Канон святой благоверной княгине Московской Евдокии, в иночестве Евфросинье
Припев: Преподо́бная мáти Ефроси́ние, моли́ Бо́га о на́с.
Память: 30 мая (17 мая ст. ст.); 01 июня (19 мая ст. ст.); 20 июля (07 июля ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Моего́ ра́зума омраче́ние твои́ми моли́твами отжени́, преподо́бная Евфроси́ние, да восхвалю́ сла́вную и светоно́сную твою́ па́мять, поя́ Боже́ственную пе́снь.
Я́ко река́ многово́дная, ты́, сла́вная Евфроси́ние, благода́ти Боже́ственными струя́ми, напои́ла еси́ ве́рных со́нмы, вопию́щия Бо́гу пе́снь побе́дную.
Боже́ственными сия́ньми ду́шу твою́ озари́вши, сладостра́стие пло́ти попали́ла еси́ воздержа́нием кра́йним, воспева́ющи Христу́ Бо́гу пе́снь побе́дную.
Богоро́дичен: Све́тлыми луча́ми Твоего́ Сы́на, Богоро́дице, просвети́ омраче́нную мою́ ду́шу, страсте́й смуще́ние отжени́, Твои́ми, Чи́стая, хода́тайствы.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Испо́лншися, му́драя ма́ти Евфроси́ние, Боже́ственнаго Ду́ха, до́м яви́лася еси́ Его́ и, ча́д твои́х по пло́ти оста́вльши и Бо́гу прилепи́вшися, Тому́ воспева́ла еси́: не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.
От повеле́ния Боже́ственнаго я́влься тебе́, Архистрати́г Михаи́л осия́ тя́ луча́ми све́та Небе́снаго и удержа́ язы́к тво́й, да изве́стно сотвори́т все́м явле́ние свое́ тебе́.
На го́ру высо́кую доброде́телей возжела́вши вни́ти, преподо́бная, по явле́нии тебе́ Архистрати́га оста́вила еси́ вре́менную княже́ния сла́ву и, в созда́нную тобо́ю оби́тель укло́ньшися, Христу́ Бо́гу воспе́ла еси́: Ты́ еси́ Сы́н Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Богоро́дичен: Се́ ле́ствица, ю́же ви́де иногда́ Иа́ков утвержде́ну на земли́, на не́йже утвержда́шеся Бо́г, Светоно́сная Пречи́стая Богоро́дица, Присноде́вствующая.
Седа́лен, гла́с 3:
Яви́лася еси́, преподо́бная Евфроси́ние, во гра́де Москве́, я́ко со́лнце ино́е, озаря́ющи ве́рных луча́ми чуде́с твои́х и исцеле́ния подаю́щи все́м, с ве́рою приходя́щим к тебе́ и вопию́щим ти́: ра́дуйся, в ми́ре благоче́стно живу́щих похвало́ и мона́шествующих удобре́ние.
Богоро́дичен: Пречи́стыя Твои́ ру́це, Де́во Ма́ти, просте́рши, покры́й упова́ющия на Тя́ и к Сы́ну Твоему́ зову́щия: все́м пода́ждь, Христе́, Твоя́ ми́лости.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста о Го́споде пра́зднующи.
Посто́м и моли́твою, преподо́бная Евфроси́ние, себе́ очи́стивши, вся́ све́та испо́лнилася еси́ и до́м Свята́го Ду́ха показа́лася еси́.
Бде́нии и поще́нием, бу́дущаго ра́ди воздая́ния, лю́те пло́ть твою́ умерщвля́ла еси́, блаже́нная Евфроси́ние, и ны́не чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу.
Облиста́ема сла́вою кра́сных жития́ твоего́ исправле́ний, яви́лася еси́, я́ко ме́ч обою́ду о́стрый, ссека́ющий де́монская ухищре́ния, Боже́ственною си́лою укрепля́ема.
Богоро́дичен: Свети́льник всесве́тлый, Боже́ственная трапе́за, Бо́жие селе́ние, киво́т и же́зл процве́тший ми́ру Ты́ показа́лася еси́, Ма́ти Де́во.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Светопода́тельными благода́ти блиста́ньми, осиява́й вся́ ны́, преподо́бная ма́ти, и тьму́ отжени́ искуше́ний и грехо́внаго омраче́ния.
Тебе́ вси́ засту́пницу и́мамы, преподо́бная ма́ти на́ша Евфроси́ние: не преста́й у́бо о на́с моли́ти Го́спода, да не лише́ни бу́дем Черто́га Его́ Небе́снаго.
Я́ко звезда́ светоза́рная, показа́лася еси́, ма́ти Евфроси́ние, блужда́ющих во мра́це путеводя́щая, во искуше́ниих и вра́жиих наве́тех ско́рая и наде́жная помо́щница.
Богоро́дичен: Добро́та Иа́ковля, ю́же возлюби́ Бо́г и в Ню́же всели́тися изво́ли Сло́во Бо́жие, земны́х сла́ва и гре́шных прибе́жище Ты́ еси́, Богоро́дице Чи́стая.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Возсия́вши, я́ко со́лнце, богосия́нными луча́ми, преподо́бная Евфроси́ние, струи́ излива́еши исцеле́ний все́м, похваля́ющим твоя́ по́стническия труды́ и ди́вныя по́двиги.
Ублажа́ем и чти́м твою́ па́мять святу́ю и мо́лим тя́ при́сно: помяни́ и на́с, ма́ти Евфроси́ние, у Престо́ла все́х Царя́.
Егда́ то́кмо узре́ла еси́, преподо́бная Евфроси́ние, трети́цею напи́санный о́браз я́вльшагося тебе́ Архистрати́га, и а́бие разреши́шася у́зы язы́ка твоего́, и просла́вила еси́ Го́спода, творя́щаго ди́вная чудеса́.
Богоро́дичен: Вся́ хоте́нием соста́вивый Бо́г и содержа́й вся́ческая сло́вом, Твои́ма рука́ма держи́тся, Пречи́стая, И́же Боже́ственным Существо́м неопи́санный.
Конда́к, гла́с 2:
Вся́ кра́сная ми́ра сего́, я́ко су́етная, презре́вши и те́ло твое́ посто́м и бде́нием изнури́вши, непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́ла еси́, преподо́бная Евфроси́ние, и, да́р исцеле́ний от Него́ прия́ти сподо́бльшися, слепо́му прозре́ние и мно́гим неду́жным исцеле́ние дарова́ла еси́. Те́мже ра́достно взыва́ем, глаго́люще: сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.
И́кос:
Прииди́те, по́стническое сосло́вие и чистоты́ усе́рднии храни́телие, пе́сньми духо́вными воспои́м преподо́бную Евфроси́нию, красоты́ ми́ра сего́ возненави́девшую, вре́менную княже́ния сла́ву оста́вльшую, во оби́тели, е́ю созда́нней, о́браз мона́шествующим показа́вшую, мно́гими бде́нии и посто́м те́ло свое́ удручи́вшую, и мно́гих ра́ди по́двигов еще́ в житии́ се́м да́р исцеле́ний от Бо́га прия́вшую, и по сме́рти исцеле́ния неоску́дно источа́ющую все́м, с ве́рою приходя́щим к честне́й ра́це моще́й ея́. Те́мже ра́достно взыва́ем, глаго́люще: сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ева́нгельским словесе́м вне́млющи, кре́ст сво́й на ра́мена твоя́ восприя́ла еси́ и Христу́ после́довала еси́, преподо́бная Евфроси́ние, Тому́ непреста́нно взыва́ющи: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Добро́ты тле́ющия, Евфроси́ние, небрегла́ еси́, бу́дущаго ча́ющи воздая́ния, и прия́ла еси́ сла́ву нестаре́ющую Небе́снаго блаже́нства и весе́лия ве́чнаго.
То́ки чуде́с излива́еши, и подае́ши исцеле́ния теле́сных боле́зней, и ду́ши исполня́еши Боже́ственнаго весе́лия ве́рою почита́ющих святу́ю па́мять твою́.
Богоро́дичен: Ве́лие соде́яся на Тебе́ та́инство, Де́во Ма́ти: Сы́н Бо́жий из Тебе́ воплоти́ся и Челове́к бы́сть. Ему́же, веселя́щеся, пое́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
В зако́не Бо́жием ча́сто поуча́ющися и в за́поведех Бо́жиих безпоро́чно ходя́щи, до́м Ду́ха Свята́го была́ еси́, блаже́нная Евфроси́ние. Те́мже по сме́рти твое́й не отлучи́ тебе́ Госпо́дь ли́ка преподо́бных, с ни́ми же ны́не Бо́гу пое́ши: Превозноси́мый во ве́ки Бо́же, благослове́н еси́.
Кро́тостию ко все́м зе́млю кро́тких насле́довала еси́, нищелю́бием и ми́лостынями поми́лование от Бо́га улучи́ла еси́, чистото́ю се́рдца и целому́дрием Бо́га зре́ти сподо́билася еси́, Ему́же со все́ми святы́ми пое́ши: Превозноси́мый во ве́ки Бо́же, благослове́н еси́.
У́м тво́й к Бо́гу ча́сто возводя́щи и добро́ту ве́чнаго поко́я смотря́ющи, плотски́я стра́сти ду́ху покори́ла еси́ и, и́ноческим о́бразом украси́вшися, ве́чное блаже́нство улучи́ла еси́, пою́щи Христа́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Бо́жия и несеко́мая гора́ яви́лася еси́, Де́во, от нея́же отсече́ся ка́мень краеуго́льный – Христо́с, И́же сокруши́ кре́пость и́дольскую и две́ри отве́рзе Ца́рствия Небе́снаго.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с Небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Не терпя́ лука́вый вра́г твои́х всено́щных бде́ний и зе́льнаго воздержа́ния, сла́вы же земны́я и кра́сных ми́ра сего́ презре́ния, клевета́ми и злоре́чием возмути́ ду́шу ча́д твои́х со служи́тели и́х, ты́ же, преподо́бная, Бо́га ра́ди поноше́ния клеветы́ с терпе́нием ве́лиим понесла́ еси́, Бо́гу себе́ вруча́ющи.
Егда́ кра́йнее изможде́ние те́ла твоего́ обличи́ла еси́ пред ча́ды твои́ми, клеветы́ вся́чески клеветнико́м отмща́ти воспрети́ла еси́, Бо́гу себе́ предаю́щи, И́же и просла́ви тя́ чуде́с дарова́нии, блаже́нная Евфроси́ние.
Твои́х по́двигов прия́ла еси́ венцы́ и ны́не с преподо́бных ли́ки на Небесе́х при́сно ра́дуешися, помина́й у́бо и на́с, преподо́бная ма́ти Евфроси́ние, да моли́твами твои́ми сподо́бимся улучи́ти Небе́снаго Ца́рствия.
Богоро́дичен: Посо́бствуеши ве́рным во бране́х, Пресвята́я Влады́чице, те́мже и стране́ на́шей на вся́ сопроти́вныя да́ждь побе́ды, да Тя́ вы́ну велича́ем.
Свети́лен:
Избе́гла еси́ ко́зней врага́ иско́ннаго, возгнуша́вшися всея́ его́ и ми́ра сего́ пре́лести, и прешла́ еси́ в Небе́сныя черто́ги, иде́же ны́не лику́еши со все́ми преподо́бными.
Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, неве́дущии Тя́ не и́мут ви́дети Све́та, ро́ждшагося из Тебе́, Пречи́стая.
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.
Полное житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини – и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
И вот пришел 1380 год – новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя – Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание – сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп – 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы – в Кремле – устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские келлии. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного – Мария Ярославна – дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) – вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) – мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) – супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) – мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.