Канон Архистратигу Михаилу и прочим силам бесплотным (второй)
Припев: Святы́й Архистрати́же Михаи́ле и вси́ безпло́тнии си́лы, моли́те Бо́га о на́с.
Память: 08 апреля (26 марта ст. ст.)
Глас 8.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
У́мныя безпло́тных чино́в ли́ки пе́сньми, я́ко служи́тели Боже́ственныя, прииди́те, восхва́лим, ли́к совоку́пльше, о на́шем спасе́нии непреста́нно моля́щияся и о покая́нии на́шем сра́дующияся.
И́же а́нгелов началовожди́, и предъизбра́ннии, и чинонача́льницы све́тлии, безпло́тныя умы́ дне́сь воздви́жут к наверше́нию пра́здника све́тлыя и́х па́мяти, с ни́миже ку́пно ра́дуются челове́цы, пе́ние Тро́ице принося́ще.
Да возвесели́мся со а́нгелы дне́сь, челове́цы, духо́вне в ра́дости: Гаврии́л бо па́ки ны́не благовеству́ет Це́рквей соедине́ние и низложе́ние вся́кия проти́вныя е́реси в па́мяти архистрати́гов.
Богоро́дичен: Ражда́еши су́щее па́че естества́, Пречи́стая, в Тебе́ все́льшееся О́тчее Сло́во Ду́хом Святы́м, во дву́ у́бо естества́х и хоте́ниих су́ща, во Ипоста́си же непрело́жно еди́ней, Ея́же и зра́к целу́ем.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
А́нгелов пе́рвейший и Тро́ицы све́т вторы́й яви́лся еси́ на́м, Михаи́ле нача́льниче, ве́рно благохва́лящим тя́.
Заре́ю Боже́ственныя благода́ти Гаврии́л ве́рно испо́лни всю́ зе́млю, Бо́жие пропове́дав во пло́ти прише́ствие.
Сопру́г приснопева́емый и светоза́рная дво́ице невеще́ственная, све́ты Бо́жия, ве́рно соверша́ющия ва́шу па́мять покажи́те.
Богоро́дичен: Воспе́ Иса́ия Твое́, е́же па́че ума́, Чи́стая, рождество́, пою́ и а́з, да о́наго получу́ очище́ния.
Седа́лен, гла́с 8.
Небе́сных нача́льницы и первостоя́телие высокопресто́льных и стра́шных, Боже́ственныя сла́вы, Михаи́ле и Гаврии́ле архистрати́зи, а́нгелов чинонача́льницы, со все́ми безпло́тными, о служи́телие Влады́чни! О ми́ре непреста́нно моля́щеся, испроси́те оставле́ние прегреше́нных на́ми, и ми́лость, и благода́ть обрести́ в де́нь су́дный.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Богоблагода́тная, Чи́стая, Благослове́нная, благоутро́бия ра́ди щедро́т из Тебе́ Ро́ждшагося, с вы́шними си́лами, и арха́нгелы, и все́ми безпло́тными моли́ непреста́нно пода́ти на́м пре́жде конца́ ми́лостивно проще́ние грехо́в и жития́ исправле́ние, я́ко да обря́щем ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Во Иерихо́не яви́ся си́лы Госпо́дни Архистрати́г вою́ющему дре́вле Иису́су Нави́ну, победотворя́ и побо́рствуя, Михаи́л вели́кий, безпло́тных нача́льник сы́й, от него́же прие́м си́лу, слуга́ Госпо́день, копие́м плени́в, я́т сопоста́ты.
Нача́льник не́когда безпло́тных си́л яви́ся, нося́ ча́да благове́щения, Заха́рии иере́ю Гаврии́л вели́кий и боже́ственный и́стинно арха́нгел, те́мже гла́с Словесе́ роди́выйся Иоа́нн, отцу́ своему́ гла́с проглаго́лания отдае́т.
Ра́дуются ра́достию вси́ концы́ земни́и дне́сь, честну́ю па́мять пра́зднующе арха́нгелов Твои́х, Бо́же, Михаи́ла боже́ственнаго и Гаврии́ла богому́драго; сра́дуется же ку́пно и ве́сь а́нгельский чи́н, я́ко сохраня́ется ми́р покро́вом и́х.
Богоро́дичен: Еди́на Чи́стая пребыла́ еси́ и по рождестве́, еди́на то́кмо яви́лася еси́ Безму́жная, млеко́м пита́ющая Сло́во О́тчее и́стинное, Ду́хом Святы́м прие́мшее ра́бий зра́к по на́м, Де́во Богоро́дице, Его́же, Боже́ственное чту́ще зра́ка подо́бие, почита́ем.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя́, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Непокаря́ющуся дре́вле Бо́жиим неизрече́нным и Боже́ственным чудесе́м Валаа́му волхву́, на распу́тии а́нгел, ослу́ яви́вся, стра́шно обличи́ и, слове́сно живо́тное показа́в, естества́ премени́ позна́ние.
Я́ту бы́вшу Петру́ и в темни́це пребыва́ющу, а́нгел яви́ся Бо́жий, от ру́к И́родовых, и у́з, и сме́рти избавля́я. Те́мже, прииди́те вси́, я́ко ду́ш храни́тели Боже́ственныя, му́дрыя арха́нгелы да почти́м.
Бра́ней крамолы́, а́нгели, арха́нгели, боже́ственныя си́лы Бо́жия, и церко́вныя е́реси, и вся́ собла́зны ва́шими разреши́те к Бо́гу при́сными мольба́ми и на́с в ми́ре соблюди́те.
Богоро́дичен: Во дву́ существа́х Еди́наго Тя́ ве́мы, Бо́га тва́ри, де́йствы обе́ма и хоте́нии су́ща несли́тна, Сы́на Бо́жия, от жены́ пло́ть прии́мша, Ея́же о́браз почита́ем на дщи́цах.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
Я́ко о́гнь, и пла́мень, и све́т, безпло́тныя су́щия, от веще́ственныя тли́ умо́м восперя́еми, бре́нными устна́ми невеще́ственныя со стра́хом пе́сньми да почти́м.
Умертви́те страсте́й бу́ри, арха́нгели, и утиши́те с ни́ми возмуще́ния вся́ на ве́ру, святи́и Тро́ицы су́ще огнезра́чнии архистрати́зи.
Арха́нгели Бо́жии, безпло́тных нача́льницы, предста́тельством ва́шим от вся́кия е́реси на́с сохрани́те, Михаи́ле нача́льниче и Гаврии́ле, архистрати́зи.
Богоро́дичен: Из утро́бы яви́лся еси́ во́лею, от Неискусому́жныя воплоща́емь, безпло́тен сы́й, я́ко Бо́г, Христе́, плотоно́сец же, я́ко Челове́к, бы́л еси́. Его́же подо́бия, ве́рнии, ви́д почита́ем.
Конда́к, гла́с 2:
Архистрати́зи Бо́жии, служи́телие Боже́ственныя сла́вы, а́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, поле́зное на́м проси́те, и ве́лию ми́лость, я́ко безпло́тных архистрати́зи.
И́кос:
Ре́кл еси́, Человеколю́бче, в Писа́ниих Твои́х: мно́жеству ра́доватися а́нгелов на небеси́ о челове́це еди́ном ка́ющемся, Безсме́ртне. Те́мже мы́, и́же в беззако́ниих, Безгре́шне еди́не Сердцеве́дче, Тя́ моли́ти всегда́ дерза́ем, я́ко Благоутро́бнаго, уще́дрити и низпосла́ти недосто́йным умиле́ние, Влады́ко, подая́й на́м проще́ние, о все́х бо на́с мо́лятся Тебе́ безпло́тных архистрати́зи.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
С ли́ки безпло́тных и челове́ческий ро́д, прииди́те, поклони́мся в благознамени́тый де́нь се́й, па́мять соверша́юще му́дрых арха́нгелов Христо́вых, — Свя́т, Свя́т, Свя́т, — пою́ще, — Бо́же оте́ц на́ших.
Я́ко страннолюби́вии дре́вле, Авраа́м богови́дец и Ло́т сла́вный, учреди́ша а́нгелы и обрето́ша обще́ние со а́нгелы, зову́ще: Свя́т, Свя́т, Свя́т еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Мано́ю до́блественному и Тови́ту прему́дрому яви́шася а́нгели, воздаю́ще натрижне́ния жития́ по досто́инству; и отроко́в а́нгел угаси́ пла́мень иногда́, в пещи́ о́гненней су́щих.
Богоро́дичен: Все́ на́ше по существу́ от Де́вы поне́сл еси́, кроме́ измене́ния, Иису́се, естествы́ сугу́ба, но еди́наго ипоста́сию, оте́чески Тя́ пропове́дуем, Его́же и ви́д ве́рно почита́ем, изобразу́юще.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Нача́льник а́нгелов бы́сть Михаи́л арха́нгел, но сла́вится с ни́м светле́е таи́нник благода́ти и Де́вы обручи́тель честны́й, воево́да безпло́тных, досто́йно ра́дость предвозвеща́я, Гаврии́л, вопию́щим: лю́дие, превозноси́те Христа́ во вся́ ве́ки.
А́нгельския чи́ны в разли́чном зра́це уви́дев, Иезеки́иль, предсказу́я, пропове́даше: в ни́хже шестокри́льнии серафи́ми предстоя́ху, и херуви́ми многоочи́тии окружа́ху, с ни́миже арха́нгелы пресве́тлыя зря́ще, Христа́ славосло́вящия во вся́ ве́ки.
Я́ко стра́шно прише́ствие втора́го седа́лища Твоего́ явленнотворя́, Дании́л предглаго́лаше: я́ко престо́ли поста́вишася, и Ве́тхий седя́ше, и тмы́ а́нгелов ввожда́ше, со стра́хом предстоя́щия и гла́сы немо́лчными вопию́щия Тро́ице во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Отцу́ и Ду́ху Единосу́щное Сло́во, во́лею яви́ся, и на́м, из Де́вы, сообра́зен, не смеси́в в дру́г дру́га, я́же стра́шнаго соедине́ния: Еди́н бо и То́йжде во обои́х показу́ется, во дву́ существа́х и еди́ной ипоста́си. Его́же ны́не подо́бия о́бразу покланя́емся.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
Неду́гующих, и пла́вающих, и су́щих в ну́ждах ко спасе́нию побо́рницы яви́стеся, безпло́тных пе́рвии, Михаи́ле и Гаврии́ле.
Си́л и престо́лов Боже́ственных слико́вственник, я́ко воево́да а́нгельский и таи́нник Бо́жий, о на́с Спа́су, Гаврии́ле, моли́ся.
Я́ко храни́телие ми́ра и Це́ркве и чинонача́льницы вы́шних си́л, о на́с Спа́са умоли́те.
Богоро́дичен: Согла́сно, Богоро́дице, Тя́ славосло́вим, я́ко от страсте́й и бе́д спаса́еши ны́ и на́ша моле́ния во благи́х исполня́еши.
Свети́лен.
О́гненных, Архистрати́же, слу́г предста́тельство от Отца́ прия́л еси́, Михаи́ле, све́тов, те́м и сия́ние Того́ сла́вы сия́ющее и́маши, окру́г пречи́стаго престо́ла ты́ предстоя́, я́ко пе́рвый невеще́ственных чино́в.
Сла́ва: Невеще́ственных си́л, арха́нгел и а́нгел, госпо́дьств, и престо́л, и нача́л предста́тель пред Бо́гом постоя́нный, Архистрати́же боже́ственне, Михаи́ле пресла́вне, нестерпи́мому бо престо́лу предстоя́й, покры́й, соблюди́, сохрани́ и спаси́ вся́, ве́рою тя́ почита́ющия, мирска́го предста́теля.
И ны́не: Честне́йшая еси́ херуви́м сла́вных и серафи́м, Всепе́тая, стра́шных без сравне́ния сла́внейшая и все́х святы́х а́нгел святе́йшая, Пречи́стая: Зижди́теля бо все́х пло́тски неизрече́нно родила́ еси́, Богоро́дице. Его́же моли́ рабо́м Твои́м разреше́ние дарова́ти прегреше́ний.
Пѣ́снь а҃.
І҆рмо́съ: Колесницегони́телѧ фараѡ́нѧ погрꙋзѝ, чꙋдотворѧ́й и҆ногда̀ мѡѷсе́йскїй же́злъ крⷭ҇тоѡбра́знѡ порази́въ, и҆ раздѣли́въ мо́ре: і҆и҃лѧ же бѣглеца̀ пѣшехо́дца сп҃сѐ, пѣ́снь бг҃ови воспѣва́юща.
Оу҆́мнаѧ безпло́тныхъ чинѡ́въ ли́ки, пѣ́сньми ꙗ҆́кѡ слꙋжи́тели бж҃е́ствєнныѧ, прїиди́те восхва́лимъ ли́къ совокꙋ́пльше, ѡ҆ на́шемъ сп҃се́нїи непреста́ннѡ молѧ́щыѧсѧ, и҆ ѡ҆ покаѧ́нїи на́шемъ сра́дꙋющыѧсѧ.
И҆̀же а҆́гг҃лѡвъ началовождѝ, и҆ пред̾избра́ннїи, и҆ чинонача̑льницы свѣ́тлїи, безплѡ́тныѧ ᲂу҆мы̀ дне́сь воздви́жꙋтъ къ наверше́нїю пра́здника свѣ́тлыѧ и҆́хъ па́мѧти: съ ни́миже кꙋ́пнѡ ра́дꙋютсѧ человѣ́цы, пѣ́нїе трⷪ҇цѣ приносѧ́ще.
Да возвесели́мъ со а҆́гг҃лы дне́сь человѣ́цы, дꙋхо́внѣ въ ра́дости: гаврїи́лъ бо па́ки ны́нѣ бл҃говѣствꙋ́етъ цр҃квей соедине́нїе, и҆ низложе́нїе всѧ́кїѧ проти́вныѧ є҆́реси, въ па́мѧти а҆рхїстрати́гѡвъ.
Бг҃оро́диченъ: Ражда́еши сꙋ́щее па́че є҆стества̀, пречⷭ҇таѧ, въ тебѣ̀ все́льшеесѧ ѻ҆́ч҃ее сло́во дх҃омъ ст҃ы́мъ, во дв҃ꙋ ᲂу҆́бѡ є҆стества́хъ и҆ хотѣ́нїихъ сꙋ́ща, во ѵ҆поста́си же непрело́жнѡ є҆ди́нѣй, є҆ѧ́же и҆ зра́къ цѣлꙋ́емъ.
Пѣ́снь г҃.
І҆рмо́съ: Ты̀ є҆сѝ ᲂу҆твержде́нїе притека́ющихъ къ тебѣ̀, гдⷭ҇и: ты̀ є҆сѝ свѣ́тъ ѡ҆мраче́нныхъ, и҆ пое́тъ тѧ̀ дꙋ́хъ мо́й.
А҆́гг҃лѡвъ пе́рвѣйшїй, и҆ трⷪ҇цы свѣ́тъ вторы́й, ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ на́мъ, мїхаи́ле нача́льниче, вѣ́рнѡ бл҃гохва́лѧщымъ тѧ̀.
