Канон святому благоверному великому князю Игорю Черниговскому
Припев: Святы́й благове́рный вели́кий кня́же И́горе, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 18 июня (05 июня ст. ст.); 02 октября (19 сентября ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, Изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Во́ду нече́стия тиме́нну оста́вив, к воде́ чисти́тельней прите́кл еси́, свя́те И́горю, и на́ша очи́сти сердца́ чи́сто пе́ти твои́ страда́ния.
Водо́ю креще́ния омы́вся, перворо́днаго греха́ изба́вился еси́ и Чи́стому Влады́це Христу́ присво́ился еси́, Ему́же и на́с чи́сто присво́й моли́твами твои́ми.
В воде́ потопи́вшему зми́я лука́ваго подо́бяся, кро́вию твое́ю страда́льческою вра́жию погрузи́л еси́ си́лу, страстоте́рпче, от него́же и на́м изба́витися Спа́са умоли́.
Богоро́дичен: Во́ду сле́з очища́ющую, Пречи́стая, пода́ждь ми́ и, очи́стивши мя́ от ка́ла беззако́ний, чи́ста предста́ви, Богороди́тельнице, Сы́ну Твоему́ и Бо́гу.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Небе́снаго кру́га Верхотво́рцу все́ житие́ свое́ отда́в, возлюби́л еси́ Того́ до конца́; сподо́би и на́с моли́твами твои́ми, страстоте́рпче, люби́ти Го́спода до конца́ дне́й на́ших.
Небе́сныя жи́зни жела́я, в земно́м житии́ твое́м вся́ пренебре́гл еси́; сподо́би и на́с, свя́те, моли́твами твои́ми Небе́сныя жи́зни сподо́битися.
Небе́снаго черто́га жела́я, чистоту́ де́вства твоего́ соблю́л еси́ и ны́не с де́вственники в Небе́сных черто́зех лику́еши.
Богоро́дичен: Небе́снаго Творца́, Богоро́дице Всепе́тая, ро́ждши, Небе́с простра́ннейшая яви́лася еси́; мене́ от простра́ннаго пути́ поги́бельна укло́ньши, на Небе́сный пу́ть наста́ви, молю́ся.
Седа́лен, гла́с 5:
Доброде́тельными светлостьми́ просвеща́емь и муче́ния све́том украша́емь, па́че со́лнца, прему́дре, сия́еши тве́рде и просвеща́еши вои́стину творя́щих ве́рно па́мять твою́ светоно́сную, пресла́вный страстоте́рпче И́горю, спаса́й моли́твами твои́ми.
Богоро́дичен: Ужа́сно чу́до зача́тия и несказа́нен о́браз Рождества́ в Тебе́ позна́ся, Чи́стая Присноде́во, ужаса́ет мо́й у́м и удивля́ет по́мысл; сла́ва Твоя́, Богоро́дице, все́м простре́ся, во спасе́ние душа́м на́шим.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Услы́шав, И́горю, Небеса́ пове́дающа сла́ву Бо́жию, на земли́ Бо́га сла́вити возжела́л еси́, Его́же сла́вы и на́с сподо́би.
Услы́шав, я́ко врази́ твои́ воста́ша на тя́, не убоя́лся еси́ свире́пства и́х, но кро́тце в ру́це и́х скве́рныя вда́лся еси́, Го́сподеви взыва́я: не поста́ви и́м греха́ сего́.
Услы́шав преще́ния вра́жеская и му́ки от ни́х терпя́, непоколеби́м пребы́л еси́, и мене́ непоколеби́ма в доброде́телех сотвори́.
Богоро́дичен: Услы́ши, Пречи́стая Влады́чице, моле́ние мое́, и изба́ви мя́ от зо́л, и гла́с, благослове́нных призыва́яй в Ца́рство, слы́шати удосто́й.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.
Просвети́в стезю́ жи́зни твоея́ све́том богоразу́мия, Христа́ Го́спода вседу́шне возлюби́л еси́; сподо́би и мене́, страстоте́рпче, в си́х бы́ти тебе́ подража́телю.
Просвеща́хуся ве́рнии лю́дие, ви́дяще тя́, нестерпи́мыя му́ки до́бльственне терпя́ща, сподо́би и мене́, страда́льче, бы́ти терпели́ву.
Просвети́ мя́, о И́горе, омраче́ннаго мгло́ю грехо́вною, и све́том невече́рним осиява́тися, све́тлый му́чениче, молю́ся, сотвори́.
Богоро́дичен: Просвети́ла еси́ потемне́нное естество́, Богоро́дице, Све́т и́стинный ро́ждши, те́мже и мене́, све́том просвети́вши, от мра́чных вра́г свободи́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.
Моли́тву твою́ страда́льческую услы́шав, Христо́с, И́горю, кре́пость и си́лу ко страда́нием тебе́ подаде́; сподо́би и мя́ моли́твами твои́ми в страда́ниих жите́йских бы́ти тве́рду.
Моли́твою пред о́бразом Пречи́стыя себе́ укрепи́в, изше́л еси́ ко враго́м твои́м, и́щущим тя́, и, я́ко а́гнец незло́бив, пострада́л еси́ от ни́х, непра́ведно умерщвля́ем.
Моли́тву вся́к принося́й ти́ с ве́рою, страда́льче, душе́вных страсте́й и теле́сных исцеле́ние ско́ро прие́млет; е́же и на́м бога́тно подава́й, мо́лимся.
Богоро́дичен: Моли́тву на́шу приими́, Пречи́стая, и моли́твою Ти́ всемо́щною изба́вити на́с вра́г ви́димых и неви́димых, от грехо́в же и вся́кия му́ки моли́, Его́же родила́ еси́, Человеколю́бца Бо́га.
Конда́к, гла́с 6:
Измени́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву во и́ночества о́браз смире́нный и, страда́льчески земно́е житие́ сконча́в, ны́не на Небесе́х ра́дуешися, усе́рдне моля́ся о чту́щих тя́, И́горю, страда́льцев похвале́.
И́н конда́к, гла́с 8:
Кня́жескую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю, богому́дре страстоте́рпче И́горю, за ски́птр кре́ст в ру́ку прии́м, яви́лся еси́ победоно́сец и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́. Я́ко бо А́гнец незло́бив, от ра́б убие́н бы́л еси́ и ны́не ра́дуяся предстои́ши Святе́й Тро́ице, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки. Де́ти евре́йская А́нгел от огня́ неопа́льна сохрани́вый, и тебе́, И́горю, во страда́нии укрепи́, пою́ща: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Де́тское игра́лище вменя́я му́ки, не пощади́л еси́ те́ла твоего́, но стра́сти му́жественне терпе́л еси́, поя́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Де́тем му́чимым подража́я, И́горю, хвалю́ и а́з Христа́, да́вшаго тебе́ кре́пость; ты́ же мя́, на по́двиг доброде́телей укрепи́в, сподо́би пе́ти с тобо́ю: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Богоро́дичен: Деторо́дию Твоему́, Де́ве и по Рождестве́ пребы́вшей, дивлю́ся, Богоро́дице. Удиви́ у́бо и на мне́ ми́лость Сы́на Твоего́, да поми́лован Тобо́ю, пою́: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́в те́, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Победи́тель яви́лся еси́, сла́вне И́горю, враго́в, му́чащих тя́, и́бо в лю́тых му́ках стражда́, непреста́нно взыва́л еси́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Победи́л еси́ му́жеством твои́м, страстоте́рпче сла́вне И́горю, вся́ мучи́тельская ухищре́ния. Моли́ у́бо Влады́ку Христа́, мо́лим тя́, все́м ве́рным на враги́ побе́ду да́ти, пою́щим: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Победи́тель жестокосе́рдых уби́йц яви́лся еси́, сла́вне И́горю, они́ бо Небе́сным огне́м во а́дский о́гнь низведо́шася, ты́ же на Не́бо возше́л еси́, иде́же ны́не со А́нгелы пое́ши: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: Победи́, Пречи́стая, враго́в ви́димых и неви́димых, низложи́ти на́с тща́щихся, и страсте́й мя́ вся́ких изба́ви, да пою́ торже́ственне: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вои́стину Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́нии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Вои́стину Бо́га испове́дуя, страстоте́рпче, черто́г Небе́сный насле́довал еси́, его́же и на́с сподо́би, да с тобо́ю Христа́ ве́чно велича́ем.
Вои́стину на тебе́, Игорю блаже́нне, испо́лнися Христо́во прорече́ние: вся́ претерпе́вый до конца́ спасе́н бу́дет, ны́не бо со все́ми спасе́нными Христа́ ве́чно велича́еши.
Вои́стину никто́же притека́яй к тебе́, страстоте́рпче, то́щ благода́ти твое́й отхо́дит, е́йже и мене́ испо́лни, да тя́ велича́ю.
Богоро́дичен: Вои́стину и́стиннаго Бо́га Пло́тию, Богоро́дице, родила́ еси́, Его́же ми́лостива на́м в Де́нь Суда́ соде́лай, да безконе́чно с Ни́м Тя́ велича́ем.
Свети́лен:
Я́коже со́лнце, светоно́сно возсия́ ны́не, страстоте́рпче, па́мять твоя́, вся́ ве́рныя веселя́щи, и́же моли́твенно взыва́ют ти́: моли́ся приле́жно, во е́же спасти́ся на́м.
Богоро́дичен: Держа́вным Твои́м покро́вом, Чи́стая, на́с, рабо́в Твои́х, от наве́та вра́жия сохраня́й всегда́ невреди́мых, Тя́ бо еди́ну стяжа́хом прибе́жище в беда́х.
Краткое житие благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св. Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели.
В порубе (это был холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика.
Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св. Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева. В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня.
Полное житие житие благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – "Изборника Святослава" 1073 г. и "Изборника" 1076 г.
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", – решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время Святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
Иное жизнеописание благоверного князя Игоря (в Крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского
Великий князь Киевский Игорь Ольгович, в Святом Крещении Георгий, в 1146 году был разгромлен и взят в плен князем Изяславом и заточен в одном из монастырей Переяславля Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 г. епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий и всецело предался иноческим подвигам.
Но дух братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход – с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. 19 сентября 1147 г. святой Игорь был зверски убит.
Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича игумен Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, князь Черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку "с теремом" в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого.