Канон Леонтию, Исаии, Игнатию трем святителям Ростовским (молебный)
Припев: Святи́телие Лео́нтие, Иса́ие, Игна́тие, моли́те Бо́га о на́с.
Память: 28 мая (15 мая ст. ст.); 05 июня (23 мая ст. ст.); 10 июня (28 мая ст. ст.)
Глас 6.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху, пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Ми́лостивным Боже́ственным манове́нием и трисо́лнечнаго Све́та сия́нием просия́ете и свяще́нною ма́стию пома́завшеся от руки́ Вседержи́теля Бо́га, святи́и чудотво́рцы, простри́те о на́с ко спасе́нию ру́це свои́, спасти́ся на́м от вся́ких бе́д и зо́л, мо́лимся.
А́нгельстии чи́ни удиви́шася на Небесе́х пресла́вному ва́шему чудотворе́нию, ка́ко в бре́ннем телеси́ безпло́тнаго врага́ победи́сте, и, вку́пе с ни́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́ще, моли́теся Го́сподеви спасти́ся на́м.
Удивля́ют же ся́ и на земли́ вся́ко чинонача́лие и христолюби́вых мно́жество, я́ко обрето́шася честны́я ва́ша телеса́, мно́гими ле́ты земле́ю покрове́ны и ничи́м же вреди́мы. Приходя́щии же с ве́рою прие́млют, исцеле́ние моли́твами ва́шими.
Богоро́дичен: Я́ко заче́нши Преве́чное и Безнача́льна Отца́ Сло́во и пло́тию ро́ждши па́че сло́ва, Де́во, Ма́ти Преве́чнаго Бо́га, Того́ моли́ поми́ловати на́с, гре́шных и недосто́йных ра́б Свои́х.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Христа́ Бо́га и Спа́са и Изба́вителя ми́ра моли́те, да пода́ст Госпо́дь в ве́ре утвержде́ние, архиере́ом же, свяще́нником и мона́хом по благода́ти, да́нней и́м от Бо́га же и Царя́, и́стины исправле́ние, да Боже́ственными светлостьми́, и ра́зумы, и нетле́нным бога́тством обогатя́тся во ве́ки.
Боже́ственными пресве́тлыми сия́нии и му́дростию украси́стеся, святи́и чудотво́рцы, моли́твами свои́ми спаси́те гра́д се́й, и лю́ди, и вся́ страны́ благочести́выя, сла́вящия Христа́ и чту́щия ва́шу пресла́вную па́мять.
Моли́те, святи́и, Ми́лостиваго Бо́га о спасе́нии всего́ ми́ра, да посла́л бы Госпо́дь све́т повеле́ния Своего́ в сердца́ на́ша, и просвети́л о́чи серде́чныя зре́ти Го́спода пред собо́ю всегда́ и твори́ти повеле́нная И́м и Христо́м Бо́гом, да свети́льницы благоче́стия не помрача́тся и неве́рнии и ерети́цы да посра́мятся.
Богоро́дичен: Пое́м, Де́во, Богома́ти Чи́стая Мари́е, па́че естества́ Твое́ рождество́ и чистоту́ нетле́нную, и́бо в Тебе́ сочета́ся де́вство и рождество́ и безсме́ртие на́м дарова́ся.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Испроси́те на́м от Христа́ Бо́га досто́йная му́дрствовати Небе́снаго зва́ния, е́же Са́м Госпо́дь запове́да дру́г дру́га с подоба́ющею че́стию приима́ти, и оби́димая избавля́ти, и неиму́щим подава́ти, и вся́ пра́во твори́ти, да вси́ вку́пе Го́спода возвели́чим.
Све́том благода́ти Бо́жия, до́льная возненави́девше, Го́рняя же достиго́сте, святи́и чудотво́рцы, и бы́сте гра́ждане Царя́ Небе́снаго, земни́и А́нгели, Небе́снии челове́цы, моли́твами свои́ми спаси́те ду́ши пою́щих ва́с.
Уго́дницы Спа́совы, умоли́те Христа́ Бо́га, да пода́ст Госпо́дь утверже́ние во граде́х и во оби́телех святы́х, по преда́нию святы́х оте́ц и по обеща́нию твори́ти о Христе́, да моли́твами ва́шими спасе́мся и ве́чнаго огня́ гее́нскаго свободи́мся.
Богоро́дичен: Безневе́стная Неве́сто и Браконеиску́сная Чи́стая Де́во Мари́е, Ма́ти Христа́ Бо́га, Того́ моли́ спасти́ рабы́ Своя́, пою́щия Тя́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ души́ любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Лучеза́рными светлостьми́ сия́юще, святи́и чудотво́рцы, моли́твами ва́шими отжени́те от на́с собла́зны лука́вствия и наси́лие, преизоби́ловати же ся́ в дово́льстве уро́ки свои́ми, да́нными от Бо́га и Царя́, да обря́щем ми́лость от Го́спода ны́не и в Де́нь су́дный.
Ми́лостива сотвори́те Влады́ку все́х, Христа́ Бо́га на́шего, да не отврати́т от на́с Свята́го лица́ Своего́, и не уклони́тся гне́вом от ра́б Свои́х, и пода́ст при́сно с Небесе́ во вре́мя теплоту́ со́лнечную, ро́су благоути́шную и прозябе́ние земли́ на умноже́ние и собра́ние плодо́в земны́х, я́ко ми́лостив е́сть Бо́г на́ш.
Врачи́ на́м показа́ ва́с Христо́с, святи́и чудотво́рцы, те́мже боле́зни на́ша душе́вныя и теле́сныя и грехо́вныя, неисце́льныя я́звы исцели́те, к ва́м прибега́ющим и ве́рою па́мять ва́шу почита́ющим.
Богоро́дичен: Роди́тельнице Безму́жная, Чи́стая Богома́ти, Де́во Мари́е, мо́лим Тя́, Госпоже́: спаси́ рабы́ Своя́, Всенепоро́чная Влады́чице.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Священнотаи́нницы де́йством Пресвята́го Ду́ха, Богопропове́дницы, бы́сте на земли́ во еди́ной це́ркви Бо́жия Ма́тере. Ны́не же на Небесе́х вку́пе со А́нгелы и со все́ми святы́ми Святе́й Тро́ице предстоя́ще, моли́теся спасти́ся на́м, гре́шным.
Смиренному́дрием благоче́стия це́рковь Бо́жия Ма́тере, я́ко Го́рний Иерусали́м, украси́сте, гра́д Росто́в це́рквами честны́ми и оби́тельми, я́ко виногра́д Христо́в, насади́сте, мо́лим ва́с: неотсту́пно с на́ми пребыва́йте и от вся́ких зо́л на́с спаса́йте моли́твами свои́ми.
Прему́дрый учи́телие Росто́встей и Су́ждальстей о́бласти бы́сте, святи́и, Бо́га сла́вяще словесы́ и де́лы. Те́м ва́шу па́мять почита́ем и мо́лим: да́руйте на́м по́мощь и спасе́ние, вы́ бо есте́ все́м на́м пода́телие.
Богоро́дичен: Я́ко Цари́цу, Царя́ все́х ро́ждшую, ве́рнии, со Арха́нгелом Благослове́нную возвели́чим Бо́жию Ма́терь: ра́дуйся, Ма́ти Де́во Творца́ тва́ри.
Конда́к, гла́с 8:
Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие, бы́сте вы́ благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте и ве́чный поко́й насле́довасте. Мо́лим ва́с, святи́и чудотво́рцы, пода́ти доброде́телей исправле́ние, и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние, и душа́м спасе́ние, да зове́м ва́м: ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.
И́кос:
Ка́ко возмогу́ а́з, гре́шный и скве́рный вку́пе ду́шею и те́лом, равноа́нгельное ва́ше житие́ и пресла́вная чудеса́ просла́вити, поне́же, я́ко трисо́лнечная луча́, в ми́ре просия́ете, и во тьме́ неве́рных просвети́сте, и на па́житех живоно́сных ста́до Христо́во упасо́сте, и нетле́нныя венцы́ от Го́спода прия́сте, со А́нгелы и со все́ми святы́ми лику́юще у Престо́ла все́х Царя́, Христа́ Бо́га. Те́м мо́лим ва́с, святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие: спаси́те рабы́ своя́ от все́х зо́л, да зове́м ва́м: ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Трие́ вели́цыи святи́телие, на Небесе́х пребыва́юще, ра́дуетеся, на земли́ же ва́ша честны́я мо́щи приходя́щим подаю́т исцеле́ния, те́мже мо́лим: спаси́те ду́ши пою́щих ва́с, я́ко благослове́н Бо́г и препросла́влен во ве́ки.
Иму́ще дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, святи́и чудотво́рцы Росто́встии, три́ вели́цыи свети́льницы – Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие, моли́теся за правосла́вныя лю́ди, е́же спасти́ся непреста́нно ве́рою и любо́вию чту́щим и пою́щим вы́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Святи́тели прему́дрыя вси́ в пе́снех, ве́рнии, восхва́лим, глаго́люще: Богоно́снии и святи́и отцы́ и пресла́внии чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие, приле́жно моли́те спасти́ся на́м, вопию́щим и благословя́щим Бо́га оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: И́же на́с ра́ди Рожде́йся от Де́вы Чи́стыя Богоро́дицы Мари́и да моли́твами Ея́ ми́р от истле́ния и врага́ изба́вит, взыва́ющих: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Ко́е досто́йное похвале́ние принесе́м ва́м, святи́и чудотво́рцы, я́ко Моисе́ю подо́бящеся, и на го́ру безстра́стия превзыдо́сте, во мра́к разу́мный и благода́тный, прия́сте от Христа́ зако́н и мно́гия лю́ди к Богоразу́мию приведо́сте, воспева́ти Христа́ во ве́ки.
Христо́вы лю́ди упа́сше, святи́и отцы́, я́ко еги́петския льсти́ и страстна́го Вавило́на нече́стия изба́висте, Сио́на же Вы́шняго обре́тше жили́ще себе́ во вся́ ве́ки.
Свяще́нную ва́шу па́мять, ве́рнии, соверша́ем, я́ко наста́вницы и просвети́тели гра́ду на́шему и учи́тели пресла́внии, святи́телие Госпо́дни. Пе́нием и пе́сньми ва́м пра́зднуем, сла́вяще Христа́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Роди́выйся от Де́вы, Христе́ Бо́же, ми́р просвети́ и мене́, окая́ннаго, от злы́х мои́х прегреше́ний изба́ви и моли́твами Рожде́ния Тя́ и Небе́сных си́л и все́х ра́ди святы́х поми́луй и спаси́ на́с.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с Небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Возсия́ всечестна́я ва́ша па́мять, святи́и чудотво́рцы, я́ко церко́вная свети́ла свята́я, в пе́снех и пе́ниих почита́ем ва́с и, к ра́це моще́й ва́ших притека́юще, немо́лчно вопие́м, досто́йно ва́с велича́юще.
Святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие, мо́лим ва́с: моли́те Ми́лостиваго Бо́га пода́ти наро́ду на́шему здра́вие, и пред собо́ю всегда́ зре́ти сы́ны сыно́в свои́х, и на враги́ одоле́ние, и ве́ре утвержде́ние, и вся́ческих исполне́ние, и грехо́в проще́ние.
Душе́ моя́ окая́нная, душе́ стра́стная, воспряни́ и ви́ждь: бли́з е́сть де́нь Госпо́день, гряде́т неисце́льною я́ростию и гне́вом вселе́нную всю́ пу́сту сотвори́ти, гре́шники же погуби́ти, пра́ведным же венцы́ пода́ти. Подви́гнися, окая́нная, го́рдость отложи́, ле́ность отри́ни, к Бо́гу припади́ и усе́рдно со слеза́ми возопи́: Го́споди, согреши́х, прости́ мя́ и Богоро́дицы ра́ди и си́х уго́дников, Росто́вских святи́телей, моле́нием поми́луй на́с.
Богоро́дичен: Прииди́те, вси́ ве́рнии, во святу́ю це́рковь Бо́жия Ма́тере, честна́го и сла́внаго Ея́ Успе́ния, и возвели́чим и воспое́м я́ко Цари́цу, Царя́ все́х Бо́га ро́ждшую на спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Святитель Леонтий, епископ Ростовский – один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которые можно считать достаточно достоверными, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю Святым Крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».
Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало Святое Крещение.
Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли Святое Крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», – говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением православия в местах прежнего идолослужения.
Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.
Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии Никоном летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.
Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.
Святой Леонтий – один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).
Краткое житие святителя Исаии, епископа Ростовского
Родился под Киевом, в молодости принял постриг в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии († 1074 г.; память 3/16 мая). В 1065 г. за добродетельную жизнь по желанию великого князя Изяслава был поставлен игуменом Дмитриевского монастыря. В 1078 г. св. Исаия был рукоположен во епископа города Ростова, где тогда еще много было язычников. Ревностно трудился святитель, насаждая православие среди жителей своей обширной епархии, построил в Ростове собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Господь прославил Своего угодника, совершая через него знамения и чудотворения: в 1089 г. «облаком носимый, якоже древле апостолы», Исаия присутствовал при освящении «небеси подобной» церкви Успения Богоматери в Киево-Печерском монастыре. Скончался 15 мая 1090 г. Нетленные мощи святителя были обретены в 1164 г.
Полное житие святителя Исаии, епископа Ростовского
Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. И благодаря добродетелям мудрости, духовного мужества и целомудрия, помня слова древнего старца: «Крепость в человеке зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укрепленного помощью Божией», он постоянно духом возносился к горнему Иерусалиму.
Слава о подвигах юного Исаии скоро распространилась за пределы обители. И когда скончался Варлаам, первый игумен монастыря, построенного на княжеском дворе во имя св. великомученика Димитрия, то Киевский великий князь Изяслав Ярославич просил себе, как великий дар, у блаженного Феодосия Исаию в настоятели обители. И в 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исаия был возведен в игумены. Блаженный, приняв этот высокий сан, был благоискусным для братии наставником и добрым пастырем словесного стада. Став игуменом, он помышляя всегда о Господе, продолжал пребывать в смирении, молитвенном и телесном труде. Видя у себя в монастыре такого святого мужа, князь Изяслав радовался духом и благодарил Господа и преподобного Феодосия, благословившего Исаию на игуменство в монастыре св. Димитрия. Преподобный Исаия, как преуспевший в благочестии и исполненный Божественной благодати, принимал участие в 1078 году в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгородском). Но для великого светильника после подвига настоятельства в обители, и после десятилетнего игуменства предстояло апостольское служение. В том же 1078 году после смерти святителя Леонтия, епископа Ростовского, святой Исаия был возведен на Ростовскую епископскую кафедру. В то время Ростовская епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Много потрудился добрый пастырь Леонтий для просвещения области Ростовской, но еще много нашел там язычников доблестный его преемник. Поэтому святитель Исаия, сказано в древнем житии его, «найдя людей новопросвещенных, еще не утвердившихся в вере, усердно напоял их учением своим». Он с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языческих кумиров. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3,27), – произносил святитель, умоляя христоименитое стадо свое быть крепким в вере и в жизни подражать Христу.
В одной стихире прекрасно выражен дух служения св. Исаии: «Что тя наречем, святителю? Ангела, яко безплотен на земли пожил еси, апостола, яко научил еси благоверию российския концы, мученика же, яко Христа ради до смерти подвизался еси, обращая люди от тьмы нечестия и приводя их на пажить богоразумия».
Утешением святителя Исаии было участие в его служении великого князя Владимира Мономаха. На средства великого князя был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17/30 августа). Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.
При благочестивой державе великого князя киевского Всеволода Ярославича, когда настало время освящения великой соборной церкви Киево-Печерской обители, скорбен был митрополит Иоанн, что не успел собрать на торжество сие боголюбивых епископов по дальнему расстоянию их кафедр. Но благочестивое его желание исполнили Ангелы Божии, посылаемые на службу человекам для их спасения. И сему блаженному Исаии предстал в образе юношеском светлый Ангел и возвестил о дне освящения храма. Немедленно собрался в путь боголюбивый епископ и был участником духовного торжества, споспешествуемый силою свыше, для которой нет времени и пространства. Сам он, дивясь чудному своему странствию, поведал о том митрополиту всея Руси Иоанну, говоря, что не смел ослушаться повеления его и не прийти на освящение храма. Изумился первосвятитель сему таинственному зову, ибо никого не успел послать для приглашения епископов; дивное сие странствование было плодом послушания и ревности к церкви Божией. Три епископа: Исаия Ростовский, Лука Белгородский, Иоанн Черниговский – были сослужителями митрополита Иоанна при освящении «небеси подобной» церкви Успения Пресвятой Богородицы 14 августа 1089 года, и с радостью духовной возвратился Исаия к своей пастве, которая приняла его с великим торжеством, как присного отца своего.
Не более года после того пас свою паству Ростовскую святитель Исаия. Он скончался в мире в лето от Рождества Христова 1090, месяца мая 15 дня, после тринадцатилетнего епископства, посреди плача народного. И те же Ангелы, которые переносили его для освящения Печерской церкви, перенесли его душу в самые небеса в вечность.
В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый каменный храм вместо пострадавшего от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обретены мощи святителя Исаии. Говорит древнее предание и летопись: «Нашли гроб блаженного Исаии, открыв его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника Своего не только в жизни, но и по смерти; сколько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 году и положены с правой стороны в притворе.
Мощи св. Исаии в первый раз были обретены вместе с мощами св. Леонтия 23 мая 1164 года. И с того же времени, как видно из жития прп. Феодосия, «и тамо чтут его со святыми», народ чтил св. Исаию за святого.
Но с течением многих лет утратилась память о чудесах его, так что даже никогда не возжигали светильника над его гробом, никогда не приходил священник с фимиамом покадить над ним, ибо самый притвор всегда был заключен. Не подобало, однако, столь великому светильнику оставаться под спудом. По рукописному житию, «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и поклоняются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца – переносит его оттуда в 1474 году и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 году Феодор. И церковное почитание св. Исаии началось с 1474 года, со времени перенесения мощей в храм; к тому же времени относится и первое письменное изложение его жития. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу.
25 апреля 1920 года по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи св. Исаии вместе с мощами святителей Игнатия и Димитрия (Савича (Туптало)), прп. Авраамия Ростовского и прп. Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впоследствии мощи святителя находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В конце 80-х годов XX в. часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиепископу Платону (Удовенко). В настоящее время честная глава св. Исаии хранится в Серапионовой палатке в лавре, а часть мощей почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем (Хархаровым).
В «Иконописном подлиннике» приводится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исаия епископ, Ростовский чудотворец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительския, саккос празеленый и омофор, на главе клобук белый, в руках Евангелие».
Святитель Игнатий, епископ Ростовский, родился в благочестивой семье и был воспитан во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрекся от мира и принял пострижение в монашество в Богоявленском монастыре Ростова Великого, в котором позднее был некоторое время настоятелем в сане архимандрита.
В 1261 году святой Игнатий был возведен на епископскую кафедру Ростова Великого. Ставши епископом, он, «прием паству словесных овец», «добре» пас «церковь Христову», «просвещая всех омраченныя сердца, наставляя на путь истинный». Просвещение Белозерского края святой верой и построение в 1269 году первой обители во имя Святой Троицы на берегу Белоозера – все было в правление святого Игнатия Ростовской епархией. Он управлял епархией в течение 26 лет, в один из самых трудных периодов в истории Руси – монголо-татарского ига. В этих условиях епископ Игнатий неутомимо и самоотверженно трудился в созидании Русской Церкви и Отечества, утверждая паству в верности святому православию.
В 1274 году святой Игнатий присутствовал на знаменитом Соборе Владимирском, исправлявшем церковные дела. Два раза по делам епархии святителю пришлось предпринимать тяжелое путешествие в Орду с ходатайством о церковном причте. В 1280 году он отпевал Всероссийского митрополита Кирилла. Святой Игнатий известен как миротворец князей Ростовских Димитрия и Константина Борисовичей; в память примирения их основана в Ростове Борисоглебская церковь. За время своего служения он построил несколько иноческих обителей и был истинным отцом для своих пасомых.
Святой Игнатий – единственный из всего сонма святых, в земле Российской просиявших, которого Господь прославил нетлением и целебным даром мощей еще до их погребения. Святой угодник Божий преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение усопшему архипастырю стали стекаться многочисленные верующие. Неутешным был их плач.
Гроб с телом облаченного в архиерейские одежды святителя из-за необыкновенного скопления народа не сразу могли внести в храм. Чин погребения совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две благочестивые монахини, Феодосия и Ксения, и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам святителя архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас получил чудесное исцеление. При виде чудес, которыми Господь прославлял Своего угодника, было решено не предавать земле святые мощи почившего.
На следующий день, когда ко гробу святителя Игнатия был принесен список с именами всех рукоположенных им при жизни священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток.
Святитель Игнатий по кончине своей был признан святым и тело его не предали земле, так как чудеса, совершившееся при самом отпевании, побудили клир и народ поставить открыто его мощи в Ростовском Успенском соборе у северных врат алтаря, где покоились открыто.
По летописи XV века святой Игнатий – «великий чудотворец» и в грамотах XVI века он – «святой чудотворец».
«Иконописный подлинник» дает следующее описание образа святителя Игнатия: «Подобием сед, брада аки Алексия митрополита, на главе клобук бел, ризы святительские камчатые лазоревые, исподняя багряная, в омофоре, в руках Евангелие».
См. также: "Память святого Игнатия, епископа Ростовского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.