Канон святому благоверному князю Димитрию Донскому
Припев: Святы́й благове́рный кня́же Дими́трие, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 01 июня (19 мая ст. ст.)
Глас 4.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Заря́ пресве́тлая в рождестве́ твое́м яви́лся еси́, свя́те Дими́трие, Христу́ возлю́бленне, сро́дники же твоя́ рожде́нием твои́м возвесели́л еси́.
Заря́ у́тренняя бы́л еси́, свя́те Дими́трие, во́зраста о́троческа достига́я, Христу́ моли́твы усе́рдныя возноси́ти поуча́лся еси́.
Заря́ кра́сная яви́лся еси́ Оте́честву твоему́, свя́те Дими́трие, княже́ние прии́м и в Бо́га богате́я, в моли́тве и испове́дании ве́ры Правосла́вныя укрепля́лся еси́.
Богоро́дичен: Отрокови́це Пречи́стая, ю́ныя о́троки сохраня́й и в во́зраст прише́дшия наставля́й, святы́я на земли́ возраща́й.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.
Утеше́ние бога́тое и о́браз богому́дрый име́л еси́, кня́же Дими́трие, во отце́ твое́м духо́внем, святи́теле Алекси́и прему́дрем, ка́ко упра́вити Оте́чество твое́.
Утеше́ние оби́льное прия́л еси́ в се́рдце твое́м, свя́те Дими́трие, послу́шав словеса́ богому́драго святи́теля, к му́жеству укрепля́вшаго тя́.
Утеше́ние ве́лие име́л еси́, богому́дре кня́же Дими́трие, ви́дя мно́гия дру́ги твоя́ во бране́х о Бо́зе гото́выя ве́рно сподвиза́тися ти́.
Богоро́дичен: Пресвята́я Де́во, Богороди́тельнице, Ты́ му́дре лю́ди Твоя́ ко спасе́нию устроя́еши, соблюди́ и на́с в по́двизех благи́х.
Седа́лен, гла́с 4:
Я́ко свети́льник све́тел в житии́ свое́м лю́дем твои́м яви́лся еси́, богому́дре Дими́трие, кня́же приснопа́мятне и боголюбе́зне. Не оста́ви на́с, ме́ньших бра́тий свои́х, о Оте́честве на́шем моли́тв твои́х те́плых прося́щих.
Богоро́дичен: При́зри на моли́твы на́ша, Де́во Пресвята́я, по́мощь и спасе́ние лю́дем Оте́чества на́шего подаю́щи.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Терпе́ние ве́лие показа́л еси́, Дими́трие прему́дре, в княже́нии твое́м, преде́лы земли́ твоея́ укрепля́я и защища́я.
Терпе́ние и му́дрость яви́л еси́, свя́те, в похо́дех твои́х на ага́ряны, с по́мощию Бо́жиею побежда́я си́х.
Терпе́ние мно́гое име́л еси́, богому́дре Дими́трие, кня́зи Росси́йския с полки́ и́х объединя́я во еди́но во́инство христолюби́вое.
Богоро́дичен: Пресвята́я Богоро́дице, Ма́ти Пречи́стая, Сы́на Твоего́ при́сно моли́ о е́же возраста́ти и в си́лу Бо́жию приити́ избра́нным Твои́м.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й све́т, в ми́р прише́л еси́, све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.
Доброде́тельми богому́дрыми богате́я, Дими́трие всече́стне, строи́тель сла́вный гра́да Москвы́ яви́лся еси́, те́мже и лю́ди твоя́ возвесели́л еси́.
Доброде́тельми христиа́нскими в житии́ твое́м укрепля́яся, свя́те кня́же Дими́трие, мно́ги хра́мы Бо́жии пречу́дныя по градо́м княже́ния твоего́ воздви́гл еси́.
В доброде́телех возраста́я, Дими́трие прему́дре, до́м и кня́жество твое́ до́бре упра́вил еси́, во Христе́ Спа́се обогаща́лся.
Богоро́дичен: Де́во Пренепоро́чная, Ма́ти Христа́ Бо́га, лю́ди и кня́зи Твоя́ в ми́ре соблюди́ и в доброде́телех многоимени́тых возрасти́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею Кро́вию.
Смиренному́дрие удоборазсуди́тельное и любо́вь изря́дную к ве́рным лю́дем твои́м показа́л еси́, пресла́вне кня́же Дими́трие, егда́ ко бра́ни ве́лии на Мама́я ополчи́лся еси́ со сро́дники и дру́ги свои́ми.
Смиренному́дрие ве́лие яви́л еси́, свя́те Дими́трие, егда́ к стопа́м Се́ргия преподо́бнаго припа́л еси́, того́ благослове́ния на по́двиг ра́тный испроша́я.
Смиренному́дрие и послуша́ние яви́л еси́ отцу́ твоему́, Се́ргию вели́кому, егда́ благослове́нием того́ два́ и́нока боголюби́ва, Алекса́ндра и Андре́я, в во́инство твое́ прия́л еси́.
Богоро́дичен: Де́во Пренепоро́чная, Наде́ждо на́ша непосты́дная, во дни́ испыта́ний и скорбе́й ве́лиих не оста́ви моля́щихся Тебе́.
Конда́к, гла́с 2:
По́двиги твои́ми, свя́те Дими́трие, страну́ на́шу Бо́г сохрани́, да́вый тебе́ си́лу непобеди́мую. И ны́не, предста́телю кре́пкий, соблюда́й моли́твами святы́ми гра́д тво́й Москву́ невреди́м от все́х наве́т вра́жиих.
