Акафист святым благоверным князям и мученикам Борису и Глебу во св. Крещении Роману и Давиду, Российским чудотворцам
Предназначен для келейного чтения
Память: 15 мая (02 мая ст. ст.); 06 августа (24 июля ст. ст.)
Не утвержден для общецерковного использования.
Ака́ѳистъ святы́мъ благовѣ́рнымъ кня́земъ и му́ченикомъ Бори́су и Глѣ́бу, во святѣ́мъ креще́ніи Рома́ну и Дави́ду, Россíйскимъ чудотво́рцемъ
Конда́къ 1
Избра́нніи чудотво́рцы и до́блественіи во́ини Христо́вы, блага́го ко́рене блазíи о́трасли, пресвѣ́тлая дво́ице, въ неду́зѣхъ безме́здніи вра́чеве и ко Спа́су о все́мъ мíрѣ те́пліи моли́твенницы, восхваля́емъ ва́съ любо́вію, святíи и благовѣ́рніи кня́зи, Бори́се и Глѣ́бе. Вы́ же, я́ко иму́щіи дерзнове́ніе ко Пресвятѣ́й Тро́ицѣ, отъ вся́кихъ на́съ бѣ́дъ изба́вите, да зове́мъ къ ва́мъ:
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Икосъ 1
Ангеловъ Госпо́днихъ согра́ждане яви́стеся святíи благовѣ́рніи Бори́се и Глѣ́бе, не оставля́юще согра́жданъ земна́го мíра: по страда́ніи бо ва́шемъ честна́я тѣлеса́ ва́ша, му́ченическою кро́вію обагре́нная, и благода́тію Бо́жіею просла́вленная, всѣ́мъ, съ вѣ́рою къ ни́мъ притека́ющимъ и прикаса́ющимся, источа́ютъ многоразли́чная чуде́сная исцѣле́нія; ду́ши же ва́ша предстоя́тъ съ ли́ки а́нгельскими и со всѣ́ми святы́ми Пресвятѣ́й Тро́ицѣ. Тѣ́мже мы́, россíйстіи сы́нове, удивля́ющеся ва́шему го́рнему и до́льнему гражда́нству, благоговѣ́йно преклоня́юще предъ ва́ми колѣ́на тѣле́сная и сердца́ на́ша, уми́льно вопіе́мъ си́це:
Ра́дуйтеся, я́ко вы́шнимъ Бо́гомъ изъ тмы́ идолослуже́нія въ чу́дный свѣ́тъ и́стиннаго богопозна́нія приведе́ни есте́. Ра́дуйтеся, я́ко ча́да, па́че всѣ́хъ возлю́бленная благовѣ́рному отцу́ ва́шему. Ра́дуйтеся, и́стинніи Ева́нгелія Христо́ва послѣ́дователи. Ра́дуйтеся, Боже́ственныхъ писа́ній до́бріи ученицы́. Ра́дуйтеся, оде́жды креще́нія непоро́чніи храни́тели. Ра́дуйтеся, христіа́нскаго благоче́стія при́сніи ревни́тели. Ра́дуйтеся, я́ко неустраши́мо страда́нія му́ченическая прія́ли есте́. Ра́дуйтеся, Христо́вымъ страсте́мъ подража́тели. Ра́дуйтеся, благоугоди́вшіи Бо́гови сло́вомъ и житіе́мъ. Ра́дуйтеся, все́льшіися во оби́тели Отца́ Небе́снаго. Ра́дуйтеся, мзду́ трудо́въ и терпѣ́нія ва́шего воспрія́вшіи отъ Го́спода. Ра́дуйтеся, облече́нніи виссо́номъ чистоты́ и непоро́чности. Ра́дуйтеся, моли́твами ва́шими ко Го́споду мно́гимъ засту́пничество яви́ли есте́.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 2
Ви́дѣвше сы́нове Россíйстіи святы́й хра́мъ, испо́лненный благоуха́нія пречу́днаго, внегда́ отверзо́ша ра́ку и обоня́ша о́ное, вси́ просла́виша Бо́га, тѣ́мже и мы́, грѣ́шніи и недосто́йніи, благоговѣ́юще предъ пречу́дною святы́нею, прославля́емъ Ди́внаго во святы́хъ Свои́хъ Бо́га, непреста́нно вопію́ще: Аллилу́ія.
Икосъ 2
Ра́зумъ здра́вый стяжа́вшіи святы́мъ и богоуго́днымъ ва́шимъ житіе́мъ, страстоте́рпцы Христо́вы Бори́се и Глѣ́бе. Егда́ услы́шасте лише́ніе ва́шего вре́меннаго живота́ отъ лю́таго и властолюби́ваго бра́та ва́шего Святопо́лка, нима́ло не помы́сливше проти́ву его́ ра́тною бра́нію идти́, лу́чше возжела́сте жи́зни своея́ лиши́тися, не́жели съ бра́томъ имѣ́ти бра́нь и христіа́нскую кро́вь пролива́ти. Сего́ ра́ди мы́, предстоя́ще моли́твенно предъ ва́ми, возво́димъ очеса́ на́ша серде́чная къ ва́мъ горѣ́, на небеси́ живу́щимъ, почита́юще честна́я ва́ша страда́нія си́ми похва́льными пѣ́сньми:
Ра́дуйтеся, Жива́го Бо́га па́че всего́ мíра возлюби́вшіи. Ра́дуйтеся, су́етныхъ помышле́ній презри́тели. Ра́дуйтеся, вѣнцено́сцы нарочи́тіи. Ра́дуйтеся, за́повѣдей Христо́выхъ исполни́тели. Ра́дуйтеся, оправда́ній Госпо́днихъ пресвѣ́тлыя свѣщи́. Ра́дуйтеся, пресла́дкіи слы́шатели Боже́ственныхъ слове́съ. Ра́дуйтеся, иску́сніи храни́тели церко́вныхъ пра́вилъ. Ра́дуйтеся, тмы́ грѣхо́вныя попра́тели. Ра́дуйтеся, небе́сныхъ бла́гъ прича́стницы. Ра́дуйтеся, ника́коже къ земны́мъ бла́гомъ се́рдце свое́ прилѣпи́вшіи. Ра́дуйтеся, те́пліи моли́твенницы ко Спа́су о душа́хъ на́шихъ.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 3
Си́лою Боже́ственною подвиза́еми, на умоле́ніе соо́тчичей ва́шихъ я́вльшеся, и́мъ есте́ покрови́тели, защи́тницы и помо́щницы; страны́ бо и́хъ отъ нападе́ній вра́жіихъ избавля́ете, стра́ждущихъ отъ вся́кихъ неду́говъ и болѣ́зней исцѣля́ете и во вcя́комъ благо́мъ преспѣ́яніи помога́ете всѣ́мъ, вопію́щимъ Бо́гу: Аллилу́ія.
Икосъ 3
Иму́ще вои́стинну во́ини Христо́вы, Бори́се и Глѣ́бе, пла́менное и нехла́дное се́рдце ко благохвале́нію Ди́внаго въ чудесѣ́хъ Бо́га, моли́теся непреста́нно о спасе́ніи ду́шъ къ ва́мъ усе́рдно прибѣга́ющихъ. Сего́ ра́ди мы́ отъ глубины́ серде́цъ на́шихъ умиле́нно прино́симъ къ ва́мъ такова́я пѣ́нія:
Ра́дуйтеся, Го́споду сла́вы вы́ну предстоя́тели. Ра́дуйтеся, а́нгельскія трисвяты́я пѣ́сни слы́шатели. Ра́дуйтеся, невече́рняго дне́ зри́тели. Ра́дуйтеся, Ца́рства Христо́ва наслѣ́дницы. Ра́дуйтеся, нерукотво́рнаго хра́ма обита́тели. Ра́дуйтеся, го́рнаго Іерусали́ма имени́тіи гра́ждане. Ра́дуйтеся, ра́йскихъ селе́ній созерца́тели. Ра́дуйтеся, хра́мовъ Госпо́днихъ и домо́въ благочести́выхъ посѣща́тели. Ра́дуйтеся, вели́кихъ пра́здниковъ и святы́хъ уго́дниковъ почита́нія наста́вницы. Ра́дуйтеся, не радя́щихъ о благоче́стіи наказа́тели. Ра́дуйтеся, въ добродѣ́телехъ преспѣва́ющихъ споспѣ́шницы.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 4
Бу́рею невѣ́рія одержи́мыхъ, ходя́щихъ во тмѣ́ злоче́стія и не брегу́щихъ о христіа́нскомъ благоче́стіи, огне́мъ наказа́нія опаля́ете, да тѣ́мъ уцѣлому́дрившіися и́стинно позна́ютъ и́стиннаго Бо́га, благоче́стно Его́ чту́ще и со стра́хомъ Ему́ вопію́ще: Аллилу́ія.
