Акафист священномученику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 21 августа (08 августа ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Кондак 1

Избранный страстотерпче и исповедниче Христов, Святителю Никодиме,/ Церкви Зиждителя крестоносителю верный,/ пламенем любви Христовой разжигаемый,/ якоже жезл Ааронов, на камене веры процвел еси;/ биения и поношения, и темничные изнурения / от спиры богоборческия сладце претерпел еси, / со всеми страстотерпцы народов наших, / Русь Святую Православную, яко вертоград Христов, прославил еси,/основание Церкви Христовой в Ней утверждающе./ Мы же, взирая на благия страдания твоя, зовем Ти: Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Икос 1

Ангелы и Боголюбивые людие днесь Христу благодарение и славословие приносят, от рода священническаго, яко же иногда преславнаго Предтечу, глашатая и пастыря овец Церкви Своея избравшего тя, Святителю Богомудре Никодиме, да во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Костромскую на растерзание волков лютых не оставиши, но душу свою за спасение ея положиши. О сем ублажаем Тя сицевыми похвалами: Радуйся, рода иерейского богоугодной молитвы рождение; Радуйся, земли костромския благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный; Радуйся, силою и действием Сего облагодатствованный. Радуйся, ковчеже чистоты и целомудрия; Радуйся, воплощение доброты и Богомудрия. Радуйся, святой Руси — Божие предначертание; Радуйся, севера земли нашия немеркнущее сияние. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 2

Видя Господь ниву духовную народов наших православных, плевели произрастающую, делателя неленостного, наставника и сеятеля слова Божия в сердца юных отроков, избра тя, вертоградарю Христов Никодиме. Ты же, видя ветры адовы поднимавшийся Русь Святую опустошити, струями Божественнаго Откровения питомцы своя напаял еси, и яко воинов Христовых противу борющих на Церковь Святую приуготовлял еси, да не умолкнет в народе нашем победная песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Богодухновенный укрепи и просвети тя, светильниче веры, всеблаженне Никодиме, егда некии пастыринаемники, увидевше волков лютых, соблазняша тя бежати в страны далече, бросив верных на гибельное растерзание, ты же, яко пастырь добрый, со апостолом Павлом рекл еси: мне бо во еже жити — Христос, а еже умерти — преобретение, предавшись воле Божьей, чад верных своих не оставил еси. О сем взываем Ти умильно: Радуйся, благодати архиерейския страха ради непосрамивый; Радуйся, в годину страшную паствы своей не оставивый. Радуйся, архиерея Божия, Христово подобие, жертвенной любовью олицетворивый; Радуйся, паству Христову, паче благ мира сего возлюбивый. Радуйся, Захарии, убиенному между жертвенником и алтарем, уподобившийся; Радуйся, со Исааком целомудренным заклатися за Церковь Христову уготовившийся. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется; Радуйся, ходатайством твоим за ны ко Господу, глава змия сокрушается. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 3

Силою свыше на брань с князем мира сего препояшася, церковь лукавнующих возненавидел еси, и на седалище с законопреступными не воссел еси, иерарше Христов Никодиме, но со смерением к жертвеннику Божию припадая, Ему Единому день и ночь взывал еси: помяни, Господи, призывающих Имя Твое во истине, помяни всех, благая или сопротивная нам хотящих, все бо человецы есмы; Давидски вопияше: благословен Господь во веки: Аллилуиа.

Икос 3

Имея твердое упование на всеблагую волю Божью и непоколебимую веру во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, соблазны и суеверия расколов злочестивых, разрушающих Божественный хитон Церкви Христовой, не поколебаша тя, апостолов похвало и мучеников радование, Никодиме преблаженне, утвердившегося на камене исповедания Петрова. Сице бо верный видяще тя яко ангела на страже Эдема Христова — Церкви Вселенския стояща, восхваляют тя сице: Радуйся, зоркий кормчий корабля Церковнаго; Радуйся, мудрый управителю витрыл духовных. Радуйся, суемудренных лжепастырей грозный посрамителю; Радуйся, лживых богоборцев неустрашимый обличителю. Радуйся, демонския наваждения постом и молитвой отразивый; Радуйся, паству православную от шатаний богохульных оградивый. Радуйся, жертву слезную всеусердно за Отечество Богу приносивый; Радуйся, Христу распяту жертвенной любовью последовавый. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 4

Бурею неистовства богоборческаго потрясеся Русь Святая, егда все силы исчадий адских устремишася опустошите и истребите Ю. Ты же, видя многия архипастыри и поколебавшииеся духом пастыри, страха ради наемнически бежавшие, неподражав еси им, но яко пастырь добрый обрекшися на страдания многия: заточения, биения и заушения, состраждуще пастве гонимой, вопиял еси с верными слезную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша и видеша непоколебимую верность твою Христу и Его Церкви Святей, боголюбивый архипастырю Никодиме, паства костромская в вере непоколебашася, Духом Святым согреваемая, мног плод изобиловаша: иные у жертвенников храмов Божиих на смерть стояша, иные же в темницах, даже до крови веру православную исповедаша. Тако бо в мужестве образа Христова, созвездие святых Церкви Небесныя умножил еси. О сем восхваляем подвиги твоя, зовуще: Радуйся, адаманте веры, немеркнущего сияния; Радуйся, столпы Церкви Христовой непоколебимаго стояния. Радуйся, узы темничныя, яко чертог царский вменивый; Радуйся, в нем бо страдания Христовы сладце облобызавый. Радуйся, яко кокош птенцы своя, верныя крылома веры согревавый; Радуйся, духом премудрости Христовой их укреплявый. Радуйся, злато, седмерицею в горниле страданий очищенное. Радуйся, питие, жаждущих правды, Духом Святым освященное. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 5

Богоизлиянною Кровию созда Господь Церковь Свою Святую, в ней бо, яко Агнец Божий: раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающихся освящаяй, союзом Любви Своея верныя связует. Ты же, святителю отче наш Никодиме, видя храмы Божия и обители святыя разрушаемые, и верныя, яко жертву всесожженную, в них сжигаемые, кровоточаще, взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя гонителей зверонравных на «Лифостратоне» Святой Руси, у пламени сгоравших святых икон и книг богодухновенных греющихся, и Святыню небоподобную — Собор Благовещения Пресвятыя Богородице, беснующися, взорвавших, рыданьми возопил еси к Преблагословенней, страстотерпче Никодиме: Благодатная! Восплачь с нами! Верныя люди увещавал еси не отчаяватися, ибо храм Божий мы есмы, в нем бо Русь православная, вечно торжествующая! Зову сему внемлюще, вопием Ти: Радуйся, источниче слез, ими же Русь Святая, в вере сожженная, орошается; Радуйся, каменю веры, на нем же ереси злочестивыя сокрушаются. Радуйся, древо плода священного, вертограда Христова; Радуйся, езеро веры, в нем же потопляется всякая злоба. Радуйся, церкви Христовой несокрушимое ограждение; Радуйся, житие твое, ангельское пред Богом украшение. Радуйся, ищущим правды Божия, благодатный светильниче; Радуйся, Пречистой Попечительнице о Церкви Христовой, верный сподвижниче. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 6

Провозвестник Божественных откровений — Дух Святый, возвести тебе, богодухновенне Никодиме, иже имать страшное разорение Благовещенскаго Собора совершитися, идеже Святыня края Костромскаго и всей земли Российстей — Феодоровская Божия Матерь храняшеся, Сию благодати исполненную, со благоговением нощию изъял еси и сице, от уничтожения огненнаго спасл еси Ю, верным на утешение и спасительное прибежище Сию сохранил. Людие же сему Божьему благоволению радующися, вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать от святыя иконы Божьей Матери чудодейственном Покрове Ея, в дни истребления народов наших православных, ихже Пречистая, иных, к прославлению Имени Божия всячески спасла есть, а иных, богоизбранных, к венцам мученическаго исповедания Материнской Любовию укрепившая. С ними же Тя, страстотерпче Никодиме, спасшего святой Лик Ея, славно бо прославила. Мы же, Пречистую величающе, Тебе приносим сицевая: Радуйся, Лика Пречистыя Матери от пламене огненнаго спасителю; Радуйся, о спасении паствы костромския ревностный попечителю. Радуйся, Иеремии о народе плачущем, пламенный сподвижниче; Радуйся, о спасении Отечества нашего неумолкающий молитвенниче. Радуйся, от юности всем сердцем Бога возлюбивый; Радуйся, яко Аарон, жертву непорочную Богу приносивый. Радуйся, путеводителю благий, на спасительныя стези нас наставляющий; Радуйся, неповинные от уз темничных присно избавляющий. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 7

Хотя Владыка и Господь Славы явити тя мужа совершенна и греху неискусна, испытаньми многими и страданьми многотрудными, якоже Иова иногда обложи тя,страстотерпче Христов Никодиме. Ты же любовию ко Христу преисполненный, узы темничныя и нощныя истязания, доблесне притерпел еси, Христа дерзновенно исповедуя, якоже три отроцы в Вавилоне в пещи горящей, воспевая любящему нас Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благость дарует Господь страждущему народу нашему, в горниле испытаний лютых смертельно изнемогшему, да уразумеем яко благ Господь, наказует, но не умерщвляет, показуя на избранных Своих, вчера униженных и обесславленных, ныне их Церковь святая к лику святых воздвизает. С ними же тя, священномучениче Никодиме, в чертог Свой приемлет молитися за ны. Сего ради радующеся, вопием Ти: Радуйся, архиерейския благодати пред Богом не посрамивый; Радуйся, даный тебе талант добродетельми преумноживый. Радуйся, целомудрия и чистоты душевныя кладезю неисчерпаемый; Радуйся, в жилище Духа Святаго из детства призванный. Радуйся, в стоянии молитв слезных Марии Египетския твердейший; Радуйся, в борении против сынов беззакония, Гедеона мудраго сильнейший. Радуйся, постом и молитвой со слезами духа злобы победивый; Радуйся, стадо Христово, мечем веры от неверия оградивый. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 8

Странно и уязвленно бе слышати проповедание Евангелия Христового обкраденных умом, святителю Никодиме, тобою проповеданного. Ты же, любовию ко Христу пламенея и взирая на страдания Его, и на сраспинавшихся за Истину благочестия Евангельскаго, безбоязненно призывал еси паству свою: имети совесть незазорную и любити друг друга, якоже Господь возлюбил нас, воеже, не токмо зде, но и в селении праведных, воспевати творцу нашему: Аллилуиа.

