Акафист святой преподобномученице великой княгине Елисавете
Новая редакция утверждена Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года (журнал № 65).
Память: 18 июля (05 июля ст. ст.); 11 октября (28 сентября ст. ст.)
Утвержден для общецерковного использования.
Конда́к 1.
Избра́нная от ро́да держа́внаго дще́рь Це́ркве Ру́сския, любо́вию изоби́льною и милосе́рдием Бо́гу и бли́жним до́бре послужи́вшая, за ве́ру во Христа́ Го́спода на́шего ду́шу свою́ положи́вшая и венце́м сла́вы Христо́вы украше́нная, восхваля́юще по́двиги и страда́ния твоя́, с любо́вию воспева́ем ти́ си́це: Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
И́кос 1.
А́нгельским попече́нием храни́мая и ма́терию твое́ю благоче́стию поуча́емая, в труде́х, моли́твах и ми́лостыни измла́да о́браз доброде́тельнаго жития́ яви́ла еси́. По кончи́не же ма́тере твоея́ и бли́жних сро́дников кре́стный пу́ть, Го́сподем запове́данный, уразуме́ла еси́. Те́мже, дивя́щеся таково́му от ю́ности твоему́ избра́нию, со умиле́нием взыва́ем ти́:
Ра́дуйся, от ю́ности Христа́ возлюби́вшая; ра́дуйся, во мла́дости нача́тки благоче́стия прии́мшая.
Ра́дуйся, Христо́ва а́гнице избра́нная; ра́дуйся, стра́х Бо́жий в душе́ восприя́вшая.
Ра́дуйся, доброде́тели ма́тере твоея́ насле́дствовавшая; ра́дуйся, трудолю́бию и милосе́рдию е́ю науче́нная.
Ра́дуйся, се́рдцем в Бо́зе утвержде́нная; ра́дуйся, с ве́рою и упова́нием кре́ст тво́й поне́сшая.
Ра́дуйся, земли́ оте́чества твоего́ цве́те благоуха́нный; ра́дуйся, чистото́ю жи́зни твоея́ Небеса́ возвесели́вшая.
Ра́дуйся, на служе́ние стра́ждущим Бо́гом избра́нная; ра́дуйся, пред Го́сподем о на́с те́плая моли́твеннице.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 2.
Ви́де Госпо́дь благо́е се́рдца твоего́ изволе́ние, я́ко возжеле́ла еси́ житие́ проводи́ти во благоче́стии и чистоте́, к небе́сней красоте́ о́чи се́рдца твоего́ устремля́ющи и любо́вь к Бо́гу в себе́ возгрева́ющи. Моли́твами твои́ми и на́ша сердца́ то́ю же любо́вию просвети́, да с тобо́ю воспои́м Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зум просвеще́н иму́щи и все́ упова́ние на Бо́га возложи́вши, не убоя́лася еси́, свята́я Елисаве́то, оста́вити до́м отца́ твоего́ и в но́вое Оте́чество всели́тися, егда́ бра́ком сочета́лася еси́ с росси́йским вели́ким кня́зем Се́ргием. Мы́ же с любо́вию взыва́ем ти́ си́це:
Ра́дуйся, от За́пада на Восто́к прише́дшая; ра́дуйся, в но́вем Оте́чествии едине́ние с Це́рковию обре́тшая.
Ра́дуйся, за́поведи Госпо́дни испо́лнити возжеле́вшая; ра́дуйся, в сердца́х на́ших по Бо́зе ревнова́ние воспламеня́ющая.
Ра́дуйся, в супру́жестве целому́дренне пожи́вшая; ра́дуйся, в доброде́лании на́с наставля́ющая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не, стране́ на́шей ве́рно послужи́вшая; ра́дуйся, супру́гу твоему́ в де́лех благи́х му́драя помо́щнице.
Ра́дуйся, семе́йств благочести́вых покрови́тельнице; ра́дуйся, матери́нскою любо́вию на́с согрева́ющая.
Ра́дуйся, красото́ю душе́вною и теле́сною все́х удивля́ющая; ра́дуйся, всего́ ми́ра христиа́нскаго украше́ние.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 3.
Си́лою Боже́ственныя благода́ти ко спасе́нию умудре́нная, позна́ла еси́ ве́ру и́стинную, княги́не ми́лостивая Елисаве́то. Те́мже, во Святе́й Земли́ пребыва́ющи и в жела́нии се́рдца своего́ прия́ти Правосла́вие укрепи́вшися, воспе́ла еси́ просвети́вшему тя́ Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Иму́щи се́рдце, до́брей земли́ подо́бное, ве́ру правосла́вную удо́бь восприя́ла еси́, те́мже Свята́го Миропома́зания и причаще́ния Святы́х Христо́вых Та́йн в пра́здник Воскре́шения пра́веднаго Ла́заря сподо́билася еси́. Мы́ же, сла́вяще просвеще́ние твое́ благода́тию Свята́го Ду́ха, велича́ем тя́:
Ра́дуйся, от заблужде́ний отре́кшаяся; ра́дуйся, ве́ру правосла́вную прие́мшая.
Ра́дуйся, пома́занием Свята́го Ду́ха запечатле́нная; ра́дуйся, с Це́рковию и́стинною воссоедине́нная.
Ра́дуйся, святе́й пра́ведней Елисаве́те тезоимени́тая; ра́дуйся, в по́двизех е́й усе́рдно подража́вшая.
Ра́дуйся, сыново́м За́пада пу́ть к и́стинней ве́ре показу́ющая; ра́дуйся, от благочести́вых люде́й росси́йских любо́вию почита́емая.
Ра́дуйся, ми́лостивая ма́ти, ми́лость у Влады́ки и Го́спода обре́тшая; ра́дуйся, и о на́шем поми́ловании усе́рдно моля́щаяся.
Ра́дуйся, све́т Боже́ственный в се́рдце свое́м носи́вшая; ра́дуйся, тьму́ жи́зни на́шея све́том Христо́вых за́поведей озаря́ющая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 4.
Бу́ря зло́бы врага́ ро́да челове́ческаго не поколеба́ тя́, свята́я, егда́ благове́рный супру́г тво́й внеза́пную сме́рть от уби́йц злонра́вных восприя́т, ему́же сострада́ющи, ве́лие му́жество и христиа́нскую любо́вь яви́ла еси́, о покая́нии же уби́йц моля́щися, твори́ла еси́ пе́снь: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Слы́шавше росси́йстии лю́дие о убие́нии супру́га твоего́, моля́ху Бо́га, да укрепи́т тя́, свята́я Елисаве́то, в несе́нии ско́рби сея́. Ты́ же, ева́нгельскою любо́вию дви́жима, в темни́це уби́йцу посети́ла еси́, к покая́нию его́ подвиза́ющи и моли́твы вознося́щи ко Го́споду о проще́нии его́. Сего́ ра́ди приими́ от на́с, недосто́йных, похвалы́ сия́:
Ра́дуйся, за́поведь Христо́ву о любви́ ко враго́м испо́лнившая; ра́дуйся, уби́йцу супру́га твоего́ ева́нгельски прости́вшая.
Ра́дуйся, мно́зи ско́рби и беды́ претерпе́вшая; ра́дуйся, в ско́рбех и печа́лех на́м помога́ющая.
Ра́дуйся, заблу́ждших на пу́ть и́стины и покая́ния наставля́ющая; ра́дуйся, о поми́ловании гре́шных те́пле хода́тайствующая.
Ра́дуйся, во тьме́ печа́лей све́том наде́жды на́с озаря́ющая; ра́дуйся, путево́дная звездо́ все́м спасе́ния ча́ющим.
Ра́дуйся, окамене́нныя сердца́ на́ша во умиле́ние приводя́щая; ра́дуйся, о вся́кой ско́рби на́шей Христа́ умоля́ющая.
Ра́дуйся, зло́бу ми́ра добро́м побежда́вшая; ра́дуйся, лю́дем росси́йским любо́вь и́стинную показа́вшая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 5.
Боготе́чная звезда́ яви́лася еси́ в земли́ Росси́йстей, свята́я Елисаве́то, егда́ бога́тство и сла́ву я́ко пра́х вмени́вши, в ру́це Бо́жии жи́знь свою́ предала́ еси́, Кре́ст Госпо́день вы́ну пред очи́ма иму́щи. Те́мже, моли́твою и де́лы милосе́рдия Бо́гу угоди́вши, дне́сь в ра́дости Ему́ пое́ши: Аллилу́ия.
И́кос 5.
Ви́девше тя́ лю́дие богоспаса́емаго гра́да Москвы́ ди́вную устрои́тельницу оби́тели милосе́рдия, возра́довашася, я́ко мно́зи жены́, де́вы и ста́рицы росси́йстии обрето́ша зде́ ти́хое и душеспаси́тельное приста́нище, подража́юще святы́м жена́м-мироно́сицам Ма́рфе и Мари́и в служе́нии Бо́гу и бли́жним. Сего́ ра́ди, прославля́юще тя́, глаго́лем си́це:
Ра́дуйся, среди́ сла́вы земны́я суету́ мирска́го жития́ уразуме́вшая; ра́дуйся, име́ние свое́ разда́вшая и нищету́ Христо́ву возлюби́вшая.
Ра́дуйся, гра́д Москву́ оби́телию ди́вною украси́вшая; ра́дуйся, благо́е и́го Христо́во на ра́мо восприи́мшая.
Ра́дуйся, служе́нию святы́х же́н-мироно́сиц подража́вшая; ра́дуйся, мно́гия же́ны во оби́тель милосе́рдия приве́дшая.
Ра́дуйся, ко спасе́нию сесте́р твои́х му́драя управи́тельнице; ра́дуйся, оби́тели твоея́ неусы́пная храни́тельнице.
Ра́дуйся, в по́двизех теле́сных и духо́вных на́с укрепля́ющая; ра́дуйся, пу́ть от земли́ на Не́бо на́м показу́ющая.
Ра́дуйся, свети́ло милосе́рдия, над гра́дом Москво́ю возше́дшее; ра́дуйся, все́х служа́щих бли́жним покрови́тельнице.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 6.
Пропове́дница любве́ Боже́ственныя и милосе́рдия неистощи́маго была́ еси́ в земли́ на́шей, свята́я Елисаве́то, благоче́стия ревни́тельнице, в сердца́х люде́й росси́йских любо́вь ко Го́споду и милосе́рдие к бра́тиям бе́дствующим возгрева́ющи. Те́мже и мы́, твои́м заве́том после́дующе, вку́пе с си́рыми и убо́гими Бо́гу воспои́м: Аллилу́иа.
И́кос 6.
Возсия́ла еси́ све́том и́ноческаго жития́ в стране́ Росси́йстей, преподо́бная ма́ти на́ша Елисаве́то, в посте́ и моли́тве, в нощны́х бде́ниих и стро́гом воздержа́нии пребыва́ющи, благоче́стию и смире́нию се́стры оби́тели твоея́ поуча́ла еси́. Мы́ же, тобо́ю на пу́ть те́сный по́двига духо́внаго наставля́еми, ублажа́ем тя́:
Ра́дуйся, пу́ть равноа́нгельнаго жития́ избра́вшая; ра́дуйся, в целому́дрии чистоту́ се́рдца твоего́ сохра́ньшая.
Ра́дуйся, в нестяжа́нии высоту́ ду́ха твоего́ показа́вшая; ра́дуйся, в послуша́нии Бо́гу и бли́жним послужи́вшая.
Ра́дуйся, му́драя княги́не и и́нокине пречестна́я; ра́дуйся, о́бразе жена́м христиа́нским.
Ра́дуйся, посто́м, бде́нием и непреста́нными моли́твами Бо́гу угоди́вшая; ра́дуйся, от сна́ грехо́внаго ду́ши на́ша пробужда́ющая.
Ра́дуйся, ко исполне́нию за́поведи о любви́ к Бо́гу и бли́жним все́х наставля́ющая; ра́дуйся, моли́тве те́плой на́с науча́ющая.
Ра́дуйся, наста́внице и́нокиням и собесе́днице а́нгелом; ра́дуйся, в со́нме преподо́бных же́н на Небеси́ просла́вленная.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 7.
Хотя́щи во́лю Госпо́дню твори́ти, свята́я Елисаве́то, на вся́кий ча́с свою́ во́лю отсека́ла еси́, к сове́ту пусты́нных ста́рцев Гаврии́ла и Алекси́я притека́ющи и и́ны му́жи духоно́сныя вопроша́ющи, и́хже му́дрыми наставле́нии житие́ во оби́тели милосе́рдия до́бре устроя́ла еси́, непреста́нно с се́страми взыва́ющи Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 7.
Но́вое чу́до показа́ Госпо́дь, егда́ дарова́ ти́, свята́я Елисаве́то, благода́ть и си́лу немощны́я исцеля́ти, безнаде́жныя утеша́ти, заблу́ждшия вразумля́ти. Ты́ же, облегче́ние и отра́ду с любо́вию подаю́щи, си́рым, забве́ным и немощны́м смире́нно послужи́ла еси́. Те́мже и на́с, убо́гих, твое́ю моли́твою от страсте́й грехо́вных исцели́ и бу́ди на́м ко спасе́нию управи́тельница, да благода́рственно воспое́м ти́:
Ра́дуйся, в послуша́нии духо́вным отце́м и вели́ким ста́рцем пожи́вшая; ра́дуйся, Вели́кая Ма́тушка людьми́ росси́йскими нарече́нная.
Ра́дуйся, да́р немощны́я ду́ши врачева́ти от Бо́га стяжа́вшая; ра́дуйся, боля́щия от одра́ боле́зни возставля́ющая.
Ра́дуйся, вдови́ц и сиро́т благосе́рдая попечи́тельнице; ра́дуйся, а́лчущих пита́тельнице и су́щим в беда́х ско́рая засту́пнице.
Ра́дуйся, все́ми презре́нных и отве́рженных не оставля́ющая; ра́дуйся, мно́гия ду́ши от тьмы́ грехо́вныя и поги́бели спаса́ющая.
Ра́дуйся, уныва́ющим в ско́рбех и обстоя́ниих му́драя уте́шительнице; ра́дуйся, и на́с, удруче́нных боле́зньми и немощьми́, укрепля́ющая.
Ра́дуйся, ка́ющимся гре́шником пред Го́сподем предста́тельнице; ра́дуйся, лю́дем росси́йским богодарова́нная помо́щнице.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 8.
Стра́нное и стра́шное виде́ние яви́ Госпо́дь духовнику́ оби́тели милосе́рдия иере́ю Митрофа́ну, ты́ же, о свята́я ма́ти, сие́ виде́ние изъясня́ющи, прорекла́ еси́, я́ко ве́лие и гро́зное испыта́ние гряде́т на Це́рковь Ру́сскую и держа́ву на́шу: святы́нь поруга́ние, бра́нь братоуби́йственная, сму́та ве́лия, кончи́на му́ченическая семе́йства ца́рскаго; но поми́лует Бо́г Росси́ю по моли́твам святы́х ея́, с ни́миже ты́ ны́не воспева́еши Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 8.
Вся́ благода́тию Боже́ственною просвеща́ема, свята́я Елисаве́то, мы́сленныма очи́ма гне́вное посеще́ние Бо́жие страны́ на́шея зре́ла еси́ и проро́чески веща́ла еси́, я́ко мно́зи му́ченицы и испове́дницы в земли́ Ру́сстей возсия́ют. Те́мже все́ упова́ние на Бо́жию Ма́терь возложи́ти лю́ди росси́йстии призыва́ла еси́, ве́рующи, я́ко моли́твами Ея́ устро́ится и благослови́тся земля́ на́ша. Мы́ же, ве́дуще прорече́ния твоего́ о судьбе́ отчи́зны на́шея сбытие́, ублажа́ем тя́ си́це:
Ра́дуйся, хра́м Покро́ва Пресвяты́я Богоро́дицы во оби́тели воздви́гшая; ра́дуйся, в ру́це Пречи́стей Ма́тери оби́тель твою́ преда́вшая.
Ра́дуйся, хра́мов святы́х и благоле́пных устрои́тельнице; ра́дуйся, к Богоро́дице неусы́пная моли́твеннице.
Ра́дуйся, хра́мы Бо́жии сосу́дами и ри́зами благоукраси́вшая; ра́дуйся, я́ко се́рдце твое́ оби́телию Свята́го Ду́ха соде́лася.
Ра́дуйся, житие́м свои́м Го́споду и Ма́тери Его́ ве́рно послужи́вшая; ра́дуйся, все́ упова́ние на Бо́га возлага́ти на́с науча́ющая.
Ра́дуйся, кро́тость, тишину́ и ми́р сердца́м на́шим подаю́щая; ра́дуйся, благода́тными да́ры све́тло украше́нная.
Ра́дуйся, му́жественне ско́рби и клевету́ претерпе́вшая; ра́дуйся, себе́ в же́ртву Бо́гу угото́вившая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 9.
Вся́ любо́вию к Бо́гу пламене́ющи, свята́я Елисаве́то, не убоя́лася еси́, егда́ приидо́ша во оби́тель твою́ лю́дие безбо́жнии, хотя́щии су́д непра́веден над тобо́ю соверши́ти. Ты́ же, Го́сподом сохраня́ема, сме́рти тогда́ избе́гла еси́, о вразумле́нии и просвеще́нии неразу́мных и заблу́ждших моля́щися, Бо́гу же во благодаре́нии воспева́ющи: Аллилу́иа.
И́кос 9.
Вети́й челове́ческих уста́ не возмо́гут досто́йно восхвали́ти кре́пость любве́ твоея́ во дни́ бе́д и напа́стей вели́ких, обыше́дших Оте́чество на́ше, егда́ не восхоте́ла еси́ поки́нути Росси́ю и оби́тель, тобо́ю созда́нную, се́стры тоя́ за ве́ру правосла́вную да́же до сме́рти стоя́ти увещава́ющи. Мы́ же с любо́вию восхваля́ем тя́:
Ра́дуйся, зе́млю на́шу возлюби́вшая; ра́дуйся, от люде́й правосла́вных с любо́вию прославля́емая.
Ра́дуйся, щито́м ве́ры огражда́тися на́с науча́ющая; ра́дуйся, жела́ние кре́стным путе́м сле́довати в на́с укрепля́ющая.
Ра́дуйся, от ро́ва поги́бели мно́гия спа́сшая; ра́дуйся, оби́тели твое́й и гра́ду Москве́ покро́ве и защи́тнице.
Ра́дуйся, се́стры оби́тели милосе́рдия в ве́ре и наде́жди утверди́вшая; ра́дуйся, на по́двиг му́ченичества за Христа́ и́х наста́вльшая.
Ра́дуйся, приобщи́тися страсте́м Христо́вым удосто́ившаяся; ра́дуйся, в по́двизе испове́дничества ве́рныя утвержда́ющая.
Ра́дуйся, любви́ же́ртвенней, ве́чней на́с науча́ющая; ра́дуйся, в ра́дость Го́спода твоего́ вше́дшая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 10.
Спаси́тельнаго по́двига и́щущи, свята́я Елисаве́то, с ра́достию благодари́ла еси́ Бо́га, я́ко сподо́би тя́ понести́ кре́ст Его́. Те́мже просия́ побе́дою ве́ра твоя́, егда́, к Голго́фе свое́й восходя́щи, непреста́нно возглаша́ла еси́: Сла́ва Бо́гу за вся́! Умоли́, о ма́ти на́ша, да да́рует на́м Госпо́дь стяжа́ти му́дрость и си́лу за ве́ру пра́вую да́же до сме́рти стоя́ти и воспева́ти Ему́ еди́ными усты́ и еди́ным се́рдцем: Аллилу́иа.
И́кос 10.
Стена́ необори́мая и заступле́ние стране́ на́шей дарова́ся свята́я ико́на Бо́жия Ма́тере Держа́вная, ю́же прия́ла еси́ во Оби́тели милосе́рдия, свята́я Елисаве́то, я́ко зна́мение побе́ды над миродержи́тели тьмы́ ве́ка сего́. Сего́ ра́ди и мы́, все́ упова́ние на Держа́вную Влады́чицу возложи́вше, тебе́ я́ко и́стинную служи́тельницу и послу́шницу Пречи́стыя Ма́тере Го́спода восхваля́ем:
Ра́дуйся, испо́лненная благода́ти и си́лы Бо́жия; ра́дуйся, избра́вшая благу́ю ча́сть, я́же не оты́мется от тебе́.
Ра́дуйся, в кро́тости и смире́нии Бо́жией Ма́тери подража́вшая; ра́дуйся, я́ко му́драя ева́нгельская де́ва еле́й благода́ти собра́вшая.
Ра́дуйся, Пресвяты́я Богоро́дицы благогове́йная служи́тельнице; ра́дуйся, у Престо́ла Сы́на Ея́ непреста́нная моли́твеннице.
Ра́дуйся, о́браз самоотверже́ния на́м яви́вшая; ра́дуйся, дру́г дру́га тяготы́ носи́ти науча́ющая.
Ра́дуйся, скорбьми́ и слеза́ми в Ца́рство Небе́сное возше́дшая; ра́дуйся, любви́ и терпе́нию в страда́нии су́щих все́х науча́ющая.
Ра́дуйся, а́нгельски на земли́ пожи́вшая; ра́дуйся, на Небеси́ вене́ц сла́вы улучи́вшая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 11.
Пе́ние моле́бное Бо́жией Ма́тери возноси́ла еси́, свята́я Елисаве́то, в де́нь пра́зднования И́верския ико́ны Ея́, егда́ взя́ша тя́ нечести́вии и в темни́цу вверго́ша. Ты́ же благодари́ла еси́ Христа́ Бо́га на́шего, да́вшаго тебе́ не то́чию е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Не́м страда́ти, в у́зах темни́чных воспева́ющи Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 11.
Све́т Боже́ственный осия́ тя́, страстоте́рпице свята́я княги́не Елисаве́то, ку́пно с преподобному́ченицею Варва́рою, о Христе́ сестро́ю твое́ю, и с про́чими страстоте́рпцы имени́тыми, егда́ в глубо́кий ро́в низри́нуша ва́с нечести́вии. Ты́ же, ра́ны вели́каго кня́зя Иоа́нна обязу́ющи и страда́ния бли́жних облегча́ющи, воспева́ла еси́ свяще́нная песнопе́ния, за убива́ющих си́це моля́щися: О́тче, отпусти́ и́м, не ве́дят бо, что́ творя́т. Уврачу́й и на́ших ду́ш ра́ны, преподо́бная ма́ти, да с любо́вию воспое́м ти́:
Ра́дуйся, му́ченическую кончи́ну свою́ предуве́девшая; ра́дуйся, страстоте́рпице великоимени́тая.
Ра́дуйся, Страсте́м Христо́вым приобщи́вшаяся; ра́дуйся, си́лою Боже́ственною в страда́ниих укрепля́емая.
Ра́дуйся, за мучи́телей свои́х, Христу́ подража́ющи, моли́вшаяся; ра́дуйся, до са́мыя кончи́ны твоея́ пе́снь Бо́гу воспева́вшая.
Ра́дуйся, кро́вию свое́ю зе́млю Ру́сскую ороси́вшая; ра́дуйся, со́нму но́вых му́ченик сопричте́нная.
Ра́дуйся, я́ко ли́ку преподо́бных и пра́ведных же́н приобщи́лася еси́; ра́дуйся, святы́х благове́рных княги́нь земли́ Ру́сския досто́йная сонасле́днице.
Ра́дуйся, же́ртво непоро́чная и благоприя́тная, Бо́гу принесе́нная; ра́дуйся, со все́ми святы́ми земли́ на́шея торжеству́ющая.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 12.
Благода́ть источа́ют честни́и мо́щи ва́ша, святы́я преподобному́ченицы Елисаве́то и Варва́ро, и́хже от поруга́ния и безче́стия спа́сше, благочести́вии лю́дие из Росси́и во святы́й гра́д Иерусали́м принесо́ша и в ве́си Гефсимани́йстей погребо́ша, иде́же мно́зии к ни́м приходя́ще, ублажа́ют ва́с, воспева́юще Бо́гу, ди́вному во святы́х Свои́х: Аллилу́иа.
И́кос 12.
Све́та небе́снаго и благоуха́ния чу́днаго хра́м святы́я мироно́сицы Мари́и Магдали́ни во Иерусали́ме испо́лнися, егда́ гро́б с те́лом твои́м отве́рст бы́сть. Те́мже ны́не Це́ркве Правосла́вныя ча́да вси́ ра́дуются и лику́ют о Го́споде, притека́юще к чудото́чней ра́це моще́й твои́х, преподобному́ченице Елисаве́то, и благодаря́ще просла́вльшаго тя́ Го́спода, пою́т си́це:
Ра́дуйся, я́ко мо́щи твоя́ нетле́нием процвето́ша; ра́дуйся, во Святу́ю Зе́млю те́лом принесе́нная.
Ра́дуйся, в саду́ моле́ния Госпо́дня погребе́нная; ра́дуйся, во хра́ме святы́я мироно́сицы упокое́нная.
Ра́дуйся, явле́нием моще́й твои́х Це́рковь Ру́сскую возвесели́вшая; ра́дуйся, су́щих в разсе́янии росси́йских люде́й духо́вно укрепи́вшая.
Ра́дуйся, я́ко Госпо́дь чрез мо́щи твоя́ исцеля́ет вся́кия ско́рби и боле́зни; ра́дуйся, по мо́рю жите́йскому пла́вающих ти́хое приста́нище.
Ра́дуйся, вене́ц доброде́телей собра́вшая; ра́дуйся, сла́вою и че́стию от Бо́га венча́нная.
Ра́дуйся, Го́рняго Иерусали́ма блаже́нная обита́тельнице; ра́дуйся, ко Иерусали́му Небе́сному все́м на́м путеводи́тельнице.
Ра́дуйся, благове́рная княги́не Елисаве́то, преподобному́ченице достосла́вная.
Конда́к 13.
О, вели́кая страстоте́рпице, же́н росси́йских украше́ние и ра́досте на́ша, княги́не ми́лостивая Елисаве́то, приими́ от се́рдца воздыха́ние на́ше, с любо́вию тебе́ приноси́мое, и твои́м предста́тельством ко Го́споду ду́х пра́выя ве́ры и благоче́стия в на́с укрепи́, в доброде́тели и милосе́рдии утверди́, помози́ кре́ст скорбе́й с терпе́нием и наде́ждою понести́, в любви́ и согла́сии наро́д на́ш сохрани́, да сподо́бимся в ра́дость Го́спода вни́ти, со а́нгелы и все́ми святы́ми пою́ще Ему́: Аллилу́иа.
Моли́тва пе́рвая.
О, вели́кая княги́не, свята́я преподобному́ченице Елисаве́то, Росси́йская похвало́, гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние и Святы́я Земли́ свяще́нное достоя́ние!
Ты́ во дни́ жития́ твоего́ ве́ру, наде́жду, любо́вь нело́жны стяжа́вши, милосе́рдием к стра́ждущим све́тло просия́ла еси́. Терпе́нием же скорбе́й и искуше́ний о́браз смире́ния бли́жним яви́вши, изгна́нием и страда́ньми житие́ увенча́ла еси́ и во Ца́рствии Небе́снем ны́не пребыва́еши.
Сего́ ра́ди мо́лим тя́, страстоте́рпице свята́я, моли́твами твои́ми да́руй на́м се́рдце смире́нное и покая́нное, милосе́рдие неоскудева́ющее, служе́ние бли́жним же́ртвенное, терпе́ние непоколе́блемое, му́жество в ско́рбех и обстоя́ниих неослабева́ющее, в стра́шный же ча́с сме́ртный упова́ние тве́рдое на Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́тва втора́я.
О, святы́я новому́ченицы Це́ркви Ру́сския, вели́кая княги́не Елисаве́то и пречестна́я и́нокине Варва́ро, ку́пно ева́нгельския за́поведи де́лом во оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди правосла́вныя до сме́рти подвиза́вшияся и до́брый пло́д в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и Оте́чество на́ше. Се́ бо лука́вый вра́г вооружа́ется на ны́, хотя́ на́с погуби́ти в междоусо́бных бра́нех, ско́рбех, печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся́ немощны́я де́рзости его́; ве́ру в сердца́х люде́й правосла́вных укрепи́те, на́м же му́жества да́р низпосли́те, да, отве́ргшеся себе́ и взе́мше кре́ст сво́й, после́дуем Христу́, распина́юще пло́ть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те на́с от вся́каго зла́, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и ми́р душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода все́м на́м мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми святы́ми, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Краткое житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; † 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: "Я оставляю блестящий мир ... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих".
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность". Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: "Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя".
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!"
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Полное житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы – Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Елисавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елисавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.
В 1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елисаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет.
В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле – путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.
На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой.
Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместе с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича.
Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины.
Великая княгиня Елисавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе – Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна.
Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри – великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин Христовых и ей самой так захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту радость. Елисавета Феодоровна стала просить мужа достать ей книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.
В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, где участвовал в основании Православного Палестинского Общества, став председателем его. Это общество изыскивало средства для помощи Русской Миссии в Палестине и паломникам, расширения миссионерский работы, приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя.
Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елисавета Феодоровна восприняла это как Промысл Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю.
Великий князь Сергей Александрович с супругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года. Храм святой Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня – один из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная «русской свечой». Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елисавета Феодоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи.
После посещения Святой Земли великая княгиня Елисавета Феодоровна твердо решила перейти в православие. От этого шага ее удерживал страх причинить боль своим родным, и прежде всего отцу. Наконец, 1 января 1891 года она написала отцу письмо о своем решении.
Это письмо показывает, какой путь прошла Елисавета Феодоровна. Мы приведем его почти полностью:
« ... А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз – более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто – оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем – притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».
Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением, а написал письмо, в котором говорил что решение ее приносит ему боль и страдание, и он не может дать благословения. Тогда Елисавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания твердо решила перейти в православие. Еще несколько отрывков из ее писем близким:
« ... Моя совесть не позволяет мне продолжать в том же духе – это было бы грехом; я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере ... Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила ...
... Даже по-славянски я понимаю почти все, никогда не уча его. Библия есть и на славянском и на русском языке, но на последнем легче читать.
... Ты говоришь ... что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение – но основа веры. Внешние признаки только напоминают мне о внутреннем...
... Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия, и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».
13 (25) апреля, в Лазареву субботу, было совершено Таинство Миропомазания великой княгини Елисаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная церковь совершает 5 (18) сентября. После Миропомазания император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую Елисавета Феодоровна свято чтила всю жизнь. Теперь она могла сказать своему супругу словами Библии: «Твой народ стал моим народом, Твой Бог – моим богом!» (Руф.1:16).
В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество обязанностей – шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. После переезда в Москву Елисавета Феодоровна пережила смерть близких людей: горячо любимой невестки принцессы – Александры (жены Павла Александровича) и отца. Это была пора ее душевного и духовного роста.
Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.
После смерти отца она с Сергеем Александровичем поехала по Волге, с остановками в Ярославле, Ростове, Угличе. Во всех этих городах супруги молились в местных храмах.
В 1894 году, после многих препятствий состоялось решение о помолвке великой княгини Алисы с наследником Российского престола Николаем Александровичем. Елисавета Феодоровна радовалась тому, что молодые влюбленные смогут, наконец, соединиться, и ее сестра будет жить в дорогой ее сердцу России. Принцессе Алисе было 22 года и Елисавета Феодоровна надеялась, что сестра, живя в России, поймет и полюбит русский народ, овладеет русским языком в совершенстве и сможет подготовиться к высокому служению императрицы Российской.
Но все случилось по-иному. Невеста наследника прибыла в Россию, когда император Александр III лежал в предсмертной болезни. 20 октября 1894 года император скончался. На следующий день принцесса Алиса перешла в православие с именем Александры. Бракосочетание императора Николая II и Александры Феодоровны состоялось через неделю после похорон, а весной 1896 года состоялось коронование в Москве. Торжества омрачились страшным бедствием: на Ходынском поле, где раздавались подарки народу, началась давка – тысячи людей были ранены или задавлены.
Так началось это трагическое царствование – среди панихид и погребальных воспоминаний.
В июле 1903 года состоялось торжественное прославление преподобного Серафима Саровского. В Саров прибыла вся императорская семья. Императрица Александра Феодоровна молилась преподобному о даровании ей сына. Когда наследник престола родился, по желанию императорской четы престол нижней церкви, построенной в Царском Селе, был освящен во имя преподобного Серафима Саровского.
В Саров приехала и Елисавета Феодоровна с супругом. В письме из Сарова она пишет: « ... Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру. Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали – эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать ...»
Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам – под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов.
В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но русские войска терпели одно поражение за другим. Война показала техническую и военную неподготовленность России, недостатки государственного управления. Началось сведение счетов за былые обиды произвола или несправедливости, небывалый размах террористических актов, митинги, забастовки. Государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция.
Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам и доложил об этом императору, сказав, что при сложившейся ситуации не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы. Государь принял отставку и супруги покинули губернаторский дом, переехав временно в Нескучное.
Том временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.
5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, и прежде всего – сестре Александре Феодоровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к. террористы могли использовать их для покушения на императорскую чету. Когда великая княгиня писала телеграммы, она несколько раз справлялась о состоянии раненного кучера Сергея Александровича. Ей сказали, что положение кучера безнадежно и он может скоро умереть. Чтобы не огорчить умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она, пересилив себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к вам». Успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Ефим скончался в ту же ночь.
На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и в то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».
«И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» – ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елисавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
Из великих князей на погребении присутствовали только Константин Константинович (К.Р.) и Павел Александрович. Погребли его в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течении сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь она почувствовала благодатную помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.
На место убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник – крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят».
С момента кончины супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келлию. Вся роскошная мебель была вынесена, стены перекрашены в белый цвет, на них находились только иконы и картины духовного содержания. На светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей и сразу уходила домой или по делам. Теперь ее ничто не связывало со светской жизнью.
Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть – родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором – церковь и больница, рядом – аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника – духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.
10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
Первый храм обители («больничный») был освящен епископом Трифоном 9 (21) сентября 1909 г. (в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Второй храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1911 году (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова). Построенный по образцам новгородско-псковского зодчества, он сохранял теплоту и уют небольших приходских церквей. Но, тем не менее, был рассчитан на присутствие более тысячи молящихся. М.В. Нестеров сказал об этом храме: «Храм Покрова – лучший из современных сооружений Москвы, могущий при иных условиях иметь помимо прямого назначения для прихода, назначение художественно-воспитательное для всей Москвы». В 1914 году под храмом была устроена церковь – усыпальница во имя Сил Небесных и Всех Святых, которую настоятельница предполагала сделать местом своего упокоения. Роспись усыпальницы сделал П.Д. Корин, ученик М.В. Нестерова.
Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря – друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы – служение Господу через ближнего своего.
В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. 9 (22) апреля 1910 года в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Во время торжественной службы епископ Трифон, обращаясь к уже облаченной в монашеское одеяние великой княгине, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Слова владыки Трифона сбылись. Озаренная благодатию Духа Святого деятельность великой княгини осветила огнем Божественной любви предреволюционные годы России и привела основательницу Марфо-Мариинской обители к мученическому венцу вместе с ее келейницей инокиней Варварой Яковлевой.
День в Марфо-Мариинской обители начинался в 6 часов утра. После общего утреннего молитвенного правила в больничном храме великая княгиня давала послушания сестрам на предстоящий день. Свободные от послушания оставались в храме, где начиналась Божественная литургия. Дневная трапеза проходила с чтением житий святых. В 5 часов вечера в церкви служили вечерню с утреней, где присутствовали все свободные от послушании сестры. Под праздники и воскресение совершалось всенощное бдение. В 9 часов вечера в больничном храме читалось вечернее правило, после него все сестры, получив благословение настоятельницы, расходились по келлиям. Четыре раза в неделю за вечерней читались акафисты: в воскресенье – Спасителю, в понедельник – Архангелу Михаилу и всем Бесплотным Небесным Силам, в среду – святым женам-мироносицам Марфе и Марии, и в пятницу – Божией Матери или Страстям Христовым. В часовне, сооруженной в конце сада, читалась Псалтирь по покойникам. Часто ночами молилась там сама настоятельница. Внутренней жизнью сестер руководил замечательный священник и пастырь – духовник обители, протоирей Митрофан Серебрянский. Дважды в неделю он проводил беседы с сестрами. Кроме того, сестры могли ежедневно в определенные часы приходить за советом и наставлением к духовнику или к настоятельнице. Великая княгиня вместе с отцом Митрофаном учила сестер не только медицинским знаниям, но и духовному наставлению опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа с общим пением молитв.
«На всей внешней обстановке обители и самом ее внутреннем быте, и на всех вообще созданиях великой княгини, лежал отпечаток изящества и культурности не потому, что она придавала этому какое-либо самодовлеющее значение, но потому, что таково было непроизвольное действие ее творческого духа», – пишет в своих воспоминаниях митрополит Анастасий.
Богослужение в обители всегда стояло на блистательной высоте благодаря исключительным по своим пастырским достоинствам духовнику, избранному настоятельницей. Сюда приходили для совершения богослужений и проповедования лучшие пастыри и проповедники не только Москвы, но и многих отдаленных мест России. Как пчела, собирала настоятельница нектар со всех цветов,чтобы люди ощутили особый аромат духовности. Обитель, ее храмы и богослужение вызывали восхищение современников. Этому способствовали не только храмы обители, но и прекрасный парк с оранжереями – в лучших традициях садового искусства XVIII–XIX веков. Это был единый ансамбль, соединявший гармонично внешнюю и внутреннюю красоту.
Современница великой княгини – Нонна Грэйтон, фрейлина ее родственницы принцессы Виктории, свидетельствует: «Она обладала замечательным качеством – видеть хорошее и настоящее в людях, и старалась это выявлять. Она также совсем не имела высокого мнения о своих качествах ... У нее никогда не было слов «не могу», и никогда ничего не было унылого в жизни Марфо-Мариинской обители. Все было там совершенно как внутри, так и снаружи. И кто бывал там, уносил прекрасное чувство».
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма.
Вечером – обход больных, заканчивающийся заполночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.
В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».
Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи.
В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи.
Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу.
Она находила возможности для помощи духовенству – давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам-миссионерам, трудившимся среди язычников Крайнего Севера или инородцев окраин России.
Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».
Мальчиков, вырванных из Хитровки, она устраивала в общежития. Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных посыльных Москвы. Девочек устраивала в закрытые учебные заведения или приюты, где также следили за их здоровьем, духовным и физическим.
Елисавета Феодоровна организовала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки. Рассказывают такой случай: однажды великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что приедет великая княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елисавета Феодоровна приехала – ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки великой княгине со словами: «целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет. Но великая княгиня подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все – такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах.
«Великая матушка» надеялась, что созданная ею Марфо-Мариинская обитель Милосердия расцветет большим плодоносным древом.
Со временем она собиралась устроить отделения обители и в других городах России.
Великой княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству.
Не раз ездила она в Саров и с радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима. Ездила она во Псков, в Оптину пустынь, в Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от новопрославляемых святых, великая княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году она посетила монастырь в Алапаевске, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти.
Она была покровительницей русских паломников, отправлявшихся в Иерусалим. Через общества организованные ею, покрывалась стоимость билетов паломников, плывущих из Одессы в Яффу. Она построила также большую гостиницу в Иерусалиме.
Еще одно славное деяние великой княгини – постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского. В 1914 году был освящен нижний храм в честь святителя Николая и странноприимный дом.
В годы первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители была отпущена для работы в полевом госпитале. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.
В 1916 году к воротам обители подошла разъяренная толпа с трсбованием выдать германского шпиона – брата Елисаветы Феодоровны, якобы скрывавшегося в обители. Настоятельница вышла к толпе одна и предложила осмотреть все помещения общины. Господь не допустил погибнуть ей в этот день. Конный отряд полиции разогнал толпу.
Вскоре после Февральской революции к обители снова подошла толпа с винтовками, красными флагами и бантами. Сама настоятельница открыла ворота – ей объявили, что приехали, чтобы арестовать ее и предать суду как немецкую шпионку, к тому же хранящую в монастыре оружие.
На требование пришедших немедленно ехать с ними великая княгиня сказала, что должна сделать распоряжения и проститься с сестрами. Настоятельница собрала всех сестер в обители и попросила отца Митрофана служить молебен. Потом, обратясь к революционерам, пригласила войти их в церковь, но оставить оружие у входа. Они нехотя сняли винтовки и последовали в храм.
Весь молебен Елисавета Феодоровна простояла на коленях. После окончания службы она сказала, что отец Митрофан покажет им все постройки обители, и они могут искать то, что хотят найти. Конечно, ничего там не нашли, кроме келлий сестер и госпиталя с больными. После ухода толпы Елисавета Феодоровна сказала сестрам: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца».
Весной 1917 года к ней приехал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в выезде за границу. Елисавета Феодоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной, и не может оставить сестер обители в это трудное время.
Никогда не было за богослужением в обители столько народа, как перед октябрьским переворотом. Шли не только за тарелкой супа или медицинской помощью, сколько за утешением и советом «великой матушки». Елисавета Феодоровна всех принимала, выслушивала, укрепляла. Люди уходили от нее умиротворенными и ободренными.
Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием: черный хлеб, вяленая рыба, овощи, немного жиров и сахара. Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости.
Но все вокруг были напуганы, покровители и состоятельные дарители теперь боялись оказывать помощь обители. Великая княгиня во избежание провокации не выходила за ворота, сестрам также было запрещено выходить на улицу. Однако установленный распорядок дня обители не менялся, только длиннее стали службы, горячее молитва сестер. Отец Митрофан каждый день служил в переполненной церкви Божественную литургию, было много причастников. Некоторое время в обители находилась чудотворная икона Божией Матери Державная, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречения императора Николая II от престола. Перед иконой совершались соборные моления.
После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с великой княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»
Спокойствие в обители было затишьем перед бурей. Сначала прислали анкеты – опросные листы для тех, кто проживал и находился на лечении: имя, фамилия, возраст, социальное происхождение и т.д. После этого были арестованы несколько человек из больницы. Затем объявили, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и молебен. После службы патриарх до четырех часов дня находился в обители, беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последней благословение и напутствие главы Российской Православной Церкви перед крестным путем великой княгини на Голгофу.
Почти сразу после отъезда патриарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Елисавете Феодоровне приказали ехать с ними. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. Плакали все присутствующие, зная, что видят свою мать и настоятельницу в последний раз. Елисавета Феодоровна благодарила сестер за самоотверженность и верность и просила отца Митрофана не оставлять обители и служить в ней до тех пор, пока это будет возможным.
С великой княгиней поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знамением.
Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.
Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь.
Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем – Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями – Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.
Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили отпустить на свободу. Обе умоляли вернуть их к великой княгине, тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.
Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.
Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.
Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1931 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Вскрытие производила в Иерусалиме комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Гробницы новомучениц поставили на амвон перед Царскими вратами. По промыслу Божию случилось так, что архимандрит Антоний остался один у запаянных гробов. Неожиданно гроб великой княгини Елисаветы открылся. Она встала и подошла к отцу Антонию за благословением. Потрясенный отец Антоний дал благословение, после чего новомученица вернулась в свой гроб, не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.
Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины. Назначили день 2 мая 1982 г. – праздник святых Жен Мироносиц. В этот день за богослужением употреблялись Святая Чаша, Евангелие и воздухи, преподнесенные храму самой великой княгиней Елисаветой Феодоровной, когда она была здесь в 1886 году.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины – 5 (18) июля.