Икосъ 4
Слы́шаще ва́ша, страстоте́рпцы святíи Бори́се и Глѣ́бе, чудеса́, россíйстіи сы́нове не то́кмо изъ бли́жнихъ, но и изъ да́льнихъ стра́нъ Россíйскихъ стека́ются къ ва́шимъ чудодѣ́йствующимъ моще́мъ, и, исцѣля́ющеся отъ неду́говъ и болѣ́зней, вопію́тъ къ ва́мъ такова́я:
Ра́дуйтеся, пе́рвіи въ Россíи уго́дницы Христо́вы. Ра́дуйтеся, вели́цыи въ напа́стехъ утѣ́шители. Ра́дуйтеся, въ убо́жествѣ и ну́ждахъ благочести́вымъ посо́бницы. Ра́дуйтеся, вѣ́ры Христо́вой ревни́тели. Ра́дуйтеся, ересе́й искорени́тели. Ра́дуйтеся, раско́ловъ презри́тели. Ра́дуйтеся, Боже́ственныя слу́жбы пла́менныя люби́тели. Ра́дуйтеся, виногра́да Христо́ва многоли́ственная древеса́, и́миже покрыва́ются мно́зи. Ра́дуйтеся, боже́ственныя лозы́ пресла́дкое ро́ждіе. Ра́дуйтеся, благоче́стія до́бріи строи́тели. Ра́дуйтеся, и́стинніи и безме́здніи вра́чеве. Ра́дуйтеся, о спасе́ніи ро́да христіа́нскаго хода́таи.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 5
Боготе́чныя звѣзды́ яви́стеся на́мъ въ земно́й юдо́ли се́й: внегда́ бо обурева́тися на́мъ волна́ми жите́йскихъ попече́ній и направля́ти пу́ть жите́йскаго ше́ствія своего́ къ ти́хому приста́нищу, ва́шими моли́твами избавля́еми есмы́ отъ блужде́нія и потопле́нія, сего́ ра́ди, сла́вяще Го́спода, вопіе́мъ: Аллилу́ія.
Икосъ 5
Ви́дѣвше сы́нове россíйстіи, я́ко притека́ющіи къ ва́мъ съ вѣ́рою, пріе́млютъ хода́тайствомъ и засту́пничествомъ ва́шимъ въ ну́ждахъ ско́рое утѣше́ніе и избавле́ніе отъ зо́лъ, восхваля́ютъ ва́съ си́це:
Ра́дуйтеся, Россíйскихъ стра́нъ недре́млющіи стра́жи. Ра́дуйтеся, и́дольскаго нече́стія обличи́тели. Ра́дуйтеся, горды́ни и буесло́вія посрами́тели. Ра́дуйтеся, му́дрымъ къ вѣ́рѣ и благоче́стію прави́тели. Ра́дуйтеся, до́бріи во́ини Христо́вы. Ра́дуйтеся, вражду́ющихъ на зе́млю отце́въ ва́шихъ укроти́тели. Ра́дуйтеся, зло́бы и мще́нія угаси́тели. Ра́дуйтеся, по́лчищъ вра́жескихъ расточи́тели. Ра́дуйтеся, я́ко просла́вившіи Бо́га въ душа́хъ и тѣлесѣ́хъ ва́шихъ. Ра́дуйтеся, я́ко просла́влени есте́ на земли́ чудодѣ́йствіемъ. Ра́дуйтеся, я́ко благоро́дство земно́е носи́вше, сподо́бистеся ца́рствовати въ Ца́рствіи небе́снѣмъ. Ра́дуйтеся, во Оте́чествіи свое́мъ ми́ра, тишины́ и споко́йствія возстанови́тели.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 6
Проповѣ́дующи, проповѣ́дуетъ вся́ Россíйская держа́ва ва́ше небе́сное предста́тельство у Всевы́шняго: вы́ бо я́ко крѣ́пцыи щити́ и я́ко тве́рдыя стѣны́, огражда́ете Оте́чество ва́ше я́ко непобѣди́мымъ ору́жіемъ, Боже́ственною благода́тію, даро́ванною ва́мъ свы́ше, сего́ ра́ди, хва́ляще Бо́га, пое́мъ: Аллилу́ія.
Икосъ 6
Возсія́ли есте́, я́ко пресвѣ́тлыя звѣзды́ отъ тмы́ идолослуже́нія просвѣще́ніемъ свята́го креще́нія, вѣ́ру бо Правосла́вную прія́вше, обы́чаи идоложе́ртвенныя искорени́ли есте́, сѣмена́ благоче́стія христіа́нскаго въ сердца́хъ по́дданныхъ свои́хъ посѣ́явшіи, на славосло́віе и́мене Бо́жія хра́мы боже́ственныя благолѣ́пно сооруди́сте. Сего́ ра́ди, Бори́се и Глѣ́бе, ва́съ почита́емъ си́ми похва́льными пѣ́снми:
Ра́дуйтеся, изъ тмы́ идолослуже́нія въ чу́дный свѣ́тъ и́стиннаго богопозна́нія пресе́лницы. Ра́дуйтеся, идолоче́стія обличи́тели. Ра́дуйтеся, дре́вняго змíя попра́тели. Ра́дуйтеся, и́стинніи образцы́ кро́тости и незло́бія. Ра́дуйтеся, подвигополо́жнику Христу́ послѣ́дователи. Ра́дуйтеся, житія́ непоро́чнаго рачи́тели. Ра́дуйтеся, ева́нгельскихъ проповѣ́даній блюсти́тели. Ра́дуйтеся, нерастлѣ́нніи хра́ми Бо́га Жива́го. Ра́дуйтеся, отъ даро́въ живу́щей въ ва́съ благода́ти подаю́щіи си́лу мно́гимъ. Ра́дуйтеся, добродѣ́телей чи́стая зерца́ла. Ра́дуйтеся, те́рнія поро́ковъ ре́вностніи искорени́тели. Ра́дуйтеся, вели́цыи уго́дницы Христо́вы.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 7
Аще и мно́гажды злоумы́шленніи язы́цы покуша́хуся вни́ти во вну́трь ва́шего Оте́чествія и одолѣ́ти его́, оба́че неви́димымъ ва́шимъ предста́тельствомъ предъ Бо́гомъ, си́лою Его́ постыжде́ни и прогна́ни бы́ша. Тѣ́мже удивля́ющеся неизрече́нному къ на́мъ Бо́жію милосе́рдію, пое́мъ Бо́гу: Аллилу́ія.
Икосъ 7
Но́выя благода́ти бы́вшіи прича́стницы и си́лою даро́въ Свята́го Ду́ха испо́лненніи, не то́чію въ земли́ Россíйстѣй яви́лися есте́ до́бріи споспѣ́шницы вѣ́ры и нра́вовъ благи́хъ; но среди́ чужди́хъ наро́довъ сла́ву и́мене Госпо́дня и си́лу мы́шцы Его́ прояви́сте. Сего́ ра́ди похва́льными пѣ́снми ва́съ ублажа́емъ:
Ра́дуйтеся, неувяда́еміи цвѣ́ти Россíйскія земли́. Ра́дуйтеся, непоро́чніи а́гнцы ста́да Христо́ва. Ра́дуйтеся, я́ко го́лубіе, чистото́ю украше́нніи. Ра́дуйтеся, на крилѣ́хъ вѣ́ры возне́сшіися на высоту́ небе́сную. Ра́дуйтеся, въ го́рній Іерусали́мъ пресе́льшіися. Ра́дуйтеся, го́рняго Сіо́на наслѣ́дницы. Ра́дуйтеся, съ ли́ки небе́сныхъ си́лъ торжеству́ющіи. Ра́дуйтеся, вертогра́да небе́снаго благолѣ́пніи гро́здіе. Ра́дуйтеся, Христо́вы Це́ркве вели́кое удобре́ніе. Ра́дуйтеся, всѣ́мъ христіа́номъ неизрече́нныхъ ра́достей подава́тели.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 8
Стра́нная же и ужа́сная содѣ́яшася, егда́ злочести́вый варя́гъ, дерзну́вый косну́тися стопа́ми свои́ми мѣ́ста свя́та, на не́мже почива́ху блаже́нная тѣлеса́ ва́ша: о́гнь бо исше́дый изъ земли́ опали́ окая́ннаго и вѣ́дати научи́ си́лу ва́шу, уго́дницы Бо́жіи. Вѣ́рніи же, прославля́юще чудодѣ́йства ва́ша, воспѣ́ша Ди́вному во святы́хъ Свои́хъ Бо́гу: Аллилу́ія.
Икосъ 8
Ве́сь у́мъ впери́вше въ слу́жбу Боже́ственную и духо́вная псалмопѣ́нія, яви́лися есте́ я́ко непобѣди́міи Христо́вы во́ини, егда́ нечести́віи человѣ́цы пріидо́ша отъ лю́таго Святопо́лка уби́ти ва́съ; оба́че не убоя́шася возложи́ти ру́ки на ва́съ и непови́нную кро́вь ва́шу проли́ти. Мы́ же, вѣ́рніи, че́ствующе вѣ́ру и страда́нія ва́ша, взыва́емъ си́це:
Ра́дуйтеся, и́стиннаго Мессíи Іису́са Христа́ Сы́на Бо́жія и́стинніи исповѣ́дницы. Ра́дуйтеся, апо́стольскихъ проповѣ́даній ревни́тельнѣйшіи пріе́мницы. Ра́дуйтеся, святы́хъ отце́въ преда́ній вѣ́рніи блюсти́тели. Ра́дуйтеся, я́ко возлюби́сте живо́тъ вѣ́чный па́че вре́меннаго. Ра́дуйтеся, я́ко Ца́рство небе́сное предпочто́сте ца́рству земно́му. Ра́дуйтеся, въ вѣ́рѣ Христо́вой вѣ́рнымъ извѣ́стное утвержде́ніе. Ра́дуйтеся, я́ко слу́жбу Бо́жію при себѣ́ всегда́ имѣ́сте. Ра́дуйтеся, я́ко боже́ственное чте́ніе и пѣ́ніе слад́остію послу́шасте. Ра́дуйтеся, я́ко и са́ми Боже́ственная словеса́ во устѣ́хъ свои́хъ держа́ще, въ се́рдцы а́ки неоцѣне́нное сокро́вище носи́сте. Ра́дуйтеся, я́ко ду́хъ ва́шъ сокруше́нный и се́рдце ва́ше смире́нное же́ртва Бо́гу бы́ша. Ра́дуйтеся, я́ко ду́ши и тѣлеса́ ва́ша въ страда́ніи, я́ко зла́то въ горни́лѣ, искуше́ни. Ра́дуйтеся, я́ко съ ли́ки му́чениковъ сопричте́ни есте́.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 9
Вси́ вѣ́рніи, чту́щіи благолѣ́пно па́мять ва́шу, во святѣ́мъ хра́мѣ ва́шемъ сте́кшеся и сла́вяще страда́нія ва́ша и чудеса́, я́же содѣ́ясте си́лою Бо́га, Спа́са на́шего, вопію́тъ къ Нему́: Аллилу́ія.
Икосъ 9
Вѣтíи невѣ́рніи еще́ тружда́ются помышля́ти и му́дрствовати о святы́ни ва́шей, Бори́се и Глѣ́бе, недоумѣва́ютъ у́бо изрещи́, ка́ко тѣлеса́ ва́ша на земли́ не истлѣва́ются, ду́ши же ва́ша на небесѣ́хъ въ со́нмѣхъ а́нгеловъ прославля́ются. Мы́ же, просвѣща́еми вѣ́рою, благолѣ́пно вопіе́мъ:
Ра́дуйтеся, во́ини Христо́вы непобѣди́міи. Ра́дуйтеся, крѣ́пцыи щити́ и броня́ во́инства Россíйскаго. Ра́дуйтеся, Царя́ сла́вы прославле́ніе. Ра́дуйтеся, кня́зя тмы́ посрамле́ніе. Ра́дуйтеся, глаго́ловъ Бо́жіихъ оправда́ніе. Ра́дуйтеся, Боже́ственныя прему́дрости исполне́ніе. Ра́дуйтеся, чуде́съ Христо́выхъ проповѣ́дницы. Ра́дуйтеся, вѣ́чныя ра́дости наслѣ́дницы. Ра́дуйтеся, я́ко жи́знь гряду́щую возлюби́ли есте́. Ра́дуйтеся, я́ко бла́га вре́менная презрѣ́ли есте́. Ра́дуйтеся, я́ко вла́сти вѣ́ка сего́ отри́нули есте́. Ра́дуйтеся, я́ко красо́тою добродѣ́телей украше́ни есте́.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 10
Спасти́ хотя́ще ду́ши своя́, святíи страстоте́рпцы, не брего́сте о тѣлесѣ́хъ ва́шихъ и преда́сте и́хъ на убіе́ніе, вопію́ще къ Бо́гу: Аллилу́ія.
Икосъ 10
Стѣны́ есте́, огражда́ющіи благоде́нствіе Россíи, святíи Бори́се и Глѣ́бе, и неутоми́міи стра́жи проти́ву вра́гъ на́шихъ пребыва́ете, непреста́нно моля́щеся Го́споду Бо́гу о спасе́ніи ду́шъ на́шихъ и исцѣля́юще не́мощи на́ша. Сего́ ра́ди уми́льно вопіе́мъ ко святы́ни ва́шей:
Ра́дуйтеся, я́ко сы́нове россíйстіи хода́тайствомъ ва́шимъ спаса́ются. Ра́дуйтеся, я́ко вси́ правовѣ́рніи моли́твами ва́шими отъ бѣ́дъ и скорбе́й исцѣля́ются. Ра́дуйтеся, я́ко врази́ на́ши ва́съ устраша́ются. Ра́дуйтеся, я́ко все́ Оте́чествіе на́ше моли́твами ва́шими спаса́ется. Ра́дуйтеся, я́ко похва́льными вѣнцы́ Россíйская Це́рковь ва́съ вѣнча́етъ. Ра́дуйтеся, я́ко по́двиги ва́ша вси́ правовѣ́рніи немо́лчно воспѣва́ютъ. Ра́дуйтеся, я́ко ста́рцы и ю́ноши къ покро́ву ва́шему прибѣга́ютъ. Ра́дуйтеся, я́ко ца́ріе и во́ини, бога́тіи и убо́зіи ва́съ прославля́ютъ. Ра́дуйтеся, ско́ріи помо́щницы. Ра́дуйтеся, мо́щніи засту́пницы. Ра́дуйтеся, му́ченическую сме́рть прія́вшіи.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 11
Пѣ́ніе всеумиле́нное не умолче́ во устѣ́хъ ва́шихъ, егда́ лю́тіи губи́теліе устремля́хуся на ва́съ, я́ко на а́гнцевъ, гото́выхъ на заколе́ніе. Сія́ воспомина́юще и сла́вяще Го́спода, да́вшаго ва́мъ си́лу такову́ю, взыва́емъ къ Нему́: Аллилу́ія.
Икосъ 11
Свѣтоза́рныя свѣщи́ ви́димъ въ ва́съ, святíи благовѣ́рніи кня́зіе Бори́се и Глѣ́бе, освяща́ющіи Россíйскую Це́рковь и всѣ́хъ вѣ́рныхъ ча́дъ ея́, да прославля́ютъ святу́ю па́мять ва́шу, вопію́ще:
Ра́дуйтеся, Россíйскія Це́ркве похвало́. Ра́дуйтеся, правосла́вныя держа́вы и градо́въ ея́ лѣ́пото. Ра́дуйтеся, во еди́нѣмъ ду́сѣ благоче́стія пожи́вшіи предъ Го́сподѣмъ. Ра́дуйтеся, тѣлесе́мъ ва́шимъ стяжа́вшіи безсме́ртіе. Ра́дуйтеся, я́ко подвиза́вшійся по́двигомъ до́брымъ вѣнча́ется вѣнце́мъ сла́вы невече́рнія. Ра́дуйтеся, я́ко тече́ніе житія́ му́ченически сконча́вшій, водвори́тся во оби́тели Отца́ Небе́снаго. Ра́дуйтеся, всехва́льніи му́ченицы. Ра́дуйтеся, до́брѣ подража́вшіи я́ко во еди́нѣмъ тѣлеси́ су́ще, иску́пльшему на́съ Влады́цѣ.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 12
Благода́ть, да́нную ва́мъ отъ Бо́га на бла́го сыно́въ Россíи, россíйстіи чудотво́рцы Бори́се и Глѣ́бе, не вту́не оста́вили есте́: яви́ста бо ся́ цѣли́теліе боля́щихъ, утѣ́шителіе су́щихъ въ ско́рбехъ и заключе́ніи, наста́вницы заблу́ждшихъ и ско́ріи помо́щницы всѣ́мъ, съ вѣ́рою призыва́ющимъ ва́съ, уго́дницы Бо́жіи; да вси́ вку́пѣ вопіе́мъ ко Го́споду: Аллилу́ія.
Икосъ 12
Пою́ще и восхваля́юще чудеса́ ва́ша, че́ствующе святу́ю па́мять ва́шу, пресла́вная Це́рковь Россíйская, и мы́, ча́да ея́, о́чи се́рдца возводя́ще ко Го́споду, си́це вопіе́мъ:
Ра́дуйтеся, сопроти́вныхъ враго́въ побѣди́тели. Ра́дуйтеся, неду́гующихъ вра́чеве. Ра́дуйтеся, россíйскихъ гра́довъ и ве́сей пресвѣ́тлое сія́ніе. Ра́дуйтеся, россíйскаго во́инства тве́рдое огражде́ніе. Ра́дуйтеся, я́ко страда́ніи ва́шими сниска́сте вѣ́чную ра́дость. Ра́дуйтеся, я́ко вкуси́вше му́ченическую сме́рть прешли́ есте́ къ блаже́нному безсме́ртію. Ра́дуйтеся, я́ко искуше́нніи въ горни́лѣ жите́йскихъ обурева́ній яви́стася чистѣ́йшіи зла́та, прине́сшіи себе́ я́ко всепло́діе Бо́гови. Ра́дуйтеся, ко́рене честна́го благíя о́трасли. Ра́дуйтеся, живота́ вѣ́чнаго и Ца́рствія Бо́жія наслѣ́дницы. Ра́дуйтеся, я́ко соприча́стницы есте́ а́нгельскому со́нму. Ра́дуйтеся, я́ко Россíйская держа́ва, ея́же сы́нове и засту́пницы есте́, благоговѣ́йно па́мять ва́шу че́ствуетъ.
Ра́дуйтеся, Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи Россíйстіи чудотво́рцы.
Конда́къ 13
О, святíи и всесла́вніи чудотво́рцы Бори́се и Глѣ́бе, вели́цыи россíйстіи помо́щницы въ бѣда́хъ и напа́стехъ! Не пре́зрите на́съ, грѣ́шныхъ, но пріими́те моле́ніе на́ше, я́коже прія́ли есте́ моли́твы благовѣ́рныхъ россíйскихъ князе́й Алекса́ндра и Дими́трія, и принеси́те Всеми́лостивому Спа́су на́ше моле́бное приноше́ніе, да изба́витъ на́съ отъ вся́кихъ бѣ́дъ и напа́стей, да охрани́тъ Оте́чествіе на́ше отъ вра́гъ ви́димыхъ и неви́димыхъ, и да вопіе́мъ съ ва́ми ко Го́споду: Аллилу́ія.
Се́й конда́къ глаго́лется три́жды. Та́же Икосъ 1-й и Конда́къ 1-й
Моли́тва
Святíи страстоте́рпцы, боголюби́вая дво́ице, благовѣ́рніи кня́зи Бори́се и Глѣ́бе, измла́да все́ю душе́ю Христа́ возлюби́вшіи, цѣлому́дріе, кро́тость, смире́ніе и про́чія добродѣ́тели стяжа́ли есте́ и, я́ко а́гнцы незло́бивіи, отъ бра́та своего́ непра́ведное убіе́ніе претерпѣ́ли есте́, чи́стыя своя́ ду́ши въ благопрія́тную же́ртву Бо́гу принесо́сте и отъ Него́ вѣнцы́ нетлѣ́нныя прія́сте, припа́дающе къ честно́му о́бразу ва́шему, мо́лимъ ва́съ въ ду́сѣ сокруше́ннѣ и смире́ннѣ: вознеси́те своя́ усе́рдныя моли́твы ко Всеми́лостивому Спа́су на́шему, да пода́стъ на́мъ, чту́щимъ святу́ю па́мять ва́шу, вели́кія Своя́ и бога́тыя ми́лости. Це́рковь Свою́ святу́ю да соблюде́тъ отъ ересе́й и раско́ловъ, въ ча́дѣхъ ея́ да оживе́тъ ду́хъ пра́выя вѣ́ры и любве́, ду́хъ вѣ́дѣнія и благоче́стія, да да́руетъ всѣ́мъ на́мъ вся́, я́же къ жи́зни вре́меннѣй и вѣ́чнѣй потре́бная. Ей, святíи страстоте́рпцы, ускори́те на по́мощь къ на́мъ, я́коже сро́днику ва́шему благовѣ́рному кня́зю Алекса́ндру Не́вскому, и изба́вите страну́ на́шу отъ вра́гъ ви́димыхъ и неви́димыхъ, отъ гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы, отъ вся́кихъ бѣ́дъ и напа́стей; разгони́те облежа́щій ны́ мра́къ невѣ́рія и развраще́нія, да ми́рно и благоче́стно поживе́мъ въ вѣ́цѣ се́мъ и сподо́бимся христіа́нскія кончи́ны и до́браго отвѣ́та на стра́шнѣмъ Судѣ́ Христа́ Бо́га, Ему́же подоба́етъ че́сть и поклоне́ніе со Безнача́льнымъ Его́ Отце́мъ и Пресвяты́мъ Животворя́щимъ Ду́хомъ, ны́нѣ и при́сно и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.
Краткие жития святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира († 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4,20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10,28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим.12,19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
Полные жития святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Святой Владимир, сын Святослава, внук Игоря, просветивший Святым Крещением всю землю Русскую, имел 12 сыновей, и младшие были Борис и Глеб, которые родились от царевны Анны, сестры греческих императоров Василия и Константина. И посадил их отец на княжение по разным землям, каждому дав удел: Борису – Ростов, Глебу – Муром. О раннем возрасте свв. Бориса и Глеба прп. Нестор сообщает следующее: «Святой Владимир отпустил всех своих детей по волостям, которые дал им в управление, но Бориса и Глеба держал при себе, потому что они были весьма юны. Святой Глеб был совсем еще дитя, а святой Борис уже проявлял высокий разум, был полон благодати Божией, знал грамоту и любил читать книги. Читал же он жития и мучения святых и, молясь со слезами, просил у Господа, чтобы Он сподобил его участи единого из сих святых. Так он молился постоянно, а святой Глеб слушал его, безотлучно находясь при нем».