Икос 8

любви Божественныя исполнен и силою Духа святаго укрепляемый, верный друже Христов Никодиме, якоже Господь иногда шел еси, ведомый из судилища на судилище богоборцев зверонравных, идеже гладом и хладом, и истязаньми лютыми, аки звери дивные, тщетно пытавшийся отторгнути Тя от любви Христовой, ихже посрамляя, отвещал еси: устыдитеся! Жестоковыйность ваша не разлучит мя с возлюбленным Господом моим. Мы же видяще тя тверда в вере стояща, приносим Ти таковые похвалы: Радуйся, судилища врагов Божиих не устрашился еси; Радуйся, исповедати Христа — Сына Божия не убоялся еси. Радуйся, хладом темничным вера твоя — не охладися; Радуйся, мученьми лютыми любовь твоя ко Господу неистощися. Радуйся, страже Церкви Христовой преславный; Радуйся, венценоще диадемы Христовой преизрядный. Радуйся, страданьми твоими Церковь Православная торжествует; Радуйся, мужеством любви твоей ко Господу, Церковь Небесная ликовствует. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 9

Все естество опустошителей, расхищавший святое достояние храмов Божиих, оболгавше, собрашася судити тя, архипастырю наш Никодиме, за яже, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, обличал еси беззакония их. Они же, облекшеся клятвою, яко ризою, словесе и истязаньми лютыми обыдоша тя. Ты же, мучения тяжкая превозмогая, слезно взывал еси ко Господу, да облекутся оболгающии мя в срамоту, и яко одеждею, студом своим, раб же Твой веселящися о Имени Твоем, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещаная не могут достойно воспети страдания твоя, святителю отче Никодиме, яже претерпел еси за Церковь Божию, и гонимых пастырей и боголюбивых чад Ея, богатство веры отеческия храня; за них же в заточении Ярославском душу твою, яко жертву Христу Пастыреначальнику благоприятну, положил еси. О сем дивящеся, и своя прегрешения горько вспоминая, умильно зовем Ти: Радуйся, возвещати Истину Христову ревностно возлюбивый; Радуйся, смеренномудренно душу свою за Церковь Божию положивый. Радуйся, терпения и кротости духовныя преизрядный учителю; Радуйся, догматов веры православныя достойный блюстителю. Радуйся, верных надеждо и в бедах лютых заступление; Радуйся, гонителей Церкви Христовой грозное посрамление. Радуйся, сущим во узах и заточении утешителю. Радуйся, суеверий и учений ложных пламенный искоренителю. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 10

Спасти хотя вверное тебе Божие достояние пажити костромския, Никодиме преблаженне, егоже дивно украсили и приумножили подвижники святыя: Геннадий Любимоградский, Макарий Унжеский, Паисий Галичский, Авраамий Чухломский, Пахомий Нерехтский и многие боголюбцы, постом и молитвой со слезами, а иные, во бранех с духом злобы поднебесной жизнь свою положиша в венец их подвига ратного, Христу сраспявшися, ко дветысячелетия торжества Церкви Христовой, славно воспел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая, Небесе и земли Владычица Пречистая, град Кострому ограждающая, состроителя Тайн Божиих и стража верна Церкви Сына Своего и Бога нашего избра Тя, Христу Богу возлюблене Никодиме, воеже, не токмо в земном уделе, но и у Престола Царя Славы на Небесе, со всеми святыми и Ангелами небесными, священнодействовати со Христом пред Отцем Небесным будеши. Мы же, радости исполняемся: каково богатство благодати уготовил Господь любящим Его, Тебе же вопием: Радуйся, Матери Божией — похвала и радование; Радуйся, Эдема земнаго — Христово венчание. Радуйся, ангелом собеседниче и святым сопричастниче; Радуйся, в невечернем дне Райския славы соучастниче. Радуйся, Никодимом нареченный, иже есть — присно побеждающий; Радуйся, изнеможденных горестьми житейскими, подкрепляющий. Радуйся, избавляющий нас от огня, меча и землетруса; Радуйся, наслаждающийся лицезрением сладчайшего Иисуса. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 11

Пение всеумиленное, со слезами безутешными возрыдаша верные града Костромы, егда услышаша о страшной гибели твоей, всеблаженне Никодиме, за веру Православную и спасения народа Божьего, аки агнца закланного. Ныне же преисполнены веселием неизреченным, видяще тя, архипастыря своего, в сонме святых в Церкви Небесней восседающа и за ны Христу молящегося, с радостию вопиют Богу, все во благо устрояющему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвижи тя Господь, святителю Никодиме, в Богохранимой земле костромския, да тьма ересей и расколов нечестивых необымет Свет Христов в сердцах и разуме боголюбиваго народа нашего, и незведет грядущих по нас в пасть губителя адскаго. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры зовем Ти: Радуйся, мечем молитвы пламенной нас охраняющий; Радуйся, огнем Духа Святаго плевелы зловерия зжигающий. Радуйся, омраченныя умом к Свету Истины приводяй; Радуйся, отроки несведущий из тьмы лжеверия изымаяй. Радуйся, о спасении народа нашего всеусерднейший попечителю; Радуйся, пленения и порабощения Святой Руси верный избавителю. Радуйся, пагубных обычаев и шатаний языческих искоренителю; Радуйся, добрых нравов и благочестия веры в вертограде Российстем насадителю. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 12

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова, Никодиме, да егда все силы искуса диавольского восстанут, во еже погубити нас и с посмеянием рекут: где есть Бог наш? Ты же, молитвениче всеусердный, ублажи Пречистую Божию Матерь и всех Святых, во еже спастися нам, врази же наша да облекутся студом, мы же увидем сыны сынов наших в мире и благоденствии прославляющих милость Божию, вопиющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многострадальная подвиги твоя, святителю Христолюбивый Никодиме, и ублажаем святую кончину твою, еюже Крестный подвиг Церкви Зиждителя — Христа Жизнодавца и всех Святых сподвижников утверждения Его Святыя Церкви, всехвально увенчал еси, Костромскаго края достохвальная похвало. Сего богатства некрадомого, силу и мудрость, и в любви Божией утешения, и нам стяжати Господа умоли, да облекшися в броню правды, благодарно зовем Ти: Радуйся, архиерею Христов благий и верный; Радуйся, архипастырю стада Христова непостыдный. Радуйся, Апостольских преданий незыблемый хранителю; Радуйся, христианскаго Благочестия веры пламенный насадителю. Радуйся, твердостоянием твоим Церковь Христова украшается; Радуйся, слезной молитвой твоей Русь святая раеви уподобляется. Радуйся, крине благоуханный, райскаго прозябения; Радуйся, усердный помощниче нашего земнаго крестоношения. Радуйся, исповедниче Христов Никодиме, Костромскаго края светильниче неугасимый.

Кондак 13

О преславный исповедниче Христов Никодиме! Приими от нас, любящих тя чад твоих приносимое тебе сие убогое приношение и, теплым ходатайством твоим ко Господу, огради Святую Церковь православную и боголюбивые народы наши, от междоусобий братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки, и сподобимся с тобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва

Святый новомучениче святителю Никодиме, дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Неленостно словесам Христовой истины внимая, и иным многим добрый наставник был еси. Темже Господь яви тя преемника апостолом Своим. И во дни гонения лютаго на веру Православную яко истинный пастырь явился еси; крестный путь со паствою своею прошед, ссылки, заточения и страдания смиренно претерпевый и тако венец мученический восприявый, обрете благодать молитися за ны. И ныне, о ходатаю наш пред Престолом Царя славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов ненаветно сохранити, да молитвами твоими укрепляеми, избавимся от козней лукаваго, избегнем от всякия беды и напасти и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со Пречистою Госпожею Девою Богородицею, сонмом преподобных и богоносных отец Костромскаго края покровителей и всеми святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Краткое житие священномученника Никодима, архиепископа Костромского

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим (Крот­ков), ар­хи­епи­скоп Ко­стром­ской и Га­лич­ский ро­дил­ся в 1868 го­ду. С 1911 по 1917 го­ды управ­лял Чи­ги­рин­ской епар­хи­ей, за­тем Пет­ров­ской епар­хи­ей, и да­лее вплоть до 1921 го­да сно­ва Чи­ги­рин­ской епар­хи­ей.
С 1921 по 1924 го­ды за­ни­мал Сим­фе­ро­поль­скую ка­фед­ру. С 1924 по 1932 го­ды пре­бы­вал в за­то­че­нии в ла­ге­ре на Со­лов­ках. С 10 июня 1932 го­да по 20 де­каб­ря 1936 го­да управ­лял Ко­стром­ской епар­хи­ей. В 1936 го­ду Вла­ды­ка сно­ва был аре­сто­ван и со­слан в Кан­да­лак­шу. Там он не вы­нес тя­жё­лых усло­вий про­жи­ва­ния в юр­те и скон­чал­ся 8 (21 н. ст.) ав­гу­ста 1938 го­да.
Ка­но­ни­зо­ван в Ко­стром­ской епар­хии в 1995 го­ду как мест­но­чти­мый свя­той. Так­же па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка празд­ну­ет­ся в Со­бо­ре Ко­стром­ских свя­тых 23 ян­ва­ря.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Полное житие священномученника Никодима, архиепископа Костромского

В го­ды ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны по-раз­но­му сло­жи­лась судь­ба рус­ских иерар­хов, ду­хо­вен­ства, луч­ших пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. Мно­гие из них по­ки­ну­ли то­гда пре­де­лы Оте­че­ства, не ви­дя воз­мож­но­сти при­ме­нить здесь свои спо­соб­но­сти и спа­са­ясь от неми­ну­е­мых ре­прес­сий. Дру­гие же при­нес­ли все свои си­лы, зна­ния и спо­соб­но­сти в жерт­ву Бо­гу, идя пу­тем ис­по­вед­ни­ков и му­че­ни­ков. Их кро­вию и стра­да­ни­я­ми утвер­жда­ет­ся и ныне Цер­ковь Рус­ская.
Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Крот­ков, бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник, ро­дил­ся 29 но­яб­ря 1868 г. в с. По­гре­ши­но Се­ред­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии, в се­мье свя­щен­ни­ка. Се­мья бы­ла на­столь­ко бед­на, что в го­ды уче­ния в ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в се­ми­на­рии ро­ди­те­ли от­прав­ля­ли Ни­ко­лая в Ко­стро­му без еди­ной ко­пей­ки. Но Гос­подь не остав­лял Сво­е­го из­бран­ни­ка без по­мо­щи.
По окон­ча­нии се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич об­вен­чал­ся с де­ви­цей Апо­ли­на­ри­ей Ан­дре­ев­ной Успен­ской, а 25 фев­ра­ля 1890 г. был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Пет­ро-Пав­лов­ской церк­ви с. Те­зи­но Ки­не­шем­ско­го уез­да. Этот при­ход со­став­ля­ли ра­бо­чие трех боль­ших фаб­рик, око­ло де­ся­ти ты­сяч че­ло­век. Бо­го­слу­же­ние в хра­ме со­вер­ша­лось еже­днев­но. Отец Ни­ко­лай за­вел в церк­ви ду­хов­ные чте­ния с по­уче­ни­я­ми, пе­ред ко­то­ры­ми обык­но­вен­но слу­жил ака­фист.
Толь­ко се­мей­ная жизнь у от­ца Ни­ко­лая не сло­жи­лась: умер ре­бе­нок, а за ним - лю­би­мая же­на. Из глу­би­ны пе­ре­жи­ва­ний, про­свет­лен­ных сер­деч­ной мо­лит­вой, ро­ди­лось ре­ше­ние при­нять мо­на­ше­ство и оста­вить при­ход. Он про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние, по­сту­пив в Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. На чет­вер­том кур­се при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни в честь пра­вед­но­го Ни­ко­ди­ма.
В част­ной жиз­ни отец Ни­ко­дим до­воль­ство­вал­ся са­мой про­стой об­ста­нов­кой. В лич­ных от­но­ше­ни­ях от­ли­чал­ся ис­крен­но­стью и пря­мо­той; все­гда до­ступ­ный, он ни­ко­гда не по­ка­зы­вал сво­е­го на­чаль­ствен­но­го по­ло­же­ния. Та­лант адми­ни­стра­то­ра, лич­ные до­сто­ин­ства его бы­ли от­ме­че­ны цер­ков­ным свя­щен­но­на­ча­ли­ем, и ар­хи­манд­рит Ни­ко­дим был опре­де­лен для ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии.
10-11 но­яб­ря 1907 го­да со­сто­я­лись цер­ков­ные тор­же­ства - на­ре­че­ние и хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма (Крот­ко­ва), быв­ше­го рек­то­ра Псков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, во епи­ско­па Ак­кер­ман­ско­го, ви­ка­рия Ки­ши­нев­ской епар­хии.
По­доб­ные цер­ков­ные тор­же­ства обыч­но со­вер­ша­лись в столь­ных го­ро­дах, глав­ным об­ра­зом в Санкт-Пе­тер­бур­ге как цен­тре цер­ков­но­го управ­ле­ния. Лишь из­ред­ка честь эта предо­став­ля­лась неко­то­рым зна­чи­тель­ным древним рус­ским го­ро­дам. Вви­ду это­го во­ля стра­сто­терп­ца им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II о со­вер­ше­нии на­ре­че­ния и хи­ро­то­нии ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма в Ки­ши­не­ве яви­лась осо­бым зна­ком мо­нар­ше­го вни­ма­ния к Ки­ши­нев­ской епар­хии.
По со­вер­ше­нии хи­ро­то­нии прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир (Сень­ков­ский), епи­скоп Ки­ши­нев­ский и Хо­тин­ский вру­чил но­во­по­став­лен­но­му епи­ско­пу Ни­ко­ди­му ар­хи­ерей­ский жезл с про­ро­че­ски­ми сло­ва­ми:
"В на­сто­я­щее неспо­кой­ное вре­мя - вре­мя ша­та­ния и ко­ле­ба­ния в мыс­ли и в жиз­ни, от­ри­ца­ния все­го, что вы­ше ве­ще­ствен­ной по­треб­но­сти, - епи­скоп­ское слу­же­ние мож­но на­звать по спра­вед­ли­во­сти по­дви­гом му­че­ни­че­ским. На­сто­я­щая совре­мен­ность с ка­ким-то осо­бен­ным усер­ди­ем го­то­ва ве­сти - и ве­дет - епи­ско­па на Гол­го­фу, чтобы рас­пять там и сде­лать его ми­ше­нью для вся­че­ских зло­сло­вий, уко­ров, из­де­ва­тельств… Но да не сму­ща­ет­ся, при креп­кой ве­ре в Бо­га, серд­це твое, воз­люб­лен­ный о Хри­сте брат… Па­си жез­лом сим сло­вес­ное ста­до Хри­сто­во, пом­ня гла­гол Гос­по­день: Пас­тырь доб­рый ду­шу свою по­ла­га­ет за ов­цы (Ин.10,11)".
Да и сам на­ре­чен­ный во епи­ско­па вполне яс­но пред­став­лял се­бе своё бу­ду­щее слу­же­ние: «Обя­зан­ность учи­тель­ства в выс­шей сте­пе­ни тя­же­ла в на­сто­я­щее вре­мя. Весь­ма мно­гие, поль­зу­ясь сво­бод­ным пе­чат­ным сло­вом, ста­ра­ют­ся по­ко­ле­бать ос­но­вы ве­ры и нрав­ствен­но­сти, осме­и­ва­ют са­мые со­кро­вен­ные про­яв­ле­ния ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни, от­че­го неве­рие и непра­во­ве­рие рас­про­стра­ня­ют­ся чрез­вы­чай­но быст­ро, про­ни­кая в те слои об­ще­ства, ко­то­рые до­се­ле бы­ли пре­дан­ны ве­ре."
На­ча­лись ар­хи­ерей­ские буд­ни. Об­ста­нов­ка в Бес­са­ра­бии бы­ла слож­ной. За пыш­ны­ми фа­са­да­ми им­пер­ско­го бла­го­ден­ствия бур­ли­ли раз­ру­ши­тель­ные ре­во­лю­ци­он­ные стра­сти, на­цио­на­ли­сти­че­ские со­блаз­ны на­би­ра­ли си­лу. Опе­реть­ся на мест­ную эли­ту не пред­став­ля­лось воз­мож­ным.
Прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир так ха­рак­те­ри­зо­вал сло­жив­шу­ю­ся си­ту­а­цию: "Ки­ши­нев­ская ин­тел­ли­ген­ция, на­сто­я­щая и так на­зы­ва­е­мая, дей­стви­тель­но по­ра­зи­ла и по­ра­жа­ет ме­ня сво­ей от­да­лен­но­стью от Церк­ви и ее слу­жи­те­лей. В ме­стах преж­не­го мо­е­го слу­же­ния я ви­дел иное от­но­ше­ние ин­тел­ли­ген­ции. Нель­зя ска­зать, чтобы ки­ши­нев­ская ин­тел­ли­ген­ция бы­ла ли­бе­раль­ной, на­про­тив, она очень кон­сер­ва­тив­на, но, тем не ме­нее, она дей­стви­тель­но ин­диф­фе­рент­на к во­про­сам ве­ры и чуж­да­ет­ся Церк­ви. Кро­ме этих недо­стат­ков, сре­ди ин­тел­ли­ген­ции за­мет­но так­же и от­сут­ствие дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти во вре­мя бо­го­слу­же­ний в хра­ме"... Мо­жет быть бо­лее бла­го­по­луч­ным бы­ло по­ло­же­ние про­сто­го на­ро­да? «Сре­ди про­сто­го де­ре­вен­ско­го лю­да, в огром­ном боль­шин­стве, при глу­бо­кой его ве­ре, к при­скор­бию, в об­ла­сти ве­ро­уче­ния и нра­во­уче­ния ца­рит глу­бо­кая тьма, вслед­ствие ко­то­рой во мно­гих ре­ли­ги­оз­ных обы­ча­ях ви­дит­ся чи­сто язы­че­ский культ...» - сви­де­тель­ство­вал сам свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим.
Вла­ды­ка Ни­ко­дим оста­вал­ся в оп­по­зи­ции к раз­лич­ным по­ли­ти­че­ским и на­цио­на­ли­сти­че­ским те­че­ни­ям, имев­шим сво­ей це­лью от­тор­же­ние Бес­са­ра­бии от Рос­сии, был непри­ми­рим к ав­то­ке­фаль­ным тен­ден­ци­ям, на­хо­див­шим к то­му вре­ме­ни до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство сто­рон­ни­ков, под­дер­жи­ва­е­мых ру­мын­ски­ми спец­служ­ба­ми. Се­па­ра­ти­сты пы­та­лись "упро­сить" епи­ско­па Ни­ко­ди­ма "сузить" свою мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность. За­ин­те­ре­со­ван­ные кру­ги су­ли­ли все­воз­мож­ные "вы­го­ды" - "ма­те­ри­аль­ную по­мощь", "успеш­ную ка­рье­ру", чтобы вла­ды­ка уме­рил свою рев­ность о цер­ков­ном устро­е­нии и "не за­ме­чал неко­то­рых ве­щей". Не обо­шлось и без про­во­ка­ций. Но их на­деж­ды не оправ­да­лись. Мно­го лет спу­стя вла­ды­ка го­во­рил по это­му по­во­ду так: "Как я, пра­во­слав­ный ар­хи­ерей, мо­гу пой­ти на ком­про­мисс со сво­ею со­ве­стью и де­лать то, что не сов­па­да­ет с цер­ков­ным ин­те­ре­сом?" И он с неис­ся­ка­е­мой рев­но­стью про­дол­жал тру­дить­ся на бла­го Ма­те­ри Церк­ви.
Вла­ды­ка объ­ез­жал епар­хию, зна­ко­мил­ся с цер­ков­ной и свет­ской жиз­нью. В за­ле го­род­ской ду­мы про­хо­ди­ли ду­хов­ные бе­се­ды с уча­сти­ем вла­ды­ки, по во­про­сам бо­го­сло­вия, а так­же ис­то­рии и куль­ту­ры.
Раз­би­рая ар­гу­мен­ты не при­зна­ю­щих Цер­ковь, ко­то­рые стро­и­лись на от­ри­ца­нии Бо­го­че­ло­ве­че­ства и Ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы, вла­ды­ка го­во­рил о необ­хо­ди­мо­сти Церк­ви для спа­се­ния че­ло­ве­че­ства, бла­го­да­ти, при­сут­ству­ю­щей в ней, и ее зна­че­нии для мо­раль­но­го ро­ста каж­до­го че­ло­ве­ка и об­ще­ства в це­лом. "Как ди­тя по сво­ем рож­де­нии не мо­жет ска­зать ма­те­ри: "Ты мне не нуж­на", - так и всту­пив­ший на путь Спа­си­те­ля ду­хов­но­рож­ден­ный не мо­жет обой­тись без бла­го­да­ти Церк­ви Хри­сто­вой. Са­мо об­ще­ство нуж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном воз­дей­ствии Церк­ви: ни­ка­кая ци­ви­ли­за­ция не мо­жет за­ме­нить Церк­ви Бо­жи­ей на зем­ле; вос­ста­ю­щие про­тив церк­ви утра­чи­ва­ют ис­тин­ное по­ня­тие о том, в чем зло... Ци­ви­ли­за­ция стре­мит­ся к ма­те­ри­аль­но­му бла­го­со­сто­я­нию че­ло­ве­ка, хри­сти­ан­ство же - к ду­хов­но-нрав­ствен­но­му его со­вер­шен­ству. Сме­ше­ние этих двух це­лей и ве­дет к ис­ка­же­нию идей хри­сти­ан­ства: идея ра­вен­ства всех пе­ред Бо­гом как бо­го­по­доб­ных со­зда­ний вы­ро­ди­лась в идею все­об­ще­го внеш­не­го урав­не­ния; идея сво­бо­ды нрав­ствен­ной в че­ло­ве­ке - в идею сво­бо­ды от вся­ких обя­зан­но­стей. Че­ло­век срав­нен с жи­вот­ным, и борь­ба че­ло­ве­ка про­тив зла, или нрав­ствен­ная борь­ба, сме­ни­лась борь­бой за су­ще­ство­ва­ние.
В но­яб­ре 1908 го­да на Ки­ши­нев­скую ка­фед­ру был на­зна­чен вла­ды­ка Се­ра­фим (Чи­ча­гов). В сол­неч­ной Бес­са­ра­бии, в мни­мо без­об­лач­ное вре­мя от­но­си­тель­но­го бла­го­ден­ствия им­пе­рии, не без про­мыс­ла Бо­жия встре­ти­лись два бу­ду­щих свя­щен­но­му­че­ни­ка.
Несмот­ря на все труд­но­сти ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния, за­ня­тость и раз­лич­ные по­пе­че­ния, вла­ды­ка на­хо­дил вре­мя для ис­то­ри­че­ских изыс­ка­ний, был пред­се­да­те­лем Цер­ков­но­го ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ства, и ини­ци­и­ро­вал ком­плекс­ную ра­бо­ту по изу­че­нию епар­хии за по­след­ние 100 лет со вре­ме­ни при­со­еди­не­ния Бес­са­ра­бии к Рос­сии.
Вла­ды­ка по­сто­ян­но про­по­ве­до­вал, счи­тая осо­знан­ную цер­ков­ность на­ро­да пер­вей­шим де­лом сво­ей ар­хи­ерей­ской со­ве­сти, и его тру­ды в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни вос­кре­ша­ли и ожив­ля­ли при­ход­скую жизнь.
Слу­же­ние в Бес­са­ра­бии епи­ско­па Ни­ко­ди­ма по­до­шло к кон­цу. По­ве­ле­ние им­пе­ра­то­ра от 16 но­яб­ря 1911 го­да гла­си­ло: "Вы­со­чай­ше утвер­дить из­во­лил все­под­дан­ней­ший до­клад Свя­тей­ше­го Си­но­да о бы­тии 1 ви­ка­рию Ки­ши­нев­ской епар­хии Прео­свя­щен­но­му Ак­кер­ман­ско­му Ни­ко­ди­му епи­ско­пом Чи­ги­рин­ским, вто­рым ви­ка­ри­ем Ки­ев­ской епар­хии".
Об­раз в выс­шей сте­пе­ни крот­ко­го ар­хи­пас­ты­ря успел глу­бо­ко за­пе­чат­леть­ся в ду­шах ве­ру­ю­щих Бес­са­раб­ско­го края, ко­то­рый бу­ду­щий свян­но­му­че­ник на­звал то­гда «ко­лы­бе­лью сво­е­го ар­хи­ерей­ства»...
В Ки­е­ве, ку­да он был опре­де­лен вы­со­чай­шим по­ве­ле­ни­ем с ти­ту­лом епи­ско­па Чи­ги­рин­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской епар­хии, вла­ды­ка неиз­мен­но рев­ност­но тру­дил­ся на бла­го Ма­те­ри Церк­ви, как ча­до­лю­би­вый отец и пас­тырь охра­няя ее от раз­де­ле­ний и со­блаз­нов. Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, свя­ти­тель пы­тал­ся все­ми до­ступ­ны­ми сред­ства­ми по­мочь стра­да­ю­ще­му Оте­че­ству: за­бо­тил­ся о со­зда­нии при­ютов для бе­жен­цев и для си­рот уби­ен­ных во­и­нов, по­се­щал гос­пи­та­ли, бе­се­до­вал с ра­не­ны­ми, ру­ко­во­дил сбо­ром по­жерт­во­ва­ний на по­дар­ки к Па­схе во­и­нам дей­ству­ю­щей ар­мии и сам от­прав­лял­ся на фронт, чтобы обод­рить за­щит­ни­ков Оте­че­ства.
14 де­каб­ря 1918 г. Ки­ев за­ня­ли пет­лю­ров­ские от­ря­ды. В пре­дрож­де­ствен­ские дни вла­ды­ка Ни­ко­дим был аре­сто­ван и де­вять ме­ся­цев про­вел в пле­ну сна­ча­ла в Га­ли­ции, за­тем в Поль­ше, раз­де­ляя тя­го­ты из­гна­ния с со­уз­ни­ка­ми - мит­ро­по­ли­том Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким) и ар­хи­епи­ско­пом Ев­ло­ги­ем (Ге­ор­ги­ев­ским). По­лу­чив сво­бо­ду, митр. Ан­то­ний и еп. Ни­ко­дим вер­ну­лись в Ки­ев, за­ня­тый вой­ска­ми Де­ни­ки­на. Вла­ды­ка Ни­ко­дим сра­зу же при­нял­ся за цер­ков­ные де­ла. Несмот­ря на дав­ле­ние раз­ных по­ли­ти­че­ских сил, он от­ста­и­вал толь­ко ин­те­ре­сы Церк­ви. На по­след­них до­про­сах он так опре­де­лил свою по­зи­цию во вре­мя Граж­дан­ской вой­ны: "Я сто­ял за еди­ную неде­ли­мую Цер­ковь и Ро­ди­ну, невзи­рая на то, ка­кая в ней бу­дет власть".
Вме­сте с вой­ска­ми Де­ни­ки­на мит­ро­по­лит Ан­то­ний по­ки­нул Ки­ев. Но епи­скоп Ни­ко­дим по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та остал­ся, так как это сов­па­да­ло с его внут­рен­ним убеж­де­ни­ем: Цер­ковь не долж­на оста­вать­ся без ар­хи­пас­ты­ря. И ки­ев­ская паства от­ве­ча­ла вла­ды­ке лю­бо­вью и при­зна­ни­ем.
По­сле ше­сти ме­ся­цев пре­бы­ва­ния в Ки­е­ве вла­ды­ка Ни­ко­дим по­лу­чил указ Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на о воз­ве­де­нии его в сан ар­хи­епи­ско­па с на­зна­че­ни­ем на Та­ври­че­скую ка­фед­ру. Вы­пол­няя бла­го­сло­ве­ние Пат­ри­ар­ха, с риском для жиз­ни вла­ды­ка пе­ре­сек ли­нию фрон­та и в июне 1920 г. при­е­хал в Сим­фе­ро­поль. Через мно­го лет этот по­двиг по­слу­ша­ния станет на пред­смерт­ных до­про­сах об­ви­не­ни­ем в шпи­о­на­же в поль­зу Де­ни­ки­на, а бла­го­сло­ве­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на - отяг­ча­ю­щим об­сто­я­тель­ством.
Вско­ре ар­мия Вран­ге­ля под дав­ле­ни­ем боль­ше­ви­ков ста­ла по­ки­дать Крым, а с нею - все же­ла­ю­щие. Но и на этот раз ар­хи­епи­скоп Ни­ко­дим пред­по­чел не остав­лять страж­ду­щее Оте­че­ство и свою паст­ву.
В 1922 г. вла­сти объ­яви­ли об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей. Го­ло­да­ю­щее По­вол­жье ста­ло удоб­ным по­во­дом для на­не­се­ния смер­тель­но­го уда­ра по Пра­во­слав­ной Церк­ви. Вне за­ви­си­мо­сти от то­го, кто и на­сколь­ко под­чи­нил­ся изъ­я­тию, все бы­ли об­ви­не­ны в со­про­тив­ле­нии вла­стям, в рас­хи­ще­нии и небреж­ном хра­не­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства. Рас­коль­ни­че­ская груп­па "Жи­вая цер­ковь", под­дер­жи­ва­е­мая вла­стя­ми, за­хва­ти­ла Та­ври­че­ское епар­хи­аль­ное управ­ле­ние.
Вско­ре ар­хи­епи­ско­пы Ни­ко­дим и Ди­мит­рий (Аба­шид­зе) и мно­гие пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства бы­ли аре­сто­ва­ны. На от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии Вла­ды­ка Ни­ко­дим дер­жал­ся бод­ро и неза­ви­си­мо и в сво­их ре­чах от­кло­нял от се­бя и ду­хо­вен­ства об­ви­не­ния в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цен­но­стей. Од­на­ко при­го­вор ему был вы­не­сен со всей стро­го­стью: во­семь лет ли­ше­ния сво­бо­ды. На пу­ти в Ни­же­го­род­скую тюрь­му вла­ды­ка за­бо­лел ти­фом и ока­зал­ся в тю­рем­ной боль­ни­це. Но Гос­подь со­хра­нил свя­ти­те­ля для бу­ду­щих тру­дов. За­клю­че­ние дли­лось недол­го. Уже в на­ча­ле сен­тяб­ря 1923 г. объ­яв­ле­на бы­ла ам­ни­стия. Од­на­ко на свою ка­фед­ру ар­хи­епи­ско­пу Ни­ко­ди­му так и не при­шлось вер­нуть­ся. В Москве его вновь аре­сто­ва­ли и вы­сла­ли в Тур­ке­стан­ский край сро­ком на два го­да. По­сле вто­рой ссыл­ки в Турт­куль вла­ды­ка был ли­шен пра­ва про­жи­ва­ния в круп­ных го­ро­дах, а так­же в УССР, и вы­брал ме­стом сво­е­го из­гна­ния с. Те­зи­но Ки­не­шем­ско­го рай­о­на, где ко­гда-то на­чи­нал свой путь слу­же­ния Церк­ви.
10 июля 1932 г. ар­хи­епи­скоп Ни­ко­дим по­лу­чил на­зна­че­ние на Ко­стром­скую ка­фед­ру. Со вре­ме­нем вос­ста­но­ви­лись преж­ние цер­ков­ные свя­зи: вла­ды­ка ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­вал на­хо­дя­щих­ся в ссыл­ке иерар­хов и свя­щен­ни­ков. Под его свя­ти­тель­ский омо­фор ста­ли со­би­рать­ся воз­вра­щав­ши­е­ся из ссыл­ки и за­клю­че­ния близ­кие по ду­ху свя­щен­ни­ки и ми­ряне. На по­след­нем след­ствии это бу­дет фигу­ри­ро­вать как "ско­ла­чи­ва­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской груп­пы ре­ак­ци­он­ных цер­ков­ни­ков".
Ко­стром­ские вла­сти бы­ли раз­дра­же­ны цер­ков­ной ак­тив­но­стью ар­хи­ерея, ко­то­рый не да­вал за­кры­вать хра­мы, бо­рол­ся за каж­дую воз­мож­ность укре­пить при­хо­ды и внут­рен­нюю жизнь Церк­ви. В 1934 г. без­бож­ни­ки взо­рва­ли Ко­стром­ской Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор. Око­ло вось­ми ве­ков в этом хра­ме пре­бы­вал чу­до­твор­ный об­раз Фе­о­до­ров­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, пред ко­то­рым мо­ли­лись бла­го­вер­ные кня­зья Алек­сандр Нев­ский и Ди­мит­рий Дон­ской и мно­гие по­ко­ле­ния пра­во­слав­ных лю­дей. Все­рос­сий­ская свя­ты­ня ста­ра­ни­я­ми вла­ды­ки бы­ла спа­се­на.
В ночь на 4 де­каб­ря 1936 г., под празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы вла­ды­ку Ни­ко­ди­ма аре­сто­ва­ли по до­но­су его сек­ре­та­ря и от­пра­ви­ли в Яро­слав­скую тюрь­му, где он был при­го­во­рен к вы­сыл­ке в Крас­но­яр­ский край сро­ком на 5 лет. Вла­ды­ке шел се­ми­де­ся­тый год. Со­сто­я­ние его здо­ро­вья на­столь­ко ухуд­ши­лось, что он ед­ва ли мог быть от­прав­лен в ссыл­ку. 3 сен­тяб­ря без воз­буж­де­ния уго­лов­но­го де­ла ис­по­вед­ни­ку бы­ло предъ­яв­ле­но но­вое об­ви­не­ние. На­ча­лись но­вые ноч­ные до­про­сы и из­де­ва­тель­ства. Ар­хи­епи­ско­па Ни­ко­ди­ма оста­ви­ли по­след­ние си­лы. 21 ав­гу­ста, в день об­ре­те­ния чу­до­твор­ной Толг­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в яро­слав­ской тю­рем­ной боль­ни­це за­кон­чи­лась мно­го­стра­даль­ная жизнь му­че­ни­ка и ис­по­вед­ни­ка, про­нес­ше­го с доб­ле­стью нелег­кий крест ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния в наи­бо­лее страш­ные го­ды в ис­то­рии Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Ис­точ­ник: http://golos-obitely.prihod.ru/