Канон святителю Феодору, архиепископу Ростовскому

Припев: Святи́телю, о́тче Феóдоре, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 11 декабря (28 ноября ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Го́споди Бо́же мо́й, отве́рзи моя́ недосто́йная уста́, О́тчее Сло́во, да досто́йно возмогу́ воспе́ти по́двиги святи́теля Твоего́ и уго́дника.

Реши́ти и вяза́ти приимы́й вла́сть от Архипа́стыря Небе́снаго, святи́тель Христо́в Фео́доре, разреши́ свя́занный язы́к мо́й плени́цами беззако́ний на славосло́вие и́мени твоему́ свято́му.

Е́же пасти́ ста́до христоимени́то предъизбра́н бы́в Боже́ственною благода́тию, ты́ же, я́ко ра́б послушли́вый, я́ко па́стырь до́брый, приле́жное име́л еси́ о ста́де твое́м попече́ние.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия, Пречи́стая, и Благослове́нная, и Всенепоро́чная, души́ моея́ стра́сти исцели́, и стра́сти плотски́я отжени́, и свободи́ у́м мо́й от вся́каго вре́да и от вра́жия мя́ напа́сти изба́ви, Влады́чице.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче.

Де́латель бы́в за́поведей Госпо́дних, непреста́нно в ни́х поуча́яся, святи́телю Фео́доре, сего́ ра́ди возше́д на Небеса́, и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́чню, со А́нгельскими ли́ки непреста́нно воспева́еши: не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче.

От земны́х не́др восприе́млем, я́ко да́р освяще́н, сокро́вище безце́нное — честны́я твоя́ мо́щи, святи́телю Фео́доре, от ни́хже прие́млем душа́м на́шим освяще́ние, Христа́ воспева́юще: не́сть свя́т, не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Хра́м Свята́го Ду́ха от ю́ности бы́л еси́, о́тче Фео́доре, сего́ ра́ди и по сме́рти соблюде́ся те́ло твое́ нетле́нно, и ны́не христоимени́тии лю́дие, отвсю́ду собра́вшеся, ра́достно ублажа́ют тя́, вопию́ще Христу́ Спаси́телю: не́сть свя́т, не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Богоро́дичен: Цари́це и Влады́чице, Де́во Богоро́дице, под кро́в Тво́й прибега́юще и пою́ще, Сы́ну Твоему́ Христу́ Бо́гу воспева́юще: не́сть свя́т, не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Седа́лен, гла́с 8:

Я́ко виногра́д при́сно зелене́ющий, архипа́стырским твои́м всегда́шним уче́ния напое́нием, па́ствы твоея́ о́вцы сотвори́л еси́, и́хже, умно́жив, в благоче́стии возрасти́л еси́, и от сего́ ве́рен ра́б и де́латель виногра́да Христо́ва показа́лся еси́, сего́ ра́ди и труда́м возме́здие досто́йно восприя́л еси́, святи́телю, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Богоро́дичен: Кади́льнице всезлата́я, Мари́е Всенепоро́чная, Христа́ моли́, Его́же родила́ еси́, изба́витися на́м от бе́д и огня́ ве́чнующаго.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в, те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Поще́ниями в жи́зни се́й, я́ко сне́дьми любоче́стия, пита́яся, ду́шу твою́, блаже́нне, ны́не веселя́щуюся предста́вил Творцу́ все́х, призыва́ющему тя́, в вы́шней Боже́ственней сла́дости ра́дуешися.

Моли́твою возше́л еси́ в Небе́сная, иде́же с ли́ки оте́ц пребыва́я, весели́шися, помина́й, всеблаже́нне, па́мять твою́ све́тло торжеству́ющия.

Уясня́ют воспева́юще, А́нгельстии чи́ни па́мять твою́, святи́телю Фео́доре, та́кожде и мы́, земни́и, уми́льно вопие́м ти́: испроси́ оставле́ние прегреше́ний и благи́х наслажде́ние.

Богоро́дичен: Правосла́вною ве́рою и любо́вию притека́ющих Ти́ и со стра́хом пою́щих Тя́, моле́бный гла́с услы́ши, Влады́чице.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Святи́тельства оде́ждою оде́ян бы́л еси́, всеблаже́нне, приле́жное моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́, да ми́лостива обря́щут в Де́нь Су́дный.

Умиле́ния исто́чник мне́ испроси́ в честне́й па́мяти твое́й, святи́телю Фео́доре, да омы́ю скве́рну души́ моея́ покая́нием и твои́ми моли́твами да обря́щу жи́знь ве́чную; пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Повеле́нию Христо́ву после́дствуя, кро́ток и смире́нен се́рдцем и все́м свя́т бы́л еси́, уподобля́яся вселе́нныя учи́телю и покая́ния наста́внику, моли́твами твои́ми просвети́ и мое́ се́рдце, греха́ми омраче́нное, пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Богоро́дичен: Мои́х прегреше́ний плени́цы расто́ргни, Твоего́ Сы́на и Бо́га моля́щи, и томя́щий мя́ гре́х при́сно низложи́, я́ко да воспева́ю Тя́ всегда́, Всенепоро́чная, Тобо́ю спаса́ем.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

Го́рдаго зми́я низложи́л еси́ ору́жием смиренному́дрия, всеблаже́нне, и, возвы́сився ду́хом, во оби́тели присножи́зненныя всели́лся еси́, иде́же, со А́нгельскими во́инствы ликовству́я, в Тро́ице Еди́наго Бо́га воспева́еши.

