Акафист святому преподобному Гавриилу Афонскому

Предназначен для келейного чтения

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 22 июля (09 июля ст. ст.)

Не утвержден для общецерковного использования.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов н предивный чудотворче, мудрый монахов наставниче и храмов Божиих строителю н украсителю, преподобне отче наш Гаврииле, се ныне припадающе к раце честных мощей твоих, яко избавльшеся от злых молебная пения восписуем ти, недостойнии. Ты же яко имеяй благодать молитися за ны, от всяких нас бед и обстояний свободи, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангели Божии возрадовашася на небеси о пречудном рождении твоем, преподобне Гаврииле, прозирающе, яко избран сосуд Божественныя благодати явишися и будеши добр слуга Домовладыки, исполняя во всем волю Его святую. От юности бо навыкл еси в Боге ходити, и страх Его выну в сердце имети, сего ради чествуем тя сими похвалы: Радуйся, прозябение от корене живоноснаго — Христа Господа. Радуйся, святое стеблие, произрастшее из маслины светлоплодовитыя — Церкве Христовы. Радуйся, семя благое, в ниву удобренную всеянное. Pадуйся, зерно, сторичный плод принесшее. Радуйся, мал злак, возрастший в древо великое. Радуйся, от утробы матерния очищенный и освященный. Радуйся, благочестивых родителей отрасль пречестная. Радуйся, чадо обетованное, в дар Богу принесенное. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видяще родителие и сродницы отрочате нрав его кроток н богобоязнен, чужд мирскаго мятежа и радостей земных, зело дивляхуся н глаголаху в себе: что убо чадо сие будет? Измлада бо Христа возлюбил еси, нося образ Его в сердце твоем и моляся Ему прилежно: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый разумети ищущи, како душу свою спасти возмогл бы еси и Богу угодити, уясни светлый отрок, яко в мире обретающимся сие мало возможно, дружба бо с миром вражда есть противу Бога, а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Мы же, дивящеся толикому к Богу стремлению твоему, вопием сицевая: Радуйся, еще от юности твоея борющия душу страсти отринул еси. Радуйся, заступления Спасителева взыскал еси. Радуйся, ненавидящия Сиона бесы вселукавыя посрамил еси. Радуйся, изсохше яко трава в тебе злая похотения и вожделения плоти. Радуйся, Святым Духом благодатне оживился еси. Радуйся, чистотою душевною и телесною к Богу возвысился еси. Радуйся, священнотайне просветился еси Тройческим единством. Радуйся, славу Отцу и Сыну и Духу Животворящему всеблаголепно воздал еси. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго храняще тя, преподобне, егда родителие твоя преселишася в вечность, и тя, единаго сына своего, сира оставиша. Обаче в Бозе, Заступнике сирых, Отца всещедра обрел еси, и Церковь Христова быша ти Матерь вселюбезная, под Их же благодатным покровом сыновне пожил еси, воспевая непрестанно: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще богоприятное желание по исцелении от тяжкаго недуга обет паломничества совершити, притекл еси на поклонение во святую лавру КиевоПечерскую, идеже со благоговением честныя мощи преподобных подвижников лобызающе, возгорелся еси желанием иноческаго жития, преблаженне Гаврииле, егоже достойное исполнение зряще, зовем ти таковая: радуйся, равноангельнаго подвига возжелевый. Радуйся, в жертву благоприятную всего себе Богу принесый. Радуйся, благое иго и легкое бремя монашескаго звания приявый. Радуйся, крест отречения от пожеланий и похотений плоти на рамена подъявый. Радуйся, страсти, ради Господа, умертвивый. Радуйся, начатки мыслей и чувств душевных Богу посвятивый. Радуйся, яко добрый воин служити Господеви обещавыйся. Радуйся, Благодать Святаго Духа стяжавый, и многих окрест себе спасый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурю искушений воздвиже на тя боритель всезлобный, егда в число насельников Феофановой пустыни поступил еси, и во всецелое послушание многоопытному старцу Вонифатию вдал еси себе, преподобне Гаврииле. Обаче предстательством и молитвами аввы твоего сетей вражиих избавлен был еси, и в ратовании твоем на диавола укрепился еси, взывая ко Господу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще отцы лаврския прилежание твое, блаженне, неуклонное в храм хождение и к трудам монастырским усердное тщание, благоволиша послати тя ко Гробу Господню, да узриши благая Иерусалима и послет ти Господь благословение от Сиона. Посем же и на святый Афон сподобился еси паломничество совершити, и всеблагодатным святыням вертограда Божия Матере поклонение воздати. Темже с радостию зовем ти: радуйся, яко елень на источники водныя, к Богу трепетно стремился еси. Радуйся, во отеческих наставлениих старцев богомудрых пути спасительному поучался еси. Радуйся, горняго Сиона обетование приемый. Радуйся, небеснаго Иерусалима улучити сподобивый. Радуйся, яко от Живоноснаго Гроба Своего Господь светом неприступным освети тя. Радуйся, от Голгофскаго Креста силою всемогущею осени тя. Радуйся, в дом Богородицы, богоспасаемый Афон всерадостно вшедый. Радуйся, Покров Заступницы всех монашествующих обретый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда святая гора Афонская честным инокам явися, в ней бо сонмы добровольных мучеников Творцу веков денно н нощно служаху отринувше вся благая и красная мира и спогребшеся Христу. Сие истинно богоугодное житие афонских монахов видяще, возгорелся еси духом, преподобне Гаврииле, и в сем земном Эдеме водворитися восхотел еси, да взирая на подвиги святогорцев, научишися в трезвении и хранении сердца умную песнь приносити Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя настоятель Афонскаго Святоильинскаго скита старец Паисий аки овцу кроткую, ко стаду богоспасаемому грядущую, искусу подверже, да возможет испытати, почто пришел еси к дружине сей. Обрет же тя добродетелей вместилище и чистоты целомудренныя жилище, водвори в скитское братство и послушанию монастырскому прилучи. Мы же с любовию вопием ти: Радуйся, нищету духа и телесе возлюбивый. Радуйся, воздержание чудное явивый. Радуйся, боголепнаго самоуничижения н самоукорения взыскавый. Радуйся, невозмущаемое безмолвие стяжавый. Радуйся, чувств простую пятерицу богомыслием просветивый. Радуйся, всего себе страху Божию пригвоздивый. Радуйся, селение Духа, а не ктому селение греха себе показавый. Радуйся, входом покаяния всякаго злодея, всяку страсть от сердца твоего отгнавый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедует гора Афонская подвиги и труды твоя, достоблаженне отче, приим бо пострижение монашеское с именем небеснаго благовестника Архистратига Гавриила, и сам яко бесплотен и невеществен явился еси, силою Божиею попаляя греховное терние и возращая цветы пречудных добродетелей, да очистив чувствия сподобишися узрети Господа, вознося пение умиленное: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в душе твоей, преподобне, cвeт присносущный Спаса Господа, просвещающий всякого человека, грядущаго узким и тесным путем равноангельнаго подвига. Достигшу же ти зрелости духовныя, облагодатствова тя Пастыреначальник Христос велиею честию священства, да не токмо о себе молишися, но и священнодействуеши за люди, принося Богу жертву хвалы и благодарения. Мы же, видяще непорочное служение твое у престола Божия, сицевая тебе воздаем: Радуйся, Божественнаго Царя рабе благий и верный. Радуйся, Архиерея Вечнаго служителю усердный. Радуйся, возшедый в радость Господа своего. Радуйся, яко в малом вернаго над многим Домовладыка тя постави. Радуйся, сосуде честный, освященный и Богу благопотребный. Радуйся, делателю неукоризненный, право правящий слово истины. Радуйся, пастырю священнейший, добре служение твое совершавый. Радуйся, о хранении веры православныя непрестанное рачение имевый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя братии послужити, блаженне отче, послушание эконома монастырскаго корабля «Святый пророк Илия» приял еси, доставляя по морю в скит вся ко пропитанию потребная. Бысть же корабль сей яко ковчег спасительный, по бурным волнам безбедно преплавающий, монаси бо в нем мореплаватели быша, и в палубнем храме уставныя богослужения неустанно совершахуся. Мы же тя, мудраго кормчаго корабля сего яко новаго Ноя почитающе, молитвенно взываем к Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивнаго тя монахов наставника показа Всевышний Господь, егда жезл настоятельский вручи тебе, да добре упасеши стадо свое, возводя к пажити спасительней и окормляя от злака душеполезных поучений. Братия же, послушающе гласа твоего и во всем безпрекословное послушание творяще, вопияху ти, отцу своему: Радуйся, авво богомудрый и святый. Радуйся, пастырю прозорливый и духоносный. Радуйся, греховных язв искусный врачевателю. Радуйся, в скорбех и напастех кроткий утешителю. Радуйся, иноческаго устава строгий блюстителю. Радуйся, монашеских обетов неленостный исполнителю. Радуйся, преподобным Петру и Афанасию Афонским всеусердный подражателю. Радуйся, святыя горы Афонския украшение. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странник явился еси в мире сем греховнем, святе Гаврииле, не имея зде пребывающаго града, но грядущего взыскуя, и не ко временному и скоропреходящему, но к нескончаемому и небесному душею прилепляяся, да получиши венец неувядаемый от Мздовоздаятеля Бога, в молитве поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь пребывал еси к Бозе, отче досточудне, слезами омыв и покаянием просветив одеяние души своея. Темже в чертог преукрашенный Спаса Вседержителя безпрепятственно вшел еси, да вси, призвание твое славяще, вопиют ти: Радуйся, постничеством и воздержанием просиявый. Радуйся, плач немолчный стяжавый. Радуйся, светильник свой елеем благих деяний просветивый. Радуйся, хранение устом и дверь ограждения о устнах своих положивый. Радуйся, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия далече от себе отгнавый. Радуйся, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве стяжавый. Радуйся, от Господа и Владыки живота дар зрения своих прегрешений и неосуждения ближняго получивый. Радуйся, образ истиннаго покаяния житием твоим явивый. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всего себе Сладчайшему Иисусу повинул еси, пребогате, отринув работныя страсти, да единому Богу точию поработаеши неленостно, и стяжеши внутрь себе мир пресветлый и невозмущаемый, еже есть венец иноческаго делания. Егда же человеконенавистник диавол искушение тяжкое наведе на скит, немирствие и вражду всевая, истинный миротворец показался еси, исторгнув яко плевелы семена вражия, и подвизая братию, избавльшуюся от брани лукаваго, воспевати Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи великаго твоего о святынях Афона попечения, преподобне Гаврииле, ходатайствовал бо пред священноначалием, да благословение подаст на сбор благих даяний по всей земле Российстей. Получив же оное, изшел еси во отечество твое с чудотворною иконою Божией Матери Млекопитательницы, частицею Животворящего Креста Господня и мощами апостола Андрея Первозваннаго. Мы же, зряще ревность твою о Бозе, взываем ти: Радуйся, грады и веси державы нашея со святынями Афонскими обтекл еси. Радуйся, яко вси людие православнии благоговейно их повсюду сретаху. Радуйся, достойное поклонение и чествование им воздаяху. Радуйся, доброхотныя пожертвования на святую Гору щедро приношаху. Радуйся, велие вспомоществование на обители святогорския посылаху. Радуйся, многоценною утварию и святыми иконами храмы Афонския украшаху. Радуйся, воздаяние за сие дело благостыни от Бога примаху. Радуйся, яко вся гора Афонская о таковем твоем благодеянии Бога славословяше неустанно. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину, отче наш Гаврииле, бдяще бодрственно, да усовершится в тебе сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткаго и молчаливаго духа, еже есть драгоценно пред Богом, и да возможеши пение умное Вседержителю приносити: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси похваляющим, преблаженне, неизглаголанныя труды твоя, не токмо бо храм души твоея созидал еси, но и многия рукотворенныя храмы на Афоне и в державе нашей воздвигл еси, благолепно сия украсивши. Мы же, дивящеся Давидовой и Соломоновой о дому Божии ревности твоей, воссылаем ти хвалы сицевыя: Радуйся, блаженный храмоздателю, Бога прославивый. Радуйся, мужу благоразумну, иже не на песце, а на камени твердом храмину созда, уподобивыйся. Радуйся, Господа выну в помощь призывая, не всуе зиждяй трудился еси. Радуйся, не давый себе покоя, дондеже новый велелепный собор в скиту святаго пророка Илии заложил еси. Радуйся, подвория скитския в земле гречестей и в стране нашей основал еси. Радуйся, во граде Одессе предивный храм во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы» возвел еси. Радуйся, чудотворными иконами, с Афона принесенными, преискусно его украсил еси. Радуйся, тем граду нашему благословение богоспасаемыя Горы подал еси. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице паче иных принесл еси, преподобне Гаврииле, многим бо испытанием веру крепку, любовь нелицемерну и надежду непостыдну показав, течение достойно совершил еси, и к Трисиянному Свету безболезненно, непостыдно и мирно изшел еси, да тамо, идеже вси святии пребывают, зриши славу Божию, моление принося: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную лучу во мраце грехов сущим зрим чудотворныя мощи твоя, имиже благоволил еси пребывати во граде Одессе и в храме, егоже создал еси, преподобне отче Гаврииле. Граду бо нашему и храму сему святому по неизреченней милости Своей Господь велелепное сокровище тя дарова, да молишися за люди, с любовию тя почитающия и умильно взывающия: Радуйся, токи чудес от цельбоносныя раки твоея неоскудно изливаеши. Радуйся, помощь благодатную от честных мощей изобильно источаеши. Радуйся, врачевство от язв и болезней милостивно подаеши. Радуйся, духов злобы дерзновенно прогоняеши. Радуйся, прозрение душевных и телесных очес даруеши. Радуйся, умирение чувств ниспосылаеши. Радуйся, от грозных стихий и лютых бедствий град и страну нашу защищаеши. Радуйся, чудесными сими явлениями веру православную укрепляеши. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать и милость излияся от тебе, преподобне отче Гаврииле, людие бо православнии с радостию прихождаху к раце мощей твоих, и с любовию их лобызающе, славяху о тебе Бога, дивнаго во святых Своих, всем сердцем вопиюще: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизглаголанная и дивная чудотворения от мощей твоих, преподобне отче наш Гаврииле, исповедуем твоя великия постничества и бдения подвиги, проповедуем покаяния труды, воспеваем мудрое пастырское братии водительство, похваляем ко святыням прилежание и о возведении храмов Божиих усердное тщание. Образ бо ангелоподобнаго жития нам подаеши, и на немолчное песнословие Бога, толико тя прославльшаго, подвизаеши. Всего же величествия деяний твоих изрещи не могуще, малую мзду хвалебную воздаем ти сицевую: Радуйся, всегубителя диавола посрамил еси. Радуйся, мытарства воздушныя безбедно прошел еси. Радуйся, к Богу, к Нему же все помыслы и желания имевый, вознеслся еси. Радуйся, во обители Небесныя, идеже Сам Христос пребывает, преселился еси. Радуйся, в раи сладости приснотекущия водворился еси. Радуйся, благодать предстояния у престола Владычня обрел еси. Радуйся, о тя призывающих и память твою чтущих молитися николиже престал еси. Радуйся, светом чудес твоих всю землю нашу исполнил еси. Радуйся, преподобне отче Гаврииле, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 13

О пречудный и преблаженный отче, чудотворче святый Гаврииле! Приими малое сие моление, всеумиленно тебе приносимое, и теплыми твоими мольбами испроси у Господа оставление прегрешений наших, покаяние и исправление жития, стяжание благодати Святаго Духа, без негоже ни един возможет спасен быти. В час же исхода нашего от уз смертнаго сего телесе сподоби предстательством твоим сильным и помощию крепкою водворитися в Небесных селениих, да с тобою в бесконечном веце воспеваем песнь Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Краткое житие преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Ильинского скита

Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил ро­дил­ся 8 ян­ва­ря 1849 го­да в Ки­ев­ской гу­бер­нии в бед­ной се­мье, при кре­ще­нии был на­зван Ге­ор­ги­ем. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте оси­ро­тел. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в сель­ской шко­ле.

В юно­ше­стве со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам Ки­ев­ской гу­бер­нии, ис­пол­няя за­рок, дан­ный во вре­мя тя­же­лой бо­лез­ни. По­лу­чен­ные в хо­де па­лом­ни­че­ства впе­чат­ле­ния ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на Ге­ор­гия, и он при­со­еди­нил­ся к бра­тии Фе­о­фа­нов­ской пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к ки­ев­ско­му Ми­хай­лов­ско­му Зла­то­вер­хо­му мо­на­сты­рю, где стал уче­ни­ком игу­ме­на Во­ни­фа­тия (Ви­но­град­ско­го).

В 1867–68 го­дах со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, за­тем в Афон, где остал­ся, при­няв мо­на­ше­ское по­слу­ша­ние в ски­те свя­то­го про­ро­ка Илии (Свя­то-Ильин­ский скит). В 1869 го­ду по­сле со­от­вет­ству­ю­щих ис­пы­та­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гав­ри­ил — в честь Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла.

Вес­ной 1876 го­да был на­зна­чен эко­но­мом на при­над­ле­жа­щем ски­ту па­рус­ном судне «Свя­той про­рок Илия», со­вер­шав­шем ре­гу­ляр­ные рей­сы из Афо­на в Кон­стан­ти­но­поль, Одес­су, Ма­ри­у­поль и неко­то­рые дру­гие рос­сий­ские пор­ты для ма­те­ри­аль­но­го снаб­же­ния ски­та (ко­ман­да со­сто­я­ла из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков, ка­пи­та­ном был иеро­мо­нах). Во вре­мя Рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877—78 го­дов на­хо­дил­ся с суд­ном в Та­ган­ро­ге и Ро­сто­ве-на-До­ну. В 1878 го­ду по­сле за­клю­че­ния Сан-Сте­фан­ско­го ми­ра воз­вра­тил­ся в Свя­то-Ильин­ский скит на Афон. Ис­пол­нял в оби­те­ли по­слу­ша­ния каз­на­чея, эко­но­ма.

В 1887 го­ду при­нял управ­ле­ние Свя­то-Ильин­ским ски­том по­сле пе­ре­се­ле­ния его преж­не­го на­сто­я­те­ля иерос­хи­мо­на­ха То­вии в Ах­тыр­ский мо­на­стырь. В 1891 го­ду был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иоаки­мом III.

Ак­тив­но спо­соб­ство­вал бла­го­устрой­ству Свя­то-Ильин­ско­го ски­та. Успеш­но уре­гу­ли­ро­вал иму­ще­ствен­ный кон­фликт оби­те­ли с ки­ри­ар­хи­аль­ным мо­на­сты­рем Пан­то­кра­то­ра, что поз­во­ли­ло про­дол­жить рас­ши­ре­ние ски­та, в том чис­ле за­клад­ку на его тер­ри­то­рии со­бо­ра. Для финан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства по хо­да­тай­ству Гав­ри­и­ла ски­ту был раз­ре­шен сбор по­да­я­ний по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. Ор­га­ни­за­ция сбо­ра средств бы­ла на­ла­же­на в 1893 го­ду в хо­де по­езд­ки ар­хи­манд­ри­та в Рос­сию со свя­ты­ня­ми Свя­то-Ильин­ско­го ски­та.

По ини­ци­а­ти­ве Гав­ри­и­ла в 1894–96 го­дах в Одес­се бы­ло по­стро­е­но по­дво­рье Свя­то-Ильин­ско­го ски­та — Ильин­ское по­дво­рье — с трех­пре­столь­ным хра­мом в ви­зан­тий­ском сти­ле и об­шир­ны­ми по­ме­ще­ни­я­ми для пре­бы­ва­ния рос­сий­ских па­лом­ни­ков, на­прав­ля­ю­щих­ся на Афон и в Иеру­са­лим. Часть кам­ней для стро­и­тель­ства хра­ма бы­ла при­ве­зе­на ар­хи­манд­ри­том с Афо­на на ко­раб­ле «Свя­той про­рок Илия». Храм был освя­щен в де­каб­ре 1896 го­да сов­мест­но Гав­ри­и­лом и ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским и Одес­ским Иусти­ном.

В 1894–98 го­дах по ука­за­нию Гав­ри­и­ла в Свя­то­и­льин­ском ски­ту был по­стро­ен об­ще­жи­тель­ный кор­пус, в 1899 го­ду на­ча­то со­ору­же­ние но­во­го со­бо­ра (при жиз­ни ар­хи­манд­ри­та бы­ла за­вер­ше­на толь­ко по­строй­ка фун­да­мен­та и под­валь­ной ча­сти хра­ма).

В 1901 го­ду от­пра­вил­ся в Рос­сию для по­се­ще­ния под­во­рий Свя­то-Ильин­ско­го ски­та в Одес­се, Та­ган­ро­ге и ста­ни­це Но­во­ни­ко­ла­ев­ской. В се­ре­дине ок­тяб­ря во вре­мя пре­бы­ва­ния в Но­во­ни­ко­ла­ев­ской со­сто­я­ние здо­ро­вья Гав­ри­и­ла рез­ко ухуд­ши­лось и 19 ок­тяб­ря он скон­чал­ся (При­ча­стие со­сто­я­лось на­ка­нуне, 18 ок­тяб­ря). Те­ло ар­хи­манд­ри­та бы­ло пе­ре­ве­зе­но в Одес­су, где 2 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но в скле­пе хра­ма Свя­то­и­льин­ско­го по­дво­рья.

22 июля 1994 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла кли­ри­ки Свя­то-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря Одес­сы тор­же­ствен­но от­кры­ли за­хо­ро­не­ние ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла и об­ре­ли его мо­щи. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был ка­но­ни­зи­ро­ван, ра­ка с его мо­ща­ми уста­нов­ле­на в со­бо­ре Ильин­ско­го по­дво­рья (в 1995 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Одес­ский Ильин­ский муж­ской мо­на­стырь).

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

Полное житие преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Ильинского скита

Сколь­ко у Бо­га вер­ных по­сле­до­ва­те­лей, усерд­ных тру­же­ни­ков в ве­ли­ком де­ле до­мо­стро­и­тель­ства спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го, сколь­ко уже про­слав­лен­ных на небе­сах и еще без­вест­ных ми­ру! Угод­но бы­ло див­но­му во свя­тых Сво­их Бо­гу про­сла­вить од­но­го из та­ких тру­же­ни­ков на ни­ве Хри­сто­вой, пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го, яв­ле­ни­ем нетлен­ных мо­щей его в Свя­то-Ильин­ском со­бо­ре гра­да Одес­сы 9 (22) июля 1994 го­да.

Пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Гав­ри­ил ро­дил­ся 8 ян­ва­ря 1849 го­да в Ки­ев­ской гу­бер­нии, в се­мье небо­га­тых ро­ди­те­лей. День его рож­де­ния сов­пал с днем цер­ков­ной па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Хо­зе­ви­та, и в кре­ще­нии мла­де­нец был на­ре­чен Ге­ор­ги­ем. По всей ви­ди­мо­сти, пер­во­на­чаль­ное хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние Ге­ор­гий по­лу­чил от сво­их ро­ди­те­лей. На две­на­дца­том го­ду жиз­ни от­рок оси­ро­тел. При по­мо­щи вос­пи­та­тель­ниц он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в сель­ской шко­ле, осо­бен­но по­ка­зав свое при­ле­жа­ние в изу­че­нии Сло­ва Бо­жия. Он быст­ро по­сти­гал цер­ков­ную гра­мо­ту, лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, ду­хов­но-на­зи­да­тель­ные кни­ги, об­на­ру­жи­вая при этом свет­лый ум и яс­ную па­мять, укра­шая се­бя доб­ро­де­те­ля­ми. Юно­шей, во вре­мя тя­же­лой бо­лез­ни, он дал обет по­се­тить по вы­здо­ров­ле­нии свя­тые ме­ста Ки­ев­ской зем­ли, что и ис­пол­нил в ско­ром вре­ме­ни. По­се­ще­ние лавр­ских свя­тынь и дру­гих мо­на­сты­рей про­из­ве­ло на него глу­бо­кое впе­чат­ле­ние. Ге­ор­гий сво­и­ми гла­за­ми уви­дел ме­ста по­дви­гов пре­по­доб­ных от­цов, о ко­то­рых мно­го слы­шал и чи­тал, и с бла­го­го­ве­ни­ем ло­бы­зал нетлен­ные мо­щи по­движ­ни­ков свя­той Ру­си, про­ся их мо­литв.

В ду­ше бла­го­че­сти­во­го юно­ши за­ро­ди­лось же­ла­ние сле­до­вать по сто­пам пре­по­доб­ных, под­ра­жать их по­дви­гам, по­доб­но им от­речь­ся от ми­ра и по­свя­тить жизнь ино­че­ско­му де­ла­нию. Про­быв неко­то­рое вре­мя на ро­дине, он вто­рич­но от­прав­ля­ет­ся в Ки­ев и про­сит бра­тию Фе­о­фа­нов­ской пу­сты­ни при­нять его в чис­ло на­сель­ни­ков оби­те­ли. С лю­бо­вью Ге­ор­гий был при­нят по­слуш­ни­ком и от­дан в на­уче­ние мо­на­ше­ской жиз­ни сми­рен­но­муд­ро­му от­цу Во­ни­фа­тию. Под­ра­жая стар­цам пу­сты­ни, юный по­слуш­ник хо­дил в храм, вы­ста­и­вал длин­ные мо­на­стыр­ские служ­бы до кон­ца, лю­бил мо­лит­ву, ста­ра­тель­но нес воз­ла­га­е­мые на него по­слу­ша­ния.

В 1867 го­ду пред­ста­вил­ся бла­го­при­ят­ный слу­чай по­се­тить Иеру­са­лим и Афон. По­лу­чив стар­че­ское бла­го­сло­ве­ние, по­слуш­ник Ге­ор­гий от­прав­ля­ет­ся в Иеру­са­лим, где по­кло­ня­ет­ся Жи­во­нос­но­му Гро­бу Гос­под­ню и дру­гим свя­ты­ням, а на сле­ду­ю­щий год при­бы­ва­ет на Афон­скую го­ру.

И вот пе­ред ним от­крыл­ся Афон – удел Бо­го­ма­те­ри с его свя­ты­ня­ми, чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми и стро­гим мо­на­ше­ским жи­ти­ем, ост­ров мо­лит­вы и ду­хов­ной жиз­ни, ты­ся­че­лет­нее мо­на­ше­ское цар­ство, слу­жа­щее Твор­цу ве­ков ден­но и нощ­но. Ге­ор­гий с изум­ле­ни­ем взи­ра­ет на оби­та­те­лей Афо­на – свя­тых от­цов и пре­по­доб­ных пу­стын­ни­ков, мо­на­хов, жи­ву­щих не в ис­ка­жен­ном гре­хом ми­ре, но в ми­ре пре­об­ра­жен­ном, где, очи­стив­шись от стра­стей, по­движ­ник со­зер­ца­ет Бо­га. Ге­ор­гий во­очию убеж­да­ет­ся, что афон­ские мо­на­хи – это му­че­ни­ки Хри­сто­вы, «в чув­ствах уда­лив­ши­е­ся от ми­ра и в мыс­лях умер­шие для ми­ра», ко­то­рые по­ис­ти­не про­хо­дят все бла­жен­ства Гос­под­ни, ко­то­рые го­ря­чо воз­лю­би­ли трой­ную ни­ще­ту: ма­те­ри­аль­ную, ду­хов­ную и те­лес­ную. Ибо об­ни­щав ду­хом, они обо­га­ща­ют­ся; став крот­ки­ми, на­сле­ду­ют зем­лю; пла­ча, уте­ша­ют­ся; жаж­дая прав­ды, на­сы­ща­ют­ся; уми­ло­сер­див­шись, бу­дут по­ми­ло­ва­ны; очи­стив серд­це, узрят Неви­ди­мо­го; стя­жав ду­шев­ный мир, на­ре­кут­ся сы­на­ми Бо­жи­и­ми.

Без­молв­ный вид мо­на­хов с ли­ца­ми, об­ра­щен­ны­ми к зем­ле, пе­ще­ры пу­стын­ни­ков-мо­лит­вен­ни­ков за род че­ло­ве­че­ский, бла­го­леп­ные оби­те­ли, стро­гий уклад мо­на­стыр­ской жиз­ни, са­ма при­ро­да свя­той Го­ры про­из­ве­ли на по­слуш­ни­ка Ге­ор­гия неот­ра­зи­мое впе­чат­ле­ние. «Го­ря­чая лю­бовь к Те­бе и го­ря­чее же­ла­ние Те­бя, Гос­по­ди, охва­ти­ли этих ан­ге­лов, – го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, – и еще боль­шие воз­го­ре­лись в них же­ла­ние и лю­бовь. Ибо не мо­жет воз­жечь так сло­во, как со­зер­ца­ние дел». Ге­ор­гий уви­дел доб­ро­де­тель­ную, ис­тин­но мо­на­ше­скую, по­движ­ни­че­скую жизнь на­сель­ни­ков свя­той Го­ры. Серд­це его рас­па­ли­лось ог­нем Бо­же­ствен­ной люб­ви. До кон­ца от­верг­нув все мир­ское, он оста­ет­ся на Афоне и там по­свя­ща­ет се­бя слу­же­нию Бо­гу.

Бо­лее дру­гих рус­ских оби­те­лей ему по­нра­вил­ся скит свя­то­го про­ро­ка Бо­жия Илии, бра­тия ко­то­ро­го про­во­ди­ли стро­гую ино­че­скую жизнь. На­сто­я­тель отец Па­и­сий П., люб­ве­обиль­ный и незлоб­ли­вый ста­рец, под­верг мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка обыч­но­му ис­пы­та­нию, ибо он при­ни­мал в скит с раз­бо­ром и не рань­ше, как вполне убеж­дал­ся в го­ря­чем же­ла­нии бра­та стать ис­тин­ным ино­ком. Ар­хи­манд­рит Па­и­сий и бра­тия по­лю­би­ли Ге­ор­гия, ко­то­рый доб­ро­со­вест­но и с ра­до­стью нес раз­лич­ные по­слу­ша­ния в оби­те­ли, от­ли­чал­ся кро­то­стью и сми­ре­ние. Юно­ша воз­лю­бил ноч­ное скит­ское бо­го­слу­же­ние, свя­тую мо­лит­ву, воз­во­дя­щую к Гос­по­ду, уеди­не­ние и без­мол­вие. Воз­рас­та­ло его стрем­ле­ние к ино­че­ской жиз­ни.

Как ис­пы­тан­ный по­слуш­ник, в 1869 го­ду он при­нял по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство с име­нем Гав­ри­ил, в честь Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла, небес­но­го по­слан­ни­ка, бла­го­ве­стив­ше­го ра­дость ве­лию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. Имя «Гав­ри­ил» озна­ча­ет «си­ла Бо­жия». Те­зо­име­ни­тый Ар­хан­ге­лу, пре­по­доб­ный Гав­ри­ил стя­жал в сво­ем жи­тии ту Бо­же­ствен­ную си­лу, ко­то­рую со­вер­шал в немо­щи, неся бо­лез­ни и тру­ды, ис­пол­няя по­слу­ша­ния, воз­ло­жен­ные на него свя­щен­но­на­ча­ли­ем Ильин­ско­го ски­та. Ре­ши­тель­но оста­вив мир с его стра­стя­ми и со­блаз­на­ми, свя­той муж в глу­бо­кой ве­ре взыс­кал Гра­да небес­но­го, серд­цем, ду­шой и всем по­мыш­ле­ни­ем при­над­ле­жа ему. Под­ра­жая в тру­дах и мо­лит­вах пре­по­доб­ным от­цам Афон­ским, мо­ло­дой мо­нах Гав­ри­ил ста­но­вит­ся му­жем ду­хов­ной зре­ло­сти. Пре­успе­вая в по­дви­гах, в 1874 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, а в 1876 го­ду – во иеро­мо­на­ха, об­ла­го­дат­ство­ван «ве­ли­ею че­стию свя­щен­ства», при­зван «свя­щен­но­дей­ство­ва­ти за лю­ди» и «о сво­их гре­сех и о люд­ских неве­де­ни­их при­но­си­ти жерт­ву прав­ды». Иеро­мо­нах Гав­ри­ил ста­ра­ет­ся все си­лы упо­тре­бить на то, чтобы жить свя­то и уго­ждать бла­го­де­ю­ще­му Гос­по­ду, пре­бы­вать в мо­лит­ве, ум и серд­це дер­жать в чи­сто­те.

В по­сто­ян­ных тру­дах и по­слу­ша­нии, при бди­тель­ном ру­ко­вод­стве стар­ца отец Гав­ри­ил пре­успе­вал во внут­рен­ней ду­хов­ной жиз­ни. Вни­мая се­бе, он яс­но на­учил­ся ви­деть, что сам че­ло­век – ни­что, и в борь­бе с со­бою, сво­и­ми гре­хов­ны­ми стра­стя­ми и по­ро­ка­ми он бы­ва­ет по­бе­ди­те­лем лишь на­столь­ко, на­сколь­ко сми­ря­ет се­бя и при­зы­ва­ет в по­мощь Гос­по­да. Оза­рен­ный бла­го­да­тью Бо­жи­ей дух его устрем­ля­ет­ся к со­еди­не­нию со Слад­чай­шим Иису­сом. В по­движ­ни­че­ской жиз­ни от­ца Гав­ри­и­ла по­сто­ян­но встре­ча­лись скор­би и ис­ку­ше­ния, но он все пе­ре­но­сил со сми­ре­ни­ем и тер­пе­ни­ем, воз­во­дя ум свой го­ре и твер­до ве­руя в по­мощь Бо­жию и пред­ста­тель­ство Пре­свя­той Де­вы. «Мо­нах есть без­дна сми­ре­ния, в ко­то­рую он низ­ри­нул и в ко­то­рой по­то­пил вся­ко­го зло­го ду­ха», – учит пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник. Ухищ­ре­ния и коз­ни бе­сов­ские Гав­ри­ил по­беж­дал сми­ре­ни­ем, по­слу­ша­ни­ем, мо­лит­вой и по­стом. Все бо­лее и бо­лее утвер­ждал­ся он в спа­си­тель­но­сти мо­на­ше­ства и воз­лю­бил его всем серд­цем.

Вес­ной 1876 го­да отец Гав­ри­ил был на­зна­чен эко­но­мом на при­над­ле­жа­щее ски­ту па­рус­ное суд­но, от­хо­дя­щее еже­год­но в Рос­сию ра­ди до­став­ки все­го необ­хо­ди­мо­го для жиз­ни в Ильин­ском ски­ту. Мо­на­ше­ский бриг «Св. Про­рок Илия» со­вер­шал рей­сы меж­ду Афо­ном, Кон­стан­ти­но­по­лем, Одес­сой и Ма­ри­у­по­лем, где за­гру­жал­ся зер­ном, му­кой, волж­ской ры­бой и про­чей сне­дью. Ка­пи­та­ном ко­раб­ля был иеро­мо­нах, а ко­ман­да со­сто­я­ла из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков – уро­жен­цев Хер­сон­ской, Кур­ской и дру­гих гу­бер­ний. Вах­та на судне че­ре­до­ва­лась с устав­ным бо­го­слу­же­ни­ем в па­луб­ном хра­ме. Во вре­мя рус­ско-ту­рец­кой вой­ны эко­ном иеро­мо­нах Гав­ри­ил со сво­им суд­ном на­хо­дил­ся в Та­ган­ро­ге и в Ро­сто­ве-на-До­ну, а в 1878 го­ду по­сле за­клю­че­ния ми­ра с Тур­ци­ей воз­вра­тил­ся на Афон.

В оби­те­ли на от­ца Гав­ри­и­ла воз­ла­га­лись важ­ные по­слу­ша­ния каз­на­чея, эко­но­ма, а так­же на­сто­я­те­ля Ильин­ско­го по­дво­рья в Кон­стан­ти­но­по­ле. Дел по хо­зяй­ству бы­ло так мно­го, что впо­ру лишь до­брать­ся до ке­лий, хоть немно­го дать от­ды­ха и по­коя сво­е­му уста­ло­му те­лу, а за­тем ид­ти на бо­го­слу­же­ние и сно­ва брать­ся за свои хло­по­ты для ски­та. За­ни­ма­ясь по­слу­ша­ни­я­ми по бла­го­устрой­ству ски­та, отец Гав­ри­ил не пе­ре­ста­вал жить на­пря­жен­ной ду­хов­ной жиз­нью. Непре­стан­ная мо­лит­ва, ду­хов­ная муд­рость, оте­че­ское об­ра­ще­ние с бра­ти­ей, сер­деч­ная при­вет­ли­вость с по­сто­рон­ни­ми людь­ми, хо­зяй­ствен­ная прак­тич­ность – все эти ка­че­ства уди­ви­тель­но со­че­та­лись в нем.

По­сле пе­ре­се­ле­ния в 1887 го­ду на­сто­я­те­ля ски­та иерос­хи­мо­на­ха То­вии в Ах­тыр­ский мо­на­стырь Бо­гу угод­но бы­ло вве­рить от­цу Гав­ри­и­лу управ­ле­ние Свя­то-Ильин­ским ски­том. В 1891 го­ду Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иоаки­мом III иеро­мо­нах Гав­ри­ил был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Но­вый на­сто­я­тель, имея от Бо­га вы­со­кие ду­хов­ные да­ро­ва­ния, ис­кус­но управ­лял жиз­нью оби­те­ли. Он учил бра­тию необ­хо­ди­мо­сти стро­го­го со­блю­де­ния мо­на­стыр­ско­го уста­ва, внут­рен­не­го со­вер­шен­ство­ва­ния. Под вли­я­ни­ем его оте­че­ских на­став­ле­ний неко­то­рые ино­ки, кро­ме ис­пол­не­ния трех обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов – нес­тя­жа­ния, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния, бра­ли на се­бя еще до­пол­ни­тель­ные обе­ты, на­прав­лен­ные на укреп­ле­ние ду­хов­ной во­ли, воз­вы­ше­ние хри­сти­ан­ско­го ду­ха. Об от­це Гав­ри­и­ле с бра­ти­ей мож­но бы­ло вполне ска­зать сло­ва­ми Зла­то­уста: «Мо­на­хи – ли­ки ан­ге­лов в че­ло­ве­че­ской пло­ти; жизнь у них труд­ная и неснос­ная, но сла­дост­нее и во­жде­лен­нее мир­ской, их уста ис­пол­не­ны бла­го­уха­ния, в их оби­те­лях ти­ши­на и без­мол­вие. Они со­блю­да­ют стро­гий пост и вста­ют до рас­све­та, под­ви­за­ясь в бла­го­да­ре­ни­ях Бо­гу, мо­лит­ве и псал­мо­пе­нии. На­хо­дясь как бы в при­ста­ни, они ве­дут жизнь, ограж­ден­ную от вся­ко­го вол­не­ния. Они вос­пе­ва­ют рань­ше птиц. по­беж­да­ют стра­сти лег­че ми­рян. Мо­на­ше­скую жизнь нуж­но убла­жать боль­ше, чем цар­скую. Мо­лит­ва для мо­на­ха что для зве­ро­ло­ва меч, смерть для мо­на­ха бес­пе­чаль­на, мо­нах вра­чу­ет стра­да­ния дру­гих, его по­двиг ве­лик. Хо­тя мо­на­хи пре­бы­ва­ют в бед­но­сти, од­на­ко яв­ля­ют­ся об­ла­да­те­ля­ми ду­хов­ных со­кро­вищ во всей все­лен­ной, мо­на­хи свя­ты по жиз­ни и ве­ре...»

Мно­го по­тру­дил­ся ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для бла­го­устрой­ства и про­цве­та­ния оби­те­ли, как внут­рен­не­го, так и внеш­не­го Со вре­ме­ни за­клад­ки в ски­ту но­во­го хра­ма ве­ли­кой кня­ги­ней Алек­сан­дрой Пет­ров­ной, в мо­на­ше­стве схи­мо­на­хи­ней Ана­ста­си­ей, ко­то­рая при­сла­ла пер­вый ка­мень с над­пи­сью в ос­но­ва­ние со­бо­ра, про­изо­шло силь­ное про­ти­во­сто­я­ние гре­ков про­тив рус­ских мо­на­хов на Афоне во­об­ще, и про­тив Ильин­ско­го ски­та в част­но­сти. Пре­по­доб­но­му Гав­ри­и­лу, как ис­тин­ном ми­ро­твор­цу, стя­жав­ше­му бла­го­дат­ный мир Бо­жий, уда­лось ми­ром окон­чить кон­фликт в поль­зу Ильин­ско­го ски­та.

Впе­ре­ди пред­сто­я­ла по­строй­ка но­во­го со­бо­ра, но средств не хва­та­ло. По хо­да­тай­ству на­сто­я­те­ля ски­та ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла, по вы­со­чай­ше­му со­из­во­ле­нию и с бла­го­сло­ве­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да рус­ско­му ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии был раз­ре­шен сбор по­да­я­ний по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. В кон­це 1893 го­да ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил в со­про­вож­де­нии бра­тии при­был в Рос­сию со свя­ты­ня­ми Ильин­ско­го ски­та: чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы», ча­стью дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня и ле­вой сто­пой от мо­щей апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. По бла­го­сло­вен мит­ро­по­ли­тов Пал­ла­дия Санкт-Пе­тер­бург­ско­го и Сер­гия Мос­ков­ско­го, ар­хи­епи­ско­пов и епи­ско­пов раз­ных гу­бер­ний Рос­сии эти свя­ты­ни бы­ли по­став­ле­ны в хра­мах сто­лиц и дру­гих го­ро­дов для по­кло­не­ния бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан и сбо­ра по­силь­ных по­жерт­во­ва­ний.

По­спе­ше­ни­ем Бо­жи­им доб­рые лю­ди от­клик­ну­лись на свя­тое де­ло и сво­и­ми при­но­ше­ни­я­ми да­ли воз­мож­ность на­чать в ски­ту но­вые по­строй­ки. Свя­тость жиз­ни от­ца Гав­ри­и­ла, его ду­хов­ная си­ла при­вле­ка­ли к нему ино­ков и ми­рян. По­яви­лись ма­те­ри­аль­ные сред­ства, необ­хо­ди­мые для ски­та.

Имея по­пе­че­ние о бра­тии, за­бо­тясь о бла­го­ле­пии Афон­ско­го Ильин­ско­го ски­та, пре­по­доб­ный не за­бы­вал про­яв­лять за­бо­ту о рос­сий­ских па­лом­ни­ках, от­прав­ляв­ших­ся из оте­че­ства в свя­тую Зем­лю и на Афон. Для это­го он в 1894-1896 гг. в го­ро­де Одес­се по­стро­ил ве­ли­ко­леп­ный трех­пре­столь­ный храм в ви­зан­тий­ском сти­ле на Ильин­ском по­дво­рье. 22 де­каб­ря 1896 го­да ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским и Одес­ским Иусти­ном был освя­щен глав­ный при­дел во имя Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы». 23 де­каб­ря был освя­щен пра­вый при­дел во имя свя­то­го про­ро­ка Бо­жия Илии, а 28 де­каб­ря ле­вый, во имя Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла. Бы­ли так­же по­стро­е­ны по­ме­ще­ния со все­ми удоб­ства­ми для па­лом­ни­ков.

В 1894 го­ду ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил за­ло­жил в Ильин­ском ски­ту на Афоне но­вый об­ще­жи­тель­ный кор­пус, по­строй­ка ко­то­ро­го бы­ла окон­че­на в 1898 го­ду. В сле­ду­ю­щем го­ду он при­сту­пил к со­ору­же­нию но­во­го со­бо­ра. Ему уда­лось за­вер­шить по­строй­ку фун­да­мен­та и под­валь­ной ча­сти хра­ма. За­бо­ты зва­ли его в до­ро­гу, и в 1901 го­ду, несмот­ря на сла­бое здо­ро­вье, ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил был вы­нуж­ден от­пра­вить­ся в Рос­сию на скит­ские по­дво­рья в Одес­се, Та­ган­ро­ге и Но­во­ни­ко­ла­ев­ске для рас­по­ря­же­ний по хо­зяй­ству и на­зи­да­ния бра­тии.

Го­ды про­те­ка­ли за го­да­ми, и мно­го по­тру­див­ший­ся ста­рец при­бли­жал­ся к кон­цу сво­е­го зем­но­го по­при­ща. Све­тиль­ник жиз­ни стал ви­ди­мо уга­сать в нем. Пе­ред отъ­ез­дом из Афо­на ста­рец Гав­ри­ил, пред­чув­ствуя близ­кую кон­чи­ну, об­ра­тил­ся к бра­тии с про­щаль­ны­ми сло­ва­ми: «Мир мой остав­лю вам, мир мой даю вам... Ес­ли бу­дем жить в ду­хе ис­тин­ных ино­ков, ес­ли бу­дем но­сить друг дру­га тя­го­ты, ес­ли бу­дем иметь меж­ду со­бой тот мир, ко­то­рый за­по­ве­дал нам Иисус Хри­стос, то и сер­до­боль­ные на­ши бла­го­тво­ри­те­ли – ис­тин­ные ча­да свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, мо­лит­вен­но неза­бвен­ные сы­ны воз­люб­лен­но­го на­ше­го оте­че­ства – свя­той Рос­сии не имут оста­вить нас сво­и­ми щед­ры­ми вспо­мо­ще­ство­ва­ни­я­ми, чем и оби­тель на­ша су­ще­ству­ет, по ми­ло­сти Ца­ри­цы Небес­ной».

По­се­тив по пу­ти по­дво­рья в Кон­стан­ти­но­по­ле, Одес­се и Та­ган­ро­ге, ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил в ок­тяб­ре при­был в Но­во­ни­ко­ла­евск. 14 ок­тяб­ря по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии он по­чув­ство­вал недо­мо­га­ние. На дру­гой день здо­ро­вье ухуд­ши­лось. 18 ок­тяб­ря он при­ча­стил­ся свя­тых Хри­сто­вых Тайн, а 19 ок­тяб­ря ото­шел в веч­ную жизнь, ту­да, ку­да все­гда бы­ли устрем­ле­ны все его мыс­ли и по­же­ла­ния.

«Чест­на пред Гос­по­дем смерть пре­по­доб­ных Его» (Пс.115:6). Эти сло­ва ис­пол­ни­лись над пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом, ко­то­ро­го Гос­подь спо­до­бил бла­го­чест­но пре­ста­вить­ся по­сле по­дви­гов пас­тыр­ства и хра­мо­стро­и­тель­ства. Те­лес­ная смерть для пра­вед­ни­ка – это не страх и ужас, а вра­та в небес­ные чер­то­ги, уго­то­ван­ные Хри­стом вер­ным Сво­им по­сле­до­ва­те­лям. Про­не­ся бла­гое иго в зем­ном жи­тии в тер­пе­нии и на­деж­де, свя­той угод­ник мог твер­до ска­зать: «По­дви­гом доб­рым под­ви­зал­ся, те­че­ние со­вер­шил, ве­ру со­хра­нил, а те­перь го­то­вит­ся мне ве­нец прав­ды, ко­то­рый да­ет мне Гос­подь, Пра­вед­ный Су­дия, в день оный» (2Тим.4:7-8). Чест­ные остан­ки стар­ца бы­ли пе­ре­не­се­ны в Одес­су и 2 но­яб­ря по­гре­бе­ны в скле­пе под­вор­ско­го хра­ма.

«Не мо­жет укрыть­ся го­род, сто­я­щий на вер­ху го­ры» (Мф.5:18). Все­ми­ло­сти­вый Гос­подь не остав­ля­ет род че­ло­ве­че­ский по Сво­ей люб­ви к Нему, но пе­чет­ся о нем и спа­са­ет его от зла и ги­бе­ли через Сво­их из­бран­ни­ков – угод­ни­ков Бо­жи­их, от­кры­вая их за­тво­ры и ме­ста по­гре­бе­ния.

Кли­ри­ки Свя­то-Ильин­ско­го со­бо­ра го­ро­да Одес­сы ино­гда слы­ша­ли в под­валь­ном по­ме­ще­нии хра­ма необъ­яс­ни­мые сту­ки. По сви­де­тель­ству ста­рых при­хо­жан, по бла­го­че­сти­во­му мест­но­му пре­да­нию бы­ло из­вест­но, что вни­зу хра­ма под спу­дом по­чи­ва­ют мо­щи его стро­и­те­ля. По бла­го­сло­ве­нию вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла ду­хо­вен­ство хра­ма ре­ши­ло об­сле­до­вать пред­по­ла­га­е­мое ме­сто за­хо­ро­не­ния, ко­то­рое на­хо­дит­ся под кре­стиль­ным по­ме­ще­ни­ем. Это про­ис­хо­ди­ло в пят­ни­цу 9 (22) июля 1994 го­да. Зна­ме­ни­ем об­ре­те­ния свя­тых мо­щей бы­ло сле­ду­ю­щее со­бы­тие. В этот день при­ве­ли в храм юно­шу лет де­вят­на­дца­ти, одер­жи­мо­го злым ду­хом. Как га­да­рин­ский бес­но­ва­тый, он кри­чал и бил­ся в ру­ках ро­ди­те­лей. С тру­дом уда­лось за­ве­сти его в кре­стиль­ное по­ме­ще­ние, чтобы со­вер­шить мо­лит­ву, во вре­мя ко­то­рой он без чувств рас­про­стер­ся на по­лу. По­сле то­го, как его ок­ро­пи­ли свя­той во­дой, юно­ша, на удив­ле­ние род­ных, под­нял­ся и с силь­но утом­лен­ным ви­дом, но в нор­маль­ном со­сто­я­нии, вы­шел из кре­стиль­но­го по­ме­ще­ния. Это яв­ствен­но го­во­ри­ло о том, что дух зло­бы, вы­шед­ший из юно­ши, не мог на­хо­дить­ся вбли­зи то­го ме­ста, где по­ко­и­лись мо­щи свя­то­го.

Ве­че­ром свя­щен­ни­ки и ра­бот­ни­ки хра­ма, об­сле­до­вав сте­ны по­ме­ще­ния и разо­брав пе­ре­го­род­ки, об­на­ру­жи­ли в ни­ше гроб, по­кры­тый ман­ти­ей. При этом при­сут­ству­ю­щие по­чув­ство­ва­ли как бы ве­я­ние све­же­го воз­ду­ха. Так бы­ли об­ре­те­ны мо­щи стар­ца ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. Чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в хра­ме в гроб­ни­це.

Ис­це­ле­ния от мо­щей бы­ли от­ме­че­ны уже в пер­вые дни. Так, 13 (26) июля, на пре­столь­ный празд­ник Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла, по­лу­чи­ла зна­чи­тель­ное об­лег­че­ние во вре­мя мо­лит­вы у об­ре­тен­ных мо­щей тя­же­ло­бо­ля­щая, одер­жи­мая злым ду­хом ра­ба Бо­жия Н.

14 (27) июля во вре­мя ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния и мо­лит­вы у мо­щей по­лу­чил со­вер­шен­ное ис­це­ле­ние боль­ной но­ги ин­ва­лид вто­рой груп­пы З-й. Он по­ки­нул храм, не хро­мая и не опи­ра­ясь на пал­ку.

16 (29) июля в со­бор при­нес­ли на но­сил­ках рас­слаб­лен­но­го. На­хо­дясь вбли­зи мо­щей, боль­ной по­чув­ство­вал, что его по­крыл яр­кий свет, и по­лу­чил об­лег­че­ние в стра­да­нии.

С дет­ских лет стра­да­ет спа­сти­че­ским па­ра­ли­чом (за­де­та цен­траль­ная нерв­ная си­сте­ма (бо­лезнь Лит­ля) ра­ба Бо­жия А-ко, ис­пы­ты­вая му­чи­тель­ные бо­ли. По­сле неод­но­крат­ных по­се­ще­ний Свя­то-Ильин­ско­го со­бо­ра и мо­литв у мо­щей пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го она по­лу­чи­ла зна­чи­тель­ное об­лег­че­ние, бо­ли по­чти про­шли, по­явил­ся нор­маль­ный сон, без по­мо­щи дру­гих на­ча­ла пе­ре­дви­гать­ся.

Чу­де­са у чест­ных мо­щей со­вер­ша­ют­ся ино­гда при мно­гих сви­де­те­лях, ино­гда в со­кро­вен­ной тайне по ве­ре при­те­ка­ю­щих к свя­тыне.

«Бла­го­да­рим су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди, о Тво­их ве­ли­ких бла­го­де­я­ни­ях на нас быв­ших...» Все­мо­гу­щий Бог да­ро­вал пра­во­слав­ным но­во­го мо­лит­вен­ни­ка и пред­ста­те­ля.

Се­го­дня к пре­по­доб­но­му Гав­ри­и­лу при­хо­дят ве­ру­ю­щие, про­ся его мо­литв о се­бе и сво­их близ­ких. При­хо­дят про­стые лю­ди, ар­хи­ереи, иереи, мо­на­хи. Он мо­лит­ся о всех, он мо­лит­ся о на­шей Церк­ви и о на­шей зем­ле.

Идут пра­во­слав­ные к свя­тым мо­щам Гав­ри­и­ла, чтобы пре­по­доб­ный мо­лит­вен­ник, уте­ши­тель и отец по­мог нам все при­ни­мать от Бо­га с ве­рой и тер­пе­ни­ем, по-хри­сти­ан­ски. Дабы Гос­подь на­учил нас сми­ре­нию и дал нам си­лы в борь­бе с уны­ни­ем, со­блаз­на­ми и гре­хом.

Его чест­ные мо­щи ис­то­ча­ют ис­це­ле­ния всем, с ве­рою к ним при­те­ка­ю­щим, ибо там, в се­ле­ни­ях небес­ных, мо­лит Гос­по­да пре­по­доб­ный Гав­ри­ил о чту­щих его свя­тую па­мять, чту­щих лю­бя­щим серд­цем, чту­щих сво­ей жиз­нью и в мо­лит­ве с на­деж­дой взы­ва­ю­щих:

Пре­по­добне от­че наш Гав­ри­и­ле, мо­ли Бо­га о нас!