Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
Память: 21 мая (08 мая ст. ст.)
Утвержден для общецерковного использования.
Конда́к 1.
Избра́нный Го́сподем от мре́жей ры́барских на про́поведь Ева́нгелия и от ло́вли ры́б на уловле́ние челове́ков во све́т и́стиннаго богове́дения, вели́кий Апо́столе, учениче́, дру́же и напе́рсниче Христо́в, моли́ еди́наго и́стиннаго Человеколю́бца, Его́же ты́ прии́скренне возлюби́л еси́, да поми́лует на́с, и́щущих твоего́ к Нему́ предста́тельства и зову́щих ти́:
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
И́кос 1.
А́нгельских си́л и вся́кия тва́ри Творца́, Влады́ку и Го́спода, восприе́мшаго пло́ть на́шу и я́вльшагося на земли́ спасе́ния на́шего ра́ди, узре́в ходя́ща при мо́ри Галиле́йстем и взыва́юща тя́ со бра́том твои́м, Иоа́нне блаже́нне, в зва́ние апо́стольства, оста́вль мре́жи ры́барския и отца́ твоего́ в корабли́, неукло́нно отто́ле после́довал еси́ стопа́м Спаси́телевым. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, любве́ ра́ди ко Христу́ отца́ по пло́ти оста́вивый; ра́дуйся, Христо́м Небе́снаго Отца́ обреты́й.
Ра́дуйся, ми́р и вся́ его́ пре́лести презре́вый; ра́дуйся, небе́сная блага́я в воздая́ние получи́вый.
Ра́дуйся, пло́ть ду́ху соверше́нно порабо́тивый; ра́дуйся, ду́х тво́й Сладча́йшему твоему́ Учи́телю Иису́су покори́вый.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 2.
Ви́дя Христо́с Госпо́дь непоро́чную чистоту́ твоего́ се́рдца, плотски́ми сластьми́ не омраче́нную, суди́ тебе́ досто́йна бы́ти зре́ния та́инственных открове́ний, я́ко да, проница́я во глубину́ богосло́вия, возмо́жеши пропове́дати то́е во услы́шание всего́ ми́ра. Сего́ ра́ди «сы́н гро́мов» от Го́спода нарече́н бы́л еси́ и Тому́ возопи́л еси́: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зумом и́стиннаго богопозна́ния озаря́я твою́ ду́шу, ше́ствовал еси́ восле́д Блага́го Учи́теля твоего́, поуча́яся из у́ст Его́ исходя́щей прему́дрости, и соверше́ннаго ра́ди твоего́ незло́бия и де́вственнаго целому́дрия бы́л еси́ возлю́блен Христо́м Го́сподем твои́м. Услы́ши у́бо ны́, воспева́ющия ти́ си́це:
Ра́дуйся, незло́бия рачи́телю; ра́дуйся, де́вства и чистоты́ храни́телю.
Ра́дуйся, любве́ к Бо́гу и бли́жним учи́телю; ра́дуйся, до́брых нра́вов наста́вниче.
Ра́дуйся, смиренному́дрия зерца́ло; ра́дуйся, Боже́ственныя благода́ти свети́ло.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 3.
Си́лу Божества́ Христо́ва, сокры́тую под о́блаком немощна́го челове́ческаго естества́, позна́л еси́ я́вно, егда́ Госпо́дь на́ш, воскреша́я дще́рь Иаи́рову и последи́ преобража́яся на Фаво́ре, сподо́би тя́ со ине́ма двема́ ученико́ма свиде́теля бы́ти таковы́х пресла́вных чуде́с. Уве́дев же, я́ко Христо́с е́сть Бо́г и́стинный, из глубины́ се́рдца твоего́ воззва́л еси́ Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Име́я ве́лие дерзнове́ние к возлюби́вшему тя́ Христу́ Сы́ну Бо́жию, возле́гл еси́ на пе́рсех Его́ при соверше́нии Та́йныя Ве́чери, и егда́ прорица́ше Госпо́дь о преда́теле Свое́м, тогда́ еди́н ты́ дерзну́л еси́ вопроси́ти о и́мени его́. Сего́ ра́ди вопие́м ти́:
Ра́дуйся, возлю́бленный Христо́в учениче́; ра́дуйся, при́сный Его́ дру́же.
Ра́дуйся, невозбра́нно на пе́рсех Госпо́дних возлежа́вый; ра́дуйся, дерзнове́нно о и́мени предаю́щаго вопроси́вый.
Ра́дуйся, па́че ины́х ко Христу́ ближа́йший; ра́дуйся, словеса́ Госпо́дня, я́коже сокро́вище многоце́нное, слага́вый в се́рдце свое́м.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 4.
Бу́ря я́рости и зло́бнаго неи́стовства жестокосе́рдых и неблагода́рных иуде́ев, егда́ воста́ на Христа́ Сы́на Бо́жия, тогда́ вси́ ученицы́ Его́, стра́хом объя́ти бы́вше, бежа́ша; но ты́, любо́вь кре́пльшую к Нему́ име́я, да́же до Креста́ и сме́рти не отступи́л еси́ от Него́, на вся́ му́ки Христо́вы взира́я и соболе́знуя се́рдцем Де́ве Ма́тери Бо́жией, пла́чущей и рыда́ющей. Удивля́яся же кра́йнему милосе́рдию и долготерпе́нию Бо́жию, взыва́л еси́ к Пострада́вшему за ро́д челове́ческий: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Ви́ся на Кресте́ пригвожде́нный за грехи́ на́ша Спа́с ми́ра и ви́дев тя́ и Ма́терь Свою́ предстоя́щия, сы́на тя́ Преблагослове́нней Де́ве Богоро́дице вда́л е́сть, глаго́ля Е́й: «Же́но, се́ сы́н Тво́й,– и тебе́ па́ки:– Се́ Ма́ти твоя́». Мы́ же, дивя́щеся любви́ Христо́ве, на тебе́ явле́нней, воспева́ем си́це:
Ра́дуйся, сы́н Бо́жия Ма́тере бы́ти сподо́бивыйся; ра́дуйся, того́ ра́ди наипа́че ко Христу́, я́ко не́киим духо́вным родство́м, присво́ивыйся.
Ра́дуйся, Ма́тери Бо́жией досто́йно послужи́вый; ра́дуйся, Сию́, я́коже ма́терь свою́, во вся́кой че́сти у себя́ име́вый.
Ра́дуйся, и во Успе́нии честно́е и свято́е Ея́ те́ло ко гро́бу проводи́вый; ра́дуйся, со блиста́ющеюся ра́йскою ве́твию, Арха́нгелом Гаврии́лом принесе́нною, одру́ Ея́ предше́дый.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 5.
Боготе́чная звезда́ яви́лся еси́ во Аси́и, отше́д в ню́ на пропове́дание сло́ва Бо́жия, я́коже жре́бием указа́ся тебе́. Но на пути́ твое́м попусти́ Госпо́дь бы́ти тебе́ вве́ржену в мо́ре: благода́ть же Бо́жия, всегда́ с тобо́ю пребыва́ющая, сохрани́ тя́ в вода́х морски́х жи́ва, и по четырена́десятих дне́х повеле́ волне́ морсте́й, да воспе́нившися изве́ржет тя́ на бре́г. Егда́ же узре́ сия́ учени́к тво́й Про́хор, уже́ мно́го пла́кавый о кончи́не твое́й, ве́лиим гла́сом воззва́ чудоде́йствующему Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 5.
Ви́девше ефе́сстии жи́телие пресла́вное чу́до, тобо́ю сотворе́нное, егда́ о́трока До́мна, умерщвле́ннаго от бе́са, моли́твою твое́ю воскреси́л еси́, воспе́ша велегла́сно си́лу Бо́га, тобо́ю и́м пропове́даннаго, и изба́вльшеся от гну́снаго идолослуже́ния, взыва́ху тебе́ си́це:
Ра́дуйся, и́стиннаго Бо́га служи́телю; ра́дуйся, бесо́в прогони́телю.
Ра́дуйся, мертвецы́ си́лою Христо́вою оживля́яй; ра́дуйся, то́ю жи́знь и здра́вие лю́дем возвраща́яй.
Ра́дуйся, помраче́нныя умо́м к Све́ту И́стины призыва́яй; ра́дуйся, пра́выя ве́ры просвеще́нием к доброде́тели наставля́яй.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 6.
Пропове́дник богоно́сный сло́ва Бо́жия во Ефе́се бы́л еси́, и, усе́рдствуя о распростране́нии благода́ти ева́нгельския, утвержда́л еси́ твое́ уче́ние зна́меньми вели́кими и чудеса́ми, ка́пище же Артеми́дино еди́ною моли́твою низпрове́ргл еси́, да зря́ще сие́, язы́чницы позна́ют Еди́наго Бо́га, Ему́же мы́ вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 6.
Возсия́ во Ефе́се, я́коже со́лнце, све́т ве́ры Христо́вы, тобо́ю пропове́данныя, егда́ злочести́вый Дометиа́н воздви́же гоне́ние на христиа́ны; тогда́ и тебе́, я́ко усе́рднаго испове́дника и́мене Христо́ва, посла́ епа́рх в Ри́м свя́зана, иде́же и претерпе́л еси́ стра́шная муче́ния. Те́х ра́ди благоче́стно возглаша́ем ти́ сицева́я:
Ра́дуйся, Христо́ва ра́ди испове́дания бие́нный; ра́дуйся, ча́шу смертоно́снаго я́да невре́дно испи́вый.
Ра́дуйся, в котле́ еле́а кипя́щаго не свари́выйся; ра́дуйся, си́лою Христо́вою в лю́тых муче́ниих це́л сохрани́выйся.
Ра́дуйся, твои́м неврежде́нием ке́саря, му́чащаго тя́, устраши́вый; ра́дуйся, си́м же наро́д о вели́чествии Бо́га, от христиа́н почита́емаго, уве́ривый.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 7.
Егда́ узре́ мучи́тель, я́ко и люте́йшия му́ки, я́же от него́ претерпе́л еси́, не возмого́ша умертви́ти тебе́, тогда́, возмне́в тя́ безсме́ртна бы́ти, во о́стров Па́тмос на изгна́ние осужда́ет. Ты́ же, повину́яся Про́мыслу Бо́жию, та́ко благоволи́вшему, благода́рственно воспева́л еси́ Бо́гу, вся́ во благо́е устроя́ющему: Аллилу́иа.
И́кос 7.
Но́вая чудеса́ показа́л еси́ язы́чником, ища́ обрати́ти и́х ко спаси́тельной ве́ре Христо́ве, егда́ плыву́щу ти́ во изгна́ние твое́, повеле́нием твои́м о́трока уто́пшаго мо́ре на кора́бль жи́ва изве́рже, бу́ря укроти́ся, вода́ сла́ная в сла́дкую претвори́ся, во́ин от чре́внаго неду́га исцели́ся, и по прише́ствии твое́м в Па́тмос, бе́с пытли́вый, бу́дущая прорица́вый, из одержи́маго и́м изгна́ся. Тогда́ вси́ зря́щии такова́я ди́вная зна́мения, тобо́ю соверша́емая, прихожда́ху к позна́нию Триипоста́снаго Бо́га и креща́хуся. Мы́ же тя́ ублажа́ем та́ко:
Ра́дуйся, мо́рю и бу́ри повелева́яй; ра́дуйся, сатани́нския ду́хи от челове́к изгоня́яй.
Ра́дуйся, боле́зни еди́ным сло́вом исцеля́яй; ра́дуйся, все́м в ну́ждах по́мощь подава́яй.
Ра́дуйся, чудесы́ твои́ми идолопокло́нники удиви́вый; ра́дуйся, уче́нием твои́м неве́рныя во и́стенней ве́ре утверди́вый.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 8.
Стра́нно бе́ ви́дети жреце́м Аполло́новым, я́ко хра́м бо́га и́х и вся́ бы́вшия в не́м и́долы ты́ еди́ным сло́вом на зе́млю низпрове́ргл еси́. Чудя́щеся у́бо о се́м и яря́щеся на таково́е твое́ дерзнове́ние, идо́ша к волхву́ не́коему, ве́лию си́лу от сатаны́ в себе́ име́вшему, прося́ще его́, да отмсти́т безче́стие бо́га и́х; о́н же, сле́п сы́й душе́ю, не ве́дая си́лы, в тебе́ обита́ющия, покуша́шеся привиде́нии разли́чными тебе́ устраши́ти и на тя́ наро́д подви́гнути: оба́че са́м окая́нный погрузи́ся в мо́ре и та́мо поги́бе, безси́льным бы́вшим бесо́м спасти́ его́, ты́ бо воспрети́л еси́ и́м и́менем Иису́са Христа́ Сы́на Бо́жия, Его́же просла́ви наро́д, чудесе́ свиде́тель, воспе́в: Аллилу́иа.
И́кос 8.
Ве́сь испо́лнен бы́в любве́ Боже́ственныя, яви́лся еси́ вмести́лище даро́в Свята́го Ду́ха: бу́дущая прорица́л еси́, отстоя́щая, я́ко бли́з су́щая, возвеща́л еси́, неду́жныя исцеля́л еси́, жене́ иге́мона на о́строве Па́тмосе, в боле́зни рожде́ния стра́ждущей, едва́ на пра́г до́му ея́ вступи́в, облегче́ние дарова́л еси́. Приими́ у́бо от на́с, гре́шных, похвалы́ сицевы́я:
Ра́дуйся, благода́ти Бо́жия вмести́лище; ра́дуйся, Ду́ха Свята́го обита́лище.
Ра́дуйся, реко́ чудото́чная цельбоно́сныя в боле́знех си́лы; ра́дуйся, исто́чниче наставле́ний, приводя́щих к позна́нию пра́выя ве́ры.
Ра́дуйся, кова́рства лука́ваго сатаны́ облича́яй; ра́дуйся, ве́рныя от ко́зней его́ защища́яй.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 9.
Вся́кое беззако́ние истребля́я ре́вностно от среды́ люде́й, к ни́мже по́слан бы́л еси́, обличи́л еси́ прельще́ние идолопокло́нников, и́же почита́ху бе́са, во о́бразе во́лка превели́ка лю́дем явля́вшагося, и мно́гия от ни́х к ве́ре Христо́ве приве́л еси́: та́же ка́пище Ва́кхово моли́твою твое́ю разруши́л еси́, и волхва́ Нукиа́на вку́пе с дома́шними его́ к покая́нию чудесы́ твои́ми обрати́л еси́. Ти́и же, от греха́ ко спасе́нию обрати́вшеся, немо́лчно взыва́ху Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 9.
Вити́йство му́дрости челове́ческия не возмо́жет изрещи́, ниже́ у́м плотска́го челове́ка пости́гнути, я́же ты́ возвести́л еси́ на́м о безнача́льнем бытии́ Триипоста́снаго Бо́га: подо́бно бо Моисе́ю, во гро́мех и блиста́ниих на горе́ прия́л еси́ от Бо́га та́йну богосло́вия и возгласи́л еси́ ми́ру, я́ко в нача́ле бе́ Сло́во, Отцу́ искони́ неразлу́чное и всему́ су́щему вино́вное, иму́щее Све́т Жи́зни, Его́же тьма́ не мо́жет объя́ти. Озаря́еми таковы́м облиста́нием све́та Боже́ственныя И́стины, почита́ем тя́ я́ко таи́нника Безнача́льныя Тро́ицы и воспева́ем тя́ я́ко Богосло́ва соверше́ннейшаго:
Ра́дуйся, орле́, воспари́вый до сама́го огнеобра́знаго Престо́ла Бо́жия; ра́дуйся, трубо́, возвести́вшая ми́ру Предве́чнаго и Безнача́льнаго Бо́га.
Ра́дуйся, челове́чество и Божество́ Христо́во на́м изъясня́яй; ра́дуйся, ди́вная словеса́ и наставле́ния Госпо́дня во Ева́нгелии твое́м на́м возвеща́яй.
Ра́дуйся, любви́ де́лом и и́стиною на́с науча́яй; ра́дуйся, пребыва́ющим в любви́ пребыва́ние в ни́х Бо́га обещава́яй.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 10.
Спасти́ хотя́ ду́ши челове́ческия, вся́ко поуча́л еси́ лю́ди ве́ровати во Христа́ Сы́на Бо́жия, име́ти со́весть незазо́рну и люби́ти дру́г дру́га, да возмо́гут не то́кмо зде́, но и в селе́ниих пра́ведных воспе́ти ле́потно Всемогу́щему Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 10.
Сте́ны Го́рняго Иерусали́ма узре́в во открове́нии, возвести́л еси́ на́м, я́же та́мо ви́дел еси́ и я́же и́мут бы́ти до сконча́ния ми́ра, сказу́я на́м сие́ иносказа́тельными словесы́, я́же мо́жет разуме́ти то́лько у́м, име́яй му́дрость. Удивля́ющеся таково́му да́ру проро́чествия, тебе́ от Бо́га дарова́нному, воспева́ем тя́ си́це:
Ра́дуйся, позна́нием Су́щаго и И́же бе́ и Гряду́щаго превозше́дый естество́ челове́ческое; ра́дуйся, вмести́лище та́инств, невмести́мых челове́ческим умо́м, бы́вый.
Ра́дуйся, неизрече́нная Бо́жия открове́ния узре́вый; ра́дуйся, сия́ ве́рным препода́вый.
Ра́дуйся, ра́дости святы́х еще́ в жи́зни се́й позна́вый; ра́дуйся, о́ными ны́не в преизбы́точествии наслажда́яйся.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 11.
Пе́ние благода́рственное принесе́ тебе́, святы́й Апо́столе Иоа́нне, христиа́нин, и́же в нищету́ прише́д и не имы́й чи́м возда́ти свои́м заимода́вцем, во отча́яние впаде́ и иска́ше са́м себе́ умертви́ти; ты́ же, пропове́дник любве́ ко бли́жним сы́й, жела́я изба́вити того́ от вре́менныя и ве́чныя сме́рти, кре́стным зна́мением се́но во зла́то претвори́л еси́ и сие́ тому́ вручи́л еси́, да си́м зла́том и долги́ отда́ст заимода́вцем, и до́м сво́й пропита́ет, Бо́гу же, тобо́ю его́ облагоде́тельствовавшему, да пое́т: Аллилу́иа.