Освяще́н бы́л еси́ Боже́ственною благода́тию, Богому́дре Фео́доре, е́же пасти́ ста́до ове́ц слове́сных, ты́ же, я́ко па́стырь и́стинный, всеприле́жное о вруче́нном тебе́ ста́де име́л попече́ние.

Чи́на А́нгельскаго удосто́ился еси́, досточу́дне святи́телю, А́нгельскую ре́вность в житии́ свое́м показа́л еси́, с ни́ми у́бо приле́жно моли́ изба́витися от напа́сти воспева́ющим тя́.

Богоро́дичен: Кре́пость моя́, пе́ние и спасе́ние е́сть Госпо́дь, Ю́же Тя́, Ма́терь Пречи́стую и Неве́сту Неневе́стную предъизбра́л, Его́же о рабе́х Твои́х при́сно непреста́й моли́ти, Чи́стая.

Конда́к, гла́с 2:

В моли́твах Го́сподеви предстоя́, я́коже кре́пкий адама́нт во у́твари, по вся́ дни́ и но́щи пред лице́м Бо́жиим светя́ся моли́твами, и́хже ра́ди трудо́в Незаходи́маго Све́та сподо́бився, но, я́ко име́я дерзнове́ние к ро́ждшемуся от Святы́я Де́вы, Христу́ Бо́гу на́шему, Его́же моли́ непреста́нно о все́х на́с.

И́кос:

Огради́ моя́ помышле́ния, Христе́ мо́й, и́бо моли́твенника те́плаго воспе́ти дерза́ю, святи́теля Твоего́ Фео́дора, от ю́наго во́зраста и́го Христо́во на ра́мо свое́ взе́мшаго и в пусты́ни Ра́донежской у вели́каго Се́ргия по́двигом моли́твенным научи́вшагося, гра́д Москву́ устрое́нием оби́тели и́ноческия украси́вшаго и моли́твами свои́ми се́й озари́вшаго; по́слежди же на све́щнице Це́ркве Росто́вския поста́вленнаго и вве́ренныя ему́ лю́ди све́том де́л свои́х просвети́вшаго, ны́не же Престо́лу Сла́вы Твоея́ предстоя́щаго и моля́щагося непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́ Бо́же, оте́ц на́ших.

Изба́витися ста́ду твоему́ вся́каго озлобле́ния и ско́рби моли́ся, святи́телю Фео́доре, ты́ бо еси́ спасе́ния наде́жда непосты́дна, упова́ние изве́стно, и́стина необори́мая.

Бо́жиим манове́нием после́днему ро́ду явле́на бы́ша честны́я мо́щи святи́теля Фео́дора, сего́ ра́ди в це́ркви Бо́жией освяще́ние прие́млем, Христу́ вопию́ще: отце́в на́ших Бо́же благослове́н еси́.

Жезло́м па́стырским до́бре лю́ди твоя́ упа́сл еси́, о ни́хже я́ко ве́рен па́стырь Христу́ возопи́л еси́: отце́в на́ших Бо́же благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Ты́ еси́, Пречи́стая Богоро́дице, прибе́жище на́ше и утвержде́ние, моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего пода́ти на́м спасе́ние и грехо́в оставле́ние.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Богоглаго́ливии о́троцы в пещи́, со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Го́споду просла́вившу уго́дника своего́ святи́теля Фео́дора, мно́гим бо ле́том преше́дшим, сокрове́ны бы́ша честны́я его́ мо́щи, но ны́не вси́ воспои́м его́, согла́сно зову́ще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Хра́м Свята́го Ду́ха от ю́ности бы́л еси́ о́тче, сего́ ра́ди и по сме́рти соблюде́ся те́ло твое́ нетле́нно, о се́м ра́достно вопие́м: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Ми́лостив у́бо и кро́ток, преподо́бен и незло́бив бы́в, я́коже Па́вел о Христе́, похваля́я, рече́: тако́в на́м подоба́ше Архиере́й, — Его́же моли́, благослове́нне архиере́ю, в ми́ре сохрани́ти ста́до твое́.

Богоро́дичен: Упра́ви души́ моея́ движе́ние, Всенепоро́чная, к Боже́ственным повеле́нием Возсия́вшаго из чре́ва Твоего́, бу́ри избавля́ющи мя́ жите́йских собла́знов хода́тайством Твои́м.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с, те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Ужасо́хомся и почуди́хомся, па́че же стра́хом и ра́достию объя́ти бы́хом, я́ко по толи́цех ле́тех обрето́шася честны́я мо́щи святи́теля Фео́дора це́лы и неразруши́мы, от ни́хже истека́ет исцеле́ния исто́чник приснотеку́щий.

Ра́дость и весе́лие и неизрече́нное ра́дование твоему́ ста́ду, святи́телю, показа́ся обре́тение честны́х моще́й твои́х, о ни́хже испроси́ на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.

Моли́твою, воздержа́нием и бде́нием возше́л еси́ на Небе́сная, иде́же, с ли́ки А́нгельскими пребыва́я, весели́шися, помина́й, всеблаже́нне, па́мять твою́ све́тло торжеству́ющия.

Богоро́дичен: Глаго́лом Твои́м после́дующе, ро́ди родо́в, Блаже́нная, Тя́ ублажа́ют при́сно, Бо́га бо и́стинно родила́ еси́, Чи́стая Де́во, вся́ блаже́нныя, Тому́ рабо́тающия нело́жно, творя́щаго.

