Акафист святому преподобному Льву Оптинскому
Предназначен для келейного чтения
Находится на рассмотрении в Комиссии по акафистам при Издательском Совете Русской Православной Церкви
Память: 24 октября (11 октября ст. ст.)
Не утвержден для общецерковного использования.
Ґкafістъ прпdбному и3 бGон0сному львY, стaрцу џптинскому
Кондaкъ №
И#збрaнному начaльнику прпdбныхъ nтцє1въ, бGомyдрому львY џптинскому, стaрчество въ џптиной пyстынэ насади1вшему и3 діaвола всеконeчнэ побэди1вшему, похвaльнаz принесeмъ пёніе, тh же t бёдъ и3збaви нaсъ, џтче прпdбне, люб0вію тебЁ зовyщихъ:
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Јкосъ №
Съ прпdбнымъ прпdбенъ бyдеши и3 со и3збрaннымъ и3збрaнъ kви1шисz, сіE помhсливъ, џтче львE, мjра tрeклсz є3си2 и3 њбручи1лсz и4ноческому звaнію. Таков0е произволёніе твоE похвалsюще си1це тебЁ вопіeмъ:
Рaдуйсz, хrт0въ послёдователю и3збрaнный. Рaдуйсz, вeчери таи1нственныz рачи1телю. Рaдуйсz, є3лeй ўгот0вивый и3зрsднымъ добродёланіемъ. Рaдуйсz, свэти1льникъ душeвный возжeгъ бGолю1біемъ. Рaдуйсz, ћкw въ брaчную ри1зу њблeклсz є3си2 смирeніемъ. Рaдуйсz, ћкw рyбища страстeй совлeклсz є3си2 послушaніемъ. Рaдуйсz, ћкw мірскyю возненави1дэлъ є3си2 суетY безпл0дную. Рaдуйсz, ћкw и4ноческую возлюби1лъ є3си2 тишинY многопл0дную. Рaдуйсz, ћкw ѓгGльскагw дёланіz kви1лсz є3си2 причaстникъ. Рaдуйсz, ћкw ґпcльскагw предaніz kви1лсz є3си2 храни1телю. Рaдуйсz, на брaкэ ѓгнчемъ вкуси1вый трапeзу сладчaйшую. Рaдуйсz, він0мъ ўмилeніz напои1вый дyшу безстрaстную.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ в7
На бGа всю2 надeжду возложи1въ и3 кrтъ тв0й взeмъ, џтче львE, житіE сопротивобэс0вское дерзнyлъ є3си2 проходи1ти прпdбне, мyжествомъ души2 твоеS слaстей стрaстныz в0лны ўсмири1лъ є3си2, хrтY моли1твеннw поS: Ґллилyіа.
Јкосъ в7
Терпёніемъ њблeклсz є3си2, бGомyдре џтче, и4ноческое житіE ћкw ѓгGльскій чи1нъ воспріsлъ є3си2, труды2 и3 болBзни, тzготы6 и3 бBды лeгцэ понeслъ є3си2 њкрылsемъ послушaніемъ, сегw2 рaди зовeмъ ти2:
Рaдуйсz, монaшескагw любомyдріz присносвётлый свэти1льниче. Рaдуйсz, безм0лвническагw житіS и4стовый люби1телю. Рaдуйсz, свётлаz свёще мlтвъ неусыпaемыхъ. Рaдуйсz, лампaдо неугаси1маz бдёній непрестaнныхъ. Рaдуйсz, ћкw џгнь ко џгню прилагaлъ є3си2 рачeніе. Рaдуйсz, ћкw неwслaбнw восходи1лъ є3си2 по лёствицэ дух0внагw восхождeніz. Рaдуйсz, п0стничества постоsнное желaніе. Рaдуйсz, трудолю1біz твeрдое понуждeніе. Рaдуйсz, pалмопёніz всегдaшнее люблeніе. Рaдуйсz, ўмA непрестaнное хранeніе. Рaдуйсz, ћкw на высотY столпA возшeлъ є3си2 самоtвeрженіz. Рaдуйсz, ћкw во глубинY снизшeлъ є3си2 самоукорeніz.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ G
Nгнедохновeнное є3ђльское сл0во слhшалъ є3си2 џтче, ћкw ўчени1къ въ мёру ўчи1телz прих0дитъ, потщaлсz є3си2 взыскaти ўчи1телz мlтвы ќмныz, да къ совершeнному є3динeнію съ бGомъ приведeтъ тS, и3 њбрётъ fе0дwра ћкw дaръ б9ій, бlгодaрнэ возопи1лъ є3си2 бGу: Ґллилyіа.
Јкосъ G
Ґдамaнта крэпчaйшее житіE fе0дwра, бhсть тебЁ, џтче львE, ћкw њбрётеніе сокр0вища многоцённагw, є3мyже послёдуz житію2 и3 ўчeнію дyшу снабди1лъ є3си2 дарaми блгdти многоцэлeбныz. Сегw2 рaди цэли1ши и3 богати1ши вопію1щіz тебЁ таков†z:
Рaдуйсz, богaтство тлённое ни во чт0 же вмэни1вый. Рaдуйсz, сокр0вище непреходsщее на нбcи2 стzжaвый. Рaдуйсz, златоукрaшеннаz двeре тaинъ цRк0вныхъ. Рaдуйсz, златок0ванный ключY тaинствъ дух0вныхъ. Рaдуйсz, tверзazй вх0дъ мlтвэ ќмнэй. Рaдуйсz, затворszй вх0дъ страстє1мъ безyмнымъ. Рaдуйсz, ўчeниче бlгjй и3 вёрный. Рaдуйсz, храни1телю паjсіевыхъ ўчeній. Рaдуйсz, бlгоумилeнное къ мlтвэ прилежaніе. Рaдуйсz, бlгодерзновeнное страстeй ўмерщвлeніе. Рaдуйсz, свёточе добродётелей бжcтвенныхъ. Рaдуйсz, и3ст0чниче дарHвъ дух0вныхъ.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ д7
Ко и3ст0чнику притeклъ є3си2 бжcтвенныхъ писaній, ћкw є3лeнь жaждущій, и3 струsми с™оoтeческихъ ўчeній напои1лъ є3си2 дyшу твою2, бGомyдре львE. Сегw2 рaди жaжду ўтоли1лъ є3си2 мн0гихъ людeй, приходsщихъ къ тебЁ, въ бlгодaрности зовyщихъ бGу, Ґллилyіа.
