Канон святителю Филарету, митрополиту Московскому
Припев: Святи́телю, о́тче Филарéте, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 18 октября (05 октября ст. ст.); 02 декабря (19 ноября ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Помо́щник и Покрови́тель бы́сть мне́ во спасе́ние, Се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́, Бо́г отца́ моего́ и вознесу́ Его́, сла́вно бо просла́вися.
Всеми́лостиве Го́споди, да́ждь ми́ мы́сль бла́гу и наста́ви се́рдце мое́ во е́же просла́вити ди́внаго во святи́телех Филаре́та прехва́льнаго.
Я́ко плодоно́сная ве́твь, от благочести́ваго ко́рене и свяще́нническаго дре́ва произше́д, свя́те Филаре́те, благода́ть архиере́йства досто́йно восприя́л еси́. Сего́ ра́ди благода́рне псало́мски вопие́м: ро́д пра́вых благослови́тся.
Ю́н ра́зум к Боже́ственным уче́нием напра́вив, прему́дре Филаре́те, да́же до честны́х седи́н в зако́не
Госпо́дни поуча́лся еси́ де́нь и но́щь, сего́ ра́ди пло́д стори́чный Бо́гу прине́сл еси́.
Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, я́коже во успе́нии Твое́м ми́ра не оста́вила еси́, бу́ди и на́м Путеводи́тельница во ца́рствие Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Утверди́, Го́споди, на ка́мени за́поведей Твои́х подви́гшееся се́рдце мое́, я́ко еди́н свя́т еси́ и Госпо́дь.
Филаре́та Ми́лостиваго и́мя прие́м, святи́телю Филаре́те, сосу́д доброде́телей твои́х ми́лостию укра́сил еси́, сего́ ра́ди я́ко оте́ц чадолюби́вый лю́дем росси́йским яви́лся еси́.
Во все́м после́дуяй Боже́ственным отце́м, прему́дрость Бо́жию я́ко наста́вницу избра́л еси́, святи́телю, и, це́ркве Росси́йския до́брый па́стырь бы́в, благоче́стию па́ству научи́л еси́.
Златоу́сту сла́вному си́лою сло́ва подо́бяся, Бо́га Сло́ва вои́стинну возсла́вил еси́, святи́телю Филаре́те, те́мже слове́сными венцы́ тя́ велича́ем.
Богоро́дичен: Не́сть пречи́ста, я́ко Ты́, Де́во, и не́сть гре́шен, я́ко а́з, окая́нный, те́мже, безнаде́жен сы́й, на Тя́ упова́ние мое́ возлага́ю.
Седа́лен, гла́с 8:
Ты́ еси́ па́стырь до́брый и учи́тель богому́дрый, святи́телю о́тче Филаре́те, тобо́ю Бо́г украси́ це́рковь Свою́ и те́ло твое́, многоле́тно покрове́нное в земли́, нетле́нно яви́ лю́дем Свои́м. Те́мже не преста́й моли́тися о хва́лящих тя́ и чту́щих па́мять твою́, прося́ оставле́ния грехо́в и спасе́ния душа́м на́шим.
Богоро́дичен: я́ко Всенепоро́чная Неве́ста Творца́, я́ко Неискусобра́чная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи Уте́шителя, Препе́тая, све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́ мя́, отжени́ о́блак страсте́й и Вы́шняго прича́стия сподо́би и све́та невече́рняго моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: услы́шах слу́х Твои́ и убоя́хся, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Христа́ Бо́га Помо́щника и Засту́пника при́сно име́я в се́рдце твое́м, святи́телю Филаре́те, я́ко дре́вле Моисе́й началово́ждь, в беда́х и искуше́ниих лю́ди укрепля́л еси́ и науча́л еси́ взыва́ти к Нему́ я́ко Помо́щнику и Засту́пнику.
Сугу́бое попече́ние о ю́ных лю́дех име́л еси́, святи́телю Филаре́те, е́же бы́ти и́м благочести́вым, трудолюби́вым и рачи́тельно уча́щимся зако́ну Госпо́дню и служи́ти це́ркви на похвалу́ и Оте́честву на по́льзу.
Любо́вь Небе́сную на земли́ ева́нгельски стяжа́вый, горе́ упра́вил еси́ ду́шу твою́, пресла́вне Филаре́те, наставля́я ве́рныя лю́ди го́рняя помышля́ти, а не себе́ угожда́ти.
Богоро́дичен: Сове́та преве́чнаго смотре́ние разуме́в проро́к, та́йну рождества́ Де́вы преднапису́яй, взыва́ше: возвеселю́ся о Бо́зе, Спа́се Мое́м.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Сою́зом любве́ связу́еми апо́столи, влады́чествующему все́ми себе́ Христу́ возло́жше, кра́сны но́ги очища́ху, благовеству́юще все́м ми́р.
Апо́стольское рече́ние, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется, на тебе́ испо́лнися, святи́телю. Ты́ бо, не́мощен пло́тию, па́жить земли́ Ру́сския Боже́ственными словесы́ возде́лал еси́ и мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́.
Благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лнься, сло́во Бо́жие ре́вностно пропове́дал еси́ и та́йну Пресвяты́я Тро́ицы и воплоще́ния Бо́га Сло́ва преизя́щно изъясни́л еси́. Ны́не же Бо́гу предстоя́, моли́ся о почита́ющих тя́, Филаре́те достопа́мятне.
Я́ко зе́ницу о́ка и сокро́вище многоце́нное, храни́ти ве́ру Правосла́вную запове́дал еси́ на́м, святи́телю Филаре́те, в не́й бо е́сть утвержде́ние це́ркве и Оте́чества благоде́нствие.
Богоро́дичен: О́тчую Прему́дрость во утро́бе Свое́й носи́вшая, Влады́чице, в нощи́ ми́ра блужда́ющих к све́ту Христо́ву наста́ви и сою́зом любве́ соедини́, я́ко Богоро́дица еси́ и Ма́ти Све́та.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Возопи́х все́м се́рдцем мои́м к Ще́дрому Бо́гу, и услы́ша мя́ от а́да преиспо́дняго, и возведе́ от тли́ живо́т мои́.
Прему́дростию Бо́жиею вразумля́емь, я́ко Соломо́н му́дрый, су́д пра́вый и ми́лостивый потща́лся еси́ твори́ти, да ве́дают лю́дие, я́ко пра́ви су́ть пути́ Госпо́дни.
Ве́дая го́рькия рабо́ты и тяготы́ жития́ земледе́лателей, святи́телю Филаре́те, потща́лся еси́ помощи́ росси́йскому госуда́рю провозгласи́ти лю́дем ча́емое свобожде́ние.
О, любы́ Бо́га Отца́, распина́ющая, любы́ Сы́на, распина́емая, и любы́ Ду́ха Свята́го, торжеству́ющая си́лою кре́стною, благогове́йне взыва́л еси́, святи́телю Филаре́те.
Богоро́дичен: О Де́во Пречи́стая, Сло́вом Бо́жиим, да бу́дет, отрази́ла еси́ от Себе́ зако́нное по естеству́ недоуме́ние, егда́ Гаврии́л Арха́нгел Ти́ предста́, благовеству́я рождество́ Емману́ила, благогове́йне взыва́л еси́, святи́телю Филаре́те.
Конда́к, гла́с 2:
Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия, доброде́тель измла́да возлюби́л еси́, богоблаже́нне Филаре́те, я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный, по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́, Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви и засту́пника це́ркве на́шея яви́.
И́кос:
А́нгел па́ствы росси́йския яви́лся еси́ в житии́ твое́м, святи́телю Филаре́те, охраня́я и защища́я ю́ и боле́знуя се́рдцем о Оте́честве твое́м. Ны́не же, с ли́ки Небе́сными совокупле́н, наипа́че мо́лишися за ны́, усе́рдно прославля́ющих тя́ и зову́щих: ра́дуйся, святи́телей Моско́вских прее́мниче и в благода́ти и́м насле́дниче; ра́дуйся, я́ко Пе́тр, гра́д Москву́ возлюби́вый; ра́дуйся, я́ко Алекси́й, о не́м усе́рдно моли́выйся; ра́дуйся, я́ко Ио́на, бо́дрственне гра́д стреги́й; ра́дуйся, я́ко Мака́рий, ру́сских святы́х ре́вностно почита́вый; ра́дуйся, Фили́пповым по́двигом утвержда́выйся; ра́дуйся, и́овлеву благоче́стию подража́вый; ра́дуйся, Ермоге́новою любо́вию ко Оте́честву распала́емый; ра́дуйся, святи́телю Филаре́те, ве́ры Правосла́вныя богому́дрый учи́телю.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы в Вавило́не пе́щнаго пла́мене не убоя́шася, но, посреде́ пла́мене вве́ржени, ороша́еми поя́ху: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Я́коже Елиссе́й иногда́ ми́лоть Илиину́, кло́бук от гро́ба святи́теля Алекси́я прия́л еси́, святи́телю Филаре́те, да благода́ть сугу́бую получи́ши, воспева́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
А́ще и чти́л еси́ царя́ земна́го, но раболе́пствовати пред ни́м не восхоте́л еси́, святи́телю, царю́ же Небе́сному боголе́пную че́сть воздава́л еси́, взыва́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Рабо́тая Го́сподеви со стра́хом, не взира́л еси́ на похвале́ния и поноше́ния, святи́телю Филаре́те, то́кмо в се́рдце с тре́петом взыва́л еси́ к Судии́ Пра́веднейшему: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
У́м чи́ст, чу́вства до́брая и во́лю благу́ю, я́ко еди́но во о́браз Тро́ицы Святы́я име́я, святи́телю Филаре́те, Тро́ицы единосу́щие просла́вил еси́, взыва́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Отрокови́це Пречи́стая, чудеси́ рождества́ Твоего́ дивя́щеся, Избра́вшему Тя́ зове́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Пе́снь 8
Ирмо́с: За зако́ны оте́ческия блаже́ннии в Вавило́не ю́ноши, предбе́дствующе, царю́ющаго оплева́ша повеле́ние безу́мное и, совоку́плени, и́мже не свари́шася огне́м, Держа́вствующему досто́йную воспева́ху пе́снь: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Егда́ благи́й Госпо́дь попусти́ пове́трие губи́тельное во гра́де Москве́, тогда́ ты́, святи́телю Филаре́те, к покая́нию и моле́бствию наро́д призыва́л еси́ взыва́ти: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
И́же моли́твами твои́ми исцеле́ние обре́тший и спасе́ние от сме́рти улучи́вший, благода́рственное пе́ние принесо́ша, глаго́люще: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Отце́м святы́м подража́я, уста́вы и́ночеству препо́дал еси́, свя́те, да А́нгелом сослу́жат и́ноков собери́ и с ни́ми ли́ки неве́ст Христо́вых, взыва́юще: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Цари́цу Небесе́ и земли́, А́нгелов со́нми и челове́ков собери́, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Стра́нствия Влады́чня и Безсме́ртныя Трапе́зы на го́рнем ме́сте высо́кими умы́, ве́рнии, прииди́те, наслади́мся, возше́дша Сло́ва, от Сло́ва научи́вшеся, Его́же велича́ем.
Ре́вностию по Бо́зе на высоту́ доброде́телей возше́д, сла́вы ми́ра сего́ удаля́лся еси́, свя́те, взыску́яй сла́вы то́кмо от Христа́, То́й бо е́сть еди́ный ца́рь ми́ра и Спа́с ду́ш на́ших.
Егда́ сверши́ся кончи́на свята́я твоя́, возскорбе́ша лю́дие росси́йстии, достохва́льне святи́телю, ты́ же не оста́вил еси́ и́х си́ры, дерзнове́нно моля́ся еди́ному царю́ ми́ра и Спа́су ду́ш на́ших.
Торжеству́йте, лю́дие, святи́теля Филаре́та па́мять чту́ще, и́же служи́тель до́ма Богоро́дицы бы́в, просла́ви Ту́, я́ко в моли́твах неусыпа́ющую Засту́пницу.
Богоро́дичен: Ру́сь Свята́я, лику́й ны́не, за тя́ бо мо́лит Сы́на Своего́ Пречи́стая Богоро́дица Де́ва с Филаре́том приснохва́льным и все́ми святы́ми твои́ми.
Свети́лен:
Я́ко благоче́стия лампа́ду светолу́чну, ри́тора преизя́щна, па́стыря милосе́рдна, судию́ прему́дра, прииди́те, ве́рнии, Филаре́та благопода́теля любо́вию ублажи́м.
Богоро́дичен: Что́ Ти́ принесе́м, Благода́тная, ру́ки иму́ще оскверне́ны? Ка́ко воспое́м Тя́, уста́ иму́ще нечи́ста? Ка́ко восхва́лим Тя́, се́рдце иму́ще лука́во? Оба́че моли́твами святи́теля Филаре́та взыва́ем Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Помо́щникъ и҆ покрови́тель бы́сть мнѣ̀ во сп҃се́нїе, се́й мо́й бг҃ъ, и҆ просла́влю є҆гѡ̀, бг҃ъ ѻ҆ц҃а̀ моегѡ̀ и҆ вознесꙋ̀ є҆гѡ̀, сла́вно бо просла́висѧ.
Всемлⷭ҇тиве гдⷭ҇и, да́ждь мѝ мы́сль бл҃гꙋ и҆ наста́ви се́рдце моѐ во є҆́же просла́вити ди́внаго во ст҃и́телехъ фїларе́та прехва́льнагѡ.
Ꙗ҆́кѡ плодоно́снаѧ вѣ́твь, ѿ бл҃гочести́вагѡ ко́рене и҆ сщ҃е́нническагѡ дре́ва произше́дъ, ст҃е фїларе́те, бл҃года́ть а҆рхїере́йства досто́йнѡ воспрїѧ́лъ є҆сѝ. сегѡ̀ ра́ди бл҃года́рнѣ ѱало́мски вопїе́мъ: ро́дъ пра́выхъ бл҃гослови́тсѧ.
Ю҆́нъ ра́зꙋмъ къ бжⷭ҇твеннымъ ᲂу҆че́нїемъ напра́вивъ, премꙋ́дре фїларе́те, да́же до честны́хъ сѣди́нъ въ зако́нѣ гдⷭ҇ни поꙋча́лсѧ є҆сѝ де́нь и҆ но́щь, сегѡ̀ ра́ди пло́дъ стори́чный бг҃ꙋ прине́слъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Бцⷣе дв҃о, ꙗ҆́коже во ᲂу҆спе́нїи твое́мъ мі́ра не ѡ҆ста́вила є҆сѝ, бꙋ́ди и҆ на́мъ пꙋтеводи́тельница во црⷭ҇твїе сн҃а твоегѡ̀ и҆ бг҃а на́шегѡ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Оу҆твердѝ, гдⷭ҇и, на ка́мени за́повѣдей твои́хъ подви́гшеесѧ се́рдце моѐ, ꙗ҆́кѡ є҆ди́нъ ст҃ъ є҆сѝ и҆ гдⷭ҇ь.
Фїларе́та млⷭ҇тивагѡ и҆́мѧ прїе́мъ, ст҃и́телю фїларе́те, сосꙋ́дъ добродѣ́телей твои́хъ млⷭ҇тїю ᲂу҆кра́силъ є҆сѝ, сегѡ̀ ра́ди ꙗ҆́кѡ ѻ҆те́цъ чадолюби́вый лю́демъ рѡссі̑йскимъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ.
Во все́мъ послѣ́дꙋѧй бжⷭ҇твеннымъ ѻ҆тцє́мъ, премꙋ́дрость бж҃їю ꙗ҆́кѡ наста́вницꙋ и҆збра́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю, и҆, цр҃кве рѡссі́йскїѧ до́брый па́стырь бы́въ, бл҃гоче́стїю па́ствꙋ наꙋчи́лъ є҆сѝ.
Златоꙋ́стꙋ сла́вномꙋ си́лою сло́ва подо́бѧсѧ, бг҃а сло́ва вои́стиннꙋ возсла́вилъ є҆сѝ, ст҃и́телю фїларе́те, тѣ́мже слове́сными вѣнцы̀ тѧ̀ велича́емъ.
Бг҃оро́диченъ: Нѣ́сть пречⷭ҇та, ꙗ҆́кѡ ты̀, дв҃о, и҆ нѣ́сть грѣ́шенъ, ꙗ҆́кѡ а҆́зъ, ѻ҆каѧ́нный, тѣ́мже, безнаде́женъ сы́й, на тѧ̀ ᲂу҆пова́нїе моѐ возлага́ю.
Сѣда́ленъ, гла́съ и҃:
Ты̀ є҆сѝ па́стырь до́брый и҆ ᲂу҆чи́тель бг҃омꙋ́дрый, ст҃и́телю ѻ҆́тче фїларе́те, тобо́ю бг҃ъ ᲂу҆красѝ цр҃ковь свою̀ и҆ тѣ́ло твоѐ, многолѣ́тнѡ покрове́нное въ землѝ, нетлѣ́ннѡ ꙗ҆вѝ лю́демъ свои́мъ. тѣ́мже не преста́й моли́тисѧ ѡ҆ хва́лѧщихъ тѧ̀ и҆ чтꙋ́щихъ па́мѧть твою̀, просѧ̀ ѡ҆ставле́нїѧ грѣхѡ́въ и҆ сп҃се́нїѧ дꙋша́мъ на́шимъ.
Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ всенепоро́чнаѧ невѣ́ста творца̀, ꙗ҆́кѡ неискꙋсобра́чнаѧ мт҃и и҆зба́вителѧ, прїѧ́телище ꙗ҆́кѡ сꙋ́щи ᲂу҆тѣ́шителѧ, препѣ́таѧ, свѣ́тлое жили́ще добродѣ́телей совершѝ мѧ̀, ѿженѝ ѻ҆́блакъ страсте́й и҆ вы́шнѧгѡ прича́стїѧ сподо́би и҆ свѣ́та невече́рнѧгѡ мл҃твами твои́ми.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Оу҆слы́ша прⷪ҇ро́къ прише́ствїе твоѐ, гдⷭ҇и, и҆ ᲂу҆боѧ́сѧ, ꙗ҆́кѡ хо́щеши ѿ дв҃ы роди́тисѧ и҆ человѣ́кѡмъ ꙗ҆ви́тисѧ, и҆ глаго́лаше: ᲂу҆слы́шахъ слꙋ́хъ тво́й и҆ ᲂу҆боѧ́хсѧ, сла́ва си́ле твое́й, гдⷭ҇и.
Хрⷭ҇та̀ бг҃а помо́щника и҆ застꙋ́пника при́снѡ и҆мѣ́ѧ въ се́рдце твое́мъ, ст҃и́телю фїларе́те, ꙗ҆́кѡ дре́вле мѡѷсе́й началово́ждь, въ бѣда́хъ и҆ и҆скꙋше́нїихъ лю́ди ᲂу҆крѣплѧ́лъ є҆сѝ и҆ наꙋча́лъ є҆сѝ взыва́ти къ немꙋ̀ ꙗ҆́кѡ помо́щникꙋ и҆ застꙋ́пникꙋ.
Сꙋгꙋ́бое попече́нїе ѡ҆ ю҆́ныхъ лю́дехъ и҆мѣ́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю фїларе́те, є҆́же бы́ти и҆̀мъ бл҃гочести̑вымъ, трꙋдолюби̑вымъ и҆ рачи́тельно ᲂу҆ча́щымсѧ зако́нꙋ гдⷭ҇ню и҆ слꙋжи́ти цр҃кви на похвалꙋ̀ и҆ ѻ҆те́чествꙋ на по́льзꙋ.
Любо́вь нбⷭ҇нꙋю на землѝ є҆ѵⷢ҇льски стѧжа́вый, горѣ̀ ᲂу҆пра́вилъ є҆сѝ дꙋ́шꙋ твою̀, пресла́вне фїларе́те, наставлѧ́ѧ вѣ̑рныѧ лю́ди гѡ́рнѧѧ помышлѧ́ти, а҆ не себѣ̀ ᲂу҆гожда́ти.
Бг҃оро́диченъ: Совѣ́та превѣ́чнаго смотре́нїе разꙋмѣ́въ прⷪ҇ро́къ, та́йнꙋ ржⷭ҇тва̀ дв҃ы преднаписꙋ́ѧй, взыва́ше: возвеселю́сѧ ѡ҆ бз҃ѣ, сп҃сѣ мое́мъ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Сою́зомъ любвѐ свѧзꙋ́еми а҆пⷭ҇ли, влⷣчествꙋющемꙋ всѣ́ми себѣ̀ хрⷭ҇тꙋ̀ возло́жше, кра́сны но́ги ѡ҆чища́хꙋ, бл҃говѣствꙋ́юще всѣ̑мъ ми́ръ.
А҆пⷭ҇льское рече́нїе, ꙗ҆́кѡ си́ла бж҃їѧ въ не́мощи соверша́етсѧ, на тебѣ̀ и҆спо́лнисѧ, ст҃и́телю. ты̀ бо, не́мощенъ пло́тїю, па́жить землѝ рꙋ́сскїѧ бжⷭ҇твенными словесы̀ воздѣ́лалъ є҆сѝ и҆ мнѡ́гїѧ лю́ди ко хрⷭ҇тꙋ̀ приве́лъ є҆сѝ.
Бл҃года́ти ст҃а́гѡ дх҃а и҆спо́лньсѧ, сло́во бж҃їе ре́вностнѡ проповѣ́далъ є҆сѝ и҆ та́йнꙋ прест҃ы́ѧ трⷪ҇цы и҆ воплоще́нїѧ бг҃а сло́ва преизѧ́щнѡ и҆з̾ѧсни́лъ є҆сѝ. ны́нѣ же бг҃ꙋ предстоѧ̀, моли́сѧ ѡ҆ почита́ющихъ тѧ̀, фїларе́те достопа́мѧтне.
Ꙗ҆́кѡ зѣ́ницꙋ ѻ҆́ка и҆ сокро́вище многоце́нное, храни́ти вѣ́рꙋ правосла́внꙋю заповѣ́далъ є҆сѝ на́мъ, ст҃и́телю фїларе́те, въ не́й бо є҆́сть ᲂу҆твержде́нїе цр҃кве и҆ ѻ҆те́чества бл҃годе́нствїе.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆́ч҃ꙋю премꙋ́дрость во ᲂу҆тро́бѣ свое́й носи́вшаѧ, влⷣчце, въ нощѝ мі́ра блꙋжда́ющихъ къ свѣ́тꙋ хрⷭ҇то́вꙋ наста́ви и҆ сою́зомъ любвѐ соединѝ, ꙗ҆́кѡ бцⷣа є҆сѝ и҆ мт҃и свѣ́та.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Возопи́хъ всѣ̑мъ се́рдцемъ мои́мъ къ ще́дромꙋ бг҃ꙋ, и҆ ᲂу҆слы́ша мѧ̀ ѿ а҆́да преиспо́днѧгѡ, и҆ возведѐ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й.
Премꙋ́дростїю бж҃їею вразꙋмлѧ́емь, ꙗ҆́кѡ соломѡ́нъ мꙋ́дрый, сꙋ́дъ пра́вый и҆ ми́лостивый потща́лсѧ є҆сѝ твори́ти, да вѣ́даютъ лю́дїе, ꙗ҆́кѡ пра́ви сꙋ́ть пꙋти̑ гдⷭ҇ни.
Вѣ́даѧ го́рькїѧ рабѡ́ты и҆ тѧготы̑ житїѧ̀ земледѣ́лателей, ст҃и́телю фїларе́те, потща́лсѧ є҆сѝ помощѝ рѡссі́йскомꙋ госꙋда́рю провозгласи́ти лю́демъ ча́емое свобожде́нїе.
Ѽ, любы̀ бг҃а ѻ҆ц҃а̀, распина́ющаѧ, любы̀ сн҃а, распина́емаѧ, и҆ любы̀ дх҃а ст҃а́гѡ, торжествꙋ́ющаѧ си́лою крⷭ҇тною, бл҃гоговѣ́йнѣ взыва́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю фїларе́те.
Бг҃оро́диченъ: Ѽ дв҃о пречⷭ҇таѧ, сло́вомъ бж҃їимъ, да бꙋ́детъ, ѿрази́ла є҆сѝ ѿ себѣ̀ зако́нное по є҆стествꙋ̀ недоꙋмѣ́нїе, є҆гда̀ гаврїи́лъ а҆рха́гг҃лъ тѝ предста̀, бл҃говѣствꙋ́ѧ ржⷭ҇тво̀ є҆мманꙋ́ила, бл҃гоговѣ́йнѣ взыва́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю фїларе́те.
Конда́къ, гла́съ в҃:
Ꙗ҆́кѡ и҆́стинный подража́тель прпⷣбнагѡ се́ргїа, добродѣ́тель и҆змла́да возлюби́лъ є҆сѝ, бг҃обл҃же́нне фїларе́те, ꙗ҆́кѡ па́стырь првⷣный и҆ и҆сповѣ́дникъ непоро́чный, по ст҃ѣ́мъ преставле́нїи ѿ безбо́жныхъ порꙋга́нїе и҆ поношє́нїѧ прїѧ́лъ є҆сѝ, бг҃ъ же зна́меньми и҆ чꙋдесы̀ тѧ̀ просла́ви и҆ застꙋ́пника цр҃кве на́шеѧ ꙗ҆вѝ.
І҆́косъ:
А҆́гг҃лъ па́ствы рѡссі́йскїѧ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ въ житїѝ твое́мъ, ст҃и́телю фїларе́те, ѡ҆хранѧ́ѧ и҆ защища́ѧ ю҆̀ и҆ болѣ́знꙋѧ се́рдцемъ ѡ҆ ѻ҆те́чествѣ твое́мъ. ны́нѣ же, съ ли́ки нбⷭ҇ными совокꙋпле́нъ, наипа́че мо́лишисѧ за ны̀, ᲂу҆се́рднѡ прославлѧ́ющихъ тѧ̀ и҆ зовꙋ́щихъ: ра́дꙋйсѧ, ст҃и́телей моско́вскихъ прее́мниче и҆ въ бл҃года́ти и҆̀мъ наслѣ́дниче; ра́дꙋйсѧ, ꙗ҆́кѡ пе́тръ, гра́дъ москвꙋ̀ возлюби́вый; ра́дꙋйсѧ, ꙗ҆́кѡ а҆леѯі́й, ѡ҆ не́мъ ᲂу҆се́рднѡ моли́выйсѧ; ра́дꙋйсѧ, ꙗ҆́кѡ і҆ѡ́на, бо́дрственнѣ гра́дъ стрегі́й; ра́дꙋйсѧ, ꙗ҆́кѡ мака́рїй, рꙋ́сскихъ ст҃ы́хъ ре́вностнѡ почита́вый; ра́дꙋйсѧ, фїлі́пповымъ по́двигомъ ᲂу҆твержда́выйсѧ; ра́дꙋйсѧ, і҆́ѡвлевꙋ бл҃гоче́стїю подража́вый; ра́дꙋйсѧ, є҆рмоге́новою любо́вїю ко ѻ҆те́чествꙋ распала́емый; ра́дꙋйсѧ, ст҃и́телю фїларе́те, вѣ́ры правосла́вныѧ бг҃омꙋ́дрый ᲂу҆чи́телю.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѻ҆́троцы въ вавѷлѡ́нѣ пе́щнагѡ пла́мене не ᲂу҆боѧ́шасѧ, но, посредѣ̀ пла́мене вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Ꙗ҆́коже є҆лїссе́й и҆ногда̀ ми́лѡть и҆лїинꙋ̀, кло́бꙋкъ ѿ гро́ба ст҃и́телѧ а҆леѯі́ѧ прїѧ́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю фїларе́те, да бл҃года́ть сꙋгꙋ́бꙋю полꙋчи́ши, воспѣва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
А҆́ще и҆ чти́лъ є҆сѝ царѧ̀ земна́го, но раболѣ́пствовати пред̾ ни́мъ не восхотѣ́лъ є҆сѝ, ст҃и́телю, цр҃ю̀ же нбⷭ҇номꙋ бг҃олѣ́пнꙋю че́сть воздава́лъ є҆сѝ, взыва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Рабо́таѧ гдⷭ҇еви со стра́хомъ, не взира́лъ є҆сѝ на похвалє́нїѧ и҆ поношє́нїѧ, ст҃и́телю фїларе́те, то́кмо въ се́рдце съ тре́петомъ взыва́лъ є҆сѝ къ сꙋдїѝ пра́веднѣйшемꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Оу҆́мъ чи́стъ, чꙋ̑вства дѡ́браѧ и҆ во́лю бл҃гꙋ́ю, ꙗ҆́кѡ є҆ди́но во ѻ҆́бразъ трⷪ҇цы ст҃ы́ѧ и҆мѣ́ѧ, ст҃и́телю фїларе́те, трⷪ҇цы є҆диносꙋ́щїе просла́вилъ є҆сѝ, взыва́ѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆трокови́це пречⷭ҇таѧ, чꙋдесѝ ржⷭ҇тва̀ твоегѡ̀ дивѧ́щесѧ, и҆збра́вшемꙋ тѧ̀ зове́мъ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: За зако́ны ѻ҆те́чєскїѧ бл҃же́ннїи въ вавѷлѡ́нѣ ю҆́нѡши, предбѣ́дствꙋюще, царю́ющагѡ ѡ҆плева́ша повелѣ́нїе безꙋ́мное и҆, совокꙋ́плени, и҆́мже не свари́шасѧ ѻ҆гне́мъ, держа́вствꙋющемꙋ досто́йнꙋю воспѣва́хꙋ пѣ́снь: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Є҆гда̀ бл҃гі́й гдⷭ҇ь попꙋстѝ пове́трїе гꙋби́тельное во гра́дѣ москвѣ̀, тогда̀ ты̀, ст҃и́телю фїларе́те, къ покаѧ́нїю и҆ моле́бствїю наро́дъ призыва́лъ є҆сѝ взыва́ти: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
И҆́же мл҃твами твои́ми и҆сцѣле́нїе ѡ҆брѣ́тшїй и҆ сп҃се́нїе ѿ сме́рти ᲂу҆лꙋчи́вшїй, бл҃года́рственное пѣ́нїе принесо́ша, глаго́люще: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Ѻ҆тцє́мъ ст҃ы̑мъ подража́ѧ, ᲂу҆ста́вы и҆́ночествꙋ препо́далъ є҆сѝ, ст҃е, да а҆́гг҃лѡмъ сослꙋ́жатъ и҆́нокѡвъ соберѝ и҆ съ ни́ми ли́ки невѣ́стъ хрⷭ҇то́выхъ, взыва́юще: гдⷭ҇а по́йте, дѣла̀, и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: Цр҃и́цꙋ нб҃сѐ и҆ землѝ, а҆́гг҃лѡвъ со́нми и҆ человѣ́кѡвъ соберѝ, по́йте и҆ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Стра́нствїѧ влⷣчнѧ и҆ безсме́ртныѧ трапе́зы на го́рнѣмъ мѣ́стѣ высо́кими ᲂу҆мы̀, вѣ́рнїи, прїиди́те, наслади́мсѧ, возше́дша сло́ва, ѿ сло́ва наꙋчи́вшесѧ, є҆го́же велича́емъ.
Ре́вностїю по бз҃ѣ на высотꙋ̀ добродѣ́телей возше́дъ, сла́вы мі́ра сегѡ̀ ᲂу҆далѧ́лсѧ є҆сѝ, ст҃ѣ, взыскꙋ́ѧй сла́вы то́кмѡ ѿ хрⷭ҇та̀, то́й бо є҆́сть є҆ди́ный цр҃ь мі́ра и҆ сп҃съ дꙋ́шъ на́шихъ.
Є҆гда̀ сверши́сѧ кончи́на ст҃а́ѧ твоѧ̀, возскорбе́ша лю́дїе рѡссі́йстїи, достохва́льне ст҃и́телю, ты̀ же не ѡ҆ста́вилъ є҆сѝ и҆́хъ си́ры, дерзнове́нно молѧ́сѧ є҆ди́номꙋ цр҃ю̀ ми́ра и҆ сп҃сꙋ дꙋ́шъ на́шихъ.
Торжествꙋ́йте, лю́дїе, ст҃и́телѧ фїларе́та па́мѧть чтꙋ́ще, и҆́же слꙋжи́тель до́ма бцⷣы бы́въ, просла́ви тꙋ̀, ꙗ҆́кѡ въ мл҃твахъ неꙋсыпа́ющꙋю застꙋ́пницꙋ.
Бг҃оро́диченъ: Рꙋ́сь ст҃а́ѧ, ликꙋ́й ны́нѣ, за тѧ́ бо мо́литъ сн҃а своегѡ̀ пречⷭ҇таѧ бцⷣа дв҃а съ фїларе́томъ приснохва́льнымъ и҆ всѣ́ми ст҃ы́ми твои́ми.
Свѣти́ленъ:
Ꙗ҆́кѡ бл҃гоче́стїѧ лампа́дꙋ свѣтолꙋ́чнꙋ, ри́тора преизѧ́щна, па́стырѧ милосе́рдна, сꙋдїю̀ премꙋ́дра, прїиди́те, вѣ́рнїи, фїларе́та бл҃гопода́телѧ любо́вїю ᲂу҆бл҃жи́мъ.
Бг҃оро́диченъ: Что̀ тѝ принесе́мъ, бл҃года́тнаѧ, рꙋ́ки и҆мꙋ́ще ѡ҆скверне́ны; ка́кѡ воспое́мъ тѧ̀, ᲂу҆ста̀ и҆мꙋ́ще нечи̑ста; ка́кѡ восхва́лимъ тѧ̀, се́рдце и҆мꙋ́ще лꙋка́во; ѻ҆ба́че мл҃твами ст҃и́телѧ фїларе́та взыва́емъ тѝ: ра́дꙋйсѧ, невѣ́сто неневѣ́стнаѧ.
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в Лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.
В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, † 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Тогда же митрополит Платон поставил его Лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-Ангельски».
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.
В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старая же академия была обращена в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили отца Филарета.
В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.
С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.
В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.
11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители – новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...».
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то во время одной из таких поездок архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». – «Вот, – промолвил он в заключение своей беседы со мной, – пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот – ямщик меня наставил».
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.
В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.
В 1824 году недоброжелатели святителя хлопотали о его удалении из Москвы. Когда по Москве распространился слух о предстоящем перемещении его в Тифлис (Тбилиси), он не смутился. «Монах, как солдат, – говорил он, – должен стоять на часах там, где его поставят; идти туда, куда пошлют» – «Неужели, владыка, – воскликнула одна барыня, – вы поедете в эту ссылку?» – «Ведь поехал же я из Твери в Москву», – сказал ей в ответ владыка. Слух, однако, оказался ложным.
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, ваше сиятельство, получили хиротонию?». Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» – повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» – спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.
В 1832 году митрополит Филарет по поручению Синода составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским митрополитом высказались в Синоде за возобновление перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов с оставлением за ними членства в Синоде.
Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н.А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.
Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину православия и христианской любовью.
Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех».
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.
Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.
При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.
Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши...» – «Смелости недостает», – со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив и по рассмотрении в одних случаях снисходителен и милостив, а в других – строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд – перевод творений святых отцов на русский язык.
Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.
Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» – «Не наоборот ли бывает, – возразил митрополит, – плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай – и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов; и опять дела – доклады, служебная переписка.
Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и искренно сказанными. «Сделайте милость, – писал он, – не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».
17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней литургии в Лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число». – «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?» – усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел – мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье. В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.
За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения: «Перед кончиной, – сказал он, – старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче». 19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Проводив гостей, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который несколько часов спустя пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Тогда обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не оказалось. Из кабинета он поспешил в боковую комнату – и там увидел архипастыря на коленях около умывальника.
Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Храме Христа Спасителя в Москве.
Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.
В одном дворянском семействе брат и сестра не сходились во мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за прозорливца, а брат высказывался о нем скептически. Однажды брат вознамерился обманом испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что его постигло несчастье – сгорела усадьба – и попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами: «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, он с похвальбой рассказал сестре об обмане, чем огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло известие о пожаре. Пораженный этим событием, погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.
Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него, чрез его благословение и молитву всесильной помощи от Бога.
Дочь одного московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не надеясь уже застать ее в живых. Перед литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе с тобой помолимся», – и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай, Господь милосерд», – промолвил он, благословляя диакона по совершении литургии. Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости, застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно выздоровела.
У московского купца случилось воспаление в руке и врачи решили отнять ее. Накануне операции к жене больного пришла знакомая старообрядка. Узнав о тяжелом состоянии купца, она с насмешкой сказала: «Почему же вы не обратитесь к вашему митрополиту, ведь вы почитаете его за святого». Злую издевку жена купца приняла за вразумление и тотчас отправилась к святителю просить его помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет, выслушав просьбу, вызвал к себе их приходского священника и велел ему причастить больного и 40 дней поминать его о здравии за литургией. Вечером того же дня больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На другой день, после того, как купец причастился, к нему приехали доктора делать операцию, но с немалым удивлением они увидели решительную перемену в состоянии больного, и нужда в операции отпала.
Один крестьянин по пути в Москву сбился с дороги и, не находя ее по случаю сильной метели, в изнеможении упал. Но вот он видит приближающуюся к нему тень и, полагая, что это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, он начинает молить Бога о прощении грехов своих и призывает на помощь всех святых. По приближении тени он видит старца небольшого роста в черной рясе и шапочке, который спрашивает его: «Кто ты и откуда?» И когда крестьянин объяснил ему все подробно, старец берет его за руку, говоря: «Что ты так упал духом, встань, я доведу тебя до селения». Крестьянин, чувствуя, что его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. Дошедши старец и говорит: «Оставайся, Господь с тобою, теперь ты вне опасности». Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спрашивает: за кого он должен молиться. Старец говорит: «Молись за Филарета Московского» и с этими словами стал невидим.
Долго потом ходил этот человек в Москве по разным монастырям, стараясь отыскать своего избавителя и, хотя находил монашествующих этого имени, но не узнавал в них своего помощника. Прожив в Москве несколько дней, он уже собрался в обратный путь. Проходя мимо Никольских ворот Кремля, он встречается с неизвестным купцом, который, видя его печальным и полагая, что он нуждается в пособии, намеревался подать ему милостыню, но тот не принял ее. На вопрос незнакомца о причине его скорби он рассказал о случившемся. Выслушав его рассказ, незнакомец говорит: «Вероятно, тебя спас наш митрополит», и указал ему дорогу на Троицкое подворье, куда крестьянин отправился немедленно и пришел в то самое время, когда владыка, возвратясь из Синодальной конторы, выходил из кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!» Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно. Выслушав его, владыка сказал: «Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию – это он тебя сохранил». При этом владыка дал ему образок преподобного Сергия.
Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году, совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.