Свети́лен:

Плотски́я мудрова́ния ду́ху повину́л еси́ и, я́ко зла́то огне́м, искуси́вся, прия́телище Ду́ху Пресвято́му яви́лся еси́, святи́телю о́тче Фео́доре.

Сла́ва, и ны́не: Тя́ пе́сньми ублажа́ем, Де́во, Бо́га бо роди́вши, на руку́ носи́ла еси́, Того́ моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Краткое житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского[1]

В ми­ру Иоанн, пле­мян­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. В 12-лет­нем воз­расте был от­дан на вос­пи­та­ние Ра­до­неж­ско­му игу­ме­ну и то­гда же по­стри­жен им в ино­че­ство с име­нем Фе­о­дор. Под ру­ко­вод­ством свя­то­го св. Фе­о­дор быст­ро воз­рас­тал в ду­хов­ной жиз­ни и там же, в Тро­иц­кой оби­те­ли, при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. Ко­гда мо­ло­дой по­движ­ник от­крыл ду­хов­но­му от­цу свое же­ла­ние ос­но­вать осо­бую об­ще­жи­тель­ную оби­тель, пре­по­доб­ный Сер­гий, про­зре­вая в уче­ни­ке сво­ем ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, бла­го­сло­вил его из­брать ме­сто для но­вой оби­те­ли.

Св. Фе­о­дор об­лю­бо­вал на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки ме­стеч­ко Си­мо­но­во, и пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­хо­дил по­смот­реть и бла­го­сло­вить вы­бран­ное ме­сто. Здесь пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а в 1380 г. в ней бы­ли по­гре­бе­ны ге­рои Ку­ли­ков­ской бит­вы – схи­мо­на­хи Алек­сандр и Ан­дрей. Но­вый мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Си­мо­но­вым. Бу­дучи игу­ме­ном Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­ской жиз­нью и вос­пи­тал мно­гих по­движ­ни­ков, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский и пре­по­доб­ный Фе­ра­понт Лу­жец­кий (Мо­жай­ский).

Глу­бо­кий ум и мо­на­ше­ские по­дви­ги свя­то­го снис­ка­ли ему все­об­щую лю­бовь, а свя­той князь Ди­мит­рий Ива­но­вич Дон­ской из­брал его сво­им ду­хов­ни­ком и ча­сто по­ру­чал ему важ­ные цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла. Так, в 1381 г. свя­той ез­дил в Ки­ев для при­гла­ше­ния на Мос­ков­скую ка­фед­ру свя­ти­те­ля Ки­при­а­на; в 1383 г. с важ­ным цер­ков­ным по­ру­че­ни­ем был в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1388 г. пре­по­доб­ный Фе­о­дор вновь пу­те­ше­ству­ет в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам Рус­ской Церк­ви и воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го. В те­че­ние недол­го­го управ­ле­ния Ро­стов­ской епар­хи­ей он ос­но­вал в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь и управ­лял им до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 но­яб­ря 1394 г.

Свя­ти­тель был хо­ро­шим ико­но­пис­цем и за свою жизнь на­пи­сал мно­го икон, в том чис­ле и об­раз пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре Ро­стов­ско­го Крем­ля.

Полное житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского

Свя­той Фе­о­дор, пер­вый ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский, про­ис­хо­дил из то­го зна­ме­ни­то­го сво­им бла­го­че­сти­ем ро­да, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал ве­ли­кий по­движ­ник и мо­лит­вен­ник зем­ли рус­ской, пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский. Свя­ти­тель Ро­стов­ский Фе­о­дор был род­ной пле­мян­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, сын его стар­ше­го бра­та Сте­фа­на. Сей Сте­фан, вы­се­лив­шись, как и пре­по­доб­ный Сер­гий, вме­сте с от­цом сво­им, бо­яри­ном Ки­рил­лом, из Ро­стов­ской об­ла­сти в под­мос­ков­ную об­ласть Ра­до­неж­скую, первую по­ло­ви­ну жиз­ни сво­ей про­вел на служ­бе у Ра­до­неж­ско­го кня­зя Ан­дрея Ива­но­ви­ча, сы­на Мос­ков­ско­го кня­зя Ива­на Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты. Он был в чис­ле глав­ных вель­мож Ра­до­неж­ско­го кня­зя, сла­вил­ся во­ин­ски­ми за­слу­га­ми, но осо­бен­но от­ли­чал­ся сво­им бла­го­че­сти­ем. Он был же­нат и от су­пру­ги сво­ей Ан­ны имел двух де­тей, Кли­мен­та и Иоан­на. Бла­го­че­сти­вая же­на Сте­фа­на вско­ре скон­ча­лась, и Сте­фан то­гда ре­шил от­речь­ся от ми­ра и при­нять ино­че­ство. Он по­стриг­ся в мо­на­сты­ре По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Хоть­ко­ве и пре­дал­ся усерд­но ино­че­ским по­дви­гам, по­сту и мо­лит­ве. Оста­вив вско­ре Хоть­ков­ский мо­на­стырь, он ушел в Моск­ву, по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния в осо­бой кел­лии и про­во­дил стро­гий и су­ро­вый об­раз жиз­ни в по­сте и мо­лит­ве, воз­дер­жи­ва­ясь от ви­на и пи­ва и оде­ва­ясь в вет­хие одеж­ды. В то вре­мя на­хо­ди­лись в том мо­на­сты­ре и дру­гие зна­ме­ни­тые по­движ­ни­ки, как свя­той Алек­сий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит, ста­рец Ге­рон­тий и дру­гие. Их лю­бил прео­свя­щен­ный Фе­о­гност, то­гдаш­ний мит­ро­по­лит всея Рос­сии[2], ча­сто к се­бе при­зы­вал и ока­зы­вал им по­чёт.

Узнав о бла­го­че­сти­вой по­движ­ни­че­ской жиз­ни Сте­фа­на, ве­ли­кий князь Си­ме­он Ива­но­вич[3], сын Ива­на Да­ни­ло­ви­ча, по­ве­лел мит­ро­по­ли­ту Фе­о­гно­сту по­свя­тить его в свя­щен­ни­че­ский сан, а по­том по­ста­вить и в игу­ме­ны Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, и из­брал его в ду­хов­ни­ки се­бе. Ду­хов­ны­ми детьми Сте­фа­на по­же­ла­ли стать и мно­гие бо­яре и вель­мо­жи. Ве­ли­кий князь Си­ме­он лю­бил Сте­фа­на, по­чи­тал и ча­сто с ним бе­се­до­вал.

Та­ков был отец свя­то­го Фе­о­до­ра, на­зы­вав­ше­го­ся в ми­ру Иоан­ном. По до­сти­же­нии се­ми­лет­не­го воз­рас­та Иоанн от­дан был бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми в на­уче­ние гра­мо­те и вско­ре изу­чил всё, что бы­ло ему пре­по­да­но.

По смер­ти ма­те­ри юный Иоанн на­хо­дил­ся при сво­ем от­це, при­няв­шем ино­че­ство. Слы­ша о жиз­ни сво­е­го дя­ди, ве­ли­ко­го Ра­до­неж­ско­го по­движ­ни­ка Сер­гия, устро­яв­ше­го то­гда свою но­вую оби­тель, в ко­то­рую ото­всю­ду со­би­ра­лись раз­но­го чи­на и зва­ния лю­ди для ду­хов­ных по­дви­гов, Иоанн го­рел же­ла­ни­ем ви­деть Сер­гия и по­сле­до­вать ему. По Бо­жию смот­ре­нию отец Иоан­на, Сте­фан, от­пра­вил­ся из Моск­вы в Ра­до­неж­скую об­ласть в мо­на­стырь Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы и при­вел с со­бою и сы­на сво­е­го Иоан­на. Он про­вел сы­на пря­мо в цер­ковь и, взяв за пра­вую ру­ку, сам пе­ре­дал его в ру­ки игу­ме­на Сер­гия, сво­е­го род­но­го бра­та.

Несмот­ря на юные го­ды Иоан­на, ко­то­ро­му бы­ло все­го две­на­дцать лет, пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем ис­тин­но­го по­движ­ни­ка, то­гда же по­стриг его в ино­че­ский чин, 20-го ап­ре­ля, на па­мять пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Три­хи­ны, в честь ко­то­ро­го Иоанн пе­ре­име­но­ван был в Фе­о­до­ра: то­гда был обы­чай да­вать при по­стри­же­нии имя то­го свя­то­го, па­мять ко­то­ро­го со­вер­ша­лась в день по­стри­же­ния.

Но­во­по­стри­жен­ный инок Фе­о­дор и остал­ся на ино­че­ское жи­тель­ство в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре под ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го его ос­но­ва­те­ля. Он стал ве­сти воз­держ­ную, це­ло­муд­рен­ную и чи­стую жизнь, усерд­но по­се­щал цер­ков­ные служ­бы, вни­ма­тель­но слу­шал Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние и сам ча­сто чи­тал бо­же­ствен­ные кни­ги. На­став­ни­ка же сво­е­го, пре­по­доб­но­го Сер­гия, во всем слу­шал­ся со сми­ре­ни­ем, кро­то­стью и мол­ча­ни­ем. Усер­дие к цер­ков­ной и ке­лей­ной мо­лит­ве, пост и бде­ние, усерд­ное пе­ние псал­ти­ри и слё­зы уми­ле­ния мо­ло­до­го ино­ка вы­зы­ва­ли удив­ле­ние у окру­жав­ших. Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло то, что он ни­че­го не скры­вал от пре­по­доб­но­го Сер­гия, и днем и но­чью от­кры­вая ему все свои по­мыс­лы.

По до­сти­же­нии над­ле­жа­ще­го воз­рас­та Фе­о­дор был по­свя­щен в иерей­ский сан и про­дол­жал со­вер­шен­ство­вать­ся в ино­че­ских по­дви­гах и ду­хов­ной жиз­ни. Ко­гда он слу­жил ли­тур­гию вме­сте с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем и сво­им от­цом Сте­фа­ном, неко­то­рые ино­ки, удо­сто­ен­ные осо­бой бла­го­да­ти Бо­жи­ей, ви­де­ли, как с си­ми свя­ты­ми слу­жи­те­ля­ми у пре­сто­ла слу­жил Ан­гел Бо­жий.

В это вре­мя ста­ла по­се­щать Фе­о­до­ра мысль об ос­но­ва­нии но­во­го, сво­е­го мо­на­сты­ря, об отыс­ка­нии удоб­но­го ме­ста и учре­жде­нии ино­че­ско­го об­ще­жи­тия. Мысль эту он по­ве­дал сво­е­му учи­те­лю, пре­по­доб­но­му Сер­гию, и по­вто­рял это не раз. Пре­по­доб­ный, ви­дя, что мысль эта ре­ши­тель­но овла­де­ла Фе­о­до­ром, усмот­рел в сем дей­ствие про­мыс­ла Бо­жия.

Фе­о­дор непре­стан­но пре­да­вал­ся по обы­чаю ноч­ной мо­лит­ве. И вот од­на­жды, стоя на мо­лит­ве, он слы­шит го­лос: "Фе­о­дор, иди в пу­сты­ню; ты устро­ишь оби­тель, со­бе­решь в ней мно­гих по­движ­ни­ков, му­жей же­ла­ний ду­хов­ных, и по­лу­чишь ве­ли­кую на­гра­ду на небе­сах". При­няв сии сло­ва за от­кро­ве­ние свы­ше, бла­жен­ный ни­ко­му не от­крыл о про­ис­шед­шем. Но спу­стя зна­чи­тель­ное вре­мя ве­ли­кий про­зор­ли­вец Сер­гий ска­зал сво­е­му пле­мян­ни­ку:

– Я, ча­до, на­де­ял­ся, что ты пре­дашь ко­сти мои гро­бу и ста­нешь по­сле ме­ня игу­ме­ном на сем ме­сте; но ес­ли хо­чешь те­перь на­чать за­ду­ман­ное то­бою де­ло, то да по­мо­жет те­бе Бог и Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца.

Бла­го­сло­вив сво­е­го пле­мян­ни­ка и уче­ни­ка, он от­пу­стил его вме­сте с те­ми из бра­тий, ко­то­рые по­же­ла­ли с ним от­пра­вить­ся.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор вы­шел со сво­и­ми спут­ни­ка­ми из мо­на­сты­ря и от­пра­вил­ся ис­кать нуж­но­го ему, удоб­но­го для оби­те­ли ме­ста. И на­шел он пре­крас­ное для по­стро­е­ния мо­на­сты­ря ме­сто, на­зы­вав­ше­е­ся Си­мо­но­во, неда­ле­ко от го­ро­да Моск­вы, на ле­вом бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки.

По­лу­чив из­ве­стие, пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­шел ви­деть это ме­сто, на­шел его удоб­ным для по­стро­е­ния мо­на­сты­ря и бла­го­сло­вил Фе­о­до­ра при­сту­пить к ис­пол­не­нию за­ду­ман­но­го пред­при­я­тия.

По­лу­чив над­ле­жа­щее ар­хи­ерей­ское раз­ре­ше­ние, пре­по­доб­ный Фе­о­дор со­здал на из­бран­ном ме­сте цер­ковь во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы, чест­но­го Ее Рож­де­ства, воз­вел нуж­ные для мо­на­сты­ря из­ряд­ные стро­е­ния, со­брал ото­всю­ду мно­го­чис­лен­ную мо­на­стыр­скую бра­тию и со­ста­вил мо­на­стырь по стро­го­му чи­ну мо­на­сты­рей об­ще­жи­тель­ных.

Сам ос­но­ва­тель мо­на­сты­ря по­да­вал при­мер стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­ни и си­ял как внут­рен­ни­ми доб­ро­де­те­ля­ми, так и внеш­ним бла­го­ле­пи­ем и те­лес­ной кра­со­той, от­ли­ча­ясь вме­сте с тем муд­ро­стью и ра­зу­мом. Все эти ка­че­ства воз­буж­да­ли у всех ува­же­ние и по­чте­ние к нему, и сла­ва его воз­рас­та­ла бо­лее и бо­лее, так что дя­дя его, пре­по­доб­ный Сер­гий, опа­сал­ся, чтобы пле­мян­ник его не пре­льстил­ся этой че­стью и сла­вой, и непре­стан­но мо­лил­ся, чтобы Гос­подь Бог по­мог Сте­фа­ну со­вер­шить те­че­ние жиз­ни без пре­ткно­ве­ния.

Ко­гда но­во­ос­но­ван­ный мо­на­стырь стал при­вле­кать мно­гих при­хо­дя­щих, Сте­фан, из­бе­гая шум­ной жиз­ни, ре­шил най­ти для се­бя бо­лее глу­хое и уеди­нен­ное ме­сто. Та­ко­вое он усмот­рел вбли­зи мо­на­сты­ря, на рас­сто­я­нии двух вы­стре­лов из лу­ка, в гу­стом ле­су, близ са­мой ре­ки-Моск­вы, в пя­ти вер­стах от Мос­ков­ско­го Крем­ля. Здесь он по­стро­ил для се­бя уеди­нен­ную кел­лию и стал под­ви­зать­ся с но­вым усер­ди­ем и в но­вых тру­дах.

Но и здесь ста­ли со­би­рать­ся к нему уче­ни­ки, же­лав­шие под­ви­зать­ся вме­сте с ним. И здесь по­се­тил его пре­по­доб­ный Сер­гий и при­знал но­вое ме­сто удоб­ным для по­дви­гов и для по­стро­е­ния мо­на­сты­ря. Мит­ро­по­лит Алек­сий[4] дал бла­го­сло­ве­ние на ос­но­ва­ние церк­ви в но­вом Си­мо­но­ве, а за цер­ко­вью Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы оста­лось на­име­но­ва­ние: "На Ста­ром Си­мо­но­ве".

