее из­ве­стие о Ка­луж­ском кня­зе. Скон­чал­ся он 26 июня 1518 го­да.

В бо­лее позд­них сви­де­тель­ствах князь Си­ме­он пред­ста­ет как доб­рый, за­бот­ли­вый пра­ви­тель, удо­сто­ив­ший­ся бла­го­тво­рить свя­то­му че­ло­ве­ку и, в свою оче­редь, по­лу­чить от него чу­дес­ную по­мощь се­бе и все­му го­ро­ду. Ка­луж­ская ле­то­пись от­ме­ча­ет: «В 1512 г. на­па­ли на го­род ага­ря­ны (крым­ские та­та­ры); про­тив них вы­шел князь (Си­ме­он) с граж­да­на­ми, а пра­вед­ный Лав­рен­тий, быв­ший в его до­ме, вне­зап­но крик­нул гром­ким го­ло­сом: «Дай­те мне вост­рый то­пор, псы на­па­ли на кня­зя Си­мео­на, на­доб­но обо­ро­нить его от псов»; и схва­тив (то­пор) ушел. И ко­гда князь Си­ме­он бил­ся с на­са­да (суд­на) на Оке, а ага­ря­ны во мно­же­стве об­сту­пи­ли кня­зя, вне­зап­но ока­зал­ся на на­са­де пра­вед­ный Лав­рен­тий, укреп­ляя его и все вой­ско сло­ва­ми: «Не бой­тесь». В тот же час князь по­бе­дил ага­рян и про­гнал их; а пра­вед­ный Лав­рен­тий опять явил­ся в до­му кня­же­ском и, юрод­ствуя, шу­мел: «Обо­ро­нил кня­зя от псов». Князь, воз­вра­тясь с сра­же­ния, рас­ска­зал, как явил­ся пра­вед­ник и его по­мо­щию по­беж­де­ны вра­ги, на­пав­шие на Ка­лу­гу».

С то­по­ром, на­са­жен­ным на длин­ное то­по­ри­ще, изо­бра­жа­ет­ся свя­той Лав­рен­тий и на древ­них ико­нах. Хо­дил зи­мой и ле­том бо­сой, в ру­баш­ке и в ов­чин­ном ко­жу­хе. В до­ме у кня­зя он жил толь­ко неко­то­рое вре­мя, а боль­ше – там, где впо­след­ствии был ос­но­ван мо­на­стырь его име­ни. Здесь, в по­лу­вер­сте от го­ро­да его вре­ме­ни (ныне – го­ро­ди­ще на ле­вом бе­ре­гу р. Ячен­ки), на вер­шине го­ры, по­кры­той гу­стым ле­сом, сто­ял уеди­нен­ный храм Рож­де­ства Хри­сто­ва; вбли­зи хра­ма бы­ла хи­жи­на бла­жен­но­го Лав­рен­тия. Но­чью вы­хо­дил он из нее на па­перть хра­ма и со­вер­шал мо­лит­вы, а для слу­ша­ния бо­го­слу­же­ния про­ко­пан был у него от хи­жи­ны в зем­ле ход, и пра­вед­ный Лав­рен­тий хо­дил к церк­ви, ута­и­вая от лю­дей свои мо­лит­вы. По­дви­га­ми са­мо­от­ре­че­ния он столь воз­вы­сил­ся в ду­хе, что еще при жиз­ни про­сла­вил­ся чу­дом за­щи­ты Ка­лу­ги. В ру­ко­пис­ных свят­цах ска­за­но: «Свя­той пра­вед­ный Лав­рен­тий иже Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, чу­до­тво­рец, пре­ста­ви­ся в ле­то 7023 (1515 г.) ме­ся­ца ав­гу­ста в де­ся­тый день». На ме­сте по­дви­гов его, ве­ро­ят­но, кня­зем Си­мео­ном, устро­ен мо­на­стырь. Мо­щи пра­вед­но­го Лав­рен­тия по­чи­ва­ли под спу­дом у ле­во­го кли­ро­са. В 1565 го­ду Иоанн Гроз­ный в жа­ло­ван­ной гра­мо­те мо­на­сты­рю пи­сал: «Мо­на­стырь Рож­де­ства Хри­сто­ва, где ле­жит Лав­рен­тий Хри­ста ра­ди юро­ди­вый». Из это­го вид­но, что в XVI ве­ке уже чти­ли па­мять пра­вед­но­го Лав­рен­тия. В мо­на­сты­ре хра­ни­лось Еван­ге­лие 1686 го­да с под­пи­сью: «Ца­рев­на Та­ти­а­на Ми­хай­лов­на по­жа­ло­ва­ла в оби­тель пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия чу­до­твор­ца». Бла­го­че­сти­вая сест­ра ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча из­вест­на так­же тем, что бы­ла сто­рон­ни­цей ре­форм свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на († 1681). В мо­на­сты­ре бы­ло 3 церк­ви, ко­ло­коль­ня, на­сто­я­тель­ские и брат­ские кел­лии, а во­круг мо­на­сты­ря – ка­мен­ная сте­на с баш­ня­ми.

По­смерт­ные чу­де­са пра­вед­но­го Лав­рен­тия

Опи­са­ние по­смерт­ных чу­дес пра­вед­но­го Лав­рен­тия из­вест­но по спис­ку, со­став­лен­но­му в оби­те­ли при игу­мене Ка­ри­оне (игу­мен-на­сто­я­тель с 1697, ар­хи­манд­рит с 1708; (1722)). Иеро­мо­нах Ка­ри­он (Ис­то­мин) был усерд­ным по­мощ­ни­ком пат­ри­ар­ха Адри­а­на.

Пер­вое из чу­дес от­но­сит­ся к 1621 го­ду. Это – ис­це­ле­ние па­ра­лич­но­го бо­яри­на Льва Ан­дре­еви­ча Ко­ло­гри­во­ва. Он не вла­дел ни ру­ка­ми, ни но­га­ми, ни язы­ком. Его при­нес­ли и по­ло­жи­ли близ гро­ба свя­то­го Лав­рен­тия. Во вре­мя пе­ния мо­леб­на, ко­гда чи­та­ли Еван­ге­лие, рас­слаб­лен­ный про­го­во­рил, под­нял пра­вую ру­ку и стал по­ла­гать ею на се­бе крест­ное зна­ме­ние; по­том встал, по­до­шел к гроб­ни­це и при­ло­жил­ся к ней. По окон­ча­нии мо­леб­на он уже сво­бод­но го­во­рил и стал со­вер­шен­но здо­ров, как преж­де.

1 июня 1622 го­да пра­вед­ный Лав­рен­тий ис­це­лил бес­но­ва­то­го жи­те­ля Ка­лу­ги Сте­фа­на. Од­на­жды род­ные ве­ли Сте­фа­на в оби­тель по­мо­лить­ся пра­вед­но­му Лав­рен­тию, но бес­но­ва­тый, устра­ша­е­мый злы­ми ду­ха­ми в ви­де лю­тых зве­рей, устрем­ляв­ших­ся рас­тер­зать его, со­про­тив­лял­ся. Близ церк­ви Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня вне­зап­но явил­ся Сте­фа­ну Хри­ста ра­ди юро­ди­вый Лав­рен­тий, ото­гнал от него злых де­мо­нов и ве­лел ид­ти в мо­на­стырь Рож­де­ства Хри­сто­ва, к сво­е­му гро­бу. Страж­ду­щий ис­пол­нил по­ве­ле­ние угод­ни­ка Бо­жия, при­шел, при­ло­жил­ся ко гро­бу и по окон­ча­нии мо­леб­на воз­вра­тил­ся в дом свой здо­ро­вым.

В 1632 го­ду у гроб­ни­цы бла­жен­но­го Лав­рен­тия по­лу­чил ис­це­ле­ние дру­гой бес­но­ва­тый. Он был так силь­но му­чим бе­сом, что во вре­мя сво­е­го трех­днев­но­го пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре устра­шил всех мо­на­хов. Но на 4-й день за бо­го­слу­же­ни­ем, во вре­мя пе­ния Хе­ру­вим­ской пес­ни, стра­да­лец по­лу­чил со­вер­шен­ное из­бав­ле­ние от бе­сов­ско­го том­ле­ния.

По мо­лит­вам бла­жен­но­го Лав­рен­тия Ка­луж­ско­го со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния глаз­ных бо­лез­ней.

Мно­го­чис­лен­ны бы­ли ис­це­ле­ния и от дру­гих неду­гов, име­но­вав­ших­ся в то вре­мя од­ним об­щим на­зва­ни­ем – ли­хо­рад­ка.

Ка­луж­ский чу­до­тво­рец был по­мощ­ни­ком и в рат­ном де­ле. Свя­той, за­щи­щав­ший Ка­лу­гу при жиз­ни, и по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны по­сы­лал обиль­ную по­мощь рус­ско­му во­ин­ству и из­бав­лял го­су­дар­ство от вра­гов, при­хо­див­ших по­ко­рить Ка­лу­гу и на­хо­див­ших здесь ги­бель.

Во вре­мя на­по­лео­нов­ско­го на­ше­ствия за­ступ­ле­ние бла­жен­но­го Лав­рен­тия за род­ную зем­лю про­яви­лось осо­бен­но яр­ко. Ка­луж­ские ме­ста ста­ли «пре­де­лом на­ступ­ле­ния и на­ча­лом от­ступ­ле­ния и ги­бе­ли вра­га», – как на­пи­са­но на Ма­ло­я­ро­сла­вец­ком па­мят­ни­ке в честь боя 12 ок­тяб­ря 1812 го­да.

Ко­гда по­сле сра­же­ния под Ма­ло­я­ро­слав­цем 12 ок­тяб­ря 1812 го­да на­ча­лось от­ступ­ле­ние непри­я­те­ля, то ка­лу­жане уви­де­ли в этом ми­ло­сер­дие Бо­жие, за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри в чу­до­твор­ном Ее Ка­луж­ском об­ра­зе и по­мощь свя­то­го по­кро­ви­те­ля го­ро­да – бла­жен­но­го Лав­рен­тия. Свя­тей­ший Си­нод ука­зом от 17 июня 1813 го­да удо­вле­тво­рил прось­бу граж­дан об остав­ле­нии об­ра­за бла­жен­но­го Лав­рен­тия в со­бо­ре и по­ста­но­вил со­вер­шать с ним еже­год­ный крест­ный ход во­круг Ка­лу­ги в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния 12 ок­тяб­ря 1812 го­да.

Из­вест­но, что во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да бы­ло со­бра­но ка­луж­ское опол­че­ние – 15 000 че­ло­век. Епи­скоп Ка­луж­ский Евлам­пий (Вве­ден­ский) по­сле мо­леб­на при­вел всех к при­ся­ге и ска­зал им сло­во, про­ник­ну­тое глу­бо­кой на­деж­дой на по­мощь Бо­жию. Окро­пив опол­чен­цев свя­той во­дой, он вру­чил на­чаль­ни­ку опол­че­ния ге­не­рал-лей­те­нан­ту Ше­пеле­ву зна­мя-хо­ругвь, на ко­то­рой с од­ной сто­ро­ны был об­раз Ка­луж­ской Бо­го­ма­те­ри, а с дру­гой – свя­то­го пра­вед­но­го Лав­рен­тия. Опол­че­ние, в ко­то­рое вхо­ди­ли и мест­ные се­ми­на­ри­сты, про­шло под этой хо­руг­вью всю вой­ну. И по­сле по­бед­но­го воз­вра­ще­ния войск из за­гра­нич­но­го по­хо­да она бы­ла по­ме­ще­на в ка­луж­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре в 1814 го­ду.

Кро­ме 10 ав­гу­ста, дня пре­став­ле­ния бла­жен­но­го Лав­рен­тия, па­мять свя­то­го чти­лась еще и 8 июля, ве­ро­ят­но, в па­мять о пер­вом в Ка­лу­ге чу­дес­ном ис­це­ле­нии, ко­то­рое по­лу­чил бо­ярин Л.А. Ко­ло­гри­вов в 1721 го­ду.