Канон святому благоверному царевичу князю Димитрию Угличскому, Московскому (на перенесение мощей)
Припев: Святы́й благове́рный кня́же Дими́трие, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 28 мая (15 мая ст. ст.); 16 июня (03 июня ст. ст.)
Глас 1.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Го́рькия рабо́ты изба́влься Изра́иль, непроходи́мое про́йде, я́ко су́шу, врага́ зря́ потопля́ема, пе́снь я́ко Благоде́телю пое́т Бо́гу, чудоде́ющему мы́шцею высо́кою, я́ко просла́вися.
А́гнче Бо́жий, О́тчее Сло́во, отве́рзи ми́ устне́ и вразуми́ ми́ смы́сл, да досто́йне воспою́ но́ваго сего́ Твоего́ вене́чника царе́вича Дими́трия, и возопию́ Ти́, я́ко просла́вися.
Благода́ть прия́л еси́ от Бо́га, благоро́дне Дими́трие, я́ко обрести́ся моще́м твои́м це́лым и нетле́нным. Благода́ти ми́ своея́ посли́ ка́плю, да досто́йне воспою́ тя́, и возопию́ Го́сподеви моему́, я́ко просла́вися.
В пра́ведных ли́цех предстоя́ и неизрече́нно добро́ту Влады́чню зря́, благоро́дне Дими́трие, моли́ за ны́ смире́нныя рабы́ своя́, я́ко да твои́ми моли́твами, получи́м вся́ блага́я и поле́зная.
Богоро́дичен: Го́спода моего́ и Бо́га ро́ждши, Ма́ти Безневе́стная, просвети́ моя́ недоуме́нная помышле́ния соплести́ сие́ гру́бое плете́ние и сопривнести́ но́вому сему́ о на́с моле́бнику, и возопи́й Сы́ну Твоему́ и Бо́гу моему́, я́ко просла́вися.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не му́дростию и бога́тством да хва́лится сме́ртный свои́м, но ве́рою Госпо́днею, правосла́вно взыва́я Христу́ Бо́гу и поя́ при́сно: на ка́мени Твои́х за́поведей утверди́ мя́, Влады́ко.
Ди́вство на́м Бо́г показа́ в после́дняя на́ша времена́, я́ко мо́щи твоя́ та́цеми о́бразы сия́ют, исцеле́ния подаю́ща все́м приходя́щим к ни́м с ве́рою, и Христу́ вопию́щим: на ка́мени за́поведей Твои́х, утверди́ ны́, Влады́ко.
Е́й, ве́сть Госпо́дь прославля́ти Своя́ уго́дники, и пока́зовати на ни́х си́лу Свою́. Та́коже и на тебе́, благоро́дне Дими́трие, показа́ благода́ть Свою́: мо́щи бо твоя́ такова́я де́йствуют, все́м приходя́щим к ни́м с ве́рою.
Жи́знь твоя́ на земли́, не во мно́зе вре́мени пребы́сть, благоро́дне царе́виче Дими́трие, в Небе́сных же селе́ниих во ве́ки пребыва́еши, и мо́лиши Бо́га за ны́, рабы́ своя́, да получи́м ве́чных и неконча́емых бла́г.
Богоро́дичен: Зловре́дное помышле́ние отжени́ от ума́ моего́, Пречи́стая, и до́брыми вразуме́нии просвети́ убо́гую ду́шу мою́, да не покры́ет мя́ тьма́ грехо́вная и да не сни́ду в ме́сто муче́ния.
Конда́к, гла́с 8:
Свети́ло пресве́тлое яви́ся дне́сь Боже́ственная па́мять твоя́: богодарова́нная ти́ чудеса́, я́ко ре́ки, от вся́ких многоразли́чных неду́г подае́ши исцеле́ние с ве́рою призыва́ющим тя́, созыва́я на́с к похвале́нию прославля́ющаго тя́ Бо́га. Его́же моли́, страстоте́рпче Дими́трие, ми́р ми́рови дарова́ти, от ви́димых и неви́димых вра́г правосла́вныя лю́ди невреди́мы сохрани́ти, да зове́м ти́: ра́дуйся, ты́ бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.
Седа́лен, гла́с 8.