И́кос 11.
Светоза́рная душа́ твоя́, дости́гши в ме́ру во́зраста соверше́ннаго, позна́ла е́сть приближе́ние вре́мене, егда́ подоба́ет тле́нному насле́дити нетле́ние и сме́ртному обеща́нное безсме́ртие. Скончава́я у́бо земно́е житие́ твое́, повеле́л еси́ ученико́м твои́м земле́ю покры́ти до верха́ те́ло твое́; слы́шавше же о се́м, су́щии во гра́де бра́тия приидо́ша ко гро́бу твоему́ и, откопа́вше, ничто́же в не́м обрето́ша. Те́мже позна́вше, я́ко измене́ние твое́ сотвори́ся не обы́чным челове́ческим сме́ртным успе́нием, воспе́ша тебе́ та́ко:
Ра́дуйся, орле́, обнови́вый ю́ность твою́ приближе́нием к Со́лнцу Сла́вы Бо́жия; ра́дуйся, таковы́м измене́нием превозше́дый вся́ уста́вы естества́ челове́ческаго.
Ра́дуйся, по обетова́нию Блага́го Учи́теля твоего́ возсе́дый на еди́нем от двана́десяти престо́лов; ра́дуйся, творя́й на то́м су́д и пра́вду посреде́ люде́й Бо́жиих Изра́иля.
Ра́дуйся, наслажда́яйся лицезре́нием Сладча́йшаго Иису́са, к Нему́же на пе́рси пре́жде Его́ стра́сти и Воскресе́ния возле́гл еси́; ра́дуйся, от Его́ милосе́рдия хода́тайствуяй на́м вся́ блага́я.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 12.
Благода́ть дана́ бы́сть от Бо́га ме́сту тому́, иде́же те́ло твое́ земли́ пре́дано бя́ше, да испуска́ет в де́нь погребе́ния твоего́ то́нкий пра́х на исцеле́ние боля́щим, показу́я си́м чу́дом, ка́ко прославля́ет Бо́г лю́бящия Его́, да вси́, зря́ще сие́, непреста́нно се́рдцем и усты́ во дни́ и в но́щи вопие́м Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 12.
Пою́ще труды́ твоя́ во апо́стольстве и чудеса́ и исцеле́ния, я́же источа́л еси́ и источа́еши благода́тию Ду́ха Свята́го, в тебе́ обита́юшаго, восхваля́ем Бо́га, дарова́вшаго на́м такова́го путеводи́теля, наставля́ющаго на́с на пу́ть спасе́ния и милосе́рдующаго о не́мощех на́ших. Приими́ у́бо от на́с, святы́й Апо́столе, похвалы́ сицевы́я:
Ра́дуйся, благове́стниче ве́ры Христо́вы усе́рднейший; ра́дуйся, учи́телю Це́ркве Христо́вы изря́днейший.
Ра́дуйся, богосло́вов нача́ло и основа́ние; ра́дуйся, Боже́ственных Та́ин возвести́телю.
Ра́дуйся, де́вствующих о́бразе и целому́дрия пра́вило; ра́дуйся, все́х ве́рных, ко твоему́ заступле́нию прибега́ющих, ско́рый помо́щниче и покрови́телю.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 13.
О пресла́вный и всехва́льный Апо́столе и Евангели́сте, напе́рсниче Христо́в возлю́бленный Иоа́нне! Твои́м всеси́льным хода́тайством ко Всеблаго́му твоему́ Учи́телю и на́шему Влады́це и Го́споду испроси́ на́м вся́ блага́я вре́менная и ве́чная и христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего, да с тобо́ю и со а́нгельскими ли́ки в селе́нии пра́ведных воспое́м Триипоста́сному Бо́гу: Аллилу́иа.
Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.
И́кос 1.
А́нгельских си́л и вся́кия тва́ри Творца́, Влады́ку и Го́спода, восприе́мшаго пло́ть на́шу и я́вльшагося на земли́ спасе́ния на́шего ра́ди, узре́в ходя́ща при мо́ри Галиле́йстем и взыва́юща тя́ со бра́том твои́м, Иоа́нне блаже́нне, в зва́ние апо́стольства, оста́вль мре́жи ры́барския и отца́ твоего́ в корабли́, неукло́нно отто́ле после́довал еси́ стопа́м Спаси́телевым. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:
Ра́дуйся, любве́ ра́ди ко Христу́ отца́ по пло́ти оста́вивый; ра́дуйся, Христо́м Небе́снаго Отца́ обреты́й.
Ра́дуйся, ми́р и вся́ его́ пре́лести презре́вый; ра́дуйся, небе́сная блага́я в воздая́ние получи́вый.
Ра́дуйся, пло́ть ду́ху соверше́нно порабо́тивый; ра́дуйся, ду́х тво́й Сладча́йшему твоему́ Учи́телю Иису́су покори́вый.
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Конда́к 1.
Избра́нный Го́сподем от мре́жей ры́барских на про́поведь Ева́нгелия и от ло́вли ры́б на уловле́ние челове́ков во све́т и́стиннаго богове́дения, вели́кий Апо́столе, учениче́, дру́же и напе́рсниче Христо́в, моли́ еди́наго и́стиннаго Человеколю́бца, Его́же ты́ прии́скренне возлюби́л еси́, да поми́лует на́с, и́щущих твоего́ к Нему́ предста́тельства и зову́щих ти́:
Ра́дуйся, Иоа́нне Апо́столе, напе́рсниче Христо́в и Богосло́ве.
Моли́тва.
О вели́кий Апо́столе, Евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнове́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоа́нне! Приими́ на́с, гре́шных, под твое́ си́льное заступле́ние прибега́ющих. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми Кро́вь Свою́ за ны́, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л е́сть, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я на́с обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдых истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит на́с, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты́ во открове́нии зре́л еси́, ны́не же несконча́емыя ра́дости наслажда́ешися. О вели́кий Иоа́нне! Сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския, хра́м се́й, служа́щих и моля́щихся в не́м от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви на́с от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и Его́ милосе́рдие на́м испроси́, да вку́пе с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти в невече́рнем дни́ пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Краткое житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр.1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "Сынов Грома" – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Полное житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал Сыном Громовым, был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Согласно православному преданию, Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.
