Акафист преподобному Варсонофию Херсонскому, исповеднику

Предназначен для келейного чтения

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Не утвержден для общецерковного использования.

Кондак 1

Избранный исповедниче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, богоблаженне Варсонофие, похвальная восписуем ти, восхваляюще подвиги и страдания твоя. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о нас с верою и любовию тебе зовущих: Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Икос 1

Ангельскую чистоту от юности своея возлюбил еси, преподобне, и яко утренняя заря возсиял еси в подвизех поста и молитвы, богоугодным житием своим тьму грехов¬ную разгоняя и многия люди светом Божия познания просвещая. Мы же, благодаряще Господа, даровавшаго нам толикаго молитвенника и наставника, приносим ти благохваления сицевая: Радуйся, Херсонскаго края добро¬плодное прозябение. Радуйся, богобоязненных родителей радование и утешение. Радуйся, измлада благоговением украшенный. Радуйся, во благочестии воспитанный. Радуйся, в Законе Господни непрестанно поучавыйся. Радуйся, во славу Божию радостно потрудивыйся. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 2

Видя Господь, яко ты, святе, издетска во храме Божием приметатися возлюбил еси, научи тя благо¬угождению истинному, да возможеши достойно и праведно воспевати ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумением словес Господних умудряяся, Божественную премудрость постигал еси, отче Варсонофие, да возможеши и иных ко Христу привести и многих на путь спасения наставити. Темже и мы, разумеюще велие усердие твое о славе Божией, воспеваем ти: Радуйся, житию безплотных поревновавый. Радуйся, подвигом древних отцев подражавый. Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, света Христова блаженный носителю. Радуйся, христианских добродетелей неустанный насадителю. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемь и Духом Святым наставляемь, Варсонофие богомудре, в Лавре Кие¬во-Печерстей подвизался еси, благочестивым житием своим сияя яко светило лучезарное, и всех подвизая славити Бога, взывающи: Аллилуиа.

Икос 3

Имея веру несумненну и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, преславне, и Господеви послужити желая, вся тяготы и лишения с любовию восприял еси, да не возобладает плоть над духом твоим. Темже добродетельми украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, вся красная мира сего ни во что же вменивый. Радуйся, в пещерах Лаврских райскую сладость вкусивый. Радуйся, от юности иноческаго жития возжелавый. Радуйся, вся мирская возненавидев, во след Христу последовавый. Радуйся, похоти греховныя в себе умертвивый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 4

Бурею волнений житейских не смутился еси, преподобне, обаче вся мирская оставль, тесным и многотрудным путем к Царствию Небесному шествовал еси, верою мужественно вся стрелы вражия сокрушая, Богу же поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав, богоизбранне Варсонофие, в Евангелии глас Спасителя взывающ: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет», - отверглся еси себе, и взем на рамо крест твой, шествовал еси по стопам Христовым невозвратно. Сего ради похвальная вопием ти: Радуйся, любовь мирскую любовию Божиею в себе победивый. Радуйся, крепчайшую паче огня оную любовь явивый. Радуйся, в усердии к служению Богу не оскудевавый. Радуйся, заповеди Того в сердце своем написавый. Радуйся, Единаго Христа всею душею возлюбивый. Радуйся, в иночестем житии многих братий утвердивый. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 5

Боготечною стезею в тихое пристанище спасения устремився, преподобне, молитвам и посту прилежал еси, плоть свою всячески смиряя и о мире моляся, Христу же непрестанно поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Господь желание твое еже спасению ближних послужити, изведе тя, отче Варсонофие, из разоренныя Свято-Григориевы обители и от погибели спасе тя. Обаче враг рода человеческаго паки козни тебе сотвори: от безбожных бо в темницу затворен был еси, святе, в нейже мужественно скорби вся претерпевая, за врагов твоих молился еси. Сего ради зовем ти: Радуйся, очи сердца твоего непрестанно к Богу устремлявый. Радуйся, верою крепкою чад своих укреплявый. Радуйся, пред Господем день и нощь в молитвах предстоявый. Радуйся, в тяжких страданиях на Него все упование возлагавый. Радуйся, яко за гонящих тя Господеви молился еси. Радуйся, яко веру во Христа неврежденну сохранил еси. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 6

Проповедником ревностным Православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, преславне Варсонофие, егда бо из темничнаго заточения изведен был еси, не преставал еси наставляти чад твоих. Темже многих обратил еси ко Христу Жизнодавцу, благодарственно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко светило богосветлое, преблаженне Варсонофие, тьму расколов и ересей светом истиннаго богопознания разгоняя и научая, яко Церковь Православная суть врачебница духовная, всех ко спасению приводящая. Сего ради со умилением вопием ти: Радуйся, многия скорби и мучения за имя Христово претерпевый. Радуйся, крест Христов безропотно нести вожделевый. Радуйся, стадо Христово, тебе вверенное, неврежденным сохранивый. Радуйся, расхитити его врагом и в погибель ввергнути не попустивый. Радуйся, право исповедати веру Христову научивый. Радуйся, заблудших на путь спасения наставивый. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 7

Хотение едино всегда имел еси, отче Варсонофие, да чада Церковная в мире и благочестии пребывают, сего ради благовествовал еси неустанно Слово Христово, да вси любят друг друга и единым сердцем и едиными усты вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно и пречудно пред всеми служение твое бысть, святе, всякое же нечестие, и беззаконие, и лживыя учения обличал еси, от народа же за сие любим и почитаем был еси: вся бо назидал еси во спасение. Мы же, таковому ревностному служению твоему подражати желая, глаголем сия: Радуйся, службы Божия благоговейно совершавый. Радуйся, в молитве непрестанно пребывавый. Радуйся, умилению чад твоих научавый. Радуйся, миром и любовию сердца верных наполнявый. Радуйся, злочестия и неприязни искоренителю. Радуйся, мира и незлобия учителю. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 8

Странно бе суетному миру видети, яко во плоти ангельское воистину житие пожил еси, преподобне: от юности бо твоея Христа тепле возлюбив, тому до старости маститыя, яко добр делатель, неленостно поработал еси, темже и с возженным светильником души твоея сподобился еси внити в чертог Небеснаго Домовладыки, идеже со всеми святыми присно поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь Богу освятился еси, отче смиренномудре, и еже со Христом быти паче всего вожделел еси. Темже ни угрозы, ни прещения, ни заточения темничныя не можаху разлучити тя от любве Божия. Укрепляй и нас молитвами твоими, отче все¬блаженне, да и мы возможем тебе в сем подражати, со умилением взывая сице: Радуйся, спасению многих добре послуживый. Радуйся, от сердца чиста паству свою возлюбивый. Радуйся, во благовестии Христове труды многия подъявый. Радуйся, тяготы немощных на себе носивый. Радуйся, в служении Богу усердно прилежавый. Радуйся, града Небеснаго всею душею взыскавый. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 9

Все множество ангельское и человеческое удивися терпению твоему и незлобию, исповедниче Христов, егда праведна тя зряще и о благочестии чад Божиих ревнующа, многажды клеветаша на тя лютии безбожницы, хотяще многими скорбями, уничижениями и гонениями поколебати тя. Ты же вся сия мужественне претерпевая, тверд, яко адамант, пребывал еси, непрестанно взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещании недоумеют достойно изглаголати крепости души твоея, достославне Варсонофие, терпением бо твоим всех удивил еси и веру во Христа в сердце твоем до конца соблюл еси. Темже и Господь храняше тя, Своего угодника, укрепляя в страданиях многих. Прими же от нас, отче блаженне, похвалы сия: Радуйся, яко многолетния заключения благодушно претерпел еси. Радуйся, яко биения за Христа безропотно переносил еси. Радуйся, в злостраданиях мужест¬во сохранивый. Радуйся, и в заточении Господеви верно послуживый. Радуйся, яко за врагов твоих кротко молился еси. Радуйся, сего ради примером для верных был еси. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 10

Спастися всем нам помози, угодниче Божий, умири души наша и помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно на помощь призывающих и на поклонение святым твоим мощем приходящих, да избавлени тобою от бед и напастей, вопием Богу, тобою нам благодеющему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и покров еси всем прибегающим к твоему заступлению, преблаженне Варсонофие, темже и нас, немощствующих грехи многими, защити молитвами твоими, со усердием вопиющих тебе таковая: Радуйся, взыскующим Царствия Божия добрый наставниче. Радуйся, в междоусобии сущим мира проповедниче. Радуйся, помощь духовную и исцеления верным подаваяй. Радуйся, страждущих, болящих и немощных утешаяй. Радуйся, яко образом смирения и кротости разъяренныя люди укрощаеши. Радуйся, яко молитвою и упованием на Господа противу врага ополчатися нас научаеши. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к прославлению многих трудов твоих, отче Варсонофие, имиже не точию верныя, но и неверныя удивляеши; веруем же и уповаем, яко твоими молитвами и во мраце беззакония сущии из тьмы и сени смертныя изыдут, и с нами купно прославльшему тя Богу воззовут: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило ты еси, отче великоимените Варсонофие, в земли бо Херсон¬стей благодатию и чудесы сияеши и честными мощами твоими источаеши множество исцелений всем с верою и любовию к тебе притекающим. Темже, яко теплому о нас предстателю и чудотворцу, вопием ти: Радуйся, страны нашея богодарованный хранителю и заступниче. Радуйся, о граде сем усердный молитвенниче и ходатаю. Радуйся, иночествующих добрый наставниче и руководителю. Радуйся, всех верных чад Церкви Христовы добрый пастырю и учителю. Радуйся, исцеления и благодатную помощь скоро подаваяй. Радуйся, притекающих к тебе от бед и напастей сохраняяй. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 12

Благодать спасительную и велие предстательство твое пред Богом ведуще, просим тебе прилежно, отче преподобне: молися за ны ко Всемилостивому Спасу, да управит Церковь Свою Святую, сохраняюще ю от ересей и расколов, град наш от бед и напастей да сохранит, и вся ны в любви и единомыслии да соблюдет, да, прославляюще Божие человеколюбие, воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивное и богоугодное твое на земли житие и на небеси прославление, веруем, отче Варсонофие, яко с нами неотступно пребываеши и молишися о нас, тебе зовущих: Радуйся, яко ревностным служением твоим многую славу на небеси стяжал еси. Радуйся, яко претерпевый до конца, венец нетленный от руки Вседержителя приял еси. Радуйся, яко явлением честных мощей твоих верных возвеселил еси. Радуйся, яко прославлением твоим Церковь Христову украсил еси. Радуйся, скорый в бедах и напастех наш заступниче. Радуйся, теплый о нас к Богу молитвенниче. Радуйся, преподобне отче Варсонофие, земли Херсонския радосте и украшение.

Кондак 13

О великий угодниче Христов и предивный исповедниче, отче Варсонофие, скорый помощниче всем в скорбех и напастех обретающимся! Моли Христа Бога, да молитвами твоими от враг видимых и невидимых нас сохранит, и всех помилует и спасет, да предстательством твоим сподобимся благую часть спасаемых от Бога получити и Христа во славе узрети, воспевая со всеми избранными ангельскую песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Ар­хи­манд­рит Вар­со­но­фий (в ми­ру Ва­си­лий Гри­горь­е­вич Юр­чен­ко), ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1880 го­да в де­ревне Ло­зо­ват­ке, Ели­са­вет­град­ско­го уез­да, Хер­сон­ской гу­бер­нии, (ныне Ки­ро­во­град­ско­го рай­о­на и об­ла­сти), в бла­го­че­сти­вой се­мье. Ро­ди­те­ли его, отец Гри­го­рий и мать Та­тья­на, бы­ли ве­ру­ю­щи­ми пра­во­слав­ны­ми людь­ми, ко­то­рые и де­тей сво­их вос­пи­та­ли бо­го­бо­яз­нен­ны­ми, крот­ки­ми и ду­шев­ны­ми. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние юный Ва­си­лий по­лу­чил в мест­ной де­ре­вен­ской шко­ле и по­сту­пил в Нов­го­род­ков­скую цер­ков­но-учи­тель­скую шко­лу, окон­чив ко­то­рую, по­лу­чил на­прав­ле­ние в г. Алек­сан­дрию, Хер­сон­ской гу­бер­нии, на долж­ность учи­те­ля на­чаль­ной шко­лы. Про­слу­жил Ва­си­лий два го­да. В се­ле Пет­ро­во, Алек­сан­дрий­ско­го уез­да, в 1905 го­ду он силь­но про­сту­дил­ся и в те­че­ние двух лет бо­лел. В это вре­мя уси­ли­лась его ре­ли­ги­оз­ная на­стро­ен­ность, под вли­я­ни­ем ко­то­рой Ва­си­лий в 1907 го­ду по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру, где в те­че­ние вось­ми лет жил и од­новре­мен­но учи­тель­ство­вал. Вре­мя, про­ве­ден­ное в Лав­ре, оста­ви­ло глу­бо­кий, бла­го­дат­ный след в серд­це бу­ду­ще­го рев­ност­но­го за­щит­ни­ка Пра­во­слав­ной ве­ры. В ней он по­знал кра­со­ту цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, устав мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия, усерд­ную и ис­крен­нюю мо­лит­ву, и мно­гое дру­гое, что по­мог­ло ему в даль­ней­шем вы­дер­жать все труд­но­сти, му­че­ния, ис­тя­за­ния и на­па­де­ния вра­жия. Для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния по­слуш­ник Ва­си­лий по­сту­па­ет в 1915 го­ду в Хер­сон­скую Пас­тыр­ско-Мис­си­о­нер­скую Се­ми­на­рию. Бу­дучи вос­пи­тан­ни­ком пер­во­го клас­са, 24 мар­та 1916 г. (с.ст.) при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Вар­со­но­фий в честь свя­то­го Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря). По окон­ча­нии кур­са был остав­лен при Се­ми­на­рии Свя­то-Гри­горь­ев­ско­го Би­зю­ко­ва мо­на­сты­ря. Это бы­ли го­ды тя­же­ло­го ис­пы­та­ния для на­шей стра­ны, на­ро­да и Церк­ви. Про­изо­шла ре­во­лю­ция, ко­то­рая при­нес­ла с со­бой раз­ру­ху, неве­же­ство, опу­сто­ше­ние, без­бо­жие, го­лод и смерть. Не про­шла она и ми­мо Свя­то-Гри­горь­ев­ско­го Би­зю­ко­ва мо­на­сты­ря. Боль­ше­ви­ки по­тре­бо­ва­ли со­лид­ную сум­му де­нег. Вся бра­тия оби­те­ли уже по­став­ле­на бы­ла к стен­ке, в ожи­да­нии рас­стре­ла, но тре­бу­е­мая сум­ма ка­ким-то об­ра­зом на­шлась и они из­бе­жа­ли смер­ти.
В 1920 го­ду оби­тель под­верг­лась об­щей уча­сти раз­граб­ле­ния и ре­прес­сий, и мо­на­стырь за­кры­ли. Отец Вар­со­но­фий был аре­сто­ван, си­дел в ужас­ных усло­ви­ях, в душ­ных сы­рых по­ме­ще­ни­ях, где, по собст­вен­но­му его рас­ска­зу, ря­са ис­тле­ла от сы­ро­сти, а на­се­ко­мые, до­ни­мав­шие за­клю­чен­ных, бы­ли в та­ком ко­ли­че­стве, что их при­хо­ди­лось сгре­бать как му­сор. Через неко­то­рое вре­мя он был осво­бож­ден и по­лу­чил на­зна­че­ние на долж­ность при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка в се­ло Вы­со­кие Бу­е­ра­ки око­ло Ели­са­вет­гра­да (Ки­ро­во­гра­да), где сво­им ис­крен­ним и рев­ност­ным слу­же­ни­ем вско­ре при­об­рел все­об­щее ува­же­ние, как сре­ди ве­ру­ю­щих, так и сре­ди ду­хо­вен­ства.
А в это вре­мя са­мо­чин­ные об­нов­лен­цы при под­держ­ке ате­и­сти­че­ско­го го­су­дар­ства ста­ли раз­ди­рать хи­тон Церк­ви. Жи­во­цер­ков­ни­ки пы­та­лись опо­ро­чить свя­щен­но­на­ча­лие Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­блаз­нить пра­во­слав­ных хри­сти­ан и при­влечь их к се­бе. Это­му рас­ко­лу все­ми сво­и­ми си­ла­ми про­ти­вил­ся пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий. Он про­явил се­бя твер­дым сто­я­те­лем за ис­ти­ну Церк­ви и неустра­ши­мым об­ли­чи­те­лем об­нов­лен­че­ства.
В свя­зи с этим, в 1923 го­ду епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем, епи­ско­пом Онуф­ри­ем (Га­га­лю­ком), он был на­зна­чен в г. Алек­сан­дрию мис­си­о­не­ром по борь­бе с об­нов­лен­че­ством во всем Алек­сан­дрий­ском окру­ге. С это­го мо­мен­та и на­ча­лась са­мая ожив­лен­ная дея­тель­ность пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия.
По­лу­чив на­зна­че­ние, он при­был в г. Алек­сан­дрию, вхо­див­ший в со­став Ели­са­вет­град­ской епар­хии. В го­ро­де в то вре­мя не бы­ло ни од­но­го пра­во­слав­но­го хра­ма. Явил­ся о. Вар­со­но­фий в со­бор во вре­мя ли­тур­гии, от­прав­ля­е­мой об­нов­лен­ца­ми, и стал неза­мет­но сза­ди. Вы­со­ко­го ро­ста, с боль­шой бо­ро­дой, в мо­на­ше­ской одеж­де, с по­со­хом и чет­ка­ми, при­вле­ка­тель­ный внешне, он не мог быть не за­ме­чен­ным, и по окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния был окру­жен ве­ру­ю­щи­ми, к то­му вре­ме­ни уже обес­по­ко­ен­ны­ми но­во­вве­де­ни­я­ми в Церк­ви. Но необ­хо­дим был ав­то­ри­тет­ный го­лос Церк­ви. И ка­кая бы­ла ра­дость, ко­гда все узна­ли о на­зна­че­нии о. Вар­со­но­фия в Алек­сан­дрий­ское бла­го­чи­ние. Он за­чи­тал по­сла­ния епи­ско­па Онуф­рия про­тив об­нов­лен­че­ства. Бы­ло ре­ше­но, как нуж­но дей­ство­вать для то­го, чтобы отобрать у об­нов­лен­цев хо­тя бы один храм. Изу­чив об­ста­нов­ку сво­ей но­вой мис­сии в г. Алек­сан­дрии, он вер­нул­ся на ме­сто преж­не­го слу­же­ния в с. Вы­со­кие Бу­е­ра­ки, там был аре­сто­ван и пре­про­вож­ден в за­клю­че­ние в Алек­сан­дрий­скую тюрь­му, где и про­был с осе­ни до на­ча­ла Ве­ли­ко­го По­ста. Од­на­ко связь с ним не пре­кра­ща­лась: несколь­ко лиц-рев­ни­те­лей Пра­во­сла­вия еже­днев­но устра­и­ва­ли по оче­ре­ди пе­ре­да­чи.
В 1924 го­ду о. Вар­со­но­фий был осво­бож­ден из за­клю­че­ния. К это­му вре­ме­ни пра­во­слав­ная об­щи­на, на­чав­шая ра­бо­ту по ор­га­ни­за­ции при­хо­да, по­сле це­ло­го ря­да уси­лий до­би­лась у граж­дан­ских вла­стей пе­ре­да­чи ей од­но­го из че­ты­рех об­нов­лен­че­ских хра­мов, до­ста­точ­но уже опу­стев­ших. В этот храм, во имя По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и был на­зна­чен пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий на­сто­я­те­лем и бла­го­чин­ным все­го Алек­сан­дрий­ско­го окру­га. Все при­вле­ка­ло в слу­жи­те­ле Бо­жи­ем, рас­по­ла­га­ло к нему: необы­чай­ная при­вет­ли­вость, ис­крен­няя лю­бовь, вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к каж­до­му, лас­ко­вое, крот­кое и сми­рен­ное об­ра­ще­ние, без­упреч­ная лич­ная жизнь в по­сте, непре­стан­ной мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. На бо­го­слу­же­нии он был вни­ма­те­лен, со­сре­до­то­чен, весь от­да­вал­ся мо­лит­ве.
В при­ход­ском хра­ме бо­го­слу­же­ния от­прав­ля­лись по мо­на­стыр­ско­му уста­ву. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане го­во­ри­ли: «Бы­ва­ло зай­дешь в буд­ний день на его служ­бу: уме­рен­ный, мяг­кий го­лос раз­да­ет­ся пред пре­сто­лом, и ка­кая-то мир­ность и уми­ле­ние на­пол­ня­ют ду­шу». До­воль­но боль­шой храм в ско­ром вре­ме­ни стал на­пол­нять­ся ве­ру­ю­щи­ми со всех кон­цов го­ро­да. Слух, о всем про­ис­хо­див­шем в По­кров­ском хра­ме и о необык­но­вен­ном ба­тюш­ке, раз­нес­ся да­ле­ко за пре­де­лы окру­га. По­чти на каж­дом бо­го­слу­же­нии бы­ва­ли лю­ди из окрест­но­стей. Мно­гие, по­бы­вав на служ­бе, при­хо­ди­ли к о. Вар­со­но­фию на квар­ти­ру за со­ве­том, спра­ши­вая, что пред­при­нять, чтобы и у них бы­ла пра­виль­ная цер­ковь, и по­лу­ча­ли необ­хо­ди­мые на­став­ле­ния. Каж­дое его бо­го­слу­же­ние со­про­вож­да­лось про­сты­ми на­зи­да­тель­ны­ми про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых со­кру­ша­лось зло, по­ро­ки по­все­днев­ной жиз­ни, лю­ди при­зы­ва­лись к по­ка­я­нию, вы­яв­ля­лась ис­ти­на и раз­об­ла­ча­лась ложь об­нов­лен­че­ства. Ве­ру­ю­щих он при­зы­вал не осуж­дать за­пу­тав­ших­ся в об­нов­лен­че­стве бра­тьев, но мо­лить­ся о них. Ба­тюш­ка ис­поль­зо­вал вся­кую воз­мож­ность для на­зи­да­ния: на тре­бе, или при празд­нич­ных по­се­ще­ни­ях, за чаш­кой чая. Раз­го­во­ры все­гда пе­ре­во­ди­лись или на те­ку­щие цер­ков­ные со­бы­тия, или ка­са­лись ду­ше­спа­си­тель­ных тем. В ско­ром вре­ме­ни опу­сте­ли все об­нов­лен­че­ски­ие хра­мы, и боль­шая часть ду­хо­вен­ства го­ро­да при­нес­ла по­ка­я­ние, а в окру­ге из 80-ти об­нов­лен­че­ских при­хо­дов не оста­лось и де­ся­ти. В са­мом го­ро­де про­ис­хо­ди­ло необы­чай­ное ожив­ле­ние цер­ков­ной жиз­ни. Все это крайне озлоб­ля­ло остав­ших­ся об­нов­лен­цев и, осо­бен­но, ГПУ.
Груп­пой об­нов­лен­цев во гла­ве с неким «епи­ско­пом» Иоан­ном (Слав­го­род­ским), в со­гла­сии с граж­дан­ски­ми вла­стя­ми бы­ли пред­при­ня­ты со­от­вет­ству­ю­щие ме­ры для на­не­се­ния уда­ра как по от­цу Вар­со­но­фию, так и по воз­глав­ля­е­мой им об­щине.
Ре­ли­ги­оз­ный подъ­ем при­нял та­кие раз­ме­ры, что власть не ре­ша­лась пред­при­ни­мать ка­кие-ли­бо пря­мые ме­ры для лик­ви­да­ции это­го дви­же­ния. Бы­ло несколь­ко аре­стов о. Вар­со­но­фия, от­кры­тый су­деб­ный про­цесс при гро­мад­ном сте­че­нии на­ро­да, на ко­то­ром пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий муд­ро от­ве­чал на все во­про­сы су­деб­но­го след­ствия, что по­слу­жи­ло к еще боль­ше­му его про­слав­ле­нию. Про­цесс не вы­звал се­рьез­ных по­след­ствий, и де­ло огра­ни­чи­лось толь­ко де­неж­ным штра­фом. Су­деб­ный про­цесс был ор­га­ни­зо­ван в свя­зи с кре­ще­ни­ем мла­ден­ца, со­вер­шен­но­го яко­бы без пред­ва­ри­тель­ной ре­ги­стра­ции граж­дан­ских вла­стей, что же­сто­ко ка­ра­лось.
В том же 1924 го­ду мест­ные вла­сти пы­та­лись об­ви­нить о. Вар­со­но­фия в ор­га­ни­за­ции на­род­но­го бун­та. Бы­ло за­ве­де­но де­ло. Аре­сто­ва­ли неко­то­рых чле­нов при­ход­ско­го со­ве­та и са­мо­го от­ца Вар­со­но­фия как ор­га­ни­за­то­ра бун­та. На квар­ти­ру к нему по­сле по­лу­но­чи с неисто­вым сту­ком во­рва­лись упол­но­мо­чен­ные из­вест­ных ор­га­нов вла­сти и про­из­ве­ли обыск. В ре­зуль­та­те че­го об­на­ру­жил­ся па­кет с ма­те­ри­а­лом, ули­ча­ю­щим о. Вар­со­но­фия в ор­га­ни­за­ции про­ис­шед­ше­го бун­та. Под­лог был оче­ви­ден, так как бу­ма­ги ока­за­лись в по­сте­ли у од­но­го из но­че­вав­ших в эту ночь лю­дей. Через несколь­ко дней и все на­хо­див­ши­е­ся в этом до­ме бы­ли аре­сто­ва­ны и по­са­же­ны в тюрь­му. Сфаб­ри­ко­ван­ное де­ло дли­лось бо­лее трех ме­ся­цев со мно­ги­ми до­про­са­ми и угро­за­ми, но бы­ло слиш­ком гру­бо со­стря­па­но и по­сле пе­ре­да­чи его в выс­шую ин­стан­цию - все бы­ли осво­бож­де­ны.
В 1926 го­ду о. Вар­со­но­фий по­лу­ча­ет рас­по­ря­же­ние о на­зна­че­нии его на­сто­я­те­лем в го­род Пер­во­майск Одес­ской епар­хии, где не бы­ло ни еди­ной вер­ной Пра­во­сла­вию церк­ви. В са­мом рас­цве­те цер­ков­ной жиз­ни алек­сан­дрий­ской об­щи­ны, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был ото­рван от нее и по­слан в глу­хой го­ро­док, хра­мы в ко­то­ром при­над­ле­жа­ли об­нов­лен­цам. Но и здесь он про­яв­ля­ет долж­ное по­слу­ша­ние. Со скор­бью, раз­ди­ра­ю­щей его ду­шу, слез­но про­ща­ет­ся он со сво­ей паст­вой и уез­жа­ет в неиз­вест­ность на но­вые скор­би. При­е­хав в незна­ко­мый го­род, о. Вар­со­но­фий с тру­дом до­би­ра­ет­ся до со­бор­но­го хра­ма и в при­сут­ствии по­лу­об­нов­лен­че­ско­го на­сто­я­те­ля предъ­яв­ля­ет об­щине свое на­зна­че­ние как на­сто­я­те­ля и бла­го­чин­но­го все­го окру­га.
