Акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 22 ноября (09 ноября ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Конда́к 1.

Взбра́нный Некта́рие Пента́поля митрополи́те и Эги́нский чудотво́рче, прино́сим ти́ проше́ния о боля́щих сро́дниках на́ших: изря́ден бо яви́лся еси́ цели́тель ра́ковыя я́звы и про́чих неду́гов, все́й вселе́нней благода́ть да́руя, сего́ ра́ди еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем воспева́ем ти́ при́сно:

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

И́кос 1.

А́нгела храни́теля во святе́м креще́нии обреты́й, от млады́х ногте́й равноа́нгельскаго жития́ возжела́л еси́, о́тче на́ш Некта́рие; ны́не же со А́нгелы зре́нием Сла́вы Бо́жия наслажда́яйся, моли́ все́х А́нгелов Влады́ку о пою́щих ти́ сицева́я:

Ра́дуйся, венчанных роди́телей пло́де благослове́нный; ра́дуйся, от чре́ва ма́тери Бо́гом освяще́нный.

Ра́дуйся, изде́тска навы́кший послуша́нию; ра́дуйся, от ю́ности изучи́вый Писа́ния.

Ра́дуйся, Бо́жиих слове́с одушевле́нная кни́го; ра́дуйся, жива́я боголю́бия скрижа́ль.

Ра́дуйся, Бо́гом избра́нный за кро́тость и смире́ние; ра́дуйся, до́м оста́вивый духо́внаго ра́ди уче́ния.

Ра́дуйся, я́ко тебе́ ра́ди бу́ря зе́льна на мо́ри ути́шися; ра́дуйся, я́ко по́ясом твои́м надло́мленная ма́чта укрепи́ся.

Ра́дуйся, о́рля ю́ное, иму́ще криле́ у́мныя моли́твы; ра́дуйся, еле́не, взыска́вый исто́чники покая́ния.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 2.

Ви́дящи тя́ на возду́се моля́щася, черни́ца не́кая престра́шна бы́сть, Боголю́бче; ты́ же да́р моли́твы сокрыва́я, уста́ де́вы кля́твою запечатле́л еси́ Го́споду в се́рдце воспе́в: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум Христо́в моли́твою стяжа́л еси́, святы́й Некта́рие, во е́же разуме́ти, что́ е́сть во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная; научи́ и на́с на вся́ком ме́сте воздева́ти ру́ки к Бо́гу без гне́ва и сомне́ния, да прии́меши от на́с похва́льная:

Ра́дуйся, во юдо́ли плаче́вне восхожде́ния положи́вый; ра́дуйся, плоды́ Ду́хи израсти́вый.

Ра́дуйся, ча́до горы́ Афо́нския; ра́дуйся, ключу́ моли́твы Иису́совы.

Ра́дуйся, дре́вняго благоче́стия свети́ло; ра́дуйся, гра́де Святы́я Тро́ицы.

Ра́дуйся, благода́тию осене́нный; ра́дуйся, Херуви́ме о́гненный.

Ра́дуйся, со́ль земли́ обетова́нныя; ра́дуйся, слеза́ми се́явый, пожа́вый ра́достию.

Ра́дуйся, на не́мже процвете́ святы́ня Христа́; ра́дуйся, я́ко Бо́г благоде́йствова тя́.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 3.

Си́лою Вы́шняго облече́нный, о́тче Некта́рие, си́лу слове́с Христо́вых утверди́л еси́: во Ца́рствии Мое́м,– То́й рече́,– ни же́нятся, ниже́ посяга́ют, но я́ко А́нгели на небеси́, вы́ну пою́т: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Иму́щи Пречи́стая Богоро́дица в услуже́нии все́ во́инство небе́сное, тебе́, уго́дниче, а́ки А́нгела во пло́ти, воспева́теля чуде́с Свои́х поста́ви: мы́ же, Мари́ин омофо́р над тобо́ю зря́ще, со стра́хом и любо́вию припа́даем ти́:

Ра́дуйся, та́йный избра́нниче Богома́тере; ра́дуйся, веле́ний Ея́ исполни́телю.

Ра́дуйся, ду́ха кро́тости от Чи́стыя Голуби́цы прия́вый; ра́дуйся, в пе́снех духо́вных Присноде́ву просла́вивый.

Ра́дуйся, уча́й угожда́ти не́ба и земли́ Цари́це; ра́дуйся, моли́твами Ма́тере ми́лость у Сы́на обреты́й.

Ра́дуйся, ме́рило пра́ведности и му́дрости пала́то; ра́дуйся, высото́ разсужде́ния и смире́ния глубино́.

Ра́дуйся, Эги́нский кри́не, некта́р покая́ния точа́щий; ра́дуйся, Эде́мская пчело́, ме́дом богосло́вия на́с снабдева́ющая.

Ра́дуйся, мирова́рнице, ми́ро излива́ющая; ра́дуйся, ча́ше духо́внаго омове́ния.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 4.

Ра́ковую я́зву кровоточа́щу на груди́ име́я, иере́й хра́ма твоего́, Некта́рие, смяте́ся, егда́ ты́ я́влься облобыза́ его́, а́ки во пло́ти сы́й; о́н же исцеле́ние получи́в, тебе́ неви́диму бы́вшу, со слеза́ми возопи́ Бо́гови: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́шаша мно́зи о ди́внем исцеле́нии, при жи́зни тобо́ю соде́янном, егда́ во стране́ Кана́дстей, святе́й Литурги́и служи́ме, в Ду́се яви́лся еси́, чудотво́рче Некта́рие, и разсла́блена не́коего му́жа воздви́гл еси́, к Ча́ше его́ призыва́я; то́й же здра́в бы́сть, ве́си Эги́нския дости́г и, тя́ во пло́ти узре́в, велегла́сно взыва́ше:

Ра́дуйся, врачу́ гостеприи́мный, Гре́ции похвало́; ра́дуйся, Никола́я Чудотво́рца сла́ву стяжа́вый.

Ра́дуйся, кла́дезю благосты́ни; ра́дуйся, милосе́рдый самаряни́не.

Ра́дуйся, да́ром чуде́с обогаще́нный; ра́дуйся, посеща́яй лю́ди смире́нныя.

Ра́дуйся, утеша́яй на́с чудесы́ нело́жными; ра́дуйся, я́ко невозмо́жная други́м тебе́ возмо́жна.

Ра́дуйся, я́ко ско́рби на́ша на ра́дость прелага́еши; ра́дуйся, ты́ бо от оче́й на́ших сле́зы отира́еши.

Ра́дуйся, одержи́мых бе́сы свободи́телю; ра́дуйся, ра́ковыя я́звы исцели́телю.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 5.

Боготе́чною звездо́ю покая́ния возше́л еси́, о́тче, над вселе́нней, лучи́ сокруше́ния о людски́х беззако́ниях вы́ну испуща́яй; озари́ умы́ на́ша к зре́нию гре́х на́ших, да уми́лостивим Влады́ку пе́нием: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Ви́деша отрокови́цы чи́стыя Архиере́я своего́, в ле́поте души́ и те́ла Бо́гу предстоя́ща, и позна́в в не́м вели́каго моли́твенника и чудотво́рца, согла́сно возгласи́ша ти́, святи́телю Некта́рие:

Ра́дуйся, Христа́ при́сное жили́ще; ра́дуйся, Ду́ха ди́вное сокро́вище.

Ра́дуйся, ца́рское свяще́ние Вели́каго Архиере́я; ра́дуйся, призва́нный к Престо́лу Ве́чнаго Царя́.

Ра́дуйся, Пло́ти Христо́ве сотеле́сниче; ра́дуйся, Кро́ве Святы́я прича́стниче.

Ра́дуйся, глаша́таю покая́ния; ра́дуйся, хода́таю о на́с пред Бо́гом.

Ра́дуйся, Некта́рие, А́нгелы веселя́яй; ра́дуйся, пла́меню, де́моны пожига́яй.

Ра́дуйся, пучи́но щедро́т; ра́дуйся, мо́ре чуде́с пресла́вных.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 6.

Пропове́дниче Еди́наго Блага́го, Некта́рие блаже́нный, тя́, смири́вшася под кре́пкую ру́ку Бо́жию, То́й превознесе́; в стра́стнем мо́ри вла́ющихся не забу́ди ча́д твои́х, но на бре́зе смире́ния поста́ви я́, да возвели́чат Бо́га твоего́, воспева́я: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Возсия́вшу све́ту блаже́нств Христо́вых, от степе́ни в степе́нь восте́кл еси́, богому́дре Некта́рие: кро́тостию и ми́ром, воздержа́нием и любо́вию ду́шу свою́ просвети́л еси́, да от на́с ны́не слы́шиши сицева́я:

Ра́дуйся, носи́вый ри́зу смире́ния; ра́дуйся, оби́ды покрыва́вый проще́нием.

Ра́дуйся, наслажда́яйся о мно́жестве ми́ра; ра́дуйся, насле́дуяй зе́млю кро́тких.

Ра́дуйся, фиа́ле покая́ннаго пла́ча; ра́дуйся, чистоты́ серде́чныя зерца́ло.

Ра́дуйся, и́менем Иису́совым насыще́нный; ра́дуйся, вода́ми Писа́ний напое́нный.

Ра́дуйся, ми́лость и су́д возвести́вый; ра́дуйся, любо́вию вражду́ упраздни́вый.

Ра́дуйся, благочести́вый житие́м; ра́дуйся, гони́мый пра́вды ра́ди.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 7.

Хотя́ челове́к Бо́жий соверше́н бы́ти, Некта́рие пра́ведне, пу́ть непоро́чных избра́л еси́: на Эги́нстем о́строве жите́йское мо́ре, а́ки в ковче́зе, препла́вая, победи́тельная воспева́л еси́ Го́сподеви: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Но́ваго Заве́та учи́тель изря́ден яви́лся еси́, сло́во Бо́жие житие́м свои́м пропове́давый: я́ко не́сть на́ша бра́нь проти́ву пло́ти и кро́ве, но миродержи́телем тьмы́ ве́ка сего́. Мы́ же о Го́споде возмога́я, вопие́м ти́, держа́вне Некта́рие:

Ра́дуйся, до́блий во́ине Иису́са Христа́; ра́дуйся, я́зво духово́м зло́бы поднебе́сным.

Ра́дуйся, вся́ ору́жия Бо́жия восприя́вый; ра́дуйся, препоя́савый чре́сла и́стиною.

Ра́дуйся, я́ко но́зе твои́ красны́ благове́стием ми́ра; ра́дуйся, я́ко на версе́ твое́м утвержде́н шле́м спасе́ния.

Ра́дуйся, щи́те ве́ры, и́мже ве́рнии огражда́ются: ра́дуйся, мечу́ обоюдоо́стрый, е́реси посеца́яй.

Ра́дуйся, победи́телю, от дре́ва жи́зни вкуша́яй; ра́дуйся, челове́че Бо́жий, стра́нный сме́рти вторы́я.

Ра́дуйся, свиде́телю ве́ры и́стинныя; ра́дуйся, ра́йская ве́твь спасе́ния.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 8.

Стра́нное обре́теся в тебе́ соверше́нство, то́чию соверше́нным в любве́ досту́пное; усоверши́ любо́вию ду́ши на́ша, любвеоби́льне Некта́рие, да в му́жа соверше́нна дости́гше, пое́м Бо́гови: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь бы́л еси́ в ни́жних, смире́нным после́дуя, в вы́шних с Бо́гом, си́речь с Любо́вию, пребыва́я; да́руй на́м, о, неботаи́нниче Некта́рие, любве́ позна́ние, во е́же пе́ти ти́ сицева́я:

Ра́дуйся, я́ко пле́нником соде́ялся еси́ любве́ Бо́жия; ра́дуйся, я́ко ча́д свои́х любо́вию плени́л еси́.

Ра́дуйся, вы́ю под и́го Спа́сово подклони́вый; ра́дуйся, бремена́ бли́жних носи́вый.

Ра́дуйся, в любве́ укорене́нный; ра́дуйся, в ми́лости утвержде́нный.

Ра́дуйся, широту́ и долготу́ Креста́ разумева́яй; ра́дуйся, высоту́ и глубину́ Дре́ва постига́яй.

Ра́дуйся, разу́мниче любве́, ра́зум превосходя́щая; ра́дуйся, полноты́ Бо́жия вмести́лище.

Ра́дуйся, в уме́ держа́й ели́ка и́стинна, пра́ведна и че́стна; ра́дуйся, се́рдцем любя́й ели́ка пречи́ста, доброхва́льна и прелюбе́зна.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 9.

Вся́кое естество́ а́нгельское и челове́ческое удиви́ся о́бразу, вели́кий Некта́рие, в тебе́ явле́нному: я́ко не́сть во Христе́ ни иуде́й, ни элли́н, ни ра́б, ни свобо́дь, ни му́жеск по́л, ни же́нский, но но́ва тва́рь, Искупи́телю тва́ри пою́щая: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вети́я многовеща́нныя умолко́ша, житию́ твоему́, святы́й о́тче Некта́рие, дивя́щеся, ка́ко свя́т бы́л еси́, гре́шным ся́ именова́вый; духо́вен бы́л еси́, из земли́ пе́рстныя взя́тый: по сме́рти вознесе́н бы́л еси́, при жи́зни умо́м до а́да низше́дый; мы́ же отве́рзше уста́, а́ки де́ти вопие́м:

Ра́дуйся, главо́, ве́ру возвы́сившая; ра́дуйся, уста́, безбо́жие посрами́вшия.

Ра́дуйся, о́ко, Богове́дением просвеще́нное; ра́дуйся, десни́це, могу́ществом Его́ укрепле́нная.

Ра́дуйся, смиря́яй кичли́выя умы́; ра́дуйся, сокруша́яй го́рдая сердца́.

Ра́дуйся, яви́вый си́лу в не́мощи; ра́дуйся, в слеза́х наше́дый ра́дость.

Ра́дуйся, уме́рый и живы́й; ра́дуйся, земны́й и небе́сный.

Ра́дуйся, гору́шное се́мя живота́; ра́дуйся, зре́лый кла́се Воскресе́ния.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ду́шу свою́, я́ко де́ву, еди́ному Жениху́ ту́ обручи́л еси́; ны́не же вше́д в неве́стник Христо́в с ли́ки де́вственных, Некта́рие сла́вне, пое́ши пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Стена́ еси́ все́м прибега́ющим к тебе́, достохва́льне Некта́рие, и́маши бо благода́ть немощны́я врачева́ти и к небе́сному насле́дию возводи́ти: на́с у́бо, ча́д твои́х, уврачу́й и в Ца́рствие Христо́во возведи́, да вседу́шно рече́м ти́ сицева́я:

Ра́дуйся, ста́рче благода́тный; ра́дуйся, ю́ниц путево́ждь преизря́дный.

Ра́дуйся, неви́нный па́стырю неви́нных ове́ц; ра́дуйся, му́дрый собира́телю де́вственных жемчу́жин.

Ра́дуйся, вселе́нныя духо́вный окорми́телю; ра́дуйся, Евхари́стии пла́менный служи́телю.

Ра́дуйся, гла́се смире́ннаго Христа́; ра́дуйся, глаго́ле зижди́тельнаго Ду́ха.

Ра́дуйся, в терпе́нии искуше́нный; ра́дуйся, скорбьми́ очище́нный.

Ра́дуйся, побо́рниче Бо́жия пра́вды; ра́дуйся, насле́дниче Христо́вы сла́вы.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 11.

Пе́ние Богома́тери приноси́л еси́, уго́дниче Бо́жий, Ма́терию Све́та Де́ву имену́я, ны́не же соверше́нне просвети́лся еси́ разуме́нием та́йны воплоще́ния, вознося́ горе́ гла́с: Аллилу́иа.

И́кос 11.

Све́том Боже́ственныя сла́вы просвеща́ема зри́м тя́, Некта́рие, в черто́зе сла́вы: просвети́ одея́ние ду́ш на́ших Тро́ическим сия́нием, да воспева́ем ти́ непреста́нно:

Ра́дуйся, ка́меню драги́й Царе́вы диади́мы; ра́дуйся, мо́лние Носи́маго на Серафи́мех.

Ра́дуйся, я́ко све́тла за́поведь, просвети́вшая о́чи твоя́; ра́дуйся, я́ко возлюби́л еси́ ю́ па́че зла́та и топа́зия.

Ра́дуйся, сребро́ разжже́но, очище́но седмери́цею; ра́дуйся, гу́сли духо́вныя, Спа́сова цевни́це.

Ра́дуйся, в се́рдцы и́мя Бо́жие написа́вый; ра́дуйся, любо́вию по́двиг ве́ры оправда́вый.

Ра́дуйся, святы́ню Ду́ха носи́вый; ра́дуйся, освяти́вый ду́ши, растле́нныя страстьми́.

Ра́дуйся, пра́ведностию, а́ки виссо́ном убеле́нный; ра́дуйся, Тро́ицы позна́нием озаре́нный.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 12.

Благода́ть, от Бо́га ти́ да́нную, умножа́я умно́жил еси́, ра́бе Бо́жий, благи́й и ве́рный Некта́рие, те́мже и на́с ку́плю духо́вную де́яти сотвори́, да обре́тше ли́хву, Христу́ воспои́м: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще твоя́ чудеса́, пречу́дне Некта́рие, ве́мы, я́ко Христо́с в тя́ бога́тно всели́ся, сего́ ра́ди чудоде́йну десни́цу Его́ на на́с низведи́, глаго́лющих си́це:

Ра́дуйся, прее́мниче дре́вних отце́в; ра́дуйся, но́вый уго́дниче Христо́в.

Ра́дуйся, Вели́кия Це́ркве красото́; ра́дуйся, всеми́рная наде́ждо.

Ра́дуйся, себе́ уничижи́вый, Бо́гом просла́вленный; ра́дуйся, в после́дних ходи́вый, пе́рвым поста́вленный.

Ра́дуйся, дела́ оби́тели то́чию зна́вый, его́же зна́ет вселе́нная; ра́дуйся, чу́ждый до́льния сла́вы, небе́сною мздо́ю почте́нный.

Ра́дуйся, и́же по кончи́не недви́жим лежа́й, неду́жна возста́ви; ра́дуйся, и́же мно́гим яви́выйся, пла́ч о кончи́не уста́ви.

Ра́дуйся, две́ зла́тницы, мона́шества и свяще́нства, от Бо́га получи́вый; ра́дуйся, с ли́хвою цельбы́ и чуде́с зла́то Христу́ возврати́вый.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 13.

О, свяще́нная главо́, ди́вный врачу́ Архиере́ю Бо́жий Некта́рие! Приими́ ны́не ма́лое, оба́че те́плое моле́ние ча́д твои́х, благода́ти су́щей в тебе́ ве́рующих. Да́руй на́м неду́гов исцеле́ние и от ве́чныя изба́ви поги́бели, да Христу́ Спа́су на́шему взыва́ем с ра́достию: Аллилу́иа.

Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.

И́кос 1.

А́нгела храни́теля во святе́м креще́нии обреты́й, от млады́х ногте́й равноа́нгельскаго жития́ возжела́л еси́, о́тче на́ш Некта́рие; ны́не же со А́нгелы зре́нием Сла́вы Бо́жия наслажда́яйся, моли́ все́х А́нгелов Влады́ку о пою́щих ти́ сицева́я:

Ра́дуйся, венчанных роди́телей пло́де благослове́нный; ра́дуйся, от чре́ва ма́тери Бо́гом освяще́нный.

Ра́дуйся, изде́тска навы́кший послуша́нию; ра́дуйся, от ю́ности изучи́вый Писа́ния.

Ра́дуйся, Бо́жиих слове́с одушевле́нная кни́го; ра́дуйся, жива́я боголю́бия скрижа́ль.

Ра́дуйся, Бо́гом избра́нный за кро́тость и смире́ние; ра́дуйся, до́м оста́вивый духо́внаго ра́ди уче́ния.

Ра́дуйся, я́ко тебе́ ра́ди бу́ря зе́льна на мо́ри ути́шися; ра́дуйся, я́ко по́ясом твои́м надло́мленная ма́чта укрепи́ся.

Ра́дуйся, о́рля ю́ное, иму́ще криле́ у́мныя моли́твы; ра́дуйся, еле́не, взыска́вый исто́чники покая́ния.

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Конда́к 1.

Взбра́нный Некта́рие Пента́поля митрополи́те и Эги́нский чудотво́рче, прино́сим ти́ проше́ния о боля́щих сро́дниках на́ших: изря́ден бо яви́лся еси́ цели́тель ра́ковыя я́звы и про́чих неду́гов, все́й вселе́нней благода́ть да́руя, сего́ ра́ди еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем воспева́ем ти́ при́сно:

Ра́дуйся, Некта́рие, Архиере́ю Бо́жий.

Моли́тва.

О Богому́дрый и всесвяты́й о́тче Некта́рие, святи́телю Христо́в, чудотво́рче вели́кий и пресла́вный. К тебе́ ны́не прибега́ем ве́рою и любо́вию чту́щии тя́, похвалы́ сия́ принося́ще от всего́ се́рдца и помышле́ния. Ты́, уго́дниче Бо́жий, яви́лся еси́ ны́не я́ко звезда́ у́тренняя, озаря́ющая ми́ра сего́ помраче́нныя концы́ све́том благода́ти Христо́вой, ю́же стяжа́л еси́ нело́жно смире́нным житие́м твои́м и кро́ткими нра́вы, нетле́нных и преми́рных обетова́ний сподо́бльшеся. Сего́ ра́ди мы́, недосто́йнии, мо́лим тя́ приле́жно: о́тче святы́й Некта́рие, не забу́ди на́с, к тебе́ усе́рдно притека́ющих. Све́т сы́й ны́не, просвети́ ду́ши на́ша, помраче́нныя страстьми́, озари́ на́ш у́м и обнови́ помышле́ния во е́же поуча́тися на́м Боже́ственным и свяще́нным о́бразом и не ктому́ о су́етных пещи́ся. Утверди́ на́с, преподо́бне о́тче, в ве́ре, наде́жде и любви́ ко Го́споду Бо́гу на́шему, исцели́ боле́зни душе́вныя и теле́сныя, бу́ди на́м покро́в и прибе́жище в ско́рбех и напа́стех, вразумле́ние и исправле́ние во гресе́х, благода́ть незави́стную подаю́ще всегда́, я́ко да просла́вим Еди́наго И́стиннаго Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие святителя Нектария Эгинского

Слава Православия – святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божьих, стоявших за Истину.

Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах.

Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святитель Нектарий, Митрополит Пентапольский, Эгинский чудотворец.

Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX–XX веков. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему.

По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.

Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!

Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасий.

Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.»

На конверте написал адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса» и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.

Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой.

Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: «Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.» Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.

Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.

Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.

Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий.

Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.

Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский патриарх Софроний.

В сорокалетнем возрасте патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира.

Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,» – писал он в эти годы.

В одном из писем того времени святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего.

Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.

Радуйся, гонимый правды ради…

Быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: «Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире», но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.

К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место святейшего патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.

Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. «Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя», – говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался.

Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.

Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам.

Каждое воскресенье поднимался владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: «В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду». И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением.

Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый патриарх Фотий.

Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги «путешествующий епископ».

Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…

Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью.

Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением.

Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение.

Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.

Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего «заместителя.» Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы владыка Нектарий.

Закончив подметать уборную, он сказал: «Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай».

Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!

В числе многочисленных духовных чад возле владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника.

Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы.

В своем монастыре святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконисс. Но, повторим, это было сделано им по откровению.

К концу жизни еще один удар обрушился на святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.

Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; «убитых» младенцев тоже, конечно, не нашли.

После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).

Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: «Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?» Послушница, конечно, изъявила большое желание. «Вот он перед тобой», – ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.

В другой раз сестры монастыря просили святителя объяснить им, как понимать слова «всякое дыхание хвалит Господа,» и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: «Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами». Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.

Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные.

Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время.

«Уже поздно, – иногда говорил святитель. – Пойдемте в храм на молитву». А после окончания службы добавлял: «А что, если прочесть несколько молитв Божией Матери?» Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.

Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!

Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу.

Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: «Да будет Воля Твоя»!

Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: «Он монах?» – «Нет, – ответила монахиня, – он епископ». «Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное – без денег», – заметил служащий.

Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Погребен святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы.

Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров).

В этом же храме находилась икона святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию.

Особо прославился святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.

По благословению преосвященнейшего Филарета, епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники.

После богослужения было составлено письмо высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.

В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.

Будем же и мы прибегать к помощи этого дивного святого, благодаря Господа, словами тропаря, посвященного святителю Нектарию: Слава прославльшему тя Христу, слава давшему ти чудес благодать, слава действующему тобою всем исцеления.


По книге жизнеописания архимандрита Амвросия (Фонтрие).

Источник: http://www.brooklyn-church.org

Полное житие святителя Нектария Эгинского

Святитель Нектарий Эгинский родился 1 октября 1846 года во фракийской деревне Силиврия в семье Димаса и Василики Кефалас и был крещен с именем Анастасий. Семья жила в крайней нищете, а мальчик хотел учиться. Поэтому в возрасте тринадцати лет он уехал в Константинополь и нанялся там на работу помощником в лавке. Среди рассказов о детстве святого есть хорошо известная история о его отъезде из Силиврии. Не имея денег на дорогу, Анастасий пришел в порт и умолял капитана одного фрегата, отплывавшего в Константинополь, взять его на борт. Капитан ответил резким отказом и приказал отдать швартовы и трогаться в путь. Однако корабль не мог сдвинуться с места. Команда несколько раз проверила и перепроверила работу моторов, но никакой неисправности обнаружено не было. Капитан в раздражении поднялся на палубу. Тут взгляд его упал на одинокую фигурку мальчика, который все еще стоял на пирсе, и капитан прокричал ему: "Поднимайся на борт!" Как только мальчик ступил на корабль, судно отчалило от берега и бодро поплыло в открытое море. Но на этом неприятности для Анастасия не закончились: хотя капитан и пустил его на корабль, предстояла еще встреча с контролером, проверявшим у пассажиров билеты. Когда контролер приблизился к нему, мальчик разволновался и заплакал. Его плач привлек внимание одного молодого человека с острова Хиос по имени Хоремис. Он выслушал рассказ ребенка и оплатил ему билет.

На пути в Константинополь, напротив фракийского берега разразился сильнейший шторм. Команда изо всех сил старалась удержать корабль на плаву. Анастасий забился в какой-то уголок на палубе, и капитан, пробегая мимо него, крикнул, что теперь надо крепко молиться, если хочешь остаться в живых. Внутри нательного крестика Анастасия была маленькая частичка Креста Господня, которую ему дала бабушка. Бабушка говорила, что в случае смертельной опасности на море нужно привязать крестик к веревке и опустить в воду, – тогда не утонешь, а спасешься. Ребенок вспомнил бабушкины слова и опустил крестик в воду. Скоро волны утихли, но когда мальчик вытянул веревку, он увидел, что крестика на ней нет. Капитан и команда вознесли Богу хвалу за спасение, а Анастасий был безутешен из-за своей потери. Когда корабль уже вошел в Константинопольскую бухту, матросы услышали громкий стук с одной стороны трюма. Стук повторялся, и один из матросов спустился за борт, чтобы найти источник этого загадочного звука. Это оказался крестик Анастасия, зацепившийся за одну из наружных перекладин корпуса.

В Константинополе Анастасий нашел работу в табачной лавке. Он упаковывал рассыпной табак и доставлял его клиентам на ручной тележке. Но он мечтал о профессии учителя и вел дневник под названием "Сокровищница духовных изречений", переписывал в него отрывки из Писания, афоризмы греческих философов и цитаты из творений святых Отцов. Он сидел по ночам за работой, упаковывая табак, переписывал изречения на оберточную бумагу и заворачивал эти листочки вместе с пачками табака для покупателей.

За работу суровый хозяин давал Анастасию только пищу и жилье, и скоро его одежда износилась и превратилась в лохмотья. Однажды зимой он в отчаянии написал горестное письмо, адресовав его "Господу Иисусу на Небо". Сосед-торговец, увидев у него в руках это письмо, вызвался помочь отправить его, но когда прочел необычный адрес, решил узнать, что там написано. В письме мальчик просил: "Мой дорогой маленький Христос, у меня нет фартука и туфель. Пошли их мне. Ты знаешь, как я Тебя люблю. Анастасий".

Это бесхитростное письмо растрогало доброго торговца, и он тайно послал ребенку денег с запиской: "Анастасию от Господа Иисуса". Увидев на нем новую одежду, хозяин решил, что мальчик украл деньги для покупки этих вещей, и жестоко избил его. Ребенка спасло лишь вмешательство его благодетеля – услыхав шум, он поспешил на помощь и все объяснил хозяину.

К радости Анастасия через несколько лет ему удалось устроиться куратором учащихся Константинопольского подворья храма Гроба Господня и уйти из лавки. Он помогал работать с младшими классами, и за это ему разрешали учиться в старших. В двадцать два года он уехал из Константинополя на остров Хиос и там семь лет проработал школьным учителем в деревне Литион, вдохновленный примером святого восемнадцатого века, проповедника и учителя Космы Этолийского. В двадцать два года он поступил в монастырь Неа Мони на Хиосе и в 1876 году был пострижен в монашество с именем Лазарь. Он носил это имя недолго, так как менее чем через год его рукоположили в сан диакона с именем Нектарий.

Вскоре для него нашелся покровитель в лице богатого жителя Хиоса Иоанна Хоремиса, который по воле Промысла оказался дядей того молодого человека, что оплатил ему билет на корабль на пути из Силиврии. Тогда, много лет назад, Хоремиса необыкновенно растрогал рассказ племянника о бедном мальчике, и когда он узнал, что монастырский дьякон – это и есть тот самый маленький силивриец, сердце его переполнилось радостью. Видя в таком совпадении Промысл Божий, он отправил иеродьякона Нектария учиться в Афины. Потом молодой монах поехал в Александрию, где обрел покровителя в лице Александрийского Патриарха Софрония. Тот послал его обратно в Афины для завершения богословского образования.

Успешно окончив курс, Нектарий вернулся в Александрию и в 1886 году принял сан священника. Менее чем через три года Патриарх возвел его на епископскую кафедру, и он стал митрополитом Пентаполисским и викарным епископом от Каира. Патриарх и прихожане епархии очень любили нового Митрополита за его добродетельную жизнь, мудрость и скромность, но были у него и враги – некоторые из числа епархиального духовенства, завидовавшие его быстрому взлету. Они оклеветали его, обвинив не только во взяточничестве и аморальном поведении, но даже в стремлении посредством интриг занять Патриарший престол. Враги действовали так настойчиво, что Патриарх Софроний поверил клевете и в ярости изгнал Нектария из Патриархата без всякого суда или возможности защититься.

Пути Господни неисповедимы, и следуя Его таинственному промыслу, Нектарий вынужден был всю оставшуюся жизнь просить церковных иерархов восстановить его доброе имя. Два последующих Патриарха Александрии, Вселенский Константинопольский Патриарх и несколько сменивших друг друга афинских архиепископов сочли политически нецелесообразным (или просто не имели достаточно мужества) вступиться за оклеветанного Святого. Никто даже не удосужился проверить голословные обвинения против него.

Клевета и праздные слухи следовали за ним и в Грецию. К тому же Александрийский Патриарх послал туда двусмысленное письмо с объявлением о запрещении его в епископском служении. В течение целого года после своего возвращения свт. Нектарий не мог получить от Министерства по делам религии даже самое скромное место. Все эти долгие месяцы хозяйка, у которой он снимал комнату, проявляя милосердие, позволяла ему жить у нее даже тогда, когда он не мог платить. Она готовила ему горячие обеды и ухаживала за ним, если он заболевал. Целый год Нектарий обращался с просьбой предоставить ему возможность работать, и наконец его назначили странствующим проповедником в сельские районы острова Эвбея. Однако клевета, зародившаяся в Константинополе, скоро достигла и этих мест. Он увидел, что скандальные слухи вызывают сильное смущение среди тех, кому он более всего желал служить. Опечаленный, он вынужден был уехать. Потом он служил проповедником в одной из епархий к западу от Афин, а в 1894 году ему предложили место директора церковной школы Ризариоса в Афинах.

Один из студентов свт. Нектария по имени Панайотис Бразиотис, который впоследствии стал профессором богословия и преподавал в Афинском университете, рассказывал, что новый директор быстро заслужил уважение студентов, преподавателей и администрации не только своим богатым знанием философии и богословия, но и своей святой жизнью. Всем запомнился один случай, когда вместо того, чтобы наказать за драку двоих мальчишек, владыка Нектарий горестно заметил, что это он сам недостаточно хорошо воспитывал этих детей, а потому и отвечать за них должен сам, и наложил на себя строгий пост. Видя это, виновные со слезами раскаяния умоляли его снять с себя пост.

Вспоминают и еще один характерный случай: как-то заболел и попал в больницу один из уборщиков школы. Он был крайне расстроен, так как долгое отсутствие означало потерю работы. Свт. Нектарий, зная, что семью этого человека в случае потери их кормильцем работы ждет полная нищета, приходил рано утром до начала занятий и потихоньку делал за уборщика его работу. Потом уборщика выписали из больницы, и он на следующее же утро поспешил на работу. Он боялся, что его за это время уволили, но когда пришел, увидел митрополита Нектария, спокойно чистившего школьные туалеты, как и во все предыдущие дни, пока болел уборщик.