Святой Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли "возлюбленным учеником" Господа. Он принадлежал к числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным. Так, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду. Когда Господь на Тайной вечере сказал ученикам о скором предательстве, именно святой апостол Иоанн, который "возлежал у груди Иисуса", осмелился спросить, кто из них предаст Его. Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей у Креста. Иисус, видя, как он скорбит, сказал: "Жено, се сын Твой!", а Иоанну: "Се Матерь твоя!" После смерти, воскресения и вознесения Христа Иоанн взял Матерь Божию в свой дом и не уходил из Иерусалима на проповедь до самого Ее Успения.
Когда ученики бросали жребий, чтобы определить, кому в какие земли идти для проповеди Евангелия, Иоанну досталась Малая Азия. Согласно житию святого апостола Иоанна, принятому в Греции, он принял свой жребий с тяжелым сердцем, поскольку испытывал страх перед смертельными опасностями морского путешествия, которые, как он предвидел, ожидали его. Упав на колени перед апостолами, он признался в своем малодушии. Апостолы попросили Иакова, первого епископа Иерусалима, вознести Господу молитву о прощении святого Иоанна. Иаков так и сделал, после чего все с миром разошлись.
Когда настало время апостолам отправляться на проповедь, Иоанн остался в Иерусалиме с Божией Матерью и прожил там до Ее Успения, то есть приблизительно до 50 года. Потом он отплыл в Ефес вместе с Прохором, одним из первых семи диаконов, который стал и его первым агиографом. Как и предвидел Иоанн за много лет до того, они почти сразу же попали в кораблекрушение. Через несколько часов после отплытия поднялся страшный шторм, и корабль пошел ко дну. Все сорок три человека, находившихся на борту, добрались до берега, держась за обломки судна. И только святой Иоанн пропал без вести. Прохор, скорбя, отправился в Ефес пешком. Спустя четырнадцать дней, стоя у моря недалеко от Мариотиса, Прохор к своему великому изумлению увидел, как о берег разбилась огромная волна и вынесла апостола Иоанна, после чего они продолжили путь в Ефес.
Согласно традиционной версии жития святого Иоанна, их первым испытанием в Ефесе стала встреча со злонравной женщиной по имени Романа. Она страдала чрезмерной полнотой и обладала большей физической силой, нежели все окружавшие ее мужчины. Романа управляла общественными банями, владельцем которых был местный начальник по имени Диоскорид. Встретив Иоанна и Прохора, она предложила им работу – топить огонь в бане и таскать воду за еду, кров и небольшую плату. Они согласились, и она поставила их работать, но скоро начала притеснять и даже бить святого Иоанна. Так продолжалось много дней, и в конце концов Романе пришла в голову мысль предъявить права на Иоанна и Прохора, объявив их своими беглыми рабами. Ей удалось убедить местного судью в обоснованности своих претензий, и он выдал ей бумаги на право владения этими двумя людьми.
Фундамент купальни был заложен на месте принесения жертв, и потому в них устроили свое жилище бесы. Там умирали юноши и девушки, и однажды, когда туда зашел единственный сын Диоскорида Домн, бесы задушили его. Диоскорид, узнав об этом, умер от этого неожиданного горестного известия. Романа очень сильно скорбела. Она пришла к апостолу и стала умолять его о помощи, святой Иоанн помолился Господу, и Домн воскрес. Потом они отправились в дом его отца, святой Иоанн помолился над ним, и он тоже восстал из мертвых. Романа глубоко раскаялась в жестоком обращении с апостолом Иоанном, и он крестил ее вместе с Диоскоридом и Домном. Они стали первыми христианами Ефеса.
После их обращения в Ефесе отмечали языческий праздник богини Артемиды, Апостол Иоанн присоединился к толпе пирующих и, стоя на постаменте статуи богини, обратился к народу с проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников стала забрасывать его камнями, но благодать Божия покрывала его, и ни один камень его не коснулся, но пострадала статуя. Нападавшие пришли в бешенство и отказывались слушать увещевания апостола, призывавшего их вести себя как подобает разумным людям, а не диким зверям. Толпа неистовствовала, и Иоанн в конце концов воздел руки к небу, прося Бога послать знамение, чтобы привести людей к покаянию. И вот разразилось сильное землетрясение, разверзлась земля, и из расселины вырвалась огромная мощная струя пара. Из присутствовавших двести человек упали замертво от страха. После того как землетрясение прекратилось, святой Иоанн помолился о возвращении их к жизни. Они восстали из мертвых, после чего сотни ефесян приняли крещение.
Через некоторое время святой Иоанн сам поднялся в храм и силой молитвы поверг главное изваяние богини этого города, а потом и весь храм. Видя все эти чудеса и знамения, тысячи людей обратились ко Христу, А тем временем известие о разрушении храма дошло до императора Домициана (81–96 гг.). Императору доложили, что некий колдун поверг в прах главный храм Ефеса. Он приказал схватить апостола Иоанна и, заковав в цепи, привести к нему. Домициан и раньше устраивал гонения на христиан, и когда к нему привели апостола Иоанна, император повелел сначала бить его, а потом казнить. Господь защитил Своего избранника, и яд, который его заставили выпить, не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут апостол остался невредим. Император решил, что апостол Иоанн бессмертен, и сослал его на остров Патмос.