Я́ко цве́т прекра́сен процве́л еси́, во оте́чествии свое́м, благоро́дне Дими́трие, и́маши бо мо́щи своя́, пребыва́юща во святе́м хра́ме и лежа́ща в честне́й ра́це, я́коже рече́ся, це́лы и невреди́мы, я́ко кри́ни благоуха́нни, и я́ко ши́пки доброво́нни, обонева́ют все́х, приходя́щих к ни́м с ве́рою, и удивля́ют зря́щия на ни́х, и вопию́щия: сла́ва Бо́гу, прославля́ющему Своя́ уго́дники.
Богоро́дичен: Богоблагода́тная Ма́ти, Благода́теля моего́ ро́ждши, благода́тную ми́ пода́ждь мы́сль, да облагода́чуся Твое́ю благода́тию, да не заблужу́ся в пути́ про́пастныя, да изба́влюся от се́ти лука́ваго борца́ и па́ки да не погря́зну в ти́не ка́ла грехо́внаго, да не бу́ду му́чен в гее́нне о́гнене, да воспева́ю Тя́, Влады́чице.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Слы́ша дре́вле Авваку́м, Христе́, чу́дный Тво́й слу́х и стра́хом взыва́ше: от ю́га Бо́г прии́дет и Святы́й от горы́ приосене́нныя ча́щи спасти́ пома́занныя. Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Земля́ Ру́сская вся́ хва́лится тобо́ю, благоро́дне Дими́трие, я́ко ца́рствующий гра́д Москва́, име́ет в себе́ мо́щи твоя́, я́ко не́кое сокро́вище дра́го, обогаща́ющее ве́рныя лю́ди, вопию́щия Христу́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
И́же повеле́нием царя́, ца́рству тезоимени́та, пренесе́ни бы́ша честны́я твоя́ мо́щи от гра́да У́глеча в ца́рствующий гра́д Москву́, я́ко не́кое бога́тство вели́ко. Тогда́ вси́ лю́дие возра́довашася, и воспе́ша Христу́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
И́стинствоваша чудеса́ от пра́ведных моще́й твои́х в прихо́д честна́го и́х пренесе́ния: мно́зи неду́жнии от неду́г свои́х исцелева́хуся и здра́ви быва́ху, и, ра́дующеся, в до́мы своя́ отхожда́ху, и Христу́ пою́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Богоро́дичен: Ко́рмчию, Ма́ти, все́х ро́ждшая, Христа́ и Бо́га моего́, упра́ви ми́ душе́вный мо́й кора́бль приити́ ко приста́нищу спасе́ния и получи́ти пу́ть покая́ния, да не потопле́н бу́ду в бе́здне грехо́в мои́х.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Све́т Тво́й незаходи́мый возсия́й, Христе́, в сердца́ ве́рно пою́щих Тя́, ми́р подава́яй на́м па́че ума́; те́м, от но́щи неве́дения ко дню́ Све́том Твои́м теку́ще, славосло́вим Тя́, Человеколю́бче.
Любо́вию притека́ющих к ра́це моще́й твои́х и любе́зно целу́ющих я́, благоро́дне Дими́трие, пода́ждь душа́м спасе́ние и телесе́м здра́вие и изба́ви лю́тых бе́д и обстоя́ний свои́ми к Бо́гу моли́твами.
Моли́тв ра́ди твои́х, я́же к Бо́гу, благоро́дне Дими́трие, лю́тое колеба́ние в Ру́сстей земли́ укроти́ся, от злы́х и растле́нных умы́ челове́к, хотя́щих зде́ вре́менныя сла́вы наслади́тися, презре́вше, я́ко во о́ном ве́це, ве́чне и́мут му́читися.
Недове́домый Бо́г недове́домыми Свои́ми судьба́ми содева́ет, и уго́ждших Свои́х прославля́ет. Та́коже и на тебе́, благоро́дне Дими́трие, недове́домым Свои́м смотре́нием сотвори́, сицевы́м да́ром мо́щи твоя́ обогати́.
Богоро́дичен: Отрокови́це Чи́стая, Деви́це Ма́ти Госпо́дня, не оста́ви мя́ ту́не, принося́щаго Ти́ ма́лыя сия́ ка́пли от недосто́йных усте́н мои́х, но приими́, я́ко о́ноя убо́гия вдовы́ две́ ца́те.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Ве́сь от страсте́й безме́рных содержу́ся и ки́том зо́л снизпадо́х, но возведи́ из нетле́ния мя́, Бо́же, я́коже пре́жде Ио́ну, и ве́рою безстра́стие ми́ да́руй, я́ко да во гла́се хвале́ния и спасе́ния ду́хом пожру́ Ти́.
Пренесе́нию моще́й твои́х, зело́ возра́довася са́м ца́рь, и архиере́й вели́кий, и вси́ моско́встии наро́ди ра́достно срето́ша я́, и вну́трь самого́ ца́рствующаго гра́да Москвы́ несо́ша, и положи́ша я́, в честне́м хра́ме, я́же и ны́не зря́тся.
Ре́вностию Боже́ственною одержи́м бы́сть сро́дник тво́й, и́же и ца́рь бы́сть над все́ю Русси́ею, ему́же зва́ние – лице́ Бо́жие, приходя́ к ра́це моще́й твои́х, и целу́я и́х любе́зно, и отходя́ благода́рно и ра́достно, сла́ву и хвалу́ Бо́гу возсыла́я.
Сове́т о́нех злы́х и лука́вых челове́к, хотя́щих насле́довати оте́чество твое́, благоро́дне Дими́трие, и се́сти на престо́ле ца́рствия твоего́, Бо́г же моли́тв ра́ди твои́х разори́, и до конца́ все́х погуби́, и я́ко пра́х разве́я.
Богоро́дичен: Ты́ еси́ прибе́жище, Ты́ и утвержде́ние, Ты́ Помо́щница ро́ду христиа́нскому, Ма́ти Бо́га Вы́шняго. Те́м и а́з, убо́гий и недосто́йный, молю́тися: помози́ и мне́, недосто́йному, во глубине́ зо́л мои́х лежа́щему, да не сведе́н бу́ду во о́гнь гее́ннский.
Конда́к, гла́с 4.
Я́ко пресве́тлая звезда́, яви́лся еси́ дне́сь, в ца́рствующем гра́де Москве́, благове́рне царе́виче Дими́трие, сия́я пра́ведными свои́ми мощми́. К ни́мже притека́юще исцеле́ния да́р прие́млем, и глаго́лем: ра́дуйся, всекра́сне душе́ю, благоро́дне Дими́трие, я́ко прия́л еси́ от Бо́га ве́лий се́й да́р, и вене́ц нетле́нный.
И́кос:
Прииди́те вси́ ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим но́ваго сего́ предста́теля и моле́бника о на́с к Бо́гу, ца́рскую сию́ о́трасль, благове́рнаго царе́вича Дими́трия, и возопие́м к нему́ си́це, глаго́люще: ра́дуйся, но́вый вене́чниче, благове́рный царе́виче Дими́трие, я́ко предстои́ши Све́ту Трисо́лнечному, насыща́яся от Него́ Боже́ственнаго светосия́ния, и мо́лишися о держа́ве сро́дник твои́х, о е́же бы е́й ненаве́тне бы́ти от все́х злы́х, находя́щих на ню́. Ра́дуйся, я́ко мо́щи твоя́, толи́цеми дарми́ от Бо́га обогаще́ны су́ть, и просвеща́ют все́х приходя́щих к ни́м с ве́рою. Ра́дуйся, я́ко моли́тв ра́ди твои́х, укроти́ Бо́г лю́тое колеба́ние во все́й Ру́сстей земли́ от о́нех злы́х и лука́вых челове́к, нарица́ющихся и́менем твои́м во лжу́, и смуща́ющих держа́ву ца́рствия твоего́. Ра́дуйся, всему́ оте́честву своему́ похвала́ и утвержде́ние и ца́рствующему гра́ду Москве́ кра́сное удобре́ние. Ра́дуйся, я́ко прия́л еси́ от Бо́га вели́к се́й да́р и вене́ц нетле́нный.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́бразу служи́ти мусики́йскому согла́сию созыва́ющу лю́ди, от пе́сней сио́нских пою́ще оте́чески, о́троцы Дави́довы мучи́телево разори́ша злочести́вое веле́ние и пла́мень в ро́су преложи́ша, пе́снь воспева́юще: превозноси́мый отце́в и на́ш Бо́же, благослове́н еси́.
Удивля́ются вси́ ру́сстии наро́ди, зря́ще мо́щи твоя́, толи́кою сла́вою от Бо́га просла́влены, и такова́я де́йствуют исцеле́ния, подаю́ща все́м приходя́щим к ни́м с ве́рою и Христу́ вопию́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Фимиа́м благово́нен обонева́ет челове́ком чу́вства, та́коже и твоя́ пра́ведныя мо́щи, благоро́дне, облагоуха́ют на́с, а́ки не́коим обоня́нием сла́дким, и благода́ть свою́ подаю́т на́м, приходя́щим к ни́м с ве́рою, и Христу́ вопию́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Храни́т Госпо́дь ца́рствующий гра́д Москву́, пребыва́емых ра́ди в не́м чудотво́рных твои́х моще́й, благоро́дне царе́виче Дими́трие. Сего́ ра́ди ра́дуются лю́дие, и веселя́тся, и вопию́т Христу́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
От благочести́ваго ца́рскаго ко́рене, от благода́тнаго зва́ния рожде́н еси́, благоро́дне Дими́трие, и я́ко пе́рвенец яви́ся в ро́де свое́м, и ны́не хва́лятся тобо́ю сро́дницы твои́, ви́дяще бо тя́ я́ко просла́влена от Бо́га, Ему́же пое́м: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Цари́ца Небе́сная, Небе́снаго Царя́ ро́ждши и на руку́ Свое́ю поне́сши, воцари́ у́м мо́й над злы́ми мои́ми помышле́ньми, да не по́йдет душа́ моя́ в зла́я и па́губная ме́ста, но да возопию́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу моему́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Чу́да преесте́ственнаго показа́ о́браз огнеро́сная пе́щь дре́вле: о́гнь бо не опали́ ю́ныя де́ти, Христо́во явля́я безсе́менное от Де́вы Боже́ственное рождество́. Те́м, воспева́юще, воспои́м: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.
Честна́я ра́ка моще́й твои́х, благоро́дне, па́че зла́та и сапфи́ра сия́ет. К не́й бо притека́юще, ца́рие и кня́зи, и святи́телие и мно́гое правосла́вное христиа́нство, благода́тное осене́ние от моще́й твои́х прие́млют и пою́т: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Шу́м пою́щих красе́н быва́ет, во святы́х хра́мех, па́че же иде́же лежа́т ны́не пра́ведныя твоя́ мо́щи, в де́нь честна́го и́х пренесе́ния. Ца́рь же и архиере́й вели́кий, со свяще́нными собо́ры, све́тло пра́зднуют, и вси́ лю́дие сра́дуются, и веселя́тся, и пою́т: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте, и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Ще́дрый Госпо́дь на́ш и Бо́г, ва́ших ра́ди к Нему́ моли́тв, ще́дрит и ми́лует на́с, и подае́т на́м вся́ блага́я и поле́зная. Те́м ра́дуемся и весели́мся, и хвалу́ Ему́, Творцу́ своему́ воздае́м, и пое́м: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте, и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Я́ко свеща́ све́тла, непоро́чная твоя́ душа́ Го́сподеви предста́, и пото́м во угото́ванное е́й ме́сто несе́на бы́сть, иде́же О́н Са́м всеви́дящее о́ко, ве́сть, Ему́же ны́не пое́м и славосло́вим: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте, и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Из ложе́сн Твои́х неизрече́нно про́йде Сы́н Тво́й и Бо́г на́ш, Пречи́стая Де́во Влады́чице, и рождество́м Свои́м ве́сь ро́д челове́ч от идолослуже́ния свободи́. Те́м и а́з, убо́гий и недосто́йный ра́б Тво́й, молю́ Ти́ ся́, я́ко да Твои́ми к Нему́ ма́терними моли́твами свободи́т и мене́ от удержа́ннаго греха́ моего́.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Светоно́сный о́блак, в о́ньже все́х Влады́ка, я́ко до́ждь с небесе́ на руно́, сни́де и воплоти́ся на́с ра́ди, бы́в Челове́к, Безнача́льный, велича́ем вси́ я́ко Ма́терь Бо́га на́шего Чи́стую.
Те́сное и недоуме́тельное ума́ моего́ приими́, благоро́дне, а́ще неле́по и гру́бо счини́х ти́ сия́ ма́лыя пе́сни, но свои́м предста́тельством я́же к Бо́гу преудо́брено сотвори́ е́ и па́ки во благо́е почти́ е́.
А́ще па́ки и недосто́йными устна́ми сия́ ма́лыя краегране́сия приноша́ем к тебе́, благоро́дне: но честны́я твоя́ мо́щи вельми́ похваля́ем и Христа́ Бо́га на́шего велича́ем, да́вшаго ти́ такову́ю благода́ть и си́лу.
Во дни́ на́ша яви́ Госпо́дь благода́ть Свою́ во все́й вели́цей Росси́и, я́ко мо́щи твоя́ сицевы́м да́ром от Него́ почте́ны су́ть, те́м вси́ лю́дие пою́т и велича́ют, и удивля́ются, и сла́вят Го́спода.
А́ще Бо́г тя́ просла́ви на небеси́ и на земли́, благоро́дне Дими́трие, мы́ же, гру́бии, ка́ко не воспое́м и не похва́лим сего́ вели́чия Бо́жия, сбы́вшагося на тебе́, благоро́дне. Те́м ра́дуйся и весели́ся, предстоя́ Ему́, Невече́рнему Све́ту.
Богоро́дичен: С боле́зненною душе́ю и с сокруше́нным се́рдцем вопию́ Ти́, Влады́чице: бу́ди ми́ Помо́щница в де́нь стра́шнаго о́наго испыта́ния Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́, егда́ бу́дет суди́ти живы́м и ме́ртвым и возда́ти кому́ждо по дело́м на́шим.
Свети́лен:
Спрославля́ет тя́ вся́ ру́сская земля́, и восхваля́ет тя́ ца́рствующий гра́д Москва́, я́ко от ца́рскаго ко́рене произше́л еси́, и к Самому́ Царю́ царе́м возше́л еси́, и и́маши к Нему́ дерзнове́ние. Те́м вы́ну моли́ Его́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Сла́ва, и ны́не: Уста́в рождества́ Твоего́ удивля́ет и ужаса́ет все́х, Де́во Ма́ти Чи́стая, па́че бо ума́ и сло́ва родила́ еси́ Све́та Преве́чнаго, Христа́, просвети́вшаго ве́сь ми́р рождество́м Свои́м.
Краткое житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин – властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость государя – отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
Полное житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам, 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквях. Сам Борис в разных делах Феодорова времени признавал Димитрия наследником престола.
Искони ненавидящий добро в роде человеческом диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, и, не в силах будучи ни в чем их искусить, вложил в сердце Бориса твердый помысл восхитить самодержавство, чтобы быть властелином на Руси, когда истребится корень царский, не ведая того, что Бог власть кому хочет, тому дает. И, тревожимый опасениями за свою будущность и обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов, привыкший распоряжаться всем с помощью самодержавного царя, стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.
Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов: будто бы Димитрий I с юных лет уже являет в себе наследственную суровость государя, отца своего. Но все это казалось Борису недостаточным; он не мог рассчитывать на царский престол, пока жив Димитрий, а потому решился погубить царевича. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалось успехом: смертоносное зелье не вредило отроку.
Но когда злодеи убедились, что нельзя совершить злодеяние в тайне, они решились на явное. Через своего сообщника Андрея Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. И посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым, будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года утром боярыня мамка Волохова позвала Димитрия гулять во двор; кормилица Ирина, как бы предчувствуя, удерживала царевича во дворце, но мамка силой вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. Волохов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Он же, кроткий агнец, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волохов кольнул его ножом по шее, но не захватил гортани. Кормилица, видя пагубу своего государя, пала на него и начала кричать, и убийца, бросив нож, побежал, но союзники его Данило Битяговский и Никита Качалов били кормилицу едва не до смерти и, отняв из рук ее праведного отрока, дорезали и сбросили его вниз с лестницы. В это время вышла на крыльцо царица и, увидев гибель сына своего, громко стала вопиять над ним. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Донесено было в Москву об убиении царевича, и сам царь хотел отправиться в Углич для исследования преступления, но Годунов под разными предлогами удержал Феодора Иоанновича в Москве. И через своих людей князя В.И. Шуйского (впоследствии царь), окольничего Клешнина и дьяка Вылузгина, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер нечаянно, упав на нож.
Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича за самовольную расправу с убийцами одни были казнены, другие сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки.
Казалось, все заглушено или все умерло; но глас Божий – глас народа: возникла молва народная о усопшем царевиче, и глухой ропот, тщетно подавляемый, все возрастал. Несмотря на приговор боярский и указ царев, никто не верил угличскому розыску князя Шуйского, хотя и укрепленному рукоприкладством стольких свидетелей мирских и духовных. Нельзя думать, чтобы верил и сам князь Шуйский, когда при других обстоятельствах, уж пятнадцать лет спустя, увенчанный сам наследственным венцом Димитрия, писал в окружных грамотах своих народу, что «за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец, в Угличе». Он перед всей Россиею свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». И патриарх Иов в грамоте 1606 года писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих»; и патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники – все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Ложь, прикрывающая убийц, стала явной, когда в 1606 году открыли гроб царевича, и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой – орехи», в таком виде его и постигла смерть. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня.
Но Господь, зрящий не на лица, а на помыслы, прежде даже нежели они созреют в деяния, произнес устами пророка Исаии: Мне отмщение, Аз воздам (Рим.12,19). И устами иного пророка: «Что грех отцев взыщет на сынех до третьего и четвертого рода, милость же Его на тысячи родов» (Исх.20,5-6). Он посетил дивными судьбами Своими всех, причастных к смерти Димитриевой. Одним именем мнимо воскресшего отрока поражен сам Борис на престоле и все его семейство. И князь Василий Шуйский, ближайший судья в смерти царевича, низложивший первого Лжедмитрия, сам низложен с престола во время смут второго; и опять тень царевича оказывается сильнее обладающего царя: сам он невольно пострижен, как бы за невольное пострижение матери царевича и, как братья ее Нагие, терпит он с братьями своими долголетние узы и кончается в плену со всем своим родом, некогда столь могущим. Таковы были дела Божии в людех Своих.
Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.
Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братия его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября/1 ноября), убиение (15/28 мая), перенесение мощей к Москве (3/16 июня)». Русская Церковь благоговейно чтит память св. царевича Димитрия. Город Углич, почитающий святого царевича Димитрия своим особым небесном покровителем, к этим дням присоединяет еще 16 мая. В этот день г. Углич совершает так называемую «празднество плащанице св. царевича». Плащаница (пелена) с изображением св. царевича Димитрия была вышита его материю на прославленные его мощи и одр, на котором они были несены из Углича в Москву. Эта плащаница, а также образ святого царевича, «на доске писанный», были присланы из Москвы в Углич (вероятно, патриархом Ермогеном). Впоследствии «умысли чин духовный и граждане, да установят празднество плащаницы сей месяца мая в 16 день, носите вокруг дворца его и младенцы подносите, яко же и царевич имел семь лет с половиною, исправляя сие и до разорения Углича от Литвы». Праздник этот отличается глубоко умилительной торжественностью. В этот день после литургии вокруг «царевичева дворца» с торжественным крестным ходом обносились при пении тропаря царевичу плащаница и одр, на котором святые мощи царевича были несены из Углича в Москву. Под плащаницу и одр угличские граждане все – без различия званий и состояний – почитали непременно своей обязанностью подвести или поднести своих детей, начиная с грудных и до 8-летнего возраста. Глубокая вера, что злодейская рука убила только тело святого царевича, а святая душа предстоит престолу славы Царя Небесного, превращая день заклания – этот некогда ужаснейший день – в светло-радостный праздник – в «царевичев день»! День убиения святого царевича есть день его небесной радости, и свою небесную радость он сообщает детям, пришедшим на его праздник.
Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе на месте убиения святого царевича Димитрия был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место – в Архангельский собор.
В «Иконописном подлиннике» под 15 мая сказано: «Подобием млад отрок в венце царском и багрянице, руки молебные; убиен бысть на Угличе повелением Бориса Годунова».