Заре́ю бж҃е́ственныѧ бл҃года́ти гаврїи́лъ вѣ́рнѡ и҆спо́лни всю̀ зе́млю, бж҃їе проповѣ́давъ въ пло́ти прише́ствїе.
Сопрꙋ́гъ приснопѣва́емый, и҆ свѣтоза́рнаѧ дво́ице невеще́ственнаѧ, свѣ́ты бж҃їѧ вѣ́рнѡ соверша́ющыѧ ва́шꙋ па́мѧть покажи́те.
Бг҃оро́диченъ: Воспѣ̀ и҆са́їа твоѐ є҆́же па́че ᲂу҆ма̀, чтⷭ҇аѧ, ржⷭ҇тво̀: пою̀ и҆ а҆́зъ, да ѻ҆́нагѡ полꙋчꙋ̀ ѡ҆чище́нїѧ.
Сѣда́ленъ, гла́съ и҃:
Нбⷭ҇ныхъ нача̑льницы, и҆ первостоѧ́телїе высокопрⷭ҇то́льныхъ и҆ стра́шныхъ бж҃е́ственныѧ сла́вы, мїхаи́ле и҆ гаврїи́ле а҆рхїстрати́зи, а҆́гг҃лѡвъ чинонача̑льницы, со всѣ́ми безпло́тными, ѽ слꙋжи́телїе влⷣчни! ѡ҆ мі́рѣ непреста́ннѡ молѧ́щесѧ, и҆спроси́те ѡ҆ставле́нїе прегрѣше́нныхъ на́ми, и҆ млⷭ҇ть и҆ бл҃года́ть ѡ҆брѣстѝ въ де́нь сꙋ́дный.
Сла́ва, и҆ ны́нѣ, бг҃оро́диченъ: Бг҃обл҃года́тнаѧ чтⷭ҇аѧ бл҃гослове́ннаѧ, бл҃гоꙋтро́бїѧ ра́ди щедро́тъ, и҆з̾ тебѐ ро́ждшагосѧ, съ вы́шними си́лами, и҆ а҆рха́гг҃лы и҆ всѣ́ми безпло́тными молѝ непреста́ннѡ, пода́ти на́мъ пре́жде конца̀ млⷭ҇тивнѡ проще́нїе грѣхѡ́въ, и҆ житїѧ̀ и҆справле́нїе, ꙗ҆́кѡ да ѡ҆брѧ́щемъ млⷭ҇ть.
Пѣ́снь д҃.
І҆рмо́съ: Ты̀ моѧ̀ крѣ́пость, гдⷭ҇и, ты̀ моѧ̀ и҆ си́ла, ты̀ мо́й бг҃ъ, ты̀ моѐ ра́дованїе, не ѡ҆ста́вль нѣ́дра ѻ҆́ч҃а и҆ на́шꙋ нищетꙋ̀ посѣти́въ. тѣ́мъ съ прⷪ҇ро́комъ а҆ввакꙋ́момъ зовꙋ́ ти: си́лѣ твое́й сла́ва, чл҃вѣколю́бче.
Во і҆ерїхѡ́нѣ ꙗ҆ви́сѧ си́лы гдⷭ҇ни а҆рхїстрати́гъ, вою́ющемꙋ дре́вле і҆исꙋ́сꙋ наѵи́нꙋ, побѣдотворѧ̀ и҆ побо́рствꙋѧ мїхаи́лъ вели́кїй, безпло́тныхъ нача́льникъ сы́й: ѿ негѡ́же прїе́мъ си́лꙋ слꙋга̀ гдⷭ҇нь, копїе́мъ плѣни́въ, ꙗ҆́тъ сопоста́ты.
Нача́льникъ нѣ́когда безпло́тныхъ си́лъ ꙗ҆ви́сѧ, носѧ̀ ча̑да бл҃говѣ́щенїѧ, заха́рїи і҆ере́ю гаврїи́лъ вели́кїй, и҆ бж҃е́ственный и҆́стиннѡ а҆рха́гг҃лъ: тѣ́мже гла́съ словесѐ роди́выйсѧ і҆ѡа́ннъ, ѻ҆тцꙋ̀ своемꙋ̀ гла́съ проглаго́ланїѧ ѿдае́тъ.
Ра́дꙋютсѧ ра́достїю всѝ концы̀ земні́и дне́сь, чтⷭ҇нꙋ́ю па́мѧть пра́зднꙋюще а҆рха́гг҃лѡвъ твои́хъ, бж҃е, мїхаи́ла бж҃е́ственнагѡ, и҆ гаврїи́ла бг҃омꙋ́драгѡ: сра́дꙋетсѧ же кꙋ́пнѡ и҆ ве́сь а҆́гг҃льскїй чи́нъ, ꙗ҆́кѡ сохранѧ́етсѧ мі́ръ покро́вомъ и҆́хъ.
Бг҃оро́диченъ: Є҆ди́на чⷭ҇таѧ пребыла̀ є҆сѝ и҆ по ржⷭ҇твѣ̀, є҆ди́на то́кмѡ ꙗ҆ви́ласѧ є҆сѝ безмꙋ́жнаѧ, млеко́мъ пита́ющаѧ сло́во ѻ҆́ч҃ее и҆́стинное, дх҃омъ ст҃ы́мъ прїе́мшее ра́бїй зра́къ по на́мъ, дв҃о бцⷣе, є҆гѡ́же бж҃е́ственное чтꙋ́ще зра́ка подо́бїе почита́емъ.
Пѣ́снь є҃.
І҆рмо́съ: Вскꙋ́ю мѧ̀ ѿри́нꙋлъ є҆сѝ ѿ лица̀ твоегѡ̀ свѣ́те незаходи́мый, и҆ покры́ла мѧ̀ є҆́сть чꙋжда́ѧ тьма̀ ѻ҆каѧ́ннаго; но ѡ҆брати́ мѧ, и҆ къ свѣ́тꙋ за́повѣдей твои́хъ пꙋти̑ моѧ̑ напра́ви, молю́сѧ.
Непокарѧ́ющꙋсѧ дре́вле бж҃їимъ неизречє́ннымъ и҆ бж҃е́ствєннымъ чꙋдесє́мъ, валаа́мꙋ волхвꙋ̀, на распꙋ́тїи а҆́гг҃лъ ѻ҆слꙋ̀ ꙗ҆ви́всѧ, стра́шнѡ ѡ҆бличѝ, и҆ слове́сно живо́тное показа́въ, є҆стества̀ премѣнѝ позна́нїе.
Ꙗ҆́тꙋ бы́вшꙋ петрꙋ̀, и҆ въ темни́цѣ пребыва́ющꙋ, а҆́гг҃лъ ꙗ҆ви́сѧ бж҃їй, ѿ рꙋ́къ и҆́рѡдовыхъ, и҆ ᲂу҆́зъ и҆ сме́рти и҆збавлѧ́ѧ. тѣ́мже прїиди́те всѝ, ꙗ҆́кѡ дꙋ́шъ храни́телю бж҃е́ствєнныѧ, мꙋ̑дрыѧ а҆рха́гг҃лы да почти́мъ.
Бра́ней крамолы̑, а҆́гг҃ли, а҆рха́гг҃ли, бж҃е́ствєнныѧ си̑лы бж҃їѧ, и҆ цр҃кѡ́вныѧ є҆́рєси, и҆ всѧ̑ собла́зны ва́шими разрѣши́те къ бг҃ꙋ при́сными мольба́ми, и҆ на́съ въ ми́рѣ соблюди́те.
Бг҃оро́диченъ: Во двꙋ̀ сꙋщества́хъ є҆ди́наго тѧ̀ вѣ́мы бг҃а тва́ри, дѣ́йствы ѻ҆бѣ́ма и҆ хотѣ́нїи, сꙋ́ща несли́тна, сн҃а бж҃їѧ, ѿ жены̀ пло́ть прїи́мша, є҆ѧ́же ѡ҆́бразъ почита́емъ на дщи́цахъ.
Пѣ́снь ѕ҃.
І҆рмо́съ: Ѡ҆чи́сти мѧ̀, сп҃се, мнѡ́га бо беззакѡ́нїѧ моѧ̑, и҆ и҆з̾ глꙋбины̀ ѕѡ́лъ возведѝ, моли́сѧ: къ тебѣ́ бо возопи́хъ, и҆ ᲂу҆слы́ши мѧ̀, бж҃е сп҃се́нїѧ моегѡ̀.
Ꙗ҆́кѡ ѻ҆́гнь, и҆ пла́мень, и҆ свѣ́тъ, безплѡ́тныѧ сꙋ́щыѧ, ѿ веще́ственныѧ тлѝ ᲂу҆мо́мъ восперѧ́еми, бре́нными ᲂу҆стна́ми, невеще́ствєнныѧ со стра́хомъ пѣ́сньми да почти́мъ.
Оу҆мертви́те страсте́й бꙋ̑ри а҆рха́гг҃ли, и҆ ᲂу҆тиши́те съ ни́ми возмꙋщє́нїѧ всѧ̑ на вѣ́рꙋ, ст҃і́и трⷪ҇цы сꙋ́ще ѻ҆гнезра́чнїи а҆рхїстрати́зи.
А҆рха́гг҃ли бж҃їи, безпло́тныхъ нача̑льницы, предста́тельствомъ ва́шимъ ѿ всѧ́кїѧ є҆́реси на́съ сохрани́те, мїхаи́ле нача́льниче, и҆ гаврїи́ле, а҆рхїстрати́зи.
Бг҃оро́диченъ: И҆з̾ ᲂу҆тро́бы ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ во́лею, ѿ неискꙋсомꙋ́жныѧ воплоща́емь, безпло́тенъ сы́й ꙗ҆́кѡ бг҃ъ, хрⷭ҇тѐ, плотоно́сецъ же, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ бы́лъ є҆сѝ. є҆гѡ́же подо́бїѧ вѣ́рнїи, ви́дъ почита́емъ.
Конда́къ, гла́съ в҃:
А҆рхїстрати́зи бж҃їи, слꙋжи́телїе бж҃е́ственныѧ сла́вы, а҆́гг҃лѡвъ нача̑льницы и҆ человѣ́кѡвъ наста̑вницы, поле́зное на́мъ проси́те, и҆ ве́лїю млⷭ҇ть, ꙗ҆́кѡ безпло́тныхъ а҆рхїстрати́зи.
І҆́косъ:
Ре́клъ є҆сѝ, чл҃вѣколю́бче, въ писа́нїихъ твои́хъ, мно́жествꙋ ра́доватисѧ а҆́гг҃лѡвъ на нб҃сѝ ѡ҆ человѣ́цѣ є҆ди́номъ ка́ющемсѧ, безсме́ртне. тѣ́мже мы̀ и҆̀же въ беззако́нїихъ, безгрѣ́шне є҆ди́не сердцевѣ́дче, тѧ̀ моли́ти всегда̀ дерза́емъ ꙗ҆́кѡ бл҃гоꙋтро́бнаго, ᲂу҆ще́дрити, и҆ низпосла́ти недостѡ́йнымъ ᲂу҆миле́нїе, влⷣко, подаѧ́й на́мъ проще́нїе: ѡ҆ всѣ́хъ бо на́съ мо́лѧтсѧ тебѣ̀ безпло́тныхъ а҆рхїстрати́зи.
Пѣ́снь з҃.
І҆рмо́съ: Ѿ і҆ꙋде́и доше́дше ѻ҆́троцы, въ вавѷлѡ́нѣ и҆ногда̀, вѣ́рою трⷪ҇ческою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: ѻ҆тцє́въ бж҃е бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
Съ ли́ки безпло́тныхъ, и҆ человѣ́ческїй ро́дъ, прїиди́те поклони́мсѧ въ бл҃гознамени́тый де́нь се́й, па́мѧть соверша́юще мꙋ́дрыхъ а҆рха́гг҃лѡвъ хрⷭ҇то́выхъ, ст҃ъ, ст҃ъ, ст҃ъ пою́ще, бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Ꙗ҆́кѡ страннолюби́вїи дре́вле, а҆враа́мъ бг҃ови́децъ, и҆ лѡ́тъ сла́вный, ᲂу҆чреди́ша а҆́гг҃лы, и҆ ѡ҆брѣто́ша ѻ҆бще́нїе со а҆́гг҃лы, зовꙋ́ще: ст҃ъ, ст҃ъ, ст҃ъ є҆сѝ бж҃е ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
Манѡ́ю до́блественномꙋ, и҆ тѡві́тꙋ премꙋ́дромꙋ ꙗ҆ви́шасѧ а҆́гг҃ли, воздаю́ще натрижнє́нїѧ житїѧ̀ по досто́инствꙋ: и҆ ѻ҆трокѡ́въ а҆́гг҃лъ ᲂу҆гасѝ пла́мень и҆ногда̀ въ пещѝ ѻ҆́гненнѣй сꙋ́щихъ.
Бг҃оро́диченъ: Всѐ на́ше по сꙋществꙋ̀ ѿ дв҃ы поне́слъ є҆сѝ, кромѣ̀ и҆змѣне́нїѧ і҆и҃се є҆стествы̀ сꙋгꙋ́ба, но є҆ди́наго ѵ҆поста́сїю, ѻ҆ч҃ески тѧ̀ проповѣ́дꙋемъ: є҆гѡ́же и҆ ви́дъ вѣ́рнѡ почита́емъ и҆з̾ѡбразꙋ́юще.
Пѣ́снь и҃.
І҆рмо́съ: Седмери́цею пе́щь халде́йскїй мꙋчи́тель бг҃очести̑вымъ неи́стовнѡ разжжѐ, си́лою же лꙋ́чшею сп҃се́ны сїѧ̑ ви́дѣвъ, творцꙋ̀ и҆ и҆зба́вителю вопїѧ́ше: ѻ҆́троцы бл҃гослови́те, сщ҃е́нницы воспо́йте, лю́дїе превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.
Нача́льникъ а҆́гг҃лѡвъ бы́сть мїхаи́лъ а҆рха́гг҃лъ: но сла́витсѧ съ ни́мъ свѣтлѣ́е таи́нникъ бл҃года́ти, и҆ дв҃ы ѡ҆брꙋчи́тель чтⷭ҇ны́й воево́да безпло́тныхъ, досто́йнѡ ра́дость предвозвѣща́ѧ гаврїи́лъ вопїю́щымъ: лю́дїе превозноси́те хрⷭ҇та̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
А҆́гг҃льскїѧ чи́ны въ разли́чномъ зра́цѣ ᲂу҆ви́дѣвъ і҆езекі́иль, предсказꙋ́ѧ проповѣ́данїе: въ ни́хже шестокри́льнїи серафі́ми предстоѧ́хꙋ, и҆ херꙋві́ми многоѻчи́тїи ѡ҆крꙋжа́хꙋ, съ ни́миже а҆рха́гг҃лы пресвѣ́тлыѧ зрѧ́ше, хрⷭ҇та̀ славосло́вѧщыѧ во всѧ̑ вѣ́ки.
Ꙗ҆́кѡ стра́шно прише́ствїе втора́гѡ сѣда́лища твоегѡ̀ ꙗ҆вленнотворѧ̀ данїи́лъ, предглаго́лаше: ꙗ҆́кѡ прⷭ҇то́ли поста́вишасѧ, и҆ ве́тхїй сѣдѧ́ше, и҆ тьмы̑ а҆́гг҃лѡвъ ввожда́ше, со стра́хомъ предстоѧ́щыѧ, и҆ гла́сы немо́лчными вопїю́щыѧ трⷪ҇цѣ, во всѧ̑ вѣ́ки.
Бг҃оро́диченъ: Ѻ҆ц҃ꙋ̀ и҆ дх҃ꙋ є҆диносꙋ́щное сло́во, во́лею ꙗ҆ви́сѧ, и҆ на́мъ и҆з̾ дв҃ы соѡбра́зенъ, не смѣси́въ въ дрꙋ́гъ дрꙋ́га, ꙗ҆̀же стра́шнагѡ соедине́нїѧ: є҆ди́нъ бо и҆ то́йжде во ѻ҆бои́хъ показꙋ́етсѧ, въ двꙋ̀ сꙋщества́хъ, и҆ є҆ди́ной ѵ҆поста́си: є҆гѡ́же ны́нѣ подо́бїѧ ѡ҆́бразꙋ покланѧ́емсѧ.
Пѣ́снь ѳ҃.
І҆рмо́съ: Вои́стиннꙋ бцⷣꙋ тѧ̀ и҆сповѣ́дꙋемъ, сп҃се́ннїи тобо́ю, дв҃о чⷭ҇таѧ, съ безпло́тными ли́ки тѧ̀ велича́юще.
Недꙋ́гꙋющихъ и҆ пла́вающихъ, и҆ сꙋ́щихъ въ нꙋ́ждахъ, ко сп҃се́нїю побѡ́рницы ꙗ҆ви́стесѧ, безпло́тныхъ пе́рвїи мїхаи́ле и҆ гаврїи́ле.
Си́лъ и҆ прⷭ҇то́лѡвъ бж҃е́ственныхъ слико́вственникъ, ꙗ҆́кѡ воево́да а҆́гг҃льскїй, и҆ таи́нникъ бж҃їй, ѡ҆ на́съ сп҃сꙋ гаврїи́ле, моли́сѧ.
Ꙗ҆́кѡ храни́телїе мі́ра и҆ цр҃кве, и҆ чинонача̑льницы вы́шнихъ си́лъ, ѡ҆ на́съ сп҃са ᲂу҆моли́те.
Бг҃оро́диченъ: Согла́снѡ бцⷣе, тѧ̀ славосло́вимъ, ꙗ҆́кѡ ѿ страсте́й и҆ бѣ́дъ сп҃са́еши ны̀, и҆ на̑ша молє́нїѧ во бл҃ги́хъ и҆сполнѧ́еши.
Свѣти́ленъ:
Ѻ҆́гненныхъ а҆рхїстрати́же слꙋ́гъ, предста́тельство ѿ ѻ҆ц҃а̀ прїѧ́лъ є҆сѝ мїхаи́ле свѣ́тѡвъ: тѣ́мъ и҆ сїѧ́нїе тогѡ̀ сла́вы сїѧ́ющее и҆́маши, ѻ҆крꙋ́гъ пречⷭ҇тагѡ прⷭ҇то́ла ты̀ предстоѧ̀, ꙗ҆́кѡ пе́рвый невеще́ственныхъ чинѡ́въ.
Сла́ва: Невеще́ственныхъ си́лъ, а҆рха̑гг҃лъ, и҆ а҆́гг҃лъ, гдⷭ҇ьствъ и҆ прⷭ҇тѡ́лъ, и҆ нача̑лъ предста́тель пред̾ бг҃омъ постоѧ́нный а҆рхїстрати́же бж҃е́ственне, мїхаи́ле пресла́вне: нестерпи́момꙋ бо прⷭ҇то́лꙋ предстоѧ́й, покры́й, соблюдѝ, сохранѝ и҆ сп҃сѝ всѧ̑ вѣ́рою тѧ̀ почита́ющыѧ, мїрска́го предста́телѧ.
И҆ ны́нѣ: Чⷭ҇тнѣ́йшаѧ є҆сѝ херꙋві̑мъ сла́вныхъ, и҆ серафі̑мъ, всепѣ́таѧ, стра́шныхъ без̾ сравне́нїѧ сла́внѣйшаѧ, и҆ всѣ́хъ ст҃ы́хъ а҆́гг҃лъ ст҃ѣ́йшаѧ пречⷭ҇таѧ: зижди́телѧ бо всѣ́хъ пло́тски неизрече́ннѡ родила̀ є҆сѝ бцⷣе. є҆го́же молѝ, рабѡ́мъ твои̑мъ разрѣше́нїе дарова́ти прегрѣше́нїй.
Архангел Божий Михаил
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
См. также: "Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф.25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог") – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!". По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан.3:92-95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“".
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона "Благословенное воинство" – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
См. также: "Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Архангел Гавриил – посланник Божий
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан.8:16; Дан.9:21-24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк.22:43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
См. также:
- Собор святого Архангела Гавриила" (8 апреля) свт. Димитрий Ростовский
- Собор святого Архангела Гавриила" (26 июля) свт. Димитрий Ростовский
- Собор Архангела Гавриила, служителя невыразимого, сверхъестественного и Божественного таинства Воплощения Господа нашего Иисуса Христа иером. Макарий Симонопетрский
Архангел Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.
Имя Уриил в переводе с еврейского языка означает – свет или огонь Божий, просветитель (3Езд.5,20).
Уриил, будучи сиянием огня Божественного, есть просветитель потемненных. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.
Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3Езд.4,1-50).
Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути:
«Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?» (3Езд.4,4-11):
Далее на вопрос Ездры: «Покажи мне: имеющее придти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет? Что прошло, я это знаю, а что придет, не ведаю» (3Езд.4,45-46).
Архангел Уриил ответил на это Ездре: «Стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит предо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым» (3Езд.4,47-50).
Этими словами Архангел Уриил указал Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, значительно меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в пятом веке до Рождества Христова. Итак, Архангел Уриил служитель света истины, просветитель потемненных, наставник заблудших, возбудитель на молитву.
Люди, преданные наукам – это ваш Архангел! Не забывайте по примеру его быть служителями не только света истины, а и огня Божественной любви. Как сказал святой апостол Павел: «Разум убо кичит, а любы созидает» (1Кор.8:1). Изображается святой Архангел Уриил держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз – пламень огненный, что знаменует особенно сильную ревность по Боге сего Архангела.
Архангел Селафиил (Салафиил) – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей.
Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает – молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.
Об этом Архангеле пишется в Третьей книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа...» (3Езд.5:16).
Архангел Селафиил явился Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась. Он сказал ей: «...слышал Господь страдание твое...» (Быт.16:11).
По верованию Церкви, святой Архангел Селафиил также явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам. В книге Бытия об этом повествуется так: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос...» (Быт.21:14-20).
Итак, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати.
Изображается святой Архангел Селафиил с лицом и очами, склоненными вниз и с руками, молитвенно сложенными на груди, как бывает у человека, умиленно молящегося.
Видя в таком положении самого Архангела молитвы, будем стараться и сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся.
Месяц ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.
По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901).
«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова (Апок.1:4) . Эти семь духов и есть семь Архангелов.
Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий.
Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает – помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:17, 12:15).
Архангел Рафаил, врач недугов человеческих, утешитель скорбящих, упоминается в Священном Писании. Есть целая книга, называемая «Книга Товита», в которой описывается, как Архангел Рафаил в виде юноши сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита (Тов.3,16-17, 5:4-6, 6:8-9, 7:2-3, 11:6-7, 10-13, 12:6-7, 14, 15, 18).
Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр. Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их». Товия все так и сделал. На его вопрос – к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».
Когда они пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил злой дух Асмодей, их хорошо приняли в доме Рагуила. Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товии. Товия, входя в спальню, взял курительницу, положил сердце и печень рыбы и дымил. Демон, услышав это запах, убежал в верхние страны Египта.
Когда Товия с женой Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь в Ниневию, где жил Товит, то Рафаил сказал: «Я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза: ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя».
Товия приложил желчь к глазам отца своего и сказал: «Ободрись, отец мой!» Глаза его заело и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма, и увидел он сына своего Товию.
Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесенного серебра, Рафаил, отозвав в сторону Товита и Товию, сказал им: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас... Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас... Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святаго... Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек».
Весьма поучительны и слова, сказанные Архангелом Рафаилом при разлучении с семейством Товита: «доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни». Товит и Товия смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Но Рафаил сказал им: «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек... Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу». И встали они и более уже не видели его.
Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Архангела Рафаила, тому надобно самому быть милостиву к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила – иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.
Святая Церковь изображает Архангела Рафаила держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правою рукою Товию, несущего пойманную в реке Тигр рыбу.
Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, возношение к Богу, милосердие Божие.
Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает – возвышение к Богу, высота Божия.
О святом Архангеле Иеремииле в Третьей книге Ездры пишется так: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3Езд.4,35-37), т. е. будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (Откр.7,4)). Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:30-31). И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
Архангел Иегудиил – покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Всякий из нас, от млада до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким. Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его (Евр.6:10).
Имя Иегудиил в переводе с еврейского языка означает – славящий Бога, хвала Бога.
По верованию Церкви, основанному на Священном Предании, святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший по Велению Божиему израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в середину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх.14,19-20).
Когда Моисей после сорокадневного поста и молитв взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх.23,20-21). «...Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им» (Исх.23,23-24).
Итак, служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей, труждающихся ради славы Божией, и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги.
Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.
Архангел Варахиил (ивр. ברכיאל — благословение Божие) — архангел Божиих благословений — «…через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие»[1]. Имя этого архангела известно только по церковному Преданию, в Священном Писании оно не встречается.
В иконографии XVIII–XIX веков архангела Варахиила изображали с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном»[2]. На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» архангел Варахиил иногда изображается с виноградной гроздью.
Примечания
[1] Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. Седмь Архангелов Божиих. М., 1996. С. 14 [2] Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. М., 1910. С. 227