Апостола заковали в цепи и посадили на корабль вместе с его учеником Прохором. Перепуганные стражники шептались между собой: "За ним надо следить вовсю – он колдун и творит ужасные дела". На пути к Патмосу один из них упал за борт. На корабле находился отец этого стражника. Он очень горевал, и с ним скорбела вся команда. Считая Иоанна колдуном, они обратились к нему за помощью. Он спросил их, каким богам они поклоняются. Они стали называть имена своих многочисленных богов, а он вопрошал их, как в этом сонме богов не нашлось ни одного, кто мог бы спасти их товарища. Иоанна отвели к тому борту корабля, с которого упал стражник, и апостол, воздев руки к небу, стал просить Господа спасти утонувшего. Внезапно из глубины моря начали извергаться волны горячей воды, и одна из волн, ударив о палубу, вынесла к ногам апостола смытого за борт молодого стражника. Он был жив. В дальнейшем по молитвам апостола Иоанна утих сильный шторм, команда, изнывавшая от жажды, получила свежую воду, и получил исцеление человек, больной дизентерией. Стражники и команда хотели освободить апостола Иоанна, но тот сказал: "Нет, чада мои, это неправильно, вы должны доставить меня туда, куда вам велели, чтобы император не наказал вас". Когда они приплыли на Патмос, к городу под названием Флора, стражники передали апостола Иоанна и Прохора правителю города, но при этом просили Иоанна позволить им остаться вместе с ним на Патмосе. В течение десяти дней апостол наставлял их в вере, потом благословил, крестил и отослал их с миром.
Во Флоре апостола Иоанна и Прохора поселили в доме у богатого человека по имени Мирон, тестя правителя острова Лаврентия. Сын Мирона Аполлонид был одержим бесовским духом прорицания, и когда Иоанн с Прохором вошли в дом, он убежал в пустыню. Встревоженные родители решили, что апостол навел на него чары, а потом сам юноша по внушению диавола прислал им письмо, в котором утверждал, что так оно и было. Они привели апостола Иоанна к правителю, а тот посадил его в темницу. Апостол Иоанн попросил дать ему возможность послать Аполлониду письмо, и правитель согласился, надеясь, что письмо "колдуна" снимет с юноши чары. Иоанн написал: "Повелеваю тебе именем Иисуса Христа оставить этот образ Божий и отныне никогда не входить ни в одного человека. Покинь этот остров и навсегда оставайся в пустыне". Как только письмо передали юноше, бес вышел из него, и юноша вернулся домой. Аполлонид рассказал своим домашним долгую историю своей одержимости. Вся семья крестилась. Сам правитель стал христианином после того, как оставил службу.
По молитвам апостола Иоанна люди исцелялись от телесных и душевных недугов, бесплодные женщины получали способность к деторождению, неверующие обретали веру. Храмы Аполлона и Диониса на Патмосе рассыпались в прах, как только апостол начал молиться. Большую часть времени, прожитого в изгнании, он провел, убеждая людей оставить тщету язычества и обратить взоры ко Христу.
В то время на Патмосе жил волхв по имени Кинопс (в переводе с греческого это означает "собачье лицо"), который годами скитался по пустынным местам, пророчествовал, общаясь с бесами. Многие жители острова считали его высшим существом, и после того, как Иоанн разрушил храм Аполлона, жрец этого храма пошел к Кинопсу, чтобы уговорить его прийти в город и отомстить Апостолу. Волхв не пожелал покинуть свою пустыню, но пообещал послать демона, поручив ему схватить душу Иоанна, и принести ее ему. Иоанн же, издалека увидев приближающегося демона, связал его своим словом и изверг во тьму внешнюю. Кинопс послал еще одного беса, но и тот не вернулся. Наконец, волхв отправил к Иоанну двух бесов, чтобы один напал на святого, а второй сообщил хозяину о судьбе первого. Иоанн снова изверг беса, и когда Кинопс узнал от второго, что произошло, то сам отправился в город показать людям свою силу и уничтожить Иоанна. Разъяренный волхв заставил жителей поверить, что ему удалось воскресить троих умерших горожан: перед взорами толпы предстали призраки в виде тех усопших, после чего все восславили Кинопса. Волхв стал похваляться своей властью перед апостолом Иоанном, но апостол спокойно ответил: "Все твои знамения скоро превратятся в ничто", и призраки исчезли. Родственники и друзья усопших подумали, что воскресшие снова ушли в страну смерти, и в ярости накинулись на Иоанна. Его избили и бросили, решив, что он мертв. В ту ночь Прохор и Мирон, придя за его телом, увидели, что он не только жив, но стоит, преклонив колена, на молитве на том самом месте, где его избивали.
Вскоре после того Кинопс снова подошел к нему на берегу моря и, негодуя на то, что он продолжает проповедовать, закричал, что посрамит его. Волхв приказал народу: "Возьмите его и не отпускайте ни его, ни остальных, пока я не возвращусь в славе". Потом прыгнул в море и исчез из виду. Когда он скрылся в волнах, Иоанн простер крестообразно руки и помолился о том, чтобы Кинопс, этот великий обманщик, навсегда остался в морской бездне и чтобы никто больше не увидел его среди живых. Иоанн окончил молиться, и в то же мгновение послышался страшный удар грома, море взволновалось, но Кинопс не появлялся. Тогда родственники тех троих усопших опять попытались убить Иоанна, крича, что он колдовством заставил Кинопса и их родных исчезнуть. Однако все остальные в толпе настаивали, что надо дождаться возвращения волхва.
Народ ждал на берегу три дня и три ночи, не решаясь разойтись, поскольку волхв велел им оставаться на том месте. Люди тяжко страдали от палящего солнца, голода и жажды, и в конце концов у них умерли трое маленьких детей. Опечаленный тем, с какой легкостью они поддались на обман, и скорбя об ожесточении их сердец, Иоанн молился Господу об их спасении, прося их разойтись по домам и поесть. Властью Христовой он воскресил умерших детей, и люди, осознав, что волхв обманул их, упали к ногам апостола, называя его учителем. Иоанн возвратился домой вместе с Мироном и на следующий день успокоил народ, обратился к нему с увещеванием и многих крестил. За время пребывания Иоанна на Патмосе почти все жители острова обратились ко Христу.
В 96 году император Домициан пал от рук убийц, на римский трон взошел император Нерва (96–98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению христианского учения, ни преследовать самих христиан. Получив благоприятные сведения об Иоанне, новый император и римский сенат аннулировали приговор Домициана и освободили Иоанна. Получив свободу, Иоанн сподобился видения, в котором Господь сказал ему, что настало время вернуться в Ефес, и они с Прохором приготовились к отплытию. Однако христиане Патмоса никак не хотели отпускать их и, как сказано в житии святого Иоанна, записанном Прохором, просили его оставить им письменное изложение христианской веры, чтобы им не отклоняться от истинного учения.
Иоанна растрогала эта просьба. Они с Прохором, взойдя на пустынный холм и наложив на себя пост, стали молиться. На третий день Иоанн послал Прохора в город за чернилами и бумагой и велел вернуться через два дня. Когда Прохор возвратился, апостол попросил его встать справа от себя. Внезапно раздался раскат грома, засверкала молния, задрожала земля. Прохор в страхе упал на землю, но Иоанн поднял его, сказав: "Сядь у меня по правую сторону". После этого он продолжил молитву и велел записывать его слова. Он стоял, глядя в небо, а потом отверз уста и заговорил: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...". Так начинается Евангелие по Иоанну. Прохор пишет, что они провели тогда на холме два дня. Вернувшись в город, Прохор переписал все эти святые слова, чтобы оставить одну копию на Патмосе, а вторую отдать Иоанну, отправлявшемуся в Ефес.
Священное Предание и церковные писатели первых веков – святой Климент Александрийский, Ориген, святой Ириней и Евсевий – утверждают, что Апокалипсис, последняя книга канонического Священного Писания, также была написана святым Иоанном на острове Патмос, и что в роли писца и на этот раз выступал Прохор. Удалившись в уединенную пещеру, апостол Иоанн сначала прожил там десять дней с Прохором, а потом десять дней один, в посте и молитве. Ему был глас с небес, который сказал, что придется подождать последние десять дней, и тогда он получит откровение от Бога. Когда вернулся Прохор, Иоанн начал диктовать великое и таинственное откровение Апокалипсиса, символически описывающее события, которые должны произойти в конце времен. Та патмосская пещера, в которой апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. В этой пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение.
Вот как начинается Апокалипсис:
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию" (Откр.1:9-11).
Апостол продиктовал текст, полный предзнаменований и тайн, обозначенных лишь намеками и до конца известных только Богу, и закончил его следующими словами:
"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (...) Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.22:16-17, 20)
Апокалипсис – это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова. Среди книг Нового Завета есть также три послания святого Иоанна Богослова.
Апостол возвратился в Ефес и снова остановился в доме Домна, юноши, который воскрес из мертвых по его молитве. Его отец, Диоскорид, к тому времени уже умер, но сам Домн радушно принимал святого у себя в Ефесе до конца его дней. Путешествуя по городам Малой Азии, апостол Иоанн продолжал учить и крестить народ во имя Господа Иисуса Христа. Святой Климент Александрийский († 217) в проповеди под названием "Богач в поисках вечной жизни" рассказывает одну особенно трогательную историю, в которой видна пастырская любовь апостола Иоанна к своему словесному стаду. По возвращении в Ефес Иоанн встретил красивого молодого человека, имевшего наклонность к добрым делам и изучению духовных предметов. Апостол оставил его на попечение местного епископа, поручив ему обучить юношу основам веры, а сам отправился дальше. Эта история, известная под названием "Святой Иоанн и разбойник", имеет следующее продолжение:
А потом случилось так, что некие праздные и беспутные юноши, познавшие зло, развратили этого новообращенного христианина и увели его от епископа, потратив ради него много денег на развлечения, и вскоре они уже бесчинствовали на большой дороге. Юноша ушел с ними... и со временем стал у них главарем, самым жестоким и кровавым из всех.
Прошли годы, и вот как-то раз пресвитеры той церкви позвали к себе апостола Иоанна, чтобы обсудить с ним церковные дела. В конце беседы апостол сказал епископу: "А теперь прошу тебя вернуть мне то сокровище, которое Спаситель и я поручили твоим заботам". Епископ смутился. Он подумал, что святой Иоанн говорит о каких-то вверенных ему деньгах, но не мог вспомнить, и в то же время не мог не верить словам апостола. Тогда Иоанн сказал: "Я прошу вернуть мне того молодого человека, которого оставил на тебя". Старенький епископ с плачем и стенаниями ответил: "Тот юноша мертв". Иоанн спросил: "Как он умер?" "Он умер для Бога, – сказал епископ, – он погрузился во зло. Стал разбойником и живет теперь вон на той горе напротив церкви, и с ним шайка разбойников".
Апостол разорвал на себе одежды, ударяя себя по голове, стал плакать и выкрикивать: "Я оставил душу брата в надежных руках! Приведите мне лошадь, и пусть кто-нибудь покажет мне дорогу, я иду к нему".
Иоанн сел на лошадь и прямо из церкви, как был, поехал на ту гору. У разбойников на горе были выставлены посты, и как только Иоанн появился в поле их зрения, его схватили. Он не пытался освободиться и ничего у них не просил, лишь сказал: "Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним". Главарь ждал его, вооруженный до зубов. Увидев Иоанна, он отвернулся, стыдясь, и побежал прочь. Иоанн стал кричать ему вслед: "Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца, ведь он стар и не вооружен? Не страшись ничего! Ты еще можешь войти в вечную жизнь! Я возьму все твои грехи на себя пред Христом! Если нужно, я умру за тебя, как Господь умер за нас! Восстань, веруй! Христос послал меня!" Разбойник низко опустил голову и бросил оружие, дрожа всем телом и горько плача, и Иоанн со слезами обнял его.
Последние годы своей жизни апостол Иоанн провел в строгом воздержании, питаясь только хлебом и водой и одеваясь в очень простые одежды. Когда он стал стар и немощен, ученики носили его в храм, но он уже не мог говорить долгих проповедей, поэтому наставлял только местных епископов, чтобы помочь им лучше исполнять их обязанности после его кончины. Наконец, когда силы совсем покинули его, говорил лишь: "Детки, любите друг друга," непрестанно повторяя эти слова. На вопрос, почему он так делает, он отвечал: "Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную".
Когда апостолу Иоанну было более ста лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол вышел из дома рано утром, до рассвета, позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, и попросил их следовать за ним, захватив с собой лопаты. Он привел их в одно место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: "Копайте вашими лопатами могилу в форме креста в длину моего роста". Потом снова помолился и лег в могилу, после чего обратился к Прохору: "Прохор, сынок, ты должен идти в Иерусалим, где и закончится твоя жизнь". Обняв учеников, он сказал: "Возьмите земли, матерь мою землю, и укройте меня". Они покрыли его землей до колен, и он умолял их продолжать и закопать его по шею. После этого произнес: "Принесите тонкий покров и положите мне на лицо, и попрощайтесь со мной в последний раз, ибо в этой жизни уже не увидите меня". Он отослал их, благословив, а они оплакивали своего возлюбленного отца и учителя.
Ученики возвратились в город в глубокой скорби. Христиане Ефеса, узнав о случившемся, умоляли отвести их к могиле. Прохор с другими учениками повели их на то место, но Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: "Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?" (Ин.21,22) И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь".
Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая на протяжении многих лет могила источала миро, и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.
Память святого Иоанна празднуется 8 мая и 26 сентября, в день его кончины.
По преданию, Прохор стал епископом Никомидии. День его памяти – 28 июля.
Явления и чудеса апостола и евангелиста Иоанна Богослова
И в греческой Синаксари, и в русских "Житиях Святых" святителя Димитрия Ростовского описаны случаи явлений святого апостола Иоанна Богослова и его помощи людям.
Догмат о Святой Троице
Первое из известных нам явлений святого апостола Иоанна относится к третьему веку. Святой апостол Иоанн явился преподобному Григорию Неокесарийскому чудотворцу († 270). Преподобный Григорий был современником святой Макрины, бабушки святителей Василия Великого и Григория Нисского.
Во времена святого Григория Чудотворца возникли ереси Савелия и Павла Самосатского. Они еще не были осуждены церковным собором, и преподобный Григорий, глубоко обеспокоенный, молился о вразумлении, чтобы суметь разобраться в этих учениях и отличить истину от заблуждений. Однажды ночью ему явились Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов в облачении епископском. Они пришли в сиянии Божественного света, и Матерь Божия, показывая на Григория, попросила святого апостола Иоанна научить его, как следует исповедовать тайну Святой Троицы. Преподобный Григорий, как некогда Прохор, собственноручно записал те слова, что продиктовал ему святой апостол Иоанн. По свидетельству святителя Григория Нисского, оригинал этой записи потом долгие годы хранился Неокесарийской Церковью. Это исповедание принимали как истинное отцы-каппадокийцы, святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин и святитель Григорий Нисский, оно вошло в ранний перевод работы Евсевия “История Церкви”, написанной в четвертом веке. Его одобрил Пятый Вселенский Собор 523 года.
Вот текст этого откровения:
Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Бессмертный Бессмертнаго и Вечный Вечнаго. И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся [т.е. людям], Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, [Источник святый], Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.
Молодой иконописец
Второй случай взят из Пролога. В одном малоазийском городе жил молодой христианин, в обязанности которого входил уход за гусями. У ворот города висела икона святого апостола Иоанна Богослова, и юноша каждый день проходил мимо нее утром и вечером со своими гусями. В простоте сердца он решил попытаться нарисовать подобную икону и долго пытался это сделать, рисуя ее на песке, но все его долгие попытки не увенчались успехом.
Однажды, когда юноша пас гусей, к нему подошел незнакомый человек и, узнав о его желании написать икону, дал ему рекомендательное письмо к константинопольскому придворному иконописцу с просьбой обучить его иконописи. Юноша отправился в Константинополь и под невидимым руководством святого Иоанна вскоре превзошел своего учителя в иконописном искусстве.
Это, по-видимому, очень древняя история, поскольку святой апостол Иоанн, как и святой апостол Лука, издревле считается покровителем иконописцев. Например, в учебниках иконописи семнадцатого века мы находим следующую молитву апостолу Иоанну:
"О святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове! Ты, припадавший ко Христу на Тайной Вечере, даруй мне знание и помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ".
По сведениям, содержащимся в “Великом Синаксари”, “Житиях Святых” святителя Димитрия Ростовского и даже житиях более поздних святых было много случаев, когда святой апостол Иоанн являлся, иногда вместе с Пресвятой Богородицей, чтобы оказать помощь или дать совет. Он приходил, например, к святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября), святителю Григорию Паламе (14 ноября), преподобному Авраамию Ростовскому (29 октября), старцу Матфею (12 апреля) (см. в житии святого Афанасия Эгинского) и преподобному Серафиму Саровскому (2 января), которому, как и любимому ученику святого апостола Иоанна, при крещении было дано имя Прохор.
С жизнью святителя Иоанна Златоуста связано два случая явления святого апостола Иоанна Богослова. В первый раз апостол Иоанн Богослов поведал праведному иноку Исихию, что Златоуст станет избранным храмом Святого Духа и послужит делу спасения и освящения людей. В конце жизни сам святитель Иоанн Златоуст удостоился посещения апостола Иоанна Богослова. Апостол известил его о скорой кончине и о том, что перед ним откроются врата рая.
В явлении святителю Григорию Паламе Иоанн Богослов сказал: “Волею Владычицы Богородицы, отныне я непрестанно буду с тобой”.
В житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что святой апостол Иоанн пришел к нему и дал ему свой посох, чтобы сокрушить языческого идола Велеса в городе Ростове и разбить его в прах.
В житии святого Афанасия Эгинского есть следующий эпизод: благочестивому старцу Матфею, построившему обитель для святой Афанасии с сестрами, святой апостол Иоанн Богослов явился во время литургии. Двое сослуживших Матфею священников также видели святого апостола Иоанна.
Однажды в Саровском монастыре тяжело заболел водянкой и на три с половиной года оказался прикован к постели послушник Саровского монастыря Прохор, будущий преподобный Серафим. Он чувствовал, что скоро умрет, но после принятия Святых Христовых Таин сподобился видения Матери Божией, святого Иоанна Богослова и святого апостола Петра. Матерь Божия сказала остальным: “Сей от рода нашего” и исцелила его.
Св. апостол Иоанн Богослов являлся и праведникам двадцатого века, в том числе отцу Николасу Планасу и молодой монахине Магдалине из обители святого Иоанна Богослова в Афинах. Она болела раком, и явившиеся ей Богородица, святой апостол Иоанн Богослов и святитель Нектарий Эгинский исцелили ее.
См. также: "Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова"; "Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова"; "Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов" в изложении свт. Димитрия Ростовского.