Канон святому преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу

Припе́в: Преподо́бне о́тче на́ш Генна́дие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 05 февраля (23 января ст. ст.)

Глас 8.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Вся́кое пло́ти умертви́в мудрова́ние, с ли́ки безпло́тных водворя́ешися в небе́сных черто́зех, преподо́бне Генна́дие.

Озаре́нный све́том невече́рним и Влады́це все́х предстоя́, моли́, о́тче, изба́витися на́м от тмы́ грехо́вныя.

Ми́ром доброде́телей облагоуха́нныя святы́я мо́щи твои́, преподо́бне, блаже́нным безсме́ртием благоуха́я, источа́ют ве́рным исцеле́ние.

Богоро́дичен: Лю́тыя пло́ти моея́ стра́сти утоли́, Пресвята́я Де́во, и заблу́ждшаго мя́ к ти́хому приста́нищу напра́ви.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

По́хоть пло́ти, по́хоть оче́с и го́рдость жите́йскую отри́нув, яви́лся еси́, Генна́дие, сосу́д че́стен, Влады́це благопотре́бен.

Вери́гами желе́зными, посто́м и бде́нием отягчи́л еси́, о́тче, бре́нную, вку́пе же и многомяте́жную пло́ть, да ду́шу свободи́ши от лю́тости страсте́й.

Я́звы Го́спода на те́ле свое́м носи́в и стопа́м Его́ после́довав, воше́л еси́ и в ра́дость Его́, я́ко благи́й и ве́рный ра́б.

Богоро́дичен: Пресла́вная Ма́ти Де́во Богоро́дице, во утро́бе име́в Преве́чнаго Бо́га, вознеси́ к Нему́ моли́твы на́ша, я́ко Блага́я Хода́таица.

Седа́лен, гла́с 8:

Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему би́сера многоце́ннаго, оста́вль бо кро́в о́тчий и вменя́я вся́ тщету́ бы́ти, да Христа́ приобря́щеши, Тому́ после́довал еси́, Его́ ра́ди стра́сти и озлобле́ния претерпе́л еси́, с Ни́мже и прославля́ешися дне́сь, о́тче богому́дре.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Очи́стив себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, хра́м Бо́жий бы́л еси́ на земли́, по успе́нии же твое́м во хра́ме невече́рния сла́вы предстои́ши Го́споду.

На вся́к де́нь и ча́с моля́ся, тружда́яся и при́сно рабо́тая Го́споду, пребы́л еси́ непоколеби́м, я́ко утвержде́нный на ка́мени за́поведей Госпо́дних.

Сла́вим Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха — Бо́га, да́рующаго благода́ть святы́м Свои́м и те́х моли́твами избавля́ющаго на́с от лю́тых обстоя́ний.

Богоро́дичен: Влады́чице, приими́ моли́твы на Тя́ наде́ющихся: Твои́ бо есмы́ рабы́, да не постыди́мся.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

От ю́га в се́верныя страны́ прите́кл еси́, преподо́бне, горя́ любо́вию Боже́ственною, ея́же пла́менем наве́ты вра́жия, я́ко бы́лие травно́е, сожго́шася.

Гра́де Могиле́ве, ра́дуйся! Ты́ бо произрасти́л еси́ благода́тный кла́с, и́мже процвете́ пусты́ня Любимогра́дская и сла́вою его́ возвели́чися.

Ве́рнии, прииди́те, ублажи́м преподо́бнаго отца́ на́шего Генна́дия, прозорли́вец бо и чудотво́рец в житии́ бы́в, по сме́рти источа́ет исцеле́ния от святы́х моще́й свои́х.

Богоро́дичен: Богода́нный души́ моея́ свети́льник угаси́х и све́та стезе́й Госпо́дних не уве́дех, оба́че, Ма́ти Све́та! из мра́ка грехо́внаго вопию́: озари́ мя́, омраче́ннаго, и заблу́ждшаго напра́ви ко приста́нищу спасе́ния.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Е́зеро Су́рское! Во́ды твои́ да воспле́щут дне́сь, я́ко в имени́тый де́нь пра́здника, со струя́ми бо твои́ми слия́стася умиле́нныя сле́зы, и́миже пла́кася преподо́бный Генна́дий, призыва́я благослове́ние держа́ве Росси́йстей и сыново́м ея́.

Кладенцы́, иско́паннии преподо́бным, и́не вся́ ру́к его́ тружде́ния, да науча́т на́с, ка́ко подоба́ет умерщвля́ти пло́ть, рабо́тая при́сно Го́сподеви.

Я́звы Го́спода Иису́са и Кре́ст Его́, я́ко вене́ц зла́т, с ра́достию прии́м, услы́шал еси́, преподо́бне, вожделе́нный гла́с: до́брый ра́бе, благи́й и ве́рный, вни́ди в ра́дость Го́спода твоего́!

Богоро́дичен: Богода́нный души́ моея́ свети́льник угаси́х, и тма́ обы́де мя́, окая́ннаго, оба́че к Тебе́ зову́, Ма́ти Све́та: озари́ ду́шу мою́ омраче́нную и спаси́ мя́.

Конда́к, гла́с 3:

Моли́твою и посто́м, тружде́нием и терпе́нием умертви́вый вся́кое пло́ти мудрова́ние, чистоты́ сосу́д благоле́пен, Боже́ственных даро́в и чуде́с прича́стник, и́ноком же до́блий наста́вник бы́л еси́, сподвиза́яся блаже́нному Корни́лию, о́тче богому́дре. Сего́ ра́ди вопие́м: моли́ся ко Го́споду, да моли́твами твои́ми да́рует ми́р и спасе́ние душа́м на́шим.

И́кос:

Свети́льник нога́ма твои́ма положи́вый зако́н Госпо́день и све́т стезя́м твои́м, се́рдце же утверди́вый на ка́мени ве́ры, в не́йже стоя́ и хваля́ся упова́нием сла́вы Бо́жия, избе́гл еси́ жите́йския тли́, преподо́бне, и, ко све́ту Ца́рствия Бо́жия упра́влен сы́й, призира́еши на ны́, моля́ся ко Го́споду, да обря́щемся сына́ми Све́та и Ца́рствие Его́ насле́дити сподо́бимся.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

О́тче Генна́дие, с дру́гом твои́м Фео́дором прише́л еси́ к преподо́бному Алекса́ндру, и́же до́блестно на Сви́ре реце́ подвиза́ся, и того́ житию́ поревнова́л еси́.

Семена́ слове́с прему́дрости Бо́жия прия́в в се́рдце свое́ от преподо́бнаго Корни́лия, возрасти́л еси́ я́, о́тче Генна́дие, в дре́во благосенноли́ственное, я́ко приити́ к тебе́ со́нму и́ноков и вита́ти, благогове́нствуя, под се́нию благода́ти, я́же в тебе́.

Ликовству́я дне́сь, принесе́м, ве́рнии, хвалу́ и благодаре́ние Бо́гови, нетле́нием просла́вившему уго́дника Своего́ и дарова́вшему ему́ благода́ть исцеле́ний.

Богоро́дичен: Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим: Благослове́на Ты́ в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Царя́ Небе́снаго ве́рный ра́бе! Тому́ порабо́тал еси́, подвиза́яся по́двигом до́брым, Того́ ра́ди вся́ претерпе́л еси́, да насле́диши обетова́ния жи́зни ве́чныя.

Моли́ся и о на́с, преподо́бне, да благоче́стно пожи́вше и Бо́гови благоугоди́вше, прича́стницы бу́дем жи́зни ве́чныя.

Не челове́ческую, а Бо́жию возлюби́л еси́ сла́ву, о́тче Генна́дие, сего́ ра́ди Бо́г тя́ просла́ви, да́руя тобо́ю по́мощь и спасе́ние притека́ющим к тебе́ с ве́рою.

Богоро́дичен: Досто́йно е́сть блажи́ти Тя́, Богоро́дице: Благослове́нна Ты́ в жена́х и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Воспомина́юще подви́жничество твое́, преподо́бне Генна́дие, честно́е успе́ние твое́ и зна́мения, я́же соде́я Госпо́дь руко́ю твое́ю, со умиле́нием глаго́лем: вои́стинну ди́вен Бо́г во святы́х Свои́х.

Да весели́тся пусты́ня Любимогра́дская, во́ды Су́рския да воспле́щут: та́мо бо просия́ ди́вный уго́дник Бо́жий.

Сла́вна и всехва́льна па́мять твоя́, о́тче Генна́дие, сла́вою бо, я́же от Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, просла́влен еси́.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия! ника́коже по достоя́нию мо́жем восхвали́ти Тя́. Оба́че Блага́я су́щи, приими́ моли́тву рабо́в Твои́х и принеси́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т ду́ши на́ша.

Свети́лен:

Я́ко заря́ у́тренняя и я́ко луна́ полна́ во дне́х свои́х, бы́л еси́, преподо́бне, в житии́ се́м, горя́ ре́вностию, я́же по Бо́зе, богате́я святы́ми де́лы и словесы́ благи́ми. Те́мже мо́лимся: не забу́ди чту́щих святу́ю па́мять твою́ и моли́ся ко Го́споду спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Краткое житие преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского

Свя­той Ген­на­дий Ко­стром­ской, в ми­ру Гри­го­рий, ро­дил­ся в го­ро­де Мо­гиле­ве от бо­га­тых рус­ско-ли­тов­ских бо­яр. С юно­сти он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, лю­бил по­се­щать храм Бо­жий и стро­го со­блю­дал по­сты, за что дру­зья сме­я­лись над ним. Же­лая по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, он тай­но оста­вил ро­ди­те­лей, дом и в одеж­де бед­ня­ка от­пра­вил­ся в Рос­сию. По­се­тив Моск­ву и Нов­го­род, он не на­шел мо­на­сты­ря по сво­е­му ду­ху и то­гда от­пра­вил­ся на ре­ку Свирь к пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру. Свя­той Алек­сандр Свир­ский на­пра­вил его в во­ло­год­ские ле­са к пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию Ко­мель­ско­му, ко­то­рый и по­стриг его в ино­че­ский чин с име­нем Ген­на­дий. Неко­то­рое вре­мя спу­стя пре­по­доб­ные Кор­ни­лий и Ген­на­дий уда­ли­лись на Сур­ское озе­ро, близ ре­ки Ко­стро­мы, где ос­но­ва­ли пу­стынь с дву­мя хра­ма­ми. Эта пу­стынь впо­след­ствии ста­ла из­вест­ной как Ген­на­ди­ев мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий непре­рыв­но тру­дил­ся, пек просфо­ры и хлеб, ру­бил дро­ва, ко­пал с бра­ти­ей пру­ды. Ра­ди боль­ше­го по­дви­га он по­сто­ян­но но­сил вери­ги. Он очень лю­бил пи­сать ико­ны и ими укра­шал хра­мы сво­ей пу­сты­ни. За свою бла­го­че­сти­вую жизнь свя­той Ген­на­дий по­лу­чил от Бо­га дар про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний. Так, бу­дучи в Москве, он пред­ска­зал до­че­ри бо­яри­на Ро­ма­на За­ха­рьи­на, Ана­ста­сии Ро­ма­новне, что она станет ца­ри­цей. Дей­стви­тель­но, она по­том вы­шла за­муж за ца­ря Ива­на Гроз­но­го и бы­ла его лю­би­мой же­ной. Сам царь Иван Гроз­ный упро­сил пре­по­доб­но­го стать крест­ным от­цом его до­че­ри. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий ис­це­лил от смер­тель­ной бо­лез­ни во­ло­год­ско­го епи­ско­па Ки­при­а­на.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ген­на­дий в 1565 го­ду, а в 1644 г. бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий на­пи­сал «На­став­ле­ния ду­хов­но­го стар­ца но­во­на­чаль­но­му ино­ку» и «Ду­хов­ное за­ве­ща­ние».

Полное житие преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского

Свят Господь Бог наш Иисус Христос, прославляющий святых своих! Свят, подающий дар описывать жития благоугодивших Ему! Они же есть свет миру, особенно иноком. Таким был Божий угодник, преподобный отец наш Геннадий.

Преподобный Геннадий, нареченный во св. крещении Григорий, был единственным сыном неких богобоязненных болярина Иоанна и супруги его Елены, обитавших в городе Могилеве в Литве. Блаженный Григорий с малых лет был возбужден к делам духовным и пребывал день и ночь в церкви, молясь Богу. Родителям Григория это не нравилось. И с того времени Григорий задумал уйти в Русский монастырь. Выбрав время, ушел из дома раздал свою одежду нищим и облекся в рубище. В дороге терпел много бед и напастей. Но хранимый Богом, дошел до Москвы, где покланялся святыням и отыскивал обитель, где бы ему принять иноческий чин и молиться Богу. Встретив единомышленника, именем Федор, отправился с ним в Великий Новгород, а оттуда на Свирь реку, к преподобному Александру, у которого просили благословения остаться в его обители. На что преподобный пророчествовал, что Федор останется богоугодно жить в миру, а Григорий будет наставником многим иноком, и отправил их в комельский лес к преподобному Корнилию. Пробыв в пустыни преподобного Александра сорок дней, и взяв благословение, отправились в путь.

Преподобный Корнилий принял Григория, возложив на него монашеский искус, по святоотеческому преданию, а Федору снова предсказал жизнь мирскую (Федор дожил до глубокой старости, и почил в Москве). По прошествии определенного времени преподобный Корнилий постриг Григория, и нарек ему имя - Геннадий. Молодой инок подвизался в трудах и молитвах, в трапезной, на пекарне и прочих делах служебных. Братия, по научению дьявольскому, роптала на него, а вскоре и на самого Корнилия. И настоятель со своим учеником ушли в костромские пределы, в дикий лес на сурбское озеро, на шестьдесят поприщ от обители, не далеко от селения царских бортников. Крестьяне очень обрадовались пришествию преподобных, построили им келью и снабжали их всем необходимым. Преподобные же подвизались к Богу молитвами и постом, труды к трудам прилагая, рубили лес, пахали землю и выкопали четыре пруда , два из которых существуют до сих пор. В некотором году великий князь Василий Иоаннович с великою княгинею Еленой отправились на Бело озеро на моление, по обещанию своему о благочадии. Прибыв же им в обитель преподобного Корнилия и узнав о удалении святых на другое место, очень оскорбились на братию и сказали им: "Из-за вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыне". И послали своих слуг молить преподобного вернуться на прежнее место. Преподобный вернулся и пал к ногам великого князя, прося прощения о своем отхождении. Благоверный же князь просил святого: "Любимиче мой, отче Корнилие, моли за нас милостивого Бога, да дарует нам Господь Бог плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение обителям, державу российскому царству и в утверждение веры христианской". Также сказал великий князь преподобному, остаться ему в обители, а новую пустынь благословить ученику своему. Так и поступил авва Корнилий, и повелел преподобному Геннадию воздвигнуть храм во имя Преображения Господня. Блаженный Геннадий поступил по повелению великокняжескому и благословению отца своего Корнилия, воздвигнув церковь украсил ее иконами (часть из которых писал сам) и книгами. Ввиду преумножения братии соорудил теплую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, устроив ее, как и первую. Сам преподобный всегда трудился, являя тем образ смирения и терпения братии. Устроив для них жилища, днем рубил дрова, а ночью разносил по братским кельям, стирал одежду братии, делал свечи, пек просфоры, варил еду. Более же всего в церковных службах преуспевал, носил на теле своем вериги, железные кресты и тяжелые цепи. Все это делал он ради смирения своей плоти. Потому почила на нем благодать Пресвятой Троицы, он же устремлялся на больший подвиг, подавая пример своим ученикам. Учил их не только словом, сколько делом. Никто не в силах изречь житие преподобного, его болезни, труды, попечение о братии. В похваление отца нашего Геннадия, а более во славу Божию, поведаем о чудесах его, что сотворил, благодатью Божией.

Сказание о чудесах преподобного отца нашего Геннадия

Чудо первое.

Некогда блаженному случилось придти в Москву, с учениками своими Серапионом и Уаром, и были приняты у боярыни Иулиании Федоровны, жены Романа Юрьевича. Просила его хозяйка благословить сыновей ее Даниила и Никиту, и дочь Анастасию. Когда святой благословлял отроковицу, сказал ей: "Ты розга прекрасная и ветвь плодовитая, будешь государыня царица благоверная". Слышав это все удивились и отпустили блаженного с подарками. Все же сказанное старцем сбылось, с того времени царица Анастасия стала держать большую веру в Бога, и всячески одаривала обитель любимоградскую. (Анастасия была первой женой первого российского самодержца - Иоанна Грозного).

Чудо второе. О князе Борисе Палецком.

Некогда князь Борис Палецкий сильно изнемогал и пришел на Сурбское озеро помолиться. Преподобный Геннадий обрадовался приходу князя, и собрав братию встретил его у святых врат с достойною молитвой и дал в руки гостю свой посошок; с этого момента князь совершенно выздоровел, и прославил Бога и угодника Его, преподобного Геннадия, все же люди возрадовались чудесному выздоровлению князя. Тот в знак благодарности щедро жертвовал обители и возвратился домой. Благословение же старца, посошок, велел везти иерею Василию. Отец Василий, похуля благословение святого, кинул дар в реку Кострому, чем сильно опечалил князя. Иерей же прибыв домой , обрел жену свою мертвой, и вскоре и сам впал в сильный недуг; начал каяться о согрешенном, и дал обещание принять монашеский чин у святого старца Геннадия. И спустя некоторое время просил прощения у старца и молил его, дабы причел его к своему богоизбранному стаду. Блаженный Геннадий постриг его и нарек имя ему Варлаам, и по прошествии нескольких лет стал игуменом в Богоявленской обители города Костромы. Вышереченный князь Борис дал в обитель колокол и 8 рублей.

Чудо третье. О епископе Киприане Вологодском и Великопермском.

Случилось как-то владыке Киприану сильно заболеть, имеюще любовь духовную к преподобному старцу Геннадию, послал слугу своего за ним. Пришел старец с учениками своими иеромонахами Мисаилом и Александром в Вологду, владыка так обрадовался приходу их, что встал с одра своего для благословения, хотя до сего времени встать с постели не мог. Долго беседовал святитель с преподобным, люди же весьма удивились наблюдая облегчение болезни архипастыря и прославили Бога, творящего через угодников своих преславные чудеса всем людям. Утром владыка испрашивал у преподобного молитв, дабы совершенно выздороветь. На что святой отвечал: "Бог Человеколюбец помогает от скорби и целит недуги душевные и болезни телесные и облегчает немощь страждущим, а не наше сие великое дело. Господин мой святитель, все возможно у Бога, а от людей ничто. Господин мой, здрав ты от скорби телесной. Нога же твоя больная да напоминает тебе последний час и не выздоровеет до самой твоей смерти: мир тебе, господин мой святый отче!" после сего владыка прожил еще пять лет и отошел ко Господу.

Чудо четвертое. О игумене Алексие, которое сам написал.

Возвещу же вам о себе, братия моя возлюбленная, великое чудо преподобного старца Геннадия отца нашего и учителя. Случилось мне от братии сильное оскорбление, и я многогрешный игумен Алексий не смог такое оскорбление стерпеть, ушел из обители Спасовой и поселился в Костромской Богоявленский монастырь. Жил совместно с духовным пастырем игуменом Сильвестром и о Христе братстве его: и спустя немного времени пришла ко мне болезнь тяжкая и не смог от нее в церкви стоять. Из-за этого переселился в обитель Пресвятой Богородицы в Андреевскую пустынь, в Пошехонии. По откровению же Божию, возвратился в обитель Преображения Господня и притек к цельбоносному гробу преподобного отца нашего Геннадия, прося благословения и прощения о своем малодушии. И с того момента сотворил меня Господь Бог здоровым молитвами преподобного отца нашего Геннадия.

Чудо пятое. О Иоанне Лихореве.

Некий сын боярский, именем Иоанн Лихорев, тот приложил село свое в дом Спасов. Потом задумал переменить свое решение и удалиться от обители преподобного Геннадия, и вселиться в Троице-Сергиеву лавру. Через некоторое время сын его Алексий умер злою смертью, и доилица его плачуще и рыдающе, тоже отошла ко Господу. Позже и жена его впала в сильный недуг. Соседи же его, собравшись в его доме, видящие ужасное состояние женщины, говорили ей: "Муж твой захотел учинить измену Всемилостивому Спасу и преподобному Геннадию, за это Бог не пощадил сына вашего и вас, поэтому дайте обет Спасителю и пускай муж твой сотворит как обещал изначально". Дав же женщина та обет, тут же стала здрава, и поторопилась написать Иоанну. На Иоанна тем временем напал сильный страх и трепет, бывши ему в городе Переславле-Залесском. От страха в лице он изменился, и слуги его уговаривали ему вернуться. Иоанн возвратился в обитель преподобного старца Геннадия, и обещал сел своих не отлучать. И вскоре молитвами преподобного отца нашего аввы Геннадия был здравый.

Чудо шестое. О беснующемся человеке.

Был некий христианин Евтропий, имея у себя три сына. Один из них, именем Василий сошел с ума и пребывал в этом состоянии долгое время; многих людей кусал, и усмиряли его, надевая на него оковы железные. Во многие обители водили его, ради исцеления, но тщетно. Привели же болящего в обитель Спасову, подвели ко гробу преподобного Геннадия и молитвами его сотворил Бог его здоровым.

Чудо седьмое. О некоем клирике.

Клирик некий именем Севастиан, постриженник Каменской обители, зомовой на озере кубенском, был одержим зубной болезнью, и обещал списать канон и житие преподобного отца Геннадия, по написании был здрав от недуга своего.

Чудо восьмое. О некоем диаконе.

Диакон Прохор, по прозвищу Богдан, родом из рязанского уезда, сильно был одержим зубной болью, врачи вырвали ему уже не один зуб, но он не получал облегчения притек же к чудотворному гробу, обещая переписать канон и житие преподобного отца нашего Геннадия, и Бог разрешил его от болезни в тот час.

Чудо девятое. О некоем диаконе.

Некий диакон, по прозвищу Чернец украл книги церковные и скатерти и бежал в сторону реки Андомы, по пути парализовало его, и не мог шевелить руками и ногами. Когда узнал о сем игумен послал за ним. Диакон покаявшись в согрешении своем припал ко гробу преподобного, прося прощения, рукам и ногам своим облегчения, и по молитвам преподобного отца нашего Геннадия, Господь Бог помиловал его, даровав ему здравие.

Чудо десятое. О беснующемся человеке.

Человек некий, именем Игнатий, был мучим от нечистого духа: многие люди советовали ему обратиться с молитвами к преподобному Геннадию и, прожив несколько дней в обители, ходатайством святого выздоровел.

Чудо одиннадцатое. О бортнике Антипе.

Бортник соседской области, именем Антипа, пошел как-то по своим делам, и напали на него множество бесов, как люди черные, и устрашали его. Антипа же от этой напасти сошел с ума, начал себя ножом резать, и многих людей покусал. С большим трудом привели его ко гробу преподобного Геннадия, в обитель Спасову, пожив там месяц молитвами святого стал здоров, и отправился домой, славя Бога и преподобного отца Геннадия.

Чудо двенадцатое. О беснующемся человеке.

Некий человек, именем Иустин, сильно был беснуем при чем имел огромную силу: приведен был в Спасову обитель и привязан к столбу трапезному, силою же своею столб тот сломал. Когда же наложили на него вериги преподобного отца Геннадия, моментально выздоровел.

Чудо тринадцатое. О некоем крестьянине.

Некий крестьянин, именем Дометий, сильно бесновался: соседи же и родственники привели его к чудотворному гробу преподобного Геннадия, из-за чего Дометий сильно бился, скрежетал зубами, изо рта шла пена, и хватался за руки и за ноги. В день Преображения Господня после утренней службы положили его на помосте у гроба святого Геннадия и во время литургии, молитвами преподобного получил здравие, и прожив в обители еще десять дней, ушел домой радуясь и славя Бога и угодника Его преподобного отца нашего Геннадия.

Чудо четырнадцатое. О некоем сыне боярском, Василие Панине.

Некий сын боярский, именем Василий Панин имел жену, которая долгое время страдала болезнью глаз, он же приехав в обитель Всемилостивого Спаса, припал с молитвой к чудотворному гробу, игумен же и священники, отслужив молебен, освятили воду. Василий, взяв с собой освященной воды, отправился к болящей супруге, и когда жена его окропила святой водой лицо свое и глаза, тот час выздоровела молитвами преподобного Геннадия.

Чудо пятнадцатое. О некоем христианине.

У некоего христианина веси Обнорское, именем Меркурий был сын Леонтий, крайне страдавший болезнью глаз, и уже полтора года не видел света белого, и от сего ужасного недуга кричал день и ночь. Родители привезли его в обитель Спасову, привели ко гробу преподобного отца Геннадия и просили священников совершить молебное пение и освятить воду. Освященной водой начали кропить местные иконы и раку чудотворца, а также больного Леонтия, и в тот час милостью Божией и молитвами преподобного отца нашего Геннадия отрок прозрел, с радостью возвратился в дом свой, славя Бога и угодника Его святого Геннадия.

Чудо шестнадцатое. О некоем человеке, именем Лука.

Некий житель города Костромы, именем Лука Густышев не имел веры в чудеса преподобного Геннадия и дал обещание не бывать в Спасовой обители у гроба преподобного. По ряду своей службы был выбран в целовальники в таможню и отбыл с дружиной собирать пошлинные государевы деньги. И внезапно поразила его болезнь в щеку и во всю голову и упав на землю корчился от боли. Родственниками был привезен домой, но болезнь не унималась и Лука был уже при смерти. Пришед же в разум, вспомнил грех свой и пообещал идти ко гробу святого; по окончании молебного пения был здоров молитвами преподобного отца нашего Геннадия.

Чудо семнадцатое. О некой вдове.

В Галичском уезде Коржеской области в сельце Левском жила вдова именем Евдокия дворянского рода, жена Феодора Лаптева, имела четырех сыновей, один из которых, именем Кирилл восхотел идти в обитель Всемилостивого Спаса и к чудотворцу Геннадию и там принять иноческий чин и в эту обитель отдать свой жребий наследства. Евдокия была против, и стала клясть сына своего, и в той клятве постигла ее сильная болезнь головы, такая, что и зубы у нее сокрушились, и сильно отекла голова, что чуть кожа не трескалась, что причиняло сильные боли. Вспомнив же свое согрешение, стала молиться Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Богоматери и на помощь призывать преподобного Геннадия чудотворца, обещая придти в Преображенский монастырь молиться и отдать жребий сына своего. Сразу же после ее обещания ей стало легче и она отправилась к святому Геннадию. Испросивши прощения у гроба старца Геннадия и певши молебные пения отдала в обитель жребий сына своего, и постригся сын ее в монахи и получил имя вместо Кирилла - Корнилий. А вдова вернулась в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богоматерь, и преподобного Геннадия, так как получила от скорби своей исцеление, и молитвами святого выздоровела.

Чудо восемнадцатое. О девице, исцелевшей молитвами св. Геннадия.

Недалеко от обители боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть селение, называемое Обнорское. Крестьянин того селения, именем Дометий имел дочь - Дарью, которую постигло расслабление рук и ног, онемение, и даже родителей своих она не узнавала. Пребывала она в этом страшном недуге пол года, от чего отец с матерью сильно скорбели. Вспомнили же они какие творит чудеса Бог угодником своим преподобным Геннадием! Пришел им благий помысел идти в обитель Спасову. Когда отслужили молебен у чудотворного гроба, тот час молитвами преподобного отца нашего Геннадия стала Дарья здорова и радуясь отошла в дом свой, многие благодарения воздавая Христу Богу, творящему дивные и преславные чудеса своим угодником преподобным Геннадием. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чудо девятнадцатое О некоей женщине.

Некая женщина, по имени Елисавета, была больна глазной болезнью и припала к чудотворному гробу преподобного отца нашего Геннадия, отерла покровом свои глаза и стала здоровой, потом настало ей время родить и тошнило ее трое суток, и прочитал ей иерей канон преподобному, и молитвами преподобного отца нашего Геннадия Бог разрешил ее в тот час.

Повесть об обретении мощей преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца

В (7152) 1644 году во дни благочестивейшаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, при святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России, в Костромском уезде, Любимской городской осады, во обители Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображения преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, по благословению Великого Господина святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея России, старый и ветхий деревянный храм Преображения Господня разобрали и начали строить каменную церковь Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при игумене Филарете. И когда начали рвы копать, обрели гроб преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, не предавшегося тлению. Было это 19 августа в день памяти святого мученика Андрея Стратилата, а по преставлении его минуло 80 лет. И когда открыли гроб, сразу изошло от мощей его святых сильное благоухание, и увидели мощи святого все целы и нерушимы, и не предающиеся тлению, и не только мощи, но и ризы его всецелые и нерушимые. Увидев это все возрадовались и прославили Бога, и взяв гроб с мощами преподобного внесли в церковь святого праведного Алексия человека Божия и поставили на уготованном месте. И стоял гроб преподобного с мощами его на том месте 2 года и 6 месяцев, пока не построили каменную Преображенскую церковь 23 ноября (7155) 1647 года. Было это при державе благочестивейшаго Государя Царя и Великого Князя Алекия Михайловича всея России самодержца, освятили новосозданную Божию церковь по благословению Великого Господина святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея России. Когда освятили церковь взяли гроб с мощами преподобного Геннадия из Алексиевского храма и внесли в новосозданную, и поставили его на уготованном месте напротив правого клироса в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы в стене, и всеми видим и бывают от гроба многие чудеса и исцеления с верою приходящим ко гробу преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, и установили сей праздник обретения честных мощей преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского праздновать 19 августа в день памяти святого мученика Андрея Стратилата. Был святой Геннадий власами рус, брадою чермен, роста среднего и преставился ко Господу в вечный покой, Его же с молодости возлюбил.(Яр. Еп. Вед. 1873 г. №24 С.195-196).

См. так­же: