Канон святому благоверному царевичу князю Димитрию Угличскому, Московскому (четвертый)
Припев: Святы́й благове́рный кня́же Дими́трие, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 28 мая (15 мая ст. ст.); 16 июня (03 июня ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Многоми́лостивыя Твоея́, Христе́, по́мощи прошу́, страстоте́рпца Твоего́ Дими́трия моли́твами отве́рзи ми́ устне́ и просвети́ ра́зум, да воспою́ светоно́сную его́ па́мять че́стно.
Пое́м Христа́ Бо́га на́шего, просла́вльшаго благоро́днаго Своего́ уго́дника, Ему́же, Дими́трие, моли́ся поми́ловати на́с, рабы́ твоя́.
Закла́н бы́сть в изгна́нии, иде́же и вене́ц прия́т от Бо́га, но па́ки возврати́л еси́ многоцеле́бныя ти́ мо́щи в приро́дное твое́ оте́чество, иде́же струи́ исцеле́ний неоску́дно источа́еши на́м.
Богоро́дичен: Засту́пнице христиа́ном, Помо́щнице скорбя́щим, Богоро́дице Препе́тая, спаси́ Тебе́ почита́ющих.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш, Его́же пое́т вся́ тва́рь: не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.
От млады́х ногте́й житие́ стяжа́ непоро́чно, до́бре преочи́стив свою́ ду́шу, на высоту́ востече́ о́троческих добродея́ний, те́м, благоро́дне, со Христо́м ца́рствуеши во ве́ки.
От вражде́бнаго раба́ и безчелове́чнаго пролия́л еси́ кро́вь свою́ непови́нно, благове́рный Дими́трие, и сего́ ра́ди всели́ся в ве́чная блага́я, я́же угото́ва Бо́г лю́бящим Его́.
Кро́вь свою́, я́ко алава́стр ми́ра, принесе́ Тебе́ уго́дник Тво́й Дими́трий, его́же моли́твами, Христе́, возвы́си ро́г христиа́нский и стране́ на́шей побе́ды на враги́ да́руй.
Богоро́дичен: Тебе́ вси́ и́мамы прибе́жище, сте́ну и по́мощь христиа́не, и Тебе́ сла́вим немо́лчно, Безневе́стная.
Конда́к, гла́с 8:
Возсия́ дне́сь благоцвету́щая о́трасль благочести́ваго ко́рене, от благове́рных Росси́йския страны́ доброра́сленный гро́зд израсте́ и Христо́ви красе́н пло́д прозябе́. Те́мже от земли́ Воззва́вый тя́ к ве́чным оби́телем, соблюда́ет и по убие́нии твое́м невреди́мо те́ло твое́, страда́льчески обагре́но кро́вию; благоро́дне свя́те Дими́трие, соблюда́й оте́чество свое́ и гра́д тво́й невреди́м, тому́ бо еси́ утвержде́ние.
Седа́лен, гла́с 8:
Вседу́шно измла́да Христа́ возлюби́в, Того́ прему́дростию наставля́ем, уступи́л еси́ земно́е ца́рство закла́вшему тя́ непра́ведно властолю́бцу и губи́телю, и сего́ ра́ди ны́не на ло́не Авраа́мле почива́еши, со А́нгелы веселя́ся, Дими́трие благоро́дне, моли́ Христа́ Бо́га грехо́м оставле́ние дарова́ти, чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Безневе́стная Чи́стая Де́во Богоро́дице, Еди́на ве́рным Предста́тельнице и покро́ве, бе́д, и скорбе́й, и лю́тых обстоя́ний все́х на́с изба́ви, и́же на Тя́ наде́жду иму́щих, и спаси́ ду́ши на́ша Боже́ственными Свои́ми моли́твами.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Во цве́те ю́ностном, во младе́нческом незло́бии ми́ра красоту́ оста́вил еси́, пролия́ кро́вь свою́ непови́нно, и ны́не Небе́сных бла́г наслажда́ешися с перворо́дными мно́жествы, Дими́трие.
Всемы́сленно после́дуя сро́дником свои́м, Рома́ну и Дави́ду, самобра́тным по пло́ти, непра́ведно закла́н бы́сть, я́коже и о́на, с ни́ми же моли́ся благоустро́ену бы́ти оте́честву твоему́.
За́вистию властолю́бною разже́н бы́сть ра́б, уби́йца тво́й, закала́ет тя́, я́ко а́гня незло́биво, са́м же пра́веднаго возме́здия не убежа́.