Когда уже прошло 28 лет по Святом Крещении, постиг Владимира злой недуг. В это время к отцу прибыл Борис из Ростова. Печенеги, кочевой народ тюркского происхождения, шли ратью на Русь, и Владимир был в великой печали, потому что не имел сил выступить против безбожных. Озабоченный этим, призвал он Бориса, которому во Святом Крещении было наречено имя Роман. Отец дал Борису, блаженному и скоропослушливому, много воинов и послал его против безбожных печенегов. С радостью пошел Борис, сказав отцу: «Вот я перед тобой, готов сотворить что требует воля сердца твоего».
Но не нашел Борис супостатов своих. На возвратном пути к нему прибыл вестник и сказал, что отец его Владимир, нареченный во Святом Крещении Василием, умер месяца июля 15-го дня 1015 года. А Святополк утаил смерть отца, ночью разобрал пол палат в селе Берестовом, обернул тело усопшего в ковер, спустил его на веревках, отвез на санях (в Древней Руси был обычай усопших переносить и перевозить на санях на отпевание в церковь) в Десятинную церковь Пресвятой Богородицы, построенную и украшенную святым князем Владимиром, и поставил там. Все это было сделано тайно.
Услышав сие, Борис сильно опечалился и не мог говорить, но в сердце так плакал по отце своем: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, воспитатель юности моей, наказание неразумия моего: увы мне, отец и господин мой! К кому я прибегну, на кого я посмотрю, где я насыщусь благого учения и наказания твоего разума? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, а я не был тут, не мог сам облачить честное тело твое и предать гробу своими руками. Не переносил я твоего прекрасного и мужественного тела, не сподобился поцеловать твоих седин! О, блаженный мой, помяни меня в месте твоего упокоения. Сердце у меня горит, смущается у меня разум, не знаю я, к кому обратиться и поведать мою горькую печаль. Если к брату, которого я имел бы вместо отца, то тот, кажется, думает о суете мирской и о моем убиении. Если же он решится на мое убиение, то буду мучеником Господу моему. Но не противлюсь, ибо пишется: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4,6)». Так помышляя в уме своем, пошел Борис к брату своему и говорил в душе: «Воля Твоя да будет, Господи мой».
Идя своим путем, Борис горько плакал; хотел удержаться от слез, но не мог, и все, видя его в слезах, плакались о его благородной красоте и добром разуме. И кто мог не заплакать, предчувствуя смерть Бориса, видя его унылое лицо и его скорбь, ибо был блаженный князь правдив, щедр и тих, кроток и смирен, всех миловал и всем помогал.
Но святого Бориса укрепляла мысль о том, что, если его брат, по научению злых людей, и убьет его, то он будет мучеником, и Господь примет дух его. Он забыл смертную скорбь, утешая свое сердце словами Божиими: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк.8,35) и в жизни вечной сохранит ее. И шел Борис с радостным сердцем, говоря: «Не презри, премилостивый Господи, меня, уповающего на Тебя, но спаси душу мою».
Святополк же самовластно утвердился в Киеве, призвал киевлян, раздал им многие дары и отпустил их. Затем послал к Борису с такими словами: «Брат, я хочу с тобой жить в любви и увеличу твою часть в отчем наследии». В этих словах была лесть, а не истина.
Исконный ненавистник добрых людей, диавол, видя, что святой Борис возложил всю надежду на Бога, стал сильнее воздействовать на Святополка, который, подобно Каину, горел огнем братоубийства, задумав избить всех наследников отца своего и одному принять власть его.
Окаянный проклятый Святополк, советник всякого зла и начальник всякой неправды, призвал к себе вышегородских мужей и сказал: «Если вы обещаете положить за меня головы, идите тайно, братья мои, найдите брата моего Бориса и, улучив время, убейте его». И обещались они.
Блаженный Борис на возвратном пути остался на реке Альте в шатрах (он выходил против печенегов). И сказала ему дружина его: «Иди в Киев и сядь на княжеском престоле отца своего, ибо и воинство отчее с тобою». Он же отвечал им: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца». Услышав сие, воины ушли от Бориса, и он остался только с отроками своими. Был тогда день субботний.
Удрученный печалью, вошел он в шатер свой и со слезами жалобно воззвал: «Слез моих не презри, Владыко. Уповаю на Тебя, что приму жребий с Твоими рабами, со всеми святыми Твоими. Ибо Ты Бог Милостивый и Тебе славу воссылаем во веки, аминь».
Наступил вечер, и святой Борис велел служить вечерню; а сам творил молитву и вечерню со слезами горькими, и частым воздыханием, и стенанием многим. Потом лег и уснул. Утром, умывши лицо, стали совершать утреню.
Посланные Святополком пришли на Альту ночью, приблизились и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего псалмы, положенные на утрени. Уже дошла до святого весть о предстоящем убиении, и он пел: Господи, что ся умножиша стужающии ми, мнози восстают на мя (Пс.3,2). Обыдоша мя пси мнози и юнцы тучнии одержаша мя. Потом: Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя (Пс.21:17-18, 7:2) и прочие псалмы.
И услышав сильный топот около шатра, святой Борис затрепетал, залился слезами и сказал: «Слава Тебе, Господи, что в свете сем сподобил меня принять горькую смерть из-за зависти и пострадать за любовь и слово Твое». Священник и отрок, слуга святого Бориса, увидев господина своего ослабевшим и одержимым печалью, горько заплакали и сказали: «Милый господин наш дорогой, какой благодати сподобился ты, ибо не захотел противиться брату своему ради любви Христовой, хоть и много воинов имел ты у себя».
Тут они увидели бегущих к шатру, блеск их оружия и обнаженные их мечи. Без милости было пронзено честное тело святого блаженного страстотерпца Христова Бориса. Его проткнули копьями Путша и Талец и Елович Ляшко. Видя сие, отрок святого Бориса бросился на тело его и сказал: «Не оставлю тебя, господин мой дорогой; тут пусть и я буду сподоблен окончить свою жизнь с тобою». Был же он родом венгерец, звали его Георгий, и был он любим князем безмерно. Тут пронзили и отрока.
Раненный Борис выбежал из шатра и начал умолять и упрашивать убийц: «Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте мне помолиться Богу моему». И он молился: «Господи Боже милостивый, слава Тебе, ибо освободил меня от прельщения жития сего. Слава Тебе, прещедрый Податель жизни, сподобивший меня страдания святых Твоих мучеников. Слава Тебе, Владыко Человеколюбец, исполнивший желание сердца моего. Слава, Христе, милосердию Твоему, ибо Ты направил на правый и мирный путь ноги мои идти к Тебе без соблазна. Призри с высоты святости Твоей; посмотри на сердечное мое страдание, которое я принял от своего сродника. Ибо ради Тебя умерщвляют меня сегодня. Они, как агнца, пожирают меня. Знаешь, Господи, знаешь, что я не противлюсь, не возражаю. Имея в своих руках всех воинов отца своего (их было 8 тысяч) и всех его любимцев, я не помыслил ничего злого сотворить брату моему... И не поставь ему в вину греха сего, но прими с миром душу мою. Аминь».
Затем, обратив к убийцам истомленное лицо свое и воззрев на них умиленными очами, заливаясь слезами, сказал им: «Братья, приступите и окончите повеленное вам, и да будет мир брату моему и вам, братья».
Многие плакали и взывали: «Как удивительно, что ты не захотел славы мира сего и величия, не захотел быть среди честных вельмож. Кто не удивится великому его смирению, кто не смирится, видя и слыша его смирение!»
Посланные Святополком избили и многих отроков. Блаженного Бориса они обернули шатром и, положивши на повозку, повезли. А когда узнал о сем Святополк, то послал двух варягов, и те пронзили мечом сердце мученика. И тотчас святой скончался, предав душу в руки Бога Жива, месяца июля в 24 день. Тело его тайно принесли в Вышгород, положили у церкви святого Василия и в земле погребли его.
Так святой Борис, прияв венец от Христа Бога, был сопричтен с праведными и водворился с пророками и апостолами и с ликами мученическими, воспевая с Ангелами, веселясь в лике святых.
Окаянные же убийцы пришли к Святополку, считая себя достойными похвалы. Такими слугами бесы бывают. Злой же человек, стремящийся ко злу, не уступает во зле бесу. Бесы веруют и Бога боятся и трепещут (Иак.2,19), а злой человек Бога не боится и не стыдится людей. Бесы боятся Креста Господня, а злой человек даже и Креста не боится.
Не остановился на сем убийстве окаянный Святополк, но замыслил убить и Глеба, брата своего. И послал сказать блаженному Глебу: «Иди скорей, отец очень нездоров и зовет тебя».
Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. Когда он доехал до Волги, у устья Тьмы на поле споткнулся под ним конь в канаву и повредил себе ногу. Затем прибыл к Смоленску и, отойдя от Смоленска, невдалеке остановился на реке Смядыне в лодке. В это время пришла от Предславы к Ярославу весть о смерти отца. Ярослав же послал к Глебу со словами: «Не ходи, брат, отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Услышав сие, блаженный запечалился, горько зарыдал и сказал: «Увы мне, господин мой, двумя плачами я плачу и сетую двумя сетованиями. Увы мне, увы мне, плачу я об отце, плачу больше, в отчаянии, по тебе, брат и господин мой Борис. Как пронзили тебя, как ты безмилостивно был предан смерти, не от врага, но от своего брата приял гибель. Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежели жить в сем житии одному, осиротевшему от тебя».
Когда святой Глеб так стенал, внезапно появились посланные Святополком злые его слуги и стали плыть к нему. Когда лодки поравнялись, злодеи схватили лодку князя за уключины, потянули к себе и стали скакать в нее, имея в руках обнаженные мечи. У гребцов выпали из рук весла и все помертвели от страха. Блаженный, видя, что его хотят убить, взглянул на злодеев умиленными очами и с сокрушенным сердцем, смиренным разумом и частым воздыханием, заливаясь слезами и слабея телом, стал жалобно молить их: «Не троньте меня, братья мои милые и дорогие. Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и господа мои. Если есть обида, то ведите меня к князю вашему, а к моему брату и господину. Пощадите юность мою, помилуйте, прошу вас и умоляю. Докажите мне, что злого сделал я».
Но убийц не постыдило ни одно слово. Он же, видя, что они не внимают словам его, стал говорить: «Василий, Василий, отец мой, приклони слух твой и услышь голос мой. Погляди, что случилось с сыном твоим, как без вины закалают меня. Увы мне, увы мне! И ты, брат Борис, услышь голос мой, погляди на скорбь сердца моего и помолись обо мне общему всех Владыке, так как ты имеешь дерзновение и предстоишь Престолу Его».
Преклонив колена, стал он так молиться: «Прещедрый, премилостивый Господи, не презри слез моих, но с жалостью посмотри на сокрушение сердца моего. Вот я закалаем, но за что и за какую обиду – не знаю. Ты сказал Своим апостолам: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21,19). Смотри, Господи, и суди. Вот готова душа моя перед Тобою, Господи, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
Затем, взглянув на убийц, сказал им тихим голосом: «Приступайте уж и кончайте то, зачем вы посланы». Тогда окаянный Горясер велел его тотчас зарезать, а старший повар Глеба, именем Торчин, обнажив нож свой, перерезал горло блаженному, как незлобивому агнцу. Сие было 5 сентября в понедельник. И принеслась Господу жертва чистая, святая и благовонная и взошла в Небесные обители к Богу. И узрел святой желанного брата, и оба они восприяли венцы небесные, которые так желали.
Окаянные же убийцы возвратились к пославшему их и сказали: «Сотворили мы повеленное тобою».
Услышав это, Святополк вознесся сердцем, и сбылось сказанное псалмопевцем Давидом: что хвалишися во злобе, сильне; беззаконие весь день... Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгает тя и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых (Пс.51,3-7).
Когда святой Глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте, между двух колод. Но Господь никогда не оставляет Своих рабов, как сказал Давид: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс.33,21). И вот, когда тело святого долго лежало на пустыре, Господь не оставил его пребывать в неведении и небрежении, но показывал сие место то свещой горящей, то прохожие купцы, охотники и пастухи слышали пение Ангельское. Но ни слышавшим, не видевшим сие не пришло на мысль поискать тело святого, пока Ярослав, возмущенный сим убийством, не пошел войной на братоубийцу, окаянного Святополка, которого, приняв много бранного труда, победил, при помощи Божией и поспешении святых князей мучеников. Так был посрамлен и побежден нечестивый.
А когда Ярослав еще не знал о смерти отца, а Святополк уже стал княжить в Киеве, то ему пришла весть от сестры Предславы: «Отец у тебя умер, Святополк княжит в Киеве, убил он Бориса, и на Глеба послал убийц. Берегись его». Услышав сие, Ярослав загрустил об отце, брате и на другой день стал собирать дружину.
Собрав варяг тысячу, да других воинов сорок тысяч, Ярослав призвал Бога на помощь и пошел на Святополка со словами: «Не я начал избивать братьев, но он. Пусть же он и ответит за кровь братьев, ибо без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба, и мне то же сотворит. Но суди Бог по правде, чтобы прекратилась злоба грешного». И пошел на Святополка. Тот же, услышав про поход Ярослава, собрал бесчисленное войско Руси и печенегов и выступил к Любечу.
Это было в лето 6524 (1016 г.). Оба войска встретились у Днепра, стали одно против другого по обе стороны реки, и никакое из них не имело смелости начать бой. Так они и стояли друг против друга около 3 месяцев. И стал воевода Святополка, ездя по берегу, укорять новгородцев: «Что вы пришли с хромым, вы – плотники, вот мы вас заставим строить нам хоромы». Услышав сие, новгородцы оскорбились и сказали Ярославу: «Завтра перевеземся через реку. Если же кто не пойдет с нами, сами убьем его». В ту пору были уже заморозки. На заре Ярослав с войском перевезлись через реку, высадились и оттолкнули лодки от берега. И вот пошли войска друг на друга и столкнулись.
Сильная была сеча: печенеги стояли за озером и не могли помочь Святополку.
Воины Ярослава притиснули Святополкову рать к озеру, столкнули их на лед, который под ними провалился. И стал одолевать Ярослав. Видя сие, Святополк бежал к ляхам. Ярослав же сел на отцовском княжении в Киев, после того, как пробыл в Новгороде 28 лет.
Через 2 года Святополк пошел против Ярослава с королем Болеславом и ляхами. Ярослав же не успел приготовиться к битве, и победил Болеслав Ярослава. Болеслав вошел со Святополком в Киев, а Ярослав бежал с 4-мя мужами в Новгород. И начали они собирать деньги, с каждого мужа по 4 куны, со старост по 9 гривен, а с бояр – по 80 гривен. Затем призвали варягов и заплатили им собранные деньги. Так собрал Ярослав большое войско. Безумный же Святополк сказал: «Избивайте по городам ляхов». Так и сделали. Тогда Болеслав бежал из Киева, захватив с собой имущество и бояр. Ярослав же устремился на Святополка и победил его. Святополк бежал к печенегам.
В лето 6527 (1019 г.) он возвратился со множеством печенегов. Ярослав собрал войско и выступил против него на Альту. Став на месте, где был убит святой Борис, он воздел руки на небо и сказал: «Вот кровь брата моего вопиет к Тебе, Владыко, как кровь Авеля. Отомсти за него Святополку так, как братоубийце Каину, на которого Ты возложил стенание и трясение (Быт.4,12). Молю Тебя, Господи, пусть Святополк получит то же. О, братья мои, если вы и умерли телом, то живы благодатью и предстоите Господу. Помогите мне молитвою».
Сказав сие, он пошел на Святополка, и поле у реки Альты покрылось множеством воинов. И сошлись войска на восходе солнца, и была злая сеча, соступались трижды, бились целый день, и только к вечеру одолел Ярослав.
Сей же окаянный Святополк бежал. И напал на него бес, и расслабли кости его так, что он не мог сидеть на коне, и его несли на носилках. Так донесли его до Берестья. Он же говорил: «Бегите, вот гонятся за нами». Посылали против погони, но никого не находили. Лежа в немощи, Святополк все вскакивал и говорил: «Бежим, опять гонятся. Ох мне!» Так не мог он побыть на одном месте. И пробежал он через ляшскую землю, гонимый гневом Божиим, и достиг пустыни между землей ляхов и чехов. Тут он лишился жизни и принял возмездие от Господа, так как свидетельствовала посланная на него болезнь о вечной муке по смерти. Так был он лишен той и другой жизни: здесь он лишился не только княжения, но и жития, а там – не только Царства Небесного и пребывания с Ангелами, но и был предан муке и огню. Могила его осталась. От нее исходит злой смрад, на показание людям, что, если услышавший о сем сотворит подобное, то приимет и горше сего. С того времени затихла в Русской земле крамола, а Ярослав получил господство в Руси. И стал он вопрошать о телесах святых, как и где они положены. И поведали ему, что святой Борис погребен в Вышгороде, о святом же Глебе не все знали, что он был убит в Смоленске. И тогда сказали Ярославу близкие, что они слышали о приходивших оттуда, будто там они видели сияние и свечи на пустынном месте. Услыхав сие, Ярослав послал на поиски в Смоленск пресвитеров.
Те пошли и отыскали его тело там, где совершались видения. С почтением, со свечами многими и кадилами перенесли они его в лодки и отнесли в Вышгород, где лежало тело преблаженного Бориса, там они вырыли могилу и положили тело, изумленные его прекрасным и цветущим видом. Дивно и чудно и памяти достойно, что тело святого столько лет оставалось невредимым, не тронутое плотоядными зверями и не только не почернело, как это бывает с трупами, но было светло, прекрасно, цело и благовонно. Так Бог сохранил останки Своего страдальца. Многие не ведали, что тут лежали телеса святых страстотерпцев. Но, как сказал святой евангелист, не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже вжигают светильник и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем (Мф.5,14-15), так и сих святых Господь поставил светить миру и сиять премногими чудесами в Русской стране, где много страждущих получили спасение. На местах же, где они приняли мученические венцы, были созданы церкви во имя их. И творили они здесь много чудес.
Дивен Бог во святых Своих, творяй чудеса Един (Пс.67:36, 71:18), – воспел пророк Давид. Преподобный же Иоанн Дамаскин писал, что такие мужи и по смерти живы и Богу предстоят. Источник нашего спасения Владыка Христос помощь их подаст, ибо от мученических телес миро благоуханное исходит. И кто в Бога верует и в надежду воскресения, тот не назовет их мертвыми. Ибо как мертвая плоть может творить чудеса? Такими бес отгоняется, проходят болезни, исцеляются немощи, слепые получают зрение, прокаженные очищаются, скорби и несчастия прекращаются и всякое доброе даяние от Отца света через них исходит. Они – заступники всего рода, за нас Богу молитвы творят. Почитая память их, с усилием творим праздник святых, которых Господь прославил премногой благодатью и чудесами – сих чудотворцев и заступников всех стран нашей Русской земли.
Многие не знали, что в Вышгороде почивают святые мученики и страстотерпцы Христовы Роман и Давид, но Господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. На месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же слышалось Ангельское пение. Слыша сие и видя, люди приходили поклоняться со страхом на месте том.
Однажды пришли к тому месту, где лежали святые, погребенные под землею, варяги, и один из них вступил на него; тотчас же огонь вышел из гроба и опалил ноги варяга. Тот вскочил, стал рассказывать и показал дружине свои обожженные ноги. С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись.
Известен случай, когда неожиданно загорелся храм во имя святителя Василия Великого, где были захоронены святые страстотерпцы Борис и Глеб. Это было воспринято как некий знак Божий, ибо храм давно обветшал и нуждался в обновлении.
По этому случаю Киевский митрополит Иоанн (1008–1035) и благоверный князь Ярослав пришли на это место с крестным ходом, чтобы с благоговением достать из земли святые мощи Бориса и Глеба. И, откопав, вынули гроб из земли. И приступил митрополит Иоанн и пресвитеры со страхом и любовью, открыли гроб святых и увидели чудо преславное. Телеса святых не имели никакого повреждения, но были совершенно целы и белы, как снег, лица их были светлы, как у Ангелов, благоухание исходило от них. Сильно дивились архиепископ и все люди. И отнесли они телеса в небольшую часовню, которая была поставлена на месте сгоревшей церкви, и положили их над землею на правой стороне.
Был в Вышгороде муж, именем Миронег, огородник. Он имел сына, у которого нога высохла и согнулась. И не мог он ходить и не ощущал ее. Ходил же он, сделав себе деревянную ногу. И пришел он к святым, припал к гробу и молился Богу и святым, прося от святых исцеления. Так день и ночь молился он со слезами. Однажды ночью явились ему святые страстотерпцы Христовы Роман и Давид и спросили: «Что ты вопиешь к нам?» Тот показал ногу. Они взяли ногу сухую и трижды ее перекрестили. Пробудившись от сна, он увидел себя здоровым и вскочил, славя Бога и святых. Затем он поведал всем, как святые его исцелили, и сказал, что видел и Георгия, отрока святого Бориса, который шел перед святыми, неся свечу. Видя такое чудо, люди прославили Бога.
Князь Ярослав, призвав митрополита Иоанна, с веселием поведал ему слышанное. Архиепископ также воздал хвалу Богу и дал князю богоугодный совет построить церковь. И построили церковь великую, имеющую пять глав, в 1026 году. С крестным ходом митрополит Иоанн, князь Ярослав, все священники и весь народ перенесли в церковь мощи святых и освятили ее. И установили празднование 24 июля, когда был убит преблаженный Борис.
Когда на Святой литургии присутствовали князь и митрополит, случилось быть в храме человеку хромому. С большим трудом приполз он в храм, молясь Богу и святым. И тотчас стали крепкими ноги его, благодатью Божией и молитвами святых. И восстав, пошел он перед всеми. Видя сие чудо, благоверный князь Ярослав, митрополит и все люди воздали хвалу Богу и святым.
После литургии князь позвал на трапезу всех, и митрополита, и пресвитеров, и справили они праздник, как подобает. И много имения раздал князь нищим, сиротам и вдовицам.
И вот скончался Ярослав (в 1054 году), оставив наследниками своих сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода, разделив между ними наследие. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине.
Прошло два года, и церковь уже обветшала. Придя однажды в нее, Изяслав Ярославич увидел ее ветхость, призвал старшину плотников и велел ему построить новую, одноглавую церковь во имя святых страстотерпцев. Когда церковь была закончена совсем, боголюбец Изяслав умолил архиепископа Георгия, чтобы тот учредил перенесение мощей святых в новую церковь. И взяли прежде князья на рамена тело святого Бориса в раке деревянной и понесли в предшествие преподобных черноризцев со свечами. За иноками шли дьяконы и пресвитеры, затем митрополит и епископы. И принесши, поставили раку в церкви, открыли ее, и исполнилась церковь благоухания чудного. Затем взяли каменную раку с телом святого Глеба, поставили на сани и, взявшись за веревки, повезли их. И когда были уже в дверях, остановилась рака и не двинулась вперед. Тогда повелели народу восклицать: Господи, помилуй! – и молились Господу и святым. И тотчас сдвинули раку. Митрополит Георгий взял руку святого Глеба и благословил ею князей.
И с тех пор (1072 г.) установился сей праздник 2 мая в честь и славу святых мучеников, благодатью Господа нашего Иисуса Христа. Этот день памяти перенесения мощей также стал широко праздноваться на Руси. Летопись под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба явился новым великим праздником земли Русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев прославился многими чудесными исцелениями, дарованными по милости Божией всем, приходившим с верой и молитвой.
Некий человек был нем и хром, нога у него была отнята по колено. Сделав деревянную ногу, он ходил на ней. И пребывал у церкви святых с иными убогими, принимая от христиан милостыню. В один из дней случилось же так, что ему не дали ни есть, ни пить, и сидел он, голодный и жаждущий. Тогда внезапно впал он в исступление и видение видел. Представилось ему, что он сидит у церкви святых. И увидел он Бориса и Глеба, вышедших как бы из алтаря и шедших к нему, и пал он ниц. Святые взяли его за руку, посадили его и стали говорить об исцелении его. Потом перекрестили уста его, взяли его больную ногу, как бы помазали маслом и потянули ее за колено. Все сие недужный как бы во сне видел, ибо он упал ниц. Увидев его распростертым на земле, люди повертывали его туда и сюда. Он лежал как мертвый, не имея сил двинуть ни устами, ни очами. Только душа его в нем была и сердце билось. Все думали, что его поразил бес. Взяли его, понесли и положили у церкви святых, перед дверями. Много людей стояло вокруг, смотрели и дивились преславному чуду. Из колена страдальца появилась нога и стала расти, пока не сравнялась с другой, и это произошло не в долгий срок, а в один час. Видя сие, находившиеся тут прославили Бога и его угодников, мучеников Романа и Давида. И все воскликнули: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его. Дивен Бог творяй чудеса Един» (Пс.105:2, 71:18).
Жил в городе некий слепец. Приходил он к церкви святого Георгия и молился святому, прося прозрения. Однажды ночью явился ему святой мученик Георгий и сказал: «Что ты взываешь ко мне! Если ты хочешь прозреть, я тебе поведаю, как сего достигнуть. Иди к святым Борису и Глебу, они, если пожелают, даруют тебе зрение, о котором ты просишь. Ибо им дана благодать от Бога в стране Русской исцелять всякие муки и недуги».
Видя сие и слыша, слепец пробудился и отправился в путь, как ему было велено. Пришел он к церкви святых мучеников и пробыл тут несколько дней, припадая и моля святых, пока они не посетили его. И прозрел он и стал видеть, славя Бога и святых мучеников. И рассказал он всем, как видел, что пришли к нему святые мученики, перекрестили ему глаза трижды, и тотчас они отверзлись. Все возблагодарили Бога за те преславные, предивные и несказанные чудеса, которые творились святыми мучениками. Ибо написано: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс.144,19), и еще: вся елика восхоте сотвори (Пс.113,11).
Тогда Святослав, сын Ярослава, замыслил создать святым каменную церковь, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей и скончался в 1079 году. Всеволод, став князем земли Русской, довершил ее всю. Когда же она была окончена, тотчас, в ту же ночь, упал ее верх, и вся она разрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1102 году тайно, ночью, прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег († 1115), который «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную церковь и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1111 году. Расписали ее. Олег много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи. Святополк не хотел, «зане не он создал эту церковь». Перенесение мощей совершилось 2 мая 1115 года.
Вообще же имена Борис и Глеб также, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Князья состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 году Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давид строит такой же в Чернигове (в 1120 году). В 1132 году Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, «где было становище святого Бориса». В 1145 году святой Ростислав Смоленский «заложи церковь каменну на Смядыни», в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 году на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка (основан в 1030 году), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте – в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде – на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
И умножались чудеса святых, и, как писано во Святом Евангелии, ни всему миру вместити пишемых (Ин.21,25); они творились, не будучи записываемы, и кто знал о них – рассказывал.
В городе Владимире Залесском княжил внук Владимира Мономаха Всеволод Юрьевич. На него в 1175 году восстали два племянника – Мстислав и Ярополк Ростиславичи. После великой битвы Ростиславичи были поражены Всеволодом, захвачены в плен и приведены во Владимир. Всеволод приставил к ним стражу, но позволил им ходить на свободе. Владимирцы, видя сих плененных князей на свободе, а не в темнице, возроптали, и великий князь не мог удержать народ от мятежа. Владимирцы разметали темницу и, схвативши Мстислава и Ярополка, ослепили их и отпустили. Так несчастные Ростиславичи, хотевшие большей славы и власти, были усмирены и ослеплены. И вот пошли они к Смоленску и пришли на Смядыню в церковь святых мучеников Бориса и Глеба. Был же тогда день памяти убиения святого Глеба, 5 сентября. И молились князья Богу с великим усердием и призывали на помощь святых мучеников, как сродников своих, чтобы святые послали им облегчение, так как язвы на месте очей гноились у них. Когда они молились, сначала облегчилась боль, а затем неожиданно им было даровано прозрение. Ясно видя, начали Ростиславичи славить и благодарить Бога, Пречистую Богородицу и святых князей Романа и Давида. И возвратились они с радостью в дома свои, рассказывая всюду о милости Господней, поданной им по молитве святых мучеников.
В городе Турове жил в древние времена старец некий, именем Мартин. И страдал он часто от болезни живота. Когда страдания приступали к нему, старец лежал, крича от боли, не имея сил встать и позаботиться о теле своем. Однажды, хворая тем недугом, лежал он в келлии и изнемогал от жажды. Но никто не посетил его, так как вокруг монастыря тогда разлилась вода. На третий день вошли к нему святые мученики Борис и Глеб, в том виде, как они были изображены на иконе, и спросили: «Чем ты хвораешь, старче?» Тот рассказал им о своем недуге. «Не надо ли тебе воды?» – «О, господа мои, – отвечал старец, – уже давно я жажду». Один из них взял коромысло и принес воды, а другой зачерпнул ковшик. И напоили они старца. Тогда он спросил: «Чьи вы дети?» Они ему отвечали: «Мы братья Ярослава». — Старец, думая, что они родственники князя Ярослава, сказал: «Да пошлет вам Господь многие лета, господа мои, возьмите сами хлеб и ешьте, ибо я не могу послужить вам». Они отвечали: «Пусть хлеб останется для тебя, а мы пойдем. Ты же не хворай больше, но усни». И тотчас стали невидимы. Выздоровев, старец понял, что его посетили святые Борис и Глеб, и, встав, прославил Бога и угодников Его. И с тех пор никогда не хворал он тем недугом, был здоров и рассказывал братии о исцелении, дарованном ему святыми мучениками.
Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, во время княжения своего в Великом Новгороде вел войну со шведами. Когда он с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Филипп, исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленных, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу: «Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему князю Александру против неистовых врагов».
Сие видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр помощью святых мучеников Бориса и Глеба победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород в 1240 году.
Подобным же образом, когда великий князь Московский Димитрий Иоаннович вел войну с царем татарским Мамаем, ночной страж Фома Хацибеев видел открытое ему Богом такое видение. На высоте показалось большое облако, и вот с востока шли как бы великие полки, с юга же явились двое юношей, державшие в руках свечи и острые обнаженные мечи. Сии юноши были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они воеводам татарским: «Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?» И стали они сечь врагов, так что никто из них не уцелел. Наутро страж тот поведал свое видение великому князю. Князь же, возведя очи на небо и воздев руки, стал молиться со слезами, говоря: «Господи Человеколюбче, по молитвам святых мучеников Бориса и Глеба помоги мне! Как Моисею на Амалика (Исх.17), как Давиду на Голиафа (1Цар.17), как Ярославу на Святополка, как прадеду моему Александру на шведского короля, так и мне на Мамая подай помощь».
И вот в день 8 сентября 1380 года великий князь Московский Димитрий, по молитве святых страстотерпцев Бориса и Глеба, победил Мамая, царя татарского.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквями. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008–1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII–XIX вв. Их заступничество простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах.
См. также: "Страдание и чудеса святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских" в изложении свт. Димитрия Ростовского.