Канон святой преподобной Евфросинии Суздальской
Припев: Преподо́бная ма́ти Евфроси́ние, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 01 октября (18 сентября ст. ст.); 08 октября (25 сентября ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Све́том моли́тв твои́х озари́ на́с, с любо́вию приступа́ющих святу́ю па́мять твою́ воспе́ти, преподо́бная ма́ти.
Испро́шена моли́твами и от чре́ва ма́терня избра́на бы́вши, всю́ себе́ в же́ртву Христу́ Бо́гу принесла́ еси́ и сосу́д избра́н боже́ственных даро́в яви́лася еси́, блаже́нная.
Сохрани́ти хотя́щи де́вство Христу́ Жениху́ и послуша́ние соблюсти́ роди́телем, моли́твенно воззва́ла еси́ к Богоро́дице и Тоя́ хода́тайством жела́нное устрое́ние жи́зни улучи́ла еси́, пресла́вная.
Богоро́дичен: Всего́ мя́ спаса́ет Сло́во Пребоже́ственное, из чре́ва Твоего́ воплоти́тися благоволи́вшее, Чи́стая Ма́ти Де́во.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.
Свобо́ду получи́вши от бра́ка Бо́жиим смотре́нием, кра́сному добро́тою Христу́ обручи́лася еси́ произволе́нием и, Тому́ усе́рдно порабо́тавши, ны́не в Небе́сных оби́телех Того́ утеша́ешися оби́льно.
Небе́сная возлюби́вши, вся́ кра́сная ми́ра сего́ оста́вила еси́, преподо́бная, и, во оби́тель все́льшися, неле́ностными труды́ по́стничества Бо́гу угоди́ла еси́, Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Всено́щными стоя́нии твои́ми безпло́тным А́нгелом подо́билася еси́, те́х споспе́шники иму́щи в твои́х непреста́нных к Бо́гу моли́твах.
Богоро́дичен: При́зри на не́мощь рабо́в Твои́х, Всепе́тая Богоро́дице, и изба́ви на́с от скры́тых сете́й врага́ и губи́теля ду́ш на́ших.
Седа́лен, гла́с 3.
Пасо́ма от Го́спода, я́ко овча́ кро́ткое, сопроти́вных полки́ победи́ла еси́ благода́тию Свята́го Ду́ха и, сконча́вши му́жественно по́двиг, венцы́ побе́дныя прия́ла еси́ в Небе́сных селе́ниих, иде́же упокоева́ющися, Бо́га приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.
Бо́дренным о́ком ума́ твоего́ в зре́нии неви́димаго Бо́га вы́ну пребыва́ла еси́, блаже́нная: Его́же лицезре́нием ны́не наслажда́ющися, моли́ уны́ния дрема́нию оттрясти́ся от оче́й на́ших.
Боже́ственным сло́вом и благода́тию Свята́го Ду́ха воспита́вшися, на высоту́ доброде́телей востекла́ еси́, преподо́бная ма́ти, и́хже стезе́ю ше́ствовати и на́с укрепи́ моли́твами твои́ми.
Огне́м Боже́ственнаго стра́ха попали́вши страсте́й те́рние и теплото́ю Уте́шителя согре́вшися, была́ еси́ безстра́стия зерца́ло, его́же прича́стники и на́с покажи́ хода́тайством твои́м.
Богоро́дичен: Омраче́нныя грехми́ ду́ши на́ша просвети́, Пречи́стая, и во све́те за́поведей Сы́на Твоего́ и Бо́га ходи́ти научи́ ны́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.
Нося́щи кре́ст сво́й, после́довала еси́ позва́вшему тя́ Го́споду бо́дренно, свети́льник и́нокиням бы́вши в житии́ твое́м, пресла́вная ма́ти.
В терпе́нии, послуша́нии и во́ли своея́ отрече́нии те́сный пу́ть соверши́вши, ны́не в простра́нных селе́ниих обита́еши, в ня́же доспе́ти и на́с устро́и.
Вся́ кра́сная ми́ра сего́ попра́вши, бу́ди на́м помо́щница, изнемога́ющим в боре́нии с пре́лестьми ве́ка сего́.
Богоро́дичен: Присноде́ву пое́м Тя́, Богоро́дице: Ты́ бо Бо́га Сло́ва пло́тию ми́рови ро́ждши, пребыла́ еси́ Де́ва.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.
Мно́гими по́двиги плотска́я умертви́вши стремле́ния, и на́с, подража́ти тебе́ в по́стничестве возжела́вших, те́сным путе́м твои́м ше́ствовати умудри́.
Воздержа́ние, моли́тву и любо́вь стяжа́вши, преподо́бная, и́ноческаго жития́ о́браз яви́лася еси́, в не́мже преуспе́ти и на́м посо́бствуй хода́тайством твои́м.
Послуша́ния труды́ преше́дши и все́ми доброде́тельми украси́вшися, же́зл настоя́тельства прия́ла еси́ во оби́тели и́ночестей, ны́не же венце́м сла́вы уве́нчана еси́: сего́ ра́ди ублажа́ем тя́, преподо́бная.
Богоро́дичен: Я́же Бо́га Сло́ва Изба́вителя ми́ру пло́тию ро́ждшая, изба́ви, мо́лимся, от сете́й вра́жиих ду́ши на́ша, Богороди́тельнице Чи́стая.
Конда́к, гла́с 2.
Де́вства чи́стый сосу́д еле́ем моли́твы и любве́ испо́лнивши, неугаси́мый свети́льник в се́рдце свое́м возжгла́ еси́, преподо́бная, с ни́мже бо́дренно в сре́тение Небе́снаго Жениха́ изше́дши, в черто́г Того́ пресве́тлый прия́та была́ еси́, иде́же ны́не водворя́ющися с ли́ки А́нгелов и святы́х, моли́ся, мо́лимся, Христу́ Бо́гу, ча́сти де́в юро́дивых изба́витися на́м.
И́кос.
Де́вство возлюби́вши, сохране́ния того́ испроси́ла еси́ у Присноде́вы и, к земно́му ше́ствующи жениху́, Небе́снаго сре́тила еси́, Ему́же уневе́стившися, вся́ жите́йская оста́вила еси́ и, притру́дное соверши́вши по́стническое житие́, в Небе́сный черто́г прия́та бы́ти сподо́билася еси́, иде́же ны́не с ли́ки А́нгелов и святы́х водворя́ющися, моли́ Христа́ Бо́га сотвори́ти и на́с прича́стники блаже́нныя ча́сти твоея́.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Восте́кши на высоту́ доброде́телей и безстра́стным во пло́ти житие́м А́нгелом уподо́бльшися, рая́ сла́дости насле́дница бы́ти сподо́билася еси́, взыва́ющи: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Сия́ющи све́том безстра́стия, от страсте́й моли́твами твои́ми избавля́еши притека́ющих к тебе́ моли́твенно, преподо́бная, взыва́ющих: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Престо́лу предстоя́щи Вседержи́теля, избавле́ние от бе́д и скорбе́й моли́твами твои́ми испроси́ на́м, чту́щим па́мять твою́, да взыва́ем: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Богоро́дичен: Пресвята́я Де́во Богоро́дице, хода́тайством Твои́м исцели́ на́ша теле́сныя не́мощи и душе́вныя неду́ги, да Тебе́ ра́достно воспое́м: ра́дуйся, Благода́тная.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и А́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.
За́поведи Го́спода внима́ющи, трезве́нием и бо́дренностию вся́ наве́ты и ко́зни врага́ препобеди́ла еси́, от ни́хже и на́м изба́витися моли́твами твои́ми сподо́би.
Щито́м ве́ры и шле́мом упова́ния вооружи́вшися, по́лчища вра́жеская отрази́ла еси́ моли́твами твои́ми от оби́тели, и ны́не на́с храни́ти не преста́й хода́тайством твои́м.
Сра́мных страсте́й совлещи́ся ру́бищ, в кра́сныя же доброде́тели ри́зы облещи́ся сподо́би на́с моли́твами твои́ми.
Богоро́дичен: Влады́чице Чи́стая, на́с, к Тебе́ усе́рдно прибега́ющих, от страсте́й и бе́д свободи́ моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вои́стину Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Нечистота́ми грехо́вными оскверне́нных на́с убели́, блаже́нная Евфроси́ние, моли́твами твои́ми, к покая́нию подви́гши ожесте́вшия ду́ши на́ша.
Нестяжа́нием упраздни́вшися, безбе́дно преплыла́ еси́ жите́йское мо́ре, преподо́бная, его́же треволне́ний изба́витися сподо́би и на́м, чту́щим па́мять твою́.
То́ки сле́з твои́х о́гнь страсте́й угаси́ла еси́, блаже́нная, и́хже жже́ния изба́ви и на́с моли́твами твои́ми.
Богоро́дичен: Бу́ди на́м прибе́жище, стена́ и покро́в, Пречи́стая Де́во, да Тя́ с безпло́тными ли́ки непреста́нно велича́ем.
Свети́лен.
Свети́льник нога́м на́шим бы́сть житие́ твое́, преподо́бная, ему́же после́дующе, невече́рняго Све́та безбе́дно дости́гнем.
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В Святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.
Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.
Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора († 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения Ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния в честь Евфросинии Александрийской.
Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. После кончины игумении настоятельство приняла преподобная Евфросиния.
В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.
Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов. 18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной Евфросинии.
Полное житие преподобной Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана – родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, – она будет служительницей Влахернской церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.
У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского (1238 г., память 4 (17) марта).
Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.
Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...» В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.
В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.
В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233 г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».
Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший... И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».
Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.
Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве – в храме или в келлии, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи – только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.
Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».
Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы – главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.
Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.
О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.
Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.
Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, – сказал Господь, – ...Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух Ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.
В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.
Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «...не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1246 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.
После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!» Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.
После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее – подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.
Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад в этот же день она приняла пострижение.
При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь, и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.
Вся жизнь преподобной Евфросинии – и внешняя, и внутренняя, – была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния – русская терпеливица. Ее образ – воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство Русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами – этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.
Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.
Имя преподобной до пострига – Феодулия – «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское – Евфросиния – раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.
Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Еофросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.
См. также: "Житие преподобной Евфросинии Суздальской" в изложении свт. Димитрия Ростовского.