Ос­но­ва­ние ве­ли­ко­леп­ной и об­шир­ной ка­мен­ной церк­ви во имя Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром по­ло­же­но бы­ло в 1379 го­ду, а за­кон­че­на по­строй­ка бы­ла толь­ко через 26 лет, в 1405 го­ду, уже по смер­ти ос­но­ва­те­ля; освя­ще­ние но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма со­вер­ше­но бы­ло уже мит­ро­по­ли­том Ки­при­а­ном.

Од­новре­мен­но с цер­ко­вью воз­двиг­ну­ты бы­ли и дру­гие но­вые об­шир­ные мо­на­стыр­ские зда­ния, тра­пе­за, кел­лии. Мно­го на­шлось бла­го­тво­ри­те­лей но­во­ос­но­ван­но­му мо­на­сты­рю: кня­зья и бо­яре, и сам ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич[5], а по­том сын его и пре­ем­ник, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич[6], щед­ро да­ва­ли каз­ной и раз­ны­ми вкла­да­ми на мо­на­стыр­ское стро­е­ние.

Так устро­ил­ся Но­вый Си­мо­нов мо­на­стырь, а Ста­рый Си­мо­нов остал­ся усы­паль­ни­цею ино­ков.

Еще при мит­ро­по­ли­те Алек­сии Фе­о­дор был по­став­лен в игу­ме­на Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря; пре­по­доб­ный Сер­гий был про­тив это­го: он же­лал, чтобы Фе­о­дор про­во­дил уеди­нен­ную жизнь, к ко­то­рой стре­мил­ся; но он дол­жен был усту­пить на­сто­я­ни­ям ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия Иоан­но­ви­ча и мит­ро­по­ли­та Алек­сия.

Ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич из­брал игу­ме­на Фе­о­до­ра в ду­хов­ные от­цы се­бе; ду­хов­ны­ми детьми Фе­о­до­ра по­же­ла­ли стать и мно­гие бо­яре и вель­мо­жи.

Как ду­хов­ник ве­ли­ко­го кня­зя и мно­гих бо­яр, как пле­мян­ник зна­ме­ни­то­го по­движ­ни­ка Сер­гия, хо­ро­шо из­вест­ный и вла­стям ду­хов­ным, Си­мо­нов­ский игу­мен Фе­о­дор дол­жен был при­ни­мать жи­вое уча­стие в де­лах цер­ков­ных.

По смер­ти мит­ро­по­ли­та Алек­сия на­ста­ли за­ме­ша­тель­ства в рус­ской мит­ро­по­лии. В Ки­е­ве на­хо­дил­ся Ки­при­ан, по­став­лен­ный в Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты еще при жиз­ни свя­то­го Алек­сия и стре­мив­ший­ся рас­про­стра­нить свою власть и на цер­ковь Мос­ков­скую, а в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1380 го­ду без ве­до­ма и со­гла­сия Мос­ков­ско­го ве­ли­ко­го кня­зя был по­став­лен в мит­ро­по­ли­ты Ки­ев­ские и всея Рос­сии Пи­мен. Ве­ли­кий князь по­же­лал иметь мит­ро­по­ли­том Ки­при­а­на и от­пра­вил звать его в Моск­ву ду­хов­ни­ка сво­е­го, Си­мо­нов­ско­го игу­ме­на Фе­о­до­ра, ко­то­рый и вы­пол­нил дан­ное по­ру­че­ние с успе­хом. Впо­след­ствии несколь­ко раз Фе­о­дор ис­пол­нял по­доб­ные же по­ру­че­ния. Так, в 1384 го­ду он по во­ле ве­ли­ко­го кня­зя вме­сте с Суз­даль­ским ар­хи­епи­ско­пом Ди­о­ни­си­ем пу­те­ше­ство­вал в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам рус­ской мит­ро­по­лии, так как сму­та еще про­дол­жа­лась: в Москве за­ни­ма­ли мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру то Ки­при­ан, то Пи­мен.

В эту по­езд­ку свою в Кон­стан­ти­но­поль игу­мен Фе­о­дор по­лу­чил от пат­ри­ар­ха Ни­ла[7] сан ар­хи­манд­ри­та, а Си­мо­нов мо­на­стырь сде­лан был пат­ри­ар­шим став­ро­пи­ги­аль­ным. В 1387 го­ду ар­хи­манд­рит Фе­о­дор сно­ва пу­те­ше­ство­вал в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам мит­ро­по­лии, ко­гда ту­да же ез­ди­ли и оба мит­ро­по­ли­та, Пи­мен и Ки­при­ан. Из этой по­езд­ки Фе­о­дор воз­вра­тил­ся в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го вме­сте с мит­ро­по­ли­том Пиме­ном.

И по­сле сво­е­го на­зна­че­ния на ар­хи­епи­скоп­скую Ро­стов­скую ка­фед­ру, оста­вав­шу­ю­ся празд­ною по­сле уда­ле­ния свя­то­го Иа­ко­ва[8], Фе­о­дор про­дол­жал при­ни­мать де­я­тель­ное уча­стие в цер­ков­ных де­лах. Так, в 1389 го­ду он вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми про­во­жал из Моск­вы до Ря­за­ни Пи­ме­на в тре­тью, по­след­нюю по­езд­ку его в Кон­стан­ти­но­поль.

19-го мая 1389 го­да скон­чал­ся ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич. Сын и пре­ем­ник его, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич, ока­зы­вал та­кое же ува­же­ние и вни­ма­ние ар­хи­епи­ско­пу Фе­о­до­ру, как и его отец, и поль­зо­вал­ся его услу­га­ми в де­лах цер­ков­ных.

Но­вым пат­ри­ар­хом Ан­то­ни­ем[9] Пи­мен был низ­ло­жен окон­ча­тель­но и вско­ре умер[10]. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич ре­шил при­нять в Моск­ву мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на, на­хо­див­ше­го­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, и для при­гла­ше­ния его от­пра­вил не раз уже быв­ше­го там опыт­но­го Ро­стов­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра.

1-го ок­тяб­ря 1389 го­да мит­ро­по­лит Ки­при­ан вме­сте с при­е­хав­шим за ним Фе­о­до­ром от­пра­вил­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля через Ки­ев, где они оста­ва­лись до фев­ра­ля 1390 го­да, а на Сре­до­крест­ной неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста это­го го­да вы­еха­ли в Моск­ву.

Так кон­чи­лись за­ме­ша­тель­ства в рус­ской мит­ро­по­лии, а вме­сте с ни­ми и стран­ство­ва­ния ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра. Мно­го тру­дов, опас­но­стей на су­ше и на мо­ре, огор­че­ний и непри­ят­но­стей при­шлось ему пе­ре­не­сти за это вре­мя, но он с юных лет при­учил се­бя к тру­дам и по­дви­гам и не ду­мал о по­кое. Гос­подь Бог укреп­лял дух его и те­ло.

Бу­дучи игу­ме­ном и ар­хи­манд­ри­том Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко по­сто­ян­но и неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­скою жиз­нью и в сво­их уче­ни­ках вос­пи­тал мно­гих ве­ли­ких и слав­ных по­движ­ни­ков. К нему при­ве­ден был бла­жен­ным Сте­фа­ном Махри­щским[11] бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния юно­ша, по име­ни Кос­ма, вос­пи­ты­вав­ший­ся в Москве в до­ме бо­яри­на Ве­лья­ми­но­ва, и был по­стри­жен в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре под име­нем Ки­рил­ла. Это был зна­ме­ни­тый впо­след­ствии ос­но­ва­тель Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Пер­вы­ми по­дви­га­ми мо­на­ше­ско­го по­слу­ша­ния он об­ра­тил на се­бя об­щее вни­ма­ние в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, тру­дясь в пе­карне, по­варне и дру­гих по­слу­ша­ни­ях. Здесь за­ме­тил его неред­ко по­се­щав­ший оби­тель пре­по­доб­ный Сер­гий и лю­бил с ним бе­се­до­вать. Ко­гда ар­хи­манд­рит Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го, бра­тия Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря из­бра­ла Ки­рил­ла на­сто­я­те­лем. Но жаж­дав­ший уеди­нен­ных по­дви­гов Ки­рилл тя­го­тил­ся этим по­ло­же­ни­ем, от­ка­зал­ся от на­сто­я­тель­ства и за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии. Од­на­ко сла­ва его по­дви­гов и сю­да при­влек­ла по­чи­та­те­лей и по­се­ти­те­лей, и он ре­шил уда­лить­ся на се­вер, где и ос­но­вал свой, слав­ный впо­след­ствии, мо­на­стырь.

Здесь же, в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, при ар­хи­манд­ри­те Фе­о­до­ре, при­нял по­стри­же­ние мо­ло­дой во­ло­ко­лам­ский дво­ря­нин Фе­о­дор По­ско­чин, на­зван­ный в ино­че­стве Фе­ра­пон­том. По­доб­но Ки­рил­лу, он про­сла­вил­ся сво­им по­движ­ни­че­ством и был из­ве­стен Сер­гию Ра­до­неж­ско­му. Вме­сте с сво­им дру­гом Ки­рил­лом он уда­лил­ся в Бе­ло­зер­ский край и ос­но­вал там мо­на­стырь, ко­то­рый стал из­ве­стен под име­нем Фе­ра­пон­то­ва. При­зван­ный кня­зем Ан­дре­ем Ди­мит­ри­е­ви­чем Мо­жай­ским, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ло и Бе­ло­озе­ро, Фе­ра­понт ос­но­вал в Мо­жай­ске но­вый мо­на­стырь Лу­жец­кий, в ко­то­ром и скон­чал­ся ар­хи­манд­ри­том сво­ей оби­те­ли[12].

Мно­го и дру­гих лиц под­ви­за­лись в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре под ру­ко­вод­ством ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­ра. Стро­гое об­ще­жи­тие, уста­нов­лен­ное в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, слу­жи­ло об­раз­цом для дру­гих об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей, ос­но­ва­те­ли ко­то­рых преж­де жи­ли в мо­на­сты­ре или по­се­ща­ли его.

По окон­ча­нии тру­дов по де­лам рус­ской мит­ро­по­лии ар­хи­епи­скоп Фе­о­дор при­был в Ро­стов и, по­кло­нив­шись иконе Бо­го­ма­те­ри и мо­щам свя­ти­те­ля Леон­тия, за­нял­ся усерд­но но­вым пас­тыр­ским слу­же­ни­ем. В ми­ре и люб­ви пре­бы­вал он с ро­стов­ским кня­же­ским се­мей­ством и ру­ко­во­дил его по пу­ти бла­го­че­стия. У сы­на то­гдаш­не­го Ро­стов­ско­го кня­зя Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча Иоан­на за­бо­ле­ли гла­за, и он по­те­рял зре­ние. Отец об­ра­тил­ся к свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру и про­сил по­мо­лить­ся за боль­но­го. Фе­о­дор на­пра­вил кня­зей к мо­щам свя­то­го Леон­тия в ро­стов­скую со­бор­ную цер­ковь, и по со­вер­ше­нии мо­леб­ствия боль­ной князь ис­це­лил­ся и про­зрел. Впо­след­ствии, уже по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра, на­учен­ный сим пас­ты­рем князь Иоанн, ко­гда сно­ва впал в оч­ную бо­лезнь, опять об­ра­щал­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к чу­до­твор­цу Леон­тию и опять по­лу­чил ис­це­ле­ние[13].

Ар­хи­епи­скоп Фе­о­дор оста­вил так­же по се­бе па­мять ос­но­ва­ни­ем в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, су­ще­ству­ю­ще­го и в на­сто­я­щее вре­мя.

О свя­ти­те­ле Фе­о­до­ре из­вест­но так­же, что он, бу­дучи на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, за­ни­мал­ся ико­но­пи­сью и укра­сил сво­е­го пись­ма ико­на­ми раз­лич­ные мос­ков­ские церк­ви[14].

Из всех Ро­стов­ских свя­ти­те­лей Фе­о­дор пер­вый по­став­лен был в сан ар­хи­епи­ско­па, ка­ко­вой сан на Ру­си до­то­ле при­над­ле­жал толь­ко вла­ды­ке древ­не­го Нов­го­ро­да Ве­ли­ко­го. Недол­го свя­ти­тель Фе­о­дор управ­лял ро­стов­скою паст­вою. Бла­жен­ная кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 28 но­яб­ря 1395 го­да. Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом в ро­стов­ском Успен­ском со­бо­ре в юго-за­пад­ном уг­лу. Над ним устро­е­на бо­га­то укра­шен­ная гроб­ни­ца под зо­ло­тою се­нию[15].


При­ме­ча­ния

[1] Жи­тие свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра имел на­ме­ре­ние со­ста­вить зна­ме­ни­тый Епи­фа­ний Пре­муд­рый, на­пи­сав­ший жи­тия пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и свя­то­го Сте­фа­на, епи­ско­па Перм­ско­го: но сие на­ме­ре­ние Епи­фа­ния не бы­ло осу­ществ­ле­но. Древ­не­го жи­тия свя­то­го Фе­о­до­ра не отыс­ка­но. Су­ще­ству­ет в ру­ко­пи­си про­стран­ное жи­тие Фе­о­до­ра, со­став­лен­ное по раз­но­об­раз­ным ис­точ­ни­кам в XVII сто­ле­тии (по ука­зан­ной си­но­даль­ной ру­ко­пи­си это жи­тие из­да­но в 1877 г. в Яро­слав­ле от­дель­ной книж­кой под за­гла­ви­ем: "Жи­тие иже во свя­тых от­ца на­ше­го Фе­о­до­ра, ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го, чу­до­твор­ца и ос­но­ва­те­ля Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря"). Сие жи­тие и по­ло­же­но в ос­но­ва­ние на­сто­я­ще­го из­ло­же­ния с про­вер­кой по ле­то­пи­сям и до­ку­мен­там.

[2] Свя­той Фе­о­гност за­ни­мал мит­ро­по­лию с 1328 г. по 1353 г.

[3] Си­ме­он Ива­но­вич Гор­дый кня­жил с 1340 г. по 1353 г.

[4] Свя­той Алек­сий был мит­ро­по­ли­том с 1354 г. по 1378 г.

[5] Ди­мит­рий Иоан­но­вич Дон­ской кня­жил с 1363 г. по 1389 г.

[6] Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич кня­жил с 1389 г. по 1425 г.

[7] Нил был пат­ри­ар­хом с 1378 г. по 1388 г.

[8] Па­мять свя­то­го Иа­ко­ва празд­ну­ет­ся 27 но­яб­ря.

[9] Ан­то­ний пат­ри­ар­ше­ство­вал с 1388 г. по 1395.

[10] Мит­ро­по­лит Пи­мен скон­чал­ся 11 сен­тяб­ря 1389 го­да в ма­ло­азий­ском го­ро­де Хал­ки­доне, ле­жа­щем по­чти про­тив Кон­стан­ти­но­по­ля, и там по­гре­бен.

[11] Па­мять его празд­ну­ет­ся 14 июля.

[12] Пре­по­доб­ный Фе­ра­понт скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1420 г. мая 27; под сим чис­лом его жи­тие.

[13] О сем по­вест­ву­ет­ся в жи­тии свя­то­го Леон­тия, Ро­стов­ско­го чу­до­твор­ца.

[14] О за­ня­ти­ях свя­то­го Фе­о­до­ра ино­но­пи­са­ни­ем го­во­рит­ся в "Ска­за­нии о свя­тых ико­но­пис­цах" (Бу­слаев. Ис­тор. очер­ки. II, 379).

[15] В ли­ке свя­тых Фе­о­дор встре­ча­ет­ся в агио­гра­фи­че­ских па­мят­ни­ках с XV сто­ле­тия. В ру­ко­пи­сях встре­ча­ют­ся на­пи­сан­ные в честь его тро­парь и кондак.