Јкосъ д7
Разyмнw вшeлъ є3си2 въ пристaнище безм0лвіz ћкw въ бжcтвенное пок0ище, и3дёже со бlжeннымъ fе0дwромъ ћкw земнhй ѓгGлъ непрестaннw бесёдовалъ є3си2 ко хrтY. Мh же зрsще тS ћкw нбcнагw чlвёка, прин0симъ тебЁ похвалY сію2:
Рaдуйсz, г0рлице пустыннолюби1ваz, хrтA взыскyющаz. Рaдуйсz, птeнче nрли1ный, њбнови1вый ю4ность твою2. Рaдуйсz, бGозв0нкую возлюби1вый тишинY ѓгGльскую. Рaдуйсz, ѕлошyмнагw ўдали1выйсz мzтeжа страстEй. Рaдуйсz, ћкw херувjмъ носи1лъ є3си2 бGа, въ тебЁ почивaющагw. Рaдуйсz, ћкw серафjмъ зрёлъ є3си2 тaйны, въ сeрдцэ твоeмъ kвлsющіzсz. Рaдуйсz, ћкw с0лнце возшeлъ є3си2, въ пустhнэ и3зсушazй корeніz страстeй. Рaдуйсz, всен0щными бдёніи твои1ми ћкw п0лнаz лунA разт0рглъ є3си2 тмY врaжіихъ сётей. Рaдуйсz, безм0лвіz ст0лпе непоколеби1мый. Рaдуйсz, подви1жничества nсновaніе неиспровержи1мое. Рaдуйсz, п0стничества похвало2 и3зрsднаz. Рaдуйсz, пустынножи1тельства тишино2 домови1таz.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ є7
Џстровъ валаaмъ ћкw пристaнище t мірскjz молвы2 и3збрaлъ є3си2, џтче, в0ньже всели1лсz є3си2 со бlжeннымъ fе0дwромъ, и3дёже кyплю дух0вную дёzвъ, злaтомъ смиренномyдріz мн0гихъ богатS. Тёмже њбнищaвшіz ны2 смирeніемъ ко џстрову покаsніz приведи2 твои1ми моли1твами, бGу вопи1ти: Ґллилyіа.
Јкосъ є7
Цэломyдріемъ ўкрaсилсz є3си2 џтче львE, ћкw препоsсанъ бhлъ є3си2 подви1жничествомъ, въ схи1му же вели1кую ћкw въ ѓгGлопод0бную си1лу њблeклсz є3си2, ѓгGльскіz њбвеселsz чи6ны. Сегw2 рaди монaшества красотA на тебЁ и3зoбрази1сz, мh же тS ћкw настaвника и4ноческихъ чинHвъ похвалsемъ си1це:
Рaдуйсz, кyколемъ неѕл0біz покрhвыйсz. Рaдуйсz, въ мaнтію любомyдріz њблекjйсz. Рaдуйсz, парамaнъ на себЁ возложи1въ терпёніz. Рaдуйсz, препоsсавыйсz п0zсомъ сугyбагw рачeніz. Рaдуйсz, сандaліи њбyвый бlговэствовaніz мjру. Рaдуйсz, щит0мъ послушaніz стрBлы врaжіz tрази1вый. Рaдуйсz, мечeмъ мlтвеннымъ п0лчища дeмонскіz сокруши1вый. Рaдуйсz, бGодаровaнное разсуждeніе ћкw свэщY неугаси1мую вжeглъ є3си2. Рaдуйсz, ћкw на кrтъ сугyбымъ tречeніемъ t мjра возшeлъ є3си2. Рaдуйсz, ћкw въ нищетЁ дух0вной пожи1лъ є3си2. Рaдуйсz, богaтство нестzжaніz. Рaдуйсz, мjра попрaніе.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ ѕ7
Монaхwвъ настaвника и3 мірsнъ ўтёшителz, kви2 тS бGъ въ странЁ рwссjйстэй, џтче прпdбне львE, и3 стрaждущимъ цэли1телz и3 бёсwвъ прогони1телz и3 t всsкихъ ѕHлъ и3збави1телz людeй къ тебЁ съ вёрою притекaющихъ и3 пою1щихъ бGу: Ґллилyіа.
Јкосъ ѕ7
Е#гдA въ џптину пyстынь пришeлъ є3си2 џтче львE, ћкоже въ вертогрaдъ бGонасаждeнный, тогдA ћкw дёлатель премyдрый водрузи1лъ є3си2 ст0лпъ стaрческагw њкормлeніz и3 моли1твенную њгрaду и3 точи1ло сми1реніz по є3ђльскому сл0ву, сегw2 рaди пyстынь процвёте хвалaми тебЁ славосл0вzщи:
Рaдуйсz, мwmсeю и3 ґнтHнію сподви1жниче бGодаровaнный. Рaдуйсz, філарeту їерaрху дрyже и3 настaвниче и3збрaнный. Рaдуйсz, макaрію смиренномyдрому вождю2 бGовдохновeнный. Рaдуйсz, и3саaкію препр0стому прbр0че бGоtкровeнный. Рaдуйсz, fе0дwра бlжeннагw ўчени1че бlгопослyшный. Рaдуйсz, паjсіева любомyдріz лЂро вдохновeннаz. Рaдуйсz, nтeческихъ и3зречeній кни1го њдушевлeннаz. Рaдуйсz, ґмвр0сіz бlгословeннагw и3з8 полы2 въ полY макaрію предaвый. Рaдуйсz, с™оoтeческими наставлeньми є3гw2 ћкw nтeцъ чадолюби1вый наказaвый. Рaдуйсz, с™и1телz їгнaтіz бGомyдрый воспитaтелю. Рaдуйсz, въ новоначaліи є3гw2 ўр0кwвъ смирeніz подaтелю. Рaдуйсz, мн0гіz ч†да тво‰ къ бGу привeдый.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ з7
Посэли1лсz є3си2 въ пчeльницэ ски1та ћкw пчелA люботрyднаz, нектaръ подви1жническихъ трудHвъ твои1хъ въ дёлэхъ и3 чудесёхъ kвлsz и3 поучeніи свои1ми ч†да тво‰ питaz, люб0вію вопію1щіz бGу: Ґллилyіа.
Јкосъ з7
Мeдъ ќмнагw дёланіz въ сeрдцэ твоeмъ собрaлъ є3си2 бGомyдре џтче, ћкw ї}сово слaдкое и4мz бhсть тебЁ ўтэшeніz и3ст0чникъ, и4мже г0речь страстeй на слaдость добродётелей преложи1лъ є3си2, понуждeніемъ дух0внымъ. Сегw2 рaди сл†дкіz с0ты похвалы2 тебЁ прин0симъ:
Рaдуйсz, ѓгGлwмъ слaдкое пёніе. Рaдуйсz, дeмонwмъ г0рькое воспоминaніе. Рaдуйсz, цвётниче цэломyдріz дух0внагw. Рaдуйсz, раю2 мlтвосл0віz цRк0внагw. Рaдуйсz, ќмныz мlтвы дёлателю бGовдохновeнный. Рaдуйсz, сердeчнагw ўмилeніz носи1телю всебlгоговёйный. Рaдуйсz, ћкw слeзныz струи6 и3сточи1лъ є3си2 всецэлє1бныz. Рaдуйсz, ћкw бlгодaтію просвэти1лъ є3си2 дyши вожделёніе. Рaдуйсz, непрестaнное пaмzтованіе њ бз7э. Рaдуйсz, пламенёющаz любы2 въ дyсэ. Рaдуйсz, медотHчнаz словес† и3сточаsй. Рaдуйсz, сладкозрёніе чaдwмъ твои1мъ.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ }
Џптинскому стaрчеству kви1лсz є3си2 ћкw бlгомaсленный к0реню, є3лeемъ намащaz ўчeній тво‰ ўченики2 и3 t лампaды присногорsщіz помaзаніемъ цэлS недyжныz, въ рaдости пою1щіz бlгодaрнw бGу: Ґллилyіа.
Јкосъ }
Слaва п0двигwвъ твои1хъ промчaсz по лицY земли2 рwссjйскіz и3 зарS чудeсъ твои1хъ њблистA концы2 є3S, сегw2 рaди притекaху цэли1тисz къ тебЁ бэсны6z и3 недyжныz, вопію1ще тебЁ сіS:
Рaдуйсz, недyгwвъ и3збавлeніе. Рaдуйсz, грэхHвъ разрэшeніе. Рaдуйсz, врачевaніе болёзней неудобоисцэли1мыхъ. Рaдуйсz, њсвобождeніе t вери1гъ неудобон0сныхъ. Рaдуйсz, бhстрое пременeніе ск0рби на рaдость. Рaдуйсz, ск0рое и3сцэлeніе рaковыz ћзвы. Рaдуйсz, њдержи1мыхъ t бёсwвъ и3збавлszй. Рaдуйсz, tчazннымъ tрaду подавazй. Рaдуйсz, безнадє1жнымъ вёру возращazй. Рaдуйсz, є3лeемъ t лампaды и3сцэлszй. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю здрaвіе получaемъ. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю ўнhніе побэждaемъ.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ f7
Ходsй ћкw лeвъ діaволъ и3 рhкаzй когw2 поглоти1ти, ћкw ви1дэ тS џтче львE, њблечeннагw блгdтію прес™aгw д¦а, ўжасeсz и3 трeпетенъ бhсть и3 ћкw пeсъ худhй t стaда твоегw2 tбэжE, си1лою гони1мый твоегw2 къ бGу дерзновeніz, и4мже взывaлъ є3си2: Ґллилyіа.
Јкосъ f7
Лукaвый совётъ сотвори2 дeмонъ и3 гонeніz на тS воздви1же џтче львE, тh же бэды6 д0бльственнэ вс‰ претерпёлъ є3си2, глаг0лz: ѓще въ ссhлку пойдY, ѓще во џгнь, ѓзъ бyду т0йже леwнjдъ, при1снw величazй бGа. Мh же мyжеству твоемY дивsщесz си1це вопіeмъ:
Рaдуйсz, несокруши1мый ґдамaнте. Рaдуйсz, небоsвленный ст0лпе. Рaдуйсz, горо2 несэк0маz скорбsми. Рaдуйсz, высото2 неземнhz рaдости. Рaдуйсz, прaвды рaди гони1мый без8 прaвды. Рaдуйсz, лжесвидётели њклеветaнный. Рaдуйсz, кленyщіz тS бlгословлszй. Рaдуйсz, њби1дzщимъ тS бlготворsй. Рaдуйсz, неѕл0біемъ твои1мъ хrту подражazй. Рaдуйсz, ѕл0бныхъ дeмонwвъ въ бeздну ввергazй. Рaдуйсz, смирeнный лeвъ t fе0дwра наречeнный. Рaдуйсz, бlжeнства гони1мыхъ за бGа причaстниче. Рaдуйсz, вhшнzгw їеrли1ма дост0йный наслёдниче.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ ‹
Вёренъ бGу пребhлъ є3си2 џтче львE дaже до смeрти, nтeческіz завёты со њпaствомъ хранS, ѓще и3 њклеветaнъ бhлъ є3си2 ћкw невёрэнъ, но чи1стымъ и3сповёданіе твоE правослaвнымъ показA. Сегw2 рaди ћкw и3збрaнный сосyдъ цRкве рyсскіz kви1лсz є3си2 и3 гyсль бGу пою1щаz пrнw: Ґллилyіа.
Јкосъ ‹
ЃгGлопод0бное житіE твоE, џтче львE, вписA тS въ нб7ожи1тели и3 бGодаровaнное разсуждeніе твоE над8 мн0гими людьми2 постaви тS въ руководи1телz. Сегw2 рaди t мн0гихъ бёдъ и3 заблуждeній и3збaвилъ є3си2 пaству твою2, люб0вію тебЁ пою1щую:
Рaдуйсz, пaстырю нaшъ д0брый. Рaдуйсz, словeсныхъ питaтелю nвeцъ. Рaдуйсz, неудобореши1мыхъ вопр0сwвъ раз8zснeніе. Рaдуйсz, неудободержи1мыхъ страстeй ўсмирeніе. Рaдуйсz, ћкw прeлести пyты ћкw паучи1ну растерзaлъ є3си2. Рaдуйсz, ћкw рaзума дух0внагw стези2 сказaлъ є3си2. Рaдуйсz, смиренномyдрый врагHвъ примири1телю. Рaдуйсz, заматорёвшіz гордhни и3скорени1телю. Рaдуйсz, забhтыхъ грэхHвъ њбнаружeніе. Рaдуйсz, сокрhтыхъ талaнтwвъ kвлeніе. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю и3сцэлsютсz ћзвы неисцёльныz. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю и3зсушaютсz слeзъ и3ст0чницы.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ №i
Ґромaтами мlтвы твоеS ўмносердeчныz њбlгов0ни ч†да тво‰, тебЁ пою1щіz, и3 вложи2 въ нaша сердцA мlтву бGодаровaнную, да слaвимъ гDа ї}са хrтA, непрестaннw вопію1ще: Ґллилyіа.
Јкосъ №i
Возжeглъ є3си2 въ души2 твоeй свэти1льникъ мlтвы ќмныz, t неsже вс‰ бlг†z пріsлъ є3си2, ћкw дёлатель бhлъ є3си2 смиренномyдрый. Тёмже настaви и3 нaсъ на стезю2 сію2 тёсную nбaче блгdти и3сп0лненную, вопію1щихъ тебЁ сіS:
Рaдуйсz, дёлателю непрелeстный. Рaдуйсz, подви1жниче нелёностный. Рaдуйсz, свётлаz стезE ќмнагw дёланіz. Рaдуйсz, слaдкаz струE сердeчнагw ўмилeніz. Рaдуйсz, ст0лпе, восходsй терпёніемъ къ нб7у. Рaдуйсz, жeзле, поражazй дeмонwвъ въ бeзднэ. Рaдуйсz, чи1стагw сeрдца nби1телище. Рaдуйсz, бlгjz с0вэсти пок0ище. Рaдуйсz, бжcтвеннагw свёта тaиниче. Рaдуйсz, прелeстныz тмы2 прогони1телю. Рaдуйсz, зри1тельныz мlтвы достижeніе. Рaдуйсz, слэп0тствующихъ сердeцъ просвэщeніе.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ в7i
Лучaми слaвы твоеS њблистaй, џтче львE, пою1щихъ тво‰ добропобёдныz п0двиги, ћже въ тёлэ на земли2 соверши2, нaмъ же њземлени1вшимъ св0й ќмъ житeйскимъ попечeніемъ подaждь рaзумъ дух0вный бGу непрестaннw пёти: Ґллилyіа.
Јкосъ в7i
ЃгGлолёпнw скончaлъ є3си2 пyть земнhй, џтче львE, и3 въ рaйскіz кyщи пресели1лсz є3си2 приснослaвне, на земли2 њстaвль ћкоже другjй рaй џптискій ски1тъ, трудaми воздёланный твои1хъ п0двигwвъ, въ нeмже плоды2 дух0вныz вкушaюще, нhнэ вопіeмъ ти2:
Рaдуйсz, дрeво плодоносsщее вожделённое безстрaстіе. Рaдуйсz, ни1во гобзyющаz мн0жество сп7сaющихсz. Рaдуйсz, кeдре въ є3г0же вётвэхъ ўкрhшасz нбcніи nрлы2. Рaдуйсz, кmпарjсе бlгоухazй п0стничества ґромaты. Рaдуйсz, лозо2 точaщаz віно2 ўмилeніz. Рaдуйсz, гр0зде и3сп0лненный бжcтвеннагw ўтэшeніz. Рaдуйсz, крjне ѓгGльскагw цэломyдріz. Рaдуйсz, медоточи1вый kзhче nтeческихъ и3зречeній. Рaдуйсz, мmровHннаz ўстнЁ и3сп0лнь ўтэшeніz. Рaдуйсz, миротв0рче преди1вный сердeцъ непокори1выхъ. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю слaдости дух0вныz наслаждaемсz. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю г0речи страстeй и3збавлsемсz.
Рaдуйсz, џтче львE, стaрчества џптискагw глави1зно.
Кондaкъ Gi
Q бGомудре џтче львE! Стaрчества џптинскагw бGовдохновeнный вождю2, и3збaви нaсъ тS воспэвaющихъ t плёна грэх0внагw, дaждь нaмъ незаблyдный пyть, ведyщій внyтрь сeрдца, и3дёже є4сть цrтвіе б9іе, да вшeдше въ џное, непрестaннw поeмъ бGу: Ґллилyіа.
Сeй кондaкъ глаг0ли три1жды. И# пaки јкосъ №-й: Съ прпdбнымъ прпdбенъ бyдеши: И# кондaкъ №-й: И#збрaнному начaльнику прпdбныхъ.
Мlтва
Q пречтcнaz бGомyдраz главо2 и3 соб0ра стaрцєвъ џптинскихъ и3зрsдное и3 перволёпное ўкрашeніе, бGопросвэщeннэ џтче львE! ТебЁ, ћкw ч†да nтцY, дерзaемъ приноси1ти сіE ґкafістное пёніе, тh же не пренебрези2 мaлагw сегw2 приношeніz, ћкw пaче д0лжни мh не т0кмо пёніи, но дBлы тS почестви1ти. Тh бо њстaвилъ є3си2 нaмъ бGaтство твоегw2 житіS бGоуг0днагw, въ нeмже ћкw въ зерцaлэ зри1тсz џбразъ бGошeственныхъ nтцє1въ въ п0двизэ бGу ўгоди1вшихъ. Ѓще и3 нeмощны є4сть мы2 тебЁ подражaти, но желaніемъ лyчшагw t тебє2 неtступaемъ и3 под8 крилA мlтвъ твои1хъ прибэгaемъ и3 ћкw неключи1міи тебЁ вопіeмъ: и3згони2 t нaсъ всsкое нерадёніе, и3скорени2 ѕлhz стрaсти въ сердцaхъ нaшихъ гнездsщіzсz, прожени2 бёсwвъ на ны2 непрестaннw вою1ющихъ, дaждь п0мощь бlгодaтную, ћкw си1ленъ є4сть и3 є4ще при жи1зни твоeй бёсwвъ прогонsлъ є3си2 и3 цэли1лъ є3си2 всsкую болёзнь и3 нeмощь таsщуюсz. Си1це и3 въ прeднее врeмz посэщaй ны2 дyхомъ твои1мъ и3 жезл0мъ пaстырскіz мlтвы твоеS порази2 волкHвъ мhсленныхъ стaдо твоE и3щyщихъ расхи1тити. Нaсъ же ћкw пaстырь д0брый, пrнw зови2 свирёлію поучeній твои1хъ въ цrтвіе б9іе и3дёже съ тоб0ю по преставлeніи нaшемъ вкyпэ да њбрsщемсz, прославлsz nц7A и3 сн7а и3 с™aгw д¦а въ безконeчныz вёки. Ґми1нь.
Первый приснопамятный оптинский старец Лев (Наголкин) родился в г. Карачеве Орловской губ., и в святом крещении наречен был Львом. В миру он вращался в купеческом быту и служил приказчиком в пеньковом деле, возил пеньку для сбыта на дальние расстояния. Однажды юноша подвергся нападению от волка, который вырвал у него из ноги огромный кусок. Будучи необычайно сильным и смелым, Лев засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. Старец Лев прихрамывал после этого всю жизнь.
Сметливый и в высшей степени способный приказчик во время переездов сталкивался с представителями всех классов общества. Он хорошо освоился с манерами и бытом каждого из них. Этот опыт пригодился ему в годы старчествования, когда к нему приходили и раскрывали душу самые разные люди, знатные и незнатные.
Начало монашеской жизни преп. Лев положил в Оптиной Пустыни, но потом перешел в Белобережскую Пустынь, где в то время настоятельствовал известный афонский подвижник о. Василий Кишкин. Вскоре Лев принял монашеский постриг с именем Леонид. Здесь он прошел искус обучения монашеским добродетелям: послушанию, терпению и всем внешним подвигам. В 1804 г. он стал преемником о. Василия. Еще до назначения своего настоятелем, преподобный прожил некоторое время в Чолнском монастыре, где встретился с учеником старца Паисия Величковского о. Феодором и стал его преданным последователем. Старец Феодор обучал преп. Леонида высшему монашескому деланию, этой «науке из наук и искусству из искусств», как зовется подвиг непрестанной молитвы, посредством которой происходит очищение сердца от страстей. В это же время преподобный познакомился с инспектором Орловской семинарии игуменом Филаретом, будущим митрополитом Киевским. Это обстоятельство имело для старца значение в его последующей жизни.
Как только старец Леонид был назначен настоятелем Белобережской Пустыни, о. Феодор перешел к нему на жительство. Впоследствии оба подвижника во многих скитаниях прожили совместно около двадцати лет. Под руководством о. Феодора преп. Леонид достиг высоких духовных дарований.
В Белых Берегах о. Феодора постигла продолжительная болезнь, после которой построили ему уединенную келью в лесной глуши, в двух верстах от обители, где он и поселился с о. Клеопой. К этим великим подвижникам вскоре присоединился и сам преподобный, сложивший с себя звание настоятеля в 1808 году. Здесь в пустынном безмолвии он принял келейно пострижение в схиму и наречен был Львом. Вскоре после этого старцы Лев и Клеопа переселились в Валаамский монастырь, а в 1812 году к ним присоединился и старец Феодор.
Около шести лет прожили великие старцы в Валаамском скиту, где им вначале жилось хорошо, как об этом писал о. Феодор: «Взаправду можно похвалиться милосердием Божиим на нас, недостойных, явленным: привел нас в место безмолвное, спокойное, от человеков удаленное, молвы свобожденное». Тамошний юродивый Антон Иванович сказал: «Торговали хорошо». То есть привлекли к себе мудростью и смирением многих братий, которые к ним стали ходить за духовным руководством. Им удалось спасти от глубокого отчаяния келиарха монастыря о. Евдокима, который, исполняя внешние подвиги, не мог справиться с такими страстями, как гнев и пр. Старцы указали ему истинный путь к отверзению сердца, и он понял смиренную науку отцов, начал смиряться, возрождаться и впоследствии сам стал учителем братии. Имена Леонида и Феодора всегда были на его устах. Игумен монастыря о. Иннокентий вознегодовал, что старцы отняли у него его ученика, и обратился с жалобой к Петербургскому митрополиту Амвросию. Из Петербурга приехала комиссия, старцы были оправданы, а игумену было сделано строгое внушение. Но зная человеческую природу, старцы побоялись оставаться на Валааме, в особенности после посещения монастыря князем Голициным, который оказал им особое внимание. Они перебрались в Александро-Свирский монастырь.
В 1820 году государь Александр I объезжал северные свои владения. Путь его пролегал вблизи Александро-Свирского монастыря. Жившие там старцы о. Феодор и преп. Леонид почтительно предложили своему настоятелю приготовиться к встрече государя, хотя в его маршруте монастырь этот не был обозначен. Отец настоятель прислушался к совету старцев и в день, указанный ими, ожидал императора у ворот. Между тем государь на пути, по своему обыкновению, расспрашивал о местности и ее жителях у ямщиков – иногда сам, иногда через кучера Илью, неизменного своего возницу. Приближаясь к дороге, где поставлен был крест в знак близости монастыря и для указания к нему пути, государь спросил: «Что это за крест?». Узнав же, что недалеко Свирский монастырь, он велел туда ехать. При этом начал расспрашивать, – каково в монастыре и каковы братия. Ямщик, нередко туда ходивший, отвечал, что ныне стало лучше прежнего. «Отчего?» – спросил государь. «Недавно поселились там старцы о. Феодор и о. Лев; теперь и на клиросе поют получше, и во всем более порядка». Государь, слыхавший от князя Голицина эти имена, пожелал со старцами познакомиться. Между тем ожидавшие царя, испытанные скорбями старцы сотворили между собою краткое совещание, как поступить, если государю угодно будет посетить их, и решили, чтобы не вызывать у братии зависти, молчать. Подъехав к монастырю, государь удивился встрече: «Разве ждали меня?». Настоятель сказал, что вышел навстречу по совету старцев. Приложившись к мощам, царь спросил: «Где здесь о. Феодор и о. Лев?». Старцы несколько выдались, но на все вопросы императора отвечали сдержанно и отрывисто. Государь это заметил и прекратил вопросы, но пожелал принять благословение от о. Феодора. «Я монах непосвященный, – сказал смиренный старец, – я просто мужик». Царь вежливо откланялся и поехал в дальнейший путь.
Во время пребывания в Александро-Свирском монастыре преп. Леонид однажды ездил по делам в Петербург и из рассказа о его пребывании в столице видно, что уже тогда он был истинным прозорливым старцем, обладателем многих духовных дарований. Он посещал там одну духовную дочь, которую спас от неправильного духовного устроения, именуемого прелестью. Однажды старец пришел к ней и потребовал, чтобы она немедленно переехала на новую квартиру, которую ей предлагали и от которой она отказывалась. Старец настоял на своем. Ночью в старую ее квартиру забрался ее бывший слуга с целью ограбления и убийства. Его намерение было потом доказано.
Когда скончался великий старец о. Феодор, преп. Леонид не сразу прибыл в Оптину Пустынь, куда его призывали епископ Филарет Калужский и преп. Моисей – настоятель обители. Сначала его удерживали в Александро-Свирском монастыре, потом он пробыл некоторое время в Площанской Пустыни, где находился преп. Макарий – его будущий помощник во время старчествования в Оптинском скиту и впоследствии его преемник в старчестве.
Наконец, в Оптину Пустынь (1829 г.) прибыл основатель знаменитого ее старчества – той духовной школы, откуда вышла вся плеяда последующих старцев. Заслуга преп. Леонида не ограничивается только основанием старчества, им был дан тот импульс, который вдохновлял последующие поколения старцев в течение целых ста лет – до самого конца жизни и процветания знаменитой Оптиной Пустыни. Великие старцы преп. Макарий и преп. Амвросий, были его учениками.
Старец Леонид прибыл в Оптину Пустынь уже на склоне лет. Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший баснословной силой, сохранивший до старости, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях. Его исключительный ум, соединенный с прозорливостью, давал ему возможность видеть людей насквозь. Душа старца была преисполнена великой любви и жалости к человечеству, но действия его иногда были резки и стремительны. О преп. Леониде нельзя судить как об обычном человеке, потому что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует, повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров он иногда сразу выбивал у человека почву из-под ног и давал ему осознать и почувствовать свою несостоятельность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния. Старец знал, каким способом достигнуть своей цели.
Жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на старца Леонида, так его насквозь и увидит. Был этот барин высокий, тучный. Приезжает он раз к старцу, когда у него было много народа. А у преподобного был обычай, когда он хотел произвести на кого особое впечатление, то загородит глаза левой рукой, точно от солнца, приставив ее козырьком ко лбу. Так поступил он при входе этого барина и сказал: «Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Леонида, а сам, шельма, семнадцать лет не был у исповеди и Св. Причащения». Барин затрясся, как лист, и после каялся и плакал, что – грешник неверующий и, действительно, семнадцать лет не исповедывался и не причащался Св. Христовых Таин.
Другой случай. Приехал в Оптину помещик П. и, увидев старца, подумал про себя: «Что же это говорят, что он необыкновенный человек! Такой же, как и прочие, необыкновенного ничего не видно». Вдруг старец говорит ему: «Тебе все дома строить. Здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо такое-то!» Нужно заметить,что П. по пути в Оптину увидел такую красивую местность, что вздумал выстроить там дом и составлял в уме план, какой он должен быть и сколько в нем окон, в чем и обличил его старец. Когда же П. стал исповедываться, преподобный напомнил ему забытый им грех, который он даже за грех не считал.
Еще однажды был случай, когда один приезжий господин объявил старцу, что приехал на него «посмотреть». Старец встал с места и стал поворачиваться перед ним: «Вот, изволите посмотреть меня». Господин пожаловался на него настоятелю, который ему возразил, что старец святой, и по его словам был ему и ответ. Приезжий после этого немедленно вернулся к преподобному, кланялся ему земно и говорил: «Простите, батюшка, я не сумел вам объяснить о себе». Старец выслал из кельи присутствующих и беседовал с приезжим два часа. После этого тот прожил в Оптиной месяц, часто ходил к старцу, потом писал ему письма, объясняя, что он был в отчаянном положении и что старец оживил и воскресил его.
Славный и знаменитый герой Отечественной войны, находясь по пути со своей частью поблизости от Оптиной Пустыни, заглянул в скит к старцу Леониду. Старец спросил у него его фамилию.
– Кульнев, – отвечал генерал, – я остался после отца малолетним, поступил в учебное заведение, окончил курс наук и с того времени нахожусь на службе.
– А где же ваша матушка?
– Право, не знаю, в живых ли она, или нет. Для меня, впрочем, это все равно.
– Как так? Хорош же вы сынок.
– А что же? Она мне ничего не оставила, все имение раздала, потому я и потерял ее из виду.
– Ах, генерал, генерал! Что мелешь? Мать тебе ничего не оставила, а все прожила. И как это ты говоришь, что все она раздала? А вот об этом-то ты и не подумаешь, что она едва могла перенести удар лишения твоего родителя, а своего супруга: и с этого времени и до настоящего стоит перед Богом, как неугасимая свеча, и как чистая жертва посвятила свою жизнь на всякое злострадание и нищету за благо своего единственного сына Николушки. Вот уже около тридцати лет она проходит такой самоотверженный подвиг. Неужели же эти ее молитвы для своего Николушки не наследство? У многих генералов при всех изысканных средствах дети не лучше прохвостов, а Николушка и без средств, да вот генерал!
Глубоко потрясли Кульнева эти простые, но и правдивые старческие слова. Обратившись к св.иконам, он зарыдал. Затем генерал при безчисленных благодарностях спросил адрес своей матери. А прибыв к ней, он на коленях подполз к ее кровати и целовал у нее руки и ноги… Старушка чуть не умерла от радости…
Очень характерен рассказ одного афонского монаха, о. Парфения, посетившего старца Леонида. Монах был одет в мирскую одежду, однако старец, называя его афонским монахом, запретил ему становиться перед собой на колени, как это делали миряне. Среди присутствующих был человек, который, по его словам, пришел «получить душеполезное наставление», но, вопрошенный старцем, сознался, что не исполнил прежнее старческое приказание. Он не бросил курение, как приказал ему о. Леонид. Преподобный грозно велел вытолкать этого человека вон из кельи. Потом пришли три женщины в слезах, которые привели одну лишившуюся ума и рассудка. Они просили о больной помолиться. Старец надел на себя епитрахиль, возложил конец епитрахили и свои руки на главу болящей и, прочитав молитву, трижды перекрестил ее главу и приказал отвести в гостиницу. Сие делал он сидя, потому что уже не мог встать, был болен и доживал последние свои дни. Когда о. Парфений посетил старца на другой день, вчерашняя больная пришла совершенно здоровой, а выгнанный господин пришел просить прощения. Старец его простил, и повторил свое приказание. Афонский монах ужаснулся, что старец, не боясь вреда для себя, творит исцеления. Преподобный ответил: «Я сие сотворил не своей властью, но это сделалось по вере приходящих, и действовала благодать Святого Духа, данная мне при рукоположении, а сам я человек грешный».
Чудеса, совершаемые старцем, были безчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его. «Случилось мне однажды, – писал иеромонах Леонид (Кавелин, будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры), – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. По дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь о старце Леониде. На вопрос, откуда вы его знаете, они отвечали: «Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, больше отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».
Иначе относились к старцу некоторые духовные лица, в том числе калужский епархиальный архиерей преосв. Николай, который творил много неприятностей Оптиной Пустыни. Этот епископ имел твердое намерение сослать старца Леонида в Соловецкий монастырь для заключения. Предыдущий же епископ Калужский Никанор, будущий митрополит С.-Петербургский, уважал старца. В бытность преподобного в Калуге встречные лица, узнав его, становились на колени и кланялись ему в ноги. Увидев это, начальник полиции решил, что дело нечисто и сделал соответственное донесение епископу Никанору. Владыка вызвал к себе старца и на вопрос, как он верует, старец спел ему Символ веры по-киевски, т.е. начиная с низкой ноты и повышая тон до самой высокой. По пословице «рыбак рыбака видит издалека», добрый владыка понял, кого он видит перед собой и почему старцу кланяются в землю. Он задержал старца у себя в течение нескольких дней, ухаживал за ним, угощал его, так что старец два дня не ел, вернувшись домой. К сожалению, этот добрый архипастырь правил в Калуге недолго, тогда как епископ Николай правил долго и даже пережил старца.
Старчествование преп. Леонида продолжалось в Оптиной Пустыни с 1829 и до года его кончины, последовавшей в 1841 г., т.е. двенадцать лет. Этот промежуток времени старец переживал как почти непрерывное гонение. Когда он прибыл в Оптину Пустынь, игумен Моисей передал ему духовное руководство братией, а сам занялся исключительно хозяйственной частью и ничего не предпринимал без старческого благословения. Так же относился к старцу Леониду и брат игумена, скитоначальник Антоний.
Против старца восстал некто о. Вассиан, который себя считал старожилом в монастыре и не признавал старческого руководства. Этот о. Вассиан признавал только внешние подвиги умерщвления плоти. Подобный ему инок описан Достоевским в романе «Братья Карамазовы» под именем Ферапонта. Вассиан стал писать доносы на старца.
Однако в течение первых шести лет гонения еще не принимали крутого характера. Но с течением времени дело стало принимать более угрожающий оборот. Так, еще к начальному периоду относится запись некой Паши Труновой, сестры Павла Трунова, старцева ученика. Она рассказывает, что однажды в бытность ее в Оптиной Пустыни, старец Леонид запретил ей прийти к нему назавтра, так как «будет суд». «Кого же будут судить?», – спросила Паша. «Да меня же», – ответил старец. На другой день следователи допрашивали весь монастырь, но все показания благоприятствовали преподобному. Это было начало. С 1835 г., и особенно в 1836 г., гонения усилились. Кроме всех ложных донесений, калужский преосвященный получил еще через московскую тайную полицию анонимный донос с обвинениями по адресу старца и настоятеля. Говорилось, что последний несправедливо оказывает скитским старцам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит причиняет монастырю большой урон, и если он не уничтожится, то древняя обитель разорится и т.д. Следствием этого доноса было то, что настоятель был вызван для объяснений, а старцу Леониду было запрещено носить схиму, т.к. он был пострижен келейно, и строжайше запрещено принимать посетителей.
Старца перевели из скита в монастырь и там переселяли из кельи в келью. Преподобный относился к этим невзгодам с полным благодушием; с пением «Достойно есть…» он самолично переносил на новое место икону «Владимирской» Божией Матери – благословение преп. Паисия Величковского старцу Феодору. «Однажды игумен Моисей, – говорит жизнеописатель преп. Леонида, – проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед кельей старца, между тем как последовало из Калуги повеление архиерея никого не пускать к нему. Отец игумен вошел к старцу в келью и сказал: «Отец Леонид! Как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец отпустил тех, с кем занимался, и велел келейникам внести к себе калеку, который в это время лежал у дверей кельи. Его принесли и положили перед ним. Отец игумен в недоумении смотрел на него. «Вот, – начал старец свою речь, – посмотрите на этого человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то-то и то-то, и за все это он теперь страдает – он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принимать? Что вы на это скажете?». Слушая преподобного и смотря на лежащего перед ним страдальца, о. игумен содрогнулся. «Но преосвященный, – промолвил он, – грозит послать вас под начало». «Ну так что же, – ответил старец, – хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид! Я к себе никого не зову: кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародье многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?».
Отец игумен Моисей ничего на это не мог возразить и молча удалился, предоставляя старцу жить и действовать, как укажет ему Сам Бог.
Старцу пришлось бы туго если бы не заступничество обоих митрополитов Филаретов. Митрополит Киевский защитил старца, находясь на чреде в Синоде, а также посетив Оптину Пустынь, где оказывал преподобному в присутствии епархиального архиерея особые знаки уважения. К митрополиту Филарету Московскому прибег письменно старец о. Макарий через епископа Игнатия Брянчанинова, который в юности был учеником преп. Леонида. Митрополит Филарет написал калужскому епископу: «Ересь предполагать в о. Леониде нет причины».
Незадолго до смерти старца опять возникли гонения на него и на монашествующих женских обителей, духовных дочерей оптинских старцев. Монахини были изгнаны.
Это гонение было основано на невероятном невежестве. Старца называли масоном, а святоотеческие книги, такие как творения Аввы Дорофея, данные им монашествующим, – «чернокнижием». Однако перед самой кончиной его монахини были оправданы, так что старец вздохнул свободно. Впоследствии лучшие ученицы преп. Леонида заняли начальственные должности в монастырях.
С первых чисел сентября 1841 года старец стал ослабевать и проболел пять недель.
Исцеления больных и бесноватых
Принимая отеческое участие во всех нуждах обращавшихся к нему, преп. Леонид, кроме душевного назидания, не отказывался подавать им помощь и в телесных болезнях, указывая некоторым на испытанные народные средства. Преимущественно, он употреблял для лечения так называемую горькую воду, которой у него выходило в день иногда до полутора ушата. Горькую воду не переставали в обители приготовлять и раздавать больным и после кончины старца, но после него эта вода потеряла ту многоцелебную силу, чтобы помогать от всяких болезней, хотя от некоторых болезней помогает.
Некоторых из приходивших к нему больных старец отсылал к мощам Святителя Митрофана Воронежского, и бывали примеры, что болящие, прошедши сотни верст, исцелялись на пути и, подобно самарянину, возвращались благодарить целителя.
Многим страдавшим от недугов телесных, часто соединенных с душевными недугами и потому не всегда понятных для людей обыкновенных, о. Леонид подавал благодатную помощь, помазывая их елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье пред «Владимирской» иконой Божией Матери, которая, как мы уже сказали, была благословением старца схимонаха Феодора, ученика великого старца Паисия (ныне эта икона хранится в женском монастыре «Ново-Дивеево» в США). Употребляя это средство, старец, видимо, возлагал всю свою надежду на милость и помощь Божию, на заступление Царицы Небесной и на молитвы духовного своего отца. По вере старца и приходивших к нему, помазание это оказывало великую благодатную силу: через него многие получали исцеление в телесных недугах, утешение в скорбях и облегчение в душевных бранях. Но так как старец помазывал у страждущих женщин крестообразно не только чело, уста и ланиты, но иногда, также крестообразно, гортань и перси, то за сие он терпел большое нарекание от соблазнявшихся. Некоторые и из его учеников просили его оставить такой способ целения, но убедить его никак не могли. Конечно, силу и значение такого помазания знал лучше их преп. Леонид, когда употреблял оное до самой предсмертной своей болезни, и всегда благотворно.
Приводили к преп. Леониду и многих бесноватых. Было также не мало и таких, которые прежде и сами не знали, что они одержимы бесом, и только в присутствии старца, по обличении им таившейся в них прелести, начинали бесноваться. Так нередко бывало с теми из мирских неразумных подвижников, которые все спасение души своей поставляли в том, что облагались тяжелыми железными веригами, нисколько не помышляя об очищении сердца от страстей. Преп. Леонид приказывал с таких людей снимать вериги и, когда воля его исполнялась, у некоторых из них становилось явным беснование. На всех таких страдальцев старец возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из Требника, а сверх того, помазывал их елеем или давал им оный пить, и было очень много поразительных случаев чудесных исцелений. Некоторые говорили тогда, а может быть скажут и теперь: «Да это не трудно: и всякий может помазать елеем и прочесть заклинание». В ответ на такое возражение можно напомнить пример сыновей иудея Скевы, которые начали было по примеру св. апостола Павла изгонять духов именем Иисуса Христа: «Иисуса знаю, – отвечал бес, – и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян.19:15).
Приведена была к о. Леониду шестью человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца, упала пред ним и сильно закричала: «Вот, этот-то седой меня выгонит; был я в Киеве, в Москве, в Воронеже – никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец читал над нею молитву и мазал ее святым маслом из лампады Божией Матери. Вначале же, когда ее вели к старцу, она страшно упиралась, и наступила ему на ногу, так что до синеты оттоптала ему больной палец ноги, который после долго болел. После молитв старца бесноватая встала тихо и пошла. Потом ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая; и после смерти о. Леонида с верой брала с могилы его землю для других, от которой они тоже получали пользу.
«Вскоре по поступлении моем в Оптину Пустынь (около 1832 года), – рассказывал о. игумен П., – когда келейниками у о. Леонида были о. Геронтий, о. Макарий Грузинов и Павел Тамбовцев, привели к старцу бесноватую крестьянку, которая во время беснования говорила на иностранных языках, чему свидетелем был Павел Тамбовцев, несколько знавший иностранные языки. О. Леонид читал над нею раза три молитву, мазал ее елеем от неугасимой лампады пред иконой Божией Матери и давал ей пить это масло. В третий раз ее привели совсем в другом виде, и когда Тамбовцев попросил ее поговорить, как говорила она в прежние разы, на иностранных языках, она сказала: «И-и-и, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках? Я и по-русски-то едва говорю, и насилу хожу. Слава Богу, что прежняя болезнь прошла».
Рассказывал козельский житель С. И., который был одним из преданных учеников преп. Леонида. «В тридцатых годах я, как и теперь, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкой в своем домике. Лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и жил. В это время стоял у нас в доме солдат поляк, но потом отошел от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор и стащил колеса с нашей повозки. Объяснил я батюшке о. Леониду свое горе, и сказал, что знаю вора, и могу отыскать колеса. «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – отвечал батюшка. Это Бог тебя наказал: ты и понеси Божие наказание, и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Я последовал совету старца, и как он сказал, так все и сбылось. В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо, и хотел пройти с ним через огород, а с огорода идет к нему навстречу матушка. «Куда ты, – говорит, – это несешь?». Тот бросил мешок с мукой и убежал. Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова; мы решились продать ее. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы. Наконец, взял ее к себе. А в следующую затем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стояла наша корова – без сомнения, чтобы украсть ее, но ее уже там не было. Так опять Господь по молитвам старца избавил нас от напасти. После сего через много лет был со мной и третий подобный случай. Оканчивалась Страстная седмица и наступал праздник Пасхи. Мне почему-то пришло на мысль перенести все свои нужные вещи из своего домика к сестре соседке. Так я и сделал. А как наступил первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом, и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно, а теперь, сам не знаю отчего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю – окна повыставлены и дверь отперта. Ну, думаю себе, должно быть был недобрый человек. И, действительно, был, но так как все нужные вещи были перенесены к сестре, то он и ушел почти ни с чем. Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки о. Леонида, что если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».
«С детства у меня было большое желание жить в монастыре, – рассказывала монахиня О., – и в 1837 году, когда мне было двенадцать лет, просила я мать свою оставить меня в девичьем монастыре в Киеве, где мы были проездом. Она на это не согласилась, а обещала поместить меня в Борисовскую Пустынь, когда мне будет пятнадцать лет. Но вскоре после этого она скончалась. Отец же мой никак не хотел меня отпустить в монастырь раньше 35-летнего возраста.
Много я об этом скорбела, и в 1840 году, когда мне минуло пятнадцать лет, я очень опасалась, как бы участь моя не была решена против моего желания, и потому я уже хотела тайно уйти из родительского дома. Но одна моя тетка, которая была хорошо расположена ко мне, взяла меня к себе в дом, а потом уговорили отца моего поехать в Оптину Пустынь к батюшке о. Леониду и предоставить ему решить мою участь. Отец мой согласился. Когда мы явились к о. Леониду, он, никогда не знавши нас, назвал нас всех по имени и сказал, что давно ожидает таких гостей. При такой неожиданной встрече мы все стали в тупик, не зная, что отвечать. Потом мы поодиночке входили в его келью, и тут батюшка всем по устроению говорил настоящее, прошедшее и будущее. Меня впустили к нему после всех. В ожидании той минуты, когда мне нужно было к нему идти, я находилась в большом страхе, а вышла из его кельи покойной и с большим утешением душевным. Он меня благословил прямо в Борисовскую Пустынь, и за его молитвы родитель мой уже более не удерживал меня, но обеспечения денежного мне никакого не дал. А когда старца спросили, как я буду жить, его ответ был: «Она будет жить лучше лучших». Слова батюшки о. Леонида во всем сбылись. В 1841 году родитель мой сам привез меня в Борисовскую Пустынь, в которой и по сие время живу, и всегда на опыте видела и вижу над собой во всем Промысел Божий за святые молитвы старца».
«В 1839 году девица из дворян Щигровского уезда приехала к старцу о. Леониду за благословением, чтобы поступить в монастырь. Он сказал ей: «Подожди еще год, и тогда побывай у нас». Она поехала домой со скорбью, что долго ожидать, и боясь как бы в течение этого времени что-либо ей не по препятствовало. Также и приехавши домой, много скорбела и плакала. В этой скорби она два раза видела во сне, что старец дал ей кусок хлеба, в первый раз без соли, а во второй посоливши, и говорит: «Не скорби! Я сказал, что будешь в монастыре, только прежде побывай у меня». Когда минул год, она поехала в Оптину, и как только увидела о. Леонида, и не успела еще ничего передать ему, он ей сказал: «Ну, что скорбела и плакала? Ведь я дал тебе кусок хлеба, и ты съела, теперь будь покойна». Тут же она получила от него благословение поступить в монастырь.
У одной Тульской купчихи по кончине ее мужа осталась дочь девица, которую мать хотела отдать в замужество, и отправилась за благословением к о. Леониду. Он велел привезти ее к себе, сказав, что имеет для нее прекрасного жениха. Мать сама привезла дочь к старцу, а он благословил отвезти ее в Белевский девичий монастырь, в котором она скоро кончила жизнь.
Источник: сайт «Оптина Пустынь»