Канон святому преподобному Иосифу Заоникиевскому, Вологодскому чудотворцу

Припе́в: Преподо́бне о́тче Иóсифе, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 04 октября (21 сентября ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Земна́я и мимотеку́щая я́ко уме́ты вмени́в, Христа́ Еди́наго приобре́л еси́, Его́же любо́вию уязви́в ду́шу свою́, Ио́сифе преподо́бне, моли́ся ко Го́споду на́с просвети́ти.

Воше́д в це́рковь Вели́каго Васи́лия, сла́дкаго све́та ви́дети сподо́бився, вопия́л еси́: Изба́вителю Бо́гу на́шему пои́м.

Навожде́ния вра́жия и по́мыслы лука́выя отри́нув и святы́я безме́здники ви́дети сподо́бився, вопия́л еси́: Изба́вителю Бо́гу на́шему пои́м.

Богоро́дичен: Прему́дрость Бо́жию вои́стину, Сло́во о́тчее несказа́нно ро́ждшая, души́ моея́ лю́тую я́зву исцели́ и серде́чную боле́знь, Ма́ти Бо́жия, и укрепи́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Попали́л еси́ у́глием воздержа́ния страсте́й те́рние, преподо́бне, и, прогоня́я ду́хи, богоблаже́нне, я́ко свети́льник, свою́ ду́шу сле́зными пото́ки украси́л еси́.

В пу́ть, ра́дуяся, со святы́ми Космо́ю и Дамиа́ном ше́ствуя, ве́село Го́сподеви вопия́л еси́: Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Стра́сти душетле́нныя успи́л еси́ бо́дренными моли́твами и бде́нием, всеблаже́нне, те́мже в Небе́сный черто́г вше́л еси́, ра́дуяся.

Богоро́дичен: Уста́ви неуста́вное помышле́нием мои́м, Чи́стая, бесо́в смуще́ние, Ма́ти Бо́жия, я́же к Сы́ну Твоему́ направля́ющи моя́ движе́ния.

Седа́лен, гла́с 8.

Красоты́ мирски́я от млады́х ногте́й возненави́дев, Христа́ Еди́наго возлюби́л еси́, ху́дость ри́зную носи́ти изво́лил еси́, кро́вными ка́плями диа́вола потопи́л еси́, по сме́рти свое́й Небе́сное бога́тство и сла́ву ве́чную восприя́л еси́, да́льным я́ко бли́з явля́ешися, повелева́я ско́ро тещи́ к пречу́дному о́бразу Бо́жия Ма́тере. Те́мже почита́ем твое́ успе́ние и, в не́м торжеству́юще, вопие́м ти́: богоно́се о́тче на́ш Ио́сифе, моли́ Христа́ Бо́га победи́тельная правосла́вным Христиа́ном на супоста́ты дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.

Во оте́чествии благово́нно юро́дство прие́м воздержа́нием, от челове́к поноше́ние по наве́ту зми́я прия́л еси́, Го́сподеви вопия́: разуме́х дела́ Твоя́, Го́споди, и просла́вих Твое́ Божество́.

Челове́ческия мирски́я любве́ отве́ргся, дости́гл еси́ го́рняго Иерусали́ма, иде́же Христо́с со Отце́м и Ду́хом, от Него́же све́т тебе́ дарова́, и а́нгельския гла́сы слы́шал еси́, прославля́ющих Неразде́льное Божество́.

Законополо́жника воздержа́нию и́ноком и пра́вило кро́тости, дру́га и́скренняго святы́м безме́здником Космо́ и Дамиа́ну бы́вша приими́, Бо́же, моли́тву, с ни́мже прославля́ем Твое́ Божество́.

Богоро́дичен: Очище́ние на́шим неве́дением да́руй, я́ко Ты́ еси́ Еди́н безгре́шен, и умири́ ми́р Сво́й, Бо́же, моли́твами Ро́ждшия Тя́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Страсте́й мглу́, преподо́бне, заря́ми освети́л еси́, о́тче, по́двиг твои́х, просвеще́ние Ду́ха в се́рдцы восприи́м, Ио́сифе, И́мже попали́л еси́ вся́ бесо́вская ополче́ния и лико́м по́стническим причте́ся, пути́ моя́ напра́ви, молю́тися.

Угаси́в стра́сти росо́ю воздержа́ния, о́тче блаже́нне Ио́сифе, вже́гл еси́ о́гнь любве́, ве́ры, наде́жды, поще́нием же, я́ко свети́льник, просвеща́яся, и безсме́ртию Госпо́дню сы́н, о́тче, бы́л еси́.

Удобри́в свяще́нную свою́ ду́шу, всеблаже́нне, изволе́нием юро́дство и ху́дость ри́зную име́л еси́, Небе́сней Цари́це служа́, те́мже укра́шен доброде́тельми показа́лся еси́ чту́щим всечестну́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Еди́на ро́ждши Де́вою и еди́на муженеиску́сная яви́вшися, Всенепоро́чная, во утро́бе бо Сло́во о́тчее прия́ла еси́ безнача́льное, и млеко́м дои́ши, Деви́це, чу́до стра́шно! и, де́вствующи, зако́ны обновля́еши естества́.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

Собра́л еси́ в души́ свое́й Боже́ственныя плоды́ Ду́ха: непоро́чную моли́тву, чистоту́ кра́сную и бде́ние тве́рдое, воздержа́ния боле́зни, и́миже хра́м показа́лся еси́ Бо́гу Вседержи́телю.

Душе́вный ра́зум впери́в святы́м благоче́стием, су́щим на земли́ возвеща́л еси́ о Небе́сней Цари́це: о́бразу Ея́ моле́ние да да́стся ва́м, те́мже и телеси́ здра́вие, оче́с прозре́ние, и душа́м к Небеси́ восхожде́ние.

Земны́х веще́й ху́дость мимоте́кл еси́, посто́м и моли́твою на Небеса́ возлете́в, и вы́шняго прия́тия яви́лся еси́ насле́дник жития́ соверше́нием.

Богоро́дичен: Прия́ла еси́ вои́стину Боже́ственное Сло́во в ложесна́ Твоя́ и Сего́ па́че естества́, Пречи́стая, родила́ еси́, Его́же моли́твами Твои́ми умоли́ от бе́дствия изба́вити рабы́ Твоя́.

Конда́к, гла́с 8:

От ю́ности Бо́га возлюби́в, просты́нею безгла́сие стяжа́л еси́, преподо́бне. Сего́ ра́ди и с Небе́с сла́дкий све́т о́чию получи́л еси́, и росоточа́щий ми́лости пресве́тлый о́браз Богома́тере с высоты́ возду́ха чрез святы́х безме́здников во объя́тия прия́л еси́, и Е́й богоуго́дно послужи́л еси́. И оби́тель соста́вил еси́, власяны́ми вери́гами те́ло свое́ удручи́л еси́, от него́же ка́плями кро́вными диа́вола потопи́л еси́. Сего́ ра́ди и в после́дняя времена́ гро́б тво́й от Влады́ки на́шего Христа́ точе́нием чуде́с обогати́ся, те́м и мы́, ча́да твоя́, любо́вию притека́юще к тебе́, уми́льно глаго́лем: ра́дуйся, наста́вниче на́шего спасе́ния, ра́дуйся, исцеле́ний пода́телю, ра́дуйся, о́тче на́ш Ио́сифе, мона́хом удобре́ние.

И́н конда́к, гла́с 8:

Вы́шних бла́г жела́яй, преоби́дел еси́ до́лу влеку́щая мудрова́ния, и́бо трудолюби́вое свое́ те́ло о́стрым власяны́м плете́нием сте́рл еси́, и бы́сть благоуго́ден служи́тель Богома́тери. Стра́ждущим в неду́зех явля́лся, ско́ро помога́еши, с ве́рою притека́ющим к тебе́ неоску́дное здра́вие подая́, сего́ ра́ди зове́м ти́: разреши́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, и́же к Бо́гу моли́твами твои́ми, началообра́зный смире́нию наста́вниче, о́тче на́ш богому́дре Ио́сифе, мона́хом удобре́ние.

И́кос:

Ева́нгельский гла́с, о́тче, услы́шав, вся́ оста́вил еси́ плотска́я мудрова́ния, ху́дость ри́зную, пе́рсть и ка́мение в па́зусе прии́м, я́ко юро́дно с пло́тию подвиза́лся еси́, и, безпло́тных ликостоя́нием чистото́ю уподо́бився, ра́зума дарова́ние от Бо́га прия́т. Те́мже пода́ждь ми́ по́мощь, да воспою́ в пе́снех си́це: ра́дуйся, богонасажде́нный но́вый виногра́де Госпо́день, Свята́я Це́ркве, я́же изнесе́ся из еги́петския идолослуже́ния рабо́ты и насади́ся во все́й вселе́нней и в богопокори́вей земли́ Росси́йстей десни́цею Вы́шняго Бо́га; ра́дуйся, святи́тельское сосло́вие, и́ноцы же и прости́и; ра́дуйся и ты́, гра́де на́ш Во́логдо, прии́мый в себе́ Оте́честву хода́тая вели́ка; ра́дуйся, я́ко моли́твою того́ отве́рзеся на́м Ду́ха Свята́го прекра́сное оби́телище; ра́дуйся, я́ко простре́ся сла́ва его́ по вселе́нней; ра́дуйся, я́ко моли́твами преподо́бнаго пусты́ня сия́ тве́рдым опло́том огради́ся и ми́лостию Бо́жия Ма́тере покры́ся; ра́дуйся, я́ко и́менем Небе́сныя Цари́цы вся́кая стра́сть и я́зва от стра́ждущих отгна́ся; ра́дуйтеся, правосла́внии па́стыри с про́чими де́латели виногра́да Христо́ва; ра́дуйся, на́ш па́стырю Ио́сифе преподо́бне, Небе́сный челове́че и земны́й А́нгеле, и́же по достоя́нию обогати́ся благода́тию Свята́го Ду́ха, Его́же дарова́нием пода́ждь на́м, ча́дом твои́м, ми́лость, да зове́м ти́: ра́дуйся, преподо́бне Ио́сифе, о́тче на́ш, мона́хом удобре́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Усе́рдно отлучи́лся еси́ сою́за ве́щи те́мнаго, о всеблаже́нне, я́ко Бо́жий предста́тель, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Зе́льным поще́нием, я́ко благово́нною пи́щею, пита́я ду́шу свою́, преподо́бне Ио́сифе, те́мже Трисо́лнечному Божеству́ предста́ти сподо́бился еси́, со А́нгелы поя́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

В приста́нище ти́хое вше́д, богому́дре, жите́йских пла́ваний отбе́гл еси́, вопия́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Изба́вихомся вси́ от страсте́й и бе́д, обстоя́ний и неду́г многообра́зных моли́твами Твои́ми, Богома́ти, Сы́ну Твоему́ зову́ще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

В поще́ниих кре́пкое, в моли́твах неле́ностное терпе́ние восприя́л еси́, и поноше́ния от челове́к укори́зну прие́мля, и превозноси́ Го́спода во ве́ки.

Уязви́вся боже́ственным жела́нием, всеблаже́нне, непоро́чно и пра́ведно житие́ препроводи́л еси́, до́ндеже дости́гл еси́ поклони́тися Престо́лу Госпо́дню, со А́нгелы поя́: хвали́те и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Укра́шен доброде́тельми и ху́достию ри́з, во мра́з зи́мный босы́ма нога́ма ходи́в и в нощи́ предстоя́ о́бразу Небе́сныя Цари́цы, моли́твы принося́, я́ко А́нгел показа́лся еси́, и ны́не во ве́ки неизрече́нныя сла́вы наслажда́ешися, пе́снь воспева́я Христу́ Бо́гу: хвали́те, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Воплоще́ннаго из Тебе́ неизрече́нно моли́ поми́ловати мя́, одержи́маго боле́зньми и грехми́, и па́дшаго возста́ви, Богома́ти, я́ко да сла́влю Тя́ во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Устраши́ся вся́к слу́х неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния, я́ко Вы́шний во́лею сни́де да́же и до пло́ти, от деви́ческаго чре́ва бы́в Челове́к. Те́мже Пречи́стую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Душе́вныя стра́сти победи́в па́стырски, всечу́дне, созыва́л еси́ ко ико́не Бо́жия Ма́тере, Я́же подае́т все́м неду́гом исцеле́ние и от бесо́в свобожде́ние.

У́зкий и приско́рбный ше́ствовав пу́ть, о́тче Ио́сифе, теле́сне у́бо преста́вился еси́, ду́хом же жи́в Бо́гови предстои́ши, но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, моли́ спасти́ся на́м.

Преде́л неукло́нный твоея́ к Бо́гу ве́ры и воздержа́нию о́браз о́страго одея́ния, и сокруше́ния те́ла, и трудо́в поще́ния, преподо́бне, никто́же мо́жет исчи́слити, вои́стину Зижди́теля все́х Бо́га пе́сньми велича́ем.

Богоро́дичен: В Тя́ всели́ся, Всенепоро́чная, и́же человекоуби́йцу низло́ж зми́я, пе́рвее родонача́льных злообра́зно запе́ншаго, и, Роди́выйся из Тебе́, вся́ ны́ спа́сл е́сть.

Свети́лен:

Мирска́го пристра́стия я́ко от скве́рны уклони́лся еси́ и а́лчбою пло́ть свою́ увяди́л еси́, о́тче, и Небе́сною сла́вою обогати́лся еси́, те́мже непреста́нно моли́ Христа́ Бо́га, преподо́бне Ио́сифе.

Краткое житие преподобного Иосифа Заоникиевского, Христа ради юродивого

Пре­по­доб­ный Иосиф За­о­ни­ки­ев­ский, в ми­ру Ила­ри­он, бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин из де­рев­ни Обу­хо­во Ку­бен­ской окру­ги Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Дол­гое вре­мя он стра­дал бо­лез­нью глаз и усерд­но мо­лил о по­мо­щи Гос­по­да, Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и свя­тых угод­ни­ков, в осо­бен­но­сти свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­му и Да­ми­а­на. Мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на, и в 1588 го­ду, по от­кро­ве­нию свя­то­го Кос­мы, пре­по­доб­ный Иосиф на­шел в ле­су, в бо­ло­ти­стом ме­сте, ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, от ко­то­рой по­лу­чил ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность пре­по­доб­ный рас­чи­стил лес­ные де­бри на ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны и по­стро­ил ча­сов­ню, в ко­то­рой по­ста­вил ико­ну. Сам он по­се­лил­ся ря­дом, при­няв ино­че­ский об­раз с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ан­то­ния, епи­ско­па Во­ло­год­ско­го, на ме­сте по­дви­гов Иоси­фа воз­ник­ла За­о­ни­ки­ев­ская оби­тель, на­зван­ная так по име­ни раз­бой­ни­ка Ани­ки, неко­гда оби­тав­ше­го в этом ле­су. Ко­гда оби­тель рас­ши­ри­лась и чис­ло ино­ков воз­рос­ло, по со­ве­ту пре­по­доб­но­го Иоси­фа игу­ме­ном был из­бран Ан­то­ний. Сам он по сми­ре­нию не при­нял на­сто­я­тель­ства и, скры­вая от дру­гих свои стро­гие по­дви­ги, вос­при­нял юрод­ство Хри­ста ра­ди, но­ча­ми сто­ял на мо­лит­ве в сво­ей ча­совне, в же­сто­кие мо­ро­зы хо­дил бо­сой.

Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 21 сен­тяб­ря 1612 го­да, в воз­расте 83 лет и был по­гре­бен в ос­но­ван­ной им оби­те­ли.

Полное житие преподобного Иосифа Заоникиевского, Христа ради юродивого

Пре­по­доб­ный Иосиф, по мир­ско­му име­ни Ила­ри­он, про­ис­хо­дил из кре­стьян де­рев­ни Обу­хо­во Ку­бен­ской во­ло­сти (Вол­год­ской гу­бер­нии) и ро­дил­ся око­ло 1530 г. В обыч­ных за­бо­тах жи­тей­ских и в зем­ле­дель­че­ских тру­дах про­хо­ди­ла жизнь кре­стья­ни­на Ила­ри­о­на. Про­жив так пол­ве­ка, он не ско­пил бо­гат­ства, за­то не ис­пы­ты­вал и бед­но­сти. И, ве­ро­ят­но, без­вест­ным кре­стья­ни­ном Ила­ри­он кон­чил бы дни свои, ес­ли бы Про­мысл Бо­жий не ука­зал ему ино­го пу­ти жиз­ни.

Раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми при­зы­ва­ет Гос­подь ко спа­се­нию из­бран­ни­ков Сво­их: од­них оби­ли­ем ми­ло­сти, дру­гих – и это слу­ча­ет­ся ча­ще – при­вле­ка­ет под свое бла­гое иго скор­бя­ми, ис­пы­та­ни­я­ми и несча­сти­я­ми, по­ка­зы­ва­ю­щи­ми ве­ру­ю­ще­му всю тще­ту и су­ет­ность мир­ской жиз­ни. Та­кое ис­пы­та­ние по­слал Гос­подь Ила­ри­о­ну. Неожи­дан­но и без ви­ди­мой при­чи­ны за­бо­ле­ли у него гла­за. Мно­го ста­ра­ний и средств упо­тре­бил Ила­ри­он, чтобы из­ба­вить­ся от сво­ей бо­лез­ни, но ни­что не по­мо­га­ло: ле­ка­ри и зна­ха­ри ока­за­лись бес­силь­ны бо­роть­ся с Бо­жи­им по­пуще­ни­ем. Бо­лезнь все уси­ли­ва­лась и уси­ли­ва­лась, и в кон­це кон­цов Ила­ри­он ослеп. По­ло­же­ние его сде­ла­лось весь­ма тя­же­лым: ра­бо­тать он не мог, а скоп­лен­ные ра­нее сред­ства бы­ли ис­то­ще­ны на ле­че­ние. Страш­ная ни­ще­та  и пол­ная бес­по­мощ­ность гро­зи­ли те­перь Ила­ри­о­ну. Но он не от­ча­ял­ся, не пал ду­хом пе­ред та­ким ис­пы­та­ни­ем Бо­жи­им и не по­же­лал при­ми­рить­ся с сво­ей горь­кой уча­стью, как со­ве­то­ва­ли ему это род­ные и зна­ко­мые, по­те­ряв­шие вся­кую на­деж­ду на воз­вра­ще­ние его зре­ния. Все упо­ва­ние свое воз­ло­жил Ила­ри­он на ми­ло­сер­дие Бо­жие. Вспом­нив еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние об ис­це­ле­нии сле­по­рож­ден­но­го, он уви­дел в сво­ей бо­лез­ни ру­ку Бо­же­ствен­но­го Про­мыс­ла, ис­пы­ту­ю­ще­го его для от­кро­ве­ния сла­вы Бо­жи­ей. «Да явят­ся де­ла Бо­жии на нем» – та­кой смысл узрел он в сво­ем несча­стии. У Ила­ри­о­на ро­ди­лась на­деж­да на ис­це­ле­ние. Он ду­мал, что ес­ли Гос­подь на­ка­зал его по Сво­ей бла­гой во­ле, то эта же бла­гая во­ля мо­жет и ис­це­лить его. И вот, оста­вив вра­чей зем­ных, он стал ожи­дать се­бе из­бав­ле­ния от Небес­но­го Вра­ча, к Ко­то­ро­му об­ра­тил­ся с го­ря­чей мо­лит­вой об ис­це­ле­нии.

Преж­де все­го Ила­ри­он дал обет каж­дый вос­крес­ный и празд­нич­ный день хо­дить по церк­вам со­сед­них се­ле­ний и от­прав­лять в них мо­леб­ные пе­ния, ча­ще все­го он мо­лил­ся За­ступ­ни­це ро­да че­ло­ве­че­ско­го Бо­жи­ей Ма­те­ри и взы­вал к бес­среб­ре­ни­кам и це­ли­те­лям Кос­ме и Да­ми­а­ну. И по ме­ре то­го, как уси­ли­ва­лась его мо­лит­ва, в нем укреп­ля­лась на­деж­да на ис­це­ле­ние и мя­ту­ща­я­ся ду­ша его успо­ка­и­ва­лась.

Про­си­те, и даст­ся вам: ищи­те, и об­ря­ще­те, – ска­зал Гос­подь (Мф.7,7). Че­го про­сил и ис­кал Ила­ри­он с ве­рою и мо­лит­вою, то и по­лу­чил. Ис­пол­няя свой обет, в один из вос­крес­ных дней был он за ли­тур­ги­ей в церк­ви во имя Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, что на Ед­ке, и с пла­мен­ной мо­лит­вой про­сил Гос­по­да  об ис­це­ле­нии. Вдруг пред­стал пред ним муж в бе­лой одеж­де. Устра­шил­ся Ила­ри­он небес­но­го ви­де­ния, но явив­ший­ся обод­рил его и ска­зал: «Не ужа­сай­ся, Ила­ри­он, я раб Иису­са Хри­ста, Кос­ма бес­среб­ре­ник». За­тем св. Кос­ма снял на­тель­ный крест Ила­ри­о­на, бла­го­сло­вил им стра­даль­ца и, на­дев сно­ва, ска­зал ему: «От­ныне ты по­бе­дишь диа­во­ла и бу­дешь ви­деть свет».

Глу­бо­ко­го бла­го­го­ве­ния ис­пол­ни­лось серд­це Ила­ри­о­на от ду­хов­но­го вос­тор­га; он сто­ял без­гла­сен, толь­ко сле­зы уми­ле­ния и бла­го­дар­но­сти стру­и­лись по его ли­цу. Меж­ду тем чуд­ное ви­де­ние про­дол­жа­лось. Св. Кос­ма со­пут­ство­вал Ила­ри­о­ну и по пу­ти из хра­ма. Ко­гда, воз­вра­ща­ясь до­мой, уста­лый и от служ­бы, и от ду­шев­ных вол­не­ний, он оста­но­вил­ся от­дох­нуть в те­ни под де­ре­вом (вре­мя бы­ло лет­нее), чу­дес­ный спут­ник удер­жи­вал его, го­во­ря: «Сие ме­сто не угод­но, пой­дем на дру­гое; есть ме­сто, угод­ное Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Так они ми­но­ва­ли се­ле­ние Обу­хо­во, где был дом Ила­ри­о­на, и под­хо­ди­ли  к де­ревне Лу­сни­ко­во. Здесь на сы­рой лес­ной по­ляне св. Кос­ма ска­зал Ила­ри­о­ну, что на этом ме­сте он узрит сла­ву Бо­жию и ему от­кро­ет­ся тай­на. За­тем, по­велев ему прид­ти сю­да на дру­гой день, небес­ный спут­ник стал неви­дим. Со стра­хом и тре­пе­том воз­вра­тил­ся Ила­ри­он до­мой; весь оста­ток дня он про­вел в мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нии о див­ных де­лах Бо­жи­их, с ра­до­стью ожи­дая яв­ле­ние сла­вы Бо­жи­ей. Ко­гда на дру­гой день он при­шел на ука­зан­ное ме­сто, то услы­шал го­ло­са, вос­пе­ва­ю­щие хва­леб­ные пес­ни Бо­го­ма­те­ри, и уви­дел двух му­жей, ко­то­рые ему ска­за­ли: «Раб Бо­жий Ила­ри­он, иди с на­ми. Мы – бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан и по­сла­ны к те­бе Бо­жи­ей Ма­те­рью, Ко­то­рая за мно­гие твои сле­зы и мо­лит­вы хо­чет да­ро­вать те­бе ис­це­ле­ние». Вне­зап­но яви­лась пред Ила­ри­о­ном ико­на Бо­го­ма­те­ри, си­я­ю­щая сол­неч­ны­ми лу­ча­ми. Свя­тые бес­среб­ре­ни­ки под­ве­ли его к иконе и ве­ле­ли взять и об­ло­бы­зать ее.

С ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем по­верг­ся Ила­ри­он пред свя­той ико­ной и, при­кос­­нув­шись к ней сво­и­ми уста­ми, тот­час про­зрел, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел гла­за­ми. За­тем го­лос, ис­хо­дя­щий от свя­той ико­ны, по­ве­лел ему ска­зать ок­рест­ным жи­те­лям, чтобы они очи­сти­ли ме­сто ее яв­ле­ния, во­дру­зи­ли на нем свя­той крест и по­ста­ви­ли воз­ле кре­ста явив­шу­ю­ся свя­ты­ню. Ме­сто тре­бо­ва­ло очи­ще­ния и устрой­ства, по­то­му что пред­став­ля­ло топ­кую по­ля­ну, за­рос­шую мел­ким ле­сом. Свя­тые бес­среб­ре­ни­ки от­кры­ли Ила­ри­о­ну, что на этом ме­сте впредь бу­дут ис­то­чать­ся ис­це­ле­ния для всех, с ве­рою при­хо­дя­щих к иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Необык­но­вен­ное бла­го­уха­ние раз­ли­лось по всей мест­но­сти. Объ­ятый тре­пе­том от все­го про­ис­хо­дя­ще­го, Ила­ри­он ед­ва мог прид­ти в се­бя  и уве­рить­ся в дей­стви­тель­но­сти слу­чив­ше­го­ся. Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да и Ма­терь Бо­жию за ис­це­ле­ние и за див­ное яв­ле­ние сла­вы Бо­жи­ей, он по­спе­шил со­об­щить окрест­ным жи­те­лям о всем ви­ден­ном и слы­шан­ном и пе­ре­дать им по­ве­ле­ние от свя­той ико­ны. Со­бра­лись кре­стьяне и рас­чи­сти­ли ме­сто; бы­ли при­гла­ше­ны из бли­жай­ших се­ле­ний свя­щен­ни­ки, ко­то­рые со­вер­ша­ли мо­леб­ны пред ико­ною Бо­го­ма­те­ри. На ме­сте яв­ле­ния Ила­ри­он во­дру­зил свя­той крест. Под­ле него по­ста­вил но­во­яв­лен­ную ико­ну, а над ни­ми устро­ил из мел­ких де­ре­вьев ча­сов­ню. Яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри про­изо­шло 23 июня 1588 г.

Не за­хо­тел Ила­ри­он остав­лять свя­тое ме­сто и воз­вра­щать­ся в мир. Про­ник­ну­тый бла­го­дар­но­стью к Гос­по­ду и в слу­чив­шем­ся ви­дя перст Бо­жий, ука­зую­щий ему иной путь жиз­ни, Ила­ри­он ре­шил остать­ся на ме­сте сво­е­го ис­це­ле­ния и пре­дать­ся ду­хов­ным по­дви­гам. Сла­ва о но­во­яв­лен­ной иконе быст­ро рас­про­стра­ни­лась. Страж­ду­щие и скор­бя­щие, как ве­сен­ние во­ды, сте­ка­лись  к чу­до­дей­ствен­ной свя­ты­ни и по­лу­ча­ли от нее ис­це­ле­ние и уте­ше­ние. Ме­сто, до­то­ле пу­стын­ное и ди­кое, оби­та­е­мое неко­гда раз­бой­ни­ка­ми, пре­вра­ти­лось  в ме­сто Бо­жия сла­во­сло­вия.

Ко­гда весть о но­во­яв­лен­ной чу­до­твор­ной иконе до­шла до епи­ско­па Во­ло­год­ско­го, он по­слал игу­ме­на Пе­соч­но­го мо­на­сты­ря Пи­ме­на и со­бор­но­го клю­ча­ря свя­щен­ни­ка Иоан­на Еме­лья­нов­ско­го удо­сто­ве­рить­ся в под­лин­но­сти чу­дес, ис­хо­дя­щих от свя­той ико­ны. И ока­за­лось, что рас­ска­зы о чу­де­сах ис­тин­ны, и да­же в при­сут­ствии на­зван­ных лиц и дру­гих сви­де­те­лей со­вер­ши­лось чу­до – про­зрел сле­пой, семь лет не ви­дев­ший све­та. По­сле то­го епи­скоп по­ве­лел воз­­двиг­нуть в За­о­ни­ки­ев­ской пу­стыне храм в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, и при хра­ме устро­ить мо­на­стырь. С ве­ли­кой ра­до­стью при­нял пре­по­доб­ный свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние. Его усер­ди­ем и тру­да­ми окрест­ных жи­те­лей храм был ско­ро со­ору­жен. В день его освя­ще­ния Ила­ри­он был по­стри­жен в ино­че­ство с име­нем Иоси­фа. В но­во­учре­жден­ном мо­на­сты­ре прп. Иосиф явил­ся пер­вым ино­ком. Ско­ро при­шли к нему спо­движ­ни­ки, оби­тель на­пол­ни­лась бра­ти­я­ми, и нуж­но бы­ло вы­брать игу­ме­на мо­на­сты­ря. Есте­ствен­но, что прп. Иоси­фу как ос­но­ва­те­лю оби­те­ли бы­ло пред­ло­же­но взять на се­бя на­чаль­ство в ней и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство бра­ти­ей. Но ве­ли­ко бы­ло сми­ре­ние пре­по­доб­но­го! Он от­кло­нил от се­бя эту честь и про­сил из­брать в игу­ме­ны дру­го­го. Был из­бран Си­лу­ан (1589–1605), а прп. Иосиф до са­мой кон­чи­ны сво­ей остал­ся ря­до­вым ино­ком оби­те­ли. Над бра­ти­ей мо­на­сты­ря воз­вы­ша­ли его лишь ве­ли­кие по­дви­ги. Ко­гда бра­тия и при­хо­дя­щие бо­го­моль­цы на­ча­ли по­чи­тать и про­слав­лять прп. Иоси­фа, он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства: но­сил в па­зу­хе кам­ни, пе­сок и зем­лю. Удру­чая те­ло свое по­стом, он про­во­дил хо­лод­ные но­чи да­же зи­мой в ча­совне за непре­стан­ной мо­лит­вой пред ико­ной Бо­го­ма­те­ри. Тай­но от бра­тии он на­дел на го­лое те­ло вла­ся­ни­цу и не сни­мая но­сил ее. Вла­ся­ни­ца бы­ла гру­бая и же­сто­кая; как игол­ка­ми, ко­ло­ла она те­ло свя­то­го, и кровь непре­стан­но стру­и­лась по его но­гам. Игу­мен и бра­тия ви­де­ли это, но не до­га­ды­ва­лись, от че­го это про­ис­хо­дит. В мо­на­сты­ре на­ча­ли счи­тать под­виж­ни­ка ску­до­ум­ным и в нера­зу­мии сво­ем неред­ко оби­жа­ли его и оскорб­ля­ли.

Мно­го огор­че­ний и обид при­шлось пе­ре­не­сти по­движ­ни­ку и от ми­рян. Жи­те­ли бли­жай­шей к оби­те­ли де­рев­ни Лу­сни­ко­ва бо­я­лись то­го, что мо­на­стырь овла­де­ет их лу­га­ми и по­ля­ми, и по­то­му стре­ми­лись про­гнать из сво­е­го со­сед­ства мо­на­хов, вся­че­ски вре­ди­ли им, на­при­мер, не поз­во­ля­ли ни са­мим ино­кам, ни мо­на­стыр­ско­му ско­ту про­хо­дить свою зем­лю и да­же угро­жа­ли смер­тью. Кре­стьяне по­хва­ля­лись: «Здесь не жить мо­на­хам и не бы­вать». Игу­мен при­нуж­ден был про­сить от них за­щи­ты у са­мо­го го­су­да­ря. Тя­же­ло бы­ло ви­деть пре­по­доб­но­му та­кое озлоб­ле­ние на его оби­тель, но он тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил все оби­ды, от­ве­чая  на них кро­то­стью и все­про­ще­ни­ем, и толь­ко мо­лил­ся за оскор­би­те­лей.

Так до­жил прп. Иосиф до глу­бо­кой ста­ро­сти. Пра­вед­на бы­ла его жизнь, непо­стыд­на и мир­на его кон­чи­на. Как бы пред­чув­ствуя ее, прп. Иосиф в вос­кре­се­нье 20 сен­тяб­ря 1612 г. при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин, а по при­ча­ще­нии на­чал ве­се­лить­ся и ра­до­вать­ся, вспо­ми­ная ве­ли­кие бла­го­де­я­ния Бо­жии, яв­лен­ные ему: яв­ле­ние бес­среб­ре­ни­ков и свя­той ико­ны, свое ис­це­ле­ние от сле­по­ты – весь тот див­ный путь, ка­ким вел его Гос­подь ко спа­се­нию. На дру­гой день, в по­не­дель­ник,  21 сен­тяб­ря, прп. Иосиф при­звал од­но­го из бра­тий и по­слал его к игу­ме­ну Фе­о­до­сию (1605–1612) с прось­бой по­хо­ро­нить его те­ло на ме­сте яв­ле­ния сла­вы Бо­жи­ей и сво­е­го ис­це­ле­ния – в со­ору­жен­ной им ча­совне. Вы­ска­зав это за­вет­ное же­ла­ние, по вы­хо­де бра­та из кел­лии пре­ста­ре­лый по­движ­ник мир­но и ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду. Это слу­чи­лось 21 сен­тяб­ря/4 ок­тяб­ря 1612 г. 83 го­да про­жил прп. Иосиф; из них око­ло 25 лет про­вел в по­дви­гах ино­че­ства.

Со сле­за­ми скор­би и вме­сте ра­до­сти игу­мен и бра­тия встре­ти­ли весть о кон­чине пре­по­доб­но­го. Тя­же­ло им бы­ло рас­ста­вать­ся со сво­им на­став­ни­ком, но ра­дост­но бы­ло знать, что они име­ют те­перь сво­е­го хо­да­тая пред Бо­гом, ра­дост­но бы­ло ви­деть бла­жен­ное упо­ко­е­ние, ко­то­ро­го спо­до­бил Гос­подь пре­по­доб­но­го за его свя­тое жи­тие. Игу­мен и бра­тия тор­же­ствен­но по­греб­ли те­ло прп. Иоси­фа на ука­зан­ном им ме­сте, в ча­совне: мо­ги­лу по­кры­ли пе­ле­ной  и огра­ди­ли ре­шет­кой. Быст­ро рас­про­стра­ни­лась сла­ва о по­движ­ни­че­ской жиз­ни прп. Иоси­фа, и мно­же­ство на­ро­да сте­ка­лось к его мо­ги­ле. Над гро­бом свя­то­го пе­лись па­ни­хи­ды, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных.

Так про­дол­жа­лось бо­лее 50 лет по смер­ти прп. Иоси­фа. Но вот в прав­ле­ние Во­ло­год­ско­го епи­ско­па Си­мо­на (1664–1684) по на­ве­там при­бли­жен­ных к нему и, по-ви­ди­мо­му, по его рас­по­ря­же­нию, ча­сов­ня пре­по­доб­но­го бы­ла разо­бра­на, мо­ги­ла его ли­ше­на укра­ше­ний и бла­го­ле­пия, и дол­гое вре­мя ме­сто по­гре­бе­ния свя­то­го бы­ло в за­пу­сте­нии. Мно­гие из по­чи­та­те­лей прп. Иоси­фа скор­бе­ли о том. На­шел­ся один инок, ко­то­рый из ува­же­ния к его па­мя­ти со­брал и вос­ста­но­вил ча­сов­ню, но, опа­са­ясь кле­вет и уко­ризн, оста­вил ее без кры­ши и две­рей и да­же не по­смел укра­сить гроб пре­по­доб­но­го. Вско­ре со­вер­ши­лось яв­ное чу­до. В мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар: сго­ре­ли хра­мы с утва­рью, а ни­кем не бе­ре­го­мая ча­сов­ня со­хра­ни­лась це­лой и невре­ди­мой и не обуг­ли­лась, хо­тя пла­мя ог­нен­ное, как во­да, за­топ­ля­ло ее. По­сле по­жа­ра в ча­совне на­шли чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред тем сто­яв­ший в од­ной из мо­на­стыр­ских церк­вей, те­перь сго­рев­ших. Но и это чу­до не по­слу­жи­ло на­ча­лом че­ство­ва­ния свя­то­го. Пер­во­на­чаль­но оно оста­ва­лось да­же не за­пи­сан­ным.

Неува­же­ние к свя­то­му ме­сту бы­ло так ве­ли­ко, что ко­гда ста­ли во­зить лес для по­строй­ки но­вой церк­ви, то буд­то бы вви­ду тес­но­ты раз­ло­ма­ли чу­дес­но со­х­ра­нив­шу­ю­ся от ог­ня ча­сов­ню, брев­на ее сло­жи­ли в гру­ду, и сно­ва мо­ги­ла пре­по­доб­но­го мно­го лет бы­ла в небре­же­нии, мо­чи­мая до­ждем и сне­гом. За­тем усер­ди­ем каз­на­чея Па­хо­мия ча­сов­ня бы­ла вос­ста­нов­ле­на в том ви­де, в ка­ком су­ще­ство­ва­ла рань­ше. Нра­вы мо­на­хов За­о­ни­ки­ев­ско­го мо­на­сты­ря бы­ли то­гда невы­со­ки. Ко­гда меж­ду бра­тий про­изо­шли рас­при, ча­сов­ня бы­ла раз­ру­ше­на  и раз­ме­та­на, неко­то­рые брев­на ее со­жже­ны; ре­шет­ка же, окру­жав­шая мо­ги­лу свя­то­го, бро­ше­на бы­ла под тра­пе­зу. Про­шло неко­то­рое вре­мя, ча­сов­ню вос­ста­но­ви­ли в тре­тий раз, но в худ­шем ви­де: кое-как, из ста­ро­го ле­са, без окон и две­рей, бо­лее низ­кую – «не яко мо­лит­вен­ный дом, но яко непо­треб­ную хле­ви­ну». Мо­ги­ла же пре­по­доб­но­го по-преж­не­му на­хо­ди­лась в со­вер­шен­ном за­пус­те­нии. И опять со­вер­ши­лось чу­до. Ко­гда во вре­мя од­но­го празд­ни­ка  в оби­тель со­бра­лось мно­го на­ро­да, неко­то­рые бо­го­моль­цы за неиме­ни­ем ме­ста в мо­на­сты­ре но­че­ва­ли в ча­совне. Слу­чи­лось, что од­на жен­щи­на, спав­шая  на са­мой мо­ги­ле свя­то­го, вдруг неисто­во за­кри­ча­ла: «Оставь ме­ня, от­че, не бей, ибо в неве­де­нии я лег­ла на твою но­гу». Спав­шие бо­го­моль­цы вско­чи­ли и ста­ли жен­щи­ну спра­ши­вать, что с ней слу­чи­лось, и она от­ве­ча­ла: «Этот мо­нах бьет ме­ня жез­лом, так как я лег­ла на его но­ги». Слы­шав­шие недо­уме­ва­ли, ибо ни­ко­го не ви­де­ли. «И сие чу­до не па­мят­но па­ки по­ло­жи­ша» – оно не вра­зу­ми­ло ино­ков, не вну­ши­ло им по­чте­ния к свя­то­му ме­сту, хо­тя об этом чу­де мно­го го­во­ри­ли в го­ро­де Во­лог­де. На­ко­нец епи­скоп Во­ло­год­ский Па­вел (1716–1725), во­ло­год­ский уро­же­нец, быв­ший до свя­ти­тель­ства свя­щен­ни­ком в Во­лог­де и по­то­му мно­го слы­шав­ший о чу­де­сах от свя­той ико­ны и о бо­го­угод­ной жиз­ни прп. Иоси­фа, уста­но­вил ему мест­ное празд­но­ва­ние. Он бла­го­сло­вил слу­жить прп. Иоси­фу мо­леб­ны, со­ста­вить ему служ­бу, ко­то­рая и на­пи­са­на бы­ла по об­раз­цу служ­бы прп. Га­лак­ти­о­ну Во­ло­год­ско­му (па­мять 24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря). В За­о­ни­ки­ев­скую пу­стынь епи­скоп Па­вел по­слал в 1717 г. стро­и­те­лем иеро­мо­на­ха Ана­ста­сия. Ис­пол­няя свя­ти­тель­скую во­лю, Ана­ста­сий по­ста­вил над гро­бом пре­по­доб­но­го но­вую и хо­ро­шую ча­сов­ню, укра­сил мо­ги­лу пе­ле­ною и стал со­вер­шать прп. Иоси­фу мо­леб­ны. Ве­ру­ю­щие устре­ми­лись в За­о­ни­ки­ев­скую оби­тель ко гро­бу но­во­про­слав­лен­но­го угод­ни­ка Бо­жия. На их при­но­ше­ния укра­ше­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, а на гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го по­ло­же­на но­вая пе­ле­на, шел­ко­вая с зо­ло­ты­ми укра­ше­ни­я­ми. Вско­ре ре­ше­но бы­ло по­стро­ить над гро­бом прп. Иоси­фа храм вме­сто ча­сов­ни и на­чать сбор по­жерт­во­ва­ний. В том же 1717 г. од­но­му из бра­тий За­о­ни­ки­ев­ской оби­те­ли та­ин­ствен­ный го­лос по­ве­лел отыс­кать и по­ло­жить при гро­бе вла­ся­ни­цу пре­по­доб­но­го. Ее на­шли и по­ло­жи­ли, и с то­го вре­ме­ни она ста­ла слу­жить ис­точ­ни­ком ис­це­ле­ний для ве­ру­ю­щих. Так Гос­подь воз­ве­ли­чил и про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка.

Мно­го чу­дес со­вер­ши­лось и со­вер­ша­ет­ся при гро­бе прп. Иоси­фа по ве­ре при­те­ка­ю­щих к нему.

В 1717 г. в Во­ло­год­ском крае слу­чи­лась за­су­ха. Жи­те­лям угро­жал го­лод, бо­лез­ни, смерт­ность, ра­зо­ре­ние. Од­на­ко за­ступ­ле­ни­ем прп. Иоси­фа на­род был спа­сен от это­го бед­ствия. Свя­ти­тель Па­вел, при­быв­ший по­мо­лить­ся у гро­ба пре­по­доб­но­го, про­стер ру­ки и со сле­за­ми мо­лил­ся: «О, пре­по­добне Иоси­фе, ес­ли име­ешь бла­го­дать пред Бо­гом, упро­си, да сни­дет дождь, ибо зем­ля не да­ет пло­да сво­е­го, а че­ло­ве­ки и ско­ты жаж­дою по­ги­ба­ют». И тот­час по­шел дождь, ко­то­рый на­по­ил зем­лю. По­сле это­го епи­скоп по­ве­лел на­пи­сать на хол­сте об­раз пре­по­доб­но­го и по­ло­жил при гро­бе.

В Во­лог­де бы­ла де­ви­ца Ири­на, 13 лет стра­дав­шая го­лов­ной и глаз­ной бо­лез­нью. Ни­ка­кие уси­лия и сред­ства не мог­ли из­ба­вить ее от тяж­ко­го неду­га. Ле­че­ние неве­же­ствен­ны­ми вра­ча­ми при­ве­ло лишь к то­му, что де­ви­ца со­всем ослеп­ла. Ко­гда же при­вез­ли боль­ную в мо­на­стырь (3 июля 1718 г.) и она при­ло­жи­ла вла­ся­ни­цу чу­до­твор­ца к гла­зам сво­им, то по­чув­ство­ва­ла, «яко мраз некий на­чал от­хо­дить от гла­вы ея». По­сле это­го она за­сну­ла. Проснув­шись, Ири­на ста­ла яс­но ви­деть: и бо­лезнь глаз, и го­лов­ные бо­ли ис­чез­ли.

В ча­совне пре­по­доб­но­го по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный Да­вид, не вла­дев­ший ни ру­ка­ми, ни но­га­ми. Он был остав­лен на ночь при гро­бе пре­по­доб­но­го и, ко­гда на­чал за­сы­пать, вдруг услы­шал го­лос: «Встань, Да­вид, и мо­лись о том, за чем при­шел». Рас­слаб­лен­ный вско­чил на но­ги и, ко­гда опом­нил­ся, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым. Во вре­мя бла­го­ве­ста к утре­ни Да­вид, вый­дя из ча­сов­ни, при­шел в цер­ковь и тем при­вел в изум­ле­ние всех его знав­ших. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние он дал обе­ща­ние на­все­гда остать­ся в За­о­ни­ки­е­вой оби­те­ли.

Ока­зы­вая ско­рую по­мощь всем с ве­рою при­хо­дя­щим к нему, пре­по­доб­ный стро­го на­ка­зы­вал тех, ко­то­рые, не ве­ря в его чу­до­дей­ствен­ную по­мощь, ста­ра­лись ко­ле­бать эту ве­ру у дру­гих.

Во­ло­год­ский свя­щен­ник Ва­си­лий со­мне­вал­ся в свя­то­сти прп. Иоси­фа, по­вест­­во­ва­ния о чу­де­сах его счи­тал вы­мыс­лом и сказ­ка­ми; это­го ма­ло, он зап­ре­щал при­хо­жа­нам сво­им хо­дить ко гро­бу угод­ни­ка Бо­жия. Ви­дя, что его сло­вам на­род не вни­ма­ет, свя­щен­ник вы­хо­дил из се­бя и по­рой рез­ко, гру­бо и неприс­той­но от­зы­вал­ся о пре­по­доб­ном и о чу­де­сах его. За это он был на­ка­зан. Ко­гда од­на­жды Ва­си­лий об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам сво­им, шед­шим в За­о­ни­ки­е­ву пу­стынь, с обыч­ны­ми ко­щун­ствен­ны­ми ре­ча­ми, он вдруг был по­ра­жен сле­по­той. Но на­ка­зан­ный свя­щен­ник тот­час же об­ра­зу­мил­ся: ис­по­ве­дал Бо­гу со­гре­ше­ния свои, про­сил про­ще­ния Его угод­ни­ка, обе­щая не про­из­но­сить ху­лы на свя­то­го, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Ве­ли­ки снис­хож­де­ние и лю­бовь прп. Иоси­фа к лю­дям. Не толь­ко тот, кто об­ра­ща­ет­ся к нему с ве­рою и мо­лит­вою, по­лу­чал от него ско­рое ис­це­ле­ние, но да­же и тем, кто не об­ра­щал­ся к нему и во­все не слы­шал о нем, он по­да­вал ско­рую по­мощь.

У од­ной жен­щи­ны, по име­ни Ека­те­ри­на, му­жа взя­ли в сол­да­ты и был тя­­же­ло бо­лен сын. Горь­ко пла­ка­ла бед­ная жен­щи­на о сво­их несча­стьях. И вот од­на­жды но­чью она уви­де­ла во сне мо­на­ха, ко­то­рый ска­зал ей: «Не скор­би, Ека­те­ри­на, твой муж слу­жит за хри­сти­ан­скую ве­ру и ве­ли­ко­го го­су­да­ря, а сын твой Иоанн вско­ре бу­дет здрав. Схо­ди с ним в За­о­ни­ки­е­ву пу­стынь по­мо­лить­ся пе­ред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри; я жи­тель той пу­сты­ни, ста­рец Иосиф». Ко­гда Ека­те­ри­на про­бу­ди­лась от сна, то на­шла сы­на сво­е­го со­вер­шен­но здо­ро­вым.

Кре­стьян­ка Ев­до­кия бо­лее двух лет на­хо­ди­лась в рас­слаб­лен­ном со­сто­я­нии, не вла­дея ни ру­ка­ми, ни но­га­ми. Од­на­жды но­чью, ле­жа на по­сте­ли, она уви­де­ла мо­на­ха вы­со­ко­го ро­ста с длин­ной бо­ро­дой, в ку­ко­ле и ман­тии и с жез­лом в ру­ке. Мо­нах по­до­шел к ней, взял ее за пле­чо и ска­зал: «Встань и с ве­рою при­­зо­ви на по­мощь Бо­го­ма­терь и обе­щай­ся схо­дить в За­о­ни­ки­е­ву пу­стынь к чу­до­твор­ной иконе и ис­це­ле­ешь». Ко­гда Ев­до­кия от­ве­ти­ла ему, что она  не мо­жет хо­дить, не слы­шит и не зна­ет, где на­хо­дит­ся За­о­ни­ки­е­ва пу­стынь  и как най­ти об­раз, то ста­рец ска­зал: «Пу­стынь – неда­ле­ко от го­ро­да Во­лог­ды и хо­ро­шо из­вест­на по со­вер­ша­ю­щим­ся в ней чу­де­сам, а я – мо­нах той пу­сты­ни Иосиф. Со­ве­тую те­бе не от­ча­и­вать­ся, но иметь ве­ру, и по­лу­чишь ми­лость».

Ска­зав­ши это, ста­рец стал неви­дим. Боль­ная по­ра­же­на бы­ла ви­де­ни­ем и от стра­ха на­ча­ла кре­стить­ся, хо­тя рань­ше не мог­ла под­нять ру­ки. Утром она бы­ла уже со­вер­шен­но здо­ро­ва. Немед­лен­но от­пра­ви­лась она в За­о­ни­ки­е­ву пу­стынь, где и по­ве­да­ла о чу­дес­ном ис­це­ле­нии сво­ем.

Же­на сель­ско­го бу­лоч­ни­ка Ма­рия Зай­це­ва три го­да бо­ле­ла гла­за­ми. По­мо­гать му­жу сво­е­му она не мог­ла и под­вер­га­лась его упре­кам и бра­ни. Од­на­жды она по­до­шла к сто­лу, за ко­то­рым ра­бо­тал ее муж, же­лая в чем-ни­будь по­мочь ему, и в это вре­мя уви­де­ла, как от­во­ри­лась дверь и в ком­на­ту во­шел мо­нах, дер­жа на гру­ди об­раз Бо­го­ма­те­ри. Вслед­ствие силь­но­го си­я­ния, ис­хо­див­ше­го от ико­ны, Ма­рия не мог­ла рас­смот­реть ли­цо мо­на­ха; по­след­ний же, об­ра­тив­шись к ней, ска­зал: «Жен­щи­на, имей ве­ру и обе­щай­ся схо­дить к се­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри в За­о­ни­ки­е­ву пу­сты­ню и ис­це­ле­ешь». По­сле то­го, как ви­де­ние ис­чез­ло, боль­ная тот­час по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние. Ко­гда по­сле это­го она вы­шла в по­ле, чтобы по­мочь му­жу в убор­ке хле­ба, и во вре­мя от­ды­ха раз­мыш­ля­ла о чу­дес­ном ви­де­нии, вдруг ей пред­ста­вил­ся мо­на­стырь, пол­ный на­ро­да по слу­чаю празд­ни­ка, и буд­то са­ма она на­хо­дит­ся в этом мо­на­сты­ре. Кто-то по­до­шел к ней и спро­сил, ко­го она ищет — не то­го ли, кто при­но­сил об­раз и да­ро­вал ей об­лег­че­ние от бо­лез­ни? Ко­гда она от­ве­ча­ла, что ищет имен­но это­го мо­на­ха, со­бе­сед­ник, ука­зы­вая пер­стом, ска­зал ей: «Смот­ри, вот он». И Ма­рия уви­де­ла мо­на­ха вы­со­ко­го ро­ста с се­дой бо­ро­дой, с тро­стью, в ман­тии и кло­бу­ке. Он шел к две­рям ча­сов­ни, где по­ко­и­лись мо­щи прп. Иоси­фа. Ед­ва она вста­ла, чтобы по­кло­нить­ся ему, как ви­де­ние ис­чез­ло. По­сле это­го вто­ро­го ви­де­ния бо­лезнь ее бо­лее об­лег­чи­лась. Вско­ре Ма­рия при­шла в За­о­ни­ки­ев­скую оби­тель, по­мо­ли­лась пред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри, у гро­ба прп. Иоси­фа и про­зре­ла со­вер­шен­но.

Свя­тые мо­щи прп. Иоси­фа по­чи­ва­ли под спу­дом в теп­лом ка­мен­ном хра­ме мо­на­сты­ря, в при­де­ле его име­ни, под­ле ле­во­го кли­ро­са.

Па­мять пре­по­доб­но­го празд­ну­ет­ся мест­но два­жды в год: в день кон­чи­ны – 21 сен­тяб­ря/4 ок­тяб­ря и в день яв­ле­ния За­о­ни­ки­ев­ской Бо­го­ма­те­ри – 23 июня/6 июля.