Канон святителю Иоанну Тобольскому
Припев: Святи́телю о́тче Иоáнне, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 23 июня (10 июня ст. ст.); 29 октября (16 октября ст. ст.)
Глас 1.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Пе́снь побе́дную пои́м вси́ Бо́гу, сотво́ршему ди́вная чудеса́ мы́шцею высо́кою и спа́сшему Изра́иля, я́ко просла́вися.
Сло́ве Бо́жий, помози́ ми́ досто́йно воспе́ти чудотво́рца Сиби́рскаго, святи́теля Иоа́нна, моя́ прегреше́ния презира́я и подава́я му́дрость се́рдцу и усто́м мои́м.
Бы́л еси́, святи́телю Иоа́нне, ю́ноша благочести́в, роди́телем утеше́ние, кни́жному уче́нию приле́жен, умудря́я ра́зум сво́й высо́кими позна́нии и к Го́сподеви все́м се́рдцем прилепля́яся.
Глубо́кия ве́ры прича́стник бы́л еси́, преподо́бне, егда́, обуча́я ю́ношей, стремле́ние ко Го́споду в сердца́х и́х му́дро пробужда́л еси́, наставля́я и́х вся́ обраща́ти во сла́ву Го́спода.
Богоро́дичен: Пресвята́я Де́во, со святи́телем Тобо́льским Иоа́нном моли́ся к Сы́ну Твоему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́, да пода́ст на́м оставле́ние прегреше́ний на́ших и от вся́ких бе́д спасе́т.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, се́й бы́сть во главу́ у́гла: То́й е́сть Ка́мень, на не́мже утверди́ Це́рковь Христо́с, ю́же от язы́к искупи́.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра всеце́ло плени́ тя́, святи́телю Иоа́нне, и в се́рдце твое́м возгоре́ся о́гнь: ми́р и я́же в ми́ре оста́вити и во и́ночестем зва́нии Бо́гу послужи́ти.
Умудри́л еси́, святи́телю Бо́жий, ра́зум тво́й веле́нием сло́ва Бо́жия и, в зва́нии иеромона́ха бы́в, яви́л еси́ вели́кия тала́нты в пропове́дании сло́ва Бо́жия и наро́дную любо́вь стяжа́л еси́.
Бра́тию Ла́вры умиля́л еси́, святи́телю, егда́ в пути́ и́ноческаго жития́ своего́ все́ю душе́ю предава́лся еси́ уси́ленным моли́твенным по́двигом, усе́рдному и постоя́нному посеще́нию слу́жб церко́вных и воздава́л еси́ сла́ву Бо́гу, та́ко о тебе́ благоволи́вшему.
Богоро́дичен: О, Ма́ти Бо́жия! Твои́ми всеси́льными мольба́ми соде́лай на́с подража́тели жития́ святи́теля Иоа́нна, да и на́шим житие́м сла́вится Бо́г, в Тро́ице Святе́й почива́яй.
Седа́лен, гла́с 6:
Дне́сь све́тло красу́ется сла́вный гра́д Тобо́льск, и вси́ сы́ны Це́ркве страны́ Сиби́рския ра́дуются, прославля́я де́нь блаже́нныя кончи́ны святи́теля Иоа́нна, и ре́вностию ко спасе́нию просвеща́ются, зря́ще нетле́нием просла́вленныя мо́щи его́, и ко Го́споду взыва́ют: моли́твами уго́дника Твоего́, Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ду́хом прови́дя, проро́че Авваку́ме, Словесе́ воплоще́ние, пропове́дал еси́, вопия́: внегда́ прибли́житися ле́том – позна́ешися, внегда́ приити́ вре́мени – пока́жешися. Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
До́бре подвиза́лся еси́, святи́телю, во святе́й Ла́вре, моли́твенное уедине́ние соде́ла тя́ избра́нным сосу́дом благода́ти Боже́ственныя, и, позна́в твое́ чи́стое в мона́шестве житие́, святи́тель Черни́говский Феодо́сии призва́ тя́ в Черни́гов, и в са́н архимандри́та возво́дит, и Еле́цкую оби́тель во управле́ние тебе́ поручи́.
С любо́вию и до́брым послуша́нием рабо́тал еси́, святи́телю Иоа́нне, святи́телю Феодо́сию, по блаже́нней же кончи́не его́ наро́дом правосла́вным избра́н бы́л еси́ прее́мником его́ святи́тельскаго служе́ния и Святе́йшим Патриа́рхом Адриа́ном рукоположе́н бы́л еси́ в архиепи́скопа Черни́говскаго.
Я́ко свети́льник све́тлый, на высоте́ архиере́йскаго престо́ла поста́вленный, ты́, святи́телю, свои́ми вели́кими доброде́тельми сниска́л еси́ вели́кую любо́вь па́ствы твоея́. Да́й и на́м, гре́шным, моли́твами твои́ми све́т Христо́в жи́знию свое́ю явля́ти и бы́ти о́бразом для все́х, спасе́ния и́щущих.
Богоро́дичен: Моли́, Пречи́стая, Бо́га, без се́мене от Тебе́ ро́ждшагося, да упра́вим житие́ свое́ ко благоугожде́нию Го́споду и в любви́ к бра́тиям на́шим.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Тво́й ми́р да́ждь на́м, Сы́не Бо́жий: ина́го бо, ра́зве Тебе́, бо́га не зна́ем. И́мя Твое́ имену́ем, я́ко Бо́г живы́х и ме́ртвых еси́.
С вели́кою печа́лию Черни́говския духо́вныя де́ти твоя́ провожда́ху тя́, святи́телю, в гра́д Тобо́льск, но оби́тели Тобо́льска ра́достно срето́ша тебе́, я́ко ве́стника ми́ра и учи́теля благоче́стия. Ны́не же вся́ Сиби́рь благогове́йно соверша́ет па́мять твою́ и мо́лится тебе́, да огради́ши ми́ром всю́ зе́млю сию́ и в Ца́рствие Бо́жие введе́ши моля́щихся тебе́.
Святи́телю Христо́в! ве́сь досу́г сво́й ты́ посвяща́л еси́ составле́нию кни́г душеполе́зных, и ча́да твоя́ духо́вная, пита́яся и́ми, о мирско́м попече́ние оставля́ху и устремля́хуся к получе́нию ве́чнаго блаже́нства.
Кто́ мо́жет изобрази́ти твое́, святи́телю бла́гостный, нищелю́бие, твоя́ та́йныя посеще́ния обита́лищ бе́дных, твоя́ бесе́ды с заключе́нными? Научи́ и на́с не для себе́ жи́ти, но и о бе́дных помышля́ти и стра́ждущих посеща́ти, да получи́м благослове́ние от Го́спода.
Богоро́дичен: Святи́тель Иоа́нн святу́ю ико́ну Богома́тере, сия́ющую чудесы́, дарова́ гра́ду Тобо́льску, да ве́рнии лю́дие прославля́ют чу́дное заступле́ние Богома́тере и моли́твы своего́ святи́теля.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Проро́ка Ио́ну подража́я, вопию́: живо́т мо́й, Бла́же, свободи́ из тли́ и спаси́ мя́, Спа́се ми́ра, зову́ща: сла́ва Тебе́.
Благовествова́ние твое́ и́стин Ева́нгельских, благогове́йное соверше́ние Богослуже́ний, кро́тость и смире́ние стяжа́ша тебе́ не́жную и святу́ю любо́вь наро́дную: помина́й и на́с, гре́шных, у Престо́ла Царя́ Сла́вы и да́ждь на́м не о вре́меннем пещи́ся, но о приобре́тении бла́г Ца́рствия Небе́снаго.
Вдовы́, и сироты́, и вси́ бе́днии обита́тели Тобо́льска вои́стинну ви́деша в тебе́ отца́ своего́ и, получа́юще от тебе́ по́мощь, прославля́ху Го́спода, еди́наго милосе́рдия Учи́теля.
Ты́, святи́телю, наипа́че де́лом и все́ю свое́ю жи́знию учи́л еси́ все́х жи́ти по Христо́ву Ева́нгелию. Твои́ми моли́твами соде́лай и на́с неле́ностными исполни́тельми Ева́нгельских за́поведей, да с тобо́ю сподо́бимся во ве́ки в ра́йских оби́телех прославля́ти на́шего Спаси́теля.
Богоро́дичен: Усе́рдная Моли́твеннице на́ша, при́зри на на́ша стена́ния, боле́зни на́ша исцели́, грехо́в бре́мя разреши́, любо́вь к Бо́гу и бра́тиям в се́рдца на́ша всади́, да, изба́вльшеся от злы́х, просла́вим Тебе́, Вино́вницу на́шего спасе́ния.
Конда́к, гла́с 2:
Яви́лся еси́ во тьме́ неве́дения пребыва́ющим просвети́тель, вдо́в и сиро́т уте́шитель, ди́вный вра́ч немощству́ющих, младе́нцев и отроко́в наста́вник, роди́телем же пресве́тлое ра́дование, святи́телю о́тче Иоа́нне, моли́ Христа́ Бо́га пода́ти стране́ на́шей в ве́ре утвержде́ние, во́инству на́шему на враги́ побе́ду и одоле́ние, лю́дем же свои́м ве́лию ми́лость.
И́кос:
Блаже́нна кончи́на твоя́, святи́телю: по Боже́ственней Литурги́и пита́я дру́ги своя́, с ни́миже труди́лся еси́, и ни́щих, ты́ са́м трапе́зы не вкуша́л еси́, но по о́бразу Спаси́теля, бы́л еси́ я́ко служа́й: кро́тко бесе́довал еси́ со свои́ми детьми́ духо́вными, к ве́черу же, удали́вшися в свою́ моли́твенную ке́ллию, в моли́тве излива́л еси́ ду́шу свою́ пред Го́сподем и Пречи́стою Богоро́дицею и коленопреклоне́нно пре́дал ду́шу свою́ Го́споду. Сего́ ра́ди мы́ вси́ со умиле́нием взыва́ем ти́: о вели́кий святи́телю! умоли́ Го́спода и на́м пода́ти кончи́ну непосты́дную и все́м, живу́щим в ми́ре, ве́ры укрепле́ние, в до́брых де́лех утвержде́ние, да получи́м от Христа́ Бо́га ве́лию ми́лость.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Су́щим в пещи́ отроко́м Твои́м, Спа́се, не прикосну́ся, ниже́ стужи́ о́гнь. Тогда́ трие́, я́ко еди́ными усты́, поя́ху и благословля́ху, глаго́люще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Возлюби́л еси́, святи́телю, просвеще́ние духо́вное: и в Черни́гове, и во гра́де Тобо́льске усе́рдно обуча́л еси́ бу́дущих па́стырей, са́м посеща́я шко́лу, и учи́л еси́ наста́вников и пито́мцев шко́лы взыва́ти Го́споду: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Кто́ не восхва́лит па́стырския труды́ твоя́, сиби́рский моли́твенниче, кто́ не восхва́лит твоего́ попече́ния о язы́чницех Тобо́льскаго кра́я, кто́ не удиви́тся твоему́ руково́дству па́стырей Це́ркви в пропове́дании сло́ва Бо́жия и в непреста́нней восклица́нии Го́споду: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
И при жи́зни твое́й стра́ждущии и боля́щии утеше́ние и исцеле́ние от тебе́ получа́ху, по блаже́нней же кончи́не твое́й ко гро́бу твоему́ прибега́ху, и благода́тную по́мощь ты́, святи́телю, оби́льно источа́л еси́, да вси́ благода́рно воспева́ют, глаго́люще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Приклони́ся на́шим мольба́м, Чи́стая Богороди́тельнице, моли́твою ми́лостивно подви́гнися к Бо́гу и Сего́ ми́лостива сотвори́ на́м, на Тя́, Блага́я, при́сно наде́ющимся и взыва́ющим: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Песносло́вцы в пещи́ спа́сшаго де́ти и громопла́менную прело́жшаго на ро́су, Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Гла́с наро́дный – гла́с Бо́жий по кончи́не твое́й, блаже́нне, именова́ше тебе́, святи́телю, ми́лостивым чудотво́рцем и Го́споду, дарова́вшему тебе́ благода́ть исцеле́ний, взыва́ше: Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
В зно́йное ле́тнее вре́мя сконча́лся еси́, святи́телю Бо́жий, и те́ло твое́ до́лгия дни́ пребы́сть без погребе́ния, до́ндеже блаже́нный Филофе́й из миссионе́рскаго стра́нствования не возврати́ся, и, ви́дя нетле́нным твое́ те́ло, взыва́ше: Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Устремля́хуся ко гро́бу твоему́, святи́телю Иоа́нне, вси́, душе́ю стра́ждущии и грехи́ обремене́ннии, и, твои́м моли́твенным заступле́нием благода́тную от Го́спода по́мощь получи́вше, ра́достно взыва́ху: Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
О вели́цем дерзнове́нии твое́м пред Бо́гом свиде́тельствоваху ве́рнии и, повеству́юще о твое́м мо́щнем предста́тельстве, все́х уча́ху Спаси́телю восклица́ти: Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Бе́здна после́дняя обы́де мя́ безме́рных прегреше́ний и во глубину́ низво́дит мене́ лю́таго отча́яния. Ро́ждшая бе́здну милосе́рдия, ускори́ и спаси́ мя́, да из глубины́ се́рдца вопию́: Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Светоно́сный о́блак, в о́ньже все́х Влады́ка, я́ко до́ждь с небесе́ на руно́, сни́де и воплоти́ся на́с ра́ди, бы́в Челове́к, Безнача́льный, велича́ем вси́ я́ко Ма́терь Бо́га на́шего Чи́стую.
О святи́телю Иоа́нне, моли́ Го́спода и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти все́м на́м си́лу, Го́спода от всея́ души́ и всего́ се́рдца люби́ти и И́мя Его́ Пречи́стое сла́вити и воспева́ти: сла́ва Го́споду, да́вшему святи́телю кре́пость, сла́ва Го́споду, чрез святи́теля благода́тно на́м помога́ющему.
О, коли́ка чуде́с твои́х си́ла! О, коли́ка назида́тельна жития́ твоего́ све́тлость! Ка́ко, земна́я вся́ оста́вив, на Небеси́ несказа́нным блаже́нством наслажда́ешися, не забу́ди на́с в твои́х святы́х моли́твах, ди́вный святи́телю.
О вели́кий сиби́рский святи́телю Иоа́нне, митрополи́те Тобо́льский, гре́шных на́шу моли́тву приими́ и оте́чество твое́ в ми́ре сохрани́, земна́я бла́га не отыми́ от на́с и упра́ви пу́ть на́ш к Ца́рству Небе́сному.
Богоро́дичен: О Пресвята́я Де́во! При свое́й жи́зни святи́тель Иоа́нн усе́рдно своя́ излива́ше моли́твы пред чудотво́рным Твои́м о́бразом, ны́не же на Небеси́ созерца́ет сла́ву Твою́ и слы́шит моли́твы Твоя́ о все́м ми́ре. Со святи́телем Тобо́льским моли́ся, Пренепоро́чная, о стране́ Сиби́рстей и упра́ви пу́ть на́ш к Небе́сному Ца́рствию.
Свети́лен:
Святи́тель Тобо́льский и моли́твенник всея́ страны́ Сиби́рския дне́сь Це́рковию прославля́ется, я́ко му́дрый упра́витель церко́вный, я́ко милосе́рдия о́браз, я́ко святи́телей украше́ние.
Богоро́дичен: Седмосве́тлый Тя́ све́щник, о́гнь Богоразу́мия нося́щ, Отрокови́це, проро́к дре́вле прови́дя, светя́щ во тьме́ неве́дения бе́дствующим, те́мже вопие́м Ти́, Всенепоро́чная: со святи́телем Иоа́нном моли́ся дарова́ти на́м све́т ра́зума, ду́х прему́дрости и просвеще́ние очесе́м се́рдца на́шего к позна́нию Еди́наго Бо́га на́шего.
Краткое житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: "Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?" Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни, под названием "Илиотропион ("Подсолнечник"), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею". Из многочисленных творений святых отцов православной церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
В 1685 году его отправили с посольством в Москву. Там патриархом Иоакимом (1674–1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря, подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре. (Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра – и будешь здоров". На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия).
10 января 1697 года патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом Успенском соборе Московского Кремля.
По вступлении в управление епархией епископ Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской академии, который, по мысли святителя, должен был украсить "черниговские Афины" – школу просвещенного благочестия.
Ввиду высокого уровня богословского образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением. Она отобразилась и в его творениях: "Нравоучительное зерцало" (Чернигов, 1703 и 1707), "Алфавит, рифмами сложенный" (1705 г.), "Богородице Дево" (1707 г.), "Феатрон, или Позор нравоучительный" (1708), "Толкование на 50-й псалом" (Чернигов, 1708), "Толкование на "Отче наш" и "Осмь блаженств евангельских" (1709 г.), "Царский путь Креста" (Чернигов, 1709 г.), "Богомыслие в пользу правоверным" (1710 и 1711 гг.), "Синаксарь о победе под Полтавою" (1710 г.), "Путник" (рукопись), "Духовные мысли" (М„ 1782).
В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И.А. Максимович в 1888 году перевел "Илиотропион" на современный русский язык и издал вначале по частям в "Черниговских епархиальных ведомостях", затем отдельной книгой – Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в "Журнале Московской Патриархии", 1976, №№ 5, 6). С его именем связан также "Латино-греко-российский лексикон".
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.
14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; † 1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном "Илиотропиона" на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки.
О жизни святителя в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив".
Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: "Приимите во Имя Иисуса Христа". Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.
Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу – 10 июня.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению святейшего патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
Полное житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.
Родители Иоанна были людьми не бедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии (позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.
Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в Ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.
В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чигирин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной, Лаврские монахи просили в случае нападения турок на Киев дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.
Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1695 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.
По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему, и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.
Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове Славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.
Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.
Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.
Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.
Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, – сказал он, – но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.
11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.
Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келлии, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.
Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», – и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.
Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.
Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир – не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.
Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.
Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.
Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», – об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».
Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.
Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.
Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.
Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.
Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».
Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.
Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя Ангела святителя Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.
Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.
В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.
«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» (Пс.15,3). Воля Божия нашла в жизни святителя великое осуществление, поэтому образ его, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию.
Иное жизнеописание святителя Иоанна, митрополита Тобольского
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1651–1715), был уроженцем малороссийского города Нежина. Он был старшим в семье. В то время как все его братья поступили в военную службу, Иоанн избрал иной путь – служение Церкви Христовой. Успешно окончив Киевскую Могилянскую коллегию, он был оставлен в ней преподавателем латинского языка, пострижен в монашество и назначен на должность проповедника. В 70-е годы, во время войны с Турцией, малороссийский гетман послал в Москву посольство с просьбой о помощи. В числе прочих в составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!) Впоследствии о. Иоанн становится архимандритом Брянского Свенского монастыря, позже – архимандритом Елецкого Черниговского монастыря. А еще через некоторое время (10 января 1697 г.) архимандрита Иоанна в Москве рукополагают в архиепископа Черниговского, вместо в Боге почившего его предшественника – архиепископа Феодосия. С первых же лет своего архипастырского служения святитель Иоанн проявляет свою любовь и заботу о Церкви Христовой: основывает в 1700 г. в Киеве первую духовную семинарию (коллегию), встречается с видными деятелями своей эпохи. В одну из таких встреч с царем Петром Алексеевичем (I) он предсказал ему блистательную победу над шведами. Сложные отношения с фаворитом царя, «баловнем судьбы» князем А. Меньшиковым сыграли роковую роль в судьбе архипастыря – он был направлен в далекий и суровый сибирский город Тобольск на «вакантную» кафедру митрополитом Тобольским и Сибирским. Со слезами провожала малороссийская паства своего святителя.
14 августа (27 августа по н. ст.) 1711 года святитель Иоанн прибыл в Тобольск и был торжественно встречен воеводой, казаками и губернатором. На следующий день Владыка Иоанн возглавлял Божественную литургию в честь праздника Успения Божией Матери в древнейшем за Уралом каменном Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля.
В то время Сибирская митрополия была необъятна, непросвещена. Сибирское духовенство необразовано, по всему Сибирскому краю – множество инородцев, не просвещенных Святым Крещением. Храмы в некоторых местах годами оставались без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Таин. Многие из прибывших с митрополитом Иоанном вернулись обратно, не выдержав жизни в суровом крае. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было продолжено просвещение сибирских племен. В этом деле святителю Иоанну много помог схимник-митрополит Филофей (Лещинский).
Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов. Святитель поддерживал своими личными средствами основанную в 1703 году святителем Филофем славяно-латинскую школу.
Будучи архиереем, святитель никогда не злоупотреблял своей властью. Наоборот, как говорится в его житии, «в личной жизни он был тих, скромен, добродетелен, милосерден к нищим». Часто он, переодевшись в рубище, шел в лачуги бедняков и, постучавшись в дверь со словами: «примите во имя Иисуса Христа», оставлял деньги или вещи, а сам незаметно удалялся.
Для сибирской паствы святитель Иоанн был отцом и молитвенником. Ночами он, запершись в своих покоях, подолгу молился со слезами о спасении своей паствы. За короткое время своего пребывания в Тобольске он успел снискать всеобщее уважение и любовь. 10 июня 1715 года святитель Иоанн, отслужив литургию, дал обед для городского духовенства, а затем, удалившись к себе в комнату, мирно предал душу Богу. Кончину праведника предвидел просветитель Сибири и предшественник святителя Иоанна по кафедре схимитрополит Филофей (Лещинский). Мощи святителя, оставленные до приезда владыки Филофея, оставались нетленными, а по совершении отпевания, погребены в склепе под Софийско-Успенским собором.
Народное почитание святителя
Сразу же после кончины святителя началось его почитание, многие получали по молитве его исцеления, духовную помощь. Особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.
В 1741 году деревянный придел Софийского собора в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, где был погребен митрополит Иоанн, был из-за ветхости разобран, и могила святителя у северной стены оказалась под открытым небом. Жители Тобольска, благоговейно чтившие его память, были недовольны этим обстоятельством. Существуют предания о неоднократном явлении святителя Тобольским митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). С упреком и скорбью он говорил им: «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел». В 1753 году на пожертвования почитателей придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя св. Иоанна, митрополита Тобольского. Могила осталась в алтаре с правой стороны, над ней было сделано резное надгробие и повешен вверху портрет святителя. В 1826 году из-за трещины в стене собора потребовалось разобрать фундамент, и мощи святителя были заново перезахоронены. При этом обнаружили, что мантия и клобук святителя, которым были покрыты мощи, совершенно нетленны.
10 июня 1891 года преосвященным Иустином было сделано распоряжение тобольскому духовенству, названное «завещанием», в котором он просил, молил и властью от Бога данной приказывал, чтобы «в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на все будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!», а все, желающие себе спасения, записали бы святое имя усопшего в свои поминальники. Написанное собственноручно «завещание» преосвященного Иустина было помещено в рамку под стекло, рядом с изображением святителя.
Надо сказать, что в городе Тобольске, как и в епархии, имелось много прижизненных портретов святителя. Также и на стене собора над местом прежнего погребения митрополит Иоанн был изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии с крестом в правой и жезлом в левой руке. Видно было, что святитель был высокого роста, мужественен, имел седые волосы и такую же бороду, длинную и окладистую. На бледном лице запечатлелось глубокомыслие, кротость и человеколюбие. Церковное почитание святителя началось задолго до прославления. Уже в 1879 году в день преставления святителя Иоанна 10 (23) июня совершался Крестный ход с иконой Спасителя.
Жители Тобольска с нетерпением ожидали прославления своего любимого архипастыря. Так, в 1900 г. по распоряжению епископа Антония (Каржавина) сооружена серебряная рака с позолоченной сенью. В эту раку при епископе Варнаве (Накропине) с верой в ближайшее прославление 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки святителя. Это было уже второе обретение мощей. Так же, как и при первом обретении, честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила нетление останков святителя.
Прославление святителя
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной прославление не состоялось. Однако в декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. «Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», – писал он в своем донесении Синоду.
Прославление святителя Иоанна состоялось 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину его блаженной кончины. Со всей России съехались архиереи, священники и миряне. Множество народа стремилось очистить себя покаянием – так что на помощь градским священникам с 1(14) июня пришло епархиальное духовенство. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. Паломников было больше, чем жителей города (30 тысяч). Возглавил торжества маститый старец, апостол Сибири, высокопреосвященнейший митрополит Московский Макарий (Невский). На торжествах также присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин, множество архипастырей, впоследствии пострадавших за веру Православную и прославленных в лике новомучеников. Среди них – еп. Сильвестр Омский, митр. Вениамин Петроградский, прот. Иоанн Восторгов и др.
Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского кремля. Память совершается 2 раза в год – 23 июня и 29 октября (по н. ст.).
Источник: Сибирская православная газета