Уже по­сле пер­вой служ­бы весть о нем раз­нес­лась по все­му окру­гу. Со­бор стал ожив­лять­ся не по дням, а по ча­сам. При­хо­ди­ли свя­щен­ни­ки и ми­ряне за со­ве­том, спра­ши­ва­ли как пе­рей­ти в Пра­во­сла­вие из об­нов­лен­че­ства. Но это цер­ков­ное ожив­ле­ние бы­ло весь­ма крат­ким.
На вто­рой день Тро­и­цы о. Вар­со­но­фий был аре­сто­ван и немед­лен­но от­прав­лен в Харь­ков, там за­клю­чен в тюрь­му, но по ис­те­че­нии несколь­ких ме­ся­цев вновь осво­бож­ден без пра­ва вы­ез­да из Харь­ко­ва. Он с тру­дом на­шел се­бе при­ют в чу­жом го­ро­де, од­на­ко ско­ро при­об­рел все­об­щую лю­бовь и ува­же­ние в пра­во­слав­ном хра­ме, ко­то­рый по­се­щал.
Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий про­жил в Харь­ко­ве пять лет - с 1926 г. по 1931 г.
В 1927 го­ду вы­шла де­кла­ра­ция мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Мно­гие ве­ру­ю­щие с на­сто­ро­жен­но­стью от­нес­лись к ней, и о. Вар­со­но­фию с еще боль­шим усер­ди­ем при­хо­ди­лось тру­дить­ся на ни­ве Хри­сто­вой, чтобы со­хра­нить ста­до це­лым и невре­ди­мым. В труд­ных усло­ви­ях, вслед­ствие уси­ле­ния го­не­ний на Цер­ковь со сто­ро­ны без­бож­ной вла­сти, о. Вар­со­но­фий, не те­ряя ни ми­ну­ты, со­вер­шал де­ло пас­тыр­ско­го слу­же­ния Церк­ви Хри­сто­вой: утвер­ждал сла­бе­ю­щих в ве­ре, укреп­лял немощ­ных ду­хом, при­зы­вал к тер­пе­нию в ис­по­ве­да­нии ве­ры. Ба­тюш­ка при по­сред­стве мно­гих ве­ру­ю­щих как в Харь­ко­ве, так и в рай­о­нах быв­ших его при­хо­дов и дру­гих ме­стах, под­дер­жи­вал ве­ру­ю­щих раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми: пись­ма­ми или лич­ным об­ще­ни­ем. Во­круг него об­ра­зо­ва­лась об­щи­на не толь­ко из мест­ных жи­те­лей, но и из ми­рян Дон­бас­са, Ку­ба­ни, Пол­та­вы, Хер­со­на, Одес­сы, и да­же Бе­ло­рус­сии. Пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия по­се­ща­ли ду­хо­вен­ство разо­гнан­ных мо­на­сты­рей, свя­щен­ни­ки и ми­ряне раз­но­го воз­рас­та и зва­ния. Все шли: кто по­лу­чить со­вет, кто уте­ше­ние в скор­бях, кто по цер­ков­ным де­лам, кто для лич­но­го ду­хов­но­го на­став­ле­ния. К нему так­же стре­ми­лись и мо­ло­дые ду­ши, юно­ши и де­ви­цы, пле­ня­ясь его сло­вом и кра­со­той ду­хов­ной жиз­ни, изъ­яв­ля­ли го­тов­ность стать на путь бо­го­угод­ной жиз­ни под его ру­ко­вод­ством. Отец Вар­со­но­фий не ста­вил в рам­ки осо­бо стро­гих пра­вил. Всем же­ла­ю­щим жить бо­го­угод­но да­ва­лось пра­ви­ло: утром - утрен­ние мо­лит­вы и по­лу­нош­ни­ца, в обед - ча­сы, ве­че­ром - по­ве­че­рие с ве­чер­ни­ми мо­лит­ва­ми.
Од­на­ко ГПУ не дре­ма­ло. 1-го ян­ва­ря 1931 го­да был про­из­ве­ден по­все­мест­но в од­ну ночь мас­со­вый арест остав­ших­ся на сво­бо­де епи­ско­пов, ду­хо­вен­ства и ми­рян, про­явив­ших ка­кую-ли­бо ре­ли­ги­оз­ную дея­тель­ность. Был аре­сто­ван и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий. На сей раз он под­вер­гал­ся мно­гим и раз­но­об­раз­ным пыт­кам. Бо­лее все­го прак­ти­ко­ва­лось мно­го­су­точ­ное ли­ше­ние сна: ба­тюш­ка пре­бы­вал в та­ком со­сто­я­нии по пять, де­сять и бо­лее су­ток под­ряд, на но­гах или си­дя под на­блю­де­ни­ем сме­ня­ю­щих­ся ча­со­вых. Му­чи­ли его дни и но­чи, не да­вая за­снуть, под­ни­ма­ли пин­ка­ми или да­же шты­ка­ми.
Его ли­ша­ли пе­ре­дач, из­би­ва­ли, дер­жа­ли в му­чи­тель­ных оди­ноч­ках, в неимо­вер­ной тес­но­те, по­чти гер­ме­ти­че­ски за­кры­тых в лет­нее вре­мя ка­ме­рах или в хо­ло­де; ли­ша­ли пи­щи, а по­том сыт­но кор­ми­ли и не да­ва­ли пить, ин­сце­ни­ро­ва­ли рас­стре­лы, и мно­го дру­гих ис­тя­за­ний при­шлось пре­тер­петь о. Вар­со­но­фию.
Все эти стра­да­ния кон­чи­лись тем, что пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий по­лу­чил пять лет за­клю­че­ния в Тем­ни­ков­ских ла­ге­рях. Все­го он про­вел в за­то­че­нии де­сять лет, в ла­ге­рях: Тем­ни­ков­ских, Ала­тыр­ских и на Ко­лы­ме.
За­ме­ча­тель­но бы­ло его по­ве­де­ние в тюрь­мах и ла­ге­рях. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий со­вер­шен­но ис­кренне го­во­рил, что тюрь­ма для него - некая ду­хов­ная шко­ла и при­ни­мал за­клю­че­ние в ней как воз­мож­ность ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, без стра­ха, с бла­го­дар­но­стью Бо­гу. По при­чине су­ще­ство­вав­ше­го озлоб­ле­ния про­тив ду­хо­вен­ства, о. Вар­со­но­фия по­ме­ща­ли в ка­ме­ры уго­лов­ни­ков, отъ­яв­лен­ных ре­ци­ди­ви­стов, по­те­ряв­ших вся­кое че­ло­ве­че­ское чув­ство. Ис­тин­но хри­сти­ан­ское по­ве­де­ние, до­стой­ное сво­е­го зва­ния, ча­сто укро­ща­ло и этих зве­рей в че­ло­ве­че­ском об­ли­ке. Неко­то­рые из них так при­вя­за­лись к ба­тюш­ке, что да­же по раз­лу­че­нии ис­ка­ли как бы свя­зать­ся с ним пе­ре­пиской или иным спо­со­бом. В са­мой ка­ме­ре о. Вар­со­но­фий вел се­бя как свя­щен­ник и мо­нах. Невзи­рая на шум, крик, неимо­вер­ную ру­гань, тя­же­лый дым та­ба­ка, он ча­са­ми про­ста­и­вал на мо­лит­ве с чет­ка­ми, как бы не за­ме­чая окру­жа­ю­щей его об­ста­нов­ки. Пе­ре­да­ча­ми де­лил­ся со все­ми. Не опус­ка­ясь до той сре­ды, в ко­то­рой на­хо­дил­ся, но и не пре­зи­рая ее, за­став­лял смот­реть на се­бя как на ис­тин­но­го слу­жи­те­ля Бо­жия. В ла­ге­рях пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий прин­ци­пи­аль­но от­ка­зы­вал­ся от ка­кой бы то ни бы­ло ра­бо­ты в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни и ни под ка­ким пред­ло­гом не да­вал из­ме­нять свой об­лик, толь­ко на­силь­но, при­ме­нив по­бои, его остри­га­ли и сбри­ва­ли бо­ро­ду.
На­хо­дясь по­сто­ян­но в неимо­вер­но тя­же­лых усло­ви­ях, о. Вар­со­но­фий ни­ко­гда не уны­вал, все вре­мя по­свя­щал мо­лит­ве, на­хо­дил дру­зей и мно­гих уте­шал. В усло­ви­ях за­клю­че­ния ста­но­ви­лось осо­бен­но тя­же­ло, ес­ли не бы­ло ве­ры в Бо­га, и на­хо­ди­ла та­кая тос­ка и ночь уны­ния, безыс­ход­но­сти, что неко­то­рые би­лись го­ло­вой о стен­ку, пы­та­ясь физи­че­ской бо­лью за­глу­шить ее. В та­кой мо­мент при встре­че с пре­по­доб­ным Вар­со­но­фи­ем, при од­ном толь­ко по­лу­че­нии бла­го­сло­ве­ния на рас­сто­я­нии, не го­во­ря уже о лич­ном сви­да­нии, го­ра уны­ния сва­ли­ва­лась, и овла­де­ва­ло ра­дост­ное чув­ство. Его оду­хо­тво­рен­ный, свет­лый внеш­ний вид, лас­ко­вое об­ра­ще­ние все­гда при­вле­ка­ли к нему. Со­зда­вал­ся круг сво­их, вер­ных, и все вме­сте друг дру­гу по­мо­га­ли, пе­ре­но­ся труд­но­сти ла­гер­ной жиз­ни.
В пер­вый срок пре­бы­ва­ния в ла­ге­рях, бу­дучи пе­ре­го­ня­ем из ла­ге­ря в ла­герь, на­хо­дясь в неве­ро­ят­но слож­ных усло­ви­ях, он ед­ва не скон­чал­ся от ти­фа.
В Са­ро­ве за со­вер­ше­ние мо­лит­вы и про­по­ве­ди был из­бит до по­лу­смер­ти и к мо­мен­ту вы­хо­да из ла­ге­ря стал со­вер­шен­но сгорб­лен­ным ин­ва­ли­дом, пе­ре­дви­гать­ся мог толь­ко при по­мо­щи ко­сты­лей. Труд­но бы­ло узнать срав­ни­тель­но еще не ста­ро­го, строй­но­го, вы­со­ко­го ба­тюш­ку Вар­со­но­фия.
Вслед­ствие его ин­ва­лид­но­сти и по хо­да­тай­ству род­ствен­ни­ков пе­ред вла­стя­ми, по окон­ча­нии сро­ка ему уда­лось вер­нуть­ся в Харь­ков. Внешне он из­ме­нил­ся, но внут­ренне остал­ся тем же. И, не те­ряя ни ми­ну­ты, при­нял­ся за де­ло, свой­ствен­ное его зва­нию: спа­се­ние душ че­ло­ве­че­ских. Опять у се­бя на квар­ти­ре и у дру­гих со­вер­шал бо­го­слу­же­ния но­чью, при­об­щал, на­зи­дал бе­се­да­ми, укреп­ляя остав­ших­ся ве­ру­ю­щих, к то­му вре­ме­ни уже силь­но угне­тен­ных об­наглев­шим без­бо­жи­ем. Го­не­ние до­хо­ди­ло до то­го, что слу­жа­щим со­вет­ских учре­жде­ний рис­ко­ван­но бы­ло за­гля­нуть в цер­ковь, где-ли­бо пуб­лич­но пе­ре­кре­стить­ся, в до­мах нель­зя бы­ло дер­жать ико­ны. Со­вер­ше­ние треб бы­ло за­труд­не­но и небез­опас­но по­то­му, что да­же по­гре­бе­ния и те от­прав­ля­лись осо­бым со­вет­ским чи­ном, с му­зы­кой и крас­ны­ми фла­га­ми.
Не из­ме­няя ни при ка­ких об­сто­я­тельст­вах внеш­не­го ви­да свя­щен­ни­ка, лишь по­сле 1935 го­да, по при­чине крайне раз­вив­ше­го­ся пре­сле­до­ва­ния ду­хо­вен­ства, так что ед­ва ли мож­но бы­ло свя­щен­ни­ку прой­ти или про­ехать в при­су­щей его са­ну одеж­де, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий для до­сти­же­ния глав­ной це­ли - спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских, укреп­ле­ния ве­ру­ю­щих - сни­ма­ет свя­щен­ни­че­ское оде­я­ние и при­об­ре­та­ет вид ста­ри­ка в обык­но­вен­ной рус­ской длин­ной ру­ба­хе, под­по­я­сан­ной по­я­сом. В та­ком об­ра­зе он смог до неко­то­ро­го вре­ме­ни неза­ме­чен­ным по­се­тить це­лый ряд вер­ных сво­их чад, как в преж­них сво­их при­хо­дах, так и в дру­гих ме­стах: на Ку­ба­ни, Дон­бас­се, в Хер­соне, Одес­се и дру­гих го­ро­дах Укра­и­ны и Бе­ло­рус­сии. Цель по­се­ще­ний - со­вер­ше­ние та­ин­ства Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии, ис­по­ведь и при­ча­ще­ние вер­ных чад Бо­жи­их. Со­би­ра­лись на эти служ­бы толь­ко свои, вер­ные, знав­шие друг дру­га.
Как сви­де­тель­ству­ет один из уче­ни­ков ба­тюш­ки, ко­то­ро­му при­шлось быть в од­ной из та­ких по­ез­док с о. Вар­со­но­фи­ем в г. Хер­соне: «Там, на окра­ине го­ро­да, в до­ме, на­хо­дя­щем­ся в глу­хом ме­сте и ограж­ден­ным вы­со­ким за­бо­ром, ба­тюш­ка Вар­со­но­фий ис­по­ве­ды­вал в те­че­ние двух дней и но­чей при­хо­дя­щих лю­дей, ко­то­рые друг дру­гу пе­ре­да­ва­ли о его ме­сто­на­хож­де­нии. Не бы­ло у него вре­ме­ни и по­есть».
В од­ной из та­ких по­ез­док, в 1936 го­ду в Одес­се, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был вы­сле­жен и аре­сто­ван, там же по­са­жен в тюрь­му, ли­шен ка­ких бы то ни бы­ло свя­зей с внеш­ним ми­ром. По окон­ча­нии следст­вия он, уже пол­ный ин­ва­лид, был осуж­ден НКВД на но­вый срок за­клю­че­ния на Ко­лы­му. Та­кие осуж­де­ния де­ла­лись преду­смот­ри­тель­но в рас­че­те на невоз­мож­ность воз­вра­ще­ния.
Несколь­ко ме­ся­цев дли­тель­ной и тя­же­лой по­езд­ки в аре­стант­ских ва­го­нах при 40 гра­дус­ном мо­ро­зе пре­тер­пел пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, преж­де чем по­пал к ме­сту сво­е­го за­клю­че­ния. На Кам­чат­ке он силь­но за­бо­лел, со­сто­я­ние бы­ло та­ким, что его по­счи­та­ли умер­шим и вы­бро­си­ли те­ло. На­ут­ро на­шли си­дя­щим сре­ди тру­пов. Сам о. Вар­со­но­фий об этом слу­чае рас­ска­зы­вал: ко­гда его вы­бро­си­ли на ку­чу умер­ших тел - он был без со­зна­ния. Оч­нув­шись, по­чув­ство­вал теп­ло. Свет оза­рил ноч­ное небо - явил­ся Сам Хри­стос, Ко­то­рый про­тя­нул ему ру­ку и ска­зал: «Дер­зай, ты мне еще ну­жен на зем­ле для про­по­ве­ди Еван­ге­лия».
Ко­лы­ма - са­мое су­ро­вое ме­сто ис­пы­та­ний. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, из­ра­нен­ный, из­му­чен­ный с че­стью про­нес свой крест, упо­вая на ми­лость Бо­жию и на По­кров Ца­ри­цы Небес­ной. В те­че­ние сво­е­го свя­щен­но­слу­же­ния, в пе­ри­од го­не­ний на Цер­ковь, о. Вар­со­но­фий под­вер­гал­ся аре­сту до 25-ти раз. На всех до­про­сах вел се­бя без­страш­но, с до­сто­ин­ством Бо­жье­го слу­жи­те­ля. В труд­ные мо­мен­ты на до­про­сах мол­чал, внут­ренне мо­лясь до тех пор, по­ка не по­лу­чал внут­ри се­бя от­вет, и, не об­ра­щая вни­ма­ния на разъ­ярив­ше­го­ся сле­до­ва­те­ля, да­вал со­от­вет­ству­ю­щие от­ве­ты, раз­ру­шая все ядо­ви­тые за­иг­ры­ва­ния изощ­рен­ных в ко­вар­стве сле­до­ва­те­лей, ко­то­рые ино­гда, ме­няя тон, вос­хва­ля­ли по­доб­но­го ро­да пря­мых и му­же­ствен­ных ис­по­вед­ни­ков.
В 1941 го­ду пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был осво­бож­ден из за­клю­че­ния.
За­ле­чи­вая ра­ны, по­лу­чен­ные за де­сять лет за­клю­че­ния, он про­ле­жал два го­да в Ма­га­дан­ской ла­гер­ной боль­ни­це (по 1943 год) и два го­да в боль­ни­це бух­ты На­ход­ки (по 1945). От­ку­да был пе­ре­ве­зен с на­ро­чи­той об­слу­гой в г. Пя­ти­хат­ки, Дне­про­пет­ров­ской об­ла­сти.
В 1945 го­ду о. Вар­со­но­фий пе­ре­ехал в Харь­ков на ам­бу­ла­тор­ное ле­че­ние. Знав­шие его харь­ков­чане го­во­ри­ли, что ба­тюш­ка внешне из­ме­нил­ся, но внут­ренне остал­ся тем же.
С 1946 го­да о. Вар­со­но­фий про­жи­вал в г. Кра­ма­тор­ске, про­дол­жая харь­ков­ский курс ле­че­ния. В мае 1948 го­да епи­ско­пом До­нец­ким Ни­ко­ном (Пе­ти­ным) на­зна­чен кли­ри­ком По­кров­ской церк­ви г. Кра­ма­тор­ска. Ду­хов­ные ча­да, по­се­щав­шие его в то го­лод­ное вре­мя, го­во­ри­ли, что пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий еще не опра­вил­ся от сво­их ран и вы­гля­дел очень бо­лез­нен­ным. На но­гах бы­ли по-преж­не­му неза­жи­ва­ю­щие ра­ны, ко­то­рые по­сто­ян­но со­чи­лись, хо­дил на ко­сты­лях. Од­на но­га не сги­ба­лась, а вто­рой хо­дил толь­ко на паль­цах. Но, несмот­ря на это, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий так и остал­ся пла­мен­ным свя­щен­ни­ком, воз­жи­гая во всех Бо­же­ствен­ный огонь, ко­то­рый по­сто­ян­но в нем го­рел. Два го­да при­но­сил ра­дость сво­им слу­же­ни­ем о. Вар­со­но­фий при­хо­жа­нам По­кров­ской церк­ви. И враг сно­ва опол­чил­ся про­тив него. В один из дней к хра­му по­до­шли озлоб­лен­ные без­бож­ни­ки с пал­ка­ми, ло­па­та­ми, со­би­ра­ясь бить о. Вар­со­но­фия, тре­бо­ва­ли вы­хо­да к ним. Ба­тюш­ка сто­ял и мо­лил­ся. По­сле мо­лит­вы он три­жды вы­хо­дил к лю­дям - осе­нял кре­стом - и сно­ва ухо­дил в храм мо­лить­ся. Ви­дя сми­ре­ние и кро­тость пас­ты­ря Бо­жия, разъ­ярен­ные лю­ди мол­ча разо­шлись. По­сле это­го слу­чая о. Вар­со­но­фий об­ра­тил­ся в епар­хи­аль­ное управ­ле­ние с хо­да­тай­ством, чтобы ему вза­мен при­сла­ли ар­хи­манд­ри­та Онуф­рия из Одес­сы, а его пе­ре­ве­ли в Хер­сон. Опре­де­ле­ни­ем епи­ско­па Хер­сон­ско­го и Одес­ско­го Ни­ко­на от 2-го ок­тяб­ря 1950 го­да пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Гре­ко-Со­фи­ев­ской церк­ви г. Хер­со­на.
Все­го лишь год про­слу­жил о. Вар­со­но­фий в Гре­ко-Со­фи­ев­ской церк­ви, а па­мять о нем и по­ныне хра­нить­ся в серд­цах хер­сон­цев. Как доб­рый пас­тырь, он ду­шу свою по­ла­гал за вер­ных чад Хри­сто­вых. День и ночь мо­лил­ся ба­тюш­ка за всех, кто об­ра­щал­ся к нему с прось­бой. Слу­жа вме­сте с до­стой­ным пас­ты­рем Церк­ви про­то­и­е­ре­ем от­цом Ди­мит­ри­ем По­зня­ко­вым, они при­об­ре­ли мно­же­ство по­чи­та­те­лей, ко­то­рые об­ра­ща­лись к ним с раз­лич­ны­ми прось­ба­ми и по­лу­ча­ли ду­хов­ную и те­лес­ную по­мощь. Со­вер­шая еже­днев­ные цер­ков­ные служ­бы, они на­хо­ди­ли вре­мя для уте­ше­ния страж­ду­щих, бо­ля­щих и немощ­ных. Мо­леб­ны и ака­фи­сты со­вер­ша­лись в хра­ме каж­дый день. Усер­ди­ем от­ца Вар­со­но­фия бы­ли куп­ле­ны два до­ма для ино­кинь и по­слуш­ниц Бла­го­ве­щен­ско­го и дру­гих мо­на­сты­рей, ко­то­рые по­сле за­кры­тия оби­те­лей нуж­да­лись в кро­ве и про­пи­та­нии. Ба­тюш­ка все­ми воз­мож­ны­ми сред­ства­ми под­дер­жи­вал, на­став­лял и уте­шал этих тру­же­ниц Хри­сто­вых, по­свя­тив­ших се­бя Бо­гу и Церк­ви.
9 но­яб­ря 1951 го­да, пра­вя­щий ар­хи­ерей на­зна­ча­ет его на­сто­я­те­лем Тро­иц­кой церк­ви с. Ста­рой Збу­рьев­ки, Го­ло­при­стан­ско­го окру­га, Хер­сон­ской об­ла­сти. И в этом хра­ме при­хо­жане го­ря­чо по­лю­би­ли сво­е­го ба­тюш­ку. Сно­ва те же ог­нен­ные про­по­ве­ди и пе­ре­пол­нен­ный храм. Все тот же гроз­ный, об­ли­чи­тель­ный, как мор­ская вол­на, го­лос во вре­мя про­по­ве­ди. Мно­гих сво­их вос­пи­тан­ни­ков он по­сы­лал в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру, ко­то­рые впо­след­ствии ста­ли ис­тин­ны­ми мо­на­ха­ми. Слу­жа в этом хра­ме, отец Вар­со­но­фий был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
25 июня 1954 го­да ар­хи­манд­рит Вар­со­но­фий был на­зна­чен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в Ека­те­ри­нин­ский со­бор г. Хер­со­на - по­след­ний храм в его жиз­ни.
Глав­ным для него бы­ло то, что за­по­ве­ди Бо­жии, свя­тые ка­но­ны Церк­ви - непре­лож­ная ис­ти­на, ко­то­рая не долж­на ис­ка­жать­ся. В этом отец Вар­со­но­фий был тверд и непре­кло­нен.
Бы­ли у него и лич­ные внут­рен­ние, до­стой­ные вни­ма­ния, ду­хов­ные пе­ре­жи­ва­ния. Отец Па­вел, ке­лей­ник о. Вар­со­но­фия, вспо­ми­нал: «В конц­ла­ге­ре, в Са­ро­ве, ко­гда о. Вар­со­но­фия из­би­то­го оста­ви­ли в са­рае в пя­ти­де­ся­ти­гра­дус­ный мо­роз, Гос­подь спо­до­бил ве­ли­кой ми­ло­сти внут­рен­не­го ду­хов­но­го оза­ре­ния, уте­шая и со­гре­вая его». Вспо­ми­ная это, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий го­во­рил: «Гос­подь со­хра­нил мне жизнь, чтобы мно­гих ныне при­ве­сти ко спа­се­нию».
В по­след­ние дни сво­ей жиз­ни о. Вар­со­но­фий силь­но бо­лел. Он знал что ско­ро Гос­подь при­зо­вет его к Се­бе, и стал го­то­вить­ся к смер­ти. По­сле ис­по­ве­ди и при­ча­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 17 ок­тяб­ря 1954 го­да в день сво­е­го Небес­но­го по­кро­ви­те­ля.
От­пе­ва­ние пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия со­вер­ша­лось в Ека­те­ри­нин­ском со­бо­ре бла­го­чин­ным про­то­и­е­ре­ем Бо­ри­сом Стар­ком и ду­хо­вен­ством Хер­со­на. Ка­кой-то внут­рен­ний подъ­ем на­пол­нял серд­ца при­сут­ство­вав­ших, каж­дый хо­тел при­кос­нуть­ся к ру­ке ба­тюш­ки и по­лу­чить по­след­нее бла­го­сло­ве­ние. Гроб окру­жа­ли уче­ни­ки ба­тюш­ки, а так­же сест­ры за­кры­тых оби­те­лей, ко­то­рые бы­ли на по­пе­че­нии о. Вар­со­но­фия. По­сле от­пе­ва­ния по мо­на­ше­ско­му чи­ну гроб с те­лом пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия был об­не­сен во­круг хра­ма го­род­ским ду­хо­вен­ством и по­гре­баль­ная про­цес­сия через весь го­род на­пра­ви­лась к го­род­ско­му клад­би­щу. Вбли­зи хра­ма Всех Свя­тых те­ло пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия бы­ло пре­да­но зем­ле.
Так за­кон­чил­ся зем­ной путь вер­но­го и пре­дан­но­го пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой, ду­хов­но­го от­ца, на­став­ни­ка, усерд­но­го мо­лит­вен­ни­ка, неуто­ми­мо­го бор­ца с рас­ко­ла­ми, ис­по­вед­ни­ка и му­че­ни­ка, ду­шой ото­шед­ше­го к сво­е­му Учи­те­лю - Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ку Хри­сту, те­лом по­чи­ва­ю­ще­го в зем­ле, но слы­ша­ще­го всех тех, кто об­ра­ща­ет­ся в мо­лит­вах ко Гос­по­ду и при­зы­ва­ет его имя в по­мощь.
С мо­мен­та по­гре­бе­ния к мо­ги­ле о. Вар­со­но­фия ста­ли при­хо­дить ве­ру­ю­щие, со­вер­шая па­ни­хи­ды и мо­лит­вы о упо­ко­е­нии ду­ши до­ро­го­го ба­тюш­ки. Есть мно­же­ство при­ме­ров чу­дес­ной по­мо­щи, мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства пред Гос­по­дом пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия за тех лю­дей, ко­то­рые на­хо­дясь в скор­би или нуж­де, при­зы­ва­ли его имя.
Еще при жиз­ни, по мо­лит­вам о. Вар­со­но­фия, ис­це­ля­лись бо­ля­щие, вра­че­ва­лись ду­шев­ные и те­лес­ные неду­ги. Он так­же об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти, пред­ска­зы­вая те или иные со­бы­тия.
В се­ле Но­вая Пра­га, Алек­сан­дрий­ско­го рай­о­на, Ки­ро­во­град­ской об­ла­сти, по мо­лит­вам о. Вар­со­но­фия был ис­це­лен мо­ло­дой юно­ша, ко­то­рый не мог хо­дить.
При­хо­жан­ка церк­ви Всех Свя­тых г. Хер­со­на, без­но­гая Ксе­ния, рас­ска­зы­ва­ла, что во вре­мя мо­лит­вы ей явил­ся умер­ший о. Вар­со­но­фий и пре­ду­пре­дил о смер­ти сво­ей сест­ры, умер­шей на сле­ду­ю­щий день.
За­ме­ча­те­лен рас­сказ жи­те­ля г. Хер­со­на Вол­ко­ва Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча, у ко­то­ро­го в 1991 го­ду воз­ник­ли силь­ные бо­ли в об­ла­сти жи­во­та. Вра­чи за­труд­ня­лись по­ста­вить ди­а­гноз, мне­ния разо­шлись, и ни­че­го кон­крет­но пред­ло­жить они не мог­ли. Так и стра­дал он на про­тя­же­нии го­да. В 1992 го­ду про­изо­шло силь­ное обостре­ние, не по­лу­чив от вра­чей ни­ка­кой по­мо­щи, Ни­ко­лай об­ра­тил­ся ко Гос­по­ду, при­зы­вая в мо­лит­вах как хо­да­тая о. Вар­со­но­фия. По­сле мо­литв у мо­ги­лы ба­тюш­ки он ис­це­лил­ся.
Из рас­ска­за ве­ру­ю­щей хри­сти­ан­ки Ве­ры, про­жи­ва­ю­щей в с. Зе­ле­нов­ка, Хер­сон­ской об­ла­сти: «Мои оба сы­на бы­ли пья­ни­ца­ми, и что толь­ко ни пред­при­ни­ма­ла, как их толь­ко ни ле­чи­ла, ни­че­го не по­мо­га­ло. То­гда я об­ра­ти­лась с прось­бой к от­цу Вар­со­но­фию. От­слу­жи­ла па­ни­хи­ду на мо­ги­ле ба­тюш­ки, и мои сы­но­вья пе­ре­ста­ли пить. Я от всей ду­ши бла­го­дар­на Бо­гу и о. Вар­со­но­фию за ми­лость ко мне и мо­им сы­но­вьям».
Из рас­ска­за схи­мо­на­хи­ни Вар­ва­ры, про­жи­ва­ю­щей в г. Алек­сан­дрии, Ки­ро­во­град­ской об­ла­сти: «У од­ной жен­щи­ны пло­хо жи­ли дочь и зять, ча­сто ссо­ри­лись по пу­стя­кам. Она силь­но пе­ре­жи­ва­ла, жа­ле­ла их, бо­я­лась чтобы де­ти не оста­лись си­ро­та­ми. Усерд­но мо­ли­лась Гос­по­ду и при­зы­ва­ла в мо­лит­вен­ную по­мощь от­ца Вар­со­но­фия. И ей бы­ло от­кро­ве­ние. Она уви­де­ла ба­тюш­ку, иду­ще­го по воз­ду­ху, ко­то­рый ска­зал: «Все ула­дит­ся, я за вас мо­люсь и за всю бра­тию» - и ушел в небо. По­сле это­го ви­де­ния дочь и зять ста­ли жить мир­но и друж­но».
Схи­мо­на­хи­ня Вар­ва­ра рас­ска­зы­ва­ла, что при по­се­ще­нии о. Вар­со­но­фия в 1947 го­ду в г. Кра­ма­тор­ске, До­нец­кой об­ла­сти, ба­тюш­ка пред­ска­зал ей непри­ят­но­сти, ко­то­рые ожи­да­ли ее до­ма: ис­клю­че­ние из кол­хо­за, осуж­де­ние и вы­сыл­ка. И толь­ко бла­го­да­ря мо­лит­вам о. Вар­со­но­фия, бу­ря на­па­док утих­ла.
28 мар­та 2007 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, ко­то­рые ныне по­ко­ят­ся в Свя­то-Ду­хов­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Хер­со­на.
Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 18 ап­ре­ля 2008 го­да пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был при­чис­лен к ли­ку свя­тых пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ков.
9 ав­гу­ста 2008 го­да в Свя­то-Ду­хов­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Хер­со­на со­сто­я­лась ка­но­ни­за­ция Ар­хи­манд­ри­та Вар­со­но­фия в ли­ке свя­тых Хер­сон­ской епар­хии.
Мно­го бла­го­де­я­ний Бо­жи­их по­лу­чи­ли и по­лу­ча­ют ве­ру­ю­щие по мо­лит­вам и пред­ста­тель­ству пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, ко­то­рый явил со­бой при­мер вер­но­сти Хри­сту Бо­гу и рев­ност­но­го слу­же­ния Его Свя­той Церк­ви, пра­вед­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни. По­двиг жиз­ни ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия и ныне вдох­нов­ля­ет вер­ных чад Пра­во­слав­ной Церк­ви на са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние Бо­гу и лю­дям. Мо­лит­ся пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий за нас, греш­ных и недо­стой­ных, за весь мир, за тех хри­сти­ан, ко­то­рым, мо­жет быть, пред­сто­ит за­пе­чат­леть вер­ность Хри­сту Бо­гу му­че­ни­че­ством и ис­по­вед­ни­че­ством, дабы спо­до­бить­ся од­ной с ним бла­жен­ной уча­сти и сла­вить во Свя­тей Тро­и­це сла­ви­мо­го Бо­га, От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков! Аминь.