Богоро́дичен: Вы́шшу Тя́ все́х и святе́йшу Небе́сных чино́в прославля́ем и велегла́сно вопие́м: о Ма́ти Бо́жия, певцы́ Своя́ сохрани́ и пога́ных наше́ствия разруши́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Го́споди Бо́же на́ш, ми́р да́ждь на́м, Го́споди Бо́же на́ш, стяжи́ ны́, Го́споди, ра́зве Тебе́ ино́го не ве́мы, И́мя Твое́ имену́ем.
Госпо́дь и Бо́г на́ш услы́ша воздыха́ние твое́ и сле́зы, прия́т кро́вь твою́, я́коже А́веля пра́веднаго, сего́ ра́ди с ни́м безконе́чно ца́рствуеши.
Тезоимени́тно мирото́чцу, Дими́трие, от Бо́га стяжа́ именова́ние, с ни́м же моли́ся покори́ти под но́зе стране́ на́шей ва́рварская стремле́ния.
Я́ко кри́н, му́ченическою све́тлостию процве́л еси́, де́йствием Пресвята́го Ду́ха благово́нную благода́ть изцеле́ний источа́еши ве́рным от цельбоно́снаго ти́ гро́ба.
Богоро́дичен: Укрепи́, Влады́чице, присносла́вящих Тя́, на супроти́вныя враги́, я́ко пра́веднаго царя́ Дави́да на Голиа́фа, да Тебе́ сла́вяще воспева́ем: ра́дуйся, покро́ве и Засту́пнице христиа́ном.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся: к Тебе́ бо возопи́х и услы́ша мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
Всеору́жством ду́ха благода́ти вооруже́н бы́в, и непобеди́м засту́пник оте́честву своему́ показа́лся еси́, его́же, благове́рне, сохраня́й от вра́г ненаве́тно.
В непоро́чну же́ртву принесе́ себе́, в непра́ведно вда́в себе́ заколе́ние, я́ко а́гня незло́биво, и сего́ ра́ди со А́нгелы лику́еши, Небе́сных бла́г наслажда́яся.
И́же све́тлый тво́й пра́здник соверша́ющих, Богому́дре, моли́ гра́д тво́й необори́м сохрани́ти, и оте́честву на враги́ одоле́ние дарова́ти.
Богоро́дичен: Душе́вныя ми́ стра́сти, Богоро́дице, исцели́, И́же безстра́стия бы́вши исто́чник и просвети́вши ли́ки благове́рных Рождество́м Свои́м.
Конда́к, гла́с 8:
Свети́ло яви́ся пресве́тлое дне́сь Боже́ственная па́мять твоя́, Богодарова́нная ти́ чудеса́ от вся́ких многоразли́чных неду́г подаю́т исцеле́ния с ве́рою призыва́ющим тя́, созыва́ющи на́с к похвале́нию просла́вльшаго тя́ Бо́га, Его́же моли́, страстоте́рпче благове́рный Дими́трие, ми́р ми́рови дарова́ти и от ви́димых вра́г лю́ди невре́дны сохрани́ти, да зове́м ти́: ра́дуйся, ты́ бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.
И́кос:
Сла́ву земну́ю, я́ко истле́ющую оста́вль, нетле́нную на Небесе́х насле́довал еси́, чи́стый бо сосу́д Свято́му Ду́ху от млады́х ногте́й бы́в, и закла́н бы́сть, я́ко непоро́чное а́гня, отню́ду же Мздовозда́тель Бо́г, ви́дев кро́тость твою́, незло́бие, да́ром чуде́с обогати́ тя́, те́м ны́не пребыва́еши со А́нгельскими ли́ки и с перворо́дными мно́жествы в неизглаго́ланней ра́дости, Богому́дре Дими́трие страстоте́рпче, моли́ непреста́нно без вреда́ сохрани́ти оте́чество твое́ и лю́ди твоя́, да зове́м ти́: ра́дуйся, ты́ бо еси́ утвержде́ние гра́ду на́шему.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́ ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ни земна́го ца́рства благоро́дием, ни ма́терня разлуче́ния я́ко младе́нец не внима́ше, но мужеу́мным смы́слом вся́ сия́ пре́дал еси́ в ру́це Бо́гови, са́м же на заколе́ние вдаде́ себе́, вопия́ше: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Всенаро́дный гла́с ти́ прино́сим и мольбу́, к тебе́ припа́дающе, благове́рный Дими́трие, про́сим ми́ра и грехо́м оставле́ние пою́щим: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Луче́ю кро́ви твоея́ ту́чу бесо́вскаго озлобле́ния изсуши́л еси́, чудоде́йственным дея́нием потопи́л еси́ пла́мень неду́г и страсте́й на́ших, Богоблаже́нне.
Богоро́дичен: Зако́на, Де́во, премени́ла еси́ естество́ Боже́ственным Свои́м зача́тием, па́че естества́ родила́ еси́ Бо́га, вопию́щим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́телъ Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Волну́ющееся мо́ре закла́ния твоего́ Боже́ственным окормле́нием невре́дно преплы́л еси́, за́висть тлетво́рнаго зми́я глубино́ю кро́ве твоея́, Дими́трие, потопи́л еси́, те́м ра́йская небу́рная приста́нища дости́гл еси́, вопию́ще: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Не дово́лен бя́ше уби́йца тво́й о закла́нии твое́м, но тща́шеся от все́х утаи́ти зло́е умышле́ние свое́, но бы́сть все́м я́ве, пра́веднаго же Суда́ Бо́жия не може́ избежа́ти.
Псало́мския пе́сни, я́ко вене́ц, в па́мять твою́ прино́сим ти́, блаже́нне, мо́лим тя́ подви́гнутися на мольбу́ к о́бщему Влады́це все́х, проси́ти ми́ра ми́рови, гра́д же и лю́ди твоя́ изба́вити от вся́ких бе́д и напа́стей.
Богоро́дичен: Горды́ню и шата́ния, Богоро́дице, низложи́ и сове́ты непра́ведных разори́, и зачина́ющих ра́ти погуби́, и благове́рных десни́цу возвы́си, да Тво́й, Пресвята́я Де́во, пра́здник сла́вим.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с Беспло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Удо́брен добро́тою страда́ний твои́х, побе́ды на главе́ вене́ц нося́, на Не́бо востече́ я́ко преудо́брен победи́тель, те́м на́с всегда́ помина́й, да тя́ непреста́нно велича́ем.
Твоя́ к Бо́гу дерзнове́ния пропове́дают быва́ющая от гро́ба чудеса́ твоя́, благове́рне, те́м и на́м свы́ше да́ждь по́мощь, уставля́юще на́ша боле́зни, и пога́ных шата́ния низложи́.
О Тро́ице Пресвята́я, благоприя́тно ма́лое сие́ песносло́вие сотвори́, и шу́яго мя́ стоя́ния на Суде́ изба́ви, и плени́цу согреше́ний мои́х расто́ргни моли́твами благове́рнаго Дими́трия, да Тя́ непреста́нно велича́ем.
Богоро́дичен: Бо́га ро́ждшая, Де́во, уя́звленную грехми́ ду́шу мою́ и ве́чнаго мя́ пла́мени изба́ви моли́твами Свои́ми.
Свети́лен:
Я́ко цве́т красне́йший, от благове́рнаго прозя́бл еси́ ко́рене, благоче́стне Дими́трие, обагре́нием страда́ния твоего́, я́ко ца́рскою порфи́рою, обагри́лся еси́ кро́вию, те́м Боже́ственную ти́ па́мять любо́вию творя́щих от бе́д спаса́й.
Сла́ва, и ны́не: Стоя́щи о́крест Тебе́, де́вы Богому́дрыя, Богороди́тельнице Мари́е, я́коже царе́вы дще́ри, Сы́ну Твоему́ приведо́шася, Неве́сто Лепопречи́стая, я́ко Царю́ вся́ческих, Его́же, Ма́ти Де́во Отрокови́це, о на́с моли́.
Краткое житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин – властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость государя – отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
Полное житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам, 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквях. Сам Борис в разных делах Феодорова времени признавал Димитрия наследником престола.
Искони ненавидящий добро в роде человеческом диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, и, не в силах будучи ни в чем их искусить, вложил в сердце Бориса твердый помысл восхитить самодержавство, чтобы быть властелином на Руси, когда истребится корень царский, не ведая того, что Бог власть кому хочет, тому дает. И, тревожимый опасениями за свою будущность и обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов, привыкший распоряжаться всем с помощью самодержавного царя, стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.
Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов: будто бы Димитрий I с юных лет уже являет в себе наследственную суровость государя, отца своего. Но все это казалось Борису недостаточным; он не мог рассчитывать на царский престол, пока жив Димитрий, а потому решился погубить царевича. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалось успехом: смертоносное зелье не вредило отроку.
Но когда злодеи убедились, что нельзя совершить злодеяние в тайне, они решились на явное. Через своего сообщника Андрея Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. И посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым, будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года утром боярыня мамка Волохова позвала Димитрия гулять во двор; кормилица Ирина, как бы предчувствуя, удерживала царевича во дворце, но мамка силой вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. Волохов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Он же, кроткий агнец, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волохов кольнул его ножом по шее, но не захватил гортани. Кормилица, видя пагубу своего государя, пала на него и начала кричать, и убийца, бросив нож, побежал, но союзники его Данило Битяговский и Никита Качалов били кормилицу едва не до смерти и, отняв из рук ее праведного отрока, дорезали и сбросили его вниз с лестницы. В это время вышла на крыльцо царица и, увидев гибель сына своего, громко стала вопиять над ним. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Донесено было в Москву об убиении царевича, и сам царь хотел отправиться в Углич для исследования преступления, но Годунов под разными предлогами удержал Феодора Иоанновича в Москве. И через своих людей князя В.И. Шуйского (впоследствии царь), окольничего Клешнина и дьяка Вылузгина, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер нечаянно, упав на нож.
Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича за самовольную расправу с убийцами одни были казнены, другие сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки.
Казалось, все заглушено или все умерло; но глас Божий – глас народа: возникла молва народная о усопшем царевиче, и глухой ропот, тщетно подавляемый, все возрастал. Несмотря на приговор боярский и указ царев, никто не верил угличскому розыску князя Шуйского, хотя и укрепленному рукоприкладством стольких свидетелей мирских и духовных. Нельзя думать, чтобы верил и сам князь Шуйский, когда при других обстоятельствах, уж пятнадцать лет спустя, увенчанный сам наследственным венцом Димитрия, писал в окружных грамотах своих народу, что «за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец, в Угличе». Он перед всей Россиею свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». И патриарх Иов в грамоте 1606 года писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих»; и патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники – все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Ложь, прикрывающая убийц, стала явной, когда в 1606 году открыли гроб царевича, и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой – орехи», в таком виде его и постигла смерть. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня.
Но Господь, зрящий не на лица, а на помыслы, прежде даже нежели они созреют в деяния, произнес устами пророка Исаии: Мне отмщение, Аз воздам (Рим.12,19). И устами иного пророка: «Что грех отцев взыщет на сынех до третьего и четвертого рода, милость же Его на тысячи родов» (Исх.20,5-6). Он посетил дивными судьбами Своими всех, причастных к смерти Димитриевой. Одним именем мнимо воскресшего отрока поражен сам Борис на престоле и все его семейство. И князь Василий Шуйский, ближайший судья в смерти царевича, низложивший первого Лжедмитрия, сам низложен с престола во время смут второго; и опять тень царевича оказывается сильнее обладающего царя: сам он невольно пострижен, как бы за невольное пострижение матери царевича и, как братья ее Нагие, терпит он с братьями своими долголетние узы и кончается в плену со всем своим родом, некогда столь могущим. Таковы были дела Божии в людех Своих.
Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.
Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братия его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября/1 ноября), убиение (15/28 мая), перенесение мощей к Москве (3/16 июня)». Русская Церковь благоговейно чтит память св. царевича Димитрия. Город Углич, почитающий святого царевича Димитрия своим особым небесном покровителем, к этим дням присоединяет еще 16 мая. В этот день г. Углич совершает так называемую «празднество плащанице св. царевича». Плащаница (пелена) с изображением св. царевича Димитрия была вышита его материю на прославленные его мощи и одр, на котором они были несены из Углича в Москву. Эта плащаница, а также образ святого царевича, «на доске писанный», были присланы из Москвы в Углич (вероятно, патриархом Ермогеном). Впоследствии «умысли чин духовный и граждане, да установят празднество плащаницы сей месяца мая в 16 день, носите вокруг дворца его и младенцы подносите, яко же и царевич имел семь лет с половиною, исправляя сие и до разорения Углича от Литвы». Праздник этот отличается глубоко умилительной торжественностью. В этот день после литургии вокруг «царевичева дворца» с торжественным крестным ходом обносились при пении тропаря царевичу плащаница и одр, на котором святые мощи царевича были несены из Углича в Москву. Под плащаницу и одр угличские граждане все – без различия званий и состояний – почитали непременно своей обязанностью подвести или поднести своих детей, начиная с грудных и до 8-летнего возраста. Глубокая вера, что злодейская рука убила только тело святого царевича, а святая душа предстоит престолу славы Царя Небесного, превращая день заклания – этот некогда ужаснейший день – в светло-радостный праздник – в «царевичев день»! День убиения святого царевича есть день его небесной радости, и свою небесную радость он сообщает детям, пришедшим на его праздник.
Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе на месте убиения святого царевича Димитрия был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место – в Архангельский собор.
В «Иконописном подлиннике» под 15 мая сказано: «Подобием млад отрок в венце царском и багрянице, руки молебные; убиен бысть на Угличе повелением Бориса Годунова».