Канон святому священномученику Харалампию Магнезийскому

Припев: Священному́чениче Харала́мпие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 23 февраля (10 февраля ст. ст.)

Глас 6.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

С ли́ки ше́ствуя ве́село в мы́сленных небе́сных се́лех и сия́я све́том невече́рним, изба́ви мя́ от страсте́й моли́твами твои́ми, му́дре, я́ко да пою́ тя́.

Светоно́сная твоя́ па́мять со́лнечная облиста́ет дарова́ния и просвеща́ет ве́рно в не́й чту́щия тя́, ра́дости пресве́тлыя вои́стинну, му́чениче тезоимени́те.

Крове́й твои́х ка́плями сла́ное неве́рия мо́ре потопи́л еси́, река́ благоче́стия бы́л еси́, Христо́ву напоя́ющи вои́стинну Це́рковь при́сно.

Богоро́дичен: Грехо́в бу́ря, и помышле́ний проти́вныя во́лны, и страсте́й наше́ствия на мне́ преидо́ша, но Твое́ю, Богоро́дице Де́во, держа́вною моли́твою спаси́ мя́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Не́сть отню́д изрещи́ чуде́с мно́жества, я́же соде́лал еси́, еще́ в жи́зни ходя́ и к Бо́гу преше́д, страстоте́рпче му́чениче досточу́дне.

Си́лою Боже́ственною укре́плься, некре́пкую на́глость беззако́нных низложи́л еси́, я́коже во́ин кре́пок, Харала́мпие страда́льче, я́ко ору́жник Боже́ственнаго ополче́ния.

Крове́й исте́кшия то́ки твоего́ телесе́ ве́сь нече́стия пла́мень и лю́тое запале́ние угаси́ша, сла́дости же пото́к тебе́ исхода́таиша.

Богоро́дичен: Святы́х Свята́го Бо́га родила́ еси́, Всесвята́я, свя́тости хра́м я́вльшися чи́ст и две́рь, е́юже еди́н Христо́с про́йде, спаса́я челове́чество.

Седа́лен, гла́с 3.

Сто́лп незы́блен Це́ркве, свети́льник неугаси́мый вселе́нныя, страстоте́рпче, яви́лся еси́, Харала́мпие, и, просия́в со́лнца светле́е, и́дольскую отгоня́еши тму́, му́чениче сла́вне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственная была́ еси́ ски́ния Сло́ва, еди́на Всечи́стая Де́во Ма́ти, чистото́ю а́нгелы превозше́дшая, па́че все́х мене́ пе́рсть бы́вша, оскверне́на плотски́ми прегреше́ньми, очи́сти моли́тв Твои́х боже́ственными вода́ми, подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, нетле́нная Де́во Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, Матероле́пно рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Красе́н бы́л еси́, пома́зався кро́вию честна́го муче́ния и добро́тами сего́ украси́вся, Харала́мпие, страда́льцев украше́ние и утвержде́ние.

Де́монская ка́пища твои́м сокруши́л еси́, страстоте́рпче, му́жеством, хра́м тебе́ сама́го Свята́го Ду́ха и терпе́ния нело́жнаго сто́лп показа́л еси́ и о́браз.

На высоту́ возне́сше ру́це, сла́вне, тмы́ предста́теле твоя́ ре́бра строга́ху ноготьми́, ве́чное и́стинно исхода́таивше тебе́ наслажде́ние.

Богоро́дичен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ — Христо́с Бо́г, из Тебе́ возсия́вый, премно́жеством, Чи́стая, бла́гости изба́ви ны́ пе́рваго преступле́ния.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Боже́ственную стра́сть на́с ра́ди стра́сти Претерпе́вшаго тве́рдо, му́чениче Христо́в, подража́в, терпи́ши во все́м те́ле, сла́вне, гвозде́й пригвожде́ния до́блественне.

Безслове́сие гони́телей, Сло́во, Собезнача́льное Отцу́, исправля́я, прему́дре, сло́во безслове́сным я́ве влага́ет, разреши́ти от ю́з тя́ повелева́юща.

Рожны́ пронзе́н, уязви́л еси́ се́рдце лю́таго земноро́дных бори́теля копие́м му́жества и терпе́ния твоего́, богому́дре страстоте́рпче досточу́дне.

Богоро́дичен: Боже́ственным сия́нием Твои́м, Блага́я, омраче́нную мою́ ду́шу сластьми́ просвети́, и ко спасе́ния стезя́м наста́ви, я́же еди́на, Спа́са Христа́ ро́ждшая.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Свети́льник бы́л еси́, страда́ний твои́х све́том просвеща́я концы́: испове́дуеши и́мя Христо́во пред мучи́тели, страстоте́рпче Христо́в пресла́вне.

Боже́ственныя распаля́емь огне́м любве́, росо́ю ве́ры злоче́ствующих угаси́л еси́ запале́ние, Христо́ва чудеса́ неве́рным показу́я, досточу́дне.

Жи́зни жела́я безсме́ртныя, плотска́я, Харала́мпие, умертви́л еси́ страстна́я движе́ния и моли́твою ме́ртвыя возста́вил еси́, воспева́ющия во все́х тя́ просла́вльшаго.

Богоро́дичен: Страсте́й мя́ коле́блющася сопроти́вными прило́ги, Ма́ти Бо́жия, утверди́, я́ко безстра́стия ро́ждши Исто́чник, к Тебе́ бо прибего́х, челове́ком вели́кому Прибе́жищу.

Конда́к, гла́с 8.

Подо́бствовав благода́тию свяще́нства, сла́вне, Це́рковь све́тло украси́л еси́ Боже́ственным страда́нием, е́же за Христа́ прия́л еси́ до́блественно, ра́дуяся, Харала́мпие, честны́й свети́льниче всеми́рный, осиява́яй концы́, я́ко непобеди́мый.

И́кос:

Па́стыря, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко А́гнца, на зе́млю благоволи́вшаго приити́, грехи́ взе́млющаго и неду́ги все́х поне́сшаго, равнообразова́в, му́чениче свя́те, ду́шу за о́вцы положи́л еси́, возвеща́я Его́ стра́сти. Те́м дне́сь вси́ пое́м тя́ пе́сньми, я́ко непобеди́ма.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́троцы в Вавило́не пе́щнаго пла́мене не убоя́шася, но посреде́ пла́мени вве́ржени, ороша́еми поя́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Приобща́яся му́кам и огне́м опаля́емь, страстоте́рпче Христо́в, я́ко зла́то чи́сто бы́в, и свяще́нно возложе́ние Христо́во бы́л еси́.

Моли́тв твои́х росо́ю пребеззако́ннующих пе́щь угасе́, му́дре, и изба́влен бы́л еси́, песнопоя́ Сотво́ршему: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Ополче́нием страда́ний дре́во яви́лся еси́ высокора́слено, соосеня́ющо ве́рныя от пла́меннаго греха́, зову́щия: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Ра́дость прие́мшая в Пречи́стем чре́ве Твое́м, Богоро́дице Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́ испо́лни, печа́ль отгоня́щи страсте́й, Присноде́во.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Тече́нии крове́й нака́паемь, ра́н добро́тою украша́емь, победи́тельным благоле́пно венце́м удо́брен, Бо́гу предста́л еси́, му́чениче.

Му́к о́блацы не покры́ша му́жества твоего́, му́чениче, и до́блестей, гони́телей не омрачи́ сопротивле́ние твоего́ пресве́тлаго, богому́дре, терпе́ния.

Свяще́нник же и му́ченик непобеди́мь, во́ин до́бль и сто́лп непоколеби́мь, утвержде́ние ве́рных, нече́стия противобо́рец, вои́стинну яви́лся еси́, богому́дре страстоте́рпче.

Богоро́дичен: Вся́ческая сотвори́вый Боже́ственным хоте́нием, восхоте́в, во чре́ве Твое́м всели́ся, Чи́стая, истле́вшия ны́ обнови́ти хотя́. Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Ни о́гнь, ни ме́чь, но ниже́ сме́рть, ни гоне́ние, ни ско́рбь, ни гла́д, ниже́ беда́, ни му́к вся́ких умышле́ние возмо́же от любве́ Бо́жия вои́стинну отлучи́ти тя́ сотво́ршаго, страда́льче досточу́дне.

Строга́ньми ногте́й умерщвле́ния совле́к ри́зы, оде́ждами от крове́й тебе́, страстоте́рпче, украси́л еси́, те́мже со дерзнове́нием, му́чениче непобеди́ме, все́х Влады́це и Бо́гу, ра́дуяся, предстои́ши.

Ра́дости полна́ и Боже́ственныя све́тлости пода́тельна, Харала́мпие, па́мять твоя́ ми́ру возсия́, страсте́й зи́му отгоня́щи, вся́ просвеща́ющи, ю́же пра́зднующе, обрета́ем прегреше́ний очище́ние моли́твами твои́ми.

Богоро́дичен: Страсте́й бу́ря смуща́ет мя́, и сласте́й погружа́ет треволне́ние, Всенепоро́чная, Ко́рмчия Христа́ ро́ждшая, ру́ку ми́ по́мощи простри́ и спаси́ мя́, еди́на спасе́ние ве́рно блажа́щих Тя́.

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Ꙗ҆́кѡ по сꙋ́хꙋ пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль, по бе́зднѣ стопа́ми, гони́телѧ фараѡ́на ви́дѧ потоплѧ́ема, бг҃ꙋ побѣ́днꙋю пѣ́снь, пои́мъ, вопїѧ́ше.

Съ ли̑ки ше́ствꙋѧ ве́селѡ въ мы́сленныхъ нбⷭ҇ныхъ се́лѣхъ, и҆ сїѧ́ѧ свѣ́томъ невече́рнимъ, и҆зба́ви мѧ̀ ѿ страсте́й моли́твами твои́ми, мꙋ́дре, ꙗ҆́кѡ да пою́ тѧ.

Свѣтоно́снаѧ твоѧ̀ па́мѧть со́лнечнаѧ ѡ҆блиста́етъ дарѡва́нїѧ, и҆ просвѣща́етъ вѣ́рнѡ въ не́й чтꙋ́щыѧ тѧ̀, ра́дости пресвѣ́тлыѧ вои́стиннꙋ, мꙋ́чениче тезоимени́те.

Крове́й твои́хъ ка́плѧми сла́ное невѣ́рїѧ мо́ре потопи́лъ є҆сѝ, рѣка̀ бл҃гоче́стїѧ бы́лъ є҆сѝ, хрⷭ҇то́вꙋ напоѧ́ющи вои́стиннꙋ цр҃ковь при́снѡ.

Бг҃оро́диченъ: Грѣхѡ́въ бꙋ́рѧ, и҆ помышле́нїй проти̑вныѧ во́лны, и҆ страсте́й нашє́ствїѧ на мнѣ̀ преидо́ша: но твое́ю, бцⷣе дв҃о, держа́вною моли́твою спаси́ мѧ.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Нѣ́сть ст҃ъ, ꙗ҆́коже ты̀, гдⷭ҇и бж҃е мо́й, вознесы́й ро́гъ вѣ́рныхъ твои́хъ, бл҃же, и҆ ᲂу҆тверди́вый на́съ на ка́мени и҆сповѣ́данїѧ твоегѡ̀.

Нѣ́сть ѿню́дъ и҆зрещѝ чꙋде́съ мно́жества, ꙗ҆̀же содѣ́лалъ є҆сѝ є҆щѐ въ жи́зни ходѧ̀, и҆ къ бг҃ꙋ преше́дъ, страстоте́рпче мꙋ́чениче досточꙋ́дне.

Си́лою бжⷭ҇твенною ᲂу҆крѣ́пльсѧ, некрѣ́пкꙋю на́глость беззако́нныхъ низложи́лъ є҆сѝ, ꙗ҆́коже во́инъ крѣ́покъ, харала́мпїе страда́льче, ꙗ҆́кѡ ѻ҆рꙋ́жникъ бжⷭ҇твеннагѡ ѡ҆полче́нїѧ.

Крове́й и҆сте́кшыѧ то́ки твоегѡ̀ тѣлесѐ ве́сь нече́стїѧ пла́мень и҆ лю́тое запале́нїе ᲂу҆гаси́ша, сла́дости же пото́къ тебѣ̀ и҆схода́таиша.

Бг҃оро́диченъ: Ст҃ы́хъ ст҃а́го бг҃а родила̀ є҆сѝ, всест҃а́ѧ, свѧ́тости хра́мъ ꙗ҆́вльшисѧ чи́стъ, и҆ две́рь, є҆́юже є҆ди́нъ хрⷭ҇то́съ про́йде, спаса́ѧ человѣ́чество.

Сѣда́ленъ, гла́съ г҃.

Сто́лпъ незы́бленъ цр҃кве, свѣти́льникъ неꙋгаси́мый вселе́нныѧ, стрⷭ҇тоте́рпче, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, харала́мпїе: и҆ просїѧ́въ со́лнца свѣтлѣ́е, і҆́дѡльскꙋю ѿгонѧ́еши тмꙋ̀, мꙋ́чениче сла́вне, хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ, дарова́ти на́мъ ве́лїю ми́лость.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ была̀ є҆сѝ ски́нїа сло́ва, є҆ди́на всечⷭ҇таѧ дв҃о мт҃и, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бжⷭ҇твенными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: Нескве́рнаѧ а҆́гница сло́ва, нетлѣ́ннаѧ дв҃о мт҃и, на крⷭ҇тѣ̀ зрѧ́щи повѣ́шена и҆зъ неѧ̀ безъ болѣ́зни прозѧ́бшаго, мт҃ролѣ́пнѡ рыда́ющи вопїѧ́ше: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ча́до моѐ, ка́кѡ стра́ждеши во́лею, хотѧ̀ и҆зба́вити ѿ страсте́й безче́стїѧ человѣ́ка;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Хрⷭ҇то́съ, моѧ̀ си́ла, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, честна́ѧ цр҃ковь бг҃олѣ́пнѡ пое́тъ, взыва́ющи, ѿ смы́сла чи́ста, ѡ҆ гдⷭ҇ѣ пра́зднꙋющи.

Красе́нъ бы́лъ є҆сѝ пома́завсѧ кро́вїю честна́гѡ мꙋче́нїѧ, и҆ добро́тами сегѡ̀ ᲂу҆краси́всѧ, харала́мпїе, страда́льцєвъ ᲂу҆краше́нїе и҆ ᲂу҆твержде́нїе.

Де́мѡнскаѧ ка̑пища твои́мъ сокрꙋши́лъ є҆сѝ, страстоте́рпче, мꙋ́жествомъ, хра́мъ тебѐ сама́го ст҃а́гѡ дх҃а, и҆ терпѣ́нїѧ нело́жнагѡ сто́лпъ показа́лъ є҆сѝ и҆ ѻ҆́бразъ.

На высотꙋ̀ возне́сше рꙋ́цѣ, сла́вне, тмы̀ предста́телє твоѧ̑ ре́бра строга́хꙋ ноготьмѝ, вѣ́чное и҆́стиннѡ и҆схода́таивше тебѣ̀ наслажде́нїе.

Бг҃оро́диченъ: Крѣ́пость моѧ̀, и҆ пѣ́нїе моѐ хрⷭ҇то́съ бг҃ъ, и҆зъ тебє̀ возсїѧ́вый, премно́жествомъ, чⷭ҇таѧ, бла́гости и҆зба́ви ны̀ пе́рвагѡ престꙋпле́нїѧ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Бж҃їимъ свѣ́томъ твои́мъ, бл҃же, ᲂу҆́тренюющихъ тѝ дꙋ́шы любо́вїю ѡ҆зарѝ, молю́сѧ, тѧ̀ вѣ́дѣти, сло́ве бж҃їй, и҆́стиннаго бг҃а, ѿ мра́ка грѣхо́внагѡ взыва́юща.

Бжⷭ҇твеннꙋю стра́сть, на́съ ра́ди стра́сти претерпѣ́вшагѡ, тве́рдѡ, мꙋ́чениче хрⷭ҇то́въ, подража́въ, терпи́ши во все́мъ тѣ́лѣ, сла́вне, гвозде́й пригвождє́нїѧ до́блественнѣ.

Безслове́сїе гони́телей, сло́во собезнача́льное ѻ҆ц҃ꙋ̀, и҆справлѧ́ѧ, премꙋ́дре, сло́во безсловє́снымъ ꙗ҆́вѣ влага́етъ, разрѣши́ти ѿ ю҆́зъ тѧ̀ повелѣва́юща.

Рѡжны̀ пронзе́нъ, ᲂу҆ѧзви́лъ є҆сѝ се́рдце лю́тагѡ земноро́дныхъ бори́телѧ, копїе́мъ мꙋ́жества и҆ терпѣ́нїѧ твоегѡ̀, бг҃омꙋ́дре страстоте́рпче досточꙋ́дне.

Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннымъ сїѧ́нїемъ твои́мъ, бл҃га́ѧ, ѡ҆мраче́ннꙋю мою̀ дꙋ́шꙋ сластьмѝ, просвѣтѝ, и҆ ко спасе́нїѧ стезѧ́мъ наста́ви, ꙗ҆́же є҆ди́на сп҃са хрⷭ҇та̀ ро́ждшаѧ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зрѧ̀ напа́стей бꙋ́рею, къ ти́хомꙋ приста́нищꙋ твоемꙋ̀ прите́къ, вопїю́ ти: возведѝ ѿ тлѝ живо́тъ мо́й, многоми́лостиве.

Свѣти́льникъ бы́лъ є҆сѝ, страда́нїй твои́хъ свѣ́томъ просвѣща́ѧ концы̀: и҆сповѣ́дꙋеши и҆́мѧ хрⷭ҇то́во предъ мꙋчи́тєли, страстоте́рпче хрⷭ҇то́въ пресла́вне.

Бжⷭ҇твенныѧ распалѧ́емь ѻ҆гне́мъ любвѐ, росо́ю вѣ́ры ѕлоче́ствꙋющихъ ᲂу҆гаси́лъ є҆сѝ запале́нїе, хрⷭ҇тѡ́ва чꙋдеса̀ невѣ̑рнымъ показꙋ́ѧ, досточꙋ́дне.

Жи́зни жела́ѧ безсме́ртныѧ, плотска̑ѧ, харала́мпїе, ᲂу҆мертви́лъ є҆сѝ страстна̑ѧ движє́нїѧ: и҆ моли́твою мє́ртвыѧ возста́вилъ є҆сѝ, воспѣва́ющыѧ во всѣ́хъ тѧ̀ просла́вльшаго.

Бг҃оро́диченъ: Страсте́й мѧ̀ коле́блющасѧ сопроти́вными прилѡ́ги, мт҃и бж҃їѧ, ᲂу҆твердѝ, ꙗ҆́кѡ безстра́стїѧ ро́ждши и҆сто́чникъ: къ тебѣ́ бо прибѣго́хъ, человѣ́кѡмъ вели́комꙋ прибѣ́жищꙋ.

Конда́къ, гла́съ и҃.

Подо́бствовавъ бл҃года́тїю сщ҃е́нства, сла́вне, цр҃ковь свѣ́тлѡ ᲂу҆краси́лъ є҆сѝ бжⷭ҇твеннымъ страда́нїемъ, є҆́же за хрⷭ҇та̀ прїѧ́лъ є҆сѝ до́блественнѡ ра́дꙋѧсѧ, харала́мпїе, честны́й свѣти́льниче всемі́рный, ѡ҆сїѧва́ѧй концы̀, ꙗ҆́кѡ непобѣди́мый.

І҆́косъ:

Па́стырѧ хрⷭ҇та̀ бг҃а на́шего, ꙗ҆́кѡ а҆́гнца на зе́млю бл҃говоли́вшаго прїитѝ, грѣхѝ взе́млющаго, и҆ недꙋ́ги всѣ́хъ поне́сшаго равноѡбразова́въ, мꙋ́чениче свѧ́те, дꙋ́шꙋ за ѻ҆́вцы положи́лъ є҆сѝ, возвѣща́ѧ є҆гѡ̀ стра̑сти: тѣ́мъ дне́сь всѝ пое́мъ тѧ̀ пѣ́сньми, ꙗ҆́кѡ непобѣди́ма.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Ѻ҆́троцы въ вавѷлѡ́нѣ пе́щнагѡ пла́мене не ᲂу҆боѧ́шасѧ, но посредѣ̀ пла́мени вве́ржени, ѡ҆роша́еми поѧ́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Приѡбща́ѧсѧ мꙋ́камъ, и҆ ѻ҆гне́мъ ѡ҆палѧ́емь, страстоте́рпче хрⷭ҇то́въ, ꙗ҆́кѡ зла́то чи́сто бы́въ, и҆ свѧще́нно возложе́нїе хрⷭ҇то́во бы́лъ є҆сѝ.

Моли́твъ твои́хъ росо́ю пребеззако́ннꙋющихъ пе́щь ᲂу҆гасѐ, мꙋ́дре, и҆ и҆зба́вленъ бы́лъ є҆сѝ, пѣснопоѧ̀ сотво́ршемꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Ѡ҆полче́нїемъ страда́нїй дре́во ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ высокора́слено, соѡсѣнѧ́ющо вѣ̑рныѧ ѿ пла́меннагѡ грѣха̀, зовꙋ́щыѧ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ, гдⷭ҇и бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дость прїе́мшаѧ въ пречⷭ҇тѣмъ чре́вѣ твое́мъ, бцⷣе чⷭ҇таѧ, весе́лїѧ се́рдце моѐ и҆спо́лни, печа́ль ѿгонѧ́щи страсте́й, приснодв҃о.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: И҆зъ пла́мене преподѡ́бнымъ ро́сꙋ и҆сточи́лъ є҆сѝ, и҆ пра́веднагѡ же́ртвꙋ водо́ю попали́лъ є҆сѝ: всѧ̑ бо твори́ши, хрⷭ҇тѐ, то́кмѡ є҆́же хотѣ́ти. тѧ̀ превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Течє́нїи крове́й нака́паемь, ра́нъ добро́тою ᲂу҆краша́емь, побѣди́тельнымъ бл҃голѣ́пнѡ вѣнце́мъ ᲂу҆до́бренъ бг҃ꙋ предста́лъ є҆сѝ, мꙋ́чениче.

Мꙋ́къ ѻ҆́блацы не покры́ша мꙋ́жества твоегѡ̀, мꙋ́чениче, и҆ до́блестей, гони́телей не ѡ҆мрачѝ сопротивле́нїе твоегѡ̀ пресвѣ́тлагѡ, бг҃омꙋ́дре, терпѣ́нїѧ.

Свѧще́нникъ же и҆ мꙋ́ченикъ непобѣди́мь, во́инъ до́бль, и҆ сто́лпъ непоколеби́мь, ᲂу҆твержде́нїе вѣ́рныхъ, нече́стїѧ противобо́рецъ, вои́стиннꙋ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре страстоте́рпче.

Бг҃оро́диченъ: Всѧ́чєскаѧ сотвори́вый бжⷭ҇твеннымъ хотѣ́нїемъ, восхотѣ́въ во чре́вѣ твое́мъ всели́сѧ, чⷭ҇таѧ, и҆стлѣ́вшыѧ ны̀ ѡ҆бнови́ти хотѧ̀: є҆го́же превозно́симъ во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Бг҃а человѣ́кѡмъ невозмо́жно ви́дѣти, на него́же не смѣ́ютъ чи́ни а҆́гг҃льстїи взира́ти: тобо́ю бо, всечⷭ҇таѧ, ꙗ҆ви́сѧ человѣ́кѡмъ сло́во воплоще́нно, є҆го́же велича́юще, съ нбⷭ҇ными вѡ́и, тѧ̀ ᲂу҆блажа́емъ.

Ни ѻ҆́гнь, ни ме́чь, но нижѐ сме́рть, ни гоне́нїе, ни ско́рбь, ни гла́дъ, нижѐ бѣда̀, ни мꙋ́къ всѧ́кихъ ᲂу҆мышле́нїе возмо́же ѿ любвѐ бж҃їѧ вои́стиннꙋ ѿлꙋчи́ти тѧ̀ сотво́ршагѡ, страда́льче досточꙋ́дне.

Строга́ньми ногте́й ᲂу҆мерщвле́нїѧ совле́къ ри̑зы, ѻ҆де́ждами ѿ крове́й тебѐ, страстоте́рпче, ᲂу҆краси́лъ є҆сѝ: тѣ́мже со дерзнове́нїемъ, мꙋ́чениче непобѣди́ме, всѣ́хъ влⷣцѣ и҆ бг҃ꙋ ра́дꙋѧсѧ предстои́ши.

Ра́дости полна̀ и҆ бж҃е́ственныѧ свѣ́тлости пода́тельна, харала́мпїе, па́мѧть твоѧ̀ мі́рꙋ возсїѧ̀, страсте́й зи́мꙋ ѿгонѧ́щи, всѧ̑ просвѣща́ющи, ю҆́же пра́зднꙋюще ѡ҆брѣта́емъ прегрѣше́нїй ѡ҆чище́нїе моли́твами твои́ми.

Бг҃оро́диченъ: Страсте́й бꙋ́рѧ смꙋща́етъ мѧ̀, и҆ сласте́й погрꙋжа́етъ треволне́нїе, всенепоро́чнаѧ, ко́рмчїѧ хрⷭ҇та̀ ро́ждшаѧ, рꙋ́кꙋ мѝ по́мощи прострѝ, и҆ спаси́ мѧ, є҆ди́на спасе́нїе вѣ́рнѡ блажа́щихъ тѧ̀.

Жития священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, мучеников Порфирия и Ваптоса

Свя­щен­но­му­че­ник Ха­ра­лам­пий, епи­скоп Маг­не­зий­ский, му­че­ни­ки Пор­фи­рий и Вап­тос и три же­ны му­че­ни­цы по­стра­да­ли в 202 го­ду.

Свя­той Ха­ра­лам­пий, епи­скоп фес­са­лий­ско­го го­ро­да Маг­не­зии (се­ве­ро-во­сточ­ная об­ласть Гре­ции), успеш­но рас­про­стра­нял ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. Весть о его про­по­ве­ди до­шла до пра­ви­те­ля об­ла­сти Лу­ки­а­на и во­е­на­чаль­ни­ка Лу­кия, по рас­по­ря­же­нию ко­то­ро­го свя­той был схва­чен и при­ве­ден на суд, где твер­до ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Несмот­ря на пре­клон­ный воз­раст епи­ско­па (ему бы­ло уже 113 лет), его под­верг­ли чу­до­вищ­ным ис­тя­за­ни­ям: тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­чья­ми, по­ка не со­дра­ли всю ко­жу с го­ло­вы до ног. Свя­той при этом об­ра­щал­ся к му­чи­те­лям: "Бла­го­да­рю вас, бра­тия, вы об­но­ви­ли дух мой!"

Ви­дя тер­пе­ние стар­ца и пол­ное его незло­бие, два во­и­на – Пор­фи­рий и Вап­тос от­кры­то ис­по­ве­да­ли Хри­ста, за что тот­час же бы­ли усе­че­ны ме­чом. При­сут­ство­вав­шие при стра­да­ни­ях епи­ско­па Ха­ра­лам­пия три жен­щи­ны так­же ста­ли про­слав­лять Хри­ста и немед­лен­но бы­ли за­му­че­ны.

Раз­гне­ван­ный Лу­кий сам схва­тил ору­дия пы­ток и стал тер­зать свя­щен­но­му­че­ни­ка, но вне­зап­но у него, как от­се­чен­ные ме­чом, от­ня­лись ру­ки. При­шед­ший к ме­сту каз­ни пра­ви­тель плю­нул в ли­цо свя­то­го, и тот­час го­ло­ва его ока­за­лась по­вер­ну­той на­зад. То­гда Лу­кий стал умо­лять свя­то­го о по­ща­де, и по его мо­лит­ве оба му­чи­те­ля тут же по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. При этом мно­же­ство сви­де­те­лей уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Сре­ди них был и Лу­кий, ко­то­рый при­пал к но­гам свя­то­го стар­ца, про­ся про­ще­ния.

Лу­ки­ан до­нес о слу­чив­шем­ся им­пе­ра­то­ру Сеп­ти­мию Се­ве­ру (193–211), на­хо­див­ше­му­ся в это вре­мя в Ан­тио­хии Пи­си­дий­ской (за­пад­ная часть Ма­лой Азии), и тот рас­по­ря­дил­ся при­ве­сти свя­то­го Ха­ра­лам­пия к се­бе, что бы­ло ис­пол­не­но с неви­дан­ной же­сто­ко­стью: свя­щен­но­му­че­ни­ка вла­чи­ли, при­вя­зав ве­рев­ку к бо­ро­де.

Им­пе­ра­тор при­ка­зал му­чить епи­ско­па еще силь­нее, и его ста­ли па­лить ог­нем. Но Си­ла Бо­жия по­мо­га­ла свя­то­му, и он остал­ся невре­дим. Кро­ме то­го, по его мо­лит­ве ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са: вос­крес умер­ший юно­ша, ис­це­лил­ся бес­но­ва­тый, му­чи­мый бе­сом 35 лет, так что на­род во мно­же­стве стал ис­по­ве­до­вать Хри­ста Спа­си­те­ля. Во Хри­ста уве­ро­ва­ла да­же дочь им­пе­ра­то­ра Га­ли­на, два­жды со­кру­шив­шая идо­лов в язы­че­ском хра­ме. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра свя­ти­те­ля би­ли кам­ня­ми по устам, хо­те­ли под­жечь бо­ро­ду, из ко­то­рой вы­шло пла­мя, опа­лив­шее му­чи­те­лей. Пол­ные зло­бы, Сеп­ти­мий Се­вер и его вель­мо­жа Кри­сп воз­двиг­ли ху­лу на Гос­по­да, глум­ли­во при­зы­вая Его сой­ти на зем­лю, по­хва­ля­ясь сво­ей си­лой и вла­стью. Во гне­ве Гос­подь по­ко­ле­бал зем­лю, ве­ли­кий страх на­пал на всех, оба же нече­стив­ца по­вис­ли в воз­ду­хе, свя­зан­ные неви­ди­мы­ми уза­ми, и лишь по мо­лит­ве свя­ти­те­ля бы­ли воз­вра­ще­ны вниз. Устра­шен­ный им­пе­ра­тор по­ко­ле­бал­ся бы­ло в сво­ем нече­стии, но вско­ре опять впал в за­блуж­де­ние и при­ка­зал му­чить свя­то­го, на­ко­нец, осу­дил его на усе­че­ние ме­чом. Во вре­мя сво­ей по­след­ней мо­лит­вы свя­той удо­сто­ил­ся ви­деть Са­мо­го Спа­си­те­ля и про­сил Его да­ро­вать то­му ме­сту, где бу­дут по­чи­вать его мо­щи, мир, пло­до­ро­дие, а лю­дям – про­ще­ние гре­хов и спа­се­ние. Гос­подь обе­щал ис­пол­нить про­ше­ние и вос­шел на небе­са, уно­ся с Со­бой ду­шу свя­щен­но­му­че­ни­ка Ха­ра­лам­пия, ко­то­рый при­нял, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, мир­ную кон­чи­ну до каз­ни. Дочь им­пе­ра­то­ра – бла­жен­ная Га­ли­на по­греб­ла те­ло му­че­ни­ка с ве­ли­кой че­стью.

Честная глава священномученика Харалампия находится в монастыре святого Стефана в Метеорах в Греции. Самая большая часть мощей пребывает в женском монастыре Портаитисса Корнофолья в местности Суфли в греческой области Фракия (подворье Иверского монастыря на Афоне).

Иное жизнеописание священномученика Харалампия, епископа Магнезийского

Этот великий Святой второго века был епископом провинции Магнезия и принял мученическую кончину за Христа в возрасте 113 лет. Во времена правления императора Септима Севера (193-211 гг. от Р.Х.) прокатилась волна сильных гонений на Церковь. Святой Харалампий не стал спасаться бегством, но продолжал открыто проповедовать Евангелие, призывая христиан крепко стоять за Христа перед лицом мучений и смерти. Его схватили и привели к правителю Луциану и начальнику его войск Луцию. После того, как Святой отказался принести жертву идолам, Луциан приказал подвесить его над полом и строгать его тело железными крюками. Присутствовавшие при этих пытках свидетели рассказывали, что он переносил страдания так, словно был вне тела. Когда мучители сдирали с него широкие полосы кожи, Святой Харалампий сказал, обращаясь к своим преследователям: “Благодарю вас, братья мои, за то, что соскребаете с меня тело ветхое и возрождаете душу мою для вечной жизни”. Палачи, имена которых были Порфирий и Баптус, в конце концов устали до изнеможения и стали жаловаться: “Его тело, даже обструганное железными когтями, сильнее железа, и сам он остается невредим”. Перед лицом явного чуда они открыто исповедали Христа и были обезглавлены по приказу Луциана.

Военачальник Луций пришел в такую ярость от их обращения и от бодрого и даже радостного вида мученика, что сам схватил скребок, чтобы продолжить страшную пытку. Но как только он прикоснулся к телу Святого, его руки отделились от локтей, будто отсеченные мечом, и повисли, словно привязанные к телу святого Харалампия. Луций упал на землю с воплем: “Этот человек — колдун!”, и стал умолять правителя о помощи. Взбешенный правитель, подскочив к Святому, плюнул ему в лицо; в то же мгновение голова правителя повернулась на шее в противоположную сторону.

Свидетели начали в ужасе просить Харалампия снять с этих двоих свое проклятие, но Харалампий ответил, что это не его проклятие, а наказание от Христа. Многие из присутствующих, видя такое проявление Божественной справедливости, обратились в христианскую веру.

Тем временем Луциан и Луций тоже стали просить пощады, обещая, что если Харалампий умолит о них Бога, они тоже уверуют. Харалампий помолился об исцелении своих преследователей и себя самого, и Господь тотчас же даровал Святому просимое. Луций упал к ногам Святого, желая немедленно креститься, а правитель приостановил казнь до того момента, когда сможет сообщить о происшедшем императору.

Император, узнав о том, что не только Луциан и Луций, но почти вся та провинция перешла на сторону престарелого Епископа, послал три сотни солдат с приказом схватить Харалампия и привести на суд в Антиохию. Солдаты жестоко мучили Святого, вгоняя в тело острые шип, скручивая бороду в веревку, и тащили его таким образом по дороге.

Когда святой Харалампий предстал пред императором, Септим Север велел вбить ему в грудь три острых гвоздя, потом принести дрова и сжечь его заживо. Несколько часов пролежал мученик в огне, а те, кто стояли рядом, засыпали его лицо горячими углями. Но вот огонь, прогорев, погас, а Харалампий так и остался невредим. Ошеломленный император начал расспрашивать Святого, желая узнать его возраст, из какой он семьи, и почему не признает римских богов. Мученик ответил, что верит во Христа как в единого истинного Бога. Севера озадачил этот ответ, и он захотел лично убедиться в том, что Харалампий может творить чудеса. Он приказал привести человека, уже тридцать пять лет страдавшего одержимостью после того, как убил соседа, рассчитывая завладеть его имуществом. Когда бесноватого положили у ног святого Харалампия, бес вдруг закричал, как от боли, и начал рассказывать долгую историю одержимости этого человека. По слову Харалампия бес вышел, и человек получил свободу.

Спустя три дня умер один юноша из числа придворных императора, и Север приказал принести его тело. Он спросил Харалампия, может ли он воскресить умершего, на что тот ответил: “Человекам это невозможно, но исполнимо силой Христовой”. Он начал молиться, и юноша воскрес.

Сначала император, казалось, убедился в невиновности Харалампия, но потом один из придворных, имя которого было Крисп, опять воссстановил его против Святого, называя Харалампия колдуном. Император приказал солдатам опалять лицо мученика горящими факелами, но когда они начали выполнять приказ, из факелов вырвалось огромное пламя и охватило семьдесят человек, стоявших рядом. Пока Крисп ожесточенно спорил о природе Христа с христианином по имени Аристарх, также оказавшимся свидетелем этого происшествия, император в ярости богохульствовал, с безумной ненавистью бросая вызов Господу: “Смотри, я готовлюсь к войне, я направлю против Тебя свою великую армию. Спускайся, или я стащу небеса на землю, погашу солнце и схвачу Тебя вот этими руками!”

В то же мгновение земля задрожала, небо раскололось от ударов грома и блеска молнии. Все присутствующие онемели от страха. Император и Крисп оказались повисшими в воздухе, будто поддерживаемые невидимой силой. Император стал кричать, обращаясь к святому Мученику, умоляя спасти его и обещая, что в случае своего спасения будет во всеуслышание славить истинного Бога.

Тогда заговорила дочь императора Галина (она была тайной христианкой), прося отца уверовать во Христа ради избавления от невидимых уз. Она упала на колени перед Епископом-Мучеником с просьбой помолиться Христу об освобождении отца. Харалампий помолился, и император с Криспом получили свободу. Септим и его придворные, потрясенные этим наказанием свыше, удалились во дворец, после чего в течение трех дней не решались показаться людям.

К несчастью, даже такой урок не пошел императору на пользу. Вскоре он снова поверил в то, что Харалампий колдун. Его дочь, христианка Галина, прямая и бесстрашная девушка, пришла в императорский храм и повергла на землю каменные идолы. Статуи рассыпались в прах. Жрецы сообщили об этом императору, и Север велел им срочно собрать пятьдесят скульпторов, способных в ту же ночь сделать идолы заново. К утру идолы уже стояли на своих местах, а император объявил, что они возродились сами, своей собственной силой. Когда об этом объявили Галине, она ответила: “Я так же легко разрушу новые идолы, как разбила старые”, и, повернувшись к статуе Зевса, сказала: “О Зевс, воскресший из мертвых, повелеваю тебе вернуться в царство мертвых” и снова начала громить каменные изваяния.

Император в ярости приказал ей принести жертву богам, но она ответила: “Я уже принесла вашим богам жертву. Если хотите, я то же сделаю и с остальными вашими божествами”. Испуганный дерзновением собственной дочери, император передал Святого в руки некоей скандально известной вдовы с тем, чтобы он навлек на себя насмешки и бесчестие, но эта грешная женщина, увидев Священномученика и его чудеса, также исповедала свою веру во Христа.

Наконец, Крисп посоветовал императору отрубить Харалампию голову. Император, опасаясь, что скоро все жители его провинции обратятся в Христианство и восстанут против него, согласился и вынес Святому смертный приговор.

На пути к месту казни святой Мученик благодарил Бога за то, что Господь считает его достойным умереть за Него, и умолял помянуть его в Небесном Царствии. В это мгновение небеса отверзлись, и Сам Господь в окружении сонма ангелов явился со словами: “Вот, Харалампий, ты много пострадал за Меня. Проси, что хочешь, и Я исполню твою молитву”. Мученик ответил: “Господи, пусть в том месте, где будут почивать мои мощи, никогда не будет голода, чумы, сильных ветров, губящих урожай, но только мир, процветание и изобилие вина и зерна... Господи, Ты знаешь, что люди — это всего лишь плоть и кровь, прости им грехи их и даруй изобилие плодов Твоих земных, чтобы они, в радости, славили Тебя, Подателя всех благ. И пусть роса, сходящая с неба, служит им во исцеление. Господи, Боже мой, излей на них потоки благости Твоея!”

Окончив молитву, Святой преклонил колена и предал дух Господу в ту минуту, когда палач только собирался отсечь ему голову мечом. Это произошло 10 февраля 202 года. После его кончины Галина взяла его тело и похоронила в украшенном золотом гробе. Император боялся неустрашимой веры дочери и опасался возможных последствий преследования этой веры, поэтому он позволил ей беспрепятственно исповедовать Христа.

Чудеса священномученика Харалампия

Священномученик Харалампий и в наши дни отвечает на молитвы тех, кто просит у него ходатайства пред Господом. Приводим рассказ о некоторых его чудесах, услышанный нами из уст насельниц обители священномученика Стефана.

Эпидемия на Горе Афон

Святой Харалампий имеет особый дар исцеления инфекционных болезней. По его предстательству прекращается эпидемии тифа, холеры и чумы. В 1908 году во время смертоносной эпидемии на Святой Горе из монастыря святого Стефана на Афон была доставлена глава святого Харалампия. После того, как было отслужено всенощное бдение, эпидемия прекратилась, и с тех пор на Святой Горе каждый год служат всенощную в честь святого Харалампия, Святого, наиболее почитаемого (после Пресвятой Богородицы) афонскими насельниками.

Наказание Божие

В 1897 году, во время греко-турецкой войны, турки вторглись в Метеору и попытались унести мощи святого Харалампия, но как ни старались, не могли открыть раку, которая обычно не запиралась. Вскоре началась сильная эпидемия тифа, и даже командующий турецкими войсками счел ее Божиим наказанием за неблагоговейные действия турок.

Ребенок Марии

В 1950 году четырехлетнюю дочь Марии, Наири, парализовало. Врачи ничем не могли ей помочь и отправили ее домой умирать. Мария провела много ночей в молитве и вот однажды она увидела во сне святого Харалампия. Она попросила в храме его икону и в течение сорока дней держала ее у себя дома. Все сорок дней перед иконой горела лампада. В канун праздника святых Апостолов девочке явился святой Харалампий и исцелил ее. Комната, в которой она лежала, наполнилась чудесным благоуханием, а от иконы начало истекать благовонное миро.

Год молчания

На западном побережье Греции есть храм в честь святого Харалампия, построенный в благодарность за спасение населения города от эпидемии тифа. Однажды день памяти святого Харалампия пришелся на неделю перед началом Великого Поста. В Греции, как и в других странах, в эту неделю проводится праздничный карнавал. Накануне дня святого Харалампия мимо этого храма проходила некая супружеская чета и, услышав пение, жена изъявила желание зайти в храм и постоять на службе. Однако муж начал хулить святого Харалампия, а потом сказал, что лучше пойдет на карнавал. В то же мгновение он был внезапно поражен немотой. Жена привела его в храм, где он, встав на колени, покаялся в своем богохульстве. Ровно через год, в праздник святого Харалампия, он снова обрел дар речи.

Сбережения, накопленные за всю жизнь

В 1966 году человек по фамилии Николау возвращался в родную деревню, где собирался жить на пенсии. С собой у него были сбережения, накопленные за всю жизнь. Добравшись до своей деревни, он с ужасом обнаружил, что потерял все деньги. На следующее утро отправился обратно в Пиреи в надежде каким-то образом отыскать пропавшие деньги. В деревне Палигиргос он зашел в маленькую часовенку в честь священномученика Харалампия, чтобы попросить Святого о помощи. В это время он услышал голос, говоривший, что искать надо под сиденьем машины, в которой он накануне проехал часть пути домой. Господин Николау разыскал эту машину. Оказалось, что деньги действительно упали под сиденье.

Терпение ради Христа

Один человек, страдавший неизлечимым недугом, который вызывал сильнейшую боль, часто и горячо молился святому Харалампию об исцелении. Наконец, однажы ночью Святой явился ему и сказал, что его страдания намного слабее тех, что перенес Христос, и что ему лучше терпеливо переносить болезнь, чем получить исцеление, так как болезнь послана ему для того, чтобы облегчить ему путь ко спасению.

Филиатра

Во время II Мировой войны немцы оккупировали Пелопоннесскую деревню Филиатра. Они подозревали, что население этой деревни прячет борцов греческого сопротивления. Герр Кюнстер, командующий войсками, захватившими Филиатру, получил приказ уничтожить местных лидеров, отправить в немецкие лагеря полторы тысячи человек — все мужское население деревни — и сжечь саму деревню дотла. До жителей Филиатры дошел слух о нависшей над ними беде. Они отслужили всенощное бдение с молитвой святому Харалампию. Той же ночью Святой явился во сне герру Кюнстеру и сказал, что ему не следует выполнять этот приказ и что за невыполнение приказа его не накажут, и если он не станет жечь Филиатру, он сам и его солдаты вернутся в Германию живыми и семья его не пострадает во время войны. Этот сон повторялся четыре ночи подряд.

Наутро после того, как этот сон приснился ему в четвертый раз, Кюнстер позвонил немецкому генералу, командовавшему войсками на всем полуострове Пелопоннес. Кюнстер рассказал ему о своих снах, и, к его крайнему изумлению, генерал сказал, что тоже получил во сне подобное предупреждение и что Кюнстер может не выполнять приказ. Чувствуя, что во сне его посетил святой человек, Кюнстер обошел все окрестные храмы, пристально разглядывая иконы. Наконец, увидев икону святого Харалампия, сказал: “Да, вот этого человека я и видел во сне!”

Деревня осталась цела, а Кюнстер вернулся в Германию к семье, все члены которой были живы и здоровы. Всю оставшуюся жизнь он ежегодно приезжал в Филиатру, и местные жители, знавшие о том, что спаслись благодаря его послушанию святому Харалампию, принимали его тепло и приветливо. Перед смертью этот бывший немецкий командующий обратился в Православие.

У сестер, живущих в монастыре, есть и свои истории о чудесах святого Харалампия.

Сестра послушницы

В 1978 году в обитель святого Стефана пришла одна молодая женщина с намерением принять монашество. Она носила одежду послушницы, но в первые месяцы тяжко страдала, так как сердце ее разрывалось от разлуки с семьей. Однажды ее навестила старшая сестра. Она попыталась уговорить послушницу оставить монастырь, что только усугубило ее страдания, поскольку сестра яркими красками живописала ей картину жизни семьи после ее ухода: как ночь за ночью родители проводят без сна, сердечно тоскуя из-за расставания с младшей дочерью. В тот вечер старшая сестра осталась ночевать в обители, и ближе к рассвету ей приснился святой Харалампий. Он говорил с ней строго, сурово обличая ее за то, что пыталась уговорить сестру покинуть монастырь. Святой сообщил, что отказ от монашеского пути скажется на жизни девушки самым пагубным образом. Ругая старшую сестру, Святой сильно ударил ее по щеке, и, проснувшись, она ощущала на лице покалывание от прикосновения его руки. Нет нужды говорить, что она послушалась святого Харалампия. Одна из монахинь, лично знакомая с ней, рассказывает, что у нее до сих пор ощущается покалывание в щеке от того удара.

Близнецы

В январе 1995 году в обитель приехала женщина из городка Трикала и рассказала сестрам, что она девятнадцать лет прожила с мужем в бездетном браке, и врачи считали, что она никогда не сможет забеременеть. В начале 1994 года она стала молиться святому Харалампию, и однажды он явился ей во сне со словами: “У тебя будут дети,” — не “дитя”, а “дети”. Два месяца спустя она забеременела, а в конце года у нее родились два мальчика-близнеца. Теперь она часто приезжает в обитель со своими сыновьями.

“Монастырский священник”

В начале 1990-х годов молодой человек из соседней деревни пришел в обитель святого Стефана с намерением совершить самоубийство, прыгнув вниз с моста, соединяющего вершину скалы с дорогой. Он стоял на мосту, готовясь броситься в пропасть, и в этот момент к нему подошел старенький священник. Он представился духовником обители, и, хотя до того они никогда не встречались, начал говорить с юношей о его жизни, о выпавших на его долю испытаниях, призывая не отчаиваться и уверяя, что Господь поможет ему. Молодой человек ощутил в душе покой и радость. Он вернулся домой и начал регулярно ходить на литургию. Прошло несколько недель. Он снова отправился в монастырь, чтобы поговорить с тем священником. Сестра, которую он встретил у входа, сказала, что в обители нет постоянно проживающего духовника; есть только священники, которые специально приходят служить литургию. Оказалось, что в тот день, когда юноша стоял на мосту, ни один священник в обитель не приходил. Она расспросила юношу о том, как выглядел тот батюшка, и он подробно описал его. По этому описанию сестры сразу узнали в стареньком священнике самого святого Харалампия.

Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции

См. так­же: