Канон святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
Припев: Святи́телю, о́тче И́ове, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 18 апреля (05 апреля ст. ст.); 02 июля (19 июня ст. ст.); 18 октября (05 октября ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в, и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спа́се, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
По́мощь да́ждь ми́, Христе́ Бо́же, с любо́вию просла́вити иера́рха богому́драго, И́ова всеблаже́ннаго, зе́млю Ру́сскую в Правосла́вней ве́ре утвержда́юща и лю́ди ея́ к го́рнему Иерусали́му путево́дствующа.
В дре́внем гра́де Ста́рице ро́ждшуся ти́, блаже́нне Иоа́нне, я́ко благода́ти тезоимени́та нареко́ша тя́ роди́телие, от ни́хже христиа́нскому благоче́стию навы́кл еси́. Сего́ ра́ди вои́стину благода́ть во избытце излия́ся на тя́, святи́телю.
Христу́ рабо́тати пла́менне вожделе́в, о́браз и́ноческаго жития́ суете́ мирсте́й предпоче́л еси́, блаже́нне, те́мже и оби́тель Пресвяты́я Богоро́дицы я́ко ме́сто по́двигов твои́х избра́л еси́.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, при́зри све́тлым о́ком Твои́м на лю́ди Росси́йския и, я́коже во дни́ святи́теля И́ова Патриа́рха, все́м посо́бствуй, о Благода́тная.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Госпо́дни за́поведи усе́рдно исполня́я и послуша́ние доброразсу́дное ста́рцу показу́я, угото́вал еси́, о́тче И́ове, ду́шу твою́ во оби́тель Ду́ху Свято́му, Его́же стяжа́ти и на́с моли́твами твои́ми сподо́би.
Ревни́тель и́ноческих трудо́в и по́двигов во оби́тели бы́в, зва́ния мона́шескаго удосто́ился еси́, блаже́нне, в не́мже и́менем И́ова нарече́н, дре́внему пра́веднику тезоимени́т и подо́бен де́лом яви́лся еси́.
И́нока предо́бра, в де́лех послуша́ния утвержде́нна, восхваля́ем тя́ усе́рдно, преподо́бне И́ове пресла́вне.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия, и́ноческий чи́н возлюби́вшая, в не́мже и вели́кия свети́льники яви́вшая, умоле́на бу́ди смире́нием си́х, моли́твами и труды́.
Седа́лен, гла́с 1.
Па́стыря моли́твенна, учи́тельна, благоразсу́дна яви́ тя́ Влады́ка Христо́с Те́мже мо́лимся ти́, свя́те И́ове, сподо́би на́с да́р моли́твы, ума́ просвеще́ние от Го́спода сла́вы прия́ти.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Засту́пница ми́лостивая на́м бу́ди во вся́ дни́ живота́ на́шего, Пречи́стая Де́во, на Тя́ бо наде́жду возлага́ем, да не поги́бнем, гре́шнии раби́ Тво́й.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Мно́гими ле́ты во оби́тели тружда́ющуся ти́, преподо́бне, и и́ноческия обе́ты усе́рдно исполня́ющу, призре́ Госпо́дь на тя́ с высоты́ святы́я Своея́ и игу́мена оби́тели тя́ поста́ви, к служе́нию вя́щшему предуготовля́я Тя́.
Кро́тость, смире́ние, милосе́рдие и любы́ су́ть тве́рдая основа́ния твоего́ по́двига и́ноческаго, свя́те. Си́ми изря́дно сия́я, богому́дрый игу́мен яви́лся еси́.
Доброде́тельми мно́гими укра́шен, вои́стину до́бр и́ноком наста́вник показа́лся еси́, о́тче, путево́дствуя си́х сло́вом и де́лом. Те́мже на́с, в доброде́телех убо́гих, твои́ми моли́твами к Ца́рствию Небе́сному упра́ви.
Богоро́дичен: В дни́ нестрое́ний и ско́рби, егда́ подви́жется ве́ра и упова́ние христиа́н, неотсту́пною защи́тою Твое́ю соблюди́ расточе́нный о́вцы ста́да Сы́на Твоего́, Пречи́стая.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́. Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Возвели́чил еси́, Го́споди, Це́рковь Росси́йскую, введя́ сию́ в чи́н Патриа́рший избра́нием пе́рваго Патриа́рха Росси́йскаго, свята́го И́ова достосла́внаго, его́же с любо́вию воспева́ем.
Изволе́нием Бо́жиим первосвяти́тель Росси́йския Це́ркве поста́влен бе́, преподо́бне о́тче И́ове, те́мже и досто́йное украше́ние и сла́ва тоя́ яви́лся еси́.
Возра́довася па́ства Росси́йская, ви́дящи тя́ досто́йна первосвяти́теля, вои́стину отца́ ми́лостиваго и печа́льника изря́днаго.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия! Избра́нник Тво́й вои́стину бе́ святи́тель И́ов, я́ко, еще́ ему́ о́троку су́шу, во оби́тели Твоего́ Успе́ния, я́же в Ста́рице, благоче́стию навы́че, та́кожде и в хра́ме Твоего́ Успе́ния гра́да Москвы́ Патриа́ршаго са́на удосто́ися.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.
Мно́ги по́двиги ко просвеще́нию инове́рных люде́й земли́ Ру́сския подъя́л еси́, свя́те И́ове, и́стине Христо́вой си́х науча́я и в доброде́телех укрепля́я.
Возвесели́теся дне́сь, земли́ Каза́нския, Астраха́нския и Сиби́рския, име́юще своего́ изря́днаго ревни́теля благове́стия и усе́рднаго предста́теля пред Бо́гом, И́ова всеблаже́ннаго.
Ликовству́йте ны́не, преде́лы Каре́льския и ины́я страны́ полу́нощныя, почита́юще святи́теля И́ова, кла́сы ве́ры Правосла́вный в ва́с возрасти́вшаго.
Богоро́дичен: Обогати́ся земля́ Росси́йская явле́нием честны́х ико́н Твои́х, Пресвята́я Де́во, И́ову святи́тельствующу, и ны́не проба́ви ми́лость Твою́ почита́ющим и́х.
Конда́к, гла́с 7.
В годи́ну лю́тых искуше́ний многострада́льному И́ову подо́бяся, в же́ртву жи́ву и непоро́чну себе́ Христу́ прине́сл еси́, обрати́в па́ству к покая́нию, терпели́ве И́ове святи́телю, моли́ и на́м за вся́ благодари́ти Го́спода и всегда́ воздава́ти сла́ву Бо́гови.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Всеве́дец Госпо́дь предугото́ва тя́, первосвяти́телю, я́ко стра́жа неусы́пна земли́ Ру́сския во времена́ сму́тная, во е́же сохрани́ти ве́ру пра́вую и благоче́стие, подвиза́я все́х взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ре́вностию о ве́ре распаля́ем и любо́вию к оте́честву горя́, самозва́ннаго лжеца́ и изме́нника небоя́зненно обличи́л еси́, святи́телю, ве́рныя же научи́л еси́ взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
О нра́вах до́брых и благоче́стии во кли́рицех и миря́нех при́сно ревну́я, блаже́нне, повеле́л еси́ мно́гия свяще́нных кни́ги печа́тати, да сло́во Бо́жие все́х дости́гнет. Те́мже и на́с, соверша́ющих па́мять твою́, во благоче́стии утверди́, во е́же пе́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Не устраши́ тебе́, святи́телю, я́рость вра́жия, егда́ изме́нницы нечести́вии, я́ко зве́рие ди́вии, совлеко́ша с тебе́ ри́зы свяще́нныя. Ты́ же, боле́знуя се́рдцем о па́стве свое́й, взыва́л еси́: спаси́ и утверди́ Правосла́вие, Влады́чице Богоро́дице, благослове́нная во ве́ки.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Острозре́нный ра́зум, благозву́чен гла́с, па́че сла́вия, красоту́ добро́тную и ина́я дарова́ния даде́ ти́, святи́телю, Влады́ка Госпо́дь. Вои́стину сосу́д избра́н, запечатле́н Бо́жиими дарова́ньми, яви́лся еси́.
Страда́льцу дре́внему не то́чию тезоимени́т бы́в, о́тче преподо́бне, но и ве́рностию Го́споду, та́кожде и испове́данием ве́ры подо́бник изря́дный тому́ яви́лся еси́.
Бы́л еси́ вои́стину оте́ц и богомо́лец люде́й твои́х, от напа́стей си́х заступа́яй, сего́ ра́ди и́мя твое́ просла́вися во все́м оте́честве Росси́йстем, блаже́нне И́ове.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, ско́рби при́сных рабо́в Твои́х ве́си, по́мощь незри́мую и тве́рдую на́м низпосли́ моли́твами избра́нника Твоего́, первосвяти́теля Росси́йскаго, И́ова достосла́внаго.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
За́поведь Госпо́дню о милосе́рдии до́бре испо́лнил еси́, святи́телю. Сего́ ра́ди о все́х приходя́щих к тебе́ милосе́рдовал еси́ изря́дно.
Хра́ми Бо́жия во мно́зех граде́х тобо́ю, святи́телю, поста́влени бы́ша, украша́ющия и освяща́ющия зе́млю Ру́сскую, в ни́хже и дне́сь безкро́вная же́ртва о все́х и за вся́ прино́сится Влады́це.
Богому́драго святи́теля и до́браго де́лателя на ни́ве Госпо́дней ве́мы тя́, свя́те И́ове, те́мже и служе́ние твое́ высо́кое велича́ем.
Богоро́дичен: Ты́ еси́ прибе́жище на́ше, Богора́дованная Влады́чице, лю́дие бо Росси́йстии и́мут Тя́ Путеводи́тельницу ко спасе́нию и словесы́ святи́теля И́ова взыва́ют: Ма́ти Бо́жия, спаси́ Правосла́вие.
Свети́лен.
Пе́рвенствуяй в Патриа́рсех Росси́йских, И́ове, пречу́дне о́тче на́ш, Ты́ испове́дник ве́ры Правосла́вныя тве́рд и непоколеби́м яви́лся еси́. Те́мже мо́лим Тя́: Це́рковь и страну́ Росси́йскую укрепи́ и па́ству твою́ поми́луй.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: К Тебе́ простира́ем моле́бныя ру́це, Влады́чице, все́х на́с огради́ моли́тв ра́ди и предста́тельством первоиера́рха Росси́йскаго И́ова, пресла́внаго отца́ на́шего.
Краткое житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571–1572 годах он – настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575–1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», – отмечает его жизнеописатель.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен святитель в 1989 г.
Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
Первый российский патриарх, святитель Иов Московский (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения (около 1553 года) отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.
Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем, не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.
В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.
16 апреля 1581 года митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви – митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе патриархов – после Иерусалимского.
Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.
Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.
В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.
Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.
Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова.
В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен святейший патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению святейшего патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.
См. также:
- Иов – патриарх Московский и всея Руси А.П. Богданов
- Иов, патриарх Московский и всея Руси А.А. Половцов
- Иов, патриарх Московский и всея Руси свящ. Сергий Широков
- Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси
- Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси мон. Таисия (Карцова)