Акафист святому блаженному мученику Алексию Елнатскому
Память: 25 сентября (12 сентября ст. ст.)
Кондaкъ №.
И#збрaнный t бGа мlтвенниче за зeмлю рyсскую,/ въ годи1ну лю1тую тsжкій п0двигъ ю3р0дства пріeмый,/ и3 м§нческимъ вэнцeмъ преслaвнw ўкраси1выйсz,/ восхвалsемъ тS люб0вію, бlжeнне ґлеxjе,/ тh же, водворszсz нhнэ во њби1телехъ nц7A нбcнагw,/ t всsкихъ нaсъ и3скушeній и3 бёдъ свободи2, да зовeмъ ти2:/ рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Јкосъ №.
ЃгGльскагw во пл0ти житіS возжелeвъ, томY вои1стинну поревновaлъ є3си2, ґлеxjе, и3 смhсленъ сhй, несмhслєнныz пHхоти плwтскjz дyху покори1лъ є3си2, тёмже тебЁ вёрою взывaемъ:
Рaдуйсz, невёсту земнyю и3 слaдwсти мjра њстaвивый. Рaдуйсz, хrтY себE њбручи1вый и3 цrтва є3гw2 вседyшнw взыскaвый. Рaдуйсz, и3скyсъ послушaніz монaшескагw въ рaзумэ д¦0внэ прошeдый. Рaдуйсz, въ п0двизэ затв0ра и3 мlтвы блгdть сугyбую воспріeмый. Рaдуйсz, ћкw на брaнь со кнsземъ тьмы2 вёка сегw2 себE предугот0валъ є3си2. Рaдуйсz, ћкw џбразъ влaсти бGолюби1выz вBрнымъ показaлъ є3си2. Рaдуйсz, судeбъ б9іихъ недовёдомыхъ ди1вный таи1нниче. Рaдуйсz, и3мёющымъ рaзумъ грzдyщихъ скорбeй провозвёстниче. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ в7.
Ви1дz, бlжeнне, просвэщeнными сeрдца nчесы2 њскудёніе вёры нар0да рyсскагw, гнёвъ б9ій прaведнw на ны2 дви1жимый возвэсти1лъ є3си2, гlг0лz: моли1тесz бGу, и3 ўб0йтесz гр0ма гнёва є3гw2, и3 понE tнhнэ покaйтесz, зовyще є3мY: ґллилyіа.
Јкосъ в7.
Въ рaзумэ д¦0вне, ґлеxjе, восходs t си1лы въ си1лу, по девzти1хъ лётэхъ ўединeніz и3 мlтвы, сугyбый п0двигъ ю3р0дства хrтA рaди под8sлъ єси, сjмwну бlжeнному подражaz, съ ни1мже нhнэ си1це тS ўблажaемъ:
Рaдуйсz, мудровaніе плотск0е tри1нувый. Рaдуйсz, просвэщeніе свhше пріeмый. Рaдуйсz, дрє1внимъ подви1жникwмъ по дyху под0бный. Рaдуйсz, стрaнниче, не и3мёвый, гдЁ главы2 подклони1ти. Рaдуйсz, чazвый во n§ествэ нбcнэмъ всели1тисz. Рaдуйсz, наготY и3 мрaзъ зи1мный хrтA рaди д0блественнэ претерпёвый. Рaдуйсz, на л0нэ ґвраaмли съ лaзаремъ нhнэ грёемый. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ G.
Си1лою, дaнною ти2 свhше, бlжeнне, прорeклъ є3си2 мнHзэмъ и3згнaніе и3 заточeніе, и3мёній и3 кр0ва лишeніе, нBкіимъ же t лю1тыz смeрти и3 бёдъ и3збавлeніе, всёмъ же, люб0вію тS призывaющымъ, пом0щникъ ск0рый kвлsешисz, пою1щымъ њ тебЁ бGу: ґллилyіа.
Јкосъ G.
И#мёz совершeнную ћже къ бGу люб0вь и3 њ лю1дехъ болёзнованіе сердeчное, вшeлъ є3си2 во хрaмъ б9ій, бlжeнне, ћкоже ругaтель и3 скверни1тель, мeрзость запустёніz на мёстэ свsтэ ю3р0дственнw предрeкъ. Мh же њ свои1хъ грэсёхъ и3 њ заблyждшихъ сынёхъ рwссjйскихъ слeзы точaще, въ мlтву тS призывaемъ, гlг0люще:
Рaдуйсz, под0бнw їеремjи прbр0ку рыдaній и3 слeзъ и3скjй. Рaдуйсz, њ н0вэмъ їеrли1мэ: с™ёй руси2 разорeннэй г0рцэ восплaкавый. Рaдуйсz, њ нар0дэ твоeмъ, въ плэнY вавmлHнстэмъ сyщемъ и3з8 глубины2 души2 воздыхaвый. Рaдуйсz, рaдость и3збавлeніz томY прикровeннw повёдавый. Рaдуйсz, ни1щій дyхомъ, нетлённое богaтство цrтвіz наслёдивый. Рaдуйсz, съ плaчущими нhнэ ўтёшенный. Рaдуйсz, руг†ніz и3 р†ны хrтA рaди пріeмый. Рaдуйсz и3 весели1сz, ћкw мздA твоS мн0га на нб7сёхъ. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ д7.
Бyрею хrтоубjйства дhшуще, власти1тели беззак0нніи, є3гдA њщути1ша тS, свsте, во њправдaніихъ гDнихъ непор0чнw ходsща, ћкw д¦ъ б9ій почи2 на тебЁ, тогдA хулeніz и3 ѕл0бы и3сп0лнени, тS ѓки безyмна њклеветaху, и3 пристaвникwмъ неми1лwстивымъ вдаsху, мh же живyщую въ тебЁ блгdть почитaюще, поeмъ: ґллилyіа.
Јкосъ д7.
Слhшавъ стрaшную вёсть њ гонeніихъ, не ўстраши1лсz є3си2, ґлеxjе д0блественне, но ћкw в0инъ, не свzзyzйсz њбр0ки житeйскими, и3зшeлъ є3си2 на брaнь съ міродержи1телемъ тьмы2 вёка сегw2, да воев0дэ ўг0денъ бyдеши, ўслhши u5бо t нaсъ побёдное пёніе:
Рaдуйсz, чaсъ страдaніz и3 кончи1ны твоеS ди1внw предувёдэвый. Рaдуйсz, прeжде часA тогw2 ср0дники и3 дрyги на погребeніе твоE призвaвый. Рaдуйсz, ко страдaніємъ за хrтA желaніемъ ўстреми1выйсz. Рaдуйсz, ко и4щущымъ ћти тS самовлaстнw пришeдый. Рaдуйсz, ћкw хrтY под0бzсz со беззак0нными вмэни1лсz є3си2. Рaдуйсz, ћкw въ темни1цэ тёснэй со разб0йники заключи1лсz є3си2. Рaдуйсz, скyдную пи1щу твою2 соyзникwмь tложи1вый. Рaдуйсz, во бдёніи, постЁ и3 мlтвэ до кончи1ны непрестaннw пребhвый. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ є7.
БGотeчнаz ѕвэздA kви1лсz є3си2 n§еству твоемY, њбуревaему ск0рбми мн0гими, ўтверждeнъ бо въ зак0нэ гDни, ћкw на твeрди нбcнэй, ґлеxjе досточyдне, свэтозарsеши пyть сп7сeніz вBрнымъ, бlгодaрнw пою1щымъ гDеви: ґллилyіа.
Јкосъ є7.
Ви1дэша мучи1тели нечести1віи, ћкw ничт0же въ тебЁ дост0йно смeрти и3 ќзъ њбрэтaютъ, nбaче лeстію и3 прещeньми запsти тS помышлsху, да сaмъ себE ѓки ѕлодёz њклеветaеши, на раскалeнныz пли6нfы, мyчаще тS, постaвиша, мh же таков0му долготерпёнію твоемY дивsщесz, взывaемъ:
Рaдуйсz, кр0ткому ї}су въ неѕл0біи подражaтелю. Рaдуйсz, њ вразёхъ твои1хъ милосeрдный мlтвенниче. Рaдуйсz, в0ли б9іей смирeнный послyшниче. Рaдуйсz, нечeстіz законопрестyпныхъ безм0лвный њбличи1телю. Рaдуйсz, ћкw смири1лъ є3си2 себE пред8 враги2 твои1ми. Рaдуйсz, ћкw во смирeніи твоeмъ помzнy тz гDь. Рaдуйсz, сyдъ б9ій њ начaльницэ темни1цы предувёдэвый. Рaдуйсz, њ ск0рби въ є3гw2 д0мэ и3мyщей бhти ћвственнw предрекjй. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ ѕ7.
Проповёдникъ блгdти, въ тебЁ живyщей, kви1сz мучи1тель, є3гдA ўзрёвъ предречeнную тоб0ю кончи1ну супрyжницы, повелЁ, да престaнутъ мyчаще тS, ўбоsсz бо бGа и3 нев0лею возопи2: ґллилyіа.
Јкосъ ѕ7.
Возсіsлъ є3си2, ћкw злaто, њчищeнно въ горни1лэ страдaній, ґлеxjе пресвётле, є3гдA въ темни1цэ рaнами болS, душeю же рaдуzсz, tшeлъ є3си2 t земли2 къ нбcнымъ. Мh же бlгосeрдный плaчь њ разлучeніи твоeмъ воспріи1мше, си1це гlг0лемъ:
Рaдуйсz, тs бо вмaлэ ўтэшeніе въ ск0рбехъ земнhхъ и3мёхомъ. Рaдуйсz, тs бо ѓгGла и3 ходaтаz на нб7си2 њбрэт0хомъ. Рaдуйсz, ћкw г0лубь чи1стъ и3 неѕл0бивъ, горЁ возлетёвый. Рaдуйсz, ћкw би1серъ многоцёненъ дyшу твою2 њсщ7eнну вLце предстaвивый. Рaдуйсz, тs бо срHдницы твои2, ћкоже рeклъ є3си2, погреб0ша. Рaдуйсz, ћкw тjи првdное житіE и3 кончи1ну твою2 чaдwмъ чaдъ свои1хъ повёдаша. Рaдуйсz, и3 по смeрти неусhпный њ нaсъ попечи1телю. Рaдусz, съ путjй стр0потныхъ на стєзи2 пр†выz ди1вный настaвниче. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ з7.
ХотS бGохyльное tгнaти ѕлосмрaдіе t n§ества твоегw2, бlгоухaніе хrт0во kви1лсz є3си2, ґлеxjе, да вси2 бlгочcтнw чтyщіи пaмzть твою2, џбразомъ житіS твоегw2 ко сп7сeнію наставлsеми, бlгодaрнw бGу пою1тъ: ґллилyіа.
Јкосъ з7.
Н0вый ґлеxjй и3 чlвёкъ б9ій kви1лсz є3си2 въ пwслёднzz лBта въ рwссjйстэй земли2, невёсту и3 дрyги хrтA рaди њстaвивый, во ср0дницэхъ чyждь и3 стрaненъ пребhвый. Тогw2 ќбw, брaтіе, рэвнyюще кjйждо по си1лэ своeй, житію2, мірск†z пристр†стіz t сeрдца tри1немъ, ґлеxjz же чyднаго си1це да ўблажи1мъ:
Рaдуйсz, цвёте рwссjйскагw лyга д¦0внагw. Рaдуйсz, свэти1льниче житіS добродётельнагw. Рaдуйсz, и3ст0чникъ бlжeннагw сjмwна мёстомъ ўединeнныхъ п0двигwвъ и3збрaвый. Рaдуйсz, и3ст0чникъ бlгочeстіz жaждущымъ прaвды kви1выйсz. Рaдуйсz, человёче нбcный. Рaдуйсz, во пл0ти вои1стинну ѓгGле. Рaдуйсz, ћкw тS и3збрaлъ и3 пріsлъ є4сть гDь слaвы. Рaдуйсz, ћкw пaмzть твоS въ р0дъ и3 р0дъ. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ }.
Стрaнное чyдо kвлsетсz всёмъ притекaющымъ вёрою сщ7eннаz рaка мощeй твои1хъ, ґлеxjе, ћкw да мlтвами твои1ми t недyгwвъ и3 бёдъ свобождaеми, съ весeліемъ вопіeмъ: ґллилyіа.
Јкосъ }.
Вeсь возложи1лъ є3си2 себE гDеви, бlжeнне, и3 въ бз7э мlтвы нaшz пріeмлеши, мh же тS прибёжище въ ск0рбехъ њбрётше, си1це взывaемъ:
Рaдуйсz, мёсто погребeніz твоегw2 неwсквернeнно соблюдhй. Рaдуйсz, чcтны6z тво‰ м0щи во ўтэшeніе вBрнымъ даровaти и3зв0ливый. Рaдуйсz, њби1тели введeнскіz блгdтное ўкрашeніе. Рaдуйсz, рaдосте и3 покр0ве къ тебЁ притекaющихъ. Рaдуйсz, вёрою просsщымъ и3сцэлBніz подавazй. Рaдуйсz, скHрби и3 њбстwsніz потреблszй. Рaдуйсz, духHвъ ѕлhхъ и3 нєдyгъ прогони1телю. Рaдуйсz, стрaждущихъ душeю и3 тёломъ безмeздный цэли1телю. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ f7.
ВсE є3стество2 ѓгGльское возвесели1лъ є3си2, ґлеxjе, чcтот0ю твоeю, срётшее тS нhнэ горЁ въ нбcныхъ, съ ни1миже воспэвaеши бGу вёчную пёснь: ґллилyіа.
Јкосъ f7.
Вэт‡z суемyдрєнныz и прегHрдыz посрами1лъ є3си2, бlжeнне, пр0стъ бо и3 чи1стъ сeрдцемъ сhй, хrта вhну въ себЁ и3мёлъ є3си2. Тёмже пріими2 t нaсъ пwхвалы2 сі‰:
Рaдуйсz, сокр0вища мjра сегw2 въ ничт0же вмэни1вый. Рaдуйсz, сокр0вище сердeчное некрaдомо до смeрти соблюдhй. Рaдуйсz, дyшу твою2 непор0чну хrт0ви предстaвивый. Рaдуйсz, съ првdными ћкw с0лнце просіsвый. Рaдуйсz, ко гDу њ нaсъ дерзновeнный ходaтаю. Рaдуйсz, нyждъ нaшихъ душeвныхъ и3 тэлeсныхъ вёдче. Рaдуйсz, бlгоути1шное прибёжище ск0рбныхъ и3 tчazнныхъ. Рaдуйсz, мЂро мlтвъ твои1хъ и3зливazй на р†ны душє1вныz. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ ‹.
Сп7сти2 хотS дyшу твою2, ґлеxjе, не совэщaлсz є3си2 пл0ти и3 кр0ви, но взeмъ крeстъ тв0й єђльски2 послёдовалъ є3си2 хrтY, въ рaдости д¦0внэй воспэвaz є3мY: ґллилyіа.
Јкосъ ‹.
ЦRю2 є3ди1ному и3 гDу раб0таzй, под8 чyждый kрeмъ не преклони1лсz є3си2, бGомyдре, своб0ду дyха во хrтЁ стzжaвъ, мh же плённицы сyще страстeй и3 вожделeній нaшихъ, съ люб0вію ти2 зовeмъ:
Рaдуйсz, цRS цrтвующихъ в0ине доблемyдренный. Рaдуйсz, равностоsтелю в0инствъ нбcныхъ. Рaдуйсz, цrтво б9іе внyтрь себє2 њбрэтhй. Рaдуйсz, преизoби1льнw нhнэ слaвы цrтвіz наслаждazйсz. Рaдуйсz, пeрвэе по блгdти дyшу твою2 t страстeй свободи1вый. Рaдуйсz, дyхомъ своб0дь во ќзахъ и3 темни1цэ пребhвый. Рaдуйсz, и3 нaсъ бёдствующихъ t плёна грэх0внагw свобождazй. Рaдуйсz, своб0ду слaвы чaдъ б9іихъ нaмъ въ себЁ показyzй. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ №і.
Пёніе всеумилeнное пріими2 t нaсъ, ґлеxjе, изнемогaетъ бо ќмъ нaшъ тaйну смирeніz твоегw2 разумёти, nбaче вёрующе тeплому заступлeнію твоемY, сeрдцемъ и3 ўсты2 вопіeмъ бGу: ґллилyіа.
Јкосъ №і.
Свэти1льникъ бGосіsнный kви1лсz є3си2 во n§ествэ твоeмъ, бlжeнне, є3г0же не њб8sтъ безб0жіz тьмA. тёмже и3 мы2 t тьмы2 невёдэніz ко свёту хrт0ву прешeдше, тS величaемъ, гlг0люще:
Рaдуйсz, пустhни є4лнатскіz кри1не бlгоухaнный. Рaдуйсz, въ годи1ну гонeній ди1внw процвэтhй добродётельми. Рaдуйсz, въ вертогрaдэ рaйстэмъ насаждeнный. Рaдуйсz, слaдостію нбcною вBрныz напоszй. Рaдуйсz, зерцaло немyтное свёта єђльскагw. Рaдуйсz, ћкw просвэти1лъ є3си2 нечeстіемъ њмрачє1нныz. Рaдуйсz, въ ли1цэ нwвом§нкъ рwссjйскихъ водворszйсz. Рaдуйсz, ћкw съ ни1ми вкyпэ м0лиши бGа за рyсь правослaвную. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ в7і.
Блгdть всес™aгw д¦а и3спроси2 нaмъ ў бGа, бlжeнне, да млcтивъ бyдетъ непрaвдамъ нaшымъ, да и3 мы2 съ тоб0ю и3 со всёми новом§нки рwссjйскими неизречeнную бlгость є3гw2 прослaвимъ, пою1ще: ґллилyіа.
Јкосъ в7і.
Пою1ще твоS чудесA, ґлеxjе бlжeнне, и3 почитaюще п0двигъ тв0й, почитaемъ ди1внаго во с™hхъ свои1хъ хrтA бGа, и4же вчерA, и3 днeсь, и3 во вёки т0йже, и4же и3 ўкрэпи1 тz на п0двигъ сeй, и3 нaмъ немwщнhмъ си1ленъ є4сть крёпость подaти, съ вёрою тS призывaющымъ:
Рaдуйсz, за грBшныz лю1ди рwсс‡йскіz тeплый предстaтелю. Рaдуйсz, земли2 кинешeмскіz бGодаровaнное сокр0вище. Рaдуйсz, грaда и3вaново-вознесeнска нбcный храни1телю. Рaдуйсz, t всёхъ конє1цъ притекaющымъ къ рaцэ твоeй ск0рый ўтёшителю. Рaдуйсz, nби1димыхъ неви1димое защищeніе. Рaдуйсz, nби1дzщихъ тaйное вразумлeніе. Рaдуйсz, недyгwвъ и3 нyждъ и3збавлeніе. Рaдуйсz, въ печaли њ грэсёхъ сyщихъ свётлое рaдованіе. Рaдуйсz, ґлеxjе, ск0рый застyпниче/ и3 мlтвенниче њ нaсъ ко гDу.
Кондaкъ Gі.
Q ўг0дниче б9ій, пребlжeнный џ§е нaшъ ґлеxjе, пріими2 недост0йными глaсы приносsщихъ ти2 похвалY сію2, и3 t геeнны и3збaвити ны2 потщи1сz тeплымъ твои1мъ предстaтельствомъ, да съ тоб0ю воспэвaемъ: ґллилyіа. (Три1жды)
Мlтва с™0му бlжeнному ґлеxjю.
Q с™hй бlжeнный џ§е нaшъ ґлеxjе, сугyбый п0двигъ въ житіи2 твоeмъ показaвый: тsжкій крeстъ ю3р0дства хrтA рaди под8sлъ є3си2, послэди1 же и3 страдaти по хrтЁ спод0билсz є3си2. Мh же, ч†да тво‰, њбстоsще рaку мощeй твои1хъ, со ўмилeніемъ м0лимъ тS: помози2 нaмъ грёшнымъ пyть житіS земнaгw въ покаsніи и3 во смирeніи соверши1ти, дрyгъ дрyга тzгwты2 носsще, и3 въ рaдости невозбрaннw дости1гнути, и3дёже ты2 нhнэ въ незаходи1мэй сіsеши слaвэ, да вкyпэ съ тоб0ю и3 со всёми с™hми прослaвимъ с™yю трbцу во вёки вэкHвъ. А#ми1нь.
Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии[1]. Места эти известны тем, что здесь в XVI веке подвизался блаженный Симон Юрьевецкий[2]. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту подвигов его, но оказались сходны пути блаженного Симона и Алексея Ивановича, которого в местах его жизни почитают за праведность. Деревня Каурчиха расположена между ключиком блаженного Симона Юрьевецкого и селом Ёлнать: здесь, в Никольском храме, отец Алексея был старостой.
Когда пришло время Алексею жениться, он подыскал невесту и хотел было обручиться с ней, но неожиданное обстоятельство изменило его намерение.
В те времена молодежь собиралась по деревням на беседы. Благочестивые люди смотрели на эти беседы неодобрительно. Были там и рассказы нецеломудренные, и вольное обращение, и веселье зачастую переходило границы христианского благочестия. И попросил Алексей свою невесту не посещать эти беседы, но девушка не послушалась благоразумного юноши. Задумался он: если, будучи невестой, она не послушалась, то что же будет, когда она станет женой. И глубже задумался – над временем, над происходящим вокруг. Чуткая душа ощущала, что рушилось устроение всей русской жизни, как бы кто могучей рукой расшатывал все ее здание. Началась Первая мировая война и она ударила по всему сокрушительно. На войну народ уходил одним – возвращался другим. И хотя война шла далеко и недокатчиво было поначалу ее эхо до глухих костромских деревень, но сердце твердило, что быть беде! И беде большой!
Отложил Алексей Иванович сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. На левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца, расположилась старинная пустынь, основанная в XVII веке в память блаженного Симона Юрьевецкого. С трех сторон окружена она озерами, с четвертой – песчаными возвышенностями. Два чудотворных образа в пустыни – Иерусалимской Божией Матери, с которым каждый год ходили с крестными ходами, и священномученика Антипы[3].
Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу.
Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого или в своей келье, или на ключике блаженного Симона. Вода здесь стекает по склону глубокого оврага, поросшего со всех сторон густым лесом, надежно укрывавшим от посторонних глаз.
Наступил март 1917 года, рухнули вековые устои государственной жизни России, и эхо от этого падения покатилось по всей земле русской.
Не было в дореволюционной России на каждую деревню исправника, не стояла полиция по селам, да и власти государственной в селах и деревнях не было, а собирались крестьяне на мирские сходки и вопросы мира решали сами. Но появилась в Петрограде новая власть и слала указы, чтобы и в селах образовывали такую же власть, сельсоветы. А власть, если уж и должна быть какая, то не иначе, как справедливая, святая. И кому и быть тогда председателем сельсовета, как не Алексею Ивановичу. Став председателем, он не переменил своих обычаев – по-прежнему много молился, посещал церковные службы, и если приходилось решать какие сельские вопросы, то он решал их не выходя из храма.
Через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.
То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Видя его нелепое поведение, крестьяне смеялись на ним, но он не обращал на это внимания. Рассерженные, они стали гнать его, блаженный уходил, а затем возвращался и все повторялось сначала. Прошел год, и на этих полях появился советский чиновник, и все тогда вспомнили Алексея Ивановича.
Еще никто из крестьян не знал, что будут высылать, да и понять это было трудно, – как это тебя из твоего собственного дома без какой бы то ни было вины выгонят, – а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Ко многим его странностям привыкли за год крестьяне, но такого еще не было. Голый идет Алексей Иванович по Парфенову, направляясь в гости к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Дивились такому событию крестьяне, дивились торговцы. Немного прошло времени, и в село приехали представители властей и вывезли имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.
Бывало, придет блаженный в какое-нибудь село, выберет дом и начинает его мерить. Суетится, считает. И так намеряет, такую назовет несуразную цифру, что ни под какой размер не подходит. Окружающие смотрят, смеются. Но проходит время, и хозяина дома арестовывают и дают ему срок – столько лет, сколько названо было блаженным.
Зима. Небо сверкает пронзительной голубизной, ослепительно сияет солнце, плывут по небу чуть розоватые облака. И только дорога темнеет посреди белоснежных полей.
Пустынен в этот час путь. Лишь нужда погонит кого из дому. Одиноко выделяется фигура блаженного, который поспешно идет по дороге в деревню Середкино. Без единой тряпицы на теле, направляясь к дому, где живет Анастасия с мужем Геннадием. Взошел на крыльцо, легонько постучал. Анастасия открыла и едва с кулаками не бросилась:
– У, бесстыдник! Да когда же ты прекратишь нас позорить!
– Молчи, баба, – остановил ее Геннадий и пригласил Алексея Ивановича в дом, а затем, повернувшись к жене, строго, серьезно сказал:
– Дай ему самую лучшую одежду, какая у нас есть.
Одежда была принесена, Алексей Иванович оделся, распрощался с хозяевами и вышел на улицу. Здесь, неподалеку от крыльца, он разделся, аккуратно сложил на снегу одежду и пошел из деревни; долго недоумевали хозяева, обнаружив ее. А в конце зимы пришли представители власти выгонять их из дома. Выгнали в нижнем белье, не разрешив взять даже легкой одежды.
Вспомнила теперь Анастасия блаженного:
– Да что же он прямо тогда не сказал! – сокрушалась она.
В другой раз Алексей Иванович пришел к сестре Анне. И не говоря ни слова, стал собирать вещи. Ходил по комнатам, что-то разыскивал, а что находил, складывал на стол. И как набрался полный стол, он схватил шапку и убежал. Поняла Анна, что это какой-то знак, предвестие, что эти вещи надо отдельно хранить, и спрятала их подальше; когда пришла комиссия и отобрала имущество, только эти вещи и сохранились.
Любил блаженный заходить в лесное село Селезенево, любил бывать в Парфенове, бочком спускающемся к реке Ёлнать. Здесь в одном доме он хранил мешок с книгами. Заходил блаженный к Бобковым – посидеть, чаю попить, отдохнуть. Но однажды, войдя в дом, Алексей Иванович не сел за стол и чай пить не стал, а забрался на печку. Лежит он на печи и молчит. Молчат и хозяева – привыкли уже здесь к его странностям. Полежав некоторое время, он сошел вниз, вышел на крыльцо, сел на верхнюю ступеньку и сидя спустился по лестнице. Затем взобрался на стоящую во дворе телегу и лег. Лежал и чуть слышно стонал. Долго ли он так лежал – неизвестно, но когда вышли посмотреть, его уже не было.
Через две недели хозяйка дома, вынимая из печи большой чугун с кипятком, опрокинула его весь на себя и обварилась так, что не могла идти. С крыльца ей пришлось сидя спускаться, а уже внизу ее подняли и положили на телегу, и часа два еще она пролежала, прежде чем отвезли в больницу.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. В это трудное время старостой храма, по единодушному решению прихожан, был избран Павел Иванович Байдин. Он родился в селе Ёлнать в благочестивой крестьянской семье. Когда вырос, крестьянствовал в своем хозяйстве, а когда его отобрали, стал работать в колхозе. И странно ему было видеть, как многие из ничего не знающей, не имеющей опыта жизни молодежи, назначенные начальниками, не жалеют ни людей, ни скотину, ни землю.
Однажды во время службы вошел в храм блаженный Алексей – на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись. Прошло время... и власти распорядились закрыть храм. Призвали Павла Ивановича и потребовали от храма ключи. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно.
Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован и заключен в Кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенес тягот следствия и скончался. Тело исповедника было отдано родственникам и погребено на кладбище села Ёлнать.
После ареста старосты храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах. Дым и чад стояли в оскверненном храме – власти перестраивали его под клуб.
Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески старавшимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал.
Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.
Однажды шел Алексей Иванович вскрай поля. Погода стояла тихая, небо безоблачное. Мужики с бабами жали на поле лен. Остановился блаженный неподалеку от мужиков и вдруг, показав на небо и сокрушенно покачав головой, серьезно, громко сказал:
– Ой, молитесь Богу! Ой, как загремит! Как загремит! Молитесь Богу!
И ничего не поясняя – дальше пошел. А мужики это вспомнили, когда началась Финская война и их взяли на фронт.
Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошел он как-то к сестре Анне и сказал:
– А ты мне лапотки приготовь.
– Так возьми, – ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.
Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.
Анне Беземировой из Каурчихи, когда та была еще ребенком, блаженный говорил:
– Дай четверть, дай четверть...
– Что такое Алексей Иванович говорит?.. – смущалась девочка.
Объяснилось это через много лет, когда она вышла замуж за пьяницу, который частенько повторял те слова.
В 1931 году выслали Николая Васильевича, тестя Дмитрия Михайловича (племянника Алексея Ивановича). Был он уже в преклонных летах, и семья не чаяла его увидеть живым.
Как-то пришел Алексей Иванович к племяннику. Дома была только жена его Анна Николаевна.
Блаженный не любил быть без дела и здесь быстро нашел себе занятие и, казалось, весь в него погрузился, не говоря ни слова; Анна Николаевна уже и забыла, что он здесь. А блаженный вдруг поднял голову и как бы невзначай, между делом, спросил:
– Коля не собирается домой?
– Какой Коля? – не поняла она.
– Да папа, – просто ответил блаженный.
Та от неожиданности руками всплеснула.
– Да что ты, дядя Леша, разве он может теперь с Урала приехать?
– А может быть... может быть... – задумчиво покачал головой блаженный.
Через день Николай вернулся домой.
Когда у Анны Николаевны родился сын, то поскольку дело было перед зимним Николой, младенца решили назвать Николаем.
Алексея Ивановича пригласили быть крестным, он согласился. Запрягли лошадь и отправились в церковь – крестить. Блаженный не поехал, пошел по своему обыкновению пешком. Младенца крестили; через два дня собирались праздновать день его Ангела. Не заметили, как появился в этот день в доме своего крестника Алексей Иванович. Молча вошел, постоял и, ни слова не говоря, лег на пол, руки сложил на груди и лежал тихо, будто и впрямь неживой.
С недоумением и растерянностью глядели родные на Алексея Ивановича. Но он так же тихо ушел, ничего не сказав. И забыли про это Анна Николаевна с мужем. Вспомнили только через сорок два года, когда Николай был найден мертвым в городском саду Кинешмы, и они увидели его лежащим в той самой позе, в какой лежал когда-то блаженный.
Идет блаженный Алексей по дороге и молитву поет. Впереди пустая дорога, и позади – никого. Но знает уже блаженный, что скачет на лошади вслед за ним племянник его, Николай. Из родных он был ему ближе всех. С малолетства был рядом – и когда блаженный в отдельной келье подвизался, и когда был председателем сельсовета... А теперь и сам Николай председатель сельсовета в Жуковке. И принуждают его власти, чтобы он закрыл храм, будто по желанию верующих. Но знает блаженный, что не закроет племянник храма, устранится от этого дела и даже на краткое время в тюрьму попадет.
Потом будет война, война страшная – и в каких только смертельных обстоятельствах не придется ему побывать, и везде молитва дяди его оградит. Перед самой отправкой на фронт блаженный Алексей явится ему – уже после кончины своей – и скажет:
– Не бойся, Коля, я всегда буду с тобой.
Вернувшись после войны домой, Николай задумает развестись с женой, и ему снова тогда явится блаженный. Возьмет его за руку, подведет его к двери комнаты, откроет ее, и за нею он увидит свою жену. Показывая на нее, блаженный скажет:
– Вот, это я тебе жену привел.
И вслед за этим исчезнет. Исчезнут и у Николая мысли оставить жену. Впрочем, до всего этого было еще долго, шел только 1936 год.
Скачет Николай по пустой дороге. Смотрит, кто-то знакомый впереди. Уж, не дядя ли? Давно он, занятый сельсоветскими делами, его не видел. Видно, неспроста эта встреча.
Приблизился, ход замедлил. Молча пошли. Николай молчит – что он блаженному может сказать? И блаженный молчит. И вдруг, как бы перебивая ход собственных мыслей, Алексей Иванович спросил:
– А ты, Коля, придешь меня хоронить?
– А ты разве собираешься умирать? – удивился тот. И было чему – Алексею Ивановичу едва минуло пятьдесят, был он крепок и ничем не болел.
Глянул на него блаженный взглядом таким, точно желал, чтобы Николай навсегда эту встречу запомнил. А затем махнул рукой и сказал:
– Да нет, какой умирать! – и быстрей зашагал.
Через год Николай нес гроб с телом Алексея Ивановича на кладбище.
Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на этот раз не миновать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз пойти попрощаться с домом, с родными.
Собрав скудное свое имущество в мешок, он направился в Каурчиху. Кругом поля, лес далекий, не видный с дороги глубокий овраг, источник блаженного Симона Юрьевецкого, Ёлнать переливается серебряными блестками. Перейдя неглубокий овражек, Алексей Иванович подошел к дому. На огороде стояла его келейка – пустая теперь, нежилая, в родительском доме Дмитрий Михайлович и Анна Николаевна с детьми. Это был май 1937 года. Благоуханием и пением птиц разливалась над землею весна.
Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:
– Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?
Тот ничего не ответил, выложил из мешка вещи, распорядился, кому что отдать.
Почувствовав необыкновенное, притихли домашние.
А блаженный вплотную сел к печке, голову к ней прислонил и тихонько запел:
В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла.
Своему родному сыну передачу принесла..
Анна Николаевна руками всплеснула:
– Ой, Алексей Иванович, опять ты эту песню запел, опять, наверное, будут гнать?..
Пообедали вместе, затем блаженный, помолился, низко-низко поклонился домашним и сказал:
– За все я вам уплачу, Дмитрий Михайлович, за все я вам уплачу! – И прибавил: «Чай придешь меня хоронить-то?»
– Да что ты, дядя Леша, про похороны; я еще раньше тебя умру.
– Нет, придешь! – уверенно ответил блаженный.
И еще до утра они разговаривали, а утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать.
Камеры Кинешемской тюрьмы в те годы были переполнены избыточно – священники и монахи, старосты храмов и подвижники благочестия, верующие женщины, не пожелавшие отдать в безбожную колхозную упряжку ни себя, ни детей, и дети, по голодной колхозной жизни пытавшиеся прокормиться колосками с колхозного поля. И разорявшие страну коммунисты, и коснеющие в преступлениях воры, и закоренелые убийцы. Все они были перемешаны и втиснуты в камеры. Алексея Ивановича поместили к преступникам. Эти камеры были подобны вавилонскому плену, китову чреву, и блаженный молился теперь днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал.
– Дедушка, да ты, наверное, кушать хочешь? – спрашивали его сокамерники.
– Кушайте, кушайте, это все для вас, – отвечал Алексей Иванович. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.
Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и ее начальник пришел во время допроса поглядеть на блаженного.
– Все говорят, что ты святой, – сказал он, – ты что скажешь?
– Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек.
– Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит есть за что. Тебя за что посадили?
– Так Богу угодно, — кротко ответил блаженный.
Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал:
– Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!
Начальник тюрьмы удивился, но домой не поспешил, а когда пришел, то увидел, что жена его повесилась. С этого времени он стал искать случая отпустить блаженного на свободу.
Но Господу было угодно иное. Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался.
Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.
12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 329–340
Примечания
[1] Ныне Юрьевецкий район Ивановской области.
[2] Блаженный Симон скончался в 1584 году и был похоронен в Юрьевецком Богоявленском монастыре, с 1741 года ставшем приходской церковью. Блаженный при жизни и по кончине прославился множеством чудес. В 1635 году патриарху Иосифу было послано житие блаженного Симона, написанное по рассказам людей, знавших блаженного. Патриарх благословил "ради терпеливого жития и чудес блаженного Симона... написать лик его иконным писанием на доске, с сиянием вокруг головы... и почитать его с прочими святыми". Службы блаженному Симону сначала правили по общей Минее, а с 1666 года по особо составленной. В 1722 году город Юрьевец посетил архиепископ Нижегородский Питирим, к епархии которого тогда относился город. Он обратил внимание на гробницу блаженного Симона и запретил отправлять ему службы как святому, а приказал петь по нему панихиды, забрав с собой и житие. В 1741 году снова стало обсуждаться в Святейшем Синоде дело о блаженном Симоне, ввиду обнаруженных иконописных изображений праведника. Чем кончилось дело, осталось неизвестным, потому что все документы, к нему относящиеся, хранились в консисторском архиве в Костроме и были уничтожены пожаром 1887 года. В середине XIX века само собой возродилось почитание блаженного, нашли список его жития и составленную ему службу. Был открыт доступ и к самой гробнице. Во время гонений от безбожников храм был закрыт, а здание отдано под музей. В настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви.
[3] В тридцатых годах на этом месте была сеть концлагерей, заключенные которых строили плотины и каналы на Волге. Ныне Кривоезерская пустынь и часть города Юрьевца затоплены.
Источник: http://www.fond.ru