Канон святому преподобному Лонгину Коряжемскому
Припев: Преподо́бне о́тче Ло́нгине, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 23 февраля (10 февраля ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́ души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не,во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.
Сло́ве Бо́жий, Еди́н Сы́й Святы́я Тро́ицы, пре́жде ве́к от Отца́ рожде́нный, напосле́док же от Де́вы воплоти́выйся, души́ трича́стное во глубине́ безстра́стия потопи́, молю́ся, да преподо́бному, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ воспою́ пе́ние.
Врага́ победи́в посто́м и моли́твою и кре́ст на ра́мо взе́м, Еди́ному в Тро́ице Бо́гу послужи́л еси́, твои́ми к Нему́ моли́твами помози́ мне́ воспе́ти по достоя́нию по́двиги и чудеса́ твоя́, Ло́нгине преподо́бне.
Оста́вил еси́ мирски́й мяте́ж и всели́лся еси́ в пусты́ню, име́я непобеди́мое ору́жие, Кре́ст Христо́в, и́мже мы́сленныя враги́ победи́л еси́.
Богоро́дичен: Пло́тию Безпло́тнаго ро́ждшая, Богороди́тельнице Пресвята́я, от теле́сных и душе́вных скве́рн на́с омы́й окропле́нием Ма́терния Твое́я моли́твы.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею Ипоста́сною му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.
Ни му́дростию, ни си́лою, ни бога́тством хваля́ся, но О́тчую Ипоста́сную си́лу прославля́я, преподо́бне, жили́ще Ду́ху Свято́му себе́ соде́лал еси́, Ло́нгине.
Небре́гл еси́ о земне́м жили́щи и стяжа́л еси́ себе́ сокро́вище в Небе́сных селе́ниих. Моли́твами твои́ми сохрани́ оби́тель твою́ от вра́г необори́му.
Жите́йская бла́га отри́нув, сла́вен до́м Божеству́ себе́ созда́л еси́ и, о́браз Бо́жий неврежде́н в себе́ соблюда́я, никогда́же прогне́вался еси́, но бла́г и кро́ток бы́л еси́, Ло́нгине преподо́бне.
Богоро́дичен: Из ложе́сн Твои́х, Богома́ти Пречи́стая, возсия́ пресла́вно вели́кое Со́лнце, Христо́с. И́мже, земни́и вси́, просвети́хомся и Небеса́ насле́довахом.
Седа́лен, гла́с 4:
Жи́знь твою́ в пусты́ни, преподо́бне, воздержа́нию и моли́тве пре́дал еси́, стра́сти же теле́сныя, я́ко пле́нника, связа́в, ду́хови покори́л еси́; сего́ ра́ди, о́тче Ло́нгине, Христо́с чудесы́ пресла́вно тя́ венча́ет, Еди́н прославля́яй святы́я Своя́.
Богоро́дичен: Умертви́ся вся́ кре́пость моя́ от мно́жества безме́рных мои́х зо́л, и, мно́гими скорбьми́ содержи́м, уже́ во отча́яние впадо́х, но помози́ ми́, Влады́чице, Ло́нгина блаже́ннаго предста́тельством, я́ко ро́ждшая пла́чущим ра́дость и утеше́ние.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза, на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы: Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.
Любо́вию ко Го́споду разже́гся, оста́вил еси́ до́м и вся́ стяжа́ния твоя́ и в пусты́ню всели́лся еси́, спу́тника себе́ име́я победоно́сное ору́жие, Кре́ст Христо́в, непобеди́мую побе́ду.
Всели́лся еси́ в пусты́ню, в не́йже приве́л еси́ мно́гих ду́ши ко спасе́нию, те́мже с ли́ки святы́х пое́м па́мять твою́, преподо́бне.
Ева́нгельский гла́с услы́шав, небре́гл еси́ о земны́х, и в непроходи́мем ме́сте оби́тель созда́л еси́, и, в не́й мно́жество и́нок собра́в, Бо́гови воспева́л еси́: Ты́ еси́, Человеколю́бие, кре́пость моя́ и пе́ние.
Богоро́дичен: Ублажа́ют Тя́, Пречи́стая Богоро́дице, вся́к во́зраст и вся́ка душа́ ве́рных: Бо́жие бо Сло́во па́че ума́ и сло́ва родила́ еси́, Пренепоро́чная.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Из но́щи у́тренююще, просвети́ на́с, Животво́рче Кресте́ Христо́в, со стра́хом покланя́ющияся тебе́, и де́нь спаси́тельный при́сно возсия́й на́м.
От но́щи греха́ ко све́ту покая́ния возве́л еси́ ученики́ твоя́ и просвеще́ние святе́й оби́тели твое́й дарова́л еси́ святы́й Кре́ст, его́же из да́льных стра́н с вели́ким трудо́м прине́сл еси́, преподо́бне.
Име́л еси́ наста́вника принесе́нный тобо́ю победоно́сный Кре́ст, его́же си́лою оби́тель созда́л еси́ и по преставле́нии твое́м ста́до твое́ в ве́ре и единомы́слии сохраня́вши.
Поне́сл еси́ на ра́ме твое́м, по словеси́ Госпо́дню, кре́ст неви́димый, ви́димый же о́браз креста́ прине́сл еси́ во оби́тель твою́, и́же и доны́не на гро́бе твое́м зри́тся.
Богоро́дичен: Воспо́йте Бо́гови, вся́ земля́, и по́йте вси́ Ро́ждшемуся неизрече́нно от Де́вы Неискусобра́чныя и Сию́ ве́рным показа́вшему тве́рду наде́жду и похвалу́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Бу́ря мя́ помышле́ний пости́гши, во глубину́ низвлачи́т мя́ безме́рных грехо́в: но Ты́, Упра́вителю Благи́й, предвари́в, упра́ви, я́ко проро́ка, и спаси́ мя́.
Бу́рю помышле́ний су́етных отри́нул еси́ от себе́ и еди́ну мы́сль ко Влады́це име́л еси́, я́ко да си́лою Креста́ управля́емь, дости́гнеши Небе́сных оби́телей.
Глубину́ безме́рных согреше́ний чи́стым житие́м преше́л еси́, ше́ствуя по Христо́вым стопа́м, и от потопле́ния изба́влен бы́л еси́, преподо́бне.
Любве́ ра́ди ко Христу́ по жите́йскому мо́рю немо́крыми нога́ми ходи́л еси́, Упра́вителя име́я Блага́го, упра́вивша тя́, я́ко проро́ка, и спа́сша.
Богоро́дичен: От душе́вных страсте́й исцели́ мя́, Пресвята́я Де́во, Исто́чник исцеле́ний ро́ждшая, Ма́ти неизрече́ннаго Све́та, просвети́ мя́ Рождество́м Твои́м.
Конда́к, гла́с 8:
По словеси́ Учи́теля Христа́, кре́ст на ра́мо твое́ прия́л еси́, вся́ жите́йская отри́нув, и о́браз Животворя́щаго Дре́ва в пусты́ню прине́сл еси́, иде́же доны́не исцеле́ния неоску́дно источа́ются с ве́рою приходя́щим к тебе́.
И́кос:
Те́сным путе́м на земли́ ше́ствовал еси́ и Небе́сных селе́ний ра́достне дости́гл еси́, иде́же предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, дарова́ньми чуде́с обогаща́емь. Мы́ же, подвиго́м твои́м дивя́щеся, си́це вопие́м ти́: ра́дуйся, Христа́ Бо́га все́м се́рдцем возлюби́вый и невозвра́тным жела́нием Тому́ после́довавый; ра́дуйся, наде́жды ра́ди бу́дущих бла́г вся́ тле́нная и мимотеку́щая презре́вый; ра́дуйся, пречу́дный хра́м во и́мя святи́теля Никола́я, чудотво́рца Мирлики́йскаго, и во сла́ву Животворя́щия Тро́ицы воздви́гнувый; ра́дуйся, оби́тель согради́вый и ли́к и́ноческий в не́й совокупи́вый; ра́дуйся, те́ло твое́ при вхо́де во хра́м на попра́ние лю́дем погребсти́ запове́давый; ра́дуйся, на земли́ те́лом потруди́выйся, ны́не же на Небеси́ веселя́йся; ра́дуйся, я́ко с ли́ки преподо́бных ны́не водворя́ешися и зри́ши Пресвяту́ю Тро́ицу; ра́дуйся, я́ко от гро́ба твоего́ источа́ются исцеле́ния приходя́щим с ве́рою и моля́щимся тебе́; ра́дуйся, су́щим в беда́х и во искуше́ниих гото́вый предста́телю и засту́пниче; ра́дуйся, преподо́бне Ло́нгине, о́тче на́ш.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: В нача́ле Безнача́льное Сло́во со Отце́м и Ду́хом, Сы́н Единоро́дный, благослове́н еси́ и превозноси́мый Бо́же оте́ц на́ших.
В нача́ле, Безнача́льное Сло́во, на земли́ яви́лся еси́ на́шего ра́ди спасе́ния, Ду́хом же освяти́л еси́ позна́вшия Тя́ и сотво́ршия по словесе́м Твои́м и преподо́бнаго Ло́нгина научи́л еси́ пе́ти: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
Единоро́дный Сы́н со Отце́м и Святы́м Ду́хом просла́ви тя́, преподо́бне о́тче на́ш Ло́нгине, во оби́тели твое́й, и вся́ притека́ющая к тебе́ пе́ти научи́л е́сть: благослове́н еси́, препе́тый и превозноси́мый Бо́же оте́ц на́ших.
Христоподража́тельному житию́ общежи́тия нача́льников, преподо́бных Анто́ния и Феодо́сия, поревнова́л еси́ и оби́тель созда́л еси́, в не́йже И́мя Госпо́дне непреста́нно сла́вится, Ло́нгине преподо́бне.
Богоро́дичен: Ору́жие пла́менное ны́не не храни́т вра́т еде́мских, зане́ Кре́ст Сы́на Твоего́, Пренепоро́чная, низложи́ врага́ губи́теля. Те́мже и мы́, спасе́ние улучи́вше, благода́рно взыва́ем: благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́, Де́во Чи́стая.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Во огни́ пла́меннем предстоя́т Тебе́ Херуви́ми, Серафи́ми, Го́споди,и вся́ тва́рь пе́снь Тебе́ пое́т кра́сную: по́йте, благослови́те, лю́дие, превозноси́те Христа́, Еди́наго Соде́теля, во вся́ ве́ки.
Во огни́ пла́меннем, предстоя́ще, Херуви́ми и Серафи́ми, Го́споди, пе́снь Тебе́ пою́т, с ни́миже и преподо́бный Ло́нгин взыва́ет: хвали́те, по́йте и превозноси́те Христа́, Еди́наго Соде́теля, во вся́ ве́ки.
Вся́ тва́рь пое́т Бо́гу пе́снь кра́сную, с не́юже и оби́тель, тобо́ю созда́нная, Ло́нгине, прино́сит сла́ву Христу́, пою́щи: благослови́те, лю́дие, Христа́, Еди́наго Соде́теля, во вся́ ве́ки.
Прииди́те, лю́дие, воспои́м преподо́бнаго Ло́нгина пресла́вную па́мять, да моли́твами уго́дника Своего́ пода́ст Госпо́дь цельбу́ с ве́рою приходя́щим ко гро́бу пра́ведника и пою́щим Христа́, Еди́наго Соде́теля, во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Спаси́ мя́, Ма́ти Бо́жия, Вино́вника спасе́ния ми́рови ро́ждшая, и изба́ви мя́ от бу́ри нечи́стых страсте́й и вся́кия ско́рби и напа́сти, да сла́влю Тя́, Богоро́дицу.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, низложи́ бо си́льныя со престо́ли вознесе́ смире́нныя Бо́г Изра́илев, в ни́хже посети́ на́с Восто́к с высоты́ и напра́вил ны́ е́сть на пу́ть ми́ра.
Низложи́ си́льныя Госпо́дь, и вознесе́ тя́, Ло́нгине, в ра́йская селе́ния, и водвори́ тя́ со святы́ми, угоди́вшими Ему́, во Све́те немерца́ющем.
Напра́вил тя́ е́сть Бо́г на пу́ть спасе́ния, и́мже ше́ствуя, возше́л еси́ ко Све́ту непристу́пному, да принесе́ши моли́твы за гра́ды же и лю́ди, досто́йно творя́щия па́мять твою́, Ло́нгине преподо́бне, о́тче на́ш.
Моли́ся, свя́те Ло́нгине, да ми́ром огради́т Госпо́дь оби́тель на́шу и невреди́му сохрани́т ю́ от все́х наве́т вра́жиих, и да полу́чат ми́лость и прегреше́ний оставле́ние в де́нь Су́дный вси́, притека́ющии с ве́рою и моли́твою к тебе́, Ло́нгине, о́тче преподо́бне.
Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, Его́же родила́ еси́, Человеколю́бца Бо́га, моли́ со преподо́бным Ло́нгином, да спасе́т ду́ши на́ша.
Свети́лен:
Процве́л еси́, я́ко фи́никс, о́тче, и оби́тель яви́лся еси́ Ду́ха Пресвята́го, И́же сла́вна тя́ вселе́нней показа́; непреста́нно моли́ся о на́с, почита́ющих ве́рою пречестну́ю па́мять твою́, преподо́бне Ло́нгине.
Богоро́дичен: Тя́ пе́сньми немо́лчными ублажа́ем, Де́во, зане́ от Тро́ицы Еди́наго родила́ еси́, Богоро́дице, и но́сиши на руку́ Твое́ю Боже́ственное Сло́во, Ма́ти Пречи́стая.
Краткое житие преподобного Лонгина Коряжемского
Преподобный Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки. Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель (1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец, выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в самом храме. Память преподобного Лонгина совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее время.
Полное житие преподобного Лонгина Коряжемского
Преподобный Лонгин был основателем Николаевского Коряжемского монастыря.
Прежде поселения своего у речки Коряжемки преподобный Лонгин подвизался в обители преподобного Павла Обнорского, или Комельского. Он прибыл в эту обитель в молодых летах, прошел там длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что стал всем известен как старец испытанный и достойный искреннего почитания. У него был друг и собеседник в соседнем Корнилиеве монастыре – инок Симон, сольвычегодский уроженец. Многолюдные общежития Павловой и Корнилиевой обители и возраставшее к ним внимание братии тяготили скромных иноков Лонгина и Симона. Они стали склоняться к мысли об уединенных подвигах вдали от многолюдного братства. Можно предполагать, что Симон охотно вспоминал в этих беседах о своей родине и восхвалял ее уединенные пустынные места, весьма приспособленные к жизни отшельнической.
Посему два друга оставили свои монастыри и пошли искать себе для жительства такое место, где бы, не развлекаясь ничем, неведомо для людей, всецело посвятить себя на служение Богу. Преподобный Лонгин нес с собою деревянный крест, который ему дали в благословение от обители. Это произошло в 1535 или в 1537 гг. Спустившись водою от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска и на некоторое время остановились в тамошнем Борисоглебском монастыре, а потом отправились в дальнейший путь. Выйдя из города, они пошли вверх по левому берегу реки Вычегды и, дойдя до устья речки Коряжемки, остановились на ее берегу в глухом лесу. Здесь они построили сперва келлию, а потом и часовню.
Однако блаженный Симон недолго пробыл с Лонгином при устье Коряжемки. Пособив старцу устроиться, он пошел далее по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст от Коряжемки. Преподобный Лонгин остался один и весь предался богомыслию, дни и ночи проводя в молитвах и псалмопении. Скоро весть об отшельнике разнеслась по окрестностям, и к нему стали приходить люди, желавшие разделить с ним пустынные труды. Напрасно старец сперва пытался всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте, совершенное отсутствие средств к пропитанию и свое желание жить одному в уединении и богомыслии. Такие речи еще более располагали к нему приходящих, так что построенная им часовенка уже не могла вмещать всех поселившихся возле него пустынников и надобно было позаботиться о построении молитвенного помещения более обширного. Братия стали просить старца вместо часовни соорудить церковь и учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал преподобный Лонгин для себя самого. Однако он принял желание братии за указание свыше, и не решился инок, давно отрекшийся от своей воли, противиться воле Божией. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и другие необходимые для общежития службы – так сложилась обитель Коряжемская, а преподобный Лонгин был в ней игуменом.
Время недолгого управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои уже немолодые годы, старался всех превзойти подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской трапезе, а ныне стоящий возле храма на открытом месте; цела и жесткая власяница, которой он изнурял свое постническое тело.
Блаженная кончина преподобного Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего игумена «у лестницы папертныя», там, где он приказал.
Но Господь вскоре, еще при жизни тех, которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело его нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода князь Владимир находился в сильном расслаблении и не мог двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь его была так упорна, что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы. Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды увидел во сне старца, который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи игумену и братии перенести на иное место тело начальника того монастыря игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится».
Явившийся старец подробно рассказал, где находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, воевода весьма дивился необычайности и ясности своего сновидения и решился немедленно отправиться на Коряжемку. По прибытии в монастырь он сам указал место, где был погребен преподобный и куда следовало перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но даже и не слыхал о нем. Когда, по его словам, гроб преподобного Лонгина был вынут из могилы и перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь тотчас же сделался совершенно здоровым, как будто не подвергался болезни. Радуясь и благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над гробом преподобного устроить палатку или часовню. Когда слух об исцелении воеводы разнесся в народе, многие стали приходить в монастырь и служить над гробом преподобного панихиды, и все приходившие с верою получали исцеление от болезней.
Поразительное чудо произошло в Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий с иеромонахом Дионисием, священником Гавриилом и дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду в гробовой палатке; тогда инок Иродион внезапно увидел среди служащих старца с сияющим постническим лицом и круглой седой бородой, в светлых и драгоценных священнических ризах. Во все время совершения панихиды Иродион пристально смотрел на него, удивляясь внезапному его появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему неизвестный? Еще более он был поражен, когда по окончании панихиды старец стал невидим. Когда Иродион тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и стали усерднее отправлять по нем панихиду.
Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь усиливалась, улучшения неоткуда было ждать. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и поклониться гробу преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой палатке. Однажды, когда она с особенным усердием и многими слезами молила преподобного о своем исцелении, внезапно ее ударило о землю, и так сильно, что она казалась умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от тяжелого сна, Агриппина начала двигаться, приходить в сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно свободной от страшного недуга. Заявив о своем исцелении игумену и братии, она в благодарность за полученную помощь, дала обещание три раза в год приходить на поклонение ко гробу преподобного Лонгина.
Другая женщина, Анна, жена крестьянина Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась отравлению. Злые люди, покушавшиеся на ее целомудрие и отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную, чтобы не видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений, какие выносила несчастная женщина. Боль в животе доводила ее до умоисступления. Облегчить болезнь ничто не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и стала просить мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь. Вслед за тем она подверглась страшному припадку, во всем теле ее не осталось места, каким бы она не билась и не страдала. В то же время ей явился старец и обещал исцеление, если она исполнит намерение поклониться гробу преподобного Лонгина. Очнувшись, она рассказала о видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в церкви с ней возобновился припадок, а когда вели ее ко гробу преподобного в палатку, то она ударилась о землю и долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника Его преподобного Лонгина.
Устюжский священник Гавриил от церкви великомученицы Варвары был долго нездоров ногами, так что совершенно не мог ходить. После бесплодного лечения у разных врачей он попросил отвезти его в Коряжемский монастырь. Здесь он был помещен в келлии против дверей гробовой палатки. Однажды днем больной, выползши из келлии в сени и приоткрыв наружную дверь, читал канон преподобному, со слезами прося себе исцеление. Во время такой молитвы он вдруг слышит голос: «Гавриил, Гавриил!». Взглянув на часовню, он увидел на дверях ее преподобного в блестящих священнических ризах и призывающего его к себе. Больной напрягал все свои силы, с великим трудом и нестерпимой болью в ногах полз к часовне, но когда он достиг часовни, там никого уже не было. Священник припал ко гробу преподобного, молился и во время молитвы выздоровел.
Весною 1646 года крестьянин Лупп Опухлянов из монастырской деревни Емышева поранил себе руку топором. В досаде и ярости он начал сквернословить, проклинать тот день и богохульствовать. Не успокоившись, побежал он из дома в лес и там почувствовал, что слабеет, теряет сознание. Едва-едва добрался он домой. Долго болел крестьянин. Болезнь его усилилась. Ждали, что он умрет, и уже напутствовали его Святыми Тайнами. Но вот – это было 2 мая – он забылся и видит, что вошел к нему светообразный старец, укорил его за хулу на Бога и настаивал, чтобы он молился Богу и Пречистой Его Матери и пошел в монастырь на поклон ко гробу преподобного. Родные думали, что Лупп уже кончается, а он, очнувшись, рассказал о видении, начал поправляться и скоро пошел в монастырь совершенно здоровым.
Почитание преподобного благодаря многочисленным чудесам распространялось. Епископ Вятский и Великопермский Александр, бывший ранее (с 1643 по 1651 гг.) игуменом Коряжемского монастыря, 9 мая 1665 года приказал заложить в монастыре каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая, давал средства на построение, а 9 февраля 1671 года освятил уже эту церковь. Место погребения преподобного Лонгина пришлось теперь внутри церкви, при северной стене, и над ним устроена была гробница, украшенная позолоченной резьбой и покрытая пеленой с вышитым изображением преподобного и сказанием о перенесении мощей его. Усердный почитатель преподобного Лонгина епископ Александр составил ему и службу. Память Коряжемского подвижника празднуется местно. Празднование преподобному Лонгину установлено епископом Вологодским Онисифором, который занимал кафедру с 1814 по 1827 гг.
См. также:
- Преподобный Лонгин Коряжемский мон. Таисия (Карцова)
- Преставление Преподобного Лонгина Коряжемского свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)