И́кос:
Измла́да за́поведем Госпо́дним поуча́лся и любо́вь Христо́ву в се́рдце свое́м стяжава́я, свя́те Дими́трие, кня́же всече́стне, словесе́м Госпо́дним и наставле́нию святы́х оте́ц, Алекси́я и Се́ргия, внима́я, в му́жа соверше́нна дости́гл еси́, та́же побе́ду пресла́вну одержа́л еси́. И ны́не, предста́телю кре́пкий, соблюда́й моли́твами святы́ми гра́д тво́й Москву́ невреди́м от все́х наве́т вра́жиих.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: В пе́щи авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че не́жели пла́менем опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
На избавле́ние Бо́жие упова́я, блаже́нне кня́же Дими́трие, пред нача́лом бра́ни благослове́ние отца́ твоего́ Се́ргия прия́т и, по́двигом и́нока Алекса́ндра вдохновля́емь, в би́тву со враги́ твои́ми вступи́л еси́.
Избавле́ния от вра́г лю́тых не ча́ющи, стеня́ше земля́ от кро́ве во́ев твои́х пролива́емыя, са́м же ты́, кня́же Дими́трие, в оде́жди во́ина препро́стаго с враго́м му́жественне сража́лся еси́.
Избавле́ния не жда́ху мно́зи пресла́внии кня́зие и во́и твои́, ду́ши полага́юще за дру́ги своя́ на по́ле Кулико́ве, воево́да же Бренко́ Михаи́л под зна́менем Спа́совым за тя́ поги́бе.
Богоро́дичен: Изба́вительнице кре́пкая, Богороди́тельнице Пречи́стая, честно́ю ико́ною Твое́ю, я́же Донска́я нарече́ся, укрепи́ла еси́ лю́ди Твоя́ в сме́ртней бра́ни вели́цей, зе́млю Росси́йскую спаса́ющи.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Ру́це распросте́р Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́, о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Чу́до пресла́вное бы́сть побе́да во́инства Росси́йскаго, тобо́ю, кня́же Дими́трие, собра́ннаго, егда́ полцы́ князе́й Влади́мира и Дими́трия Волы́нскаго на орду́ ага́рянскую внеза́пу изыдо́ша и в бе́гство ту́ю обрати́ша.
Чу́до непости́жно бы́сть, егда́ земля́ Росси́йская поколеба́ся от шу́ма бе́гства ага́рянскаго. Ты́ же, сла́вне Дими́трие, мно́ги ра́ны прие́м, на земли́ се́й, я́ко ме́ртв, лежа́л еси́.
Чу́до стра́шное бы́сть, ве́черу доспе́вшу и би́тве ути́хшей, мно́гое бо мно́жество во́инства Росси́йскаго о́стрием меча́ падо́ша, и́хже имена́ вели́кий а́вва Се́ргий, открове́нием ди́вным, во оби́тели свое́й на моли́тве возноша́ше.
Богоро́дичен: Чу́дное зна́мение попече́ния Твоего́, Пречи́стая Де́во Мари́е, о ро́де росси́йстем яви́вши в де́нь пра́зднования Рождества́ Твоего́, пресла́вную побе́ду тому́ дарова́ла еси́.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
О, ка́ко пострада́ земля́ Росси́йская в би́тве вели́цей, я́ко мно́жество люде́й за Оте́чество ду́ши своя́ положи́ша, ты́ же, свя́те Дими́трие, с моли́твою и любо́вию во дне́х мно́зех телеса́ и́х земли́ предава́л еси́.
О, ка́ко просла́вися и́мя Бо́жие в по́двизе твое́м, кня́же Дими́трие пречу́дне, в сла́вней побе́де се́й, е́юже лю́ди росси́йския и́га стра́шнаго свободи́л еси́, и, нарече́ние Донска́го прия́в, моли́твенник при́сный о на́с явля́ешися.
О, ка́ко вели́к бы́сть по́двиг се́й в лю́дех твои́х, пречу́дне кня́же на́ш Дими́трие, я́ко и на гряду́щая времена́ простре́ся сла́ва побе́ды христолюби́ваго во́инства Росси́йскаго на по́ле Кулико́ве.
Богоро́дичен: О пречу́дная Влады́чице Богороди́тельнице, на пути́ люде́й Твои́х и вожде́й и́х призира́ющи и те́м побе́ду на супоста́ты да́рующи, приими́ моли́твы недосто́йных ра́б Твои́х, к Тебе́ прибега́ющих.
Свети́лен:
Побе́ду ве́лию во и́мя в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, по сло́ву пресла́внаго Се́ргия, с во́и твои́ми одержа́л еси́, богому́дре кня́же Дими́трие. Те́м тя́, я́ко предста́теля пред Бо́гом, вси́ почита́ем.
Богоро́дичен: Еди́наго от Тро́ицы Бо́га в ложесна́х Твои́х носи́ла еси́, Богома́ти Пречи́стая. Сего́ Бо́га Сло́ва и Сы́на Твоего́ о лю́дех умоля́ющи, покры́й на́с предста́тельством Твои́м, Всепе́тая.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Мо́рѧ чермнꙋ́ю пꙋчи́нꙋ невла́жными стопа́ми дре́внїй пѣшеше́ствовавъ і҆и҃ль, крⷭ҇тоѡбра́зныма мѡѷсе́овыма рꙋка́ма а҆мали́ковꙋ си́лꙋ въ пꙋсты́ни побѣди́лъ є҆́сть.
Зарѧ̀ пресвѣ́тлаѧ въ ржⷭ҇твѣ̀ твое́мъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ст҃е дими́трїе, хрⷭ҇тꙋ̀ возлю́бленне, сро́дники же твоѧ̑ рожде́нїемъ твои́мъ возвесели́лъ є҆сѝ.
Зарѧ̀ ᲂу҆́треннѧѧ бы́лъ є҆сѝ, ст҃е дими́трїе, во́зраста ѻ҆́троческа достига́ѧ, хрⷭ҇тꙋ̀ мл҃твы ᲂу҆сє́рдныѧ возноси́ти поꙋча́лсѧ є҆сѝ.
Зарѧ̀ кра́снаѧ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ ѻ҆те́чествꙋ твоемꙋ̀, ст҃е дими́трїе, кнѧже́нїе прїи́мъ и҆ въ бг҃а богатѣ́ѧ, въ мл҃твѣ и҆ и҆сповѣ́данїи вѣ́ры правосла́вныѧ ᲂу҆крѣплѧ́лсѧ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆трокови́це пречⷭ҇таѧ, ю҆́ныѧ ѻ҆́троки сохранѧ́й и҆ въ во́зрастъ прише́дшїѧ наставлѧ́й, ст҃ы̑ѧ на землѝ возраща́й.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Весели́тсѧ ѡ҆ тебѣ̀ цр҃ковь твоѧ̀, хрⷭ҇тѐ, зовꙋ́щи: ты̀ моѧ̀ крѣ́пость, гдⷭ҇и, и҆ прибѣ́жище, и҆ ᲂу҆твержде́нїе.
Оу҆тѣше́нїе бога́тое и҆ ѻ҆́бразъ бг҃омꙋ́дрый и҆мѣ́лъ є҆сѝ, кнѧ́же дими́трїе, во ѻ҆тцѣ̀ твое́мъ дꙋхо́внѣмъ, ст҃и́телѣ а҆леѯі́и премꙋ́дрѣмъ, ка́кѡ ᲂу҆пра́вити ѻ҆те́чество твоѐ.
Оу҆тѣше́нїе ѻ҆би́льное прїѧ́лъ є҆сѝ въ се́рдцѣ твое́мъ, ст҃е дими́трїе, послꙋ́шавъ словеса̀ бг҃омꙋ́драгѡ ст҃и́телѧ, къ мꙋ́жествꙋ ᲂу҆крѣплѧ́вшагѡ тѧ̀.
Оу҆тѣше́нїе ве́лїе и҆мѣ́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дрѣ кнѧ́же дими́трїе, ви́дѧ мнѡ́гїѧ дрꙋ́ги твоѧ̑ во бранѣ́хъ ѡ҆ бз҃ѣ готѡ́выѧ вѣ́рнѡ сподвиза́тисѧ тѝ.
Бг҃оро́диченъ: Прест҃а́ѧ дв҃о, бг҃ороди́тельнице, ты̀ мꙋ́дрѣ лю́ди твоѧ̑ ко сп҃се́нїю ᲂу҆строѧ́еши, соблюдѝ и҆ на́съ въ по́двизѣхъ бл҃ги́хъ.
Сѣда́ленъ, гла́съ д҃:
Ꙗ҆́кѡ свѣти́льникъ свѣ́телъ въ житїѝ свое́мъ лю́демъ твои́мъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре дими́трїе, кнѧ́же приснопа́мѧтне и҆ бг҃олюбе́зне. не ѡ҆ста́ви на́съ, ме́ньшихъ бра́тїй свои́хъ, ѡ҆ ѻ҆те́чествѣ на́шемъ мл҃твъ твои́хъ те́плыхъ просѧ́щихъ.
Бг҃оро́диченъ: При́зри на мл҃твы на́ша, дв҃о прест҃а́ѧ, по́мощь и҆ сп҃се́нїе лю́демъ ѻ҆те́чества на́шего подаю́щи.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Вознесе́на тѧ̀ ви́дѣвши цр҃ковь на крⷭ҇тѣ̀, сл҃нце пра́ведное, ста̀ въ чи́нѣ свое́мъ, досто́йнѡ взыва́ющи: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.
Терпѣ́нїе ве́лїе показа́лъ є҆сѝ, дими́трїе премꙋ́дре, въ кнѧже́нїи твое́мъ, предѣ́лы землѝ твоеѧ̀ ᲂу҆крѣплѧ́ѧ и҆ защища́ѧ.
Терпѣ́нїе и҆ мꙋ́дрость ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ, ст҃е, въ похо́дѣхъ твои́хъ на а҆га́рѧны, съ по́мощїю бж҃їею побѣжда́ѧ си́хъ.
Терпѣ́нїе мно́гое и҆мѣ́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дрѣ дими́трїе, кнѧ́зи рѡссі̑йскїѧ съ полкѝ и҆́хъ ѡ҆б̾единѧ́ѧ во є҆ди́но во́инство хрⷭ҇толюби́вое.
Бг҃оро́диченъ: Прест҃а́ѧ бцⷣе, мт҃и пречⷭ҇таѧ, сн҃а твоегѡ̀ при́снѡ молѝ ѡ҆ є҆́же возраста́ти и҆ въ си́лꙋ бж҃їю прїитѝ и҆збра̑ннымъ твои́мъ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Ты̀, гдⷭ҇и мо́й, свѣ́тъ въ мі́ръ прише́лъ є҆сѝ, свѣ́тъ ст҃ы́й, ѡ҆браща́ѧй и҆зъ мра́чна невѣ́дѣнїѧ вѣ́рою воспѣва́ющыѧ тѧ̀.
Добродѣ́тельми бг҃омꙋ́дрыми богатѣ́ѧ, дими́трїе всече́стне, строи́тель сла́вный гра́да москвы̀ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, тѣ́мже и҆ лю́ди твоѧ̑ возвесели́лъ є҆сѝ.
Добродѣ́тельми хрⷭ҇тїа́нскими въ житїѝ твое́мъ ᲂу҆крѣплѧ́ѧсѧ, ст҃е кнѧ́же дими́трїе, мнѡ́ги хра́мы бж҃їи пречꙋ̑дныѧ по градѡ́мъ кнѧже́нїѧ твоегѡ̀ воздви́глъ є҆сѝ.
Въ добродѣ́телехъ возраста́ѧ, дими́трїе премꙋ́дре, до́мъ и҆ кнѧ́жество твоѐ до́брѣ ᲂу҆пра́вилъ є҆сѝ, во хрⷭ҇тѐ сп҃се ѡ҆богаща́лсѧ.
Бг҃оро́диченъ: Дв҃о пренепоро́чнаѧ, мт҃и хрⷭ҇та̀ бг҃а, лю́ди и҆ кнѧ̑зи твоѧ̑ въ ми́ре соблюдѝ и҆ въ добродѣ́телехъ многоимени́тыхъ возрастѝ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Пожрꙋ́ ти со гла́сомъ хвале́нїѧ, гдⷭ҇и, цр҃ковь вопїе́тъ тѝ, ѿ бѣсо́вскїѧ кро́ве ѡ҆чи́щшисѧ, ра́ди ми́лости ѿ ре́бръ твои́хъ и҆сте́кшею кро́вїю.
Смиренномꙋ́дрїе ᲂу҆доборазсꙋди́тельное и҆ любо́вь и҆зрѧ́днꙋю къ вѣ̑рнымъ лю́демъ твои́мъ показа́лъ є҆сѝ, пресла́вне кнѧ́же дими́трїе, є҆гда̀ ко бра́ни ве́лїи на мама́ѧ ѡ҆полчи́лсѧ є҆сѝ со сро́дники и҆ дрꙋ́ги свои́ми.
Смиренномꙋ́дрїе ве́лїе ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ, ст҃е дими́трїе, є҆гда̀ къ стопа́мъ се́ргїа преподо́бнаго припа́лъ є҆сѝ, тогѡ̀ бл҃гослове́нїѧ на по́двигъ ра́тный и҆спроша́ѧ.
Смиренномꙋ́дрїе и҆ послꙋша́нїе ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ ѻ҆тцꙋ̀ твоемꙋ̀, се́ргїю вели́комꙋ, є҆гда̀ бл҃гослове́нїемъ тогѡ̀ два̀ и҆́нока бг҃олюби́ва, а҆леѯа́ндра и҆ а҆ндре́а, въ во́инство твоѐ прїѧ́лъ є҆сѝ.
Бг҃оро́диченъ: Дв҃о пренепоро́чнаѧ, наде́ждо на́ша непосты́днаѧ, во дни̑ и҆спыта́нїй и҆ скорбе́й ве́лїихъ не ѡ҆ста́ви молѧ́щихсѧ тебѣ̀.
Конда́къ, гла́съ в҃:
По́двиги твои́ми, ст҃е дими́трїе, странꙋ̀ на́шꙋ бг҃ъ сохранѝ, да́вый тебѣ̀ си́лꙋ непобѣди́мꙋю. и҆ ны́нѣ, предста́телю крѣ́пкїй, соблюда́й мл҃твами ст҃ы́ми гра́дъ тво́й москвꙋ̀ невреди́мъ ѿ всѣ́хъ навѣ̑тъ вра́жїихъ.
І҆́косъ:
И҆змла́да за́повѣдемъ гдⷭ҇нимъ поꙋча́лсѧ и҆ любо́вь хрⷭ҇то́вꙋ въ се́рдцѣ свое́мъ стѧжава́ѧ, ст҃е дими́трїе, кнѧ́же всече́стне, словесе́мъ гдⷭ҇нимъ и҆ наставле́нїю ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ, а҆леѯі́а и҆ се́ргїа, внима́ѧ, въ мꙋ́жа соверше́нна дости́глъ є҆сѝ, та́же побѣ́дꙋ пресла́внꙋ ѡ҆держа́лъ є҆сѝ. и҆ ны́нѣ, предста́телю крѣ́пкїй, соблюда́й мл҃твами ст҃ы́ми гра́дъ тво́й москвꙋ̀ невреди́мъ ѿ всѣ́хъ навѣ̑тъ вра́жїихъ.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Въ пе́щи а҆враа́мстїи ѻ҆́троцы персі́дстѣй, любо́вїю благоче́стїѧ па́че, не́жели пла́менемъ ѡ҆палѧ́еми, взыва́хꙋ: бл҃гослове́нъ є҆сѝ въ хра́мѣ сла́вы твоеѧ̀, гдⷭ҇и.
На и҆збавле́нїе бж҃їе ᲂу҆пова́ѧ, бл҃же́нне кнѧ́же дими́трїе, пред̾ нача́лѡмъ бра́ни бл҃гослове́нїе ѻ҆тца̀ твоегѡ̀ се́ргїа прїѧ́тъ и҆, по́двигомъ и҆́нока а҆леѯа́ндра вдохновлѧ́емь, въ би́твꙋ со врагѝ твои́ми встꙋпи́лъ є҆сѝ.
И҆збавле́нїѧ ѿ вра̑гъ лю́тыхъ не ча́ющи, стенѧ́ше землѧ̀ ѿ кро́ве во́євъ твои́хъ пролива́ємыѧ, са́мъ же ты̀, кнѧ́же дими́трїе, въ ѻ҆де́жди во́ина препро́стагѡ съ врагѡ́мъ мꙋ́жественнѣ сража́лсѧ є҆сѝ.
И҆збавле́нїѧ не жда́хꙋ мно́зи пресла́внїи кнѧ́зїе и҆ во́и твоѝ, дꙋ́ши полага́юще за дрꙋ́ги своѧ̑ на по́ле кꙋлико́ве, воево́да же бренко́ мїхаи́лъ под̾ зна́менемъ сп҃сѡвымъ за тѧ̀ поги́бе.
Бг҃оро́диченъ: И҆зба́вительнице крѣ́пкаѧ, бг҃ороди́тельнице пречⷭ҇таѧ, чⷭ҇тно́ю і҆кѡ́ною твое́ю, ꙗ҆̀же донска́ѧ нарече́сѧ, ᲂу҆крѣпи́ла є҆сѝ лю́ди твоѧ̑ въ сме́ртнѣй бра́ни вели́цѣй, зе́млю рѡссі́йскꙋю сп҃са́ющи.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Рꙋ́цѣ распросте́ръ данїи́лъ, львѡ́въ зїѧ̑нїѧ въ ро́вѣ затчѐ, ѻ҆́гненнꙋю же си́лꙋ ᲂу҆гаси́ша, добродѣ́телїю препоѧ́савшесѧ, благоче́стїѧ рачи́тели ѻ҆́троцы, взыва́юще: бл҃гослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.
Чꙋ́до пресла́вное бы́сть побѣ́да во́инства рѡссі́йскагѡ, тобо́ю, кнѧ́же дими́трїе, собра́ннагѡ, є҆гда̀ полцы̀ кнѧзе́й влади́мїра и҆ дими́трїа волы́нскагѡ на ѻ҆рдꙋ̀ а҆га́рѧнскꙋю внеза́пꙋ и҆зыдо́ша и҆ въ бѣ́гство тꙋ́ю ѡ҆брати́ша.
Чꙋ́до непости́жно бы́сть, є҆гда̀ землѧ̀ рѡссі́йскаѧ поколеба́сѧ ѿ шꙋ́ма бѣ́гства а҆га́рѧнскагѡ. ты̀ же, сла́вне дими́трїе, мнѡ́ги ра̑ны прїе́мъ, на землѝ се́й, ꙗ҆́кѡ ме́ртвъ, лежа́лъ є҆сѝ.
Чꙋ́до стра́шное бы́сть, ве́черꙋ доспѣ́вшꙋ и҆ би́твѣ ᲂу҆ти́хшей, мно́гое бо мно́жество во́инства рѡссі́йскагѡ ѻ҆́стрїемъ меча̀ падо́ша, и҆́хже и҆мена̀ вели́кїй а҆́вва се́ргїй, ѿкрове́нїемъ ди́внымъ, во ѻ҆би́тели свое́й на моли́твѣ возноша́ше.
Бг҃оро́диченъ: Чꙋ́дное зна́менїе попече́нїѧ твоегѡ̀, пречⷭ҇таѧ дв҃о мр҃і́е, ѡ҆ ро́де рѡссі́йстѣмъ ꙗ҆ви́вши въ де́нь пра́зднованїѧ ржⷭ҇тва̀ твоегѡ̀, пресла́внꙋю побѣ́дꙋ томꙋ̀ дарова́ла є҆сѝ.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Ка́мень нерꙋкосѣ́чный ѿ несѣко́мыѧ горы̀ тебѐ, дв҃о, краеꙋго́льный ѿсѣче́сѧ, хрⷭ҇то́съ, совокꙋпи́вый разстоѧ̑щаѧсѧ є҆стєства̀. тѣ́мъ веселѧ́щесѧ, тѧ̀, бцⷣе, велича́емъ.
Ѽ, ка́кѡ пострада̀ землѧ̀ рѡссі́йскаѧ въ би́твѣ вели́цѣй, ꙗ҆́кѡ мно́жество люде́й за ѻ҆те́чество дꙋ́ши своѧ̑ положи́ша, ты̀ же, ст҃е дими́трїе, съ мл҃твою и҆ любо́вїю во дне́хъ мно́зѣхъ тѣлеса̀ и҆́хъ землѝ предава́лъ є҆сѝ.
Ѽ, ка́кѡ просла́висѧ и҆́мѧ бж҃їе въ по́двизѣ твое́мъ, кнѧ́же дими́трїе пречꙋ́дне, въ сла́внѣй побѣ́дѣ се́й, є҆́юже лю́ди рѡссі́йскїѧ и҆́га стра́шнаго свободи́лъ є҆сѝ, и҆, нарече́нїе донска́гѡ прїѧ́въ, мл҃твенникъ при́сный ѡ҆ на́съ ꙗ҆влѧ́ешисѧ.
Ѽ, ка́кѡ вели́къ бы́сть по́двигъ се́й въ лю́дехъ твои́хъ, пречꙋ́дне кнѧ́же на́шъ дими́трїе, ꙗ҆́кѡ и҆ на грѧдꙋ̑щаѧ времена̀ простре́сѧ сла́ва побѣ́ды хрⷭ҇толюби́вагѡ во́инства рѡссі́йскагѡ на по́ле кꙋлико́ве.
Бг҃оро́диченъ: Ѽ пречꙋ́днаѧ влⷣчце бг҃ороди́тельнице, на пꙋтѝ люде́й твои́хъ и҆ вожде́й и҆́хъ призира́ющи и҆ тѣ́мъ побѣ́дꙋ на сꙋпоста́ты да́рꙋющи, прїимѝ мл҃твы недосто́йныхъ ра́бъ твои́хъ, къ тебѣ̀ прибѣга́ющихъ.
Свѣти́ленъ:
Побѣ́дꙋ ве́лїю во и҆́мѧ въ трⷪ҇цѣ сла́вимагѡ бг҃а, по сло́вꙋ пресла́внагѡ се́ргїа, съ во́и твои́ми ѡ҆держа́лъ є҆сѝ, бг҃омꙋ́дре кнѧ́же дими́трїе. тѣ́мъ тѧ̀, ꙗ҆́кѡ предста́телѧ пред̾ бг҃омъ, всѝ почита́емъ.
Бг҃оро́диченъ: Є҆ди́наго ѿ трⷪ҇цы бг҃а въ ложесна́хъ твои́хъ носи́ла є҆сѝ, бг҃омт҃и пречⷭ҇таѧ. сегѡ̀ бг҃а сло́ва и҆ сн҃а твоегѡ̀ ѡ҆ лю́дехъ ᲂу҆молѧ́ющи, покры́й на́съ предста́тельствомъ твои́мъ, всепѣ́таѧ.
Краткое житие благоверного великого князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Полное житие благоверного великого князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году.
О детстве будущего великого князя сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.
1359 год. Великий князь Иоанн Иоаннович, кроткий брат Симеона Гордого, после шести лет княжения преставился в схиме на 33-м году от рождения. Остались сыновья: 10-летний Димитрий, младший Иоанн, шестилетний племянник Владимир (в будущем – герой Куликовской битвы, заслуживший наименование Храброго). Поначалу роль святителя в государственной деятельности сводилась к духовной поддержке первого среди русских князей, но после смерти Иоанна Иоанновича митрополит становится фактически главой русских княжеств. На него, возглавившего Боярскую думу, ложится ответственность за весь ход политических дел на Руси. Девятилетнему Димитрию он на долгое время заменяет отца, до самой смерти в 1378 году. Святитель – один из ближайших людей в великокняжеском доме. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия; этот облик юного князя и был увековечен древним описателем его жития. С самого начала жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий.
С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой.
После кончины его отца Иоанна Иоанновича в 1359 году великокняжеский титул отходит от Москвы: малолетнему князю Московскому Орда предпочла Суздальского Димитрия Константиновича, мужа зрелого.
В Орде также тогда царили междоусобия, и среди этих смут злосчастные русские князья жили в Орде, добиваясь великокняжеского престола. В 1359 (или 1361, по другим предположениям) году малолетний Димитрий вынужден был предпринять путешествие в Орду, это было связано с двумя совпавшими событиями – кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка отрока Димитрия в Орду – все это сознавали – по-прежнему сопровождалась смертельной опасностью. Но она была и крайне полезной ему, будущему главе государства, видимо, об этом думал святитель Алексий, благословивший Димитрия на нее. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, обозреть Русскую землю, которой ему надлежало править. Но в 1362 году в результате очередного переворота в Орде пришел к власти хан Амурат. Сочтя действия своих предшественников беззаконными, он направил великокняжеский ярлык с послом в Москву. Суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переяславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир, куда тот, сопровождаемый своею ратью, шел венчаться на великое княжество. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, Суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале; Димитрий же, достигнув Владимира, прошел здесь через древний обряд вокняжения.
Здесь впервые отметим черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе – Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить того всякой власти и силы... И в самом деле, Суздальский князь, заискав в хане Амурате, опять, почти немедленно, занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы... Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова, верный своему неизменному миролюбию, щадит Суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.
Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны.
Тем не менее постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних – Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.
1368 год был ознаменован концом сорокалетнего относительного спокойствия на Руси: через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда Литовского, всё уничтожая на своем пути. Великий князь, митрополит Алексий, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Иоанновича, затворились в Москве. Ольгерд начал осаду, но вид каменного кремля смутил его; за новыми постройками просматривалась уверенность в своих силах и в своем праве, сосредоточенная мощь; и, постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву. Страшным нашествием литовцев Московская земля была опустошена. Но Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики. В вечевые республики Новгород и Псков был послан – ради заключения союза с ними – ближайший друг, князь Владимир Андреевич; за поддержку Литвы понесли наказание князья Смоленский и Брянский. Митрополит Алексий отлучил от Церкви князей Михаила Тверского и Святослава Смоленского. Читая историю, не успеваешь следить за грозовыми тучами, то и дело налетающими в эту эпоху на стойкое Московское княжество и его властителя.
В 1371 году Тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно наблюдал за действиями Московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. И здесь великий князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу, а тебе послу, путь чист». Главным в этом поступке было неповиновение Орде – и в деле весьма важном. Димитрий Иоаннович действительно перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за Московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех.
Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила; на этот поступок – как и на прочие свои важные политические действия – великий князь имел благословение митрополита Алексия. Практически ни одного значительного государственного решения великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути: это святитель Алексий, преподобный Сергий и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский; каждый имел особенное влияние на великого князя. Руководство митрополита Алексия, продолжавшееся вплоть до его смерти в 1378 году, соответственно самой личности святителя, имело жизненно-практический характер, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком. Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.
Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных, устроения собственного дома – с этого начинал давнее общегосударственное дело великий князь. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий: из двенадцати детей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны двое сыновей были крещены Троицким игуменом.
В качестве же основной личной черты великого князя автор «Слова о житии...» называет необыкновенную любовь к Богу. Одно из имен, которым наделяет древний книжник Димитрия Иоанновича в похвалу ему – «С Богом все творящий и за Него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил. Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился Ангел и небесный человек».
С лишком полтораста лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот, наконец, призрел Господь Бог на мольбы Руси Православной – приближался час освобождения. Народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал мужественно на поработителей. Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и думать их деды?.. Мы знаем одно, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего под его благодатным воспитанием.
В 1370-е годы включился великий князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко развивалось среди порабощенного народа.
В 1376 году состоялся поход на Волжскую Болгарию. Русские осадили болгар и, несмотря на наличие у города пушек – невиданного по тому времени оружия, – вынудили его к сдаче. Это был значительный успех Москвы, ее первая наступательная победа в борьбе с татарами.
В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял воевода Бегич; в июле татары вторглись в рязанские земли. Поход этот имел целью не только ограбление Рязанского княжества, но, судя по размерам обозов, Бегич не исключал возможности дойти и до самой Москвы. Навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар.
Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле. Приближался грозный 1380 год. Напрасно великий князь Димитрий Иоаннович пытался умилостивить хана дарами и покорностью: Мамай и слышать не хотел о пощаде. Как ни тяжело было великому князю после недавних воин с литовцами и другими беспокойными соседями снова готовиться к войне, а делать было нечего: татарские полчища надвигались, подобно грозовой туче, к пределам тогдашней России.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Он пригласил с собой брата Владимира Андреевича, всех бывших тогда в Москве православных князей и воевод русских с отборной дружиной воинской, и после дня Успения выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, великий князь сказал святому игумену: «Ты уже знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня, да и не меня одного, а всех православных: ордынский князь Мамай двинул всю орду безбожных татар. И вот они идут на мою отчизну, на Русскую землю, разорять святые церкви и губить христианский народ... Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды!».
Святой старец успокоил великого князя надеждой на Бога: «Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном; но многим, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечной памятью». И, осеняя преклонившегося перед ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя»... С сердечным умилением внимал великий князь пророческому слову святого игумена: он прослезился от душевного волнения и стал просить себе у преподобного особого дара в благословение своему воинству и как бы в залог обещанной ему милости Божией.
В то время в обители Живоначальной Троицы в числе братии, подвизавшейся под руководством Сергия против врагов невидимых, были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей Ослябя, бывший боярин любецкий. Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И преподобный Сергий не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную. Он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе взамен лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное», – говорил при сем преподобный.
Благословив крестом и окропив еще раз освященной водой великого князя, своих иноков-витязей и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы».
Между тем быстро пронеслась по лицу Русской земли молва о том, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и ободрение на брань с Мамаем от великого старца, Радонежского пустынника. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей, а те, которые готовы были стать противу великого князя Московского заодно с Мамаем, поколебались. Таков был старый Рязанский князь Олег. Он уже готовился соединиться с Мамаем, чтобы поживиться на счет Московского князя, со стороны коего не ожидал большого сопротивления такому сильному врагу. Но, получив известие, что московские силы уже переправились через Оку, что инок-подвижник по имени Сергий благословил Московского князя идти против Мамая, князь Олег очень встревожился. Так высоко ставили благословение преподобного Сергия даже сами враги Московского князя. Благословение святого старца даже в их глазах считалось уже достаточным ручательством победы великого князя Московского. И Олег отложил всякую мысль идти на помощь татарам против московских полков.
Как раз перед выступлением великого князя против татар произошло Божественное знамение – чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан, и были обнаружены нетленные мощи. Видимо, об этом событии Димитрий Иоаннович узнал еще до битвы; оно было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка.
8 сентября 1380 года с раннего утра они стали в боевой порядок между рек Дона и Непрядвы, готовые встретить безбожного врага. В это самое время является перед великим князем инок Нектарий, посланный с другими братиями от преподобного Сергия, неся мир и благословение ему и всему христолюбивому его воинству. Святой старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество великого князя перед самой битвой и прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку, конец которой сохранила для потомства одна из наших летописей. Грамотка эта, увещевая великого князя сражаться мужественно за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их дело счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «Чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица».
Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице их великий печальник Русской земли как бы сам посетил и благословил русское воинство, и это посещение в такую важную и решительную для всех минуту было сколько неожиданно, столько же и благовременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шел на битву, готовый положить душу свою за святую веру православную, за своего князя любимого, за дорогое свое Отечество.
При мысли, что многие тысячи храбрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на чермном знамении великокняжеском, в последний раз горячо молился за христиан и Россию. Потом благоверный князь Димитрий сел на коня, объехал все полки, воодушевляя их словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших».
Прибыли еще на помощь Москве князья Ольгердовичи: Андрей Полоцкий и Димитрий Брянский и с ними 70 тысяч воинов.
Наступил грозный час этой битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Над Куликовым полем стоял туман; когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, самим своим видом знаменующие противостояние мрака и света. Татарские полчища виделись темными, как замечает летописец; «доспехи же русских сынов будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся; яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся», посреди войска развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса.
Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей. Страшно было смотреть на этого великана. И хотя было среди них немало храбрых воинов, но никто не решался сам добровольно вызваться на такой подвиг.
Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот выступил один из Сергиевых иноков – его усердный послушник схимонах Александр Пересвет. Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии устремился на своем быстром коне противу страшного татарина – оба богатыря пали мертвыми на землю!
Тогда-то «закипела битва кровавая, заблестели мечи острые, как молнии, затрещали копья, полилась кровь» – повествует святитель Димитрий Ростовский.
Не выдержал и великий князь: он сошел с коня великокняжеского, отдал его своему любимому боярину (Михаилу Бренко), повелел ему вместо себя быть под знаменем, а сам достал бывший у него на персях под одеждою крест с частицами Животворящего Древа, поцеловал его и ринулся в битву с татарами наравне с простыми воинами... Самым горячим стремление князя было желание принять участие в битве; им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Он пренебрег своим привилегированным положением и в своем порыве слиться с воинской массой явил свое великое смирение. Свидетели видели его, переносящегося на коне от полка к полку, твердо бьющимся с татарами, выдерживающим порой атаку нескольких воинов.
«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец, – от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней – многие задыхались от страшной тесноты и духоты: Куликово поле как бы не вмещало борющейся рати, земля прогибалась под их тяжестью, пишет один из древних авторов. Особо чутким в эти часы открывалось духовное существо происходящего. Видели Ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, святые князья Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели же, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.
Когда Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы, князь Владимир Андреевич, вернувшись на Куликово поле, покрытое теперь мертвыми телами, принялся расспрашивать всех о великом князе. Свидетельствовали о том, то он сражался в первых рядах, что бывал окружен множеством врагов; кто-то говорил о его ранении – последний видевший его утверждал, что князь брел с поля битвы, шатаясь от ран. Принялись искать князя среди мертвых; наконец, он был найден в роще неподалеку лежащим без сознания. Бог хранил князя; несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. Услышав голоса, он пришел в себя, известие же о победе окончательно вернуло ему силы.
Между тем, как длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил молитвы сердечные за успех великого дела. Телом стоял он на молитве во храме Пресвятой Троицы, а духом был на поле Куликовом, прозревая очами веры все, что совершалось там.
И много доблестных русских воинов полегло на поле том. Летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч.
Куликовская победа настолько обессилила русское войско, что ему необходимо было дать отдых, а у Московского князя, как мы уже видели, тогда было немало врагов и кроме татар. И тут преподобный Сергий, предотвращая столкновение великого князя с Олегом Рязанским и предупреждая страшное пролитие родной, братской, русской же крови, послал своего келаря. И не напрасно было это посольство: летопись говорит о раскаянии Олега, хотя и не надолго.
Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов-победителей, великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой, перед 26-м числом октября (день Ангела великого князя Димитрия Иоанновича) и, конечно, установлен не без совета с преподобным Сергием. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь; предполагалось в преддверии решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский, монастырь великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и опять-таки с помощью преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Последние годы жизни великого князя Димитрия Иоанновича были, вероятно, самыми трудными для него; после Куликовской битвы его ждали многие тяжелые испытания. Осенью 1380 года, свидетельствуют летописи, Димитрия Иоанновича впервые посетили тяжелые болезни – сказалось нечеловеческое напряжение великого боя. В изнеможении была и вся Русская земля. Не успела она оправиться от страшных потерь в Куликовскую битву, как явился новый враг, 1382 год ознаменовался нашествием Тохтамыша, разорением Москвы. Это бедствие было еще тяжелее после блестящей победы. Великий князь из-за разногласий среди бояр, как говорит древний автор, не смог собрать достаточного для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан – он не смог противостоять начавшимся здесь беспорядкам.
Митрополит решил уйти из Москвы, также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены. Митрополит направился в Тверь, княгиня – к мужу в Кострому. Началась осада Москвы, и три дня город держался, но на четвертый воины Тохтамыша ворвались в город. Страшен был учиненный погром в Москве: убивали подряд людей, оскверняли алтари, грабили церкви, сокровищница великого князя была расхищена; сжигались книги, свезенные со всех окрестностей в московские храмы – сам город был в конце концов подожжен. Когда великий князь вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим. И только храбрый Владимир погнался за татарами и поразил 6000 врагов и отнял много пленных и обозы. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги.
Другим большим горем для великого князя было возобновление старой вражды с Тверью: презрев все письменные обещания 1375 года, князь Михаил отправился к новому хану просить ярлыка на великое княжение. В 1383 году великий князь Димитрий был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой – Михаил потерпел неудачу, но Василий был на два года задержан в Орде заложником.
Другой беспокойный сосед Московского князя был Олег, князь Рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и Тверским князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предположениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда великий князь призвал преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямого князя Рязанского к примирению. Поздней осенью 1385 года смиренный старец отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Олег уже много слышал о Радонежском игумене: еще пять лет назад он не решился присоединиться к полчищам Мамая только потому, что Московский князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с Мамаем, и теперь рад был видеть святого старца своим гостем и благословиться у него. Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце сурового князя Рязанского, и он чистосердечно открылся преподобному в своих замыслах и «взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Димитриевну.
Так при неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и благодаря деятельному участию игумена Радонежского, преподобного отца нашего Сергия стала постепенно объединяться и Русская земля, обессиленная раздорами удельных князей.
Великий князь продолжал свое трудное дело: восстанавливал разрушенную Москву и держал наготове меч, храня бдительно интересы Московского княжества. Образ действий великого князя оставался все тот же: он сначала устрашал и разил врагов и ослушников, потом миловал и прощал их.
Мало-помалу эти князья свыклись с мыслью о необходимости подчиниться власти Московского князя, а в народе пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное иго татарское. Бог знает, мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле великий князь Московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были угодники Божии митрополит Алексий и богоносный Сергий, игумен Радонежский.
Хотя, по словам летописи, Димитрий Иоаннович был богатырского сложения – «бяше же крепок зело, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми и тяжек; брадою и власы черн; взором же дивен зело», – но и при этих мощных силах непрестанная 26-летняя бранная тревога должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни великого князя, не только был главным свидетелем при составлении его духовного завещания (что подтверждено документами), но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые ему христианские таинства. Древний источник воспроизводит если не самые предсмертные слова великого князя в их исторической буквальности, то общий дух его назидания ближним. «Вы, дети мои, – говорил благочестивый князь, – живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем... Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения... Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда... Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре, знаете мой обычай и нрав – я родился у вас на глазах, при вас я возрос, с вами ходил на врагов, с вами свою отчизну защищал... Я любил вас и детей ваших, с вами делил и радость, и горе... Вспомните, что говорили вы мне всегда: на службе тебе и детям твоим мы должны сложить и свои головы... Будьте же верны слову своему, послужите княгине моей и чадом моим, повеселитесь с ними в их радости, не оставьте их и во время скорби»... Так говорил умирающий Донской герой; а в своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству своему, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего великого князя. И вот охранение этого, столь важного постановления, которому не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим не иному кому, как великому печальнику земли Русской преподобному Сергию!
Княжение Димитрия Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служивых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей. И перед самой кончиной великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!». Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого и доброго князя вылилась в этом благочестивом горячем пожелании...
19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.
В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига благоверный князь явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. Праведный подвиг князя, отдавшего «душу свою за други своя» (Ин.15,13), не был забыт православным верующим народом. Он побуждает и ныне чад церковных к служению на благо Родины и ее народа.
Особым знаком произволения Господня стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление князя. Уже вскоре после кончины его были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и житие. В житии отмечаются христианское великодушие и большая любовь к народу, сочетавшиеся с широкой благотворительностью.
Сохранились и иконографические изображения великого князя: на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа князя можно прочитать и в «Иконописном подлиннике» (под 9 мая).
Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Великий князь Московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.