Биограф свт. Нектария архимандрит Иоаким Специерис, знавший Святого еще в годы его работы в этой школе, вспоминает, как тот, говоря о первостепенных ценностях, выразил мысль, которая, быть может, дает нам некий ключ к пониманию его отношения к собственному своему положению гонимого внутри Церкви: "Когда человек приходит к пониманию своего предназначения и видит, что является чадом Всесовершенного Бога, он с презрением смотрит на блага мира сего. Да, добродетельный человек в этом мире терпит искушения и унижения; но в глубине его сердца живет радость, потому что совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, и все же завидует им, ведь, как говорили наши предки, добродетелью человека восхищаются даже его враги"?

Имея богатейший запас богословских знаний, свт. Нектарий был богословом еще и в другом, непонятном многим современным ученым смысле, он воспринимал богословские принципы не только умом, – они жили у него в сердце. Он много и плодотворно писал. Одни только писательские труды могли бы стяжать ему славу: из-под его пера вышли десятки книг и брошюр по богословию, философии, апологетике, церковной истории и исследования, посвященные народному благочестию. Сборники его широко известных гимнов Божией Матери входят в мировую сокровищницу церковных произведений двадцатого века. В наши дни его книги пользуются огромной популярностью в православной Греции, цитаты из них звучат там повсюду. Его считали своим духовным отцом такие светильники двадцатого века как о. Филофей Зервакос Паросский и о. Амфилохий Макрис с острова Патмос.

К нему приходило и много мирян, желавших исповедаться и получить духовный совет. Среди них были женщины, стремившиеся к монашеской жизни, и свт. Нектарий надеялся, что сможет организовать для них монастырь недалеко от Афин. Ему рассказали о разрушенном монастыре на острове Эгина возле Палеохоры – "Старого Города", и в сентябре 1904 года он отправился туда в сопровождении своих трех духовных дочерей. Они нашли там часовенку в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" и две крошечные кельи, за которыми ухаживала одна старушка, жившая на милостыню от местных христиан. Они вчетвером отслужили всенощное бдение и помолились о том, чтобы, если есть на то воля Божия, Он помог бы им восстановить монастырь.

На следующий день свт. Нектарий встретился с мэром Эгины Николаем Папасом, и тот пообещал отремонтировать сохранившиеся кельи и официально передать ему здания монастыря в собственность. Монахини остались на Эгине, по воскресеньям и праздникам архимандрит Феодосий из соседнего монастыря Хрисалеондиса посылал одного из священников служить в их часовне службу. Свт. Нектарий до 1908 года продолжал работать директором школы Ризариоса, а потом вышел на пенсию и переехал жить в созданный им общежительный монастырь, в котором со временем число монахинь достигло тридцати трех. Первой настоятельницей монастыря стала слепая монахиня Ксения, одна из самых близких свт. Нектарию духовных дочерей, добродетельная молодая женщина, имевшая милостивое сердце. Сейчас рассматривается вопрос о ее канонизации. И хотя в наши дни здесь живет всего около десяти монахинь, монастырь процветает благодаря ежегодно приезжающим сюда десяткам тысяч паломников.

В 1995 году я встретила в монастыре одну старенькую паломницу, которая в свое время дружила с сестрой Феодосией, последней из монахинь, знавших свт. Нектария. Сестра Феодосия рассказала ей историю своего поступления в монастырь: "Когда мне было десять лет, я пришла с другими деревенскими девочками в этот монастырь и попросила Геронду (старца Нектария) позволить нам остаться в монастыре. Он улыбнулся и сказал: "Идите домой, а когда еще немножко подрастете, я возьму вас." Мы ушли домой и вернулись на следующий год в тот же самый день со словами: "Вот, мы немножко подросли. Вы нас теперь возьмете?" И он нас взял, и везде водил вместе с собой за ручку".

Сестра Феодосия стала прекрасной певчей и вспоминала потом, как святой часто выходил из алтаря, когда она стояла на клиросе, и говорил ей: "Пой, пой, мой соловей!"

В одной из монографий о жизни Святителя записаны его слова, сказанные молодым монахиням об их монастыре. Сейчас они воспринимаются как пророчество: "Я строю для вас маяк, а Бог зажжет в нем свет, который будет сиять на весь этот большой и широкий мир. Многие увидят этот свет и придут сюда, на Эгину".

В первые годы существования монастыря шестидесятилетний владыка Нектарий не только выполнял обязанности духовного отца обители, но и занимался тяжелым физическим трудом — обрабатывал огород, носил воду, таскал камни для постройки новых келий. К тому же он хорошо знал сапожное дело и сам чинил обувь монахиням и работникам. Его прозорливость и неизменное молитвенное состояние души не могли укрыться от людей, и скоро о нем заговорили как о старце. Монастырь стал местом паломничества для людей всякого звания и положения — известных и простых. По приглашению свт. Нектария в обитель приехал отец Савва с острова Калимнос (впоследствии канонизированный с именем Савва Новый). Он учил сестер византийскому пению и иконописи. После кончины свт. Нектария он пробыл здесь еще какое-то время, а потом вернулся на остров Калимнос.

Даже здесь, на Эгине, где свт. Нектарий жил практически в уединении, лукавый не желал оставить его в покое и снова воздвиг против него гонение, действуя через нескольких священников, завидовавших его славе духоносного старца и потому обвинивших его в безнравственности. Было проведено расследование, обвинение было снято, но мирный дух обители и мирян, ее посетителей, был потревожен этим очередным проявлением зависти среди духовенства.

Биограф свт. Нектария записал отрывок из своего разговора с Константином Сакорафосом из Ламии, который общался со святым в годы его жизни в обители: "Что сказать Вам, отец Иоаким? После того, как он поселился в монастыре на Эгине, он жил, уподобясь бесплотным духам; он стал, как ангел и вел небесную жизнь".

Архиепископ Титос Матфиакис отмечает: Его простое, бесхитростное поведение, доброта сердца, крайнее смирение в сочетании с необыкновенной образованностью производили глубокое впечатление... Не будет преувеличением сказать, что усиление религиозного чувства у греческого народа в конце прошлого – начале нынешнего века произошло во многом благодаря вдохновенным, исполненным веры проповедям свт. Нектария... После его проповедей неверующие и враги Христианской веры становились ревностными христианами; клеветники и обвинители оказывались безоружными; скупые, немилостивые сердца открывались для помощи бедным.

В последний год своей жизни свт. Нектарий страдал циститом и много месяцев мучился от жестокой боли. Он отказывался от помощи медиков, утешаясь долгими прогулками через горы в соседний монастырь, где молился у иконы Богоматери "Хрисалеондиса" ("Золотая Царица"). В последние месяцы жизни его отвезли в Афины в больницу "Аретеон". Там он был помещен в палату для бесплатных больных и через пятьдесят дней тяжких страданий 8 ноября 1920 года отошел ко Господу в возрасте семидесяти четырех лет.

И уже в тот момент, когда душа его разлучилась с телом, началось обильное излияние чудес по молитвам святого Нектария. Сиделка, готовившая его тело к погребению, сняла с него свитер и положила на край постели больного, который много лет пролежал парализованным. Через несколько мгновений воздух в палате наполнился чудесным благоуханием, и этот больной поднялся с постели, оказавшись исцеленным. Благоухание быстро распространялось по всей больнице, работники больницы и пациенты начали выходить в коридоры и спрашивать, откуда идет это благоухание. В той комнате, куда временно положили тело святого, аромат был так силен, что эту комнату потом не могли использовать несколько дней, несмотря на то, что все время держали открытыми окна. Эта комната потом стала часовней свт. Нектария Эгинского.

Тело Святителя было перевезено на Эгину и погребено во дворе основанного им монастыря. Через несколько лет после погребения, по греческой традиции, его гроб вскрыли, с тем чтобы вымыть и снова похоронить лежащие в нем косточки. К изумлению духовенства и монахинь, участвовавших во вскрытии, тело оказалось полностью нетленным, будто он только что заснул, и даже одежда выглядела так же, как в день погребения. О вскрытии заранее никому не сообщали, иначе собрались бы толпы народа. Одна женщина, возвращаясь на такси с пляжа, с другого конца острова, почувствовала некий чудесный запах. Она была человеком нецерковным, над ее юной душой уже тяготел грех и дурная репутация, но благоухание заставило ее попросить водителя остановиться и бегом поспешить к монастырю – узнать, что там случилось. Вид нетленных мощей святого Нектария так глубоко потряс ее, что она со слезами при всех начала рассказывать о своих грехах. Она исправила свою жизнь и стала православной.

После вскрытия нетленных мощей святого монастырь послал афинскому архиепископу Хризостому Пападопулосу телеграмму с вопросом: что теперь делать? Архиепископ приехал на Эгину посмотреть на мощи и, не веря в святость свт. Нектария, велел сестрам оставить тело лежать на воздухе в течение нескольких дней, а потом перезахоронить, чтобы останки истлели естественным путем. Простодушные монахини боялись Архиепископа и его власти, и потому подчинились. Однако два месяца спустя они снова открыли гроб и обнаружили, что тело Святого все еще абсолютно не тронуто тлением. Они положили мощи в часовенку возле могилки, поместив их в мраморную раку.

В 1934 году, через четырнадцать лет после кончины свт. Нектария, мимо монастыря проезжал один неверующий местный врач. Внезапно хлынул дождь, поднялась буря, и ему пришлось искать убежища в монастырском домике для гостей. Будучи наслышан о нетленных мощах свт. Нектария, доктор из любопытства пошел к раке и заглянул под тяжелую мраморную крышку. Невзирая на протест одной из монахинь, случайно заставшей его за этим занятием, он сдвинул крышку, чтобы взглянуть на мощи. Впоследствии он рассказывал: "Я был поражен, увидев, что там лежит владыка Нектарий, такой, каким мы все его знали. Его облик и выражение лица – все было абсолютно узнаваемо, и борода точно такая, как при жизни... А когда я дотронулся до его руки, то почувствовал, что она до сих пор покрыта кожей... она не была ни сухой, ни сморщенной". По воле Божией по прошествии нескольких лет мощи все же истлели, и теперь его глава в серебряной митре хранится в раке в монастырской церкви. Другие части мощей лежат рядом в серебряном ящичке.

Рассказы о чудесах, случившихся с момента кончины свт. Нектария и подтвержденных документально, заняли бы целые тома. Больные и одержимые получают от него исцеление, многих он предупреждает о той или иной грозящей им опасности; нередко он является тем, кому требуется наставление или утешение. Много раз он являлся больным со словами: "Возьми масла из лампады над моей могилкой и исцелишься".

Монастырь Святой Троицы постоянно открыт для паломников. Мощи свт. Нектария, его бывшая могилка и место, где он жил, можно посетить в любой день недели. Недавно у подножия монастыря была построена величественная базилика для паломников, которые тысячами приезжают сюда в летнее время и в дни памяти свт